Preview
Том , № 4 (2020)
Скачать выпуск PDF

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

8-15 4
Аннотация
Активное развитие отечественной системы образования на современном этапе обусловлено определенными историческими и социальными процессами. С учетом этого предпринята попытка проанализировать генезис становления дошкольной ступени образования с середины XIX века до наших дней. Обычно в подобном анализе периодизация выстраивается с опорой на сугубо исторический подход к обозначению этапов: до 1917 г., 50-60-е гг. ХХ в. и т. д., что свойственно и работам по истории дошкольной педагогики. Здесь же предложена периодизация, отражающая в наименовании этапов содержание доминирующего на тот момент направления развития дошкольного образования на территории России. Представляется, что генезис дошкольного образования включает следующие этапы: п ропедевтический (60-е гг. XIX в. - 1916 г.), где произошло зарождение и оформление дошкольного образования; эмпирический (1917-1940-е гг.), связанный со становлением общественного дошкольного воспитания в условиях новой государственной формации; теоретико - методический (50-е - 70-е гг. ) , в ходе которого была разработана и апробирована единая программа воспитания детей дошкольного возраста; эмпирико - теоретический ( 80-е гг. до начала 2000-х гг.), когда система дошкольного образования пережила нормативно - правовой кризис, приведший к новой концепции, к обновлению целевых установок в этой области. С начала двухтысячных годов реализуется нормативно - методический этап, в котором формируется правовое поле для осуществления качественной образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях. При этом высказывается мысль о необходимости разработки концепций методологического характера для аккумуляции имеющихся и определения перспективных направлений в развитии дошкольной педагогики. Предложенная периодизация напрямую связана с этапами социокультурного развития страны, отражает ключевые идеологические аспекты исторического этапа, подчеркивает особенности в подходах к воспитанию детей дошкольного возраста. Представленный материал не исчерпывает многообразия вопросов, связанных с изучением теории и практики дошкольного образования, но раскрывает еще одно направление для исследований в данной области.
16-26 17
Аннотация
Статью следует рассматривать как продолжение публикации автора в предыдущем номере журнала «Педагогическое образование в России» (№ 3) «Цифровизация образования: иллюзии и ожидания». Настоящая статья посвящена обсуждению имеющихся результатов цифровизации отечественной общеобразовательной и высшей школы. Результаты для общеобразовательной школы приводятся на основе определения цифровой трансформации образования, данного в одном из программных документов НИУ ВШЭ как достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет современных информационных технологий и, в частности, цифровой образовательной среды. Для школ наиболее последовательно и полно такая среда реализована и в течение нескольких лет используется в рамках проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) во всех школах г. Москвы. Описываются основные компоненты среды: технологическая инфраструктура, общегородской электронный журнал и дневник, библиотека электронных материалов. При этом заметного роста качества обучения не получено, хотя выявилось значительное количество спорных и даже отрицательных моментов. Подобный анализ цифровизации высшего образования показывает, что фактически в настоящее время она свелась к административно - принудительному насаждению в вузах дистанционных массовых онлайн курсов (МООК), хотя, как показывает опыт зарубежных университетов, МООК весьма слабо интегрируются в формальное высшее образование. Место МООК - повышение квалификации и дополнительное образование, основанные на высокой внутренней мотивации обучаемых. Обсуждаются проблемы цифровизации образования и их источники. По мнению автора, ключевым в настоящее время является вопрос готовности действующих педагогов к применению цифровых образовательных технологий в работе с учащимися и, безусловно, формирование этой готовности у будущих педагогов при обучении в педвузах.
