Preview
Том , № 6 (2018)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

5-13 1
Аннотация
В статье рассматриваются общественно-политические взгляды и деятельность уральского учителя словесности Д. А. Киселева, который за ведение революционной пропаганды в учительском сообществе был подвергнут репрессиям со стороны царского правительства. Под влиянием событий 1917 г. Киселев вступил в партию большевиков и после установления Советской власти был первым комиссаром по народному просвещению г. Екатеринбурга. В статье дается оценка деятельности комиссара весной - в первой половине лета 1918 г., показаны первые попытки реформирования системы школьного образования на региональном уровне, делаются выводы о недопустимости насилия и разжигания противостояния в обществе. Важное значение имела попытка комиссара просвещения в 1918 г. создать в Екатеринбурге высшее педагогическое учебное заведение - Уральскую высшую педагогическую школу. Особо исследуется участие Киселева и екатеринбургских учителей в разработке проектов создания новой единой трудовой школы. Специально освещается роль учителя-большевика в противостоянии Советской власти и учительской организации - Уральскому педагогическому союзу. Автор также анализирует деятельность Киселева на посту директора Екатеринбургского (Свердловского) педагогического техникума в 1920-е гг. - его стремление быть сторонником педагогических новаций этого периода. В статье впервые дается информация о судьбе Дмитрия Александровича в 1930-е гг., когда, несмотря на традиционные для того времени обвинения в троцкизме и вредительстве, ему удалось избежать уголовной ответственности.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

14-21 1
Аннотация
Статья раскрывает основное содержание социальной практики технолого-экономического содержания. Социальные технолого-экономические практики являются инновационным направлением модернизации национальной системы технологического образования, они направлены на изменение социокультурной реальности современного российского общества, модели повседневного поведения, хозяйственной деятельности каждого человека. Методическая сторона организации социальных технолого-экономических практик основана на проектном и системно-деятельностном методах обучения, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Социальные технолого-экономические практики проводятся на базе учреждений, являющихся социальными партнерами школы, где обучающиеся получают консультации профессионалов по теме проекта. Социальные технолого-экономические практики фактически выступают как часть образовательного феномена - STEM-образования. Анализируется опыт организации социальной практики в МАОУ «Лицей № 110» г. Екатеринбурга для обучающихся предпрофильных 8-9 и профильных 10-х классов. Социальные практики технологического содержания традиционно проходят в НПО «Автоматика» им. Н. А. Семихатова: «Разработка микросхем», «Разработка тестов и тестирование интегральных микросхем» и работа с архивными материалами в музее НПОА. Во время практики работники предприятия проводят экскурсии по музею НПОА, обучающихся знакомят с космической техникой, принципом работы ракеты и деятельностью академика Н. А. Семихатова. Преподаватели социальных практик - это преподаватели, работающие в неформальных условиях, они часто являются волонтерами и/или выполняют эту деятельность поверх своей повседневной работы. Приоритеты социально-экономического развития устанавливают новые требования к выпускнику школы; он должен иметь возможность строить эффективную коммуникационную стратегию, готовиться к постоянному профессиональному саморазвитию.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

