Preview
Том , № 8 (2019)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

6-11 5
Аннотация
При казенных заводах Урала в первой половине XVIII в. действовала широкая сеть арифметических школ, открытых по инициативе их начальника В. Н. Татищева. Особая роль принадлежала Екатеринбургской школе, которая являлась главным учебным заведением, поставлявшим выпускников, владевших геометрией, тригонометрией, черчением, для дальнейшего обучения у квалифицированных заводских специалистов. Екатеринбургской школе как центральной требовались учителя с более высоким уровнем подготовки, чем при других заводах. В 1724-1735 гг. в нее направлялись в основном выпускники столичных учебных заведений - Московской артиллерийской школы Петр Рыбников, Морской академии Михаил Кутузов и Никита Каркадинов. С конца 1735 г. в качестве преподавателями становятся исключительно собственные выпускники - Федор Санников, Афанасий Кичигин, Яким Олонцов, Пимен Старцев, Иван Сусоров. Если выпускники столичных школ наряду с математикой получали знания и других предметов в стенах школы, то уральцы подкрепляли отличные знания математики и черчения, полученные в школе, путем выучки у тех же столичных выпускников, трудившихся при заводах на различных должностях и у лучших специалистов-практиков - навыки межевания, пробирного дела, плавки меди, знания геодезии, механики и др. Они совершенствовали их и при выполнении заданий, связанных с интересами заводов. Привлечение учителей к выполнению этих заданий способствовало профессиональному росту учительских кадров. В целом образовательный уровень преподавателей был высоким, что и позволило сделать арифметическую школу главным рассадником будущих квалифицированных кадров для уральской промышленности.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

12-19 1
Аннотация
В статье поднимается вопрос о формировании образа страны изучаемого языка в учебниках национального языка. Целью данного исследования является изучение опыта создания учебника английского языка как иностранного в рамках социокультурного подхода и формирование ряда рекомендаций для авторов учебников национального языка как иностранного. Основой исследования послужили принципы отбора содержания обучения, предложенные рядом авторов, а также когнитивные стратегии презентации образа страны. Исследование выполнено на материале УМК “Across cultures”, приведены наиболее позитивные примеры реализации вышеозначенных принципов, наравне с неудачными решениями авторов. Отмечаются важность адресности рассматриваемого УМК, проблемный подход, концентричность подачи материала и связанная с ней избыточность, ценностный смысл и ценностная значимость отобранного учебного материала. Культура страны изучаемого языка представлена в сочетании больших (история, политика) и малых (культура повседневности) форм, а также в сочетании традиционных и актуальных феноменов культуры. Среди недостатков рассматриваемого УМК отмечены отсутствие социокультурного комментария и противоречивость в рассмотрении некоторых вопросов. По результатам исследования автором предлагается определенный набор рекомендаций, которые позволят наиболее полно и без искажений представить образ страны изучаемого языка, создать положительный образ данной страны в контексте диалога культур и подчеркнуть уникальные этнокультурные черты народа-носителя изучаемого языка.

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

20-26 3
Аннотация
Рассматриваются понятия «педагогическая компетентность» и «педагогическое мастерство» в качестве составляющих профессионализма педагога с целью выявления их структурных компонентов, а также теоретический и практический опыт исследований отечественных и зарубежных ученых. Обращено внимание на анализ дефиниций понятия профессии. Проанализированы социально-педагогический и индивидуально-личностный аспекты профессионализма образовательных кадров. Сделан акцент на сравнительной характеристике понятий «педагогическая компетентность» и «педагогическое мастерство». Обоснована необходимость устранения противоречий таких важных понятий, как педагогическая компетентность и педагогическое мастерство в структуре профессионализма педагога на этапе внедрения новых образовательных стандартов. Важным обстоятельством следует признать существенное влияние на эти два понятия современных условий педагогической деятельности. Современные требования к педагогической компетентности нередко вступают в противоречие с общепринятыми представлениями о содержании этого понятия, что приводит к низкой эффективности профессиональной деятельности педагога в конечном итоге. Основной метод исследования - сравнительный анализ - был направлен на выявление структурных компонентов профессионализма педагога путем определения соотношения педагогического мастерства и педагогической компетентности применительно к условиям профессиональной деятельности. В настоящее время условия профессиональной деятельности в педагогической среде изменились принципиальным образом и поэтому возникла необходимость разработки новых подходов к оценке педагогической компетентности и педагогического мастерства. В структуре профессионализма педагога доминирующим стало понятие его педагогической компетентности, а педагогическое мастерство педагога в условиях современной образовательной среды приобрело собирательное значение. При этом актуальное значение педагогического мастерства в современных условиях может выражаться в качестве высшего уровня педагогической компетентности и поэтому может приобрести самостоятельный формализованный статус в процессе (системе) профессионального усовершенствования педагога.

