Preview
Том , № 6 (2020)
Скачать выпуск PDF

ПРИГЛАШЕННЫЙ АВТОР 

8-15 3
Аннотация
В статье обсуждается проблема влияния изменения целей школьного физического образования на его содержание. Прослежено изменение целей школьного образования с течением времени, а также представлены результаты российских школьников в международных и отечественных исследованиях качества образования, что подтверждает существование проблемы содержания школьного физического образования. Отмечены современные тенденции развития представлений о содержании школьного образования и школьной учебной литературы. Приведены результаты психологов, касающиеся изменения познавательных процессов современного школьника, которые должны учитываться в учебной литературе. Приведены примеры современных школьных российских учебников физики и учебника физики Сингапура, в наибольшей степени соответствующих современным требованиям к ним.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

16-21 3
Аннотация
Авторы рассматривают сложившееся в практике управления образованием противоречие между позиционированием сущности научной и научно - методической деятельности, а также дискриминационные элементы в оценке функционала научно - педагогических работников (НПР) и профессорско - преподавательского состава (ППС). Цель работы заключается в попытке описания инновационного подхода к осмыслению научной деятельности педагога. Для реализации поставленной цели использовалась методология аналитико - синтетического подхода, методы контент - анализа, экспресс - опроса практиков, что позволило сделать ряд выводов. Сущность научной деятельности педагога должна быть представлена как регламентированная форма творческого процесса, направленного на поиск нового знания, его оценку, анализ и синтез. Новое знание в предлагаемом контексте - совокупность не входивших в предшествующее описание представляемым педагогом в учебном и исследовательском процессе объектов и явлений, их генезиса и алгоритмов адаптации к практике. В образовании новое знание не обязательно должно быть создано самим педагогом как открытие инновационной сущности объектов, процессов и явлений. Речь идет о деятельности по поиску таких инноваций и включению их описания или алгоритмов применения в образовательную практику. Формы презентации результатов научной деятельности могут быть представлены не только в публикациях, отчетах о научно - исследовательской работе (НИР), количестве созданных самостоятельно или в контакте с обучаемыми проектов, конкурсных и квалификационных работ. Научной деятельностью педагога следует считать деятельность, предшествующую поиску и последующему применению методов презентации нового знания. Этот теоретический посыл в приложении к практике оценки эффективности деятельности любого университета потребует жесткого, реализованного на практике разделения двух кластеров сотрудников: научно - педагогических (НПР) и педагогических работников (ППС). До настоящего времени в большинстве вузов и теоретических исследованиях менеджмента и маркетинга управления реализуется противоречащее законодательству об образовании в РФ смешение функционала этих категорий сотрудников. Подобные сложившиеся практики должны быть откорректированы.
22-30 5
Аннотация
Целью настоящей статьи является обзор современных законодательных нововведений в области высшего образования и оценка их перспективности для инновационного развития университетов. Для оперативного реагирования на изменения социальных потребностей к подготовке специалистов, особенно медицинского профиля, в условиях сложной эпидемиологической ситуации необходимо ослабление жесткой регламентации образовательной деятельности сверху и расширение автономии университетов. Важной тенденцией изменений законодательства в сфере высшего образования является создание условий для стимулирования самостоятельности университетов и развития процессов самоорганизации в условиях пандемии COVID - 19. Реформа регуляторной деятельности и применение риск - ориентированного подхода при организации государственного регулирования образовательной деятельности позволит перейти от тотального контроля к дифференцированному и даст возможность преодолеть избыточность проверочных процедур, снять бремя ограничений при разработке и внедрении актуальных проектов и сетевого взаимодействия. Кооперация научных и образовательных организаций с потенциальными работодателями влияет на качество подготовки выпускников в соответствии с компетентностной моделью обучения, что отвечает национальным интересам и запросам на современную медицину. Важно понимать, что стрессовые условия, в которых оказались университеты в связи с быстрым переходом на дистанционный формат взаимодействия, задают принципиально новую модель развития университетов, противоречащую принципам кибернетического характера управления, но поддающуюся моделированию на основе социально - синергетической парадигмы. Применение социально - синергетической парадигмы позволяет перенести акцент с исследования организационной определенности систем образования на процессы их самоорганизации. Важным принципом самоорганизующихся моделей является следующее положение: организация значительно усиливает свою эффективность, если организационная составляющая ее социальной динамики открыта самоорганизационным процессам. Именно этой цели должно служить смягчение правовой регламентации и стимулирование университетов к самостоятельному поиску эффективных решений в условиях неопределенности прогноза распространения новой коронавирусной инфекции COVID - 19. Адекватная современным вызовам политика реформирования государственного регулирования образовательной деятельности открывает новые горизонты для инновационного развития университетов и дает возможность для их гибкого реагирования в условиях быстро меняющейся ситуации.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

31-44 3
Аннотация
В статье доказывается, что основным средством развития креативности педагогов и студентов является методологическое знание. Если его основа - теоретическое знание - есть предметное, дескриптивное знание, то методологическое знание - прескриптивное, предписывающее субъекту то, как действовать в познании и в практике. Функции методологии: 1) прогностическая; 2) регулятивная; 3) эвристическая (развитие креативности личности). Цель статьи - разработка диалектической методологии применительно к высшему образованию. В разработке диалектики в нашей стране основное внимание центрируется на разработке ее как теории и явно недостаточное как методологии. Поэтому неудивительно, что и в педагогической литературе ее методологическое значение лишь декларируется. В статье сначала определяется предметное содержание принципов диалектики посредством раскрывающих их категорий, а затем выявляются вытекающие из них требования. Принцип объективности требует: 1) рассматривать все объекты такими, какие они есть в действительности; 2) не приписывать объектам того, что им не присуще; 3) не лишать того, что им присуще. Принцип диалектической противоречивости требует выявления в объектах: 1) противоположностей; 2) отношения единства противоположностей; 3) отношения борьбы противоположностей; 4) определения путей разрешения противоречия. Принцип системности предполагает: 1) элементарный анализ (выделение элементов); 2) структурный анализ (выделение структуры); 3) функциональный анализ (выявление функции). Принцип развития реализуется через генетический анализ, предполагающий выявление: 1) начала развития, связанного с возникновением нового; 2) становления нового; 3) превращения становящегося в ставшее; 4) совершенствование нового, а также количественный анализ, качественный и анализ меры. Принцип детерминизма требует выявления в объектах: специфицирующей причины, кондициональной и пусковой, необходимой и случайной детерминации, внешней и внутренней, номологической, непричинной, объективной и субъективной. Принцип континуальности пространства и времени требует выявления: 1) длительности существования явлений; 2) последовательности в их смене; 3) темпа протекания процесса; 4) частоты появления каких - либо явлений; 5) протяженности объектов; 6) отношения сосуществования объектов; 7) прошлого, настоящего и будущего существующего. Все методы диалектической методологии - это и методы педагогической науки и педагогической практики. Так как использование всех методов диалектики имеет творческий характер, то все они выступают как факторы развития креативности педагогов и студентов. Особенность методов диалектики в том, что они решения конкретных проблем не дают, но указывают его верный путь.
