Preview
Том , № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

8-13 3
Аннотация
Одним из ярких проявлений общественной жизни дореволюционного Урала было научно-краеведческое движение. Активное участие в нем принимали учителя. В начале XX в. в Пермской губернии действовали 7 научно-краеведческих организаций (Губернский статистический комитет, Уральское общество любителей естествознания, Пермский научно-промышленный музей, Общество любителей истории, археологии, этнографии Чердынского края, Пермская ученая архивная комиссия, Пермское епархиальное церковно-археологическое общество, Екатеринбургское епархиальное церковно-археологическое общество). Члены этих обществ занимались изучением отечественной истории, археологии, этнографии, естественных богатств края, создавали музеи, занимались просветительской работой. Обращение к исторической памяти народа формировало в среде интеллигенции чувство гордости и патриотизма, становилось мотивом ее подвижнической деятельности. В ходе научной и собирательской деятельности складывались традиции бережного отношения к наследию предшественников. Богатый материал, собранный в музеях научно-краеведческих обществ, дал основу для профессионального изучения истории края. Имена таких педагогов и краеведов, как Н. К. Чупин, А. А. Дмитриев, В. Н. Шишонко до сих пор составляют золотой фонд уральской историографии.
14-20 2
Аннотация
Авторы описывают трагическую судьбу первого декана исторического факультета Свердловского педагогического института В. К. Ансвесула, опираясь на новые архивные материалы. Латышский стрелок из рабочей семьи, верный большевик является образцом последовательного сторонника необходимости классовой борьбы с врагами для решения социальных проблем в рассматриваемый период. В. К. Ансвенсул родился в семье рабочего и до конца 1916 года работал слесарем-механиком сначала в Риге, а после эвакуации рижского предприятия «Заламандра» в 1915 г. на Урал - на Миасском заводе, в Златоустовском округе. В 1916-1917 воевал на Западном фронте в ходе Первой мировой войны. В июле 1917 г., работая на Миасском заводе, В. К. Ансвенсул вступил в большевистскую партию, являлся активным организатором отрядов красной гвардии. В годы гражданской войны воевал на стороне красных на Алтае и в Сибири. Командовал отрядам войск ЧК в Белоруссии и Майкопе. После мобилизации в 1924 г. будущий преподаватель истории был направлен на партийную работу в Белоруссию, занимал ряд общественных должностей, в том числе в органах Наркомата народного просвещения республики. В январе 1927 г. был направлен ЦК ВКП(б) на Урал, где был назначен для работы в Ишимский округ на должность заведующего окружным политпросветотделом. Закончил двухгодичную историческую аспирантуру при Уральском коммунистическом университете, а деканом первого на Урале исторического факультета был назначен в 1934 году. Всю жизнь он посвятил служению партии, в том виде, который насаждала революционная идеология. Постоянная борьба с врагами народа на всех постах продолжилась и в период его работы в сфере образования. В статье описаны многочисленные факты данной деятельности в Уральском государственном педагогическом университете и в партийных органах Свердловска. Как и многие революционеры, он сам стал жертвой репрессий. Вместе с другими видными партийными, государственными и хозяйственными работниками - латышами он был осужден и расстрелян за вымышленные преступления участников так называемого «латышского дела» против власти. По приговору Военной коллегии Верховного суда СССР 8 августа 1938 г. В. К. Ансвенсул был расстрелян. Только после смерти Сталина, 25 июня 1955 г. решением коллегии Верховного суда СССР он был реабилитирован. Судьба В. К. Ансвесула является типичной для революционеров данного исторического периода.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

21-28 2
Аннотация
В мае 2020 г. исполняется 75 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Чем дальше в прошлое уходит история этого судьбоносного для всего человечества конфликта, тем более острым и политизированным становится противостояние разных подходов к интерпретации причин и итогов войны, сохранению памяти о войне и ее героях. Всплеск неонацизма в современной Европе, уничтожение памятников солдатам Второй мировой войны в ряде стран постсоветского пространства, попытки пересмотра роли отдельных личностей в истории войны побуждают современных исследователей вновь обращаться к проблемам сохранения коллективной исторической памяти о событиях прошлого, формирования исторического сознания молодежи. В каких формах и с помощью каких выразительных средств должна транслироваться сегодня память о войне? Как передать подрастающему поколению, далекому от реалий того времени, масштаб и трагизм события, поставившего мир на грань катастрофы? В статье представлены промежуточные итоги реализации российско-белорусского проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России». Авторы исходят из того, что на современном этапе, когда в белорусском и российском обществе происходит смена поколений и проблема отчуждения коллективной памяти от событий войны становится все более острой, как никогда ранее становится актуальной задача поиска новых форм увековечения памяти о Великой Отечественной войне, все более значимым является диалог между представителями научно-образовательного сообщества. Методологической основой исследования является концепция исторической памяти. Исследование государственной политики по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне и практик мемориализации событий 1941-1945 гг. в сравнительной ретроспективе направлено на выявление тех ключевых механизмов, которые имеют особое значение для формирования памяти о значимых событиях прошлого.