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

27-33 1
Аннотация
Статья посвящена проблеме дефицита методистов нового формата. Выдвинута идея возрождения школ методистов как решение противоречия между спросом на методический консалтинг и недостаточным количеством экспертов, подготовленных к методической работе. Авторы сравнивают реальные требования к методистам и формальные квалификационные характеристики методиста как одной из должностей педагогических работников. Утверждается целостность экспертизы и персонального подхода в методической работе. Использованы положения ресурсного подхода для объяснения личностного ресурса профессиональной эффективности методиста. В актуальном контексте рассмотрено понятие «информационно-аналитический сервис», посредством которого авторы иллюстрируют значимость информационных продуктов деятельности методиста. Новизна рассмотренных положений состоит в обосновании предпосылок развития методической работы в системе образования и уточнении влияния экспертов-методистов на инструменты управления качеством образования. Теоретическая значимость изложенных в статье результатов исследования связана с введением понятия «методический консалтинг» для обозначения комплекса профессиональных качеств, характеристик и функций эксперта-методиста. Предлагаемые авторами рекомендации могут быть использованы в организации деятельности методических служб, проектировании функционала сотрудников, курирующих методическую работу, обновлении программ повышения квалификации для заместителей руководителей школ.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

34-41 3
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений учащихся о коммуникативных компетенциях учителя. В выборку вошли учащиеся 9-х классов школ г. Екатеринбурга в количестве 48 человек. В работе была использована методика «Оценка коммуникативных компетенций учителя», состоящая из списка коммуникативных компетенций учителя (всего 21 дескриптор). Испытуемые оценивали степень выраженности каждой компетенции по 10-ти бальной шкале у «реального» и «идеального» учителя. Выделены уровни развития коммуникативных компетенций учителя (низкий, ниже среднего, выше среднего и высокий). Анализ оценок, данных учащимися, позволил установить, что, согласно их представлениям, компетенции «реального» учителя находятся в диапазоне ниже и чуть выше среднего уровня, в то время как по всем компетенциям показатели «идеального» учителя оказались на высоком уровне. Проведен качественный анализ результатов на основе выделенных групп коммуникативных компетенций, а именно компетенций, связанных с взаимодействием учителя и ученика; с деятельностью педагога; с личностью педагога как субъекта деятельности. Выявлено, что в представлениях учащихся о «реальном» учителе наибольшее число компетенций с низкими показателями вошли в первую группу, отражающую взаимодействие учителя и ученика. В представлениях же учащихся об «идеальном» учителе наиболее высокие показатели были во второй группе, связанной с деятельностью учителя, что опровергает мнение о незаинтересованности учащихся в учебном процессе, в получении знаний. Установлено, что представления учащихся о коммуникативных компетенциях «реального» и «идеального» учителя достоверно отличаются по всем дескрипторам на высоком уровне значимости. Доказано, что наибольшие различия наблюдаются в отношении такого качества, как «эмпатия», в то время как наименьшие различия связаны с такой компетенцией учителя, как «эмоциональность».
