Preview
Том , № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

8-15 1
Аннотация
В публикации рассматривается социокультурный опыт творческого взаимодействия Ленинградского государственного театра юных зрителей с детско - юношеской аудиторией и уральским учительством в 1942-1944-м годах. Находясь в эвакуации в городе Березники Молотовской области (ныне Пермский край), театр пережил творческий подъем, воплощая в своих постановках, тематических вечерах, концертах и других культурных событиях фольклорно - сказочное наследие, русскую и зарубежную классику, современные произведения, отвечающие общественной позиции театра и чувствам людей в годы войны. В этот сложный период решалась проблема взаимосвязи театра как социального института с образовательными структурами города, зрительской аудиторией, учительской общественностью, не утратившая своей актуальности и на современном этапе. Предмет анализа - опыт взаимодействия Ленинградского ТЮЗа и социальных институтов, связанных с детством, в период эвакуации театра на Урале. В качестве основного источника использовались публикации в газете «Березниковский рабочий» («Ударник») за 1942-1944 годы из фондов МБУ «Архив города Березники» Пермского края. В данной статье представлены такие культурно - образовательные формы, как совместное обсуждение спектаклей со зрителями, работа драматических кружков в школах и профессиональных учреждениях, открытие кукольного театра для детей дошкольного и младшего школьного возраста, проведение творческих встреч, концертов и бесед мастеров сцены, подготовка городских праздников, организация конференций с участием родительской и учительской общественности. Выделены педагогические аспекты, связанные с расширением культурного пространства детства и его защиты в сложный исторический период. Показаны конкретные примеры воспитания патриотических чувств детей и взрослых средствами звучащего слова, актерского мастерства и театрального искусства, способных интегрировать общечеловеческие ценности.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

16-25 1
Аннотация
В статье рассматривается необходимость реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Обозначена актуальность поиска ответа на проблемный вопрос: проектная деятельность на занятиях по каким учебным дисциплинам является наиболее оптимальной и эффективной для формирования гражданской идентичности студентов на основе интеграции теоретической подготовки, практических умений и владений и опыта изучения работы коллективов на базах практики? Цель исследования: разработка содержания проектной деятельности студентов в органичности профессионального и гражданского аспектов. Методология исследования: идеи гражданственности от философии античности и до наших дней; стратегии, концепции и модели формирования гражданской идентичности молодежи в современных междисциплинарных исследованиях. Основные результаты исследования: 1) формулировка понятия гражданская идентичность применительно к проектной деятельности студентов вуза педагогической направленности; 2) обоснование потенциала практики студентов как одного из условий для формирования гражданской идентичности студентов; 3) характеристика средств подготовки студентов для их участия в конкурсе грантов на развитие гражданского общества; 4) апробация проектной деятельности студентов по образцу подготовки заявок на конкурсы грантов; 5) апробация заданий - проектов на период практики студентов; 6) определение эффективности проектной деятельности для формирования гражданской идентичности студентов в условиях практики по специально разработанным критериям как констатирующего этапа в исследовании обозначенной проблемы. Научная новизна гипотезы исследования заключается в обосновании ресурсов проектной деятельности на занятиях по всем видам практики для формирования гражданского самосознания студентов. Теоретическая и практическая значимость заключается в раскрытии потенциала заявленных во ФГОС задач и компетенций проектной деятельности для формирования и укрепления гражданского самосознания студенческой молодежи. Краткие выводы. Одним из оптимальных условий формирования гражданской идентичности студентов является период практики, в ходе которого, на основе приобретенных при освоении теоретического курса компетенций, а также наблюдений и изучения производственного опыта специалистов на базах практики, студенты выдвигают и обосновывают идею заявки по образцу конкурса инициатив по развитию открытого гражданского общества.
