Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск
Том , № 8 (2018)
Скачать выпуск PDF

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 

6-11 9
Аннотация
В настоящее время продолжается процесс реформирования системы основного общего и среднего общего образования, одним из направлений которого явилось уточнение основных образовательных результатов. Основным образовательным результатом освоения предметной области «Математика» является сформированность у обучаемых способностей: логически рассуждать, устанавливать коммуникации, моделировать различные процессы и объекты реальной действительности. Одним из условий успешного формирования выделенных способностей является развитие у обучаемых мыслительных операций с помощью специально подобранных заданий. Обосновано, что такими заданиями могут являться кейс-задания практического, обучающего и исследовательского типов. В статье описана расширенная характеристика содержательной составляющей различных типов кейс-заданий в предметной области «Математика» в зависимости от ступени обучения. Проиллюстрировано влияние выделенных типов кейс-заданий на развитие мыслительных операций обучаемых в зависимости от ступени обучения. На основе соотнесения типов кейс-заданий с выделенными мыслительными операциями показано, что наиболее рациональным для развития мыслительных операций на всех ступенях обучения математике и для более широкого контингента обучаемых является использование практических кейсов, поскольку данный вид кейс-заданий позволяет организовать не только работу с их математическим содержанием, но и способствует погружению обучающихся в практико-ориентированные жизненные ситуации. Делается вывод о том, что использование кейс-заданий в процессе обучения математике позволяет развивать наибольшее количество мыслительных операций школьников, способствует формированию умений обучающихся, направленных на достижение основного образовательного результата в предметной области «Математика».
12-17 7
Аннотация
В данной статье описывается проблема дополнения содержания курса программирования в вузах для отражения современных востребованных на рынке технологий. Отмечено, что повсеместное распространение устройств, составляющих так называемый «интернет вещей», подразумевает необходимость обучения разработке программного обеспечения для этого класса устройств, чему препятствует недостаточная разработанность содержания курса программирования применительно к данному направлению. Рассмотрен вариант решения данной проблемы, предполагающий дополнение курса программирования изучением основных особенностей разработки программного обеспечения для встраиваемых устройств и интернета вещей. Поскольку изучение программирования предполагает наличие практического компонента, рассмотрены примеры аппаратных платформ, которые могут быть использованы в качестве примеров встраиваемых устройств в процессе обучения программированию. Приведены основные направления использования этих платформ в образовательном процессе. Предложен вариант использования отладочного комплекта STM32 F7 Discovery в качестве целевой платформы для рассмотрения особенностей разработки программного обеспечения для встраиваемых систем в процессе обучения программированию, а также для расширения существующих лабораторных заданий по программированию. Приведены аспекты разработки программного обеспечения, рассмотрение которых возможно на примере этой платформы, и программно-аппаратные средства, позволяющие осуществлять разработку. Отмечены основные темы, изучение которых представляется более наглядным при использовании микроконтроллеров и вычислительных систем на их основе, среди которых низкоуровневое управление вычислительными ресурсами и внешними устройствами, такими как устройства хранения информации и коммуникационные интерфейсы. В связи с необходимостью управления множеством периферийных устройств одновременно в составе единой системы реального времени, отмечена возможность коллективного выполнения лабораторных работ студентами в процессе усвоения учебного материала по программированию.
18-27 7
Аннотация
Несомненно, математика (Mathematics, Math) является универсальным средством общения, одинаково понимаемым всеми образованными людьми. Несомненно и то, что фактически английский язык (English) стал глобальным языком международной и межкультурной коммуникации. Есть все основания полагать, что разумное сочетание этих двух глобальных средств коммуникации (Math + English) будет в широком смысле способствовать взаимопониманию и взаимопроникновению менталитетов разных народов и культур, а в педагогическом смысле - эффективной мотивации обучающихся к лучшему усвоению и математики, и языка. Актуальность исследования в этом направлении подчеркивается очевидным снижением интереса молодежи к изучению математических и естественнонаучных областей человеческого знания и смещением интересов в гуманитарную сферу. Очень часто на практике - в сферу свободного сетевого общения. Между тем, для дальнейшего цивилизационного, преимущественно технологического, развития человечества остро необходимы технологи, инженеры, исследователи, а также педагоги, способные их готовить. В настоящей работе обсуждается проблема повышения учебной мотивации обучающихся лингвистической и гуманитарно-эстетической направленности к изучению математики, а также развития направления изучения математики на английском языке при подготовке будущих педагогов-математиков (билингвальное обучение). В качестве способа повышения мотивации к изучению математики предлагается включение англоязычных фрагментов в занятия по предмету с ИКТ-поддержкой. Это требует значительных взаимных усилий педагога и обучающихся. Апробация (в частности, решение студентами педагогами-математиками оригинальных заданий американского аналога российского ЕГЭ по математике профильного уровня) показала перспективность подхода при условии последовательности и настойчивости в его применении.
