Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск
Том , № 9 (2019)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

6-12 8
Аннотация
Теоретико-методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014 г.) являются идеи свободного воспитания. Вместе с тем в российской практике организации образовательной деятельности дошкольников имеются давние традиции, связанные с их реализацией. В данном контексте целью статьи является историко-генетический анализ идей свободного воспитания в дошкольной педагогике России к. XIX - первой трети XX вв. и определение на этой основе перспектив развития теории и практики современного дошкольного образования. В дошкольной педагогике России начала XX в. оформились три направления, использующие идеи свободной педагогики. Первое представлено теорией неограниченной свободы К. Н. Вентцеля, попытки реализации которой показали очевидность смещения акцентов в сторону умеренных гуманистических позиций и более реалистичного их оформления. Поэтому в дошкольной практике возникло второе направление, получившее название «Разумное свободное воспитание», отличавшееся наличием специально организованной образовательной деятельности, гибким и вариативным планированием. Третье направление представлено массовой практикой детских садов, которые фактически не использовали всю совокупность системообразующих идей теории свободного воспитания, применяя отдельные методы и наработки этой теории. В 1917 г. дошкольное образование становится частью государственной системы народного образования. В первое послереволюционное десятилетие в дошкольной педагогике происходит своеобразное наполнение идей свободного воспитаниями новым, марксистско-ленинским содержанием. К концу 1920-х гг. такие принципы свободной педагогики, как признание самоценности личности и индивидуализация воспитательного процесса, начинают считаться недостатком, противоречащим идеологии марксизма. Закрепляются новые принципы дошкольной педагогики: коллективизм, активизм и материализм, антирелигиозность, переплетение политических, педагогических и идеологических задач. Из года в год свободное воспитание все больше приобретает черты «разумного», постепенно вытесняется само понятие «свобода», что приводит к унификации и единообразию дошкольного воспитания в России на долгие годы. В современном дошкольном образовании происходит своеобразная реинновация идей свободы, связанная со сменой образовательной парадигмы.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

13-21 5
Аннотация
Статья посвящена формированию у обучающихся универсальных компетенций, связанных с коммуникативными навыками, в том числе чрезвычайно важными в профессиональном отношении и востребованными в современном мире навыками межкультурного общения. Ориентирами в обучении студентов как граждан своей страны и мира являются обозначенные Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования категории - «коммуникация» и «межкультурное взаимодействие». Межкультурное образование рассматривается как индивидуальный процесс развития личности, ведущий к изменению поведения индивидуума, связанному с пониманием и принятием культурно-специфических форм поведения представителей других культур. Результатом межкультурного образования должно стать формирование у обучающихся качеств, привычек, способов деятельности, способствующих достижению взаимопонимания в диалоге культур, что невыполнимо в рамках одного-двух предметов, чему есть объективные причины: количество недельных часов и зачетных единиц, теоретический характер подачи материала, отсутствие представителей изучаемой культуры и т. п. Межкультурный проект в этом плане полностью решает названные задачи. В статье описывается, как участие российских и польских студентов в международном проекте «Россия - Польша: диалог поколений» способствовало формированию у них межкультурных компетенций. Участие студентов в межкультурном проекте является эффективным средством формирования универсальных компетенций, так как позволяет научиться анализировать и учитывать разнообразие культур, дает возможность активного живого общения в процессе межкультурного взаимодействия. В настоящее время образование нацелено на поиск эффективных методов и способов обучения с целью подготовки выпускников к успешной профессиональной деятельности в современном мире в условиях глобализации. На наш взгляд, межкультурный проект как способ формирования коммуникативных и межкультурных компетенций в полной мере может рассматриваться как современная коммуникативная технология, отличающаяся высокой эффективностью.
22-31 4
Аннотация
Политическая активность молодежи является одним из определяющих факторов развития демократического общества. В эпоху цифровизации необходимо учитывать специфику изменений в проявлениях политических инициатив молодежи как поколения, погруженного в виртуальную реальность, поскольку именно это поколение основной средой для разнообразных форм активности выбирает интернет-среду. Тем не менее те политические практики, которые используются в цифровом пространстве, зачастую неинституализированы и могут быть обозначены как маргинальные. В статье представлена типология и анализ наиболее типичных маргинальных политических практик, описана общая политическая активность молодежи, ее отношение к отдельным видам политических практик и готовность к их включению в собственные модели поведения. Эмпирическую базу исследования составили результаты опроса 461 респондента в возрасте от 18 до 30 лет с помощью авторской анкеты, заполняемой в онлайн-режиме в Google-формах. Частотный анализ обозначил специфические особенности молодежи в контексте их участия в политической и общественной жизни страны, региона, города. Так, общий уровень политической и общественной активности молодежи достаточно невысок: малочисленны виды и формы деятельности, ограничены источники информации и площадки для коммуникации. Интернет является основной сферой реализации политических практик молодежи, в том числе маргинальных. Представленность последних смещается в сторону преобладания эмпатийных и прямых активных маргинальных политических практик. При этом для респондентов характерна демонстрация сдержанности в оценке собственной политической активности, что, вероятно, связано как с соображениями безопасности, так и с отсутствием явного интереса к политической жизни общества.