27-34 14
Аннотация
В статье рассматривается актуальность исследований проблем детской и подростковой травли, которая обусловлена ростом психосоматических заболеваний среди детей. По уровню распространенности они являются преобладающими среди общего числа неинфекционных болезней детского и подросткового возраста. Изучаемые исследования дают неоднозначную картину изменений, которые, очевидно, зависят от множества факторов, включая психосоциальное развитие, психологические установки, социальные нормы и ценности и этно - национальные особенности различных групп людей. Проблема буллинга и связанные с ней риски возникновения деструктивного поведения подростков является актуальной для педагогической психологии и требует пристального внимания к созданию эффективных профилактических мер по ее предотвращению. Психические проблемы становятся все более распространенными факторами риска обострения хронических болезней, в то время как стрессовые факторы в школе ассоциируются с постоянными и повторяющимися болезнями среди учащихся и отрицательно сказываются на успеваемости. Очевидно, что важно выявить элементы, влияющие на частоту или интенсивность психических расстройств. Воздействие насилия на самосознание несовершеннолетних, на формирование мировоззренческой и мотивационно - смысловой сферы ребенка, склонность к проявлению эмоциональной глухоты в ситуациях чужого горя, насилия - вот в нескольких словах общие заключения многочисленных исследований по данной проблеме. Эти особенности рассматриваются в контексте клинико - психологических, педагогических и социально - психологических диагностических признаков. В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе существуют различные классификации видов буллинга, на основе которых внедряются практико - ориентированные исследовательские программы помощи и реабилитации. При рассмотрении проблемы буллинга сквозь призму практико - ориентированных целей, перед исследователями разных стран стоят фундаментальные задачи поиска объяснительных теорий и определения методологических оснований для исследования связей и закономерностей, выявления факторов и детерминант деструктивного поведения, что позволит практикам разработать эффективные модели и технологии профилактики, коррекции и реабилитации.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

35-40 4
Аннотация
Авторы рассматривают основные теоретические аспекты проблемы креативности и жизнестойкости творческих личностей в раннем юношеском возрасте. Проблема креативности как значимой составляющей жизнестойкости человека, испытывающего психологические трудности, связанные с переживаниями чувства опасности заражения коронавирусом, является весьма актуальной для человека XXI века, но в то же время недостаточно изучена. Проблема творческой личности в течение последних десятилетий решалась посредством изучения корреляций между компонентами мотивации и объективными показателями креативности. По мнению авторов, показатели креативности будут связаны с различными аспектами жизнестойкости при условии, что творческое поведение становится ведущим критерием формирования позитивного функционирования личности. Таким образом, авторы решили выявить различия в показателях жизнестойкости в зависимости от степени выраженности у старшеклассников и студентов креативности. Проблема креативности в отечественной психологии недостаточно изучена, так же как и проблема жизнестойкости творческих людей. В соответствии с данными исследований ряда зарубежных ученых, в настоящее время недостаточно данных для доказательства различий в жизнестойкости между креативами и нонкреативами. В исследовании принимало участие 99 студентов Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга в возрасте от 17 до 19 лет, средний возраст - 18,3 лет. В исследовании были использованы следующие методики: опросник жизнестойкости и тест креативности Э. П. Торренса. На основе эмпирического исследования было выявлено, что между креативными и нонкреативными респондентами были выявлены существенные различия по всем компонентам жизнестойкости. Наиболее выражены различия между творческими студентами и их нонкреативными сверстниками в вовлеченности. Таким образом, можно заключить, что творческие способности позволяют личности чаще испытывать удовольствие от собственной деятельности, помогают найти такое поле деятельности, которое будет способствовать удовлетворению сущностных потребностей.
41-52 7
Аннотация
За более чем полувековую историю изучения деятельности в отечественной психологии деятельность рассматривалась в различных аспектах: с точки зрения формирования психики человека и проявления психики в деятельности, связи деятельности с индивидуально - психологическими особенностями (свойствами нервной системы, свойствами темперамента и личности). Изучались процессуально - операционные особенности и результативные характеристики деятельности. Исследовался стиль деятельности как адаптивная характеристика, отражающая активность субъекта и стиль с точки зрения приспособительной и компенсаторной функций деятельности и др. Важнейшим условием изучения деятельности в указанных выше направлениях являлась проблема ее диагностики. Как правило, диагностика деятельности осуществлялась посредством учета ориентировочных исполнительных и контрольных компонентов в процессе изучаемой деятельности. Данное исследование посвящено разработке опросника для диагностики структуры деятельности директоров школ. В статье отражены результаты разработки методики диагностики структуры основных направлений профессиональной деятельности директора современной общеобразовательной школы, представлен психометрический статус опросника, показаны его валидность и надежность, а также дан перечень вопросов, отражающих содержание основных направлений деятельности директора школы. Представленные в статье результаты могут быть использованы в дальнейших психолого - педагогических исследованиях актуальных проблем современного образования. Настоящий опросник необходим для дальнейшего изучения структуры деятельности директора школы, механизмов формирования стиля деятельности директора, коррекции его деятельности, для повышения эффективности работы руководителя общеобразовательной организации. Отдельный интерес представляет дальнейшее изучение связей структуры и стиля деятельности директора с его индивидуально - психологическими особенностями, что может быть реализовано на основе опросника ОСДДШ.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

53-58 3
Аннотация
В работе поставлена проблема значимости использования виртуальных музеев в целях реализации обучения, а также установок патриотического воспитания школьников. Цель исследования - представить основные характеристики использования виртуального музея в процессе школьного обучения в целом и формирования патриотического сознания обучающихся в частности. Научная новизна исследования заключается в выделении значимых положительных факторов использования средств виртуальных музеев в ходе реализации воспитательной функции, что не было систематически представлено в других работах. Теоретическая значимость работы состоит в выявлении и описании основных характеристик использования виртуальных музеев любых типов в процессе школьного образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе подготовки учителями методических материалов для проведения классных и внеклассных мероприятий, а также в качестве методических разработок для формирования самостоятельной среды обучающегося. Среди важных результатов можно назвать следующие: выделенные характеристики виртуальных музеев открывают широкие перспективы их использования в ходе основного образовательного процесса с целью освоения школьной программы; в плане патриотического воспитания школьников четко обозначены положительные аспекты виртуальных музеев в сравнении с традиционными (виртуальные музеи способствуют формированию любви к своему региону, своей стране, формируют патриотическое сознание); помимо прочего, виртуальные музеи способствуют развитию инновационных компетенций.
