Preview
Том , № 5 (2020)
Скачать выпуск PDF

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

8-21 1
Аннотация
В контексте проблемы повышения качества массового математического образования в работе обсуждаются проблемы начального периода построения профессиональной карьеры выпускником - математиком педагогического университета. Так, одной из задач, с которой столкнется сегодняшний выпускник в преддверии международного исследования PISA - 2021, станет задача формирования функциональной предметной математической грамотности обучающихся основной общей школы. Подчеркнуто, что в современных образовательных реалиях, когда основным образовательным результатом обучения являются, скорее, сформированные устойчивые личностные и метапредметные «мягкие» навыки, учитель математики может и должен строить педагогический процесс, сообразуясь как с психолого - педагогическими особенностями обучаемых, так и с собственными психолого - педагогическими характеристиками. Подходящим инструментом, позволяющим педагогу получить достаточно объективные количественные данные, для осознанного выстраивания педагогического взаимодействия с конкретной группой обучающихся, по мнению автора, является измерение выраженности различных видов интеллекта. Теоретической основой этого подхода является теория множественного интеллекта профессора Говарда Гарднера (США); измерительным средством - специально подготовленная анкета самооценки (опросник). Другой задачей, решение которой предстоит найти выпускнику педагогического университета, станет задача по постановке собственного результативного и эффективного стиля преподавания, позволяющего оптимально достигать образовательных целей. Как представляется автору, подходящей теоретической основой для этого является теория педагогического резонанса. В настоящей работе представлены и обсуждаются результаты психолого - педагогического исследования структуры интеллекта по Гарднеру педагогов - математиков УрГПУ, обучавшихся по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, Математика (выпуск 2020 г.). Результаты исследования позволили дать прогнозы относительно успешности будущей самостоятельной профессиональной деятельности и сформулировать конкретные групповые и индивидуальные рекомендации по оптимальному построению педагогической карьеры нашими выпускниками.
22-29 1
Аннотация
В работе проанализированы возможности использования форсайта для понимания перспектив развития школ г. Екатеринбурга, а также формулировки возникающих проблем и инициирования персональной ответственности за их решение. В качестве объекта исследования выступили 30 школ г. Екатеринбурга, с представителями которых (директорами и завучами) был проведен форсайт в декабре 2018 г. Сформулированы итоги командной работы, проанализированы перспективы реализации проектов, инициированных участниками мероприятия. Итог анализа показал, что форсайт не может являться методом научного исследования, если он применяется по отношению к неподготовленной аудитории, не погруженной в контекст настоящих и будущих изменений, в силу слишком разнообразной аудитории по уровню компетентности, а также вероятностного характера генерации идей в ходе определения трендов и событий. Фокус внимания групп является либо случайным, либо определяется ведущими форсайта или отдельными лидерами мнений среди участников. Однако ключевым преимуществом форсайта был выделен высокий уровень мотивированности участников к изменениям, что говорит о его возможном применении для минимизации уровня сопротивления при внедрении инноваций в образовательной среде.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

30-37 1
Аннотация
В настоящее время все более актуализируется проблема педагогического лидерства. Преподаватель должен превратиться в педагогического лидера, способного развивать у обучающихся стремление к управлению собой, способность к самосовершенствованию, самолидерству. Следует отметить, что до настоящего времени в отечественной и зарубежной педагогике не выявлена исследовательским путем система профессиональных свойств личности учителя средней общеобразовательной школы, детерминирующая такие результаты его учебно - воспитательной деятельности, которые позволяли бы идентифицировать его как педагога - лидера. Рассмотрение этих вопросов является целью нашего исследования. Для выявления сущности, форм и особенностей проявления педагогического лидерства были проведены исследования общественного сознания обучающихся о данном феномене среди 357 студентов Екатеринбурга, Первоуральска и Верхней Пышмы. Например, исследования выявили тенденции, проявляющиеся в общественном сознании выпускников средних школ. Выявлены существенные различия в профессионально - педагогических качествах педагогов - лидеров и обычных педагогов. Например, по сравнению с «обычными» преподавателями у педагогов - лидеров выше вероятность того, что они в 7 раз чаще знают «в совершенстве свой предмет на уровне актуальных для современной общественной и частной жизни знаний, умений и навыков»; почти в 4 раза чаще формируют «у учащихся стремление к систематической работе, дисциплинированности и проявлению воли». Вероятность обучения на стабильные отличные результаты в общеобразовательной школе у учащихся, обучавшихся у педагогов - лидеров, более чем в 2 раза выше, чем у учеников «обычных» преподавателей. В статье отмечается, что преподаватели - лидеры средних общеобразовательных организаций являются заметным явлением в отечественной системе образования. С другой стороны, они оказывают влияние лишь на пятую часть студенческой аудитории, что является недостаточным для существенного проявления их социально - педагогической значимости в условиях разнообразных вызовов, стоящих перед российским обществом.