26-39 1
Аннотация
В статье представлен анализ проблемы подготовки научно - педагогических работников к разработке онлайн - курсов в условиях ускоренного изменения социально - профессиональной среды в связи с экспансией цифровых технологий. Внимание авторов сосредоточено на социально - профессиональных процессах, которые стали сегодня определяющими для российского образования и требуют качественных изменений методологии, содержания и технологий профессиональной подготовки педагогов. Проведенное исследование цифровой компетентности научно - педагогических работников вуза позволило определить влияние цифрового образовательного пространства на их профессиональное развитие и выявить уровень их готовности к участию в дидактических коммуникациях с применением цифровых технологий. Авторы видят задачу в исследовании организации и общих подходов к созданию и внедрению системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс с целью подготовки высококвалифицированных специалистов с навыками самообразования, которые позволят им самостоятельно развивать и совершенствовать свою компетентность и сохранять профессиональную мобильность. Предложена структурно - функциональная модель подготовки научно - педагогических работников по разработке онлайн - курсов, внедрение которой позволило поднять уровень цифровых знаний и навыков субъектов образовательного процесса и тем самым повысить уровень цифровой зрелости образовательной организации вуза. Обоснована психолого - педагогическая целесообразность структуры и содержания модели: целевого, содержательного, деятельностного, результативного и мотивационного компонентов. Подчеркивается особая значимость мотивационного компонента как фактора, запускающего побуждение к деятельности и обеспечивающего сознательное движение к запланированному результату. Реализация предлагаемой модели является частью приоритетной политики университета, где профессиональное становление студента вуза обеспечивается новыми формами взаимодействия преподавателя с обучаемыми, приобретаемыми надпредметными навыками: знание инновационных технологий, понимание методов и процессов, адаптивность и обучаемость, а также собственно цифровыми компетенциями: понимание сути цифровой трансформации образовательного процесса, навык работы с информацией, умение использовать большие данные, навыки программирования и др. Актуальность исследования состоит в том, что сегодня, в период ускоряющегося процесса развития и внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, создания перспективной образовательной системы, необходимо предвидеть и упредить возникающие весьма противоречивые проблемы. Одной из них является востребованность научно - педагогических работников, владеющих необходимыми умениями для осуществления работы в электронной информационно - образовательной среде вуза, и их недостаточной подготовкой для успешного применения этих технологий в профессиональной деятельности. Цель. Выявление уровня готовности научно - педагогических работников к использованию в учебном процессе онлайн - курсов и на основе полученных данных разработка структурно - функциональной модели подготовки научно - педагогических работников к использованию данного компонента электронной информационно - образовательной среды вуза. Методология и методики. Методологической основой исследования стала психологическая концепция субъектно - деятельностного подхода, суть которой заключается в представлении о личности как активном субъекте, самосовершенствующемся, самоактуализирующемся и самоопределяющемся. Идея данного подхода строится на связи познавательных и деятельностных механизмов включенности субъекта во внешнюю среду и предполагает наличие у него устойчивой личностной позиции по собственному преобразованию и развитию. Не менее важен и второй подход - акмеологический - исследование профессионализма преподавателя как взрослого обучающегося. В этом случае проблема рассматривается в аспекте развития профессиональных достижений в зрелом возрасте, исследование способности человека накапливать разносторонний опыт и реализовывать его в конкретной деятельности. Методы анализа: теоретико - методологический анализ научной литературы по проблеме дидактических коммуникаций, внедрения технологий цифровизации в образование; анализ государственных документов Российской Федерации по цифровизации образовательной среды; логико - смысловое и структурно - функциональное моделирование; анкетирование и тестирование. Результат. В качестве результата выступает спроектированная структурно - функциональная модель подготовки научно - педагогических работников по разработке онлайн - курсов, внедрение которой позволило поднять актуальный уровень цифровой грамотности ведущего кадрового состава вуза и тем самым повысить уровень цифровой зрелости образовательной организации вуза. Механизмом реализации модели является построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося взрослого как целевой ориентации к практическому действию по повышению уровня квалификации, трудоспособности, обогащению профессионально - личностных качеств и поведенческих паттернов. Научная новизна. Научная новизна заключается в осуществлении подготовки ведущего кадрового состава вуза в соответствии с современными трендами социально - экономического развития России - внедрения цифровой экономики и цифровой трансформации образовательной среды. Разработанная структурно - функциональная модель подготовки научно - педагогических работников позволит обеспечить процесс профессиональной подготовки в соответствии с актуальными образовательными потребностями студенческой молодежи системы высшего образования. Особенностью процесса подготовки является интеграция новых технологий - очных и заочных, дистанционных и интерактивных - и уже сложившихся практик в образовательной системе вуза. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны разработчикам образовательных программ повышения квалификации научно - педагогических работников вузов, среднего профессионального образования, а также дополнительного образования при организации процесса профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также руководителям образовательных организаций, преподавателям.
40-48 2
Аннотация
Перестройка содержательного и деятельностного компонентов образовательного процесса в современных социальных условиях требует дополнительного осмысления деятельностного и компетентностного подходов, в первую очередь - для проецирования сквозь призму дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса их сущности. В контексте сказанного проблема представленного исследования связана с разработкой методики проектирования методов учения и обучения студентов педагогических специальностей (педагогического вуза) в условиях дистанционного образования. Цель описываемого исследования: разработать вариант наполнения содержательно - деятельностных компонентов методики проектирования методов учения и обучения студентов педагогических специальностей в условиях дистанционного образования и выделить ее особенности. На основе анализа и сопоставления литературных источников, нормативных документов, экспертных материалов, обобщения результатов исследований, а также структурного моделирования предложен вариант наполнения содержательно - деятельностных компонентов методики проектирования методов учения и обучения студентов педагогических специальностей в условиях дистанционного образования. Теоретическая значимость результатов заключается в выделении методологии проектирования методов, а практическая значимость - в разработке ориентировочной базы для построения методики проектирования методов учения и обучения студентов педагогических специальностей в условиях дистанционного образования. В качестве заключения указаны составляющие, влияющие на вариативность компонентов методики проектирования методов учения и обучения.