29-35 2
Аннотация
Статья посвящена двум основным проблемам. С одной стороны, это отклик печатных СМИ на предстоящее событие - 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. С другой стороны, это возможности дидактической интерпретации жанра политического портрета в системе преподавания русского языка как иностранного. С точки зрения автора, в настоящее время можно говорить о медиатопике «Великая Отечественная война», который имеет множественную жанровую дифференциацию. С данным медиатопиком соотносятся биографические жанры, и прежде всего - биографии военачальников, высших руководителей страны и рядовых участников войны. Кроме этого, в структуру медиатопика входят мемуарные жанры, жанр портретного очерка и полемические жанры: «Опровержение», «Точка зрения», «Обсуждение». В связи с попытками пересмотра итогов войны и фальсификации истории получил второе рождение и такой жанр, как «Порицание» (отповедь, филиппика). В рамках медиатопика «Великая Отечественная война» активно используются также жанры «Интервью», «Прогноз», «Заметка», «Расследование», «Кинорецензия» и ряд других текстовых форм, способствующих пополнению жанрового корпуса. Автор статьи считает, что богатейший материал СМИ имеет широкие возможности для дидактической интерпретации, и прежде всего - с целью преподавания русского языка как иностранного. Необходимость включения материала о Великой Отечественной войне в учебные пособия по РКИ обусловлена, в том числе, отсутствием или недостаточностью информации о крупнейших российских политиках прошлого и настоящего, что ведет к формированию неполных или искаженных представлений о России. Сказанное возможно восполнить посредством учебных пособий специализированного типа, которые преподаватель может использовать как полностью, так и по частям. В качестве образца в статье представлены фрагменты такого пособия (выдержки из биографий А. Н. Косыгина и А. Микояна, посвященные их деятельности во время Великой Отечественной войны), реализующие две стратегии - информирующую и обучающую. С опорой на трактовку языковой компетенции Ю. Апресяна автор статьи представил систему обучающих заданий к этим текстам, способствующую формированию не только навыков говорения, слушания, письма и чтения, но и системного фонда знаний о российских политиках ХХ и ХХI веков.
36-40 2
Аннотация
В статье представлена проблема персонализации обучения в Великобритании и странах Европы. Изучен зарубежный опыт персонализации обучения и представлен ответ на вопрос, как реализовать данный подход в системе образования. Проведен анализ понятий персонализации обучения за рубежом и индивидуализации обучения в современной отечественной педагогике. Персонализация обучения позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, чтобы дать возможность каждому удовлетворить свои образовательные потребности. Выявлены условия персонализации обучения в современной системе образования с целью повысить качество образования: формирование предметно-ориентированных навыков; формирование аналитического мышления, критического мышления; сопровождение обучающихся в процессе обучения; применение разнообразных дидактических методов, форм и средств обучения (применение поискового обучения; проблемного обучения; проектного обучения); новые формы оценивания; применение информационных технологий в процессе обучения; расширение функции педагога до ментора, тьютора, медиатора. Раскрыты компоненты персонализации: учет индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающегося; подбор дидактических методов и форм с учетом индивидуального темпа и стиля обучения; выбор расписания обучения и разработка индивидуального образовательного маршрута; опора на индивидуальные достижения; взаимодействие с социальными институтами, как важный фактор персонализации, положительно влияет на достижение индивидуальных целей обучающихся и реализацию потенциала каждого обучающегося посредством выстраивания индивидуальной образовательной траектории в тесном взаимодействии формального и неформального образования, за пределами школы. Тесное сотрудничество школ и социальных институтов дает возможность дополнить и разнообразить образовательный процесс, компенсировать недостающие дефициты знаний, поддержать обучающихся в реализации и достижении их индивидуальных образовательных целей.