38-48 1
Аннотация
Актуальность представленной работы определяется дефицитом практико - ориентированных и простых в использовании методов диагностики и репрезентации профессионального опыта в сознании работников педагогической сферы. Целью статьи является представление методики «Сказочный герой - 2020», предназначенной для диагностики репрезентации профессионального опыта в сознании педагогического работника. В качестве методов исследования были использованы эксперимент, наблюдение, метод субъективной семантики, анализ результатов трудовой деятельности, интервью, расспрос, метод экспертных оценок, математико - статистические методы: корреляционный, регрессионный, факторный и кластерный виды анализа, анализ согласованности и кросстабулирования данных. Методика может применяться в отношении представителей любой профессиональной страты как метод отбора, оценки кадров.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

49-54 3
Аннотация
Представленный материал является аналитическим обзором материалов исследований, посвященных проблеме, которую можно обозначить как «дети в эпоху цифровой цивилизации». Автор обращается к периодике последних пяти лет, где представлены работы, связанные с вопросами цифровой социализации детей. Сначала идет обзор статей отечественных педагогов, в которых представлены возможности компьютерных игр, робототехники, лего - конструирования для развития детей дошкольного возраста. Для этих работ характерна нормативно - методическая ориентация, которая включает описание и руководство по проведению одного или ряда занятий по данной тематике. Кроме того представлен обзор исследований, проведенных западными учеными под общим названием «Планшеты с сенсорным экраном затрагивают жизнь детей» (2016). Эти исследования отличаются большей системностью, инструментальной проработанностью, даже определенной утилитарностью: изучение развития мелкой моторики у малышей в контакте с сенсорным экраном, возможности когнитивного развития дошкольников с помощью планшетов и т. п. Осознавая определенную узость этих изысканий, многие из ученых настаивают на необходимости продолжения исследований в данной области. Именно в контексте данных исследований можно назвать схожую по содержательной установке и описанию самой процедуры исследования работу российских ученых С. Крыловой и Ю. Водяхи «Экспериментальное исследование восприятия дошкольниками компьютерных моделей реальных объектов на экранах тачскрин - устройств как трехмерных». Исследования по этой теме могут дать определенные основания для расширения и уточнения рекомендаций к использованию сенсорных экранов в работе с детьми дошкольного возраста. В итоге анализ содержательного контекста представленных работ подводит к выводам о том, что уже пора сменить позицию взрослых в этих исследованиях с чисто исследовательской на способствующую развитию детей, что позволит сделать этот процесс педагогически оправданным, психологически обоснованным, отвечающим актуальным и перспективным тенденциям развития индивида и общества.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

55-70 1
Аннотация
В статье обсуждаются пути развития исследовательской компетентности обучающихся в естественнонаучном образовании. Формирование опыта учебно - исследовательской деятельности (УИД) рассматривается как основа развития исследовательской компетентности. Учитывается, что опыт деятельности по степени структурированности в сознании может быть целостным, фрагментарным и «пустым». Для формирования компетентности важен целостный опыт, основанный на сознательной и активной творческой деятельности. Причина возникновения фрагментарного и «пустого» опыта УИД - слабая осознанность действий учащегося, вызванная отсутствием в его представлениях связи между прежним репродуктивным и новым исследовательским опытом познавательной деятельности. Анализ существующих образовательных программ по УИД, призванных формировать необходимые понятия, умения и осознанный опыт исследовательской деятельности, показал их низкое качество, прежде всего репродуктивный характер и некомпенсированный разрыв между теорией и практикой. Предложенный нами механизм активации осознанности действий учащегося основан на положениях А. Н. Леонтьева и включает формирование понимания учащимся а) сути УИД и б) своей роли в ней. В связи с этим необходимо уделять особое внимание изучению процесса научного познания как основы УИД и практическому освоению научного метода как средства УИД. Научный метод рассматривается как способ получения научных знаний о мире, включающий два этапа - эмпирический и теоретический. Учитывается, что эмпирическое знание характеризуется как знание о явлении, а теоретическое - о сущности. Последовательная реализация этих этапов соответствует движению от явления к сущности. В результате реализации программы, в основе которой лежит освоение научного метода познания, у 88% обучающихся был сформирован целостный опыт учебно - исследовательской деятельности, выступающий достаточным условием развития такого личностного качества, как исследовательская компетентность.