49-58 2
Аннотация
Статья является первой из двух публикаций автора, посвященных вопросам и проблемам цифровизации отечественного образования. На основе анализа программных документов делается заключение, что ни один из них не содержит определения понятия «цифровизация образования», не ставит задач ее оперативного осуществления ни в общеобразовательной, ни в высшей школе, не указывает явно методов реализации. По аналогии со структурой понятия «цифровая экономика» строится определение «цифровое образование» как учебная и воспитательная деятельность, основанная на преимущественно цифровой форме представления информации учебного и управленческого характера, а также актуальных технологиях ее хранения и обработки, позволяющая существенно повысить качество образовательного процесса и управление им на всех уровнях. При этом «цифровизация образования» трактуется как переход от традиционного образования к цифровому. Актуальность цифровизации образования именно в настоящее время связывается с потребностями цифровой экономики в кадрах, подготовленных к деятельности в рамках ее идеологии и технологий. Анализируются программные документы, подготовленные специалистами НИУ ВШЭ, в которых обсуждаются задачи цифровой трансформации образования и конкретные шаги по ее достижению. Несмотря на комплексный подход авторов этих документов, убедительную аргументацию и даже финансовые оценки необходимых мер, некоторые их построения вызывают вопросы и возражения: слабая доказательность преимуществ предлагаемых мер с точки зрения обучаемого, отсутствие какого - либо научно - педагогического и юридического обоснования предлагаемых действий, отсутствие учета медицинских противопоказаний, а также опыта зарубежных стран. Делается вывод, что цифровизация не должна носить революционного характера и реализовываться с учетом приоритетов значимости отдельных мероприятий и возможности выполнения необходимых для них условий.
59-66 1
Аннотация
Многие исследователи приходят к выводу, что именно университеты должны стать генераторами знаний. Построение цифровой экономики призвано обеспечить, с одной стороны, более эффективное и менее затратное экономическое функционирование, с другой - кардинальное изменение взаимоотношений общества, государства и бизнеса. Это предполагает организацию подготовки кадров, нацеленную на эффективное использование современных возможностей информационно - коммуникационных технологий, связанных с внедрением искусственного интеллекта и робототехники, на базе формирования нового мышления и стиля работы. При этом серьезной проблемой в реализации инициатив цифровой экономики является подготовка кадров, что в свою очередь определяет роль и значение образования в данном процессе. Цель статьи - представить аналитическое обобщение основных направлений цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе, включая формирование интегрированной среды, развитие онлайн - образования, использование отечественных и зарубежных цифровых платформ, инновационных образовательных компонентов, переподготовку и повышение квалификации ППС применительно к цифровым форматам процесса обучения. Научной новизной представленной статьи является определение цифровой трансформации образовательного процесса как креативной системы отношений между его участниками и стейкхолдерами, сформированной в результате разработки и внедрения в процесс обучения современных информационных технологий и соответствующих им коммуникационных устройств, конечным результатом использования которых будет являться создание модели «цифрового университета» как совокупности нормативных требований, предъявляемых к цифровой среде вуза. В результате исследования проведен анализ основных направлений цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе, включая формирование интегрированной среды, развитие онлайн - образования, использование отечественных и зарубежных цифровых платформ, инновационных образовательных компонентов, переподготовку и повышение квалификации ППС применительно к цифровым форматам процесса обучения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

67-72 1
Аннотация
Авторы рассматривают основные теоретические аспекты проблемы креативной идентичности и самоотношения творческих личностей в раннем юношеском возрасте. Проблема креативности как значимой составляющей Я-концепции подростка XXI века является недостаточно изученной. Проблема Я-концепции творческой личности в течение последних десятилетий решалась посредством изучения корреляций между компонентами самооценки и уровня притязаний и объективными показателями креативности. По мнению авторов, показатели креативности будут связаны с различными аспектами Я при условии, что творческое поведение становится ведущим критерием формирования самоотношения. Таким образом, авторы решили выявить различия в показателях психологического самоотношения в зависимости от степени выраженности у старшеклассников и студентов креативной идентичности. Проблема креативной идентичности в отечественной психологии недостаточно изучена, также как и проблема Я-концепции творческих людей. В соответствии с данными исследований ряда зарубежных ученых, в настоящее время недостаточно данных для доказательства различий в самоотношении между креативами и нонкреативами. В исследовании принимали участие 268 учащихся старших классов г. Муравленко ЯНАО и студентов УрГПУ г. Екатеринбурга возрасте от 16 до 18 лет. Возраст респондентов варьировался от 15 до 18 лет. В исследовании были использованы следующие методики: опросник творческой идентичности и методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. На основе эмпирического исследования было выявлено, что между креативными и нонкреативными респондентами были выявлены существенные различия по всем компонентам самоотношения, кроме саморуководства и внутренней конфликтности. В результате исследования выяснилось, что креативные личности в подростково - юношеском возрасте отличаются повышенной самоценностью. Они в большей степени, чем их сверстники, склонны считать себя значимыми людьми для общества и близких.