28-33 6
Аннотация
В данной статье рассматривается киберспорт и стриминг как современные средства развития универсальных компетенций у студентов технических специальностей на занятиях физической культурой. Занятия по физической культуре, как правило, направлены только на развитие физических качеств, они не дают возможность развивать у студентов те универсальные компетенции, ко-торыми они должны обладать. Отмечается, что интересы молодого поколения формируются не только в реальной жизни, но и в виртуальной. В связи с этим, обосновывается актуальность развития универсальных компетенций средствами киберспорта и стриминга. В статье говорится о новом виде спорта, компьютерном спорте, который наиболее популярен среди молодого поколения и может приме-няться для развития универсальных компетенций. А также о современных стри-минг технологиях, благодаря которым возможно дистанционное общение посред-ством обмена видеозаписями на разнообразные темы в различных областях, в том числе и в сфере занятий физической культурой и киберспортом. Приводятся определения понятий - «киберспорт», «стриминг» и «стрим». Рассматриваются и описываются популярные киберспортивные дисциплины. Приводятся примеры видов деятельности при занятии киберспортом. Описываются особенности орга-низации учебных занятий по физической культуре и киберспорту на основе ис-пользования технологии стрим-обучения. Говорится о том, что в современном мире киберспорт и стриминг начинает входить в образовательный процесс выс-ших учебных заведений. Однако киберспорт и стриминг в высших учебных заве-дениях появились относительно недавно, поэтому, как правило, в данных учре-ждениях отсутствуют условия для занятий компьютерным спортом и стримингом, а также специалисты в этих сферах. В заключении предлагается ряд мероприятий для формирования универсальных компетенций средствами киберспорта и стри-минга на занятиях физической культурой.
34-41 10
Аннотация
В статье раскрыты организационно-технологические аспекты применения стрим-технологий в образовательном процессе при обучении студентов в дистанционной форме (на примере Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ)). Отмечается тенденция развития дистанционных образовательных технологий. Описывается актуальность применения видеоконтента в образовательном процессе вуза. Предложена схема процесса планирования, подготовки и организации проведения занятий с применением стрим-технологий в дистанционной образовательной среде, представляющая собой модель взаимодействия участников образовательного процесса. Выделяются проблемы и перспективы развития стрим-технологий и дистанционного образования. Проанализированы особенности подготовки преподавателей к проведению стрим-обучения, реализующегося средствами вебинаров и сервисов стрим-вещания. Предложен перечень теоретических и практических занятий в области подготовки преподавателя к стрим-вещанию и проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий. Описаны организационные и технологические условия проведения онлайн занятий с применением вышеописанных сервисов. Проанализированы и выявлены преимущества и недостатки платформ для проведения онлайн занятий Adobe Connect Pro и Mirapolis Virtual Room, применяемых в УрГПУ при обучении студентов в дистанционной форме, а также сервисов Youtube и Twitch. Показаны варианты решения проблемы реализации стрим-технологии при обучении студентов в дистанционной форме. Для реализации стрим-вещания предлагается использовать в дистанционном образовательном процессе вуза сервис Youtube и популярную программу захвата Open Broadcaster Software (OBS) совместно с одним из сервисов Adobe Connect Pro или Mirapolis Virtual Room, параллельное применение которых позволяет устранить те недостатки, которые присущи каждому сервису в отдельности.
42-48 22
Аннотация
Цель настоящей работы - предложить активную форму обучения, используя сетевую когнитивно-информационную технологию, позволяющую сформировать в курсе методики обучения математике компетенции, определяемые ФГОС бакалавриата. На основе результатов работ американских авторов показано, что эффективность обучения зависит от того, насколько студенты принимают активное участие в учебном процессе, а также от количества обучающихся в группе. Дан краткий обзор научных работ, посвященных конвергенции в обучении. Сделан вывод о том, что конвергенция в обучении должна пониматься более широко, а именно, включать результаты достижений нейропсихологии и философии педагогики. То есть к конвергентным технологиям в обучении следует отнести нейропсихологию, педагогические и когнитивно-информационные технологии. Для реализации конвергентного подхода в обучении предлагается создание на базе информационных технологий внутренней сетевой электронной среды обучения. Создание такой среды возможно при использовании программного обеспечения системы управления обучением - LMS, в качестве которого можно использовать открытое ПО, например, Moodle, Google Класс, а также бесплатный облачный сервис MoodleCloud. Для наполнения учебного контента дидактическими материалами и создания собственной вики-базы знаний можно использовать движки MediaWiki или DokuWiki, распространяемые как свободное программное обеспечение. Таким образом, на основе конвергентного подхода предложен алгоритм разработки учебной программы, в которой лекционная часть должна сочетаться с практикой освоения учебного материала в рамках электронной учебной среды, содержащей банк заданий разного уровня и способствующей развитию когнитивных и метакогнитивных способностей мышления.