71-78 1
Аннотация
В статье обсуждается эволюция развития целей обучения информатике в средней общеобразовательной школе и соответствующей подготовки студентов направления «Педагогическое образование». Анализируется содержание понятий алгоритмическая грамотность, компьютерная грамотность, компьютерная компетентность, информационная культура, техническая культура. Представлена модель содержательной вложенности данных понятий и эволюционная цепочка их развития: от изучения алгоритмизации и программированию до становления мировоззренческих позиций, когда целью обучения «Информатике и ИКТ» становится формирование информационной и технической культуры учащихся (в рамках различных учебных дисциплин). Обосновывается важность формирования технической культуры учащихся (как результат политехнической подготовки в рамках различных учебных предметов), уровень которой определяется: 1) системой объектов техники (в т. ч. компьютерной), с которыми взаимодействует человек в силу своих профессиональных обязанностей и личных интересов; 2) уровнем технических знаний с точки зрения их полноты, системности и обобщенности, функциональности; 3) накопленным опытом технической деятельности с учетом ее видового разнообразия и сложности, определяемыми особенностями той составляющей техносферы, с которой взаимодействует человек; 4) уровнем развития взаимодействий «человек (общество) « техника « природа»; 5) менталитетом личности (интересами, умонастроением, волевыми устремлениями) - сложившимися моделями технического поведения и деятельности, определяющими актуальное состояние и перспективы развития перечисленных выше составляющих ее технической культуры. Описаны данные констатирующего эксперимента, при помощи которого изучался сложившийся опыт преподавания вопросов политехнической подготовки в рамках различных учебных дисциплин средней школы.
79-86 1
Аннотация
Ситуация в мире, связанная с пандемией вируса COVID - 19, выдвигает ряд новых требований во всех сферах жизни, в том числе и в сфере образования. Перед преподавателями и студентами высших учебных заведений была поставлена задача в краткие сроки перейти на удаленную работу, что создало ряд сложностей, таких как выбор платформы для проведения занятий, адаптация изучаемого материала под электронный формат при сохранении качества подачи информации. Таким образом, в современном мире важно не просто овладевать навыками и умениями в сфере получаемой специализации, но еще более важно уметь совмещать задачи из разных научных сфер, работать в команде вместе с другими специалистами и уметь быстро адаптироваться и находить решения проблем в кратчайшие сроки. Именно эти навыки и умения студенты получают при выполнении междисциплинарных научно - исследовательских проектов на иностранном языке, которые реализуются в Институте радиоэлектроники и информационных технологий - Радиотехнический факультет (ИРИТ - РтФ) не первый год и уже показали отличные результаты. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) определяет междисциплинарные проекты как наиболее приоритетные. Нам представляется, что использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе в высших учебных заведениях является важнейшим требованием не только в период пандемии, но и в обычной жизни каждого выпускника. Поэтому учебник, который помогает формировать и развивать компетенции, необходимые для реализации междисциплинарных научно - исследовательских проектов на иностранном языке, представляет особую ценность, особенно, если его можно применять не только для аудиторных занятий, но и для дистанционного обучения в электронном (digital) формате. Созданный нами учебник «How to Master Scientific Skills in English» нацелен на развитие иноязычной коммуникативной научно - исследовательской компетенции. Результаты исследования включают анализ апробации учебника в условиях очного и дистанционного режимах обучения студентов ИРИТ - РтФ УрФУ и анализ опроса студентов по итогам работы в условиях очного и дистанционного обучения.
