Preview
Том , № 4 (2018)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

6-12 3
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы соотношения профессионального долга и социальной ответственности учительства в условиях общественно-политической нестабильности, связанной с первой российской революцией 1905-1907 гг. В сельской уральской глубинке педагог был фактически единственным представителем интеллигенции, имевшим возможность интерпретировать происходящие в государстве процессы и просветить едва грамотное население. Однако социально-политическая активность учителей имела для них негативные последствия в различного рода преследованиях со стороны государственной администрации. Педагоги официально имели статус государственных служащих, поэтому должны были сохранять верноподданническую позицию. Однако революционные настроения захватили их, поскольку социальное происхождение большинства учителей было идентичным с основными участниками революции: крестьяне, мещане и прочие городские обыватели. Их объединяли общие представления о необходимых России переменах. В статье обращается внимание на достаточно мягкие формы наказаний учителей по политическим мотивам. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, слабой доказательной базой обвинений в неблагонадежности. В уральской глубинке полицейский контроль практически отсутствовал. Во-вторых, феминизацией учительских кадров на Урале, к женщинам применяли щадящие меры наказаний. В-третьих, срабатывал прагматизм, ведь арестованных и высланных некем было заменить.
13-17 1
Аннотация
В данной статье изучается проблема становления светского образования в дореволюционном Дагестане. Определена актуальность и гипотеза исследования. Рассматриваются вопросы системы мусульманского образования Дагестана XIX в. Исследуются этапы обучения в арабо-мусульманских школах и медресе дореволюционного Дагестана. Говорится о системе мусульманского образования в период Кавказской войны, в эпоху имама Шамиля. Раскрывается проблема взаимоотношений между арабо-мусульманскими и светскими учебными заведениями в пореформенный период. Освещаются труды дореволюционных авторов, изучавших систему образования в Дагестане (Н. Ф. Дубровина, М. М. Ковалевского, Е. И. Козубского, С. Фарфаровского). Исследуется деятельность П. К. Услара и его вклад в развитие культуры и образования Дагестана. Изучается просветительская деятельность видных представителей дагестанской интеллигенции изучаемого периода (А. Омарова, Г.-Э. Алкадари, Д. Б. Бутаева, Б. Далгата, А. Каяева, С. Габиева и др.). Содержатся некоторые сведения о педагогической работе дагестанских просветителей Г.-Э. Алкадари и Абдуллы Омарова. Освещаются труды дагестанских ученых советского периода (Г. Ш. Каймаразов, М. А. Абдуллаев, А. С. Гаджиева, В. Г. Гаджиев, С. М. Омаров). Отмечается положительная роль русских ученых в деле просвещения горцев Дагестана. Рассматривается вопрос влияния российской системы образования на формирование передовой дагестанской интеллигенции. Отмечается важная роль светской системы образования в культурном развитии народов Дагестана. Вместе с тем подчеркивается огромный вклад дагестанских мусульманских ученых и богословов в развитие и распространение научных знаний изучаемого периода, в формирование духовно-нравственной культуры дагестанских народов.