45-52 4
Аннотация
Понятие «любовь к детям» занимает одну из ведущих позиций в системе педагогических ценностей, так как является основой педагогического призвания. Принятие педагогом любви к детям является важнейшим условием гуманизации образовании, что отвечает потребностям современного общества и педагогической практики. Однако в условиях стандартизации, технологизации и цифровизации образования в педагогической среде все чаще высказываются противоречивые позиции специалистов разного профиля о значимости любви к детям в педагогической деятельности, сущностных характеристиках данного понятия. Возникает проблема отрицания значимости «любви к детям» как педагогической ценности и, как следствие этого, угроза потери студентами педагогического вуза важнейшего целевого ориентира, который позволяет им осознать собственную способность и потребность к дальнейшему осуществлению педагогической деятельности. Являясь по своей сути философско - педагогической категорией, понятие «любовь к детям» может рассматриваться только на основе сопоставления ведущих философских и педагогических взглядов и идей. В этой связи, возникает потребность в обосновании сущности понятия «любовь к детям» как педагогической ценности на основе выявления общих подходов в философских и педагогических исследованиях. Проведенный анализ классических трудов по философии и педагогике, а также современных диссертационных исследований позволил установить, что понятие «любовь к детям» может рассматриваться как нравственно - эстетическое чувство, главное нравственное требование педагогической этики, профессионально важное качество педагога и является педагогической ценностью. В данном понятии интегрируются философские представления о любви как общечеловеческой ценности, а также педагогические теории и концепции, утверждающие, что любовь близких взрослых является важнейшим условием и стимулом для саморазвития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения. Основными формами проявления педагогом любви к детям являются доброта, забота, ответственность, уважение, готовность к самоотдаче, потребность познать ребенка, быть и оставаться рядом, содействовать развитию его личности. Отрицание педагогом ценности любви к детям меняет его педагогическую позицию с гуманистической на авторитарную, что противоречит современным требованиям к образованию. Результаты анкетирования студентов Уральского государственного педагогического университета свидетельствуют о том, что созданные в вузе условия способствуют принятию студентами любви к детям как педагогической ценности.

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

53-68 2
Аннотация
Цель - разработать концептуальные теоретические положения, отражающие содержание понятия профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, профессиональной эффективности и качества его деятельности, определить организационные условия их повышения. Методология и методика исследования. Научно - теоретической основой разработки концептуальных теоретических положений явился компетентностно - деятельностный подход. Научно - методологической основой достижения поставленных целей является методология проектирования и актуализации организационных образовательных систем. Результаты. Дано определение современного понимания сущностных характеристик преподавателя высшей школы, предложена структура его профессиональной компетентности, уровень развития компонентов которой определяет профессиональную эффективность его деятельности. Представлены качества, отражающие лидерский потенциал преподавателя и его гражданственность, определены уровни профессиональной эрудиции и организационных педагогических умений. Разработаны показатели качества деятельности преподавателя в контексте образовательных потребностей обучающихся, профессиональных потребностей выпускников и работодателей и потребностей развития образовательной организации. Определены организационные условия развития профессиональной компетентности преподавателя, обеспечивающей повышение профессиональной эффективности и качества его деятельности. Научная новизна. Дана авторская трактовка понятия «преподаватель высшей школы», определена структура его профессиональной компетентности. Определены диагностические признаки и уровни проявления профессиональной эрудиции преподавателя и организаторских педагогических умений. Определены показатели качества деятельности преподавателя высшей школы. Обоснован комплекс организационных условий повышения профессиональной эффективности и качества деятельности преподавателя высшей школы. Практическая значимость. Представленные концептуальные положения могут быть использованы в качестве научно - методологической основы разработки образовательных программ в области педагогической подготовки аспирантов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы. На основе полученных результатов может быть разработан образовательный мониторинг профессионального развития преподавателей высшей школы как технология повышения профессиональной эффективности и качества их деятельности.