49-54 29
Аннотация
Проблема отечественного образования не только в бюрократической вертикали управления образованием, проблема еще и в мотивации. Авторы подтверждают, что нужно кардинально менять педагогическую и психологическую составляющую подготовки учителей, содержание общепрофессиональной (прежде всего психолого-педагогической и мето-дической) подготовки. Дано обоснование, почему изменение содержания и организации учебного процесса необходимо осуществлять на основе представлений о когнитивном портрете обучаемого. В работе предложена когнитивно-информационная педагогическая парадигма на основе объединения когнитивных, информационных и педагогических технологий. Приводится краткий обзор работ, посвященных когнитивному подходу в обучении, и ставится задача формирования у студента устойчивых когнитивных схем с помощью специальной обучающей среды - коммуникационной сети коллективного обучения. Для реализации методики когнитивного обучения предлагается создание групповой коммуникационной сети, узлами которой являются обучающиеся, сам преподаватель в роли фасилитатора и облачное хранилище всех необходимых материалов. Приведены факторы, способствующие повышению уровня мотивации изучения студентами учебного материала. В качестве одного из мотиваторов изучения дисци-плины - методика обучения математике - предложено использовать кроссплатформенный онлайновый процессор знаний WolframAlpha®, ко-торый позволяет студенту выполнять различные задания (в том числе, ис-следовательского плана) не только по математике, но и в области науки и технологий, повседневной жизни человека и общества. Таким образом, систематическая работа методами когнитивного обучения в соответствии с целями и задачами учебного процесса способствует формированию широкого спектра навыков оперирования понятиями, а также учебными действиями.
55-63 12
Аннотация
Построение оптимизируемых моделей реальных явлений и процессов является одной из главных задач математика-прикладника, да и вообще неравнодушного профессионала, практически в любой области человеческой деятельности. Едва ли можно переоценить важность нахождения способа получения максимальной отдачи (прибыли, выхода готовой продукции и т. п.) при минимальном расходовании почти всегда жестко ограниченных ресурсов (финансовых, человеческих, временных и др.). Не менее важно, чтобы школьный учитель и вузовский преподаватель математики умели привить вкус и сформировать устойчивые навыки решения оптимизационных задач своим ученикам. Причем последнее надо начинать делать уже в основной общей школе, где ученики часто (и нередко навсегда) теряют интерес к учебе, особенно, к математике. Между тем, к осознанному решению задач «на максимум/минимум» обучающиеся вместе с учителем математики приходят лишь в выпускных классах, после изучения темы «Производная» и в связи с подготовкой к обязательному ЕГЭ по математике, содержащему такие задачи. Острое противоречие между необходимостью привития обучающимся базовых навыков решения оптимизационных задач в основной общей школе и фактическим формированием у них соответствующего аналитического аппарата лишь в старшей школе, спустя два-четыре года, требует поиска эффективных путей обучения школьников решению оптимизационных задач без преждевременного использования производной. В статье рассматривается возможность применения экстремальных свойств квадратичной функции для решения экстремальных (оптимизационных) задач без преждевременного и/или необоснованного использования производной. Найдено, что экстремальные свойства квадратичной функции не только позволяют эффективно и неформально решать достаточно сложные оптимизационные задачи, но и заметно повышают уровень мотивации обучающихся к изучению математики, в т. ч. и обучающихся гуманитарно-эстетической направленности. Педагогическое исследование с участием студентов, будущих педагогов-математиков, выявило необходимость целевого формирования у бакалавров устойчивых навыков решения «бездифференциальных» оптимизационных задач.
64-68 4
Аннотация
Статья посвящена вопросам подготовки студентов по экономическим и управленческим направлениям в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной и будущей профессиональной деятельности. Предложено при подготовке студентов по информатике и ИКТ обучать их работе в профессиональных прикладных программах на примере «1С: Предприятие». Сформулированы проблемы организации учебного процесса в вузе при изучении студентами дисциплин по информационным технологиям. Предложено реализовать непрерывную информационную подготовку студентов в виде двух уровней. Первый (начальный) уровень включает три модуля: «Основы информационных технологий», «Технические и программные средства реализации информационных технологий», «Информационные системы». Второй уровень предполагает организацию работы студентов в реальной информационной системе на примере «1С: Предприятие». Рассмотрен успешный опыт сертификационной подготовки студентов кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании Уральского государственного педагогического университета. Сертификационная подготовка в области программирования в системе 1С осуществляется в рамках сертификационной дисциплины «Программирование 1С» для студентов 4 курса специальностей «Фундаментальная информатика и информационные технологии» и «Информационные системы и технологии». В основу методики сертификационной подготовки студентов положена модифицированная информационно-технологическая модель, предусматривающая три этапа обучения: подготовительный, овладение базовым минимумом, индивидуальный практико-ориентированный проект. Делается вывод о возможности применения сертификационной подготовки для подготовки студентов по экономическим и управленческим направлениям. Результатом такой организации учебного процесса по информационным технологиям у студентов старших курсов, обучающихся по программам бакалавриата по экономическим и управленческим направлениям, является формирование у них компетенций в области использования информационных технологий в контексте будущей профессии.