32-37 11
Аннотация
Установлено, что в отношении преподавания иностранных языков разрыв между традиционными формами обучения и запросами обучающихся увеличивается. Это связано со стремлением изучить язык быстро и довольствоваться только таким уровнем, который обеспечивает способность свободно общаться. Поэтому поиск, апробация и внедрение в процесс обучения инновативных методик приобретают практическое значение. Проблема исследования заключается в том, чтобы определить такие методики обучения языку, которые соответствуют закономерностям мыслеформенной динамики, или, говоря точнее, психосемантическим закономерностям формирования образов с учетом изучаемого языка. Теоретико-методологической основой такого подхода считается квантовая психология - одно из редких прикладных направлений психологии, рассматривающее способности сознания менять реальность с помощью мыслеформ. Цель исследования - обосновать возможности применения арт-терапевтических методов в педагогической практике обучения иностранному языку. Применительно к обучению иностранным языкам сведений о научных работах, посвященных возможности применения арт-терапевтических методов обучения, не найдено, что свидетельствует о новизне предложенного исследования. Цифровая среда оказала существенное влияние на процессы адаптации пользователей к условиям игровых пространств, и поэтому навыки именно такой коммуникации способствуют формированию необходимых компетенций для овладения иностранными языками. Все это довольно часто объединяется в так называемые «арт-технологии», важным принципом которых является творчество в каждом акте восприятия. Результаты исследования показали, что при использовании арт-терапевтических методов обучающиеся чувствуют себя более уверенно в иноязычной коммуникации. Такие арт-терапевтические методы обучения, как «стимуляции», «комикс-сказы», тематические квесты, способствуют тому, что личность обучающегося развивается в условиях актуализации сотворчества, языковой многомерности, глубинной потребности обучающегося в духовном, эстетическом совершенствовании. Арт-терапевтические методики обучения иностранным языкам имеют глубокую личностно ориентированную направленность и способствуют трансформации учебного процесса в активную творческую работу обучаемых. Технологическое разнообразие в подходах к изучению иностранного языка способствует самосовершенствованию личности обучаемого, когда на смену неуверенности приходит ощущение радости от речевой коммуникации.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

38-45 4
Аннотация
Постоянный поиск путей повышения эффективности, реализуемой в интересах обучающихся образовательной программы, является одной из неотъемлемых целей развития всякой образовательной организации, в том числе дошкольной образовательной организации (детского сада). Ключевым ресурсом образовательной организации является ее педагогический коллектив. Поэтому оценка актуального состояния и выработка психологически точных рекомендаций по повышению педагогического потенциала коллектива, понимаемого как совокупная способность к эффективному осуществлению трудовых функций педагога, одновременно способствует и повышению эффективности процесса реализации образовательной программы. Важными особенностями, определяющими функционирование типичного, удаленного от областного центра, поселкового детского сада, являются недостаточность централизованного финансирования, с одной стороны, и ограниченные финансовые возможности родителей воспитанников, - с другой. Отсюда вытекает, в частности, затрудненность в организации и осуществлении развивающего обучения детей за пределами детского сада. По сути дела, основной труд по предшкольному обучению и воспитанию сельских детей ложится на плечи педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Такое положение дел значительно повышает меру ответственности педагогов-воспитателей и их помощников за результаты своего труда. Представители педагогического коллектива сельского детского сада в силу удаленности от областного центра и сами испытывают немалые затруднения в случае необходимости получения профессиональной психолого-педагогической поддержки при разрешении конкретных педагогических проблем, возникающих в ходе повседневной практической работы. В настоящей работе представлены результаты психолого-педагогического исследования структуры интеллекта педагогического коллектива областного поселкового детского сада поселка Сарапулка Свердловской области в соответствии с теорией множественного интеллекта проф. Говарда Гарднера (США). Совместное исследование проведено по инициативе дошкольной образовательной организации, входящей в единый комплекс «детский сад - школа». Результаты исследования позволили сформулировать конкретные рекомендации по повышению квалификации педагогов и эффективности образовательного процесса при реализации дошкольной образовательной программы.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

46-51 9
Аннотация
В статье представлено авторское осмысление теоретико-методологических основ проблемы развития одаренности у детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, которая определяется на законодательном и нормативно-правовом уровнях и соответствует социальному заказу общества на воспитание активной, деятельной, инициативной, креативной, самостоятельной личности, способной продуцировать и реализовывать оригинальные, полезные для общества идеи. Представлено теоретико-методологическое обоснование условий развития одаренности детей дошкольного возраста, в частности синтез системного, деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов. Такой синтез теоретико-методологических подходов, по мнению автора, способствует более глубокому осмыслению проблемы детской одаренности и позволяет сформулировать необходимые для ее поддержки и развития условия. Автором предложена классификация условий развития детской одаренности, включающая следующие группы: социокультурные, организационно-методические, психолого-педагогические, субъектно-центрированные условия. Под социокультурными условиями понимается влияние на развитие одаренности ребенка социокультурной среды. Организационно-методические условия предполагают особую организацию развивающей предметно-пространственной среды, способствующую творческому поиску личности, учитывающую принципы разнообразия, вариативности, гибкости среды, ее эмоционального комфорта. К группе психолого-педагогических условий автор относит организованную образовательную деятельность педагогов, психологов, специалистов с детьми. Субъектно-центрированные условия развития одаренности ребенка связаны с личностью ребенка, с осознанием им своих реальных и потенциальных возможностей, позитивным или негативным отношением к собственной одаренности, его самооценкой, наличием заинтересованного в развитии одаренности ребенка взрослого. Особое внимание уделено рассмотрению индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка, который отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Такой маршрут помогает объединить усилия работников дошкольного образовательного учреждения и членов семьи в направлении развития детской одаренности и создать необходимые условия для успешного развития ребенка. Обеспечение единства в подходах к воспитанию одаренного ребенка и заинтересованное отношение всех субъектов педагогического процесса будут содействовать развитию детской одаренности.