69-74 3
Аннотация
Актуальность выбранной темы обусловлена изменением социально - правовой среды деятельности дошкольных образовательных организаций. Рассматривается проблема, связанная с оценкой управленческой деятельности руководителей дошкольных организаций. В связи изменением социально - экономических условий рынка образовательных услуг возникает потребность в эффективных руководителях, обеспечивающих организации ее конкурентоспособность и качество предоставляемых услуг. К управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации предъявляются новые требования, связанные в первую очередь с его умениями и знаниями в области управления. Руководители дошкольных образовательных организаций должны обладать управленческой компетенцией, выражающейся в умении организации и координации деятельности сотрудников, обеспечивающих качество дошкольного образования; сформированных навыках планирования деятельности организации на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также навыках осуществления контроля и самоанализа. Сформировать и развить способность к управленческой деятельности может прохождение курсов переподготовки «Менеджмент в сфере образования», повышения квалификации по программе «Управление персоналом образовательной организации». В процессе освоения курсов переподготовки и повышения квалификации руководители должны овладеть тремя группами компетенций: инструментальными, межличностными и системными Оценку деятельности руководителя невозможно осуществить, не владея основами квалиметрии. Оценка управленческой компетенции предполагает использование технологии, одним из этапов которой выступает определение номенклатуры критериев и показателей рассматриваемой компетенции. Изучив различные аспекты квалиметрии, автор статьи раскрывает теории свертывания показателей и оценок, теории алгоритмов оценки; классификации показателей качества; общие принципы и аксиоматику квалиметрии. Исходя из этого, оценка деятельности руководителя, а именно его управленческой компетенции, предполагает использование технологии, одним из этапов которой выступает определение номенклатуры критериев и показателей рассматриваемой компетенции.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

75-79 2
Аннотация
В статье описывается возможность применения игрового метода в процессе начального обучения плаванию дошкольников. На сегодняшний день вопрос максимально эффективных методов освоения конкретных плавательных движений остается открытым. Процесс обучения плаванию является длительным, а часть детей так и не овладевают данным навыком. При этом в большей степени это актуально как раз для дошкольников, что обусловлено активным формированием двигательных умений как раз в этом возрасте. Для детей данной возрастной группы ведущей формой познавательного процесса является игра. В связи с этим особое место в методике освоения плавательных движений дошкольниками занимают игры в воде. Игровые приемы позволяют за счет позитивных эмоций быстрее освоиться в воде, снижают уровень скованности, стресса, неизбежно возникающих в новой обстановке. Благодаря играм дети дошкольного возраста, еще не умеющие плавать, легче адаптируются к водной среде и быстрее осваивают необходимые движения, а те дошкольники, которые уже плавают, эффективно закрепляют формирующиеся навыки. Игровой метод снижает монотонность учебного процесса и делает интересным многократное повторение того или иного плавательного движения, что необходимо для разучивания двигательного навыка. В статье приводятся примеры конкретных игр, которые можно использовать для освоения и закрепления элементарных плавательных действий в соответствии с основными этапами обучения плаванию. Полученные результаты могут быть использованы для практического применения описанных игровых методик в процессе обучения плаванию дошкольников.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

80-86 3
Аннотация
В статье рассматривается проблема значимости воспитания культуры информационной безопасности у детей младшего школьного возраста для снижения существующих рисков безопасности личности, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Актуальность этой проблемы обусловлена высокими темпами информатизации общества и, в том числе, ориентацией системы образования на использование обучающимися средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Цель исследования - обосновать необходимость воспитания культуры информационной безопасности детей младшего школьного возраста в рамках формирования информационной культуры. Методологической основой исследования выступили системный и личностный подходы, в соответствии с которыми все явления рассматривались в их взаимосвязи и с ориентацией на личность, как главную цель и субъект при осуществлении педагогического процесса. При проведении исследования использовались теоретические методы - анализ и синтез психолого - педагогической и социологической литературы по исследуемой теме. Среди важных результатов можно назвать следующие: рассмотренные аспекты информационной безопасности личности могут быть использованы для определения критериев и показателей сформированности культуры информационной безопасности; обозначено положительное влияние возрастных особенностей детей младшего школьного возраста на успешность формирования у них основ культуры информационной безопасности; помимо прочего процесс воспитания культуры информационной безопасности должен происходить при участии родителей и включать такие компоненты, как: формирование специфических психологических качеств личности, стандарты (шаблоны) поведения, комплекс этических норм поведения в информационном пространстве, составленный с учетом возрастных особенностей. Научная новизна исследования заключается в уточнении определения понятия «культура информационной безопасности» и определении феномена «воспитание культуры информационной безопасности», который до сих пор не имел научной дефиниции. Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости выделения в структуре информационной культуры детей младшего школьного возраста новой компоненты - культуры информационной безопасности, а также выявлении и описании основных аспектов воспитания культуры информационной безопасности. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения могут быть использованы для решения проблемы формирования культуры информационной безопасности младших школьников в ходе создания специальной педагогической системы воспитания культуры информационной безопасности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

87-102 4
Аннотация
Отмечено, что в условиях быстрой цифровизации всех сторон общественного уклада, когда сложные процессы могут быть запущены нажатием кнопки решением человека, многократно повышается степень ответственности каждого члена общества за свои решения и действия. Мерой этой ответственности становится функциональная грамотность, важным компонентом которой является предметная функциональная математическая грамотность как способность мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI в. По мнению авторов, действенным инструментом формирования математической грамотности студентов в контексте будущей профессии, предшествующим систематическому изучению методов прикладного профессионально - ориентированного математического моделирования, является решение специально подобранных модельных профессионально - ориентированных задач (МПОЗ). В частности это важно при обучении будущих медицинских работников, где возможности и эффективность применения математических методов явно недооценены. Подчеркнуто, что решение задачи формирования математической грамотности школьников и студентов не может быть достигнуто без решения задачи подготовки преподавателя математики, способного мотивировать обучающихся к углубленному изучению математики с учетом будущей, предполагаемой или избранной профессиональной деятельности. В рамках реализации образовательной программы среднего профессионального образования медицинского профиля (СПО МП) в статье обсуждаются вопросы, связанные с применением модельных профессионально - ориентированных задач физико - математического, информационного, экономического, и др. содержания. Такие задачи оцениваются как средство достижения образовательного результата, выраженного в формировании и развитии профессионального интеллекта и компетенций у студентов СПО МП по специальности 31.02.04 «Медицинская оптика».