73-80 3
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального выбора молодых людей посредством анализа профессиональной мотивации студентов колледжа разных направлений подготовки. В основе исследования лежит подход, предложенный румынским социологом К. Замфир к определению структуры профессиональной мотивации, состоящей из трех видов: внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации. Различное соотношение внешних и внутренних профессиональных мотивов определяет мотивационный комплекс личности, который является эффективным, если внутренняя мотивация больше или равна внешней положительной мотивации, которая в свою очередь должна быть больше внешней отрицательной мотивации. Обратное сочетание, когда преобладает внешняя отрицательная мотивация над внешней положительной и внутренней мотивацией, является наихудшим. В результате сравнительного математико - статистического анализа были выявлены достоверные мотивационные различия между группами студентов колледжа юридического и дизайнерского направлений, имеющими разный мотивационный комплекс личности. У студентов - дизайнеров, в отличие от студентов - юристов, было выявлено эффективное сочетание внутренней и внешней мотивации к трудовой деятельности. У юристов был выявлен один из не эффективных мотивационных комплексов личности с преобладанием внешней положительной мотивации. Профессиональная мотивация юристов значимо различалась от дизайнеров по таким мотивам, как престиж профессии в обществе, желание руководить другими людьми, выбор профессии по совету родителей или друзей и стремление получить диплом. Внутренняя мотивация направлена как на развитие профессионального мастерства, так и на развитие личности вообще, в то же время внешняя мотивация не стимулирует профессионального развития, ориентирует только на личные цели, способствует появлению таких качеств, как безответственность, пассивность и ограниченность. В качестве выводов исследования формулируется необходимость педагогической поддержки студентам - юристам. Для тестирования профессиональной мотивации студентов была использована методика К. Замфир в модификации А. А. Реана. Для определения значимости различий в профессиональной мотивации групп студентов использовался t-критерий Стьюдента для независимых переменных.
81-90 1
Аннотация
В статье обсуждаются основания, методология и результаты исследования влияния особенностей личности на представление личности о социальном пространстве. Показано, что представление о социальном пространстве - комплексное и структурированное отражение в сознании личности социального взаимодействия, опосредованного социальными нормами. Представление участвует в социальном взаимодействии, на его основе личность организует и регулирует отношения с другими людьми, координирует свою деятельность. Вопрос о роли личности в конструировании представления не имеет однозначного научного решения, а его эмпирическое исследование полезно для повышения эффективности профилактики искажений социального взаимодействия, в том числе и девиаций. Эмпирическое исследование нацелено на определение опосредующей роли личностных особенностей в формировании представления о возможностях и ограничениях социального пространства. Выборка из 240 человек включает группу несовершеннолетних правонарушителей, обучающихся в специализированных учреждениях, и правопослушных, обучающихся в традиционных условиях. Методами исследования выступают стандартизированные самоотчеты: анкета, изучающая параметры социального пространства, опросник СМИЛ. Статистическая обработка проводится методами дескриптивной статистики, эффект опосредования оценивается регрессионным анализом (GLM mediation models). Результаты показывают, что в представлении несовершеннолетних рецептируются ограничения социального пространства, влияя на восприятие возможностей и ограничений. Представление правонарушителей о социальном пространстве характеризуется меньшим объемом и сегментированностью взаимодействия, гомогенностью его участников, отрицанием социального контроля над собой. В целом оно воспринимается мешающим и затрудняющим взаимодействие. Оценка особенностей личности как медиатора показала, что в формирование такого представления вовлечены социальная интроверсия, импульсивность, тревожность и индивидуалистичность. Итогом исследования стало понимание специфики рецепции несовершеннолетними регламентированного социального пространства, а также медиаторной роли особенностей личности, ухудшающих оценку возможностей социального взаимодействия.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

91-97 1
Аннотация
Как выстроить и провести занятия с детьми на этапе дошкольного детства по вопросу безопасного поведения при нахождении в заложниках для обеспечения сохранения своей жизни и жизни окружающих? В статье представлен опыт проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по программе антитеррористической направленности «Безопасный Я в безопасном мире» в рамках занятий по безопасности. Цель исследования: уточнить особенности педагогического процесса при знакомстве детей с наиболее характерными признаками ситуации заложничества, обучении адекватным складывающейся обстановке и с учетом собственных возможностей действиям в заложниках, с учетом развития познавательных качеств личности, логического мышления, нравственно - волевых качеств личности (исполнительность, дисциплинированность, умение контролировать свое поведение), при этом воспитывая в детях стремление использовать правила и стратегии безопасного поведения в заложниках и ответственное отношение к соблюдению правил поведения в заложниках для сохранения здоровья и жизни своей и окружающих. Для исследования были проведены занятия в 2020 году по безопасности в заложниках в восьми группах двух дошкольных образовательных организаций Челябинской области, с общим количеством детей - 82 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет. Основные результаты показали педагогическую эффективность и психологическую безопасность проведения занятий у детей старшего дошкольного возраста по безопасности при нахождении в заложниках с опорной на предложенный автором конспект занятия. Результаты базируются на наблюдении 8 воспитателей и их интервьюировании автором исследования. Предложенное занятие является единственным описанным в литературе по данной тематике для детей 5-7 лет и может быть проведено в рамках занятий по антитеррористической безопасности в других дошкольных образовательных организациях.