52-59 4
Аннотация
Мотивация является одним из главных факторов успеха процесса обучения. Поиск мотивационной базы при обучении иностранному языку остается до сих пор актуальной и дискуссионной проблемой. В русле природодеятельностного подхода использование потенциала материалов регионального содержания является наиболее значимым фактором в образовательно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка. В статье определена роль регионоведческих материалов как средства повышения мотивации и приведены конкретные примеры использования материалов регионального содержания при обучении иноязычному говорению и аудированию. В статье рассматриваются особенности построенияприродосообразного процесса обучения иностранному языку с учетом полисенсорного способа познания окружающего мира и активизации генетически детерминированного способа познания. Уточняется понятие генетически детерминированного способа познания, рассматриваются этапыреализации данного способа познания с точки зрениярегионального аспектамотивационной составляющей природосообразного обучения иностранному языку.Иностранный язык как дисциплина имеет метапредметный характер и предоставляет возможность для целостного обучения с учетом регионоведческого компонента, который позволяет повысить уровень востребованности информации в создании состояния открытости для постижения нового. Долговременное владение материалом обеспечивает только лично ощущаемая прожитая информация, т. е. такая информация, которая получается через все анализаторы на основе полифункциональных заданий и методов обучения. Статья обосновывает ключевые позиции, определяющие роль материалов регионального содержания в развитии мотивации к изучению иностранного языка, способствующей вовлечению ребенка в учебный процесс. Делается акцент на то, что при целостном обучении создаются условия для одновременной работы обоих полушарий головного мозга с активизацией мелкой моторики рук. Работа над языковым и речевым материалом регионального содержания включена в контекст предметной деятельности, что способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка. Приводится доказательная методологическая база взаимосвязи развития речи и мелкой моторики. Разработанный нами стационарный учебно-методический комплекс «Алёнушка» также способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, дизайн-решение этого комплекса отражает особенности природы региона и служит для организации иноязычной предметно-развивающей среды дошкольника.
60-70 7
Аннотация
Качество образования прежде всего обеспечивается переходом на демократические принципы и стандарты. Проблема статьи заключается в нахождении действенных механизмов, доступных для широкого внедрения в практику, способствующих ориентации дошкольного образования на демократические образовательные модели. Цель исследования состоит в описании методологии и приемов разработки мультимедиаигр, которые могут быть применены педагогами-практиками для создания собственных игр, что позволяет реализовать идею активизирующего и стимулирующего образовательного процесса в инклюзивной среде. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили ведущие идеи и принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна, понятие зоны ближайшего развития Л. С. Выготского, положение об обобщении субъектом опыта собственной деятельности (С. Л. Новоселова). Основные результаты исследования состоят в определении роли информационно-коммуни-кационных технологий как средства демократизации образовательного процесса дошкольного учреждения, возможности построения его с учетом особенностей детей группы, в том числе детей с ОВЗ; описании основных приемов создания мультимедийной игры на примере авторской разработки «Обучаюсь - играя». Научная новизна результатов. Описанные в статье приемы позволяют создать эффект присутствия (речь, анимация), при использовании которого обучающая роль педагога отходит на второй план, а ребенок действует по собственной инициативе, в личном темпе и естественным методом «проб и ошибок»; существует обратная связь как мгновенная реакция на выполнение задания, позволяющая ребенку самому оценить его правильность; игровая мотивация (знакомый мультипликационный герой просит, предупреждает, напоминает, поясняет). Практическая и теоретическая значимость результатов. Обосновано использование информационно-коммуникационных технологий как средства демократизации дошкольного образования. Применение описанных приемов создания мультимедийной игры достаточно легко может осуществляться педагогами-практиками и широко внедряться в массовое дошкольное образование. Содержательные выводы. Цифровые технологии дополняют традиционные методы обучения, воспитания и развития детей, но ни в коем случаи не заменяют их, они должны обогащать педагогический процесс, делать его ориентированным на особенности восприятия, мышления и воображения современного ребенка.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

71-77 5
Аннотация
В статье рассматривается возможность использования художественного произведения для решения проблемы подростковых страхов и комплексов. Повесть современной писательницы Аси Петровой позволяет обсудить с учащимися 7--х классов ряд связанных вопросов: что предполагает внутренняя свобода личности? Можно ли нарушать правила, регулирующие жизнь общества, семьи, отдельного человека? Какие и при каких обстоятельствах? Цель статьи - опираясь на материал избранной повести А. Петровой, выявить принципы мироотношения, способы и приемы, которые позволяют добиться полноты проявления личности и помогают подростку освободиться от внутренних страхов. Методология исследования включает традиционный структурно-семантический анализ произведения с акцентом на сюжетной организации, а также рассмотрение литературы в рецептивном аспекте, с точки зрения процесса художественной коммуникации, психологии художественного восприятия. В ходе анализа повести «Крокодил» выявлено наличие двух типов сюжета: внешне-событийного, связанного с разрешением сложной житейской ситуации, и внутреннего, психологического, показывающего изменение психики персонажей. В основе хронотопа угадывается ритуал инициации: дети изменяются в процессе исполнения общей важной задачи. Вместе с тем композиционным центром сюжета является архетип «Мудрой старухи» - бабушки Корделии, постепенно очищающей психику персонажей и изменяющей их взгляд на жизнь. Особенность повести А. Петровой - создание атмосферы абсурда и включение элементов фантастического, что не только придает увлекательность повествованию, но и формирует более гибкий навык восприятия художественного мира произведения подростком, изначально тяготеющим к наивно-реалистическому восприятию искусства. Повесть молодой петербургской писательницы впервые анализируется в литературоведческом аспекте. Материал статьи поможет учителю при организации дискуссии в рамках классного часа, электива по современной литературе, урока внеклассного чтения.
