Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье раскрываются особенности формирования функциональной математической грамотности у детей младшего школьного возраста. Целью статьи является описание разнообразных средств, направленных на формирование функциональной математической грамотности младших школьников в процессе обучения математике. В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация фактов. В статье раскрываются такие понятия, как «функциональная грамотность», «функциональная математическая грамотность». Отмечается, что функциональная грамотность – это не новые знания, это компетенции – готовность и способность школьника к решению проблем, готовность и способность действовать с опорой на жизненный опыт и на уже полученные знания, способность к обобщениям, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков для решения различных жизненных проблемных ситуаций, готовность к самообразованию. Одной из составляющих функциональной грамотности является математическая грамотность. Математическая грамотность позволяет увидеть практическую составляющую предмета и применить ее в конкретной жизненной ситуации. Для формирования математической грамотности предлагается ориентироваться на следующие этапы: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный этапы. В статье описаны разнообразные средства формирования функциональной математической грамотности в начальной школе: ситуативные задачи, в условии которых используются реальные ситуации, основанные на жизненном опыте учащихся, цифровые тренажеры, проекты. Новизна исследования: представлена методика работы над ситуативными задачами на уроке математики, выделены позиции, по которым можно проводить анализ фрагмента урока по формированию математической грамотности. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов при организации процесса обучения математике
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; начальное обучение математике; функциональная грамотность; математическая грамотность; средства обучения; ситуативные задачи; уроки математики; образовательный процесс; цифровые тренажеры
Abstract: This article reveals the features of the formation of functional mathematical literacy in children of primary school age. The purpose of the article is to describe a variety of tools aimed at shaping the functional mathematical literacy of younger schoolchildren in the process of teaching mathematics. Theoretical methods were used in the course of the study: analysis, synthesis, generalization, comparison and interpretation of facts. The article reveals such concepts as “functional literacy”, “functional mathematical literacy”. It is noted that functional literacy is not new knowledge, it is competencies – the willingness and ability of a student to solve problems, the willingness and ability to act based on life experience and on already acquired knowledge, the ability to generalize, synthesize, integrate and transfer knowledge, skills and skills for solutions to various life problem situations, readiness for self-education. One of the components of functional literacy is mathematical literacy. Mathematical literacy allows you to see the practical component of the subject and apply it in a specific life situation. For the formation of mathematical literacy, it is proposed to focus on the following stages: motivational, cognitive, activity and reflexive stages. The article describes various means of forming functional mathematical literacy in primary schools: situational tasks, which use real situations based on the life experience of students, digital simulators, projects. The novelty of the study: the methodology of working on situational tasks in a mathematics lesson is presented, positions are highlighted by which an analysis of a fragment of a lesson on the formation of mathematical literacy can be carried out. The obtained results can be used in the practice of primary school teachers in organizing the process of teaching mathematics
Key words: Primary School; younger schoolchildren; primary mathematics education; functional literacy; mathematical literacy; means of education; situational tasks; mathematics lessons; educational process; digital simulators

Для цитирования:

Воронина, Л. В. Формирование у младших школьников функциональной математической грамотности / Л. В. Воронина, О. Н. Хабибуллина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №1. – С. 54-64.

For citation

Voronina, L. V., Khabibullina, O. N. (2024). Formation of Primary School Children Functional Mathematical Literacy // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №1. – P. 54-64.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.