18-27 2
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием сословно-профессионального и специального образования в Сибири в XIX - начале XX вв. Грамота среди крестьян распространялась значительно слабее, чем среди других социальных слоев сибирского населения и исключительно частным путем. Поэтому особое внимание было обращено на развитие сети церковных школ, семинарий, дававших возможность крестьянству получить доступное образование. Значение успеха в области развития образования во второй половине XIX в. сводилось не только к тому, что благодаря расширению учебных заведений всех типов заметно выросли ряды русской интеллигенции; также были достигнуты определенные успехи в борьбе с неграмотностью, в которой еще недавно буквально тонула подавляющая часть населения Сибири. Приводятся аргументы, позволяющие сделать вывод о том, что целью развития сословно-профессионального и специального образования в Сибири в XIX - начале XX вв. является создание сети государственных общеобразовательных школ разных типов для обучения элементарной грамоте населения Сибири. Авторы рассматривают особенности подготовки военно-профессионального образования в Сибири XIX в., результатом чего в начале XX в. стало создание военно-образовательного комплекса. Промышленный подъем в конце XIX - начале XX вв. вызвал потребность в подготовке квалифицированных рабочих в Сибири. В связи с этим стали открываться учреждения всевозможных разрядов и родов, начиная от универсальных политехникумов и заканчивая низшими ремесленными школами. Не подлежит сомнению, что для успешного достижения этих целей возникает необходимость в подготовке специалистов, познания которых были бы связаны с обработкой естественных богатств Сибири и их применения, учитывая жизненные потребности. Авторы предлагают обратить особое внимание на специальное образование: обучение языкам туземцев и народов крайнего Востока, навигации, геодезии, горному искусству, почтовых чиновников, канцелярских служащих, а также росту нового вида специального технического, сельскохозяйственного, коммерческого, землемерного и педагогического образования. Они охватывали обучением преимущественно детей служилых и приказных людей, духовенство и горнозаводских служителей. В статье подчеркивается особая значимость появления в Сибири первых специальных учебных заведений педагогического назначения. Открытие первых специальных педагогических учебных заведений в конце XIX в. было заметным шагом вперед в деле подготовки учителей, но эти специальные учебные заведения лишь частично удовлетворяли возрастающую потребность в педагогических кадрах Сибирского края.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

28-36 3
Аннотация
На материале текстов, связанных с феноменом региональной идентичности, в статье исследуется речевое и текстовое представление эмоционального состояния носителей русского и монгольского языков. Авторы исходят из мысли о том, что исследование текстовых форм репрезентации понятия «региональная идентичность» носителями разных языков поможет вскрыть национальную специфику текстообразования, определить коммуникативный стиль овладения неродным языком, а в дальнейшем - провести корреляцию этого стиля с заданиями и упражнениями, используемыми в системе преподавания русского языка как иностранного. Анализ текстов, написанных российскими и монгольскими авторами, позволил получить данные, детерминированные различными состояниями личности. В качестве основной единицы анализа авторами используются эмотемы - «лингвистически репрезентированные сигналы эмотивности» [Болотнова 1999]. Репертуар эмотем, соотносимый с текстами российских авторов, отражает широкий спектр позитивных состояний любви к месту проживания, счастья, радости и веселья, восторга и ликования, беззаботности и хорошего настроения, наслаждения, удивления, удовлетворения, воодушевления, уверенности, решимости, интереса и ностальгии. Кроме этого в текстах отражены негативные состояния тоски, грусти, обиды, разочарования, страха, ужаса, отчаяния, гнева, злости, негодования, обиды, разочарования, при этом количество позитивных эмотем явно преобладает над количеством негативных. Репертуар эмотем, соотносимый с текстами монгольских авторов, гораздо уже и отражает лишь позитивные эмоции, связанные с состояниями веселья, наслаждения, радости, восторга, интереса. В качестве заместителей репрезентантов эмоционального состояния монгольские авторы использовали субъективные (нравится/не нравится) оценки происходящего (события или факта). Следует отметить и тот факт, что в работах монгольских авторов репрезентации смешанных эмоций отсутствуют - были зафиксированы лишь дифференцированные эмоциональные состояния. В свою очередь, сопоставление целостных (русского и монгольского) текстов позволяет утверждать, что в тексте русского автора воплощена именно «совокупность осознанно или неосознанно воспринимаемых переживаний», о чем свидетельствует количество эмотем и их качественный состав. В тексте же монгольского автора отражена, скорее, последовательность развертывания событий, его участников и их действия и лишь в небольшой степени - переживания пишущего. Авторы статьи приходят к выводу о том, что для русских авторов более характерен эмоциональный стиль изложения и овладения родным языком, а для монгольских - смешанный (рационально-логический с элементами эмоционального), что и должно быть предусмотрено в организации учебного процесса с ориентацией на познавательный опыт родной культуры обучающихся. Сказанное предполагает создание специальных методик, учитывающих разницу в национальных стереотипах преподавания РКИ, в культурологических тезаурусах людей разных национальностей, в их психологии и менталитете.