78-83 14
Аннотация
В статье раскрывается актуальность организации учебного диалога в начальной школе в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Характеризуются дидактические условия организации учебного диалога обучающихся младшего школьного возраста: организация взаимодействия смысловых позиций субъектов, несовпадающих равноправных точек зрения на проблему, целенаправленное использование учебного диалога в практике начальной школы. Первое условие организации учебного диалога должно обеспечить совместную деятельность обучающихся и учителя, направленную на поиск общего способа действия (понятия), что требует взаимодействия смысловых позиций субъектов, несовпадающих равноправных точек зрения на проблему, дает возможность рассмотреть ее всесторонне с целью выделения сущностных признаков понятия. Второе условие связано с целенаправленным использованием учебного диалога в практике начальной школы, что обусловливает необходимость разработки и научного обоснования технологии организации учебного диалога обучающихся младшего школьного возраста. Разработка и научное обоснование технологии организации учебного диалога обучающихся младшего школьного возраста включают в себя следующие этапы: проектировочный (подготовка учителя к учебному диалогу на уроке), мотивационно-ориентировочный (мотивация учеников к участию в диалоге, ориентация в условиях совместной деятельности), дискуссионно-поисковый (осуществление диалога в форме дискуссии для анализа условий учебной задачи и открытия общего способа ее решения), рефлексивно-итоговый (обсуждение-обзор логики поиска и индивидуальных достижений), контрольно-коррекционный (определение эффективности диалога на уроке, анализ проблем, планирование и проведение коррекционной работы).
84-91 14
Аннотация
В статье находит освещение актуальная проблема музыкального образования, связанная с поиском методических путей реализации требования к образовательной области «Искусство» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования о воспитании у обучающегося устойчивого интереса к классическому музыкальному наследию. Приобщение подростков к классической музыке рассматривается как первая стадия в решении данной задачи. Анализируются современные трактовки понятия «классическая музыка», находящие отражение в содержании уроков музыки в общеобразовательной школе. Подростковый возраст характеризуется как наиболее проблематичная категория обучающихся в аспекте приобщения к классической музыке. Анализируются причины, обусловливающие недостаточную востребованность классической музыки в жизни современных подростков. Приводятся результаты констатирующих обследований, проведенных педагогами и обучающимися Уральского государственного педагогического университета. На основе анализа методического опыта в области приобщения подростков к классической музыке и современных научных исследований определяются результативные идеи и методы, которые могут способствовать достижению поставленной цели в школьном образовательном процессе, если музыкальный материал проблемных ситуаций будет синхронизирован с жизнью современных подростков. Излагается содержание двух методических путей приобщения подростков к классической музыке, разработанных выпускниками Института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета в ходе подготовки выпускных квалификационных работ и апробированных ими в процессе педагогической практики. Первый путь предполагает приобщение подростков к классической музыке посредством ознакомления с творчеством сверстников - юных музыкантов-исполнителей, лауреатов детских и юношеских конкурсов последних лет; второй - в опоре на современные музыкальные композиции с цитированием классических музыкальных произведений. Предложенные пути могут использоваться как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. В статье приводятся критерии и показатели, разработанные студентами для выявления результативности предложенных методических решений, и количественные данные, свидетельствующие о позитивных результатах начального этапа приобщения подростков к классической музыке.
92-98 5
Аннотация
Английский язык изучают практически во всех школах и во многих языковых центрах России. Существует большое количество учебников английского как отечественных, так и иностранных авторов. У преподавателей возникает проблема выбора УМК. Учащиеся подвергаются влиянию материалов учебника, поэтому важным критерием отбора учебника становится представление образа родной страны в УМК. При отборе учебника необходимо учитывать, что положительный или отрицательный образ России формируют учебники. В статье проводится контент-анализ учебника английского языка для русскоязычных обучающихся «New Opportunities Russian Edition» британского издательства «Pearson Longman». В коллектив авторов входят как зарубежные, так и отечественные методисты. В ходе исследования было выделено 17 упоминаний России (от коротких предложений до объемных текстов), большинство которых содержат положительную оценку нашей страны, ее литературы, науки, музыки и кинематографа. Нейтральная оценка зафиксирована в ряде заданий на сравнение реалий, принадлежащих нескольким культурам. Отрицательной оценки зафиксировано не было. Кроме того, мы сравнили содержание международного варианта учебника «New Opportunities» и его версии для русскоязычных обучающихся. Было отмечено, что международный учебник не содержит ни одного текста о России, есть лишь фрагментарное упоминание писателя Л. Толстого. Таким образом, при составлении анализируемого учебника авторы включили в него лингвострановедческую информацию, которая расширяет кругозор учащихся и поддерживает осведомленность о родной культуре. За счет этого создается положительный образ России как страны, богатой талантливыми людьми и красивыми местами.