41-50 2
Аннотация
Авторы рассматривают продвижение русского языка за рубежом как основу для сохранения исторической памяти. В условиях увеличения попыток искажения истории, установления препятствий общению между народами разных стран необходим постоянный поиск эффективных средств межкультурного взаимодействия и развития новых коммеморативных практик. Такими средствами сегодня становятся реализуемые на основе цифровых технологий всевозможные виды игровой, проектной и конкурсной деятельности, способствующие продвижению русского языка за рубежом и сохранению исторической памяти. Продвижение русского языка, передача и сохранение исторических знаний дают возможность межкультурного обмена и постижения причин поступков людей, а потому они являются эффективным средством развития международного сотрудничества и международной безопасности. На примере реализации молодежного проекта «Живая история» и сетевого культурно-образовательного проекта «Межкультурный диалог по-русски» показывается расширение количества и совершенствование средств и способов продвижения русского языка и сохранения исторической памяти как важного направления в формировании сознания молодежи разных стран, для которых международное общение и уважительное отношение к гражданам других государств становится естественным и осознанным качеством личности, что создает условия для международного сотрудничества и сохранения мира на планете. Проблема исследования: какие инновационные способы можно использовать для продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти? Цель: исследовать и представить взаимосвязь процессов продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти на примере опыта использования в Уральском государственном педагогическом университете проектного подхода и цифровых технологий. Методологической основой исследования являются методы системного анализа, теоретического обобщения, анализа и синтеза, описания, систематизации, абстрагирования и другие, которые были использованы для обработки и представления информации. Основные результаты: в статье обоснована потребность современной России в активизации работы по продвижению русского языка за рубежом и сохранению памяти об истории России и ее роли в событиях мировой истории как значимого направления в формировании международной безопасности и международного сотрудничества, представлен опыт использования реализации проектов в области продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти с использованием цифровых технологий. Новизна исследования заключается в проведенном анализе взаимосвязи процессов продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти и представлении их как инновационного, эффективного средства формирования международной безопасности и международного сотрудничества. Практическая и теоретическая значимость результатов: авторы показали возможность эффективно использовать привлекательные для молодежи проектные, творческие, игровые и конкурсные формы образовательной и культурной деятельности, использования в них цифровых технологий для продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

51-65 1
Аннотация
В статье доказывается, что креативно ориентированное профессиональное образование (КОПО) включает: 1) не только продуктивное творчество педагогов, но и их репродуктивное творчество в виде самообразования, самовоспитания и использования новаций, созданных другими педагогами; 2) в основном репродуктивное творчество студентов во всех видах их самостоятельной деятельности, если оно основывается на их научном самопознании (НС). Общим видом продуктивного творчества всех субъектов образовательного процесса является их НС. В условиях непрерывного образования все указанные виды творчества должны «работать» на протяжении всей трудовой деятельности человека. Определены комплекс тех способностей, которые конституируют креативность личности как феномен, и те факторы и условия, которые детерминируют ее развитие и реализацию. Основанием КОПО также является разработанная автором концепция научного самопознания. Говорить о продуктивном творчестве педагогов можно только в том случае, если они используют свои новации в форме проблемного обучения только в первоначальное время. Затем, вследствие многократного проведения со студентами занятий по одной и той же модели, деятельность педагогов для них становится стереотипной, и остается творческой для новых потоков студентов. Но проблемное обучение ограничено, т. к. в нем проблемы ставит только педагог, что инициативность студентов не развивает. Формирование креативности студентов становится полноценным, если они сами ставят вопросы и ищут на них ответы. Научное самопознание студентов, строящееся на применении в нем общих понятий учебных дисциплин по человекознанию в качестве его методов, открывает для этого огромные возможности. В силу того, что НС является творческим процессом, то и осуществляемые на его основе виды самостоятельной деятельности студентов также приобретают творческий характер, выступая факторами формирования их креативности. Предлагается новый комплекс средств развития креативности студентов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

66-76 2
Аннотация
Мотивация образования определяется стремлением к личной конкурентоспособности. Поэтому необходимо исследовать современные педагогические методы, развивающие личную конкурентоспособность. Цель - проследить, как обеспечивается переход от объектного усвоения к валюации, базирующейся на механизме «ценностного оценивания» и формирующей субъектную позицию. Как же валюация приводит систему ценностей к существенному повышению личной конкурентоспособности? На это отвечает методология культурно-исторического развития психики, согласно которой новообразования в человеческой психике предварительно появляются в общественном сознании, а затем становятся достоянием личности человека. Теория валюации Й. М. Херманса Губерта практически полностью согласуется с этой методологией. Для решения поставленных задач нами была разработана анкета (55 вопросов) «Какова моя конкурентоспособность?», которая была предложена 230 студентам вузов г. Екатеринбурга. Вопросы сформулированы с учетом теории валюации, включающей в себя самоконфронтацию. В программе IBM SPSS Statistics 23 была получена 9-ти факторная структура модели представлений обучающихся об их отношении к формированию личной конкурентоспособности на основе валюации. Выявлено, что повысилась личная конкурентоспособность за счет переживания моментов осознания ценностей, предающих личностный смысл деятельности, осмысления предназначения профессиональной деятельности при условии автономного применения метода самоконфронтации (когда действуют «вопреки», «несмотря на»). Эти закономерности позволят добиться формирования личной конкурентоспособности в образовании студентов. Выводы: обоснован переход от объектного усвоения содержания, нагружающего память обучающегося, к валюации, базирующейся на механизме «ценностного оценивания»; благодаря валюации повысилась личная конкурентоспособность в процессе переживания ценных моментов, обретающих индивидуальную ценность и воспринимающихся как личностный смысл, способствующий мотивации и победе в личной конкуренции, создается основа для формирования ситуации успеха в обучении, а победа в личной конкуренции обладает валюативным педагогическим потенциалом, который проявляется в ярких переживаниях.