98-104 3
Аннотация
В статье раскрывается содержательно - деятельностный компонент методики формирования алгоритмических умений у детей дошкольного общества в цифровом обществе. Рассматривается готовность ребенка к обучению в школе, к использованию цифровой образовательной среды. Автор отмечает, что не каждый дошкольник готов к переходу на следующий уровень образования. Для этого ему не хватает сформированнности предпосылок учебной деятельности, в том числе умения выполнять инструкции, следовать предложенному плану, сформированности рефлексивных и коммуникативных умений, произвольности поведения. Для успешного обучения в начальной школе у ребенка должны быть сформированы соответствующие умения, в частности алгоритмические умения. Алгоритмические умения включают познавательный, коммуникативный и регулятивный компоненты. Методика формирования алгоритмических умений состоит из трех модулей, обусловливающих развитие у детей умений исполнять линейные алгоритмы; составлять и выполнять алгоритмы всех видов, используя различные схемы, знаки - символы, рисунки, словесное описание; закрепление алгоритмических умений в различных видах деятельности и образовательных областях. Для каждого модуля разработаны средства формирования данных умений: игры - проблемы, игры с неполным составом действия, квест - игры, игры с правилами, задачи интегрированного типа. Овладев алгоритмическими умениями, дети дошкольного возраста смогут более продуктивно и успешно войти в цифровое общество и включиться в учебную деятельность в школе.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

105-114 2
Аннотация
В статье рассмотрены возможности формирования средствами духовно - нравственного воспитания у обучающихся подросткового возраста ценностного отношения к здоровью, условием которого выступает их личностная устойчивость к негативным зависимостям; представлены материалы направленного на реализацию этих возможностей социально - педагогического проекта Свердловской области «Будь здоров!». В условиях смены ценностных ориентиров в современной России под влиянием навязывания различными средствами приоритетов потребления, привлекательных, но рискованных форм поведения у обучающихся, особенно подросткового возраста, происходит деформация представлений о здоровье и его смысложизненном значении для человека. На этой основе у них возникают различные негативные зависимости, в частности зависимости от психоактивных веществ, которые оказывают отрицательное воздействие на здоровье. В качестве основной выделяется проблема поиска педагогических условий формирования средствами духовно - нравственного воспитания ценностного отношения обучающихся к здоровью и устойчивости личности к негативным зависимостям. Актуальность исследования обусловлена общественной и личностной значимостью сохранения и развития здоровья обучающихся, важностью предупреждения возникновения у них негативных зависимостей, необходимостью раскрытия условий использования средств духовно - нравственного воспитания в формировании у обучающихся подросткового возраста ценностного отношения к здоровью.
115-122 2
Аннотация
Статья посвящена пропедевтике основных понятий стереометрии у обучающихся 5-6-х классов с помощью приемов оригами в условиях внеурочной деятельности. В работе приводится построенная авторами дидактическая модель формирования стереометрических понятий, этапы которого созданы в соответствии с «Дидактической моделью процесса формирования геометрических понятий» (этап введения, этап выделения полного содержания и объема понятия, этап включения понятия в систему теоретических знаний). Обосновано, что в рамках пропедевтического курса геометрии в 5-6-х классах происходит формирование понятий на первом и частично на втором этапе. Авторами выделены основные приемы оригами и проведена их интерпретация с точки зрения геометрии, разработана серия из разноуровневых заданий (комплексов приемов оригами). Выявлена взаимосвязь комплексов приемов оригами с этапами формирования стереометрических понятий и с типами пространственного мышления. Авторы на конкретном примере формирования понятия «пирамида» показывают работу компонентов «Модели пропедевтики понятий стереометрии с помощью приемов оригами». Представлены примеры задач (комплексов приемов оригами) с моделями пирамид, схемы сборки в технике оригами различных пирамид. В статье описаны результаты апробации и отдельных этапов педагогического эксперимента по пропедевтике геометрии в целом и стереометрии в частности с помощью приемов оригами, которые проводились в течение двух лет на базе МАОУ СОШ № 50 г. Екатеринбурга в 5-х классах и соответственно в 6-х классах в следующем учебном году.