87-94 2
Аннотация
В статье раскрываются некоторые особенности овладения грамматикой русского языка иноязычными обучающимися (на примере освоения грамматических категорий имени существительного). Изучив нормативно - правовые документы, регулирующие обучение детей - мигрантов, авторы определили направления, которые необходимо учитывать при формировании содержания образовательной программы обучения в ДОУ и начальной школе. При этом сам процесс русскоязычного образования обучающихся - мигрантов должен основываться на системном принципе, поскольку в основе обучения лежит общий коммуникативно - когнитивный, деятельностный и личностно - ориентированный подходы. Более подробно раскрыта работа над грамматическим строем русской речи у иноязычных дошкольников и младших школьников, поскольку именно грамматика выступает основой овладения любым языком. Определяющим направлением в этой работе, начиная с дошкольного возраста, является овладение грамматикой имени существительного, такими категориями, как одушевленность / неодушевленность, род, число, предложно - падежные формы и т. д. Авторы выделяют группы приемов наблюдения над грамматическими признаками имени существительного и введения их в речевую практику: 1) включение речевых образцов использования имен существительных в учебные коммуникативные ситуации; 2) имитативные упражнения с грамматическим материалом; 3) трансформация речевых оборотов с целью правильного их использования в речи; 4) самостоятельные ответы на вопросы педагога или обучающихся - носителей языка. При знакомстве обучающихся - мигрантов с грамматикой имени существительного авторами учитываются следующие методические принципы: 1) коммуникативно - ориентированный; 2) концентрический; 3) комплексный и 4) принцип систематичности. Описывая особенности изучения грамматики имени существительного иноязычными обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста, авторы отмечают важность одновременного овладения смыслом и функцией грамматического явления как основы активного изучения грамматики.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

95-99 1
Аннотация
В процессе обучения РКИ ценность русских анекдотов заключается в следующих аспектах: популяризация языковых и страноведческих знаний, стимулирование интереса учащихся к изучению русского языка, выявление и интерпретация языковых явлений и изучение лингвистической теории. Как показывает практический опыт, органичное использование русских анекдотов в учебном процессе стимулирует энтузиазм учащихся к изучению русского языка и тем самым улучшает эффект обучения. В то же время следует внимательно подойти к отбору языкового материала. Анекдоты, используемые на занятиях, должны соответствовать уровню владения языком учащимися, а также должны быть грамотно тематически подобраны. Кроме того, анекдоты позволяют понять особенности мышления русских и их национальную идентичность, отражая суждения русских о добре и зле, их представления о счастливой жизни и светлом будущем.
100-106 1
Аннотация
Целью данной статьи выступает обоснование методической типологии трудностей овладения лексикой англоязычного дискурса сферы гражданской защиты. Ведущими методами исследования выступили анализ научной литературы, тестирование, опрос и типологизация. Автором проводится обзор современных научных позиций относительно трудностей овладения иноязычной лексикой. На основе полученных результатов в ходе поискового исследования предложены три основные группы возможных трудностей овладения иноязычной лексикой профессионального дискурса, которые могут испытывать студенты неязыкового вуза: объективные, субъективные и трудности, вызванные особенностями организации учебного процесса. Первая группа объективных трудностей связана с лингвистической и дискурсивной спецификой изучаемого лексического материала, различиями в системах русского и английского языков. Вторая группа субъективных трудностей сопряжена с индивидуальными особенностями обучающихся. Третья группа возможных трудностей, связанных с особенностями организации учебного процесса, соотносится с влиянием таких факторов, как ограниченное количество часов, отводимых на изучение иностранного языка; преобладание отдельных видов речевой деятельности в учебном процессе и др. Делается вывод о том, что предложенная методическая типология трудностей овладения лексикой англоязычного дискурса сферы гражданской защиты позволяет: распределить трудности по типам с учетом лингвистической и дискурсивной специфики учебных материалов, индивидуальных особенностей обучающихся, условий учебной деятельности; разработать стратегии преодоления выявленных трудностей; предложить методическое обеспечение для обучения студентов неязыкового вуза стратегиям работы с лексикой изучаемого профессионального дискурса. Результаты исследования могут использоваться при обучении студентов неязыкового вуза иностранному языку.