69-74 12
Аннотация
В статье представлен опыт подготовки студентов и магистрантов педагогического вуза к использованию учебного видео в рамках изучения курса «Компьютерное видео и звук». В статье представлена система функций учебного видео: наглядное представление информации, высокая скорость передачи информации, управление вниманием аудитории, поддержание интереса к обучению через эмоциональный контент, передача смысла через визуальное структурирование информации, трансляция ценностей средствами невербальной коммуникации. На основе систематизации функций использования компьютерного видео в образовании выявлен перечень медиакомпетенций, необходимых современному педагогу: умение создавать и использовать наглядные видеоматериалы; умение выбрать эргономичную скорость подачи информации в аудиовизуальном потоке; умение управлять вниманием аудитории, используя аудиовизуальные средства; умение создавать и использовать эмоциональный контент; умение проектировать системы визуализации информации; опыт выступления перед камерой. Функциональный подход к дидактическому дизайну позволил дать обоснование выбору заданий для цикла практических занятий данного курса. Студенты, изучающие информатику, информационные системы и технологии, и магистранты педагогического образования осваивают принципы и приемы видеосъемки, монтажа, анимации, получают опыт выступления перед камерой, создают скринкасты, анимированные презентации и анимированные видеоролики, проекты в жанрах видеоинфографики и цифрового сторителлинга. Изучение законов визуального восприятия и эргономики, выразительного потенциала различных жанров видео, освоение базовых эстетических и технологических принципов и приемов создания видеофильмов формирует у будущих педагогов умение использовать видеоматериалы для достижения целей обучения и работать с цифровым видео, используя разные технологические решения.
75-82 11
Аннотация
В 2006-2008 годах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» было осуществлено подключение более 50000 образовательных учреждений Российской Федерации к сети Интернет. Однако наряду с полезной и необходимой информацией, способствующей получению новых знаний и построению эффективного процесса обучения, обучаемые получили доступ к ресурсам, содержащим нежелательное содержание (агрессивное, неэтичное и др.). С целью защиты учащихся образовательных учреждений РФ от противоправного и агрессивного контента в 2006-2007 годах была разработана и внедрена федеральная Система исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования обучающихся РФ (СИД). Согласно федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в срок до 1 сентября 2012 г. во всех образовательных учреждениях на территории Российской Федерации обязательным требованием является установка персонального контент-фильтра на каждый компьютер. Контент-фильтр - устройство или программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющее получить доступ к определенным сайтам или услугам сети Интернет. Средствами контент-фильтрации (СКФ) доступа к сети Интернет являются аппаратно-программные или программные комплексы, обеспечивающие ограничение доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания обучаемых. В данной статье рассмотрены основные положения, связанные с фильтрацией сетевого контента: законы, регулирующие сеть Интернет, технические методы фильтрации сетевого трафика, существующие современные контент-фильтры их возможности и недостатки. Предложена система контентной фильтрации «Selecta», которая предназначена для фильтрации интернет-трафика для образовательных учреждений, разработанная на кафедре информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Уральского государственного педагогического университета совместно с ООО IDECO SELECTA г. Екатеринбург.
83-88 5
Аннотация
Несмотря на наличие уже готовых образцов и шаблонов, педагогам приходится тратить немалое время на подготовку материала для составления необходимых документов. Одним из направлений решения указанного противоречия является разработка автоматизированной информационной системы для организации работы с документами кафедры. Данная система предполагает создание единой базы данных, необходимой для хранения информации, используемой для подготовки документов, направленных на обеспечение учебного процесса, а также взаимодействие сотрудников кафедры между собой и с внешними структурами. Разработка указанной системы является актуальным направлением повышения эффективности работы не только кафедры или вуза, но и всей системы высшего образования в современной России. Наиболее удобным средством разработки и представления информационной системы является унифицированный язык моделирования (UML). С помощью UML можно визуализировать, специфицировать, конструировать и документировать любые программные системы. В статье рассмотрены основные стадии и диаграммы проектирования ИС «Кафедра». Приведен пример базы данных для хранения и обработки сведений, используемых в документах кафедры. Автором совместно со студентами вуза разработан проект, предназначенный для ввода данных в базу и генерации готовых рабочих программ по заданной дисциплине, а также проект для ввода и обработки данных, содержащих сведения об эффективном контракте преподавателя. Готовятся проекты по составлению планов и отчетов. Проектируемая система «Кафедра» призвана объединить все эти проекты в единую систему, способствующую удобной и рациональной работе преподавателей с документами.
89-95 5
Аннотация
В статье описывается подход к реализация информационно-технологической модели сертификационной подготовки будущих IT-специалистов в области программирования в системе 1С. Анализируется возможность использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Обосновывается целесообразность применения информационно-технологической модели обучения, использующей в максимальной степени возможности современных ИКТ. Описываются цели, принципы и особенности ИТ-модели обучения. Рассматриваются условия успешности применения ИТ-модели: технологические, дидактические, методические и организационные. Предлагается модифицировать модель в связи с возникшей необходимостью отнесения выделенных составляющих готовности к этапам обучения в рамках ИТ-модели. Кроме того, были конкретизированы условия ее применимости с использованием технологии скринкастинга в процессе обучения. В качестве модели сертификационной подготовки в области программирования в системе 1С предлагается использовать модифицированную нами информационно-технологическую модель. Выделяются этапы модифицированной информационно-технологической модели сертификационной подготовки будущих IT-специалистов. Описывается ход экспериментальных работ по реализации информационно-технологической модели сертификационной подготовки будущих IT-специалистов в области программирования в системе 1С. Обосновывается выбор персональной среды обучения для создания и реализации электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Администрирование и программирование в системе 1С». Описывается организация учебного процесса посредством пакета облачных сервисов Google Suite for Education и сервисом пакета Google Класс (система управления учебным процессом). Опытным путем доказывается эффективность и целесообразность использования выбранных методов обучения. Представляются результаты формирования готовности студентов к решению профессиональных задач в области программирования в системе 1С. Делается вывод о возможности и целесообразности реализации информационно-технологической модели сертификационной подготовки будущих IT-специалистов в области программирования в системе 1С.