77-83 2
Аннотация
Младший школьный возраст, по мнению большинства исследователей, является наиболее сензитивным для развития академической самостоятельности и учебной мотивации, выступающих ключевыми факторами успешности образовательной деятельности. Авторы статьи предположили, что формирование самостоятельности учащегося связано с условиями обучения, характером изменений в мотивационной сфере личности ребенка, в том числе, в преобладании внутренней или внешней мотивации. Исследование выполнено на выборке 134 учащихся и 18 педагогов школ Узбекистана. В качестве диагностических средств выступили: методика «Диагностика уровня школьной мотивации учащихся начальной школы» Н. Г. Лускановой, методика «Диагностика учебной самостоятельности младшего школьника» С. Ю. Прохорова, методика «Стиль педагогической деятельности» А. М. Марковой и А. Я. Никоновой. Предварительно была проведена адаптация методик для узбекской выборки. В качестве основного статистического инструмента использовался расчет критерия Х2. В результате исследования была установлена статистически достоверная взаимосвязь между показателями учебной мотивации и уровнем академической самостоятельности младших школьников. Исследователи выявили, что стимулом учебной деятельности может быть внешняя мотивация, то есть мотивация избегать неудачи и наоборот. Младшие школьники с высокими и выше среднего показателями академической самостоятельности в основном обучаются в классах учителей, обеспечивающих сосредоточенность обучающихся как на содержательных аспектах изучаемого материала, так и на достижении целей своей деятельности, и которые менее склонны акцентировать внимание на оценке неудач своих учеников. На основании полученных результатов в статье сформулированы педагогические и психологические направления работы для успешного развития академической самостоятельности и учебной мотивации учащихся младших классов.
84-98 3
Аннотация
В статье предпринята попытка исследовать взаимосвязь копинг-стратегий и защитных механизмов личности студентов-педагогов с разным уровнем невротизации. Отмечено, что наличие эффективных копинг-стратегий и защитных механизмов личности является условием успешной профессиональной деятельности будущих педагогов, а также соматического и психологического здоровья. В статье представлена теоретическая и методологическая основа исследования, отмечена недостаточность проработанности и размытость понятий психологическая защита, невротизация и состояние невротизации, представлены методики сбора эмпирических данных. Анализ данных позволил увидеть, что более чем у половины студентов-педагогов присутствуют психосоматические либо соматоформные заболевания на фоне повышенного уровня психического напряжения и невротизации. Исследование позволило выявить устойчивую систему психологических защит и неадаптивных копинг-стратегий у студентов-психологов с высоким уровнем невротизации и обосновать рекомендацию по целенаправленному формированию у студентов-педагогов данной группы более зрелых и адекватных стратегий адаптации.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

99-105 2
Аннотация
В данной статье представлены вопросы наиболее раннего этапа формирования ребенка, когда он еще находится в утробе матери. Проблема, выдвинутая и рассмотренная в рамках научного материала, недостаточно изучена с точки зрения возможности оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. При этом данный пренатальный этап обладает значительными резервами в установлении тонких психологических связей между еще не родившимся малышом, но уже попавшим в «группу риска» по возможности проявления в послеродовом периоде различных отклонений в развитии. В начале статьи рассматривается достаточно новое научное направление - перинатальная психология, а в рамках нее - пренатальное (или дородовое) воспитание. Цель пренатального воспитания - помочь беременной матери наладить контакт с будущим ребенком, воспринять его как полноценного человека, маленькую личность и сформировать позитивный настрой на общение с ним. При этом следует учитывать, что достаточно большой процент матерей, вынашивающих беременность, подвергаются негативным факторам различного характера, которые могут нарушать процесс эмбрионального генеза. Данные аспекты приводят к изменению в поведении матери, снижению, а в некоторых случаях угнетению эмоционального фона, повышенной тревожности, неуверенности в собственных силах выходить проблемного ребенка, в психологическом отторжении еще неродившегося малыша. Многие из этих факторов могут привести к перинатальному поражению центральной нервной системы ребенка и вызвать отклонения в становлении различных линий его развития. Для специалистов психолого-педагогического профиля, работающих с будущими матерями с проблемной беременностью, необходимо знать особые установки, которые необходимо сформировать у матерей в таких ситуациях, помочь принять еще не родившегося ребенка как маленькую личность, очень нуждающуюся в своей уже любящей его маме. В связи с вышесказанным в статье приведены различные технологии психолого-педагогической работы в таких ситуациях и примеры аутотренингов-занятий для будущих матерей. Данные материалы были апробированы в структурных подразделениях г. Москвы и Московской области в рамках организации ранней комплексной помощи детям первых лет жизни и их семьям.