103-108 2
Аннотация
Формирование деловой иноязычной компетенции во время обучения в вузе является необходимым требованием, предъявляемым к специалистам, принимающим участие в международной деятельности. Дается определение деловой иноязычной компетенции. Участие включает в себя международное профессиональное сотрудничество, участие в конференциях и симпозиумах, организация бизнес проектов. В связи с данным фактом имеется потребность формирования у студентов деловой иноязычной компетенции. Проведен структурный анализ существующих моделей формирования деловой иноязычной компетенции. Определены компоненты данной компетенции, рассмотрены оптимальные методы формирования необходимых знаний, навыков и умений. Разработан комплекс стратегических бизнес заданий и этапы формирования деловой иноязычной компетенции с учетом современной реальности. При формировании заданий были учтены национальные различия представителей разных культур. Изучены необходимые педагогические условия для формирования необходимых умений. Объясняется потребность формирования модели деловой иноязычной компетенции. Показана важность групповой и командной работы при обучении деловой коммуникации, умении принимать групповые решения, участвовать в мозговом штурме. Все входящие в модель компоненты формируются в процессе обучения студента в вузе, последующего самообразования, наряду с развитием и формированием других культурных и профессиональных компетенций. Описанная нами модель разработана с учетом особенностей профессиональной деятельности специалиста в деловой сфере.
109-114 2
Аннотация
В статье актуализируется проблематика преодоления затруднений в иноязычном говорении студентов, обучающихся по направлениям технических специальностей. Автор подходит к решению данной проблемы путем разработки и реализации инновационных образовательных ресурсов. Цель статьи - разработать и определить эффективность инновационных образовательных ресурсов в процессе преодоления затруднений в иноязычном говорении студентами неязыковых вузов. Методология и методы: в статье используются методы теоретического анализа, описательный метод, метод педагогического моделирования, конструирования, а также методы математической статистики. Результаты: разработаны и реализованы инновационные образовательные ресурсы, а именно, система упражнений (включая электронные, интерактивные, многоуровневые электронные и т. д.) для преодоления затруднений в иноязычном говорении студентов; подтверждена эффективность данных образовательных ресурсов. Научная новизна: в процессе разработки инновационных образовательных ресурсов цифровая, виртуальная, интерактивная обучающие среды дают возможность эффективным способом использовать новейшие технологические и нетрадиционные (например, нейродидактические) лингвистические методы. Теоретическая и практическая значимость: концепция разработки образовательных ресурсов, именно как цифровых / электронных подразумевает также и учет современных требований к формированию инновационной образовательной среды, основанной на использовании AI-потенциала в обучении иностранным языкам, созданию виртуальных моделей и обучающих сред; интеграция электронного образовательного ресурса в такую образовательную среду обеспечивает инновационность образовательной технологии преодоления затруднений в иноязычном говорении. Выводы: в процессе реализации разработанных образовательных ресурсов, реализуемых на основе инновационных технологий, была отмечена положительная динамика в преодолении студентами затруднений в иноязычном говорении, что позволяло им эффективно совершенствовать свой уровень владения иноязычной коммуникацией, включая формирование навыков профессионального общения.
115-121 2
Аннотация
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена объективной потребностью китайского общества в выпускниках педагогических вузов, имеющих высокий уровень готовности к созданию развивающей художественно - эстетической среды в дошкольных образовательных учреждениях. Успешность решения данной проблемы связана с разработкой теоретико - методических подходов, включающих уточнение содержания и структуры феномена «художественно - эстетическая среда» с учетом общих установок на ее развивающий и воспитательный потенциал в китайской, российской и западноевропейской педагогике дошкольного детства. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал художественно - эстетической среды в развитии ребенка дошкольного возраста и рассмотреть методы, которые могут применяться при подготовке китайских студентов педагогического вуза к реализации данного потенциала в их будущей профессиональной деятельности. Методологической основой исследования являются положения эстетики о гармонизирующем воздействии на человека эстетически организованной, упорядоченной, гармоничной в соотношении формы и содержания среды (М. С. Каган), выводы мыслителей и педагогов прошлого (В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современные исследования (А. И. Буров, Л. П. Печко, Е. Ф. Командышко, Е. П. Олесина, О. В. Стукалова) об эстетической восприимчивости детей дошкольного возраста и значимости художественно - эстетической среды как эмоционально - образного контекста в их эмоциональном, творческом, нравственном, социокультурном развитии. В статье использовались такие методы исследования, как изучение и анализ литературы, обобщение опыта российских и китайских педагогов - исследователей, педагогическое проектирование. Научная новизна состоит в уточнении компонентов художественно - эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении (эмоционально - психологического, ценностно - смыслового, творческого) и определении соответствующих этапов формирования у студентов готовности к ее созданию в процессе обучения в вузе. Практическая значимость исследования состоит в выявлении продуктивных методов подготовки студентов к созданию художественно - эстетической среды и описании творческих заданий на основе обращения к данным методам на занятиях в вузе. Авторами предложены следующие методы: моделирования (графического, объемного, пространственного, виртуального) эстетической среды в группе детского сада, художественного проектирования тематического оформления группы к праздничному событию, художественно - графической визуализации (эскиз, презентация, объемная картина, аппликация, пластилинография, мультипликация и пр.) предметного наполнения Центра художественного творчества в группе детского сада.