107-113 2
Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ результатов исследования эмпатии и рефлексивности студентов - психологов, обучавшихся в 2012 г. (44 человека) и в 2019 г. (47 человек) в Уральском федеральном университете (УрФУ). Изучение этих профессионально важных качеств у студентов и специалистов помогающих профессий является классической темой психологических исследований, однако, сравнительных данных с использованием плана с временным лагом в литературе нами обнаружено не было. Между тем, такие работы необходимы для анализа качества системы подготовки специалистов. Таким образом, исследовательский интерес заключался в поиске различий между уровнем сформированности профессионально важных качеств у студентов, обучавшихся в 2012 и 2019 гг. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко (в модификации автора методики), «Методика определения индивидуальной меры рефлексивности» А. В. Карпова и В. В. Пономаревой, «Методика диагностики направленности личности» Б. Басса. Преимуществом исследования является использование модификации методики В. В. Бойко, прошедшей стандартизацию. Были получены достоверные различия между выборками: у студентов 2012 г. более развиты рефлексия общения и направленность на себя, а у студентов 2019 г. - направленность на дело. Корреляционное исследование показало, что у студентов 2012 г. показатели эмпатии и рефлексивности тесно связаны между собой, тогда как у студентов 2019 г. связей между показателями гораздо меньше, а эмоциональный и когнитивный компоненты эмпатии не коррелируют друг с другом. Делается вывод о том, что студенты 2012 г. были более готовы к профессиональной деятельности содержательно, тогда как студенты 2019 г. акцентируют внимание на организационных аспектах деятельности психолога. Требуется дальнейший мониторинг исследуемых показателей, соотнесение их с успешностью профессиональной деятельности и коррекция плана подготовки студентов - психологов с учетом полученных данных.
114-121 1
Аннотация
В современной педагогической науке учебно - познавательная компетенция трактуется как комплексная личностно - деятельностная категория, проявляющаяся в образовательной деятельности человека и в целом отражающая способность и готовность результативно и качественно осуществлять самостоятельную учебную деятельность в рамках организованного учебного процесса. Внутренняя структура учебно - познавательной компетенции рассматривается как совокупность мотивации, целеполагания, метакогнитивных и предметных знаний, умений, соответствующих качеств личности и опыта осуществления самостоятельной учебной деятельности как связующего звена между компонентами. Изучение и анализ учебно - методической литературы по иностранному языку в отношении учебно - познавательной компетенции позволил охарактеризовать иноязычную учебно - познавательную компетенцию как динамичную интегративную категорию, отражающую готовность и способность к результативному управлению самостоятельной учебной деятельностью по овладению иностранным языком в условиях организованного учебного процесса с постепенно нарастающей способностью к самообразованию вне педагогического управления, в составе которого в теснейшей взаимосвязи функционируют компоненты: мотивационный, деятельностный, знаниевый, личностный. Деятельностная составляющая содержит общие аутометодические умения (объединяют действия методической регуляции самостоятельной учебной деятельности) и аутометодически профилированные объектные умения (специфические для иноязычной учебной деятельности, характеризуют коммуникативно - языковую сторону самостоятельной учебной деятельности в языковом и речевом аспектах), разделяемые на две подгруппы: аутометодически профилированные аспектные и аутометодически профилированные комплексные. Основными объектами для групп аутометодически профилированных умений, применительно к будущим специалистам сферы туризма, были определены говорение и лексика. Статья описывает комплекс упражнений для развития иноязычной учебной компетенции, разработанный на основании групп аутометодических умений.