106-113 1
Аннотация
Исследования психологических особенностей страхов на разных возрастных этапах детского возраста актуальны, поскольку именно страхи обосновывают целый ряд психологических проблем дошкольников, включая нарушения развития. Изучение особенностей эмоциональной сферы и ее коррекция недостижимы без ясного понимания роли семьи в формировании негативного состояния ребенка. В статье анализируются результаты исследования особенностей проявления доминирующих страхов у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разными типами родительского воспитания. В исследовании проверялась гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста выраженность страхов определяется типом семейного воспитания. Выборка испытуемых включает 46 детей в возрасте от 6 до 6,5 лет. Из них 35 мальчиков и 31 девочка. Взрослую выборку составили 84 родителя в возрасте от 25 до 35 лет. В качестве исследовательского инструментария использовались методики: «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой для выявления и уточнения преобладающих видов страхов; «Стратегии семейного воспитания» С. С. Степанова в модификации И. И. Махониной, направленная на анализ преобладающих стилей воспитания в семье. В результате проведенного исследования были обнаружены статистически значимые различия в показателях выраженности видов страхов у дошкольников разного пола, а также в типах родительского воспитания. Результаты исследования могут быть полезны в практике семейного консультирования, для разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на преодоление страхов у детей и коррекцию стиля родительского воспитания.
114-118 3
Аннотация
Автор обращается к анализу потенциала музейного пространства при решении задач речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды. В статье описаны этапы организации взаимодействия педагога с детьми, направленного на обогащение и активизацию словаря детей, развития грамматического строя речи, связной речи при освоении реального и виртуального музейного пространства: «Дом-музей П. П. Бажова», «Дом-музей литературно-мемориальный Ф.М. Решетникова». Представлены формы и приемы включения музейного пространства в образовательную среду дошкольной образовательной организации: предварительная беседа, целью которой является последующее вхождение ребенка в музейное пространство, ознакомление с произведениями художественной литературы, реальная или виртуальная экскурсия, культурно-просветительское мероприятие, проектная деятельность, выставки, в том числе творческие выставки детских работ. Автор описывает содержание этих выставок, рассказывая об их предметном наполнении: минералы различной породы, поделки из минералов, рисунки детей, приводит примеры проведения детьми экскурсий на выставках, которые они создают, показывает, как в эту деятельность могут включаться русскоговорящие дети и дети, для которых русский язык не является родным. В качестве примера обогащения предметно-развивающей среды ДОУ описывается тематический уголок «Почта разных стран и времен». Автор описывает взаимодействие всех участников образовательных отношений, доказывая, что амплификация образовательной среды ДОУ обеспечивает повышение интереса к культуре Урала как у детей, для которых русский язык является родным, так и у детей - представителей других народностей. Включение музейного пространства в образовательную среду ДОУ уменьшает дистанцию между представителями различных народностей. Участники образовательных отношений включаются в проектную деятельность, совместно готовят культурно-просветительские мероприятия, при проведении которых актуализируются представления детей и взрослых об истории Урала.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

119-126 2
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития когнитивных способностей обучающихся при освоении математики в начальной школе. Математика - это предмет, при изучении которого дети часто испытывают трудности, связанные с низким уровнем развития у них когнитивных способностей. Когнитивные способности рассматриваются в статье как индивидуально-психологические особенности процессов внимания, восприятия, памяти, мышления, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешном познании окружающего мира. Для решения проблемы развития когнитивных способностей младших школьников предлагается строить процесс обучения математике на основе когнитивно-визуального подхода, основными средствами которого являются визуализированные задачи и словесно-графические систематизаторы. Главное назначение визуализированных задач - это формирование умения «вдумываться в слово» и «всматриваться в образ», обеспечение реализации визуального перевода на основе установления связей между текстом, рисунком и формулой. Различные виды словесно-графических систематизаторов (таблицы, матрицы, опорные конспекты, карты понятий, блок-схемы, интеллект-карты, диаграммы, графики и т. п.) предполагают использование пространственных образов, помогающих осмыслить представленную информацию. Цель работы - показать возможности выделенных средств для развития когнитивных способностей младших школьников на уроках математики в начальной школе. Работая над данной проблемой и реализуя намеченную цель, использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ образовательных программ, обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности детей и математическая обработка эмпирического материала. В работе уточнены содержательные связи между когнитивными способностями и визуализированными задачами, обосновано влияние визуализированных задач на отдельные компоненты когнитивных способностей, разработан комплекс визуализированных задач, представлены виды словесно-графических систематизаторов, которые могут быть использованы для развития когнитивных способностей младших школьников на уроках математики.