37-40 2
Аннотация
В статье представлен анализ зарубежных и отечественных подходов в изучении феномена межкультурной коммуникации. Настоящий термин до сих пор уточняется научным сообществом, так как нет однозначной точки зрения о структурных компонентах и способов диагностики межкультурной компетентности. На наш взгляд, межкультурная коммуникация является одним из основных критериев успешности интеграции иностранных учащихся в российских вузах. Данная проблема особенно актуальна для восточных регионов России, в вузах которых обучаются студенты из соседних государств: Китая, Монголии. В рамках исследования по гранту РФФИ «Модели межкультурного взаимодействия студенческой молодежи в российских регионах» был разработан опросный материал для иностранных студентов из Монголии и Китая, обучающихся в российских вузах г. Улан-Удэ. В настоящей статье представлены результаты анкетирования, направленного на выявление стереотипов иностранных студентов о России и россиянах, анализ ценностных ориентаций о «своей/чужой» культуре. Выяснялся широкий спектр проблем, касающийся отношения учащейся молодежи к своему этносу и национальности, значимости личностных качеств в определении отношения человека к другому. Также раскрываются итоги сравнения образа жизни студентов, представляющих разные культуры, их отношение к учебе, свободному времени и другим явлениям общественной жизни. Преобладают положительные оценки по отношению к российской культуре. Однако выявленный нами ряд важных проблем дает возможность сделать вывод об еще существующих проблемах в формировании межкультурной компетентности у молодых людей. По результатам анкетирования проанализированы основные трудности межкультурного взаимодействия и сформулированы рекомендации по развитию эффективного межкультурного диалога.
41-48 1
Аннотация
Обсуждение вопросов несоответствия идеального образа учителя современным реалиям, а также качество подготовки выпускников в педагогических вузах стали основой для решения задач модернизации педагогического образования. Решение назревших в профессиональной подготовке педагогов проблем, связанных с качеством абитуриентов, поступающих в педагогические вузы, недостаточное владение современными технологиями преподавания педагогами, введение в действие новых образовательных стандартов и, соответственно, изменившиеся требования к учителю, не только как к «предметнику», но и воспитателю, были в фокусе внимания Комплексного проекта модернизации педагогического образования. В рамках проекта был предложен новый принцип конструирования образовательных программ - модульный. Одним из направлений модернизации были программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование». В статье проанализирована магистерская программа «Гражданско-патриотическое воспитание», целью которой было совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для работы с детьми и молодежью в общем и дополнительном образовании. Были предложены четыре модуля: 1) «Современное образование: направления развития», в задачи которого входило рассмотрение проблем развития образования в России и мире на современном этапе, обусловленных изменениями в социокультурной ситуации; 2) «Теория и практика гражданско-патриотического воспитания», в задачи которого входило раскрытие направлений работы педагога в сфере гражданско-патриотического воспитания на теоретическом и практическом уровне; 3) «Социокультурные аспекты гражданско-патриотического воспитания», задачами которого были приобщение к ценностям отечественной истории и культуры через раскрытие ключевой проблемы формирования общегражданской, этнокультурной, региональной идентичности; 4) «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся», развивающий практические умения обеспечивать педагогическое сопровождение социализации. На основе проведенного опроса потенциальных потребителей данной программы сделан вывод о перспективах ее дальнейшей реализации.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

49-54 2
Аннотация
В статье изложены результаты исследования, посвященного изучению представлений родителей учащихся (n=1520) о задачах современной школы, ее проблемах и качестве школьных услуг. Анкета, предназначенная для опроса родителей, была разработана преподавателями и сотрудниками Уральского гуманитарного института УрФУ. Полученные данные сгруппированы в следующих содержательных блоках: представления учителей и родителей учащихся о задачах школы в образовании и воспитании детей; проблемы, препятствующие повышению эффективности школьного образования; отношение родителей к организации обучения и другим видам деятельности школы. Сравнительный анализ ответов родителей школьников и учителей позволил выявить общее и различия в их представлениях о задачах школы, факторах, отрицательно влияющих на качество обучения и уровень образовательных результатов учащихся. И родители, и учителя приоритетными задачами школы считают формирование прочных знаний и развитие способностей учащихся. Однако у родителей это связано с прагматическими