122-130 1
Аннотация
В условиях активизации российско - китайского сотрудничества в сфере культуры и образования формирование вузовской культурной когнитивно - образовательной среды способствует успешной адаптации китайских и российских студентов к совместному обучению, выстраиванию межкультурного диалога, привлечению к творческому взаимодействию. При формировании вузовской культурной когнитивно - образовательной среды необходимо ориентироваться на многонациональную полихудожественную картину мира, в которой музыкальное искусство России и Китая занимает значимое место. Цель статьи - раскрыть особенности культурной когнитивно - образовательной среды, ориентированной на ознакомление будущих педагогов - музыкантов с вокальным искусством Китая. Выявлены функциональные составляющие такой среды: культурно - просветительская; организационно - деятельностная; сетевого сотрудничества; коммуникативная; воспитательная; ценностно - формирующая; информационно - ресурсная. Приведены результаты диагностического исследования осведомленности российских студентов о музыкальной культуре Китая, китайской вокальной музыке, ее основных жанрах и направления. Произведен сравнительный анализ имеющихся представлений о музыкальных культурах Китая и России у российских и китайских студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Представленные результаты исследования с учетом основных функциональных составляющих культурной когнитивно - образовательной среды позволяют актуализировать и произвести ее проектирование в условиях обучения студентов профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе. Определены: основные направления и содержание деятельности по ознакомлению студентов с китайской вокальной музыкой - народное песенное творчество, национальная опера и современная популярная музыка; формы работы - просветительская беседа, концерт - презентация с привлечением носителей китайских вокальных традиций - студентов из Китая, обучающихся в педагогическом вузе.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

131-136 2
Аннотация
Актуальность исследования буллинга в школьной среде обусловлена масштабностью и злободневностью данного явления во всем мире, а также появлением новых, ранее не исследованных характерных форм и черт. Методология и методика. Работа проведена в рамках двух методологических подходов: символического интеракционизма, а также психологии и социологии девиантности. Результаты и научная новизна. Уточнено понятие буллинга и его структуры. Проведен сравнительный анализ многочисленных российских исследований психологов и социологов, а также анализ зарубежных исследований буллинга, которые демонстрируют процесс перерастания единичных фактов насилия и агрессии в такое явление, как буллинг. Этому способствуют высокий уровень атомизации общества, потеря межличностного и межгруппового доверия, а также дисфункции социальных институтов. В статье описаны особенности проявления буллинга в настоящее время и предложены меры по предотвращению насилия в школьном коллективе.
137-145 2
Аннотация
Важное положение в структуре образной сферы принадлежит образу отца. Актуальность исследования определяется значительным влиянием образа отца на развитие каждого ребенка и определяет становление личностной и родительской состоятельности у взрослого человека. Целью настоящей статьи является описание результатов исследования особенностей отражения образа отца в современной российской ментальности. Исследование базируется на системно - структурном подходе к изучению психики и сознания, теоретических представлениях о репрезентации образов как сложноорганизованной системы, имеющих специфическое содержательное наполнение на разных уровнях ментальных репрезентаций. Исследование выполнено с использованием комплекса психодиагностических методик: «Ассоциативный эксперимент» (К. Г. Юнг, М. Вертхаймер, Д. Кляйн), «Незаконченные предложения» (К. Г. Юнг), «Личностный дифференциал» (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд), «Диагностика межличностных отношений» (ДМО, Т. Лири). В ходе исследования установлено, что на перцептивном уровне образ отца наполнен множеством оценочных, фактуальных и ценностных особенностей, репрезентированных в ходе личного опыта взаимодействия респондентов со своим отцом, отражающих преимущественно идеализированное восприятие образа, его позитивную оценку. При этом структурно - содержательная композиция образа отца определяется совокупностью переменных, характеризующих степень его воспитательной и социальной активности, профессиональной успешности, характер взаимодействия отца с членами семьи в целом и с ребенком в частности, умение выстраивать взаимоотношения с окружающими. Решающая роль в закреплении позитивных оценок отца отводится его личностным («мудрость», «мужественность» «доминирование», «уверенность с себе»), эмоционально - волевым («уравновешенность», «ответственность», «инициативность») и коммуникативным («общительность», «дружелюбие») особенностям.