99-106 4
Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования иноязычных лексических умений на уроках английского языка в 7 классе с применением элементов нейролингвистического программирования. Методологической базой исследования являются теоретический анализ методической, психологической и педагогической литературы по выявлению особенностей использования приемов нейролингвистического программирования, анализ практики обучения лексической стороне речи учеников 7 класса. Разработка приемов и методик, применяемых на уроках английского языка, является необходимой задачей для достижения образовательных результатов. Однако с учетом основ психолингвистики и психологии в целом, базирующихся на них приемах нейролингвистического программирования сегодня данная тема приобретает новое звучание в методике обучения иностранным языкам в целом и лексической стороне иностранного языка в частности. Ученые - психолингвисты и психологи еще в начале 50-х годов XX века выделили ряд стратегий для наиболее успешного взаимодействия между людьми. В дальнейшем данные стратегии были использованы учеными-методистами в образовательных целях. В целях эффективного взаимодействия сторон образовательного процесса необходимо изучить особенности строения мозга ребенка (ученика). Это позволит решить многие проблемы образовательного процесса, в частности проблему мотивации обучающихся к изучению иностранных языков. Авторы предлагают определение понятия нейролингвистического программирования, выделяют принципы нейролингвистического программирования. На основе данных принципов выделены элементы и приемы обучения иностранному языку, изучено влияние реализации приемов нейролингвистического программирования на обучение иноязычной лексике и предложены микростратегии овладения лексикой иностранного языка. Новые образовательные стандарты требуют использования более результативных методов подготовки обучающихся к получению знаний и овладению новыми умениями и навыками на иностранном языке. Применение элементов и приемов нейролингвистического программирования на уроках иностранного языка позволяет преодолеть трудности, возникающие при формировании лексических умений, характерные для обучающихся подросткового возраста.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

107-116 4
Аннотация
Статья посвящена технологии комплексной дуально-творческой подготовки рабочих высокой квалификации электротехнического профиля. Представлены организационно-педагогические условия начиная от выявления и формирования профессионально ориентированного абитуриента на этапе совместной с предприятием профориентационной деятельности и до адаптационного периода профессионального и личностного становления выпускника в условиях реальной трудовой деятельности на предприятии. Представлены модель взаимодействия образовательной организации и профильного предприятия, последовательность формирования профессиональной компетентности будущего рабочего и основные направления совместной творческо-конструкторской деятельности. В ходе многолетнего эксперимента (1997-2016 гг.) подтверждена высокая эффективность технологии дуально-творческой подготовки квалифицированных рабочих кадров.
117-121 4
Аннотация
Развитие методической компетенции преподавателей иностранного языка медицинских университетов является важной задачей системы образования в университете. Целью исследования являлось уточнение понятия методической компетенции преподавателей иностранного языка в медицинском университете. Методологической основой исследования стал теоретический анализ литературы для определения ключевых концепций по проблематике исследования. Мы уточнили, что методическая компетенция в медицинском университете у преподавателей иностранных языков содержит ценностный и мотивационный, познавательный, деятельностный и оценочный компоненты. Формирование методической компетенции преподавателей иностранного языка в условиях современного профессионального обучения в медицинском университете обусловлено внедрением эффективных методик, которые предполагают применение инновационных и интерактивных форм. Для достижения цели по развитию методической компетенции преподавателей в медицинском образовании, приводящей к эффективной и качественной методической работе, мы можем создавать и развивать научно-методические центры в университетах, образовывать методические советы для подготовки преподавателей - методистов на теоретических и клинических кафедрах, в деканатах и отделах образовательного учреждения.
122-128 4
Аннотация
Перестройка современной системы профессиональной подготовки для ответа на вызовы, связанные с достижением новых результатов образования, требует обновления методов обучения в контексте выделения перспектив их значимости в условиях развития дидактической среды. В рамках предположения о том, что на обновление традиционных и появление новых методов обучения оказывают влияние различные сферы человеческой деятельности, указываются факторы, приводящие к появлению современных методов обучения в специально выделенном объекте социального назначения - информационно-коммуникационном пространстве. В качестве научного подхода для установления механизмов и перспектив изменения методов обучения при влиянии интегрированных факторов различных сфер деятельности выбран парадигмальный подход. На основе анализа, парного сопоставления и обобщения факторов социальной, духовно-нравственной (религиозной), экономической, технической и педагогической сфер по схеме: «интегративные внутрисферные особенности» - «факторы» - «выводы» - получено наполнение матрицы «Современной» образовательной парадигмы, описанной следующим образом: концептуально-методологическая и психолого-педагогическая составляющие дидактической среды - «метафизическая часть» матрицы, материально-техническая - «ценностная установка», предметно-методическая - «общепринятые образцы», субъектно-управленческая - «признанные примеры». Теоретическое моделирование, обобщение и дисциплинарная спецификация результатов позволили построить решетку матрицы методов обучения для педагогического образования и выделить значимые методы обучения при подготовке современных педагогов. Научная новизна состоит в использовании парадигмального подхода к исследованию нового объекта - информационно-коммуникационного пространства для получения знания о методологии формирования современных методов профессионального обучения. Теоретическая значимость состоит в наполнении решетки матрицы методов профессионального обучения «Современной» образовательной парадигмы, практическая значимость - в выделении перспективных методов для подготовки педагогов в дидактической среде ИК-пространства.