22-27 1
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, посвященные достаточно актуальной и востребованной в современном обществе проблеме анализа степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством предоставления образования на примере среднего профессионального обучения. Приведены и проанализированы данные исследования, базирующегося на анкетировании студентов трех учебных заведений среднего профессионально образования города Шадринска Курганской области. Исследование посвящено изучению удовлетворенности студентов образовательными услугами в аспектах материально-технического обеспечения образовательного процесса (состояние аудиторий, наличие компьютерных классов, спортивное оборудование, условия работы в читальных залах, наличие технических средств обучения, электронных ресурсов образовательной организации), организации питания, медицинского обслуживания, социального обеспечения процесса образования; качества организации учебной работы образовательной организации; деятельности преподавателей образовательной организации (владение предметом, культура речи и преподавания, владения техническими средствами в образовательном процессе); качества и критериев оценивания студентов; качества работы студенческого самоуправления, организации досуговых, спортивных мероприятий, участие в общественных мероприятиях и др. В ходе выполненной работы выделены области, требующие особого внимания со стороны руководства учебными заведениями, их улучшение и модернизация. Сделаны выводы относительно требований к повышению качества образования, касательно активизации проведения исследований, направленных на изучение мнения об оказываемых образовательных услугах родителей учащихся, а также получения информации о требованиях работодателей к выпускникам учебных заведений среднего профессионального образования, удовлетворенности работодателей навыками и компетенциями выпускников средних профессиональных образовательных организаций. Таким образом, в статье намечены последующие актуальные аспекты для эмпирического изучения проблемы удовлетворенности студентами качеством оказываемых образовательных услуг образовательными организациями среднего профессионального образования.
28-34 1
Аннотация
Обращается внимание на проблему рефлексии и на недостаточность инструментария ее диагностики в практической психологии. В рамках теоретического анализа выделяются различные виды рефлексии. Обсуждается значимость системной рефлексии как мишени работы в период студенчества. Подчеркивается, что переход более низких уровней рефлексии в системный уровень является возрастной и профессиональной задачей студентов социономических профессий. В фокусе эмпирического исследования находится проблема взаимосвязи уровня рефлексивности и использования вербальных маркеров в эссе студентов. Для верификации полученных данных использовался статистический анализ и метод сравнения двух выборок. Доказано наличие четырех видов маркеров рефлексии: телесные, эмоциональные, когнитивные и я-факторные. Проведенное исследование позволило сделать вывод о наличии взаимосвязи между уровнем рефлексии и встречаемостью лингвистических маркеров. Установлены специфические для студентов-медиков и студентов-психологов виды лингвистических маркеров и их взаимосвязь с рефлективностью. Подтвердились представленные в литературе данные об активизации негативных рефлексивных процессах в рамках арт-терапевтических занятий. В целом, корреляции между частотой встречаемости групп лингвистических маркеров и склонностью студентов к интроспекции и квазирефлексии сходны. Отсутствие системной рефлексии маркируют оценочность, обращение к прошлому опыту, принуждение, обсуждение возможности и отсылка к различным внешним факторам. Делается вывод, что системная рефлексия является свойством личности, требующим специальных условий развития. Для студентов определенного направления подготовки характерны сходные особенности встречаемости слов-маркеров рефлексии. Полученные результаты определяют пути развития рефлексии и рефлексивности в зависимости от содержания будущей профессиональной деятельности.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