59-64 5
Аннотация
Актуальность проблемы формирования навыков общения обусловлена высокими требованиями к личной активности человека, а также его способности взаимодействовать с другими людьми в различных формах социальных отношений. Потребность в общении является одной из главных в обществе. Когда люди вступают в отношения с окружающим миром, они начинают сообщать информацию о себе, в ответ получая интересующие сведения. Анализ этих сведений помогает спланировать деятельность в социуме. Насколько эффективной станет данная деятельность, во многом зависит от качества самой информации, ее обмена. Формировать навыки взаимодействия призвана школа. Коммуникативная направленность в процессе обучения является одним из векторов гуманизации современного образования. Сегодня российские школьники должны быть готовы вести диалог, находить компромиссы, быть терпимыми, толерантными, уметь принимать чужое мнение и отстаивать свое собственное. Таким образом, воспитание человека, который может быть самостоятельным, имеет готовность взаимодействовать с миром и владеет навыками сотрудничества в различных видах деятельности - важная задача современного образования. Формирование навыков общения может реализоваться не только в рамках общеобразовательных учреждений, но и во внеучебных объединениях (музыкальные и художественные школы, детско - юношеские объединения, факультативные занятия, кружки и т. д.). В настоящей статье представлена методика формирования навыков художественного общения у младших школьников, посещающих ансамбль скрипачей. Цель данной статьи - раскрыть (описать) методы, игры и упражнения, которые проводятся для формирования навыков художественного общения, необходимых для лучшего исполнения младшими школьниками ансамблевых произведений. Методы исследования, представленные в статье - анализ и систематизация литературы, опрос педагогов, обобщение результатов деятельности по созданию методики формирования навыков художественного общения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

65-74 8
Аннотация
Формирование новых образовательных результатов невозможно в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, форм и средств обучения. Повсеместное внедрение средств компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности заставляет искать новые формы организации учебного процесса. Одной из форм модернизации образовательной деятельности в классе является создание открытой информационной образовательной среды (ИОС). В педагогической литературе достаточно много примеров формирования и использования таких сред, и уже это множество наводит на мысль, что не существует универсальной ИОС. Как и сама личность учителя информационно - образовательная среда должна соответствовать задачам обучения, с одной стороны, а также возможностям и наклонностям конкретных учащихся, с другой. Поэтому образовательная практика порождает необходимость рассмотрения аспектов внедрения ИОС в учебный процесс. В контексте сказанного в статье изложены теория и практика проектирования информационно - образовательной среды учителя. Предложена проект - программа формирования личной ИОС педагога. Рассматривается проблема когнитивного диссонанса обучающихся. На основе анализа литературных источников, нормативных документов, обобщения результатов исследований предложены варианты наполнения содержательно - деятельностных компонентов технологии формирования информационно - образовательной среды, приводится структура, уровни, функции ИОС, установлены этапы проектирования информационно - образовательной среды учителя. Теоретическая значимость результатов заключается в анализе структуры информационно -о бразовательной среды, обусловлена педагогическая целесообразность и дидактическая значимость создания личной информационно - образовательной среды учителя. Практическая значимость заключается в разработке проект - программы по проектированию информационно - образовательной среды учителя. Сформулированы выводы о целесообразности разработки ИОС учителя, направленной на устранение когнитивного диссонанса обучающихся. Созданы предпосылки для изменения организации учебного процесса в школе.
75-82 19
Аннотация
Одним из актуальных вопросов методики преподавания русского языка как иностранного (далее - РКИ) является разработка результативных методов и способов обучения русскому языку студентов разных национальностей. Данная статья посвящена особенностям преподавания РКИ в китайской аудитории и предназначена для преподавателей РКИ, аспирантов и студентов, обучающихся по данной специальности. Авторы считают, что для обучения РКИ носителей китайского языка эффективен психолингвистический подход, включающий выявление особенностей восприятия информации и определение латерального профиля носителей китайского языка. С учетом специфики системы китайского языка и методики преподавания китайского языка как родного были выявлены такие особенности восприятия, как доминирование правого полушария и одинаковая развитость трех каналов восприятия - аудиального, визуального и кинестетического. Для создания комплекса упражнений авторами были использованы экспериментальные методики: направленный ассоциативный эксперимент, методика заполнения лакун, методика завершения высказывания, а также сопоставительная методика. В процессе обучения воздействие на основные каналы восприятия осуществлялось при помощи аудиовизуальных средств. Результатом исследования стал комплекс упражнений на тему «Русский речевой этикет» для носителей китайского языка, созданный с опорой на психолингвистический подход к обучению РКИ. На основании полученных данных авторы сделали следующие выводы: опора на латеральный профиль повышает эффективность обучения, однако преподавателю необходимо дифференцировать задания по составу, форме, объему материала и времени, отведенному на их выполнение; операции сопоставления помогают носителям китайского языка лучше усваивать материал, но только в тех ситуациях, когда сопоставление возможно; использование аудиально - визуального ряда является продуктивным и облегчает работу с невербальными средствами языка; кинестетическое подкрепление эффективно в ситуациях проигрывания коммуникативных ситуаций с обучающимися; наиболее легко выполняются задания, основанные на методике направленного ассоциативного эксперимента. В свою очередь, задания, созданные с опорой на методики вероятностного прогнозирования, не менее эффективны, но на начальном этапе сложны для обучающихся и требуют некоторых ограничений.
