Preview
Том , № 3 (2018)

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

5-12 1
Аннотация
В статье освещается политика Советского государства, направленная на проведение в жизнь закона об отделении школы от церкви в части отмены преподавания Закона Божьего как школьного предмета в общеобразовательных учреждениях, на примере екатеринбургских школ в 1918-1919 гг. Финансирование деятельности законоучителей и вероучителей за счет государства было прекращено, а сами они были уволены со своих должностей. Однако, учитывая, что большинство населения считало необходимым изучение Закона Божьего, большевистское руководство в первой половине 1918 г. разрешило преподавать этот предмет по желанию и за счет родителей. При этом в 1917-1918 уч. г. в Екатеринбурге не запрещалось использование для этих целей школьных помещений, священнослужители допускались в школы как преподаватели. Также в статье анализируются попытки Временного и белогвардейских правительств реформировать изучение Закона Божьего как школьного предмета в учебных заведениях в условиях демократических преобразований, в том числе в сфере народного просвещения. Авторы отмечают, что реформировать духовное образование стремились и церковные деятели, в том числе в Екатеринбурге. Однако установки высших церковных иерархов по содержанию и методике преподавания Закона Божьего не претерпели сколько-нибудь значительных изменений, что не давало возможности приспособиться к происходящим в обществе процессам. Поскольку уральский регион был одним из центров широкомасштабной Гражданской войны, антицерковная политика Советской власти и поддержка православной церкви белогвардейцами в широкой степени были связаны с жестоким насилием и общественным противостоянием.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

13-19 2
Аннотация
Стремительный рост социокультурных инноваций, развитие информационно-коммуникационных технологий и цифровых видов искусств предопределили появление новых направлений художественного образования и обусловили необходимость поиска путей и способов его инновационного развития, что обозначено в психолого-педагогических исследованиях и нормативных документах. Ввиду этого одной из актуальных задач современного художественно-педагогического образования является повышение качества профессиональной подготовки педагогических кадров в соответствии с потребностями рынка труда и современными требованиями заказчиков образовательных услуг. Вместе с тем анализ проведенных социологических исследований показал отсутствие у большей части руководителей образовательных учреждений ориентиров в современных тенденциях становления отечественной системы художественного образования, представления ее специфических особенностей в определенной временной перспективе и ретроспективе. Целью представленных в статье материалов является выявление и анализ специфических характеристик инновационного пространства художественно-педагогического образования, которые являются основанием для разработки стратегии инновационного развития учреждений художественного образования в современных условиях. Методы исследования - анализ литературы, обобщение инновационного педагогического опыта, анкетирование руководителей учреждений дополнительного художественного образования, анализ результатов диагностики. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований последних лет автор дает уточненную дефиницию понятия «пространство художественно-педагогического образования», выделяя его специфические характеристики: художественный синергизм, поликультурность, диверсификационная конфигуративность, синтез традиций и инноваций, непрерывность и структурная преемственность обучения, индивидуализация, социально-деятельностная составляющая, синтез художественного образования и художественного творчества, информатизация. На основании этого автор обосновывает три этапа инновационной деятельности в художественном образовании: инициирование инновации; моделирование инновационных процессов и трансформация содержания художественного образования. Результаты, полученные в ходе проведения исследования, могут послужить основанием для разработки новых и традиционных профилей художественно-педагогического образования, проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в учреждениях системы непрерывного художественного образования.
20-25 1
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке, что отвечает социальным потребностям и государственному заказу. Рассматриваются нормативные документы, подтверждающие актуальность проблематики: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Теоретическую основу изучения этнокультурных ценностей составляют исследования, посвященные культуре как способу регуляции жизни человека и общества, равноправному диалогу с представителями других культур, этнокультурной направленности образования, методологии и теории этнопедагогики. Дано определение понятия этнокультурных ценностей как совокупности ценностей мировой национальной и народной культуры, основанной на трех взаимосвязанных ценностных уровнях и объективирующихся в памятниках культуры, историческом наследии, языке, мировоззрении, ориентированном на этническую идентификацию и национальную интеграцию. Этнокультурные ценности рассматриваются на взаимосвязанных уровнях, основанных на вечных высших гуманистических ценностях; следующий уровень содержит семейные и природные ценности, которые объединяют ценности каждого отдельного народа; последний уровень сочетает в себе исторические и этнические ценности, включающие в себя ценности конкретного этноса с общей исторической картиной, нацеленные на стратегически важные процессы «этнической идентификации и межкультурной интеграции». Выделены следующие компоненты ключевого понятия: когнитивно-деятельностный, нравственно-эстетический и ценностно-смысловой; раскрыта сущность выделенных компонентов, критерии и практические результаты их сформированности. На основании проведенного исследования сделан вывод, что сформированность выделенных компонентов доказывает, что данный процесс педагогического воздействия можно считать эффективным.