96-106 7
Аннотация
В работе анализируются проблемы разработки и применения электронных учебно-методических материалов по общенаучным дисциплинам, адаптированных для обучения на неродном языке. Традиционные образовательные ресурсы для обучения на родном русском языке не соответствуют педагогическим условиям обучения иностранных студентов в смешанных группах. Учебные тексты для обучения на неродном языке должны быть адаптированы к специфическим требованиям в дидактическом, лингвометодическом и когнитивном аспектах. Для обучения студентов общенаучной дисциплине на русском языке как неродном предлагается разрабатывать учебно-методические материалы на основе следующих рекомендаций: (1) проектировать цикл лабораторных работ, обеспечивающий достаточный уровень формирования компетенций; в содержании каждой работы выделить 2-3 укрупненных задания, направленных на формирование важных знаний / умений и 1-2 самостоятельных задания на закрепление / расширение умений; (2) тексты учебно-методических материалов конструировать в краткой форме, в обоснованных для предметного содержания и ограниченных в количественном отношении функционально-стилевых конструктах; (3) методические указания по выполнению лабораторных работ сопроводить пошаговыми скриншотами с методическими визуальными подсказками; (4) сложные для описания части учебных работ дублировать скринкастами; (5) скринкасты методически обработать - добавить комментарии или субтитры на русском языке и языке-посреднике, подсветку кликов мыши, отображение пути курсора. Учебно-познавательная деятельность с использованием разработанных материалов может осуществляться обучающимся в комфортном темпе, в условиях снижения влияния языкового барьера на результат и повышения доступности и понятности содержания за счет снятия части информационной нагрузки с текста и передачи ее визуальным средствам представления информации по предмету.
107-113 61
Аннотация
В различные сферы деятельности человека внедряются инновации, что ориентирует людей на новое развитие, совершенствование своих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности в смежных отраслях экономики. Система образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека. Информатизация образования создала базу для перехода на новый уровень, цифровизация направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированы на непрерывное обучение (повышение квалификации) с помощью электронного обучения. Цифровые технологии в современном мире - это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями. Однако цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы с обучающимися. Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. В рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы Правительством РФ утвержден проект «Современная цифровая образовательная среда», направленный на создание условий для системного повышения качества, расширения возможностей непрерывного образования. Проект реализуется путем создания цифрового образовательного пространства, доступности онлайн-обучения и направлен на возможность организации смешанного обучения, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов обучения, самообразование, семейное и неформальное образование.
114-124 6
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов апробации системы методов обучения информатике на основе мобильных технологий, которая включает в себя «облачное» хранение материалов курса, использование систем опроса и тестирования, применение инструментов дополненной реальности, онлайн-викторин, скринкастинга, веб-квестов, интерактивного видео и других информационно-коммуникационных технологий. Приводится краткий анализ источников по теме с выявлением положительных и отрицательных сторон использования мобильных устройств и облачных технологий в учебном процессе. Рассматриваются вопросы влияния разработанной системы методов мобильного обучения на уровень освоения учащимися программы школьного курса дисциплины «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах по результатам проведения итоговых контрольных работ. Приводятся данные анонимного анкетирования обучающихся, целью которого являлось выявление проблем, с которыми столкнулись респонденты, и определение отношения обучающихся к использованию мобильных устройств в образовательном процессе. Обсуждаются результаты проектно-исследовательской работы учащихся за текущий учебный год в сравнении с предыдущим, с учетом влияния системы методов мобильного обучения на их мотивацию. Производится анализ отношения педагогов к внедрению разработанной системы в собственную педагогическую практику. Выделяются наиболее интересные, по мнению педагогов, методы обучения. Рассматриваются вопросы готовности учителей информатики и учеников 10-11 классов общеобразовательной школы к использованию мобильных устройств в обучении; актуализируются данные о проблемах, которые могут возникнуть в процессе реализации методов обучения на основе мобильных технологий. Делается вывод о целесообразности использования методов мобильного обучения в школьном курсе информатики и ИКТ.