83-91 5
Аннотация
Возможно ли совместное использование таких активных методов обучения для студентов высшей школы, как «перевернутый класс» и кейс - стади? Цель описываемого исследования - создать и апробировать на практике модель совместного использования методов обучения, указанных выше. Исследование проводилось в Университете Синергия и Московском государственном университете пищевых производств (МГУПП) со студентами бакалаврами направления «Сервис». В эксперименте в Университете Синергия участвовали экспериментальная и контрольная группы, а в МГУПП для сравнения результатов использовались результаты усвоения учебных материалов, преподаваемых по классической методике и с использованием разработанной модели. Основными результатами данного исследования являются такие преимущества в использовании предлагаемой модели совместного применения активных методов обучения, как более высокие баллы студентов по итоговым оценочным мероприятиям, свидетельствующие о более высокой степени усвоения учебного материала, повышение мотивации учащихся к процессу обучения, измеряемой в посещаемости занятий, и упрощение процесса оценивания формирования компетенций обучающимися, заявленных в рабочих программах дисциплин. Научной новизной результатов можно считать практически апробированное совместное применение активных методов обучения «перевернутый класс» и кейс - стади на примере обучения студентов бакалавров. Практической и теоретической значимостью данного исследования являются разработанная модель совместного использования активных методов обучения с пояснениями и рекомендации преподавателям для ее применения. В завершении статьи представлены выводы о возможностях применения исследуемой модели на практике, преимуществах и сложностях в ее использовании и рекомендациях для более эффективного внедрения данной модели в процесс обучения.
92-99 4
Аннотация
В статье ставится проблема определения ценностных доминант, актуальных для формирования картины мира «вторичной языковой личности» (в данном случае - иностранных студентов военно - инженерного профиля). Исследование проводится с привлечением метода вербально - ассоциативного эксперимента, позволяющего на основе опросов, проведенных среди носителей русского языка и иностранцев, изучающих русский язык, выявить доминанты в системе ценностей военнослужащих. Наблюдения за данными концептами показывают, что в сознании русских курсантов преобладает морально - патриотическая, нравственная составляющая. Ассоциации у иностранцев сопряжены в первую очередь с военной агрессией (в ядерную зону вошли единицы сила, оружие, смелость ). В вербально - ассоциативном ряду, отмеченном на стимул ВОЕННЫЙ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА, в анкетах российских курсантов ядерными в результате количественного исследования оказались единицы с положительной коннотацией ( мужество, честь, защита, ответственность ), которые в анкетах иностранных студентов попали в периферийную зону. Результаты статистического исследования подтверждают необходимость формирования ценностных доминант в структуре картины мира иностранных военнослужащих, осваивающих профессию военного инженера в России, в соответствии с традиционными российскими ценностями осмысления воина не как агрессора и завоевателя, но как мужественного защитника Отечества. В связи с этим подчеркивается необходимость разработки методики профессионально - ориентированного обучения на основе выявленных ценностных доминант.
100-105 8
Аннотация
Социокультурная адаптация представляет собой комплексное многогранное явление, в качестве основной характеристики которого можно выделить адекватность реагирования на воздействие новой культуры и социума, а также на концептуальные изменения условий жизнедеятельности человека. В статье представлено исследование, посвященное анализу теоретико - методологических основ содержания и специфики социокультурной адаптации иностранных студентов к образовательной среде вузов города Томска. Таким образом, целью исследования является выявление проблем, возникающих у иностранных студентов в процессе социокультурной адаптации, а также выделение основных факторов, оказывающих влияние непосредственно на сам процесс социокультурной адаптации. Кроме того, рассмотрено само понятие социокультурной адаптации, возможные аккультурационные стратегии и описаны варианты адаптационной кривой. В исследовании были использованы теоретические методы (изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования). Научная новизна представленного исследования заключается в том, что рассмотренные проблемы и описанные факторы, оказывающие влияние на процесс социокультурной адаптации, позволяют сформулировать практические рекомендации по сопровождению социокультурной адаптации иностранных студентов. Полученные результаты показали, что описанные условия обеспечения процесса социокультурной адаптации и факторы, влияющие на его ход, могут быть воссозданы в любом вузе с целью обеспечения высокого уровня социокультурной адаптации иностранных студентов в новой образовательной среде. В настоящее время увеличение контингента иностранных студентов продиктовано не только современными условиями, сложившимися на рынке образовательных услуг, но и является одним из важных факторов в формировании привлекательного имиджа вуза в глазах иностранных студентов.