42-49 8
Аннотация
Данная статья посвящена одному из приоритетных направлений исследования - учебному стрессу у старшеклассников и его связи с академической успеваемостью. В теоретической части статьи дан подробный обзор результатов исследований учебного стресса в отечественной и зарубежной психологии. В эмпирической части на выборке 197 старшеклассников, из которых 100 юношей и 97 девушек, подробно описаны проявления учебного стресса: его уровни, уровни стрессоустойчивости и суицидального риска, показатели жизнестойкости. В результате сравнительного анализа между юношами и девушками выявлены следующие различия: у девушек уровень успеваемости выше; девушки более стрессоустойчивы, чем юноши; при этом юноши имеют более высокий уровень жизнестойкости. В результате корреляционного анализа получены почти по всем шкалам данные, доказывающие выдвинутую гипотезу о том, что существует прямая связь между уровнем учебного стресса и уровнем академической успеваемости у старшеклассников.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

50-56 2
Аннотация
В статье раскрываются аспекты готовности к реализации проектной деятельности в сфере образования. Рассматриваются общие подходы к проектированию, где освещены этапы разработки проекта: анализ ситуации (с выявлением, уяснением проблемы), определение концепции (целеполагание), планирование деятельности, мобилизация необходимых ресурсов, собственно реализация проекта (методы достижения цели), мониторинг осуществления проекта и оценка продвижения, при необходимости наращивание потенциала проекта, достижение результата и его анализ. Кроме того представлена специфика проектной деятельности в области дошкольного образования как на уровне требований соответствующего образовательного стандарта, так и на уровне готовности субъектов к реализации означенных требований. Авторы отмечают, что далеко не всякий ребенок дошкольного возраста может выступить в роли проектировщика. Для этого ему не хватает необходимых знаний, уровня владения соответствующими ресурсами - материалами, способами деятельности, абстрактного мышления, жизненного опыта (для определения зоны риска, например) и т. п. Для того чтобы ребенок полноценно участвовал в проектной со взрослыми деятельности, у него должны быть сформированы соответствующие умения, в частности, алгоритмические умения. Для их формирования у детей дошкольного возраста используется специальная методика, которая подразумевает три этапа: формирование у детей умений выполнять линейные алгоритмы; формирование у детей умений составлять и выполнять различные алгоритмы; закрепление приобретенных умений в образовательной, игровой и проектной деятельности. Овладев этими алгоритмическими умениями, дошкольник сможет более продуктивно включаться в реализацию проектов. Но и воспитателей - как субъектов проектной деятельности - тоже необходимо подготовить к такой работе, о чем свидетельствуют результаты опроса педагогов дошкольного образования. Проектирование, основанное в том числе и на алгоритмизации деятельности, является сегодня социокультурным трендом, к осознанию и принятию которого необходимо готовить индивида, начиная с уровня дошкольного образования.