122-129 1
Аннотация
В статье обсуждается проблема: как формировать у студентов вуза умение понимать условия физических задач. Цель исследования - обоснование методики обучения студентов умению понимания условий физических задач в процессе их решения. Методологической основой исследования являются подходы: системный, компетентностный, семантический, когнитивный и лингвистический. Психолого - педагогическими основаниями построенной дидактической модели являются теории учебной деятельности, развивающего обучения, решения учебных физических задач. Использована система теоретических и эмпирических методов исследования. Описана дидактическая модель формирования у студентов исследуемого умения, содержащая целевой, дидактический и методический блоки. Представлены структура исследуемого умения, средства и способы его формирования. Изложены ход и результаты педагогического эксперимента, доказывающие эффективность разработанной методики на уровне высшего профессионального образования. Новизна полученных результатов заключается в адаптации дидактической модели и методики формирования умения понимать условия физических задач к уровню высшего профессионального образования (материал общего курса физики). Значимость результатов для науки и практики заключается в обосновании специального обучения студентов умению понимать условия физических задач, доказательстве его положительной связи с успешностью решения задач и усвоения материала курса физики в целом; в расширении системы средств и способов обучения исследуемому умению, разработке соответствующих методических материалов. В результате проведенного исследования удалось показать, что разработанная О. Е. Левенко для средней школы методика формирования умения понимать условия физических задач эффективна и на уровне высшего профессионального образования, в процессе обучения студентов общему курсу физики, при условии расширения системы средств обучения и способов совместной деятельности студентов и преподавателя.
130-139 2
Аннотация
В статье находит освещение актуальная проблема организации процесса музыкально - педагогического образования студентов из Китайской Народной Республики в российском педагогическом вузе. Целью статьи является выявление и анализ трудностей, испытываемых китайскими студентами при изучении методических дисциплин (методики обучения и воспитания в музыкальном образовании и методики полихудожественного воспитания школьников), анализ их причин и проектирование способов преодоления. Приводится обзор исследований в области обучения китайских студентов музыкальных профилей профессионально ориентированному русскому языку и музыкальной терминологии. Даются рекомендации по организации занятий русским языком с китайскими студентами профиля «Музыкальное образование» как основы для параллельного освоения профильных дисциплин. Сопоставляются трудности, возникающие у китайских студентов в процессе освоения содержания музыкально - исполнительских, музыкально - теоретических и методических дисциплин. На основе анализа опыта преподавания дисциплины «Методика обучения и воспитания» в смешанных группах российских и китайских обучающихся профиля «Музыкальное образование», наблюдений за педагогическим процессом и бесед с китайскими студентами выявляется ряд трудностей в освоении содержания дисциплины. Причинами данных трудностей являются: использование сложных речевых конструкций в речи лектора и в музыкально - педагогических публикациях; недостаточное понимание сути процесса музыкального образования школьников ввиду существенных различий систем музыкального образования в России и Китае; невозможность опереться на собственный детский опыт; употребление педагогом и российскими студентами упрощенных названий незнакомых музыкальных произведений. Приводятся примеры организации работы с китайскими студентами по освоению содержания дисциплины «Полихудожественное воспитание в школе» с учетом уровня владения русским языком. Анализируются творческие работы студентов из Китайской Народной Республики, свидетельствующие об их овладении методическими проектировочными умениями. Обосновывается необходимость создания специального учебного пособия для китайских студентов и проектируется его содержание.
140-146 3
Аннотация
Авторы статьи раскрывают потенциал историко - культурного наследия в воспитании патриотизма у будущих архитекторов. От мировоззренческих установок и убеждений молодежи во многом зависит будущее страны. Важно не только обучить и воспитать профессионала, но и сформировать патриота, понимающего значимость своей роли в процветании Отечества, проявляющееся в знаниях, отношении и созидательной деятельности во благо страны с учетом отраслевой специфики. Проблема исследования заключается в поиске концептуальных основ обучения студенчества, где наряду с профессиональным образованием ведется целенаправленное воспитание патриотизма - важнейшего качества личности; в выявлении и научном обосновании возможности предметной области «Архитектура и дизайн» для осуществления культурно - педагогической работы по формированию понимания важности сохранения традиций, связанных с историей страны и ее народов, осознания ценности историко - культурного архитектурного наследия. Цель статьи - представить структурно - функциональную модель активизации системы патриотического воспитания будущих архитекторов. Теоретико - методологические основы из области педагогики, истории, культурологии, искусствоведения, этнопсихологии нашли отражение в построении данной модели. Научная новизна исследования состоит в обосновании методологии проектирования образовательного процесса, формулировании его ведущих характеристик, определении структурно - содержательных элементов. Практическая значимость - в создании рекомендаций, служащих ориентиром для разработки образовательных программ, позволяющих повысить качество подготовки студентов в области патриотического воспитания. Доказано, что в качестве средств воспитания патриотизма как чувства гражданской ответственности у будущих архитекторов служат ценности историко - культурного архитектурного наследия и специально созданные педагогические условия, в том числе духовно - нравственное просвещение студентов.
146-155 2
Аннотация
Прогнозирование уровня сформированности компетенций студентов строительно - архитектурного вуза является важной проблемой на нынешнем этапе развития общества, что связано с повсеместной цифровизацией всех отраслей экономики и хозяйства, а также с «информационным взрывом» - постоянным ростом количества знаний и технологий, что влечет за собой и рост требований к выпускникам. Показано, что проблема может быть решена с использованием синергетического подхода и методов компьютационной (вычислительной) педагогики. Модель оформлена в виде «строящегося здания», поэтому ее стоит читать снизу вверх; состоит из семи блоков: «Прогноз», в котором охарактеризованы основные этапы технологии педагогического прогнозирования; «Средства вычислительной педагогики, применяемые для прогнозирования»; «Будущий инженер - строитель», в котором перечислены этапы обучения студента в строительном вузе; «Синергетика», в котором студент рассмотрен как самоорганизующаяся система; «Обучение», в котором детально описаны этапы обучения студента; «Образовательные результаты», где охарактеризовано формирование индивидуальных компетенций; «Внешние условия», в котором перечислены основные показатели прогнозного фона. Представлена технология прогнозирования, ставшая основой построенной модели и состоящая из трех стадий: ретроспекции, диагноза и проспекции. Стадии разделены на этапы, на каждом из которых студенческий коллектив и прогностическая система вуза рассмотрены как самоорганизующаяся система, что позволило повысить эффективность прогнозирования. Результаты прогнозирования внесены на лепестковую диаграмму совместно с реальными образовательными результатами студентов, чем показана эффективность разработанной технологии. Проверка проведена на базе 102 студентов, обучающихся в 5 академических группах ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» (бакалавриат).