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

26-34 2
Аннотация
Проанализированы сущность и основные определения понятия «патриотизм», содержание этого понятия и отношение к нему в различные периоды развития России. На основании анализа существующего в стране идеологического плюрализма автор приходит к выводу, что в настоящее время в связи с крахом коммунистической идеологии лишь идея патриотизма может быть единственной доминирующей идеей в России. В современном мире не только коммунистическая идея, но и все существующие идеологии переживают кризис. На смену противостоянию идеологий приходит противоборство цивилизаций. Противостояние России и Запада всегда представляло из себя противостояние цивилизаций. С крахом коммунизма оно не прекратилось, но лишь приняло новые формы. Вследствие этого в современной России идеей, консолидирующей общество, может быть только идея патриотизма. В статье анализируются основные задачи, направления и формы патриотического воспитания. Главный вывод статьи состоит в том, что различные формы и методы патриотического воспитания необходимы, их надо всячески активизировать, но главным условием и в то же время успешным итогом патриотического воспитания является реальное улучшение большинства социальных и экономических показателей (уровня жизни населения, его смертности, рождаемости, преступности, культуры поведения, медицинского обслуживания, образованности, потребления психотропных и наркотических веществ, табачных и алкогольных изделий и т.д.)

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

35-39 3
Аннотация
В статье дается обоснование необходимости разработки, создания и введения в образовательный процесс отечественных конструкторов, отражающих менталитет российских граждан и соответствующих требованиям и потребностям современного российского образования. Раскрывается целесообразность использования конструктора при работе с обучающимися подготовительных групп дошкольных образовательных организаций и младшими школьниками. Авторы проводят анализ взглядов ведущих исследователей в области образования и педагогики, указывающих на эффективность конструирования как средства развития способностей у детей в возрасте от шести до восьми лет и дают краткую характеристику ведущему виду деятельности, соответствующему данному возрасту. Исходя из современной социально-экономической ситуации в России и ситуации с превалированием на рынке детских и образовательных конструкторов западных производителей авторы предлагают решение в виде идеи создания цикла «реальных» конструкторов, моделирующих существующие технологические процессы на производстве фабрик, заводов, комбинатов и т.д. Такие конструкторы, по мнению авторов, станут универсальным инструментом для формирования у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий, востребованных в данном регионе. Авторы предлагают технологию создания конструктора: описывают материал и инструменты, виды обработки, сюжеты и тематику в содержании конструктора, дают методические рекомендации по применению. В заключение приводят доказательства необходимости введения в образовательный процесс «реального» конструктора и приводят результаты онлайн-опроса, проведенного среди педагогов, выявляющего существующую потребность у образовательных организаций в конструкторах, приближенных к реально существующим объектам и процессам.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

40-47 1
Аннотация
Актуальность поднятой проблемы определяется тем, что в современной российской системе образования остро стоит вопрос о целесообразности использования аутентичных (созданных носителями соответствующего языка) учебников, которые активно продвигают на российский рынок зарубежные издательства. Конечно, не соответствующие ФГОС учебники не так уж часто используются в массовой школе, но в системе дополнительного образования такие издания едва ли не преобладают, многие лингвистические центры сообщают в своих рекламных материалах о том, что на занятиях используются только аутентичные учебники, созданные в стране изучаемого языка. При этом по существу не учитывается идеологическая (в том числе конфессиональная) направленность учебника. В данном исследовании проанализирован с точки зрения репрезентации культуры и религии иллюстративный материал учебников из серии «School of tomorrow» («Школа Завтрашнего Дня»). Указанный комплект создан в США доктором философии Дональдом Р. Ховардом и доктором христианской литературы Эстер Ховард для системы «Ускоренное Христианское обучение» (по свидетельству авторов, эту систему используют 7000 учебных заведений в 125 странах). Выделены типы иллюстраций, помогающих создавать представления о национальной культуре США, о религии и др. Проведена статистическая обработка материала, результаты которой представлены в виде таблиц. В заключение статьи сделаны выводы о том, что преобладание религиозного материала негативно сказывается на представлении культуры, традиций и ценностей США. Отмечено также, что использование учебников, ориентированных на пропаганду ценностей одной из религий (в данном случае баптизма), часто вызывает озабоченность у родителей, в том числе приверженцев иных религий (православные, католики, мусульмане и др.). Высказано мнение о том, что использование таких учебников на занятиях с детьми возможно только с письменного согласия родителей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 