129-134 6
Аннотация
Работа посвящена педагогической стратегии интегрирования единиц русского языка в языковое сознание китайских учащихся начального этапа обучения: 1) установлению универсальных семантических единиц, имеющихся в языковом сознании китайского учащегося; 2) актуализации и объективации выявленных единиц - специальных когнитивных репрезентаций - при реализации дискурсивной деятельности китайских учащихся на русском языке. Проблематика данной работы связана с необходимостью оптимизировать учебный процесс китайских учащихся, начинающих изучать русский язык в условиях российских подготовительных факультетов. В современных условиях, при необходимости качественного усвоения учащимися огромного массива программного материала, данная оптимизация возможна исключительно за счет интегрирования коммуникативно-языковых единиц, в том числе и по линии межкультурной коммуникации, а конкретнее - контактирующих языков. Основные методы исследования: 1) моделирование оптимальной учебной межкультурной коммуникации за счет установления универсальных семантических единиц контактирующих языков: русского и китайского; 2) сравнительно-сопоставительный; 3) метод наблюдения за учебной межкультурной коммуникацией и метод интроспекции с последующим анализом и интерпретацией полученных результатов. Новизна исследования - в моделировании педагогической стратегии, основанной на интегрировании инвариантных единиц русского языка в китайское языковое сознание. Результаты исследования: в процессе апробации материалов, реализующих предлагаемую педагогическую стратегию, установлено, что целенаправленное интегрирование, основанное на объективированных в учебном процессе когнитивных репрезентациях, проходит по оптимальным параметрам, что значительно высвобождает рабочее время для качественного усвоения учащимися необходимого учебного материала.
135-141 7
Аннотация
Успешное проведение Национальной конференции по образованию 10 сентября 2018 года положило начало новой эры в высшем образовании Китая. Подготовка высококвалифицированных междисциплинарных русистов в торгово-экономической области, которая отвечает современным потребностям и соответствует стратегии Китая «Один пояс, один путь», - это ответственная миссия, возложенная на нас новой эрой. В сочетании с профессиональными требованиями к русистам в контексте международного проекта «Один пояс, один путь» и текущими результатами исследований в области преподавания РКИ в Китае, в статье делается попытка выдвинуть некоторые предложения по подготовке междисциплинарных русистов в торгово-экономической области, стимулируя реформу обучения РКИ. Помимо акцентирования внимания на создании профессиональных базовых курсов, также требуется дальнейшее обогащение и усиление факультативных профессиональных курсов, в частности, разработка своеобразных профессиональных курсов. «Национальный стандарт» выступает за то, чтобы путем разнообразных видов практической деятельности, таких как профессиональная стажировка, социальная практика и международные обмены, эффективно улучшить языковые навыки учащихся и возможности трудоустройства в будущем. В условиях высокой конкуренции недостаточно иметь только профессиональный диплом преподавателя иностранного языка, необходимо иметь дополнительные знания в области экономики, торговли или управления. В Цзилиньском институте иностранных языков «Хуацяо» создана и успешно функционирует модель обучения студентов по специальности «Русский язык + экономика и торговля», что, безусловно, отражает преимущества подготовки русистов в данном учреждении. Приоритет в стратегии «Один пояс, один путь» принадлежит торгово-экономическому сотрудничеству, а приоритетными дисциплинами института «Хуацяо» как раз являются литература, экономика, управление и образование. Так что есть возможность в полной мере сочетать языковую подготовку и отраслевую, специальную. Экономика и торговля - это прорыв в подготовке квалифицированных русистов для удовлетворения потребностей в торгово-экономической отрасли.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

142-149 24
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности у студентов педагогических вузов, а также вопросу о том, как и какими средствами следует определять наличие этой готовности. На основе анализа исследований понятия «готовность к профессиональной деятельности выпускников педагогического вуза», в соответствии с требованиями Профессионального стандарта учителя показано, что готовность к профессиональной деятельности учителя у выпускника педвуза должна рассматриваться как интегративное качество субъекта этой деятельности, включающее мотивацию на профессию учителя и самосовершенствование личности будущего педагога, его нравственные и этические качества, необходимые знания и умения, опыт успешной профессиональной деятельности. Для оценки готовности предложен дихотомический подход: выпускник либо готов к профессиональной деятельности, либо не готов. Для практической организации контроля готовности к педагогической деятельности предложены следующие компоненты: мотивация на профессию учителя и самосовершенствование личности, нравственные и этические ее характеристики, необходимые знания и умения, опыт успешной профессиональной деятельности. В качестве инструмента для оценивания готовности предлагается формирование электронного студенческого портфолио, в котором за годы учебы в вузе происходит фиксация и накопление информации об индивидуальных достижениях студентов, о внешних и рефлексивных оценках результатов их деятельности с позиции собственного продвижения к установленной образовательной цели. «Побочным» эффектом использования технологии портфолио является повышение уровня использования средств информационных и коммуникационных технологий, мотивации к изучению учебных дисциплин, повышение организованности, стимулирование рефлексивной деятельности и др. Применение технологии портфолио в контексте достижения образовательных целей вузовской подготовки позволяет решать социально-значимые задачи, развивать личностные качества студента и целенаправленно осуществлять контроль за формированием его готовности к профессиональной деятельности учителя.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

150-156 3
Аннотация
В статье представлено определение внутреннего кросс-культурного контекста первоклассников в период адаптации к школе с позиций контекстного подхода. Раскрыто содержание форм внутреннего кросс-культурного контекста первоклассников (диффузной, групповой, кризисной, субъектной, социокультурной). Цель исследования состоит в выявлении связи форм внутреннего контекста первоклассников с психологическими защитами. Для достижения поставленной цели была проведена психологическая диагностика 95 учащихся первых классов (разной этнической принадлежности) г. Нижнего Тагила и г. Екатеринбурга. С целью изучения психологических защит первоклассников использовалась полупроективная методика «Сказочный проективный тест». Представлены описание стимульного материала, инструкции испытуемому, характеристика этапов количественной и качественной обработки ответов и интерпретации результатов, указаны правила использования проективных методик в варианте для младших школьников. Для решения исследовательской задачи был применен метод математической статистики - анализ номинативных данных по критерию χ2 Пирсона. Были установлены достоверные связи форм внутреннего контекста с психологическими защитами: проективной идентификацией, проекцией, «агрессией, направленной на себя» на статистически значимом уровне. Приведены примеры ответов испытуемых с разной формой внутреннего контекста, в которых были проявлены данные виды защитных механизмов. Показано, что процессы интеграции - дезинтеграции элементов внутреннего кросс-культурного контекста первоклассников сопровождаются бессознательным включением психологических защит, роль которых зависит от форм данного контекста. У первоклассников с нецелостным внутренним кросс-культурным контекстом (диффузная, групповая и кризисная формы) обнаружена статистическая тенденция к большему (более чем в два раза) использованию примитивных психологических защит, чем у первоклассников с целостным внутренним контекстом (субъектная, социокультурная формы).