156-162 5
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению проблем, существующих в практике преподавания иностранного языка и тестирования по иностранному языку с точки зрения отношений между формированием мышления на иностранном языке и формированием прагматической компетенции, в сочетании с лингвистической теорией и теорией преподавания иностранного языка. В статье предлагается рассматривать оценку метафорических способностей как часть измерения оценки прагматической компетенции. В этой связи автор работы преследует цель описать принципы обучения иностранному языку с учетом возможностей формирования метафорической компетенции и оценки уровня ее сформированности как важной составляющей прагматической компетенции, необходимой для эффективного межкультурного взаимодействия. Сформулированы следующие принципы обучения иностранному языку: принцип важности формирования метафорического мышления, принцип системности познания, принцип познания культуры, принцип преподавания практической грамматики языка, принцип целостности обучения, принцип комплексной контекстуальной оценки. Универсальность метафорического мышления и функциональные особенности метафорического выражения дают основания полагать, что формирование метафорической компетенции является необходимым содержанием обучения иностранному языку с целью устранения коммуникативных неудач и повышения эффективности речевого взаимодействия в условиях межкультурной коммуникации. Оценка же уровня сформированности метафорической компетенции является важным звеном оценки компетенции прагматической, и ее содержание должно соответствовать реальным коммуникативным ситуациям.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

163-173 7
Аннотация
В статье обсуждается проблема подготовки студентов педагогических вузов к разработке учебных объектов и инструментов цифровой образовательной среды. Обоснована необходимость организации творческой проектной деятельности обучающихся по наполнению контента данной среды и формирования у них соответствующих умений. Рассматривается технология продуктивного обучения как одна из наиболее результативных технологий организации учебного процесса, которая может быть использована для решения этой задачи. Дана характеристика продуктивного обучения и основных этапов его становления как педагогической системы. Раскрыты основы методологии обучения данного типа. Вместе с тем ставится задача уточнения его методологического базиса. В статье доказывается, что методология продуктивного обучения включает более широкий комплекс педагогических концепций и подходов. Сложный интегральный характер методологии продуктивного обучения свидетельствует о его высоком образовательном потенциале. Осмысление данной методологии во всей ее полноте позволит впоследствии уточнить обобщенную модель технологии продуктивного обучения, разработать ее модификации под различные педагогические задачи с учетом особенностей адресных групп обучаемых, в том числе задачи подготовки студентов педагогических вузов к самостоятельной разработке объектов и инструментов цифровой образовательной среды.
174-187 2
Аннотация
Цифровизация различных сторон производственной и общественной деятельности, проблема повышения ответственности производителей за результаты наукоемких продуктов, широкое внедрение конвергентных технологий актуализируют проблемы трансдисциплинарности и трансдисциплинарного образования. Цель настоящей статьи состоит в проектировании системы трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе, направленной на формирование трансдисциплинарной личности. Методология и методы исследования. При проектировании системы трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе применялись взаимодополняющие методологии гуманистического, трансдисциплинарного, системного, синергетического, компетентностного, личностного, деятельностного, средового и технологического подходов. Результаты исследования. Разработана система трансдисциплинарного образования будущих педагогов дошкольного образования, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, имеющих общую цель и самостоятельные функции; она носит целостный и обобщенный характер. Факторный компонент системы является относительно независимым, т. е. он лишь частично может быть изменен исследователем (в части принципов трансдисциплинарного образования), но данный компонент оказывает влияние на другие компоненты системы и обеспечивает связь системы с внешней средой. Методологический компонент служит основой для проектирования других компонентов, определяя исходные методологические установки исследователя, логику движения его мысли в целом. Целевой компонент выполняет роль системообразующего, он определяет содержание процессуального, содержательного, технологического компонентов. Оценочно - коррекционный компонент задает системе трансдисциплинарного образования будущих педагогов дошкольного образования причинную цикличность, позволяя своевременно оценивать характер и проектировать направления корректирующих действий в отношении иных компонентов системы, определять ее эффективность в целом. Научная новизна результатов определяется новизной постановки проблемы исследования, а также отсутствием системных исследований и разработок в сфере трансдисциплинарного образования будущих педагогов как в зарубежной, так и в отечественной науке. Практическая и теоретическая значимость результатов. Система обеспечивает учет социального заказа на трансдициплинарное образование, согласованность теоретических положений и практики реализации, целостный подход к формированию компетенций, возможность коррекции результатов.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

188-194 4
Аннотация
Исследование буллинга в российской школьной среде проведено в рамках двух методологических подходов: символического интеракционизма, а также психологии и социологии девиантности. Сбор эмпирического материала пилотажного исследования проходил путем применения психолого - педагогической методики «Опросник риска буллинга» (А. А. Бочавер и др.) среди 247 старшеклассников Свердловской области (ноябрь - декабрь 2019). Полученные результаты позволяют подготовить почву для проведения более масштабного социологического исследования проявления буллинга среди старших школьников, выявить гендерные различия в проявлениях буллинга, установить взаимосвязь величины населенного пункта и распространения буллинга. Данные исследования послужили основанием и мотивацией к разработке профилактических мероприятий, направленных на улучшение деятельности образовательных организаций в работе с проявлениями буллинга.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

194-202 5
Аннотация
В статье анализируется проблема самореференции образа тела у подростков. Показано, как общество задает стандарты в оценке телесности, которые транслируются детям и подросткам в коммуникативном процессе. Особое значение для подростков имеет коммуникация с членами семьи - родителями и сиблингами. Показано, что девочки имеют по большей части негативный образ тела: ниже оценивают его функциональные возможности, активность, по сравнению с мальчиками. В ходе эмпирического исследования проверялась гипотеза о том, что на самореференцию образа тела подростков влияет характер обратной связи, получаемой от родителей. В исследовании приняли участие 26 девочек и 26 мальчиков 13-16 лет. Для проведения исследования были отобраны следующие опросники: психосемантическая методика «Мое тело» К. Н. Белогай; «Опросник образа собственного тела» О. А. Скугаревского и С. В. Сивухи и анкета, в которой подростки оценивали обратную связь, получаемую от родителей относительно их тела. При анализе результатов были выделены три варианта обратной связи, получаемой подростками от родителей: негативная, нейтральная и позитивная. Результаты опроса были подвергнуты дисперсионному анализу, в котором в качестве категориальных предикторов были взяты пол и тип обратной связи, а в качестве зависимых переменных: выраженность негативного образа тела, оценка тела, телосложения, активности, функциональности. Показана зависимость содержательных характеристик образа тела подростка в зависимости от типа обратной связи, даваемой родителями. Негативная обратная связь снижает оценку функциональности, активности, степень принятия тела как для девочек, так и для мальчиков, одновременно повышая выраженность негативного образа тела.