57-63 4
Аннотация
На основе коммуникативно-когнитивного, компетентностного, личностно-деятельностного и интегративного подходов к обучению иностранному языку мы выделили природа-деятельностный подход, базирующийся на принципах природосообразности, валеологическом и экогуманитарном, определяющие характер процесса обучения. В русле природа-деятельностного подхода здоровьесбережение является наиболее значимым фактором в образовательно-воспитательном процессе в дошкольной организации. В статье рассматриваются особенности построения процесса обучения иностранному языку с учетом гармонизации и укрепления физического и духовно-нравственного здоровья детей. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку целостное обучение в природа-деятельностном контексте является предпосылкой для обязательной организации здоровьесберегающей образовательной среды с целью сохранения и обеспечения качества здоровой жизни. Иностранный язык как дисциплина имеет метапредметный характер и предоставляет возможность для целостного обучения с учетом не только социально-педагогических, психолого-физиологических и лингводидактических особенностей детей, но и духовно-нравственных и энергоинформационных аспектов личности ребенка. Уточняется понятие природосообразности в аспекте обучения иностранному языку. Статья обосновывает научно-философскую базу принципов природа-деятельностного подхода. Принцип природосообразности является фундаментом для реализации доминирующей идеи данного подхода. На основе энерго-информационной педагогики И. П. Подласого раскрывается интегральная модель человека и соотносится с системой уровней здоровьеразвития и законов здоровьесбережения, обоснованных валеологией. Делается акцент на то, что духовно-нравственный аспект личности развивается в творческой природосозидательной деятельности, которая способствует здоровьесберегающему эффекту в процессе обучения детей дошкольного возраста иностранному языку. В статье представлен конспект занятия по английскому языку с детальным отражением принципов природа-деятельностного подхода и их роли в организации здоровьесберегающей среды дошкольника при использовании многофункционального учебно-методического комплекса.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

64-72 4
Аннотация
В статье поднимается проблема организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по физике в образовательном процессе школы в современных условиях. Проведенный анализ нормативных документов и существующих подходов показал, что выполнение требований ФГОС основного и среднего общего образования требует соблюдения принципа взаимосвязи учебно- исследовательской деятельности учащихся на уроке физики и во внеурочных формах обучения. Выделены три уровня реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся в школе, последовательное прохождение которых дает возможность максимально реализовать личностный потенциал и обеспечивает формирование исследовательских умений: включение учебного исследования (его элементов) в урок; коллективные внеурочные формы обучения; выполнение индивидуального исследовательского проекта. В работе предложены внеурочные формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся основной и средней школы. Предложены критерии отбора содержания для организации учебно-исследовательской деятельности в коллективных внеурочных формах: комплексный характер (при выполнении работы обобщаются и интегрируются знания различных разделов физики); исследовательский характер (содержание должно позволять учащимся осваивать основные исследовательские экспериментальные умения); субъективная новизна (в ходе выполнения работы учащиеся должны получать новые физические знания либо новые результаты применения предыдущего содержания); вариативность (работа может выполняться на различных уровнях сложности и с различной степенью самостоятельности учащихся, в зависимости от их подготовленности); доступность оборудования: для выполнения работы должно быть либо стандартное оборудование кабинета физики, либо возможность создания самодельной установки. Результаты апробации предложенных форм в совместной работе школ Нижнего Новгорода и ННГУ показывают, что учебно-исследовательская деятельность учащихся по физике, реализуемая во взаимосвязи урочных и внеурочных форм организации, способствует развитию учебных достижений учащихся, одновременно с развитием их исследовательских, экспериментальных умений.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

73-84 7
Аннотация
Вовлеченность студентов рассматривается как основа дальнейшей заинтересованности в приобретаемой профессии, которая позитивно сказывается на спросе рынка труда и соответствии специальности по диплому и работе после окончания вуза. В данной статье реферативно приведены подходы к пониманию концепции вовлеченности студентов, ее факторам и принципам, которые представляются авторам наиболее подходящими для корректировки и применения в организации высшего образования, представлена методика оценки вовлеченности студентов. При этом сам вуз рассматривается как инновациогенная корпорация, и поэтому работу над повышением вовлеченности предлагается систематизировать и включить в основные вузовские процессы. Основным способом повышения вовлеченности студентов может служить их проектная деятельность, сориентированная на запросы «внешнего мира» и структурированная в рамках вуза. Поскольку это направление деятельности еще только подбирает оптимальные пути, авторами представлены результаты опроса в вузе на тему вовлеченности и готовности к такой проектной деятельности.