127-134 2
Аннотация
В статье исследуется актуальная проблема выбора детьми младшего школьного возраста произведений для чтения. Обосновывается необходимость детального изучения репертуара чтения на ступени начального образования в условиях кризиса читательской культуры в современном обществе. Обсуждаются результаты проективной беседы с обучающимися 1-4-х классов общеобразовательных школ с последующим анализом, синтезом и фактологическим обобщением общего массива полученных данных по вопросам, направленным на выявление читательских приоритетов детей. Главная цель исследования - выявить, характерна ли деформация репертуара чтения для современных детей младшего школьного возраста. Цель достигается посредством ответа на ряд вопросов: какую литературу читают младшие школьники, интересны ли им произведения, с которыми они знакомятся по программе, читают ли они что-то помимо обязательного минимума, какова тематика книг, которые им нравятся, какие герои им нравятся, откуда они узнали об этом герое и какие качества характера героя им импонируют, способствует ли литература, которую выбирают дети для самостоятельного чтения, их духовно-нравственному и эстетическому развитию. В ходе исследования установлено, что репертуар чтения детей младшего школьного возраста фрагментирован, в нем встречаются произведения на самые разные темы. Любимыми жанрами детей являются волшебная сказка, рассказ о животных, приключенческая литература, фантастика и фэнтези, юмористический рассказ. Доля самостоятельного чтения оказывается меньше, чем программного. Деформация круга чтения происходит к четвертому классу и проявляется в слабо выраженной потребности в «серьезном» чтении, увлечении развлекательным чтением, отдалении от поэзии, низкой читательской самостоятельности, влиянии на выбор книг для чтения медиасреды и визуальной культуры. Гендерные различия в предпочтениях детей отмечаются в каждой возрастной группе.
135-140 1
Аннотация
Проблема исследования: как повысить эффективность формирования креативных способностей школьников в условиях дополнительного образования. Цель описываемого исследования состоит в том, чтобы обосновать эффективность применения платформы Arduino для целей формирования креативных способностей школьников в условиях дополнительного образования. Методология и методы исследования включают теории креативных способностей Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера и Я. А. Пономарева, методы анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения, педагогического наблюдения, а также анализа продуктов деятельности. Основные результаты исследования показывают продуктивность проектной деятельности с использованием современных робототехнических наборов для формирования креативных способностей обучающихся. Кроме того, они включают обоснование значимости кейс-метода, опорных схем на основе заданной структуры и тест-карт в формировании креативных способностей школьников на занятиях робототехникой при выполнении технических исследовательских проектов на базе платформы Arduino. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые рассмотрен и обоснован имеющийся педагогический опыт и перспективные возможности формирования креативных способностей школьников на занятиях робототехникой при выполнении технических исследовательских проектов на базе платформы Arduino. Теоретическая и практическая значимость результатов. Теоретическая значимость состоит в дополнении педагогических знаний идеями о современных методах и методиках формирования креативности у школьников - кейсах, тест-картах и опорных схем на основе заданной структуры. Практическая значимость исследования состоит в обосновании возможности использования платформы Arduino в условиях дополнительного образования школьников, которое обусловливает не только развитие креативных способностей, но и навыков инженерно-конструкторской деятельности и участвует в формировании будущей специализации обучающегося. Содержательные выводы исследования: рассмотрены креативные способности и выявлена их сущность, описан педагогический потенциал платформы Arduino в формировании у обучающихся креативных способностей, с одной стороны, а с другой стороны, в возможностях работы над технически и коммерчески значимыми проектами. Педагогический потенциал платформы Arduino состоит в широких возможностях для творческой инновационной деятельности на уроках робототехники, а также в сочетании основ программирования с инженерно-конструкторской деятельностью, в ходе которой решаются прикладные технические задачи.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

141-147 1
Аннотация
В настоящее время современная система обучения будущих практико-ориентированных специалистов не похожа на систему вуз-предприятие, как было ранее в советское время - это обусловливается нехваткой часов на практику, на общение с производственниками. Но благодаря развитию и повсеместному применению высокотехнологичной системы видео визуализации, в особенности с использованием технологии подкастинга, возможно улучшить качество обучения студентов в техническом вузе, компенсировав существующие непродолжительные сроки практик. В рамках данной статьи выявлены теоретические основания применения подкастов в формате видеоотчетов о проделанной работе с лабораторным оборудованием в рамках аудиторных занятий, влияющих на более качественные и длительные виды памяти по П. П. Блонскому. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт применения технологии подкастинга в образовательном процессе вуза. Выделены основные принципы подготовки и создания учебных подкастов в вузе: планирования, краткости и динамичности, информативности. В соответствии с данными принципами были сформулированы требования к видеоотчетам студентов по выполненным лабораторным работам в процессе обучения дисциплине «Метрология и радиоизмерения». Описан опыт применения данного педагогического подхода с наглядными примерами - ссылка на группу в социальной сети и учебные видеоролики. Апробация полученных результатов показала повышение качества запоминания учебного материала студентами, понимания и применения его на практике. Полученные видеоматериалы нашли дальнейшее применение со студентами младших курсов в качестве наглядных примеров для работы с лабораторным оборудованием. В перспективе дальнейшего применения подкастов в образовательном процессе технического вуза - видео визуализация отчетов в формате подкастов по проектной работе студентов совместно с преподавателями или представителями производственного сектора.