106-113 8
Аннотация
Актуальность исследования вызвана существованием проблемы трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся неязыкового вуза при работе с лексикой англоязычного дискурса сферы гражданской защиты, и ограниченным количеством исследований относительно поиска средств и способов обучения студентов самостоятельному преодолению встречающихся трудностей. Результаты обзора современных тенденций в области обучения иноязычной лексике, изучение опыта отечественных и зарубежных исследователей относительно разработки учебных стратегий, проведение поискового исследования позволили спроектировать и реализовать на практике методическое обеспечение для обучения студентов неязыкового вуза иноязычной лексике профессионального дискурса. Под стратегиями работы с лексикой в исследовании понимаются речевые действия общего характера, направленные на преодоление трудностей работы с лексикой. Тактики применительно к проблематике исследования трактуются как речевые действия частного характера, направленные на преодоление трудностей работы с лексикой. Стратегии работы с лексикой рассматриваются в качестве оптимальных средств преодоления лексических трудностей и последовательного развития соответствующих иноязычных лексических умений и знаний, иноязычной лексической компетенции в целом. Таковыми выступили стратегии первоначальной обработки лексического материала, развития индивидуального лексического поля, идентификации, понимания и смыслового анализа, коммуникативного применения лексических единиц, контроля и коррекции высказывания. Стратегии, реализующиеся посредством тактик, заложены в специальном комплексе упражнений, объединяющем группы подготовительных, речевых, контролирующих и дополнительных упражнений. Упражнения для аудиторной работы выступают ведущими, в то время как упражнения, предназначенные для самостоятельной работы, являются вспомогательными и предлагаются в более облегченном виде. Комплекс упражнений разработан на материале англоязычного дискурса сферы гражданской защиты, включая текстовые, аудио - и видеофрагменты, предварительно прошедшие необходимую методическую обработку. Авторами видится практическая целесообразность предлагаемого комплекса упражнений в связи с положительными результатами его апробации в условиях неязыкового вуза.
114-120 7
Аннотация
Настоящее исследование рассматривает технологию реверсивного обучения и роль преподавателя как ключевого звена в проектировании и разработке учебных курсов в электронной среде. Цель данной статьи - показать расширение функционала преподавателя в контексте использования реверсивного обучения. Реверсивное обучение подразумевает «переворачивание» образовательного процесса, при котором изучение теоретического материала происходит дистанционно, в то время как аудиторные занятия посвящены формированию и развитию практических навыков. Востребованность и популярность данной технологии среди зарубежных преподавателей обусловлена ее гибкой структурой, возможностью адаптации к любому предмету. Использование Интернет - приложений и сервисов для создания домашних заданий способствуют развитию интереса и повышению мотивации среди студентов цифрового поколения. Автор особо подчеркивает, что изменение хода учебного процесса увеличивает внеаудиторную нагрузку не только для студентов, но и для преподавателей. Установлено, что проведение занятий в логике реверсивного обучения требует от фигуры преподавателя не только развитой профессиональной компетентности в рамках предмета, но и сформированных информационно - технологической и методической компетенций. Перечисленные компетенции важны для того, чтобы целесообразно распределить и структурировать материал между обучением в аудитории и самостоятельным дистанционным изучением студентами обучающего контента в цифровом пространстве. В статье представлена типовая структура домашних заданий, разработанных согласно принципам реверсивного обучения, на примере дисциплины «Иностранный язык». Для удобства студентов все домашние задания были размещены на ЭОС Moodle. Описаны бесплатные Интернет - приложения и сервисы для подготовки интерактивных материалов. Показана значимость фигуры преподавателя высшей школы, который одновременно выступает как разработчик электронных курсов, модератор образовательного процесса, фасилитатор и консультант в передаче знаний студентам, чтобы предоставить большую автономию и обеспечить активное участие обучающихся в образовательном процессе.
121-128 2
Аннотация
Время диктует использование информационных технологий в медицинском образовании. Реалии последнего времени показали, что одномоментный переход на дистанционное образование невозможен. Необходим длительный подготовительный период. Преподавание дисциплины по выбору «Экологическая химия», специально созданной для студентов - первокурсников педиатрического факультета Уральского государственного медицинского университета в 2011 году, позволило прогнозировать ситуацию и подойти к дистанционному образованию подготовленными. Все возрастающий поток студентов, выбирающих данную дисциплину, вызвал необходимость перевода образовательного процесса на дистанционные рельсы. Целью нашего исследования явилась оценка эффективности дистанционных образовательных технологий, созданных на кафедре общей химии Уральского государственного медицинского университета в предшествующие 2016-2019 годы. Для анализа студенты, обучающиеся на кафедре в эти годы, были разбиты на три группы: контрольную группу, обучающуюся по традиционной аудиторной схеме, экспериментальную группу, студенты которой в 50% случаев имели возможность пользоваться вновь создаваемыми компьютерными средствами обучения (видеофильмы, тесты и контроль на удаленном доступе и т. д.) и дистанционную группу, получающую материал только через дистанционное обучение в 2020 году. Оценка эффективности дистанционных образовательных технологий осуществлялась путем анкетирования знаний и компетенций студентов по результатам рубежного контроля. Экспериментальные навыки, полученные студентами дистанционной группы, находятся на одном уровне, а в ряде случаев превосходят умения, полученные студентами других групп. Успеваемость студентов дистанционной группы оказалась выше при сравнении, чем в двух других группах. Дистанционные образовательные технологии являются достаточно эффективными при условии их тщательной подготовки и длительной проверки эффективности.