48-52 2
Аннотация
Рассмотрены теоретические аспекты специфики профессиональной подготовки будущих экономистов. Выявлено противоречие между потребностью современного общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной разработанностью механизмов профессиональной подготовки будущих экономистов к работе в международном экономическом пространстве. Актуальность проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов, выявленное противоречие и объективная потребность практики в разработке программы по совершенствованию их профессиональной подготовки определили выбор темы исследования - «Специфика совершенствования подготовки будущих экономистов средствами иностранного языка». Обоснована необходимость и целесообразность ее совершенствования средствами иностранного языка, так как она является одной из актуальных научно-теоретических и прикладных проблем педагогики. Выявлена специфика совершенствования профессиональной подготовки будущих экономистов. Рассмотрены цели их профессиональной подготовки. Определены причины, влияющие на уровень качества профессиональной подготовки студентов. Раскрыты понятия «мотив» и «мотивация». Рассмотрены понятия «формирование» и «развитие мотивации» как взаимосвязанные процессы. Описана ориентационная основа профессиональной деятельности экономистов. Указаны особенности специалистов экономического профиля и их личности. Выявлено влияние иностранного языка на развитие их профессиональных навыков. Определена его роль в развитии личности. Представлены характеристики содержания профессиональной подготовки студентов вуза. Даны результаты проведенного эксперимента по оценке успешности профессиональной подготовки студентов и уровня развития их профессиональных умений. Проанализированы возможности построения индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку. Приведены виды траекторий, которые можно использовать в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов иноязычному общению с зарубежными партнерами средствами иностранного языка

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 

53-58 2
Аннотация
В статье рассматривается международное сотрудничество как одно из важнейших направлений деятельности учреждения высшего образования. Автор предполагает, что молодежная проектная деятельность в сфере культуры может являться эффективной формой международного сотрудничества учреждений образования и культуры. Проекты, пропагандирующие национальные культурные ценности, направлены на интеграцию национальных традиций в современность, способствуют сохранению и популяризации материального и нематериального культурного наследия всего человечества. В статье описан опыт разработки и реализации международного проекта по обмену молодежных групп «Сохранение национальных культур» между Театром песни и слова (г. Берлин) и Новосибирским государственным педагогическим университетом. Обозначены и раскрыты этапы подготовки инновационного проекта в сфере культуры. В качестве примера приведен музыкально-театральный проект по фольклорным традициям и обрядам обеих стран «Русско-немецкая свадьба». Выделены особенности работы над международным проектом в сфере народной культуры: сбор, анализ и систематизация материалов фольклорно-этнографических экспедиций, фольклорно-этнографической литературы; анализ сходств и отличий будничной и праздничной культуры двух этнических групп; воссоздание национальной одежды, обрядовых атрибутов, блюд национальной кухни по имеющимся сведениям; синтез двух культур в конечном результате проекта. К результатам реализации описанного проекта можно отнести успешную премьеру спектакля «Русско-немецкая свадьба» в г. Берлине, положительные отзывы участников проекта и зрителей спектакля, документальный фильм «Русско-немецкая свадьба: диалог культур», взаимное обогащение участников знаниями о культуре другого этноса. Полученные результаты дают основание полагать, что проектная деятельность является эффективной формой международного сотрудничества.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