148-153 2
Аннотация
Данная статья посвящена проблемам модернизации содержания и методики подготовки обучающихся учреждений высшего образования к профессиональной деятельности. В статье особое внимание уделяется практике обучающихся как виду учебной деятельности, который направлен на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Авторов интересуют в первую очередь некоторые аспекты подготовки студентов к прохождению учебных полевых практик. Спецификой проведения данного вида практик является наличие ряда серьезных рисков, поскольку они могут носить не только стационарный характер (с дислокацией студентов на специальных базах), но и экспедиционный («маршрутный») с постоянным перемещением мест дислокации. В том и другом случае образовательный процесс и обустройство быта связаны с долговременным пребыванием практикантов в природной среде, что подразумевает необходимость наличия у обучающихся определенных компетенций, позволяющих свести обозначенные в статье риски к минимуму. Авторы оценивают возможности физической культуры и спорта и, в первую очередь, спортивно-туристской деятельности в процессе формирования необходимых компетенций. Анализ ряда нормативных документов различного уровня (от федеральных до локальных), а также научных публикаций, посвященных организации учебных полевых практик по самым разнообразным направлениям и профилям подготовки, показал, что авторами (и руководителями практик) не осознается зависимость успешного прохождения практики от степени сформированности упомянутых специфических компетенций. Тем не менее, полноценное физическое воспитание позволяет не только повлиять на различные стороны образовательного и воспитательного процесса в системе высшего образования, но и заложить основы позитивного мироощущения, мировосприятия и позитивного мироотношения. Что, в свою очередь, способствует успешной трансформации профессиональных компетенций в так называемые «универсальные житейские компетенции», и наоборот. Под «универсальными житейскими компетенциями» мы понимает образ жизни, т. е. как и в каких условиях живет и организует свою деятельность каждый индивид, в том числе деятельность учебную, а впоследствии, и профессиональную.
154-158 2
Аннотация
Одной из основных компетенций, формируемых в процессе подготовки будущих программистов, является компетенция в проектной деятельности. Цель данного исследования заключается в описании методического сопровождения процесса создания визуальных новелл как способа формирования иноязычной проектной компетенции. В основе методологической базы исследования лежит экспериментальная методика, которая строится на принципах междисциплинарной интеграции и принципах коммуникативности. Мы уточнили, что иноязычная проектная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений и навыков организации проектной деятельности средствами иностранного языка, опыта создания и презентации конечных профессиональных продуктов на иностранном языке, а также ценностных ориентаций современного IT-специалиста. Содержание иноязычной проектной компетенции включает в себя лингво-структурный, коммуникативный и презентационный компоненты. Практическая направленность исследования заключается в создании студентами конечных продуктов, которые могут иметь применение для дальнейшего совершенствования иноязычных коммуникативных навыков, а также могут быть использованы как самостоятельные интерактивные проекты для IT-сферы.
159-165 1
Аннотация
Современное развитие общества и рыночные отношения, которые складываются в нем, требуют от специалиста любого профиля и направления подготовки не только высокого уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, развитости личностных качеств и особенностей, которые будут способствовать успеху в профессиональной деятельности, но и стремления реализовывать свои потенциальные возможности, постоянно самосовершенствуясь при этом. В связи с этим, перед системой высшего профессионального образования возникают принципиально новые цели и задачи, связанные с подготовкой и воспитанием специалиста так называемого «нового формата». И именно образовательная организация сегодня должна создать для каждого студента такие условия, которые будут способствовать его самопознанию и раскрытию, а также постоянному стремлению к самообучению, саморазвитию и самоактуализации. Целью работы является изучение самоактуализации личности студентов, обучающихся на гуманитарных и технических направлениях, в течение всего периода обучения в системе ВПО. В теоретическом аспекте проанализированы различные подходы к изучению самоактуализации личности, в том числе студента. В ходе исследования нами были использованы теоретические и эмпирические методы. С целью выявления особенностей самоактуализации студентов нами была использована методика измерения уровня самоактуализации личности (CAT), разработанная Л. Я. Гозманом и М. В. Крозом. Анализ результатов свидетельствует о том, что к концу обучения в системе ВПО студенты гуманитарных и технических направлений подготовки демонстрируют показатели самоактуализации личности на разном уровне. Причем, уровень самоактуализации у студентов факультета психологии выше. По нашему мнению, существенные положительные изменения в самоактуализирующейся личности студентов факультета психологии являются следствием грамотно организованного процесса обучения, а также поиска и нахождения индивидуального подхода к каждому из них. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут использоваться как в практике психологической службы, так и в образовательной организации в целом при построении учебно-воспитательного процесса.