35-40 1
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы лингвистической тревожности, представляющей собой комплекс негативных переживаний, обусловленный самовоспринимаемой убежденностью обучаемого в неспособности эффективно освоить программу курса обучения иностранного языка. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что креативная идентичность может быть существенным предиктором как лингвистической тревожности, так и мотивации изучения иностранного языка в целом. В ходе исследования было выявлено, что существует взаимосвязь между уверенностью школьника в своих творческих способностях и отсутствием негативных переживаний, связанных с необходимостью усвоения иностранных языков. Наиболее существенные различия были выявлены в социальной ценности иностранных языков: у школьников с высоким уровнем креативной идентичности данный показатель значимо выше по сравнению с нонкреативными одноклассниками. Школьники с высоким уровнем креативной идентичности показывают более низкий уровень лингвистической тревожности. Авторы считают, что этот эмпирический результат можно объяснить тем, что усвоение иностранного языка является творческой деятельностью. В отличие от нетворческих одноклассников, креативы могут перенести усвоенную грамматическую конструкцию в новый контекст. Творческие школьники чаще склонны к позитивному преобразованию ситуации и овладению изменившейся реальностью. На основе результатов исследования также выяснилось, что креативы причины неудач приписывают нестабильным внутренним или внешним факторам, а не отсутствию способностей. В настоящей статье авторы предлагают методические рекомендации для коррекции лингвистической тревожности. В заключение авторы делают вывод, что креативная идентичность является предиктором лингвистической тревожности, способствуя большей продуктивности в изучении иностранного языка.
41-48 1
Аннотация
За последние сто лет в России произошло резкое сокращение педагогического потенциала общества, в том числе и в области физической культуры и спорта. Если в начале XX в. всего насчитывалось около пяти тысяч подвижных детских игр, а один ребенок в среднем знал более ста подвижных игр, то в современной России сохранилось около ста подвижных игр, а сегодняшний ребенок в среднем знает около пяти подвижных игр. Резкое сокращение количества подвижных игр произошло из-за того, что далеко не все современные родители готовы отпустить своего ребенка на улицу, для того чтобы он самостоятельно играл со своими сверстниками. За последние четыре года почти в два раза увеличилось количество возбужденных уголовных дел о преступлениях, совершенных против неприкосновенности детей и подростков [9]. Родители стараются максимально ограничить детей от пребывания на улице. Таким образом, детям прививается малоактивный образ жизни, поэтому у современных детей происходит накопление подкожного жира с самого раннего возраста. Если живописцы эпохи Возрождения с трудом находили в качестве натурщиков младенцев с ожирением для изображения херувимов, то сейчас такие дети есть практически в каждой детсадовской группе. Для противодействия гиподинамии появился и активно развивается новый вид физической культуры - детский фитнес. В первую очередь, детский фитнес - это спортивная программа, разработанная с обязательным учетом особенностей физического развития, подготовленности в зависимости от возраста ребенка
49-55 2
Аннотация
В статье анализируются виды учебно-познавательной деятельности политехнической направленности курса физики средней школы. Приводится обзор традиционных методов и форм реализации принципа политехнизма (в основном, превалируют объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрация средств наглядности) и репродуктивные методы обучения). Предлагается обновленный вариант видов деятельности, базирующийся на системе источников учебной информации: учебное исследование (объект исследования - природа), работа с объектами «второй» природы (объект исследования - объекты техносферы), работа с книгой, работа с аудио- и видеоинформацией, работа с компьютером, учебная игра (с применением специальных игровых технических объектов, элементов образовательной робототехники, а также объектов и технологии игровой технической виртуальной среды), восприятие и усвоение учебной информации в процессе коммуникации (восприятие и отработка «готового» знания и способов деятельности в общении с учителем, сверстниками, учеными, изобретателями и другими участниками образовательного процесса). Приводятся результаты констатирующего эксперимента, в рамках которого была поставлена задача изучить сложившийся опыт практикующих учителей в использовании предлагаемых видов деятельности в курсе физики средней школы. Безусловными лидерами среди них оказались: рассказ и объяснение учителем конкретных примеров применения физических явлений и законов в технике и принципа действия физических приборов, чтение учебника физики и реже - научно-популярной литературы по технике. Делается вывод о том, что не все учителя систематически используют средства наглядности при изучении вопросов техники, в особенности натурные объекты. К тому же, невелика доля практической деятельности, связанной с работой учащихся с техническими объектами (на занятиях по физике и при подготовке к ним).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 

56-61 1
Аннотация
В статье на примере регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии раскрывается проблема профессиональной подготовки регентов на Урале. Авторами рассматривается русская православная музыка, особенности ее структуры и исполнения с позиции регентской деятельности, которые определяются ее исполнением «a capella», особой звуковой эстетикой, связанной со спецификой церковно-славянского языка, на котором совершается богослужение, ориентацией на церковно-певческую традицию в определении темпа, размера произведений, динамических оттенков и т.д. Основной целью данной статьи является освещение ряда положений о специфике регентского образования (наиболее важной стороной которого является умение исполнять образцы православного богослужебного пения, сохраняя стиль церковно-певческой традиции) и требований к профессиональной подготовке регента, которые зависят от структуры и содержания учебного процесса образовательного учреждения (дисциплины учебного плана), особенностей его базового музыкального репертуара и комплекса применяемых общепедагогических методов и методов педагогики музыкального образования. Авторами статьи проанализированы документы, регламентирующие содержание образовательной программы (учебный план, рабочие программы дисциплин) в Екатеринбургской духовной семинарии, выявлены методы, необходимые для эффективного обучения будущих регентов. Раскрывается содержание музыкально-теоретического, дирижерско-хорового, церковно-певческого и церковно-исторического, литургического (богословского), педагогического и вариативного модулей учебного плана, по которому ведется обучение будущих регентов - руководителей церковных хоров. Авторы приходят к выводу о том, что образовательный процесс регентских школ способствует всестороннему погружению обучающихся в образцы русской православной музыки. Эффект погружения достигается, во-первых, благодаря тому что содержание дисциплин учебных модулей (в том числе, дисциплин «не музыкального», литургического модуля) ориентировано на изучение различных областей русской православной музыки, во-вторых, широкому применению метода междисциплинарного взаимодействия различных предметов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