целями - поступлением ребенка в вуз, а у учителей - с задачей воспитания высококультурного человека. Основными факторами, отрицательно влияющими на качество обучения и уровень образовательных результатов учащихся, родители считают низкий уровень способностей и заинтересованности учащихся, управление системой образования и неэффективную организацию учебного процесса. Учителя главными факторами называют слабую заинтересованность родителей в качестве образования своих детей и низкий уровень способностей и заинтересованности учащихся. Таким образом, ответственность за эффективность школьного образования учителя возлагают прежде всего на семью, а родители преимущественно на школу. Оценки, данные родителями качеству школьных услуг, позволили охарактеризовать состояние удовлетворенности родителей различными аспектами деятельности школы: наиболее удовлетворены родители образовательным процессом, наименее - медицинским обслуживанием.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

55-61 3
Аннотация
Дошкольному образованию в Китайской Народной Республике уделяют достаточно серьезное внимание, так как основы, заложенные в дошкольном детстве, могут и должны стать условием прогрессивного развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Современная система дошкольного образования Китая сегодня имеет законодательную базу, различные виды дошкольных упреждений, регламент деятельности в детских садах, систему подготовки кадров для дошкольной ступени, научно-методическую базу и т.д. Однако перечисленные достижения стали результатом непростого пути становления и развития дошкольного образования на территории Китая. Изучение истории и соответствующих документов позволило выделить пять этапов в становлении системы дошкольного образования: 1903-1948 гг. - пропедевтический; 1949-1965 гг. - репродуктивный; 1966-1976 гг. - автономный; 1977-2000 гг. - интегративно-накопительный; с 2001 г. по настоящее время - интегративно-продуктивный. Основанием для выделения этапов послужили следующие показатели: историко-политические условия развития Китая; нормативные документы, регламентирующие деятельность системы образования в целом и детских садов в частности; программно-методическое обеспечение; подготовка профессиональных кадров. Очевидно, что на первом, пропедевтическом этапе, вышеназванные показатели или отсутствуют, или существуют в качестве эпизода, исключения. Второй этап характеризуется максимальной опорой на опыт развития дошкольного образования в Советском Союзе, в связи с этим и название данного этапа - репродуктивный. Следующий этап, совпавший с китайской Культурной революцией, согласно философскому закону «отрицания отрицания», практически нивелировал все достижения этой области, достигнутые на предыдущем этапе. Однако с изменением политического климата в Китае после 1977 г. в дошкольном образовании наметились серьезные изменения, связанные с творческим заимствованием опыта работы зарубежных стран в области дошкольной педагогики. И наконец, в XXI в. в Китае стала явственно формироваться своя система дошкольного образования, усвоившая лучшие достижения прошлого и настоящего, но не потерявшая своей национальной индивидуальности и специфики.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 

62-69 1
Аннотация
В статье описывается методика формирования умения решать физические задачи у учащихся национальных школ Республики Тыва (РТ). Одной из актуальных в методике преподавания физики проблем является обучение учащихся решению физических задач. Это объясняется не только сложностью данного вида деятельности для учащихся, но и некоторыми недостатками методики формирования у учащихся умения решать физические задачи. Методика решения учебных задач по физике является хорошо развитой областью дидактики, но традиционная методика нуждается в адаптации к современным требованиям к выпускникам школ и расстановке соответствующих акцентов в образовательном процессе, таких как учет региональных, этнопсихологических особенностей обучающихся. Озвученная выше проблема особо остро стоит в национальных школах, потому что у детей национальных школ республики существует еще одна актуальная проблема - языковой барьер. Авторская методика основана на алгоритмическом методе с использованием билингвального подхода и теории планомерно поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. При разработке методики учитывались национально-региональные, этно-психологические особенности учащихся тувинских школ, и обучение осуществлялось с опорой на родной язык. В статье анализируется обоснованность использования данной методики в учебном процессе национальных школ. Эффективность описанной методики формирования умений решения физических задач у тувинских учащихся подтверждена в дидактическом эксперименте, проведенном в национальной гимназии № 9 г. Кызыла Республики Тыва. Для статистической обработки результатов эксперимента были применены критерии: Q Розенбаума, U Манна - Уитни, Т Вилкоксона, Медианный критерий m, φ*- угловое преобразование Фишера.