123-129 7
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблемы формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности (осознания принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющего для индивида значимый смысл), что декларируется в официальных документах («Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС НОО и др.). Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал проектной деятельности в формировании у младших школьников основ гражданской идентичности и обобщить накопленный педагогический опыт по решению данной педагогической проблемы. Методологической основой исследования являются: теория социальной идентичности (Х. Тэджфел, Дж. Тернер), теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), теоретические положения, раскрывающие процесс формирования гражданской идентичности личности (А. Г. Асмолов) и процесс организации проектной деятельности обучающихся (Е. С. Полат). Использовались следующие методы исследования : изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что исследователями обосновывается и доказывается, что в процессе участия в проектной деятельности у младших школьников формируются представления о государственной символике, об истории, культуре региона, в котором они живут, России в целом (когнитивный компонент гражданской идентичности). Ими осваиваются ценности патриотизма, гражданственности, семьи, у обучающихся формируется эмоционально - ценностное отношение к своей малой Родине (эмоционально - ценностный компонент гражданской идентичности). У них формируются умения оперировать знаниями о моральных нормах, соотносить поступки с принятыми этическими принципами, осуществлять ориентацию в социальных ролях (деятельностный компонент гражданской идентичности). Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами проанализирован и обобщен педагогический опыт по формированию основ гражданской идентичности младших школьников средствами проектной деятельности в различных формах организации образовательной деятельности - урочной (на уроках «Окружающего мира», «Музыки») и внеурочной. Авторами описывается опыт участия младших школьников в реализации информационных и исследовательских видов проектов.
130-139 1
Аннотация
В подростковом возрасте остро проявляется потребность в самовыражении. Реализации этой потребности может способствовать искусство. Однако не всегда подростки владеют средствами и способами выражения своих чувств, настроений и эмоций. Для этого на уроках предметной области «Искусство» и, в частности на уроках изобразительного искусства, необходимо развивать у них художественно - творческие способности, которые позволят подросткам свободно позитивно выражать себя в творчестве. Особым потенциалом для этого развития, благодаря своей образности, глубокой символичности, максимальной выразительности и сюжетной доступности, обладает китайская живопись. В статье на основе анализа специфики китайской живописи, с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста, уточнено понятие «художественно - творческие способности». Представлены показатели развиваемого качества подростков на основе уточненного понятия: «знание особенностей и специфики китайской живописи», «способность „читать“ смысл художественных работ китайских художников», «способность использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать». Для каждого показателя обоснованы и определены методы их развития, среди которых общепедагогические методы беседы, рассказа, показа (демонстрации видеоматериалов) и методы педагогики художественного образования: анализа художественных произведений, мелодекламации, ассоциаций, творческих заданий, в том числе и создания стихотворений в духе китайской поэзии. В статье раскрываются приемы организации рабочего пространства в стиле китайских мастеров, отработки базовых мазков (система 5-ти первоэлементов - дерево, огонь, земля, металл, вода), отработки базовых линий почерка кай шу, быстрого рисования, способствующие развитию художественно - творческих способностей подростков средствами китайской живописи. Статья предназначена для исследователей и педагогов - практиков, интересующихся возможностями развития художественно - творческих способностей средствами различных национальных культур.
140-147 2
Аннотация
В современных условиях развития общества необходим переход от репродуктивного усвоения знаний в системе освоения учебных предметов отдельно друг от друга к созданию единого образовательного пространства. В отечественной и зарубежной педагогике ученые занимались теоретической и методической разработкой метапредметов для обучающихся средней и старшей школы, однако в начальном образовании способы формирования представлений о метапредметных понятиях остаются недостаточно разработанными. В данной статье рассматриваются возможности реализации интегративного подхода при освоении младшими школьниками метапредметных понятий. При уточнении понятия «метапредметность» авторы придерживаются научной школы А. В. Хуторского, приведены примеры метапредметных понятий, изучаемых в начальной школе. В процессе исследования использованы теоретические и практические методы, а также интегративный подход. Одним из способов формирования представлений о метапредметных понятиях являются интегрированные задания как одна из форм интеграции. Представленные в статье задания спроектированы на основе близости предметного содержания учебных дисциплин, а также взаимосвязи деятельности. Их практическая реализация способствует формированию у младших школьников представления о таких понятиях, как «корень» и «симметрия».