62-68 1
Аннотация
В статье раскрывается проблема теории и практики упражнения в методике обучения аудированию студентов неязыкового вуза. Приводится анализ существующих в отечественной и зарубежной методической литературе систем и классификаций упражнений, направленных на развитие аудитивных умений. Дается описание авторской последовательности видов учебной деятельности при работе с аутентичными материалами радиопередач информационных жанров, которая включает антиципацию трудностей понимания аутентичных радиопередач информационных жанров, первичное прослушивание радиопередачи, вторичное прослушивание радиопередачи, интерпретацию проблематики прослушанной аутентичной информационной радиопередачи. Антиципация трудностей понимания аутентичных радиопередач информационных жанров предполагает преодоление языковых трудностей радиопередачи, преодоление содержательных трудностей радиопередачи, создание мотивации и интереса у студентов к заявленной тематике аутентичной информационной радиопередачи, активизацию интеллектуальных возможностей студентов. Задачами первичного прослушивания являются понимание основного содержания аутентичной радиопередачи информационного жанра, выполнение упражнений на определение жанра, места записи радиопередачи, гендерной принадлежности, профессии и количества участников аутентичной информационной радиопередачи и других. Вторичное прослушивание аутентичной информационной радиопередачи подразумевает выполнение задачи детального понимания содержания аутентичной информационной радиопередачи. Интерпретация проблематики прослушанной аутентичной информационной радиопередачи подразумевает передачу основного содержания аутентичной радиопередачи информационного жанра в форме рецензии, а также выражение собственного мнения по теме прослушанной радиопередачи. Приводятся примеры частного комплекса упражнений, направленных на развитие аудитивных умений аутентичных материалов радиопередач информационных жанров, каждые из которых соответствуют разработанной последовательности видов учебной деятельности при работе с аутентичными материалами радиопередач.
69-74 1
Аннотация
В статье актуализируются вопросы, связанные с изменениями требований рынка труда к гуманитарным профессиям, в частности, к профессиональным навыкам специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью. Эти перемены авторы связывают с активным развитием информационных технологий, которые подталкивают образовательную среду к совершенствованию программ подготовки специалистов, стимулируют к созданию качественных и продуктивных образовательных маршрутов для обучающихся. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты реализации интегративного подхода в профессиональной подготовке бакалавров по рекламе и связям с общественностью. Интегративный подход включает в себя внутрипредметную, межпредметную и надпредметную интеграцию. Авторы уделяют особое внимание целям и задачам учебной практики, построению заданий и оценке эффективности ее результатов. Цель учебной практики: закрепление полученных знаний и приобретение первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем, формирование у студентов целостного представления о содержании и видах профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью. В статье описан опыт организации практики на базе учебного подразделения вуза - кафедре рекламы и связей с общественностью. Студентам, обучающимся по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью», в качестве заданий предлагается принять участие в разработке, подготовке и проведении Фестиваля «AD&PR. NON STOP». Задания практики носят интегративный надпредметный характер, что позволяет научить студентов выполнять профессиональные задачи с разных позиций, использовать полученные знания при решении творческих задач, а также развивать умения и навыки в исследовательской деятельности.
75-80 1
Аннотация
Особая роль в социально-экономическом развитии любой страны принадлежит системе образования. Запросы общества обусловливают требования к личности и деятельности специалиста. Педагогическая профессия принадлежит к одному из сложнейших видов человеческой деятельности. Она ставит педагога перед лицом совершенно неожиданных, а порой и нестандартных ситуаций, решение которых трудно, да и невозможно заранее запрограммировать. Педагогическое образование - это профессиональное образование, задача которого состоит в подготовке не только преподавателя школы, который дает знания по определенному учебному предмету, а учителя - педагога в широком смысле этого слова, который заботится о разностороннем развитии и воспитании подрастающего поколения. Современные нормативные документы отечественного образования, в том числе школьного, определяют круг требований к уровню профессиональной подготовки учителя, компонентом которой является и методическая составляющая. Методическая подготовка как элемент педагогического образования включает в себя совокупность знаний, умений, способностей специалиста по реализации эффективной профессиональной деятельности в условиях образовательной организации с учетом современных требований государства, общества, а также запросов и возможностей обучающегося. В статье автор определил актуальность и значение методической подготовки педагога, охарактеризовал современное состояние и основные проблемы, возникающие у преподавателя в процессе подготовки студентов педагогического вуза к реализации деятельности в рамках общеобразовательной школы посредством базовой дисциплины профессионального блока - «Методика обучения и воспитания в историческом образовании», реализуемой на первой ступени высшего педагогического образования Уральского государственного педагогического университета.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