70-77 1
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме совершенствования методики преподавания английского языка в вузах. Данная работа будет интересна преподавателям высших учебных заведений при разработке новых учебных программ английского языка и учебно-методических комплексов. Целевой аудиторией являются студенты вузов с различным уровнем владения иностранным языком, учебная программа для которых предполагает занятия в группах. Цель статьи - повышение результативности работы по обучению английскому языку как иностранному путем использования методов психолингвистики для активизации механизмов запоминания лексического материала в условиях учебного билингвизма. Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач: анализ существующих подходов к рассмотрению учебного билингвизма и особенностей билингвальной памяти; обоснование возможности использования методов психолингвистики для активации механизмов запоминания в условиях учебного билингвизма. Авторами были разработаны рекомендации по усилению воздействия педагога на процессы переработки, хранения и перемещения полученной информации из одного вида памяти в другой. Использование результатов исследования в деятельности педагогов вузов будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса в исследуемой сфере и обеспечат дальнейшее совершенствование современной методики преподавания английского языка в вузе с учетом принципов психолингвистического подхода.
78-84 1
Аннотация
Современному инженеру-технологу необходимо обладать способностью оптимального поведения в различных производственных ситуациях, уметь принимать обоснованные решения на основе анализа и оценки полученной аналитической или статистической информации. В качестве способа подготовки к анализу и оценки химико-технологического процесса будущего инженера в процессе обучения математике рассмотрен метод математического моделирования, который является основным при описании технологических процессов и позволяет определить оптимальные условия протекания процессов, оценить влияние различных факторов на процесс. В качестве инновационного средства подготовки к анализу и оценке рассмотрена кейс-технология, которая представляет собой информационную оболочку для данных, на основе которых студенты составляют математическую модель. В исследовании выделены структурные единицы кейса: методическая, сюжетная и информационная части. Описание содержания выделенных компонентов составлено с учетом того, что данный кейс будет использоваться при обучении будущих инженеров. В процессе обучения математике кейсы рационально представлять в виде задач. В работе введен термин «информационно-компетентностная» задача, поиск решения которой способствует формированию навыков проведения анализа, оценки и овладению профессиональными компетентностями. Данные задачи позволяют осуществлять связь между разделами математики и профессионально ориентированными дисциплинами. Приведен пример задачи на составление, анализ и оценку математической модели с использованием методов корреляционного и регрессионного анализа. Студенты анализируют данные, полученные эмпирическим путем, строят их графическое изображение (корреляционное поле). Для количественной характеристики проведенного анализа студенты вычисляют коэффициент корреляции, проверяют гипотезу. Для данной выборки находят коэффициенты линейного уравнения регрессии, изображают его графически. С помощью справочных данных проводят оценку точности полученной математической модели.