157-162 7
Аннотация
В современном обществе наблюдается смешение социальных ролей мужчины и женщины в различных сферах жизни. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что данные тенденции обусловлены отсутствием гендерного подхода к воспитанию на всех ступенях образования, в том числе и в семейной системе. Гендерная стратегия РФ предполагает инновационные изменения на всех уровнях системы образования. Современная трансформация социальных, профессиональных отношений, пересмотр традиционных устоев общества, семейных ценностей оказывают влияние на формирование устойчивой гендерной социализации либо диффузной гендерной позиции. В работе рассматриваются педагогические и социальные факторы, которые влияют на формирование неадаптированных форм гендерной идентичности, а также факторы, детерминирующие определенные типы гендерной идентичности в юношеском возрасте. Основной целью работы стало выявление психологических особенностей проявления различных типов гендерной идентичности в юношеском возрасте в семьях, имеющих разную гендерную представленность. В теоретическом аспекте проанализированы подходы к изучению структурных компонентов гендерной идентичности: структурный; историко-эволюционный; гендерный; концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности; концепции возрастного и социально-личностного развития. Основными методами выступили теоретические, эмпирические (наблюдение, беседа, контент-анализ, психодиагностические), методы математико-статистического анализа. Психодиагностический инструментарий позволил определить структурно-типологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте. Научная новизна состоит в том, что совокупность представленных результатов содержит решение проблемы: гендерная представленность семейной системы детерминирует типы гендерной идентичности и формирует специфические особенности гендерно-ролевого поведения в юношеском возрасте. Теоретическая значимость заключается в том, что в работе определены компоненты гендерной идентичности (эмоционально-оценочный, когнитивный, поведенческий, личностный) и их психологическое содержание; выявлены факторы, обусловливающие психологические особенности развития гендерной идентичности. Практическая значимость работы заключается в прикладной направленности полученных результатов, которые могут быть широко использованы в практике образовательных организаций. Основными выводами исследования являются следующие: гендерно-ролевое поведение членов семьи, особенности внутрисемейной системы и межличностных отношений формируют специфические типы гендерной идентичности в мужской и женской группах. Сформированный тип гендерной идентичности оказывает влияние на гендерно-ролевое поведение в социуме, что может стать причиной нарушений взаимодействия личности с окружающими. Внедрение в образовательный процесс учебных и образовательных программ гендерной направленности позволит корректировать последствия влияния семейного воспитания на тип гендерной идентичности.
163-168 13
Аннотация
Статья посвящена изучению установок в супружеских парах с разной степенью удовлетворенности браком. В исследовании приняли участие 24 семейные пары, брак которых зарегистрирован в установленном порядке. Использовались следующие методики: опросник удовлетворенности браком (авторы В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко); опросник «Измерение установок в супружеской паре» (авторы Ю. Е. Алешина, И. Я. Гозман, Е. М. Дубовская), методика диагностики иррациональных установок (автор А. Эллис). Исследование показало, что для благополучных супружеских пар характерными являются запрет на обсуждение сексуальных отношений, ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь, они не являются сторонниками разводов. Для неблагополучных супружеских пар характерно оптимистичное представление о людях, большое значение в жизни человека они придают детям и также не приветствуют разводы. В благополучных парах по всем шкалам, кроме фрустрационной толерантности, выявлены иррациональные установи средней степени выраженности. По шкале «фрустрационная толерантность» иррациональные установки отсутствуют, что свидетельствует о высокой стрессоустойчивости супругов из благополучных семей. В неблагополучных парах иррациональные установки средней степени выраженности присутствуют по всем шкалам, следовательно, у них ниже степень переносимости различных фрустраций и выше вероятность возникновения и развития стресса. Проверка на достоверность различий между благополучными и неблагополучными супружескими парами показала их наличие по шкалам «отношение к людям» (в неблагополучных парах представление о людях более оптимистичное) и «фрустрационная толерантность» (в благополучных парах данная установка отсутствует).