125-131 7
Аннотация
В статье обосновывается необходимость организации и реализации оперативного взаимодействия педагога и родителей (законных представителей). Определена специфика одного из субъектов образовательных отношений - родителей (законных представителей), конкретизированы их позиции в системе взаимодействия с образовательным учреждением в соответствии с нормативной базой (заказчики образовательных услуг, исполнители образовательных услуг). Предлагаются современные средства для реализации удаленного взаимодействия. Соотносятся понятия «взаимодействие» и «сотрудничество». Конкретизировано понятие педагогического сотрудничества с позиции взаимовыгодного согласованного взаимодействия. Описывается получаемая субъектами взаимодействия выгода. Приводится графическая модель трехсубъектного педагогического сотрудничества. Выделены типы сотрудничества. Представлен технический и технологический комплекс средств мобильной коммуникации на базе операционной системы Android и сервисов Google. Обосновывается выбор аппаратной и программной платформ. Описывается поэтапный алгоритм работы с родителями (законными представителями) с использованием мессенджера WhatsApp и сервисов Google (Таблицы, Документы, Формы, Почта). Раскрывается сущность каждого этапа (организационный, регистрация, подготовительный, обучающий, эксплуатация). Акцентируется внимание на необходимости обучения родителей (законных представителей) технологиям коммуникации и файлового обмена на основе предоставления доступа к ресурсам по гиперссылке в общественном чате. Предлагается иерархическая структура каталогов на Google Диске педагога для организации файлового обмена в рамках реализации педагогического сотрудничества. Приводятся ссылки на источники, иллюстрирующие результативность практического применения мобильной коммуникации для увеличения вовлеченности контингента родителей (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс, организованный образовательным учреждением. Делается заключение о целесообразности реализации педагогического сотрудничества средствами мобильной коммуникации
132-137 6
Аннотация
В статье описан алгоритм конструирования методов обучения для современной глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигмы. Представленный результат связан с решением следующих проблем современной дидактики, определенных необходимостью достижения новых результатов образования и новых профессиональных действий педагога: разработка новых методов обучения, разработка новых целевых классификаций для распределения описанных в классической дидактике методов обучения, разработка новых целевых классификаций для совокупности описанных и новых методов обучения, разработка новых методов внутри выделенных (описанных, установленных) классов методов обучения. Решение задачи, связанной с построением алгоритма конструирования методов обучения, проведено с позиции трактовки «метода обучения» как структуры конечного числа элементов и деятельностной композиции обучающего. Для выделенного понимания «метода обучения» описано ядро структуры методов обучения, состоящее из сознательных и приспособительных операций, целерациональных логических, технических и кинестетических действий, приемов и средств. Теоретический базис конструирования составляют: учет характера деятельности субъектов, использующих метод обучения (объективная и субъективная части), направленность степени общности при включении в метод приемов, внешние и внутренние системообразующие факторы, логическая следовательность. В основу технической составляющей конструирования «метода обучения» положены процедуры агрегирования (составление метода из структурных элементов) и дезагрегирования (разложение методов обучения на структурные элементы). Представленный алгоритм является вариантом основы для конструирования методов обучения и содержит действия выбора и экспертизы. Осуществление выбора определяется педагогическим контентом, который задает цели обучения, психолого-педагогические особенности контингента обучающихся и др. Экспертиза подразумевает построение оценочного суждения в условиях конвенциально-ролевой рефлексии.
138-144 4
Аннотация
В статье на основе анализа нормативных документов актуализируется проблема формирования профессиональной компетентности педагогического персонала школы в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В качестве варианта решения указанной проблемы предлагается методика формирования ИКТ-компетентности, состоящая из следующих взаимосвязанных блоков, содержащих опреде-ленные компоненты: диагностического, целевого, содержательного, технологического. Под-черкивается, что содержательное наполнение компонентов методики зависит, прежде всего, от психолого-педагогической характеристики обучающихся старшего возраста, что обуслов-ливает выбор такого вида образования как неформальное. Анализ особенностей неформаль-ного образования приводит к выделению андрагогического подхода в качестве основного для корректировки контента модели методики формирования, что, в свою очередь, требует уточ-нения компонентов целевого, содержательного и технологического блоков. Сущность этого уточнения состоит в следующем: задачи формирования ИКТ-компетентности коррелируются с учетом ориентации на общепользовательскую и, отчасти, общепедагогическую со-ставляющие ИКТ-компетентности; наряду с общедидактическими принципами выделяются андрагогические, а также отдельные частно-методические принципы; дидактические едини-цы содержания выбираются обучающимся педагогом совместно с преподавателем из сово-купности, представленной в авторском курсе «Основы компьютерной грамотности и исполь-зование ИКТ в решении профессиональных задач», или самостоятельно при учете личных профессиональных потребностей; среди ведущих методов обучения выделяются методы ис-пользования виртуальной образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий с преобладающими видами деятельности самообучения, взаимообучения, взаи-модиагностики, проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Выделенные изменения компонентов методики фиксируются в ее структурной модели, пред-ставленной схематически. В качестве вывода формулируется заключение о влиянии особен-ностей неформального образования, андрагогического подхода на компоненты структурной модели методики формирования ИКТ-компетентности педагогического персонала школы.
145-152 9
Аннотация
В статье с позиции особенностей глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигмы представлен обзор исследований отечественных педагогов, посвященных одному из примеров современных информационно-коммуникационных технологий - технологий мобильного обучения. В качестве предмета обзора и анализа выбрана и описана характеристика «современности» образовательных технологий, связанная, с точки зрения авторов статьи, прежде всего, с конкретизацией и установлением соответствия деятельностного аспекта образовательной технологии идеологии нормативных документов. Обращается внимание на путь обоснования педагогами результатов выделения преимуществ рассматриваемой технологии, который, в основном, характеризуется с технологических позиций. Показывается, что такой путь является односторонним, так как не учитывает весь веер взаимосвязей всех компонентов образовательной технологии, а также возможности реализации совместной деятельности всех участников образовательного процесса. С позиции ФГОС высшего образования, Профессионального стандарта педагога в рамках компетентностного подхода предлагается иной путь обоснования возможностей реализации принципов использования информационно-коммуникационных технологий для технологии мобильного обучения, сущность и логика которого состоит в следующем: дви-жение от цели, дидактической задачи обучения к конкретизации и характеристике компо-нентов индивидуального и совместного видов деятельности преподавателя и обучающихся, далее - к анализу возможностей реализации этих видов деятельности с помощью средств мобильного обучения и, наконец, - к заключению о дидактических возможностях рассмат-риваемой технологии. В рамках предложенной идеологии проведен анализ деятельностного аспекта технологии мобильного обучения не только с позиции совершенствования деятельности преподавателя, но и с точки зрения конкретизации индивидуальной деятельности студента (с указанием возможностей реализации и других форм совместной деятельности). Этот анализ позволил сформулировать вывод об образовательной ценности, педагогической целесообразности, дидактической значимости и методической эффективности технологии мобильного обучения.