85-90 2
Аннотация
Цель обучения в магистратуре по специальности «Перевод» заключается в подготовке высококвалифицированных кадров, обладающих сильными навыками перевода и широкими знаниями, а также возможностью осуществлять переводческую деятельность в различных сферах. В этой статье рассматривается квалификация переводчика с точки зрения частей, ее составляющих, изучаются модели обучения на современном этапе, анализируются основные проблемы, возникающие в процессе обучения, и предлагаются возможные пути их решения. В череде проблем, в настоящее время снижающих качество обучения переводческой деятельности, отмечаются, например, академизм; невозможность совершенствования навыков студентов в реальных ситуациях речевого общения; отрицательные личностные качества переводчиков; слабая теоретическая база родного и изучаемого языка, обусловленная нехваткой базовых знаний обучающихся; отсутствие сотрудничества между университетами и предприятиями, а также практики международного обмена. Авторы статьи выдвигают свои предложения по повышению профессионализма магистров-переводчиков. Это углубленная подготовка к переводческой деятельности, которая включает в себя регулярную проверку домашнего чтения магистрантов, а также изменение режима обучения магистрантов с преподавателями и научными руководителями. Авторы обращают внимание на значимость практической части обучения, предлагая содействовать такой форме учебно-практических занятий, как семинар по переводу. Укрепление сотрудничества между вузами и предприятиями также способствует повышению уровня профессиональных навыков магистрантов и их способности адаптироваться к требованиям рынка. Улучшение личностных качеств и повышение профессиональных способностей у магистров-переводчиков, по мнению авторов, должно осуществляться в процессе воспитания профессиональных навыков во время прохождения практики; для решения этой проблемы также предлагается качественное общение с профессиональными переводчиками: вузы должны активно приглашать известных переводчиков для проведения лекций и мастер-классов, на которых они смогут поделиться своим опытом с учащимися.
91-99 3
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы преподавания математики в высшем учебном заведении для студентов гуманитарных направлений в условиях новых образовательных стандартов и сокращения часов, выделенных на изучение дисциплины. Приведены результаты внедрения в НГЛУ учебно-методического комплекса, основанного на сочетании контактной работы со студентами и дистанционных методов обучения на базе современной e-Learning системы. Целью проводимого исследования является эмпирическое подтверждение гипотезы о повышении качества освоения материала студентами при систематическом использовании инновационных форм обучения, основанных на применении дистанционных образовательных технологий и на индивидуальном подходе к каждому студенту. В частности, рассматривается пример создания учебно-методического комплекса с учетом разного уровня математической подготовки студентов-первокурсников с целью ее выравнивания и достижения требуемых результатов обучения. Приводится описание структуры разработанного авторами комплексного курса, сочетающего в себе разноуровневые обучающие модули, оценочно-контрольные и интерактивные элементы, описаны принципы работы с курсом, представлены итоги трехлетнего опыта преподавания дисциплины в НГЛУ. Анализируются показатели успеваемости студентов, развития их самостоятельной познавательной активности. Акцентируется внимание на изменении отношения и преодолении студентами-гуманитариями психологических барьеров по отношению к точным наукам, созданных за годы обучения в школе. Исследование результатов эксперимента проводилось по данным экзаменационных сессий, тестирования остаточных знаний студентов, входного и результирующего анкетирования. Анализ результатов позволяет говорить об очевидных положительных изменениях по всем рассматриваемым показателям: существенном улучшении успеваемости студентов по математике, преодолении трудностей в обучении, повышении уровня самостоятельной познавательной активности. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать о важности и необходимости использовать новые методики обучения при организации образовательного процесса в вузах, расширяя классическое понятие информационно-обучающей среды с помощью современных дистанционных технологий на базе e-Learning платформ.