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

169-175 12
Аннотация
В статье характеризуется «Концепция технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации» и актуализируются задачи, содержание и компетенции (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-политическая, социально-трудовая) данного документа с точки зрения их реализации на уроках технологии в коррекционной школе. Представлен опыт работы по использованию метода проектов на уроках технологии с глухими детьми в школе-интернате. У обучающихся формируется технологическое мышление по схеме: потребность - цель - способ - результат. Данный опыт соответствует Концепции технологического образования в системе общего образования Российской Федерации и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ. Авторы статьи считают, что использование метода проектов на уроках технологии способствует усвоению учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-политических и социально-трудовых компетентностей обучающихся. Кроме того, обучающиеся с нарушением слуха показывают высокое качество и оригинальность выполненных проектов, высокое качество сдачи государственных экзаменов и успешность в региональных олимпиадах. Метод проектов способствует не только профессиональному росту обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но и личностному.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

176-181 3
Аннотация
В статье раскрываются проблемы неуспешности одаренных и музыкально одаренных обучающихся, рассмотренные в зарубежной психолого-педагогической литературе. Цель статьи - выявить причины и характерные черты неуспешности, на которые обращается внимание в зарубежной психолого-педагогической литературе, раскрыть предлагаемые авторами пути для устранения неуспешности музыкально одаренных детей. Методами исследования являются анализ и обобщение работ зарубежных исследователей, раскрывающих основные проблемы в развитии детской одаренности, неуспешности в ее проявлении в условиях семьи и образовательной организации. Результаты данной работы представлены в определении основных свойств личности, препятствующих успешному развитию способностей одаренных детей, таких как низкая самооценка, отсутствие мотивации; негативное отношение к школе, депрессия, приписывание успехов или неудач внешним факторам. Дана характеристика основных компонентов учебной и жизненной успешности музыкально одаренных обучающихся, включающих креативность, воображение, интуицию, открытость, восприимчивость, перфекционизм и самодисциплину. Особое внимание уделено основным типам развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего и специального образования. В статье рассмотрены особенности когнитивного развития одаренных детей в подростковом возрасте, а также влияние социально-экономического статуса на образовательные возможности музыкально одаренных обучающихся. Практическая значимость статьи заключается в том, что определены основные причины неуспешности одаренных детей, в том числе и музыкально одаренных. Выделены условия, необходимые для успешного обучения одаренного ребенка в различных типах образовательных учреждений.
182-185 4
Аннотация
В статье рассматривается ставшая заметной проблема: в Уральском регионе на фоне развития современного танца становится все менее популярным народный сценический танец. Современный танец, а именно «контемпорари», с полным правом можно назвать видом хореографического искусства: это одно из новых танцевальных направлений, сочетающее в себе элементы западного танца и восточной культуры. Это вид творчества, способствующий раскрепощению, делающий танцора свободным в осмысленном движении, это высокоразвитый танцевальный язык, оптимально раскрывающий современные проблемы. Искусство современной хореографии совершенствуется и находится в постоянном развитии, в постановках используются новые технологии. К сожалению, этого нельзя сказать об искусстве народного сценического танца, который теряет свои позиции. Если на Западе новые виды хореографического искусства постоянно развивались, находясь в условиях жесткой конкуренции, то в России консерватизм и неоригинальное мышление отдельных педагогов-хореографов способствовали определенному застою в развитии искусства народного танца. Задача сегодняшних педагогов-хореографов - не только заботливо беречь, но и совершенствовать народный танец, используя при этом современные технологии, а главная цель обучения студентов-хореографов - подготовка профессионалов, способных решать существующие противоречия между требованиями современной хореографии и необходимостью сохранения в танце народных традиций и обычаев. Народный танец является одним из основных средств патриотического воспитания подрастающего поколения. Народный танец, как правило, является мажорным, вызывает у детей позитивные чувства и эмоции, формирует важные компетенции, обогащает многообразием ритмов. От педагога-хореографа требуется не просто научить детей танцевать, но и привить любовь и уважение к народному танцу, к духовным ценностям нашей страны.
186-193 7
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования знаний иностранного языка у взрослых, которые имеют относительно высокий образовательный и профессиональный уровень. Авторами проведен анализ программ дополнительного образования по изучению иностранных языков, разработанных и реализуемых в Институте по переподготовке и повышению квалификации в Уральском федеральном университете. Целью исследования являлось подтверждение или опровержение гипотезы, что обучение взрослых иностранному языку становится более эффективным при формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Потребность в изучении иностранного языка возникает у разных категорий взрослых людей. Взрослые иногда приходят после длительного перерыва в изучении тех или иных предметов, усваивают новые знания с разной скоростью и имеют свои цели и задачи в процессе обучения. На основе опроса и индивидуального собеседования было проведено исследование целей изучения иностранного языка, видов дополнительного образования после окончания вуза, необходимых навыков для развития, предпочтения способов изучения. Слушателями занятий по первой программе были преподаватели университета с уровнем знаний B1, ставившие перед собой цель написания научных статей и выступления на международных конференциях. В состав слушателей по второй программе входили сотрудники университета с уровнем знаний А1/А2, целью которых был туризм и расширение запаса лексики, необходимой для социально-бытового общения. Третья группа состояла из преподавателей иностранных языков с высоким уровнем владения языками (С1/С2), которые хотели пройти повышение квалификации и ознакомиться с новыми методиками и особенностями преподавания теории и практики перевода. Внутри каждой программы предлагались индивидуальные образовательные траектории и использовались активные и интерактивные методы обучения. Анализируя результаты обучения, авторы отмечают, что индивидуальная образовательная траектория в сочетании с активной самостоятельной работой способствует более эффективному изучению иностранного языка.


ISSN 2079-8717 (Print)