129-139 9
Аннотация
В статье исследуются вопросы речемыслительной деятельности думания в процессе гибкого референтного и информативного чтения исходных текстов перевода и создания программы их смыслового содержания, рассматривается и описывается первый этап сложной билингвальной речевой деятельности письменного перевода, основывающейся на функционировании в тесной связи форм, единиц мышления, языка и речи, на актуализации смысловых вербальных решений как единиц рецептивной речевой деятельности переводческого чтения в фазе смыслоформирования. Рассматривая методологию исследования, авторы раскрывают процесс выявления смысла, мыслей исходного текста, функции интеллекта, единиц мышления, понятий, суждений, умозаключений и их соотношения и связей с единицами языка и речи, особо подчеркивая функции главной мысли. Много внимания уделяется в статье процессу и как особой деятельности думания на уровне установления смысловых межпонятийных и предикативных связей, отношений между лексическими единицами в денотате как свернутой мысли, между членами предложения как единицы языка. В статье подробно описываются семь шагов движения от исходного текста к составленной и зафиксированной программе смыслового содержания исходного текста, на основе которой будет создаваться вторичный текст технического письменного перевода, приводятся многочисленные примеры текстов и применения трех методов их анализа: сопоставительно - семантического, информационно - целевого и смыслового моделирования содержания исходных текстов. Приобретает особое значение описание вариантов актуализации речемыслительной деятельности в рамках шагов в их различном сочетании и условий выведения их из внутренней речи во внешнюю посредством присоединения к чтению и думанию различных видов письма и размышления вслух.
140-146 7
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов - филологов. В настоящее время по мере расширения международного общения и сотрудничества между Китаем и Россией, в том числе в образовательной сфере, все больше китайских студентов приезжают в Россию для получения разной формы языкового образования в вузах. Однако незнание культуры русского народа, национальных социокультурных норм отрицательно влияют на их межкультурную коммуникацию. Это делает актуальными исследования, посвященные формированию лингвокультурологической компетенции китайских обучающихся. В данной статье используется ряд методов: аналитический, анкетирование, сравнительный и диагностический методы. Целью нашего исследования является обоснование необходимости развития лингвокультурологической компетенции китайских студентов - филологов в процессе обучения русскому языку на материале национально обусловленных языковых единиц. В статье рассматриваются следующие методы формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов - филологов при изучении русского языка: ознакомление с культурно - исторической средой носителя изучаемого языка, с национально обусловленными языковыми единицами; формирование национального языкового сознания, способствующего выявлению общечеловеческого в культурах, их общих и национально - специфических черт; работы по более глубокому вхождению в языковую картину мира двух народов, пониманию их психологии, характера, обычаев, обрядов, истории, нашедших в национальной языковой картине мира своеобразное воплощение. Надеемся, что данная статья поможет усилить мотивацию китайских студентов к изучению русского языка, к овладению языковой картиной мира народа изучаемого языка, а в результате - к формированию их лингвокультурологической компетенции.