166-172 2
Аннотация
Работа посвящена формированию стратегии повышения качества образования и возможности интеграции российских вузов в глобальную образовательную систему, приведены внешние и внутренние факторы, влияющие на создание условий внедрения массовых открытых онлайн-курсов в образовательный процесс. В работе приведены результаты анкетирования студентов о необходимости внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс вузов. Авторами в ходе работы был проведен анализ состояния цифрового образования в России с 2010 г. до настоящего времени. В ходе исследования авторы выяснили, что в отличие от традиционных методов обучения, которые стимулируют «обучение для оценки», цифровые технологии активируют внутреннюю потребность студента в «обучении для саморазвития». Исследование состояло из нескольких основных этапов. На первом этапе была проведена разработка онлайн-курса для обучения профессионально-ориентированному иностранному языку будущих специалистов физико-технических специальностей, а именно студентов, обучающихся по специальностям «Ядерные технологии», «Обслуживание АЭС», «Монтаж и наладка оборудования АЭС». Второй этап работы - рассмотрение проблемы реализации системно-деятельностного подхода в условиях электронного обучения, широко применяемого в современной системе высшего образования, с целью повышения качества языкового образования студентов технических вузов. В работе авторами показана значимость теории когнитивной нагрузки при постановке целей обучения, позволяющей повышать мотивацию обучения у будущих специалистов в области ядерной технологий. Выявлены и проанализированы системообразующие компоненты обучения (целевой, субъектный, деятельностный и управленческий) при разработке онлайн-курса.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

173-179 1
Аннотация
Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, обусловлена тем, что приоритеты государственной политики сегодня лежат в области совершенствования духовно-нравственного воспитания молодежи. Большими возможностями в решении данной проблемы обладает музыкальное искусство, которое обращается к сознанию человека через чувства, выполняет роль воспитателя. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века в духовно-нравственном воспитании студентов педагогического колледжа и рассмотреть методы, которые для этого могут применяться преподавателем музыкальных дисциплин. Методологической основой исследования являются: теория полифункциональности музыки (В. Н. Холопова), теоретические положения о педагогическом потенциале музыкального искусства в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский и др.). Использовались следующие методы исследования : изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, опытно-поисковая работа, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в раскрытии возможностей использования методов музыкального образования в духовно-нравственном воспитании студентов колледжа средствами вокальной музыки советского периода, отражающей в художественно-образном содержании темы гражданственности, патриотизма, долга, любви, товарищества и т. д. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложен репертуарный ряд отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ в., который разделен на тематические блоки. Авторами предложены м етоды , которые может применять преподаватель для успешного освоения студентами педагогического колледжа содержания данного музыкального материала. Это методы музыкального обобщения, размышления о музыке, музыкальных коллекций (данные методы предложены в связи с тем, что в основе процесса познания лежат мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации и структурирования); методы, способствующие «проживанию» обучающимися художественного образа, заложенного в музыкальном произведении, их идентификации с героями, ситуациями (методы сопереживания и эмоциональной драматургии).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

180-185 2
Аннотация
В статье описывается поэтапная разработка модели, позволяющей исследовать техническую подготовленность спортсменов-парашютистов при выполнении прыжков на индивидуальную акробатику. Посредством различных методов авторами были выявлены основные критерии и разработаны коэффициенты для оценки уровня выполнения отдельных технических элементов прыжков на индивидуальную акробатику. Приводятся результаты успешного апробирования модели на спортсменах-парашютистах, которое позволило определить сильные и слабые стороны технического мастерства, наметить зоны развития при прыжках. Проблема повышения уровня технической подготовленности спортсменов, доведения рациональной техники движения до совершенства осложняется отсутствием разработанных моделей технической подготовленности спортсменов-парашютистов высокой квалификации. Без таких моделей невозможно провести объективную оценку уровня технической подготовленности, а значит, невозможно выделить зоны роста и развития спортсмена-парашютиста. Цель статьи - разработка модели технической подготовленности, на основе которой можно исследовать уровень технического мастерства спортсменов-парашютистов высокой квалификации при совершении ими прыжков на личную акробатику. Полученные результаты могут быть использованы для разработки аналогичных моделей в других направлениях парашютного спорта, а также для оценки мастерства спортсменов как во время подготовки к соревнованиям, так и в процессе обучения.


ISSN 2079-8717 (Print)