85-93 1
Аннотация
В статье обсуждается проблема нехватки технических специалистов, в том числе в IT-сегменте, решение которой требует совершенствования как политехнической подготовки учащихся средней школы, так и методической составляющей будущих учителей предметников. Представлена модель обучения студентов реализации политехнической направленности обучения в курсе информатики. Содержательным аспектом предлагаемой методики является реализация трех этапов обучения: теоретического (формирование знаний о содержании и способах реализации принципа политехнизма в обучении), практического (разработка студентами образовательных продуктов технической направленности) и апробационного (приобретение студентами опыта применения созданного образовательного продукта в условиях педагогической практики). Подготовка студентов реализуется на основе адаптивной образовательной модели, обеспечивающей учет интересов студентов и преподавателей (относительно выбора направления реализации принципа политехнизма, проектирования и разработки средств обучения), а также конкретных условий обучения в вузе. Модель обучения базируется на применении компетентностного подхода, который реализован с применением технологий проблемного и продуктивного обучения, технологии проектного обучения и элементов технологии КСО. Содержание цифрового образовательного ресурса (ЦОР), разрабатываемого студентом на практическом этапе обучения, связано с конкретным объектом компьютерной техники и включает комплект дидактических и учебно-методических материалов. Диагностируется, что созданный студентами по завершении обучения ЦОР и его успешная апробация являются показателями достижения главной цели учебного курса - формирование у студентов специальной компетентности (СК) в области реализации принципа политехнизма в учебном процессе по информатике. С целью апробации предложенной модели обучения был проведен педагогический эксперимент. Приводятся и обсуждаются его результаты.
94-102 3
Аннотация
Предметом рассмотрения статьи является проблема вузовской подготовки современного специалиста в сфере туристической деятельности. В практике вузовского образования наблюдается противоречие между требованиями работодателей к подготовке компетентного специалиста в сфере туризма, способного предложить потребителю уникальный, конкурентоспособный, патриотически ориентированный турпродукт, и недостаточным использованием возможности высших учебных заведений в соответствующей подготовке специалистов данного профиля. Наблюдается оторванность изучаемых в вузе дисциплин от знакомства будущих специалистов в сфере туризма со своеобразием своего региона, его историей, с талантливыми представителями его культуры и искусства. Цель данной статьи - описать модель формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в условиях вузовской подготовки. На основе изученной литературы по проблеме авторами раскрывается содержание процесса формирования патриотической позиции будущего бакалавра туризма как процесса становления личности, осознающей себя гражданином и патриотом своей страны, ориентирующейся в спектре культурного многообразия своего региона, обладающей уважительным отношением к историческому прошлому своей страны, ответственным отношением к ее судьбе в настоящем и будущем. В качестве методологической основы предлагаются системно-деятельностный и контекстно-аксиологический подходы, позволяющие реализовать в обучении будущих специалистов туристической деятельности принципы исторической памяти и преемственности духовного опыта поколений, социокультурной и национальной идентификации, учета региональных особенностей и условий в профессиональном самоопределении. В статье подробно описаны блоки разработанной модели (мотивационно-ориентирующий, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-диагностический). Проанализированы способы решения поставленных задач: задача формирования знаний об истории, географии и культурно-исторических достопримечательностях России решается через интеграцию социально-философских и историко-краеведческих дисциплин, освоение студентами разработанных спецкурсов соответствующей направленности; задача развития ценностных ориентаций, патриотических чувств и качеств реализуется в атмосфере культурно-краеведческой образовательной среды вуза, созданной на занятиях и внеаудиторных мероприятиях; задача освоения моделей патриотического поведения в сфере туристического обслуживания решается на основе вовлечения бакалавров туризма в проектную деятельность с участием работодателей. Методами исследования являются анализ, обобщение педагогического опыта и теоретических исследований по проблеме патриотического воспитания личности. Результаты работы: авторами теоретически обоснованы и раскрыты на практических примерах основные информационные ресурсы и содержательные направления учебно-воспитательной работы вуза по формированию патриотической позиции бакалавров туризма на занятиях и внеаудиторных мероприятиях. Область применения результатов: теория и методика профессионального образования. Выводы: разработанная модель формирования патриотической позиции бакалавров туризма в условиях вузовского образования способствует решению проблемы в подготовке кадров для туристической сферы деятельности, обладающих сформированной патриотической позицией, т. е. такой жизненной позицией, которая основана на патриотических ценностях, подкреплена мотивацией патриотического долга и ответственности и реализуется в формах патриотического поведения.