147-151 5
Аннотация
Статья посвящена вопросу обучения немецкому языку студентов неязыковых специальностей с нулевым стартовым уровнем в русле поликультурной многоязычной стратегии обучения в вузе. В статье представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросам обучения иностранному языку на начальном этапе. Понятие начального этапа изучения иностранного языка подлежит рассмотрению в разных вариантах европейской шкалы уровней владения иностранными языками (CEFR и ALTE), приводятся примеры терминологии для данной категории обучающихся в англо - и немецкоязычном языковом пространстве. Выявлены и проанализированы разные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей на трактовку понятий «начальный этап в обучении иностранных языков», «элементарный уровень» и «нулевой стартовый уровень». В исследовании начальный этап обучения иностранным языкам рассматривается в связи с психолого - физиологическими, антропологическими и педагогическими факторами возрастной группы, начинающей изучать иностранный язык. В статье анализируется двоякое понимание в психолого - педагогических источниках термина «начальный этап»: в значении обучения «от нуля», который характеризуется абсолютным началом изучения языка, нулевым стартовым уровнем владения языком и рассмотрением начального этапа как первого цикла в конкретной организационной форме обучения, например, вводный курс в общеобразовательной школе или корректировочный курс в вузе. Начальный этап в данной статье понимается в абсолютном значении нулевого стартового уровня владения языком. Особое внимание уделяется анализу научно - методических исследований по вопросу обучения студентов высшей школы иностранному языку на начальном этапе. В работах рассмотрению подлежат условия для максимального приближения уровня владения иностранным языком начинающих с «нуля» студентов к концу первого курса к уровню остальных обучающихся. В статье уделяется большое внимание изучению опыта преподавания немецкого языка на начальном этапе отечественных и зарубежных авторов. В выводах статьи указывается на недостаточность разработанности данного вопроса и необходимость разработки методики обучения немецкому языку студентов неязыковых специальностей с нулевым стартовым уровнем.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

152-161 8
Аннотация
В статье анализируются социально - психологические и профессиональные особенности людей в возрасте поздней зрелости. Одной из значимых характеристик жизнедеятельности этого возраста является завершение профессиональной деятельности. Переживание этой ситуации порождает кризис утраты своей состоятельности. Важное значение в этом возрасте приобретают противоречия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов социальной ситуации развития. Эти несогласованности приобретают характер конфликтующих реальностей [8]. Преодоление конфликтующих реальностей обусловили необходимость поиска стратегий и технологий, адекватных социально - психологическим особенностям в поздней зрелости. В качестве предиктора актуализации разрешения противоречий развития в поздней зрелости выступает их самореализация. Целью исследования стало определение стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей в процессе самореализации в поздней зрелости. Объектом исследования выступил период поздней зрелости личности, а предметом - стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей. Методологией исследования выступила концепция профессионального развития личности. Методами получения информации по проблеме исследования стали теоретико - методологический анализ научной литературы, логико - смысловое моделирование самореализации личности, метод проектирования сценариев преодоления конфликтующих реальностей и прогнозирование профессионального будущего. Результатами исследования стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей стали описание социальной ситуации развития в поздней зрелости в условиях утраты профессии и изменения прежней жизнедеятельности, выявление вектора развития личности в новой социальной реальности, нахождение способов дальнейшей самореализации. Активность субъекта инициирует формирование таких новообразований как самодетерминация, самоактуализация и трансценденция, которые становятся источником выбора индивидуально - ориентированных стратегий преодоления конфликтующих реальностей: преадаптивной, адаптивной, защитной и деструктивной. Эффективной психологической технологией преобразования себя является самореализация в разнообразных формах занятости, позволяющих личности преодолевать конфликтующие реальности. Результат поиска форм и методов преодоления кризисных ситуаций отражен в модели самореализации личности в поздней зрелости. Практическое значение представленных в статье результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в работе служб управления персоналом организаций, в реализации дополнительного образования, повышении квалификации педагогов непрерывного образования, а также в проектировании онлайн курсов и построении индивидуальных траекторий образования в поздней зрелости.
162-168 5
Аннотация
Статья посвящена проблеме исследования построения карьерного маршрута старшеклассниками с разной самооценкой. Рассматривается понятие карьерного маршрута в сравнении с карьерой. Исследование карьерного маршрута у старшеклассников обусловливается тем, что карьера прежде все ассоциируется с молодым специалистом, а также тем, что карьерный маршрут воспринимается как первоначальная версия профессиональной карьеры специалиста, более характерная для старшего подросткового возраста. В соответствии с актуальностью для профессионального самоопределения старшеклассника карьерный маршрут предлагается изучать с помощью проективной игры - методики авторской разработки. Основная цель исследования заключается в том, чтобы сравнить особенности карьерного маршрута у старшеклассников с высоким, средним и низким уровнями самооценки. В статье представлены результаты исследования, полученные с помощью количественного, качественного и сравнительного анализа, а также методов математической обработки данных. Результаты исследования, представленные в статье, позволяют увидеть схожесть и различие построения карьерного маршрута у старшеклассников с разным уровнем самооценки. Представлены примеры результатов проективной методики. Выводы позволяют определить схожесть карьерных маршрутов старшеклассников с высокой и низкой самооценкой по параметрам низкой содержательности и прагматичности. Полученные результаты позволяют сформировать практические рекомендации по построению карьерного маршрута для профориентаторов образовательных учреждений с учетом самооценки старшеклассника. С помощью разработанного диагностического инструментария можно будет выявлять такие особенности построения карьерного маршрута, как престижность выбираемой профессии, содержательность, достижимость самого карьерного маршрута и сферы деятельности для успешной реализации карьеры.