203-209 2
Аннотация
В статье представлены результаты исследования имеющихся в жизненных планах девушек ожиданий в отношении профессиональной и семейной карьер. Актуальность цели исследования определяется тем, что приобретающие определенность и конкретность жизненные планы в период вхождения во взрослость становятся побудительной и направляющей силой молодого человека. Задача самоопределения в отношении приоритетов жизненных целей всегда являлась одной из сложных, однако в современном мире ее решение осложняется наличием широкого спектра возможностей самореализации и существенным усилением ориентации на успешность, значимость личных достижений. С целью определения места, которое занимают в жизненной перспективе планы семейной и профессиональной карьер, было обследовано 88 девушек в возрасте от 18 до 20 лет. Разработанный для целей исследования опросник позволил зафиксировать стремление девушек в период вхождения во взрослость к построению сбалансированной жизненной перспективы. Отдавая приоритет семейной карьере, девушки уделяют большое внимание профессиональной, связывая с ее построением ближайшее будущее. Необходимость такого баланса обусловлена тем, что, по мнению участниц, два указанных вида карьер удовлетворяют разные потребности человека. К построению профессиональной карьеры девушек побуждает стремление к самореализации, удовлетворению личных интересов. Семейная карьера будет выстраиваться под влиянием мотивов обретения близких, доверительных отношений и защищенности. Приходится констатировать, что мотив создания семьи в целях рождения ребенка, реализации родительской роли выражен гораздо слабее остальных. Исследование временной перспективы показало, что построение семейной карьеры отложено на более далекую перспективу в сравнении с профессиональной. Участницы исследования не имеют четких и конкретных представлений о том, что надо предпринять для создания семьи, построения семейной карьеры. Тем не менее, у них существует уверенность в том, что им удастся построить гармоничные семейные отношения, они в значительно большей степени полагаются на собственные усилия, чем в отношении профессиональной карьеры. Результаты исследования показали, что приоритеты в построении того или иного типа карьер определяются структурой мотивационно - потребностной сферы девушек. Приоритетная позиция семейной карьеры обусловлена высокой степенью выраженности мотивов достижения психологической интимности, воспитания детей, стремления к защищенности, избегания одиночества. Высокая степень выраженности мотивов самореализации и востребованности в профессии свойственна девушкам, планирующим посвятить себя построению профессиональной карьеры в ближайшее время.
210-217 6
Аннотация
На фоне роста нестабильности, неопределенности как одного из основных и глобальных вызовов современности необходимым условием качественной реализации образовательных программ является применение цифровых технологий. Возможности цифровизации целесообразно рассматривать как ответы на вызовы, возникающие перед системой формального образования на фоне пандемии коронавируса. С учетом массового и интенсивного применения интернет - технологий в формальном образовании, обусловленного текущей ситуацией социальных отношений, поиск и реализация новых подходов к их эффективному применению в образовательной деятельности становится одной из приоритетных задач развития e - learning в российских и мировых университетах. В настоящей статье представлено исследование, целью которого стала разработка модели комплексного электронного сопровождения магистерской подготовки медиаторов (на примере магистерской программы Сибирского федерального университета «Медиация в образовании») как средства расширения дидактического потенциала электронного обучения. В условиях поликультурного региона, для которого профессия медиатора является одной из наиболее востребованных, данная проблематика в особенности актуальна. Среди регионов Енисейской Сибири Красноярский край, в частности, Красноярск, по сути, является лидером и первооткрывателем в сфере медиации, помимо создания и функционирования частных центров медиации и школьных служб примирения здесь осуществляется подготовка и переподготовка специалистов соответствующей квалификации. С 2018 года в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета успешно реализуется магистерская подготовка поликультурных медиаторов. Исследование выполнено при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, проект «Практико - ориентированная магистерская программа „Медиация в образовании“ в стратегическом партнерстве университетов и профессиональных сообществ медиаторов Сибири и Казахстана».