146-153 1
Аннотация
Обращение авторов к проблеме формирования и становления культурной идентичности детей - билингвов в социокультурных условиях XXI в. обусловлено рядом факторов. Во - первых, билингвизм и полилингвизм - распространенные повседневные практики, ставшие неотъемлемой частью жизни современного человека. Во - вторых, родители заинтересованы в том, чтобы ребенок владел двумя и более языками, что в будущем позволит адаптироваться в поликультурной среде и успешно выстраивать коммуникацию. В - третьих, обучение нескольким языкам с раннего детства имеет свою специфику, т. к. мышление и речь би - и полилингвальных детей отличается от мышления и речи монолингвов. Цель статьи состоит в том, чтобы рассмотреть, как происходит формирование культурной идентичности детей - билингвов с учетом психолого - педагогических особенностей (через освоение языковой картины мира, речевые и игровые практики, погружение в полиязычную среду, общение со значимым взрослым - родителем, который становится для ребенка и педагогом). Авторы обращаются к анализу лингвистической, культурологической, психологической литературы. Метод описания используется в качестве основного и необходим для представления культурной идентичности детей - билингвов, а также для выявления психолого - педагогических особенностей билингвизма, оказывающего влияние на формирование культурной идентичности детей. В тексте особое внимание авторов сосредоточено на том, что ребенок не просто изучает/учит второй и т. д. язык, а погружается в поликультурную среду, где 2 и более языков являются равноправными. Организаторами ее становятся взрослые (как правило, родители), которые в условиях повседневности и обеспечивают полилингвальное освоение действительности через игру, общение, бытовые ситуации и т. д. Мышление и речь ребенка - билингва развиваются несколько иначе, чем у монолингвов, и это необходимо учитывать при целенаправленном обучении языкам.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

154-161 3
Аннотация
В статье затрагивается глобальная проблема совершенствования и модернизации системы профессиональных квалификаций в России. Данное направление в последние годы определено правительством Российской Федерации как приоритетное в сфере образования и взято под контроль президентскими структурами и лично В. В. Путиным. Далее, определяя проблемное поле исследования, авторы указывают на важность пересмотра подходов к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в системе специального и инклюзивного образования. Для создания таких основных и дополнительных профессиональных программ очень важны глубокие фундаментальные научные знания в области специальной педагогики, психологии и медицины, теоретические представления о проблемах здоровья, жизнеобеспечения и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и высокое владение профессиональными навыками для оказания им и их близкому окружению разносторонней помощи. Также основополагающим аспектом представляются образовательные стандарты, ориентирующие разработчиков не только на содержание обучения, его организацию, кадровое и финансовое обеспечение, но и на юридическое, нормативно - правовое сопровождение самого процесса учебной деятельности, что важно в рамках обеспечения всем категориям детей с ОВЗ качественного образования, соответствующего их паспорту здоровья и индивидуальным потребностям. В статье указывается, что на современном этапе среди приоритетных направлений выделяется подготовка педагогов и специалистов психолого - педагогического сопровождения для системы оказания ранней комплексной помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии и их семьям. Одной из основных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их нозологии нарушений, является потребность в раннем начале диагностических и коррекционно - развивающих мероприятиях по выявлению и преодолению задержек различных линий развития. Задержка коммуникативного развития характерна для любой категории детей с особыми образовательными потребностями, что обусловливает пересмотр существующих тенденций организации диагностических и коррекционно - развивающих мероприятий в рамках оказания логопедической помощи детям первых лет жизни. В статье рассматривается инновационная технология оценки уровня коммуникативного развития детей раннего возраста с различными отклонениями развития, и кратко определяются стратегии последующей логопедической работы по формированию основ общения в зависимости от уровня коммуникативных возможностей детей. Данная технология представляется важным прогрессивным дополнением в рамках программ подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации, что апробировал в данном направлении институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Данная технология включена в программы магистратуры, профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации данного образовательного учреждения высшего звена, что дало возможность расширить профессиональные компетенции обучающихся. Подводя итог, авторы подчеркивают важность своевременного реагирования системы высшего образования и дополнительного профессионального образования на современные тенденции и изменяющиеся социальные условия нашего общества.
162-169 1
Аннотация