148-151 4
Аннотация
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена важная задача - формирование ценностно - смыслового восприятия музыки у детей. Каковы инструменты формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста? Автор статьи представляет основные положения разработанной методики формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. В основу методики положен подход интериоризации. Эффективность методики видится за счет организации внешней социально - значимой деятельности детей в процессе восприятия музыки и активного включения детей в такой процесс. В статье дается характеристика этапов методики формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. С помощью интериоризации на различных этапах методики обеспечивается участие в социальном взаимодействии, рефлексия результатов индивидуальных и групповых социальных действий, формирование внутренних качеств через овладение внешней социальной деятельности. Подход интериоризации в процессе формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста способствует оценке музыкальных впечатлений, присвоению через музыкальные впечатления принятых норм в обществе, осмыслению и дальнейшему оперированию ими. По мнению автора, с помощью интериоризации личность осуществляет взаимодействие с обществом, находит свое место в социуме и приобретает опыт деятельности, что является базой для формирования чувства своей значимости в конкретных социальных делах. Методика формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста по философской основе является гуманистической, по концепции усвоения - ассоциативно - рефлекторной. В представленной методике используется групповая организационная форма, подход к ребенку осуществляется гуманно - личностный, субъект - субъектный.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

152-157 1
Аннотация
Данное исследование посвящено опыту планирования курса по автоматизированному переводу у будущих лингвистов - переводчиков на материале англо - русского специализированного перевода. Образовательный процесс осуществлялся среди студентов 3 года обучения кафедры иностранных языков и перевода в Уральском федеральном университете в курсе «Новые информационные технологии в лингвистике». В исследовании использовался метод анкетирования с целью определения уровня владения теми или иными информационными технологиями в лингвистике. Основная цель - рассказать будущим специалистам о возможностях электронных переводческих инструментов, чтобы облегчить поиск необходимых информационных ресурсов в соответствии с требованиями конкретной рабочей ситуации, в частности о таком инструменте, как автоматизированная система перевода. Нами рассматривалась возможность создания персональной памяти переводов из материалов определенной тематики и составление тематического глоссария в системе SmartCAT с возможностью их дальнейшего расширения и использования в будущей профессиональной деятельности. Указаны основные преимущества автоматизированных систем перевода, которые заключаются в повышении эффективности работы, контроле единства терминологии в тексте перевода, возможность подключать машинный перевод и электронные словари. Однако наиболее эффективными такие системы будут при наличии уже готовой памяти переводов. В статье приведены отзывы самих студентов о SmartCAT в режиме группового проекта, отмечено удобство и возможность работы с различных устройств, четкое разделение функций и коллективная ответственность за проделанную работу. Сделаны выводы о важности закрепления практических навыков в работе с автоматизированными системами, а также о роли преподавателя как ментора в образовательном процессе.
158-163 1
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются особенности развития дизайн - мышления в процессе подготовки магистров по направлению «Дизайн - образование». Опираясь на доклад 2018 года на Всемирном экономическом форуме, авторы подчеркивают те новые требования, которые должны привести к изменению способа мышления сотрудником нового типа. Авторами рассматривается возникновение термина «дизайн - мышление», область применения технологий, способствующих развитию гибкости и оригинальности мышления. Выделяется роль Потсдамской и Стэндфордской школ дизайн - мышления. Методология и методика исследования. Авторы в своей работе исследуют параллельное существование художественного конструирования и художественного проектирования как основных ветвей в развитии дизайна советской школы, а также их роль в формировании основ дизайн - мышления. В работе выделяется ряд ученых, занимающихся проблемами развития творческого и креативного мышления. Разбираются подходы ряда исследователей к развитию процесса дизайн - образования в нашей стране, а также применения в этом процессе дизайн - мышления. Авторы рассматривают особенности мышления дизайнера и художника, опирающихся на интуитивное мышление и использующих образный подход. Результаты исследования. Опираясь на определение Дж. Гилфорда, авторы сравнивают близость творческого и дизайн - мышления и выделяют базовые позиции. Подчеркивается роль потребителя при формировании задач по созданию продукта на основе дизайн - мышления. Описываются основные этапы алгоритма при создании продукта применительно к работе с магистрами дизайна. Заключение. Завершая статью, авторы акцентируют внимание на том, что применение технологий, использующих приемы дизайн - мышления, позволяет нивелировать боязнь неудач при создании творческих продуктов. На основе выделенных факторов делается вывод о целесообразности включения данной технологии в учебный процесс при подготовке студентов и магистров в области дизайн - образования и дизайна.
164-171 2
Аннотация
Формирование технологической готовности - одно из ключевых условий подготовки будущих инженеров - строителей. Эффективная модернизация системы образования, способной подготовить конкурентоспособных специалистов, предполагает поиск эффективного средства, позволяющего прогнозировать пробелы в знаниях студентов. Цель исследования: разработка технологии визуального экспресс - анализа (Educational Visual Data Mining) образовательных результатов студентов инженерно - строительного вуза для поиска дисциплин, которые даются большинству студентов сложнее всего, как индикаторов технологической готовности. Ранее моделирование «среднего» студента - строителя средствами EDM еще не проводилось. Для решения поставленной цели, в первую очередь, попытались определить средний уровень «среднего студента» строительного учебного института, не прибегая к статистической обработке эмпирических данных. В статье приведен пример моделирования «среднего студента», обучающегося в строительном образовательном учреждении, с использованием средств Data Mining и Visual Mining. В качестве исходных данных были взяты оценки студентов из 5 академических групп ГОУ ВПО «Донбасская академия строительства и архитектуры». Представлены результаты визуализации рейтинговых баллов студентов, что является более эффективным средством оценки средних результатов студентов, чем статистическая обработка. Доказано, что продуктивность образовательных результатов будущих инженеров - строителей зависит от достижений студентов по «самому трудному» предмету - по дисциплине, при освоении которой большинство студентов испытывают трудности. Определены предметы, оказывающие наиболее сильное влияние на средний балл аттестата: «Сопротивления материалов» и «Теоретических основ теплотехники». При помощи графических возможностей программы Statistica визуализирована поверхность, характеризующая вероятность получения студентами высокого среднего балла при успешной сдаче «сложных» дисциплин, что позволит разработать рекомендации для увеличения числа успешных студентов.