103-109 6
Аннотация
Несомненно, использование смартфонов и других портативных беспроводных гаджетов изменило классическое обучение и представляет новый революционный подход к образованию. Существует множество мобильных приложений для изучения иностранных языков. Классификация мобильных приложений может основываться на различных аспектах, уровнях владения языком, целях изучения иностранных языков. Большинство приложений для изучения языка ориентированы на изучение лексики. Интерактивный источник «Quizlet» был выделен нами из множества альтернатив для проведения эксперимента на эффективность запоминания англоязычных технических терминов. Этот источник имеет мобильную версию для простоты использования. «Quizlet» - это образовательная услуга для изучения новых слов, которая довольно интересна, так как студенты могут изучать лексику во время игры. Платформа имеет разные режимы обучения. С точки зрения преподавателя, это приложение представляет собой хорошо разработанную платформу для создания лексических учебных сетов. Одной из наиболее удобных функций этого сервиса при создании учебного сета является автоматическое отображение возможных переводов слова и соответствующей картинки, предлагаемой сервисом. Диаграммы в помощь обучающимся как сопутствующее средство также могут быть созданы на этой платформе. Чтобы начать пользоваться приложением, надо просто перейти по ссылке https://quizlet.com и сразу начать учить новые слова, поскольку приложение бесплатное, и изучение можно начать моментально. Приложение Quizlet имеет мобильную версию для простоты использования, но есть некоторые различия между сайтом и приложением, несмотря на то, что оcновная идея сервиса остается неизменной. Наш эксперимент включал лексический материал, относящийся к какой-то конкретной области техники. Визуальные, звуковые и графические формы слов использовались во время обучения как обязательные элементы. Предлагаемые ситуации запоминания были также двух типов: запоминание с листа, запоминание с использованием приложения. На основе сравнения полученных результатов были сделаны выводы о том, насколько эффективно/неэффективно использование популярных в настоящее время электронных приложений для изучения английского языка. Данный эксперимент показал удивительно хорошие результаты запоминания слов вне зависимости от уровня знаний английского языка и специализации студента.
110-115 2
Аннотация
В статье рассматриваются педагогические подходы в организации самостоятельной музыкальной деятельности начинающих вокалистов в дополнительном образовании детей. Описываются аксиологический, здоровьесберегающий и информационно-деятельностный подходы. Интеграция подходов отражает важные составляющие процесса развития личности - мировоззренческую, образовательную, ценностную, операционную - и направлена на многоуровневое изучение вокального искусства в процессе обучения вокалистов с целью выявления его ценностно-смыслового содержания. Аксиологический подход включает в себя сформированные у начинающего вокалиста представления о звучании собственного голоса, интерес к различным видам музыкальной деятельности, способность выносить ценностно-оценочные суждения о качествах певческого звука других эстрадных исполнителей. Здоровьесберегающий подход предполагает соблюдение гигиенических условий функционирования голосового аппарата у начинающих вокалистов в процессе урочных, внеурочных занятий и концертных выступлений. Информационно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала; самостоятельное успешное усвоение обучающимися знаний, умений, навыков, видов музыкальной деятельности. Данные подходы в своей педагогической деятельности могут применять педагоги дополнительного образования, учителя музыки, преподаватели эстрадного вокала в детских музыкальных школах, детских школах искусств, дворцах культуры, детских эстрадных студиях. Рассмотренные в статье педагогические подходы могут помочь педагогам расширить представления о специфических особенностях вокальной педагогики.