100-106 2
Аннотация
Проблемы патриотического воспитания населения, в том числе детей и юношества всегда являлись актуальными. На современном этапе развития РФ эти проблемы не только не утратили свою актуальность, но и стали чрезвычайно актуальными, что вызывает необходимость не только дальнейших разработок стратегии патриотического воспитания, но и поиска современных направлений, путей и способов его реализации. Одним из путей патриотического воспитаниям населения является формирование интереса к истории и становлению военной музыкальной культуры. Что касается военной музыкальной культуры, то способом приобщения к ней является концертная деятельность военных оркестров, пропагандирующих ценности российского менталитета, идеалы и цели русской и российской армии. Плац-концерт является определенной разновидностью такой деятельности, осуществляющейся не в закрытых помещениях, а на городских площадях, стадионах и в парках. Именно поэтому такие плац-концерты привлекают внимание огромного числа зрителей и слушателей. Для качественного проведения таких плац-концертов необходимо постоянное совершенствование исполнения музыкантами военного репертуара, что вызывает необходимость разработки определенных способов процесса их обучения. Целью данной статья является рассмотрение наиболее действенных педагогических подходов к реализации данного процесса, определение этапов, основных задач и методов, имеющихся в каждом из них. Основной идеей данной статьи является положение о необходимости развития творческой активности оркестранта военного музыкального коллектива, которое происходит на каждом из представленных этапов обучения. В статье проанализированы методические рекомендации по обучению музыкантов военного оркестра, созданные авторами различных военно-образовательных учреждений, сделаны выводы об эффективности их использования, определены основные умения, необходимые для подготовки и осуществления плац-концертов, разрабатываемых в совместных творческих поисках музыкантов и дирижера. Статья предназначена дирижерам военных оркестров для организации процесса обучения музыкантов военного оркестра исполнительству на плац-концертах.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

107-112 1
Аннотация
Человеческое общество - довольно сложная социальная система, состояние которой обусловливается процессами, происходящими на том или ином этапе его развития и трансформации. Направленность и содержание значительного количества процессов определяются поведением людей, функционирующих в нем, под воздействием различных условий и обстоятельств. Однако поведение личности может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий большей части общества. Такое поведение, не вписывающееся в реальную социальную систему, побуждает общество использовать специальные меры по предупреждению, устранению или нивелированию отрицательных социальных последствий этого рассогласования, как для самой личности, так и для общества в целом. В статье представлен авторский подход к проблеме психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением, находящихся в детских оздоровительных лагерях. По мнению авторов, эффективность реализации методики психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением зависит от комплекса условий образовательного пространства детского оздоровительного лагеря, который учитывает содержание познавательно-творческой деятельности подростков, социальный заказ общества и возможности личностно ориентированного, культурологического и деятельностного подходов и включает в себя: 1) применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения подростков; 2) развитие общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе; 3) организация партисипативных отношений субъектов социокультурной среды детского оздоровительного лагеря. Только совокупность выделенных условий психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением обеспечат качественный стабильный рост формируемых качеств личности и свойств, способов поведения, видов деятельности у детей подросткового возраста, а также позволит оптимизировать процесс их социализации.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

113-119 1
Аннотация
В статье представлена краткая характеристика новых перспективных направлений психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, возникших в течение последнего десятилетия, акцентируется внимание на реализации семейно-центрированного подхода в работе с детьми раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии и их родителями. Реализация семейно-центрированного подхода рассматривается в практическом плане на основе экспериментального исследования, проходившего на базе дошкольных отделений образовательных организаций г. Москвы, в котором принимали участие дети раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их матери. Параллельно с изучением коммуникативных умений детей было проведено исследование психолого-педагогической компетентности родителей и их мотивационной готовности продуктивно помочь своему ребенку с отклонениями в развитии в адаптации к окружающему миру. Диагностика представлена в варианте анкетирования и тестирования, в результате которого был выявлен разновариативный уровень психолого-педагогической компетентности матерей в вопросах онтогенеза и дизонтогенеза развития детей первых лет жизни и дошкольного возраста, уточнен запрос родителей в отношении проблем развития их детей, определен уровень беспокойства матерей по поводу проблем развития их детей. На основе результатов диагностики были выделены четыре группы родителей с учетом уровня психолого-педагогической компетентности и отношения к проблемам своего ребенка. В статье представлены основные направления и содержание консультативной работы с родителями, охарактеризованы основные аспекты проведенного с ними специального обучения, проанализированы полученные результаты. Изменение системы личностных ценностей родителей, их отношения к проблемам своего ребенка и активное включение в коррекционно-развивающий процесс является залогом успешного процесса абилитации и социализации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.


ISSN 2079-8717 (Print)