218-223 2
Аннотация
В статье показано противоречие между интересом к теме материнства со стороны государства и продолжающимся демографическим кризисом, что делает необходимым учет психологической составляющей материнства. Цель статьи - смоделировать психолого - педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству. Методология включает теории, рассматривающие материнство (Г. Г. Филиппова, Е. В. Матвеева), анализ и обобщение работ педагогов и психологов в области психолого - педагогического сопровождения. Дана интерпретация результатов, полученных путем корреляционного (по методу Пирсона) и факторного анализа данных обследования 156 беременных женщин на предмет психологической готовности к материнству. Представлено авторское видение понятий «психологическая готовность к материнству» и «психолого - педагогическое сопровождение». Предложены модель психолого - педагогического сопровождения процесса формирования психологической готовности к материнству и ее теоретико - методологическое обоснование. Обозначены субъекты, этапы и методы сопровождения. Для каждого этапа определены задачи и комплекс мероприятий в рамках педагогического и психологического компонентов сопровождения. Практикующие педагоги и психологи могут использовать предложенную программу работы с девочками, девушками, женщинами. Делаются выводы о желательности дополнения программы социальным и медицинским сопровождением.
224-229 2
Аннотация
Конкретно - исторические условия каждого общества определяют свойственные ему формы социальных отклонений и их масштабы. Сегодня развитию девиантного поведения как массового социального явления среди молодежи способствует информационный прогресс России и переход на цифровые технологии. В этих условиях к негативным формам виртуальной коммуникации (девиантному поведению в виртуальном пространстве) авторы относят кибербуллинг. Кибербуллинг как травля в пространстве цифровых технологий рассматривается авторами статьи в контексте серьезных социальных рисков молодежи. Целью исследования является выявление частоты встречаемости кибербуллинга в виртуальном пространстве среди молодежи, определение ее поведенческих особенностей, обусловливающих позицию жертвы или инициатора в нем. В качестве основных методов исследования использовались контент - анализ как метод сбора и качественного анализа текстовых массивов данных и описательная статистика как метод визуализации количественных результатов исследования, метод Уорда (кластерный анализ) для выделения групп - кластеров. В статье применительно к проблеме девиантного поведения молодежи в виртуальном пространстве рассматриваются специфические особенности кибербуллинга как современной формы отклоняющегося поведения, приобретающей массовый характер, что подтверждается результатами первого этапа эмпирического исследования. В работе представлены типы пользователей сети Интернет, которые инициируют кибербуллинг или становятся его жертвой: агрессивно - провоцирующий, виктимный, инициирующий. Описанные типы позволяют определить поведенческие особенности молодых людей, относящихся к ним, и их позицию в кибербуллинге. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов, занимающихся организацией психолого - педагогического сопровождения участников кибербуллинга.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

230-235 2
Аннотация
Современный этап развития российского общества характеризуется актуализацией идей гуманизма, равноправия, толерантности, что, в свою очередь, является условием внедрения инклюзии в различные сферы общественной жизни. Однако анализ научной литературы и социальной практики позволяет говорить, что, несмотря на распространение идей инклюзии, единства по поводу понимания ее сущности, содержания, границ, условий и методов реализации нет ни среди ученых, ни среди практиков. В силу этого возникает необходимость обоснования методологических подходов к внедрению инклюзии, в частности в отношении людей с инвалидностью. Традиционным для нашей страны являлся нормативный подход социальной помощи и поддержки людям с инвалидностью, который предполагал оказание им медицинской помощи, экономической поддержки, помещения в стационарные учреждения (изоляционистский характер социально - педагогической деятельности). Фактически, формально оставаясь гражданами, люди с инвалидностью в реальности оставались лишенными большинства своих гражданских прав. Инклюзия предполагает максимальное, в соответствии с возможностями здоровья, включение данной категории граждан в общественную жизнь. Реализовать это возможно при условии организации и реализации процесса сопровождаемого проживания. Данная идея социальной поддержки людей с инвалидностью для нашей страны является новой, поэтому требует детальной разработки методологических оснований ее реализации. На данный момент разработка и апробация указанной модели осуществляется в рамках проекта «Социополис» некоммерческой организацией «Благое дело» совместно с экспертной группой преподавателей кафедры педагогики и педагогической компаративистики Уральского государственного педагогического университета. В качестве методологических оснований для модели сопровождаемого проживания были выбраны две группы подходов: теоретические (антропоцентрический, феноменологический, гуманистический) и технологические (системно - деятельностный, личностно - ориентированный и триальный методы). Названные подходы описываются в данной статье, раскрывается связь между ними, обосновывается полипарадигмальный характер методологии инклюзивной деятельности.
236-241 1
Аннотация
Перед авторами стоит актуальная на сегодня задача - создание и использование информационных веб - ресурсов в работе с родителями дошкольников с нарушениями речи, так как активная позиция родителей, их непосредственное участие в коррекции нарушений речи ребенка обеспечивают прочность усвоения новых речевых умений. Эффективность коррекции нарушений речи у старших дошкольников зависит как от профессионализма логопеда, так и от потенциала коррекционного пространства, в котором осуществляется взаимодействие всех субъектов педагогической деятельности. В статье под коррекционным пространством подразумевается не только коррекционно - развивающая среда дошкольной образовательной организации, но и использование возможностей информационной среды, веб - ресурсов, позволяющих обеспечить непрерывность и преемственность коррекционной работы педагогов дошкольной организации и семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Авторы в своей статье показали возможности многочисленных веб - ресурсов, таких как АИС - системы, Microsoft Works, Facebook, мессенджер WhatsApp, сервисы Zunal.com, Google, Blogger, социальные сети Вконтакте, QR - коды, YouTube. С помощью данных ресурсов были созданы дидактические игры и пособия, с использованием картинного материала, взятого из общедоступных источников сети Интернет; Веб - квесты для закрепления материала; интерактивные игры; информационные буклеты для родителей; мастер - классы; образовательное видео как для детей, так и для родителей, а также закрытые группы для родителей в социальных сетях. Исследование показало, что создание и использование информационных ресурсов в работе с родителями дошкольников с нарушениями речи является достаточно эффективным вспомогательным средством в работе логопеда.


ISSN 2079-8717 (Print)