153-162 9
Аннотация
Статья посвящена обсуждению подходов к оценке результативности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Анализ используемых и описанных в информационных источниках подходов выявляет ряд их недостатков. Во-первых, ни в одной схеме оценивания не ставится и не обсуждается вопрос целесообразности и оправданности использования педагогом того или иного средства ИКТ. Во-вторых, в них не проводятся различия между понятиями «результативность» и «эффективность», не учитываются ресурсные затраты (финансо-вые, расходы времени преподавателя), связанные с применением ИКТ в учебном про-цессе. В-третьих, оценки строятся, в основном, по технологическим или администра-тивным критериям, не затрагивая педагогических оснований использования ИКТ. Ав-тором выдвигается и обосновывается ряд принципов, которые для педагога могут вы-ступать в качестве основания для выбора той или технологии. Принцип превалирова-ния дидактики над технологией: первичной является дидактическая задача, а не техно-логия; роль технологии состоит в обеспечении заведомо и гораздо более успешного ее решения, чем традиционные методы. Принцип явного преимущества: применение ИКТ должно обеспечить явное улучшение какой-либо стороны существующего учебного процесса. Принцип ресурсной оправданности: в первую очередь следует развивать и внедрять те направления использования ИКТ в учебном процессе, которые имеют бо-лее высокую ресурсную эффективность. Принцип технологической актуальности: в учебном процессе должны использоваться ИКТ и образовательные материалы, отвеча-ющие современному уровню технологического и методического развития. Принцип систематичности: достижение любой поставленной дидактической цели требует систе-матического использования ИКТ. Приводятся примеры, иллюстрирующие следствия из перечисленных принципов. На основании описанных принципов предлагается схема оценивания результативности применения ИКТ в обучении. Схема предусматривает два уровня оценивания - отдельного средства (технологии) и комплекса средств.
163-168 12
Аннотация
В статье выделяется ряд практически значимых задач, связанных с соответствием оформления текстовых документов установленным требованиям: функционирование редакций различных изданий, составление научных отчетов, обучение работе с текстовым редактором, заполнение форм документов, нормоконтроль и пр. Используемая в настоящее время «ручная» их проверка существенно замедляет подготовку документов. Несомненно актуальным является решение задачи автоматизации проверки оформления электронных текстовых документов. Информационный анализ не выявил разработок, которые обеспечивали бы контроль оформления произвольного офисного текстового документа. Обосновывается выбор языка C# в качестве инструментальной среды разработки. Приводится UML-диаграмма основной модели работы приложения. Кратко описывается основной алгоритм проверки оформления текста. Результатом разработки явилось приложение MAPDoc (Модуль Автоматизации Проверки Документов). Построенные на едином алгоритме проверки выделяются несколько различных по функциональному назначению режимов проверки. Режим «Учебный» предназначен для использования в целях обучения, когда учащимся дается задание по формированию документа единого для всех содержания и оформления. Эталон представляет собой правильно оформленный текст. В ходе проверки осуществляется последовательное сопоставление элементов форматирования каждого абзаца документа ученика с эталоном. Описанный режим может быть использован учеником в процессе тренажа или учителем в ходе контроля. В режиме «Редакторский» проверяемый документ может иметь авторское содержание, но последовательность используемых в нем стилей оформления должна соответствовать эталону. Проверка осуществляется уполномоченным лицом («редактором»). Однако перспективной и удобной представляется возможность самостоятельной проверки автором с помощью представляемой программы своей рукописи с целью обеспечения ее соответствия требованиям редакции (учреждения).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 

169-181 6
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования ответственности за результаты учебной деятельности студентов среднего профессионального образования в процессе дуального обучения. Предлагается авторская трактовка понятия «ответственность». Показано формирование ответственности студента в дуальной форме профессионального обучения. Определены признаки и показатели сформированности ответственности. Выявлена взимосвязь между дуальным обучением и формированием ответственности обучающихся. Ответственность предполагает отношение зависимости человека от чего-то очень важного в его жизни. Свобода действий возможна при наличии ответственности, которая означает возможность лишиться чего-то важного: работы, должности, материальных благ. Если же нет ответственности, то нет и свободы воли, свободы выбора, принятия решения, свободы действия, то есть нет вменения и вины. Без возможности лишиться чего-либо ответственность не наступает. Сущность ответственности составляют совокупность важнейших ценностей, которых человек может лишиться из-за неподготовленности или халатности в выполнении служебных обязанностей. Это личностное качество человека, определяющее его способность заранее осознавать соответствие результатов своих действий поставленным целям и общественным нормам. Это готовность лишиться карьеры, репутации, материальных благ, свободы и даже жизни, если будут нарушены эти нормы. Для формирования ответственности за результат учебной деятельности студентов СПО необходимо в учебном процессе ставить перед студентами целостные задачи и создавать ситуации, ориентированные на реальное производство, предоставлять им возможность для самостоятельной активной работы с опорой на их жизненный опыт - это деятельностные технологии. Одним из подходов к решению данной проблемы, на наш взгляд, является идея включения в образовательный процесс технологи дуального обучения.