169-175 4
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимосвязи религиозности с различными личностными особенностями, решение которой предполагает накопление эмпирических данных и выводы на их основе. Особенно актуально это в отношении суицидальных намерений и личностного контекста, в который они включены. Цель исследования - выявить взаимосвязи религиозности и суицидальных намерений и личностные факторы, опосредующие эти взаимосвязи. В исследовании участвовали 327 студентов университета в возрасте от 20 до 28 лет, 119 мужчин и 208 женщин. Использован комплект методик для диагностики суицидальных намерений, настроения, стресса и реакций на стресс, позитивного самонастроя (разработан M. Perrez, B. Plancherel, S. Seitz, A. Babounakis, A. Teuscher, N. Michlig, переведен и адаптирован М. В. Чумаковым), методика копинга стресса (разработан Pargament, Ensing, Falgout, Olsen, Reilly, Van Haitsma, Warren, переведен и адаптирован Д. М. Чумаковой). Религиозность измерялась путем самооценки по 10-бальной шкале. Установлены статистически достоверные связи самооценки религиозности личности и суицидальных намерений. Высокая самооценка религиозности и копинг, основанный на религии, соотносятся с низкой выраженностью суицидальных намерений. Определены параметры, которые можно рассматривать как опосредующие взаимосвязь религиозности и суицидальных намерений. Ключевыми из них являются оптимизм и позитивный самонастрой. Показано, что различные параметры стресса, реакций на стресс, настроения, оптимизма, самонастроя, копинга с использованием религии и самооценки религиозности тесно и психологически обоснованы и взаимосвязаны.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

176-183 7
Аннотация
Практика инклюзивного образования приобретает региональные особенности и ставит разнообразные проблемы в процессе реализации в образовательной системе. Особенности развития регионального инклюзивного образования и ведущие факторы, влияющие на его внедрение, исследованы недостаточно. На инклюзивное образование в России влияет много факторов, но одними из важных для субъектов РФ являются количество детей - инвалидов в разных регионах, структура заболеваний детей - инвалидов, количество образовательных организаций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и потенциал образовательных учреждений. Цель статьи и изложенного в ней исследования - выявление основных тенденций развития инклюзивного образования в Свердловской области и в стране с целью разработки способов оптимизации обучения для субъектов образовательного процесса. В статье рассматривается трехмерная модель развития инклюзивного образования, которая состоит из государственного регулирования и нормативно - правового регламентирования, социального обеспечения и образовательного развития. Роль социальной составляющей варьирует с учетом региональных особенностей и влияет на общественные потребности внедрения инклюзии в практику школьного образования. Образовательная составляющая зависит от понимания роли и миссии системы образования; финансовых и методических стимулов, разработанных для того, чтобы побудить школы быть восприимчивыми к разнообразию образовательных профилей; предполагает также обеспечение специальными учебно - методическими материалами и программами, наборами диагностических и реабилитационных методик. В статье рассмотрена необходимость использования потенциала образовательного компонента модели инклюзивного образования, в том числе и на основе опыта применения адаптированной основной общеобразовательной программы в школе. Это перспективный инструмент, учитывающий реальные социально - экономические условия регионов, их возможности в создании соответствующего обеспечения потребностей в инклюзивном образовании.
184-191 6
Аннотация
В данной статье обсуждается проблема раннего выявления отклонений в эмоционально - волевой (аффективной) сфере у детей первых лет жизни. Проанализирован исторический аспект и современные представления о расстройствах аутистического спектра у детей. Подчеркивается, что данное аффективное расстройство очень вариативно и индивидуально по своим проявлениям. В статье рассматриваются трудности раннего выявления и оценки расстройств аутистического спектра у детей первых лет жизни. С одной стороны, это связано с особенностями и своеобразием становления различных линий развития в первые годы жизни, в частности эмоционально - волевой, когнитивной и коммуникативной сфер. С другой стороны, наблюдаются серьезные различия в подходах к диагностике в рамках зарубежных и отечественных исследований. Современные зарубежные диагностические методики, основывающиеся на прикладном анализе поведения и являющиеся базовыми для определения аутистических проявлений у детей на разных возрастных этапах, пока не адаптированы к отечественной дефектологической практике. В России существует ряд диагностических и методических разработок, в рамках которых были выделены, систематизированы и подробно описаны наиболее показательные ранние маркеры аффективного неблагополучия, проанализирована их динамика в течение раннего возраста у детей, до момента окончательного формирования синдрома расстройств аутистического спектра. В рамках статьи представлен ряд неблагоприятных факторов в развитии ребенка раннего возраста, на которые специалисты и родители должны обратить особое внимание, так как они свидетельствуют о выраженном неблагополучии в эмоционально - волевой сфере и благодаря которым возможно на ранних этапах фиксировать проявления расстройств аутистического спектра у детей. Автором представлены результаты многолетней практической работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Охарактеризован приоритетный запрос родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра при обращении к специалистам психолого - педагогического сопровождения, который сводился к жалобам на проблемы в коммуникативном развитии и социальном взаимодействии детей ранней категории. Автором представлена методика оценки уровня коммуникативного развития детей 3-4-го года жизни и дана подробная характеристика коммуникативных возможностей детей с расстройствами аутистического спектра в рамках трех уровней коммуникативного развития.


ISSN 2079-8717 (Print)