172-177 1
Аннотация
В статье освещаются вопросы внедрения полихудожественного подхода в профессиональном художественно - педагогическом образовании. Представлен один из путей его реализации в содержании вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование». Цель статьи: представить содержание вариативных дисциплин по магистерской программе «Художественное образование» на основе полихудожественного подхода в подготовке учителей предметной области «Искусство». Методология и методы исследования: основные положения полихудожественного (Б. П. Юсов), интегрированного подходов педагогики искусства (Л. Г. Савенкова, О. И. Радомская и др.). Методы: изучение и анализ литературы; опрос; обобщение. Результаты: охарактеризованы особенности полихудожественного и интегрированного подходов педагогики искусства, указано их сходство и различие. В качестве инструментов реализации данных подходов рассматриваются две группы полихудожественных технологий: 1) технологии на основе алгоритмов учебно - исследовательской деятельности; 2) технологии как индивидуальные (авторские) методики, реализующие идеи синтеза искусств. Представлено содержание вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование» на основе полихудожественного подхода. Научная новизна: обоснованы и апробированы пути реализации полихудожественного подхода в содержании вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование». Практическая значимость: представлен методический компонент реализации полихудожественного подхода в подготовке магистрантов (полихудожественные технологии, методы: художественного контекста; методы «мягких языков»; когнитивные, оргдеятельностные, креативные).

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

178-187 1
Аннотация
В современных условиях неопределенности актуализируется несоответствие между потребностью студентов в профессиональном самоопределении и нереализованным в достаточной мере особом содержании сопровождения, обеспечивающего активизацию субъектной вовлеченности студентов в процесс самоопределения через становление способности к осмысленному профессиональному развитию. Проблема исследования состоит в необходимости поиска способов сопровождения профессионального самоопределения студентов - педагогов младших курсов бакалавриата, обучающихся по модели индивидуальных образовательных траекторий. Цель статьи состоит в описании результатов опытно - экспериментальной работы по апробации модели сопровождения профессионального самоопределения студентов - педагогов. За методологическую основу приняты положения авторской концепции смысловых механизмов профессионального самоопределения, в соответствии с которой сопровождение должно создавать условия для осмысленного проектирования профессионального развития, поддержки процесса реализации плана и рефлексии освоенного опыта педагогической деятельности. Результативность сопровождения оценивалась через сформированность профессиональной идентичности (методика А. А. Озериной) и динамику профессиональной самооценки (семантический дифференциал). Выявлены характерные различия в динамике профессиональной идентичности и профессиональной самооценки студентов трех экспериментальных групп, различающихся технологиями поддержки профессионального самоопределения. Установлено, что сопровождение, нацеленное на осмысленное проектирование профессионального развития и рефлексию опыта осваиваемой педагогической деятельности, способствует профессиональной идентификации студентов. Студенты, включенные в целостный процесс сопровождения, продемонстрировали положительную динамику профессиональной самооценки как одного из аспектов профессиональной самоидентификации. Исследование позволило выявить способы реализации смысловых механизмов профессионального самоопределения с использованием социальных сетей и современных технологий управления проектами на базе платформы Trello. Результаты исследования могут использоваться в условиях вузовской подготовки педагогов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

188-196 2
Аннотация
Народный танец является эффективным средством воспитания сильной, творческой личности с развитым национальным самосознанием, что делает актуальным более глубокое изучение его воспитательного потенциала. Для раскрытия этого потенциала каждому руководителю коллектива необходимы определенные методы и приемы, которые рассматриваются в данной статье. На основании исследований в области педагогики художественного и хореографического образования выявлены следующие методы: упражнение, личностный пример, система положительных примеров, игра, способствующие формированию определенных ценностных координат личности участника хореографического коллектива. В статье проанализирован воспитательный потенциал народного танца, с одной стороны, как части системы дополнительного образования детей, с другой стороны, как неотъемлемого элемента традиционной народной культуры. Представленные в статье методы прошли апробацию в коллективе народного танца ЗКНТАНТ «Сибирские узоры» города Новосибирска. В статье показаны возможности включения таких методов в занятия для овладения коммуникативными навыками, для становления национальной идентичности каждого участника творческого коллектива. Доказывается, что одной из эффективных форм работы в коллективе народного танца являются народные игры, посредством которых участники коллектива активно раскрывают свой творческий потенциал параллельно с освоением хореографических особенностей народного танца. В статье раскрывается процесс формирования творческой личности в ходе занятий народными танцами, выявляются основные ее качества. Представлены методы танцевальной импровизации и оценки выступления, как своего собственного, так и других коллективов, способствующие реализации этого процесса. Результаты исследования расширяют знания о воспитательном потенциале народной хореографии, дают возможность проследить ее влияние на становление определенных качеств личности ребенка и могут послужить методическим основанием для рекомендаций начинающим педагогам - хореографам в коллективах народного танца.


ISSN 2079-8717 (Print)