59-65 2
Аннотация
В статье представлен анализ результатов практического исследования, направленного на выявление специфики коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Данное исследование проводилось в период активного реформирования отечественной системы образования, когда остро встал вопрос о пересмотре традиционных подходов к оказанию логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с различными нарушениями развития. В рамках данного исследования в новом ракурсе представлена логопедическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, при осуществлении которой на первый план выносится оценка состояния всей коммуникативной сферы, а не только уровня сформированности речевых умений. К основным диагностическим критериям отнесены возрастной аспект, определение первичности или вторичности речевого дизонтогенеза, сформированность общения как процесса, уровень развития невербальных средств общения, мотивация к речевому общению и уровень речевого развития. На основе полученных результатов стала возможна дифференциация испытуемых с учетом пяти вариантов отклоняющегося развития коммуникативных умений. Данный аспект был учтен при построении концепции логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных потребностей и на основе вариативного подхода к организации и реализации логопедического воздействия. В статье рассмотрены общая составляющая и вариативные компоненты логопедической помощи детям с нарушениями развития и их родителям на базе дошкольных образовательных организаций г. Москвы. Представлены вариативные формы логопедического сопровождения детей от двух до пяти лет с ограниченными возможностями здоровья. Гибкая система организации логопедической помощи, позволяющая родителям выбрать для своих детей вариант логопедической работы, соответствующий их возможностям и адекватный их запросу, способствовала эффективному преодолению нарушений коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

66-72 2
Аннотация
В настоящее время проблема саморазрушающего поведения (СРП) подростков занимает одно из центральных мест в педагогической и возрастной психологии, а также составляет предмет исследования различных смежных наук. Изучаются и описываются биологические, медицинские, социальные и психологические аспекты СРП, анализируются причины и варианты коррекции его у современных подростков. Под саморазрушающим поведением понимаются деструктивные привычки, действия и состояния подростка, которые возникают в ответ на определенные воздействия окружающей среды. Такое поведение сопровождается целым рядом негативно-окрашенных эмоциональных реакций. В данной статье раскрывается специфика типов и видов саморазрушающего поведения (СРП) подростков, обучающихся в различных типах образовательных учреждений Свердловской области. Рассматриваются общие особенности СРП и распространенность данного явления среди обучающихся. В данной статье приводится подробное описание типов и видов СРП, характерных для обучающихся разных типов образовательных учреждений. Основным результатом выступило описание четырех типов и десяти видов СРП. Для диагностики СРП была сформирована и применена батарея психологических методик. Использовались следующие методики: «Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орел, «Интегрированный тест на приверженность к аддикции и аддиктивному поведению» М. Н. Телепова, Н. Н. Телепова, «Методика выявления склонности к суицидальным реакциям СР-45» П. И. Юнацкевич, «Методика оценки школьной мотивации» Н. Г. Лускановой. В статье анализируются полученные в результате эмпирического исследования типы и виды СРП у подростков. Полученные результаты исследования будут использованы для разработки комплексной профилактической программы СРП обучающихся в условиях образовательного учреждения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

73-81 2
Аннотация
Статья раскрывает основные положения концепции олимпиады по технологиям, разработанной авторским коллективом в Уральском государственном педагогическом университете. Анализируются основные мировые тенденции изменения технологической подготовки молодежи. Рассматриваются олимпиады по технологиям как средство реализации выделенных направлений. Дается краткое описание наиболее распространенных олимпиад по технологии/технологиям в РФ и международной практике. Предлагается концепция олимпиады по технологиям: основные идеи, цели и задачи, содержание, организационные формы, формы заданий. Основными целями олимпиады по технологиям являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренной молодежи, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи в области новых технологий. Предлагается проводить олимпиаду в формате ЕГЭ и соревнований WorldSkills по технологиям, что будет актуализировать компетенции учащихся по следующим учебным предметам: технология; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); математика; физика; химия; биология и экономика. Организационно-методическое содержание концепции предполагает реализацию в рамках проекта «Уральская инженерная школа». Концепция определяет основания и направления модернизации содержания и методов обучения школьников технологиям во внеклассной работе в форме олимпиады с учетом международного опыта. Представленное в статье содержание олимпиадных заданий представляет собой совокупность учебных модулей технологической подготовки, обеспечивающих в целом достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов образования на основе внеучебной практической деятельности обучающихся.


ISSN 2079-8717 (Print)