182-188 7
Аннотация
Указываются основные причины, оказывающие негативное влияние на подготовку инженерных кадров в нашей стране. Предлагаются основные подходы и принципы организации сетевого взаимодействия в процессе подготовки молодежи к инженерной деятельности. Показывается практическая реализация сетевого взаимодействия в образовательном кластере Уральской горно-металлургической компании. В состав кластера входят образовательные организации общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования, предприятия УГМК, социальные партнеры и Управление образованием города В. Пышма. Обучение построено на основе реализации пяти принципов: целостности, преемственности, ранней специализации, практической направленности процесса обучения, учета горнозаводского менталитета. Показано взаимодействие учреждений, организаций и предприятий кластера по реализации указанных принципов в процессе подготовки молодежи к инженерной деятельности. Особое внимание уделено организации, проведению и анализу результатов большого, уникального социально-профессионального проекта «Инженериада УГМК», целью которого является активизация проектно-исследовательской деятельности учащихся и развитие творческого потенциала сотрудников внутри предприятий.
189-196 7
Аннотация
В статье выявлены актуальные проблемы обучения математическим дисциплинам иностранных студентов в российских вузах и поиск оптимальных путей их решения посредством организации системы дополнительного образования. Раскрыты причины, отражающие желание иностранной молодежи в получении российского образования. Актуальность исследования обусловлена постановкой перед вузами Российской Федерации новых сложных организационно-методических задач, связанных с выходом на международный рынок образовательных услуг, разработкой и позиционированием конкурентоспособных и востребованных образовательных продуктов. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы явился системный подход, позволяющий комплексно рассмотреть особенности организации образовательного процесса при одноступенчатой модели обучения студентов-иностранцев на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. В статье представлен имеющийся опыт и возможности данного вуза в сфере обучения иностранцев. Раскрыты приоритетные направления деятельности института в реализации образовательных услуг иностранным студентам, направленные на создание оптимальных условий для получения качественного математического образования. Представлены особенности системы дополнительного математического образования в Мордовском государственном педагогическом институте, описаны ее структурные компоненты. Изложены некоторые особенности методики обучения математическим дисциплинам иностранных студентов. Исследование проводилось на основе применения теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы, в частности исследование программ школьного математического образования других государств, в частности Туркменистана) и эмпирических (наблюдение, беседа со студентами и преподавателями вузов) методов. Материалы статьи обладают практической значимостью для преподавателей математических дисциплин в контексте обучения студентов-иностранцев в вузах Российской Федерации.
197-203 11
Аннотация
Данная работа является продолжением исследования, проведенного в предыдущей статье (см. [12]), в которой был осуществлен анализ учебных пособий по русскому языку как иностранному в контексте профессионально-ориентированного обучения и отмечена необходимость введения дидактических материалов, учитывающих будущую специальность учащихся. Автором рассматривается разработка концепции профессионально-ориентированного обучения, связанного с развитием новых подходов в теории обучения иностранным языкам, возникновением новых современных технологий и увеличением количества иностранных студентов в российских вузах. В военных вузах обучение, в основном, ведется по методическим разработкам, составленным коллективом преподавателей кафедры, что обусловливается отсутствием универсального учебного пособия, ориентированного на ту или иную военно-инженерную специальность (строитель, механик, электрик). Как показал анализ учебных пособий, осуществленный в предыдущей статье (см. [12]), существующие на сегодняшний день пособия по русскому языку как иностранному не учитывают военную специфику. Автором описана концепция профессионально-ориентированного обучения, отмечены отличительные черты учебного пособия для иностранных военнослужащих инженерного профиля, чему предшествовала оценка лингвистических и экстралингвистических факторов (учебный план подготовки курсантов основных курсов ТВВИКУ, предполагаемый уровень владения русским языком на этих курсах и т. д.). В статье отмечаются принципы построения и особенности содержания учебного пособия, включающего в себя профессионально-ориентированные тексты для чтения (инженерный профиль) и задания, составленные на основе научного стиля, а также выделяются решаемые задачи. Автором перечислены основные темы уроков, соответствующие названию текстов; описаны разделы учебного пособия; представлены примеры формулировок заданий на активизацию лексико-грамматического и содержательного материала, дан их методический комментарий; включены задания для промежуточного контроля. В заключение отмечается важность профессионально-ориентированного обучения, достоинства и перспектива внедрения учебного пособия для иностранных военнослужащих инженерного профиля в учебный процесс.


ISSN 2079-8717 (Print)