Статистические данные показывают, что около 50 тысяч инвалидов в возрасте 18-30 лет являются потенциальными абитуриентами, однако только 11% поступают в вуз в возрасте 17-18 лет и 1% - после 18. Несмотря на имеющиеся возможности поступления, процент лиц с ОВЗ и инвалидностью, получающих высшее образование, остается крайне низким. В данной статье говорится об актуализации трех методологических подходов в работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в высшей школе: инклюзивный, субъектно - деятельностный, персональный подход. Ядром всех подходов является ценность конкретного человека и каждой персональной личности. Данные подходы важно реализовывать не только в повседневном профессиональном обучении, но и при эпизодическом сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в период подготовки к профессиональным конкурсам «Абилимпикс». На основе анализа научных статей, посвященных задачам движения «Абилимпикс», авторы дифференцировали задачи согласно уровню, на котором функционируют субъекты и объекты движения «Абилимпикс». Авторами статьи были выделены уровни задач функционирования движения «Абилимпикс»: международный, социальный, предпрофильный, профессиональный (СПО и ВО), индивидуальный. В статье проанализирован опыт командной работы по подготовке и сопровождению студентов к конкурсам «Абилимпикс» в Шадринском государственном педагогическом университете. Авторы представляют алгоритм командной работы, в котором выделены этапы (сбор базы данных, ориентировочный, этап подготовки к конкурсу, основной (участие в конкурсе), аналитический, задачи, соответствующие каждому этапу, содержание и формы работы с конкурсантами). При подготовке к профессиональным конкурсам «Абилимпикс» в вузах работает команда сопровождения. Это специалисты - психологи, юристы, преподаватели с разных факультетов по сопровождению и организации студентов с инвалидностью и ОВЗ, на всех этапах подготовки и участия их в конкурсе. Качество выступления обучающегося на конкурсе - это совместный результат командной работы. Этот результат зависит от качества отработки любой задачи: организационной, психологической, педагогической, конкурсной, аналитической. Участие в конкурсах «Абилимпикс» разного уровня способствует не только личностному росту обучающихся и определению вектора их профессионального развития в будущем, но и расширяет перспективы развития команды специалистов сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

170-176 1
Аннотация
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы связана с направленностью современной образовательной политики на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества, развитие у них эстетического вкуса на основе ценных и значимых для общества культурных эталонов. Большими возможностями в решении данной проблемы в условиях дополнительного образования обладают занятия по истории костюма, учитывающие интересы старших подростков и способствующие формированию у них нравственно - эстетических эталонов как основы для проявления вкусовых предпочтений в продуктах творчества. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал обращения к истории костюма в развитии эстетического вкуса у подростков, рассмотреть принципы организации этого процесса и эффективные методы, способствующие его реализации в условиях дополнительного образования. Методологической основой статьи являются теоретические положения о социальной природе эстетического вкуса, тесно связанного с ценностными ориентирами человеческой деятельности (М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев); идеи социокультурного подхода в трактовке моды на одежду (И. В. Антоненко, Т. С. Бастрыкина, А. Белик, В. М. Липская, Б. Д. Парыгин, Г. Г. Шубин). В статье использовались такие методы исследования, как анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в определении принципов организации работы по развитию эстетического вкуса у подростков в процессе изучения истории костюма (историзма, спирального выстраивания материала, индивидуально - личностного развития) и соответствующих им методов, нацеленных на актуализацию личностного опыта и развитие способности к анализу явлений моды в одежде как выражения образа жизни и нравственно - эстетических ценностей времени. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложены методические решения задачи развития эстетического вкуса у современных подростков в условиях дополнительного образования, связанные с применением методов педагогики художественного образования. Это метод стилевого моделирования, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне (способствующие формированию в сознании обучающихся целостной картины художественной культуры, представлений о связи эталонов красоты с нравственными ценностями эпохи); метод художественных проектов, метод создания ситуаций уподобления герою произведения (направленные на актуализацию личностного опыта обучающихся), разнообразные интерактивные методы, позволяющие обучающимся выражать свои субъективные позиции и отстаивать собственные вкусовые предпочтения.

РЕЦЕНЗИИ 

177-182 1
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на учебное пособие И. Д. Белеевой «Французский язык. Avec ou sans préposition?», представляющее собой справочник и практикум по управлению наиболее употребительных глаголов французского языка. Сопоставляются способы выражения различных категорий при помощи предлогов во французском языке, предлогов и падежных окончаний существительных - в русском языке. Анализируются общие особенности значения и употребления глаголов в двух языках: местоименные формы, глагольная полисемия и синонимия, активный и пассивный залог. Рассматриваются некоторые частные особенности глаголов: аспектуальность и способ действия, особенности глагольного словообразования - в русском языке, а также употребление вспомогательных глаголов с переходными и непереходными глаголами, правила согласования причастий - во французском языке. Автор также анализирует проблемы лексической сочетаемости глаголов и существительных и перевода глагольных словосочетаний. Предлагаемые упражнения нацелены на формирование навыка употребления глаголов, предлогов и артиклей во французском языке. Особое внимание уделяется предупреждению ряда типичных ошибок русскоговорящих обучающихся во французском языке, в том числе связанных с изменением значения словосочетания и предложения в зависимости от употребления различных предлогов. Автор обращает внимание на значительные лексические и грамматические трансформации при переводе словосочетаний, предостерегает от использования дословного перевода и буквализмов. Предлагается дополнить корпус упражнений переводными заданиями для закрепления сформированных навыков. Рецензируемое пособие может успешно применяться при изучении французского языка как первого и второго иностранного, а также студентами - иностранцами при изучении русского языка как иностранного.


ISSN 2079-8717 (Print)