81-86 1
Аннотация
Современная государственная политика в области образования требует более полно учитывать потребности каждого отдельного ученика, а значит, соблюдать психолого-педагогические условия, направленные на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию обучающегося и одновременно сохранению его индивидуальности. Этому удовлетворяет технология витагенного обучения, разработанная доктором педагогических наук, профессором А. С. Белкиным. В процессе витального образования происходит формирование комплексных навыков адаптации к современной жизни; формирование готовности к самосохранению через самодисциплину и мобилизацию личностных сил; формирование представления о многомерности образовательного процесса и, как следствие, неоднозначности путей решения образовательных задач. Перечисленные задачи витагенного обучения соответствуют принципам андрагогики - разделу современной педагогики, занимающемуся проблемами обучения и воспитания взрослых (адъюнктура является частью андрагогики). Витагенное обучение помогает создать оптимальные условия для самореализации каждого обучающегося. Процесс подготовки преподавателей высшей военной школы направлен, с одной стороны, на получение знаний в области педагогики высшей школы; с другой - на изучение основных принципов и норм педагогического общения; понимание особенностей публичных выступлений и психолого-лингвистических характеристик ораторского искусства в целом; умение вырабатывать индивидуальный стиль общения в зависимости от свойств личности, приобретение опыта воздействия на людей своей речью, управления специфическими языковыми барьерами. Применительно к академической риторике это значит, что преподаватель опирается на опыт деятельности офицера в должности командира подразделения, учитывает определенную шаблонность, принятую в военной педагогике, отсутствие сформированных риторических навыков и в то же время поддерживает стремление к получению опыта коммуникативной педагогической деятельности. Следуя принципам витагенного обучения, мы решаем сразу несколько задач: используем положительный жизненный опыт (прежде всего, социальный и профессиональный) в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Индивидуальная работа заключается в диалоге обучающегося и преподавателя, направленном на взаимную передачу информации и знаний. Приоритетно самостоятельное обучение. Формирование языковой способности позволит планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. А опора на принципы витагенного обучения, реализация витагенной технологии в процессе обучения в высшей школе позволит осуществить объемное овладение знаниями в процессе сотрудничества.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

87-92 1
Аннотация
В статье рассматривается инновационный способ реабилитации младших школьников с нарушениями слуха. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточностью методик музыкальной и речевой стимуляции в реабилитации детей с нарушениями слуха. Наиболее современной и прогрессивной является методика развития речи и музыкальности в процессе игры на блокфлейте, инструменте с колеблющимся столбом воздуха, который при игре проникает по каналам костно-тканевой проводимости в головной мозг и фиксируется как звук определенной высоты. В 1932 г. русский ученый-оториноларинголог Г. Г. Куликовский выяснил, что колебания волн к кортиеву органу, рецепторной части слухового анализатора, передаются не только воздушным путем через звукопроводящий аппарат уха, но и через кости черепа тканевым путем, что положительно влияет на повышение порога слышимости по каналам костно-тканевой проводимости (Я. С. Темкин, 1957; С. Portmann, 1961; В. П. Морозов, 1970, другие авторы). Отмечается, что поражение корковых центров активизирует костно-тканевую проводимость, появляется плохое восприятие речи при относительно хорошем восприятии чистых тонов (В. Ф. Ундриц). Таким образом, различение чистых тонов составляет более легкую задачу, чем анализ речевых сигналов и синтеза словесных понятий. Для нас принципиально важным является сам факт костно-тканевой проводимости и возможность игры младших школьников на блокфлейте. Проигрывание песенных мелодий способствует музыкальной стимуляции, пропевание мелодии песни с текстом активизирует речевую реабилитацию младших школьников с нарушениями слуха. Статья подготовлена в рамках ранее разработанной программы «Обновленный слух» и направлена на продвижение данной инновационной методики, позволяющей активизировать реабилитационный процесс.


ISSN 2079-8717 (Print)