116-123 1
Аннотация
Перспективное развитие нефтехимической отрасли в современных условиях оказывает влияние на возрастание требований к процессу переработки и качеству получаемых нефтепродуктов, что ведет и к увеличению требований к специалистам данной отрасли. При этом возникает необходимость модернизации образовательных программ, используемых для подготовки будущих инженеров-технологов. Включение практико-ориентированного компонента при изучении всех дисциплин, в том числе и математики, способствует повышению качества образования и формированию представления о будущей профессии. Профессиональная ориентация будущих инженеров-технологов в процессе обучения математике определяется спецификой данной отрасли и заключается в формировании готовности к использованию математического аппарата для проведения анализа и оценки элементов химико-технологического процесса. В качестве средства профессиональной ориентации была выбрана кейс-технология, которая позволяет создавать кейсы на основе интеграции дисциплин профессионального цикла (включение информации, отражающей специфику будущей профессиональной деятельности) и математики (определение теоретического и практического материала, необходимого для создания и преобразования математических моделей изучаемых процессов или явлений). Виды кейсов были определены в соответствии с основными процессами, образующими химико-технологический процесс. Каждый кейс содержит комплекс разно-уровневых информационно-компетентностных задач. Приведен пример кейса о гидравлическом процессе и информационно-компетентностной задаче «об эквивалентном диаметре». Описан проведенный педагогический эксперимент, который подтверждает результативность разработанной методики обучения математике будущих инженеров нефтеперерабатывающей промышленности в контексте профессиональной ориентации.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

124-133 3
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном образовании Российской Федерации, в том числе дошкольном, осуществляется кардинальное реформирование, вводятся новые образовательные и профессиональные стандарты. Это приводит к необходимости серьезных изменений на уровне осуществления профессиональной деятельности педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Все это требует выявления детерминант, вызывающих негативные тенденции в образовательном пространстве ДОУ, для их локализации, преодоления и своевременной профилактики. Целью исследования стало выявление специфики профессиональной самореализации педагогических работников ДОУ, определение психологических ресурсов, обеспечивающих ее разные уровни сформированности. Методология и методы исследования: исследование опиралось на синергетический, деятельностный и компетентностный подходы. Использовались методы: констатирующий психолого- педагогический эксперимент. В эксперименте участвовало 73 педагогических работника ДОУ: педагоги (воспитатель) и педагоги-психологи (психолог в сфере образования). Анализ исследований (в том числе и зарубежных) по рассматриваемой проблеме. Опираясь на современные исследования, в частности, Ф. У. Базаевой, Е. Л. Афанасенковой, мы рассматриваем содержание понятия профессиональная самореализация, а также его специфику в контексте образовательного пространства. Она заключается в профессиональной интеграции и самоинтеграции педагога через свою деятельность. Е. В. Немолот конкретизирует особенности самореализации уже педагога-психолога, для которой характерна реализация личностных ценностей специалиста через профессиональную деятельность полезным для социума результатом. В. Е. Клочко отмечает, что процесс самореализации в различных сферах деятельности в первую очередь определяется его мотивационным компонентом. В западной психологии «самореализация» рассматривается через систему схожих терминов: «самоактуализация» (А. Маслоу), «самоопределение» (Э. Эриксон), «самопознание» (К. Ясперс) и т. п. Данные подходы, по нашему мнению, позволяют наиболее полно раскрыть сущность содержания процесса профессиональной самореализации. Материалы проведенного исследования. В результате проведенного исследования мы выявили общие особенности профессиональной самореализации педагогических работников вне зависимости от опыта их работы и специализации: средний уровень развития социально-корпоративных установок; высокая экстернальность; низкий уровень социоцентрической мотивации; устойчивая тенденция к деструктивному поведению в деятельности как показатель профессионального выгорания. В то же время были определены значимые различия в уровнях профессиональной самореализации, которые зависят от профессиональной направленности специалиста ДОУ в деятельности: воспитатель - педагог-психолог. Для большинства воспитателей характерна непродуктивная самореализация (иррациональный уровень), а для психологов сферы образования - продуктивная самореализация (адаптивный и гармоничный уровни). Объясняется это бóльшей консервативностью профессии воспитатель (чем педагог-психолог) и поисково-исследовательским характером содержания деятельности психолога образования. Исследование позволило выявить и особенности психологических ресурсов педагогических работников ДОУ в деятельности (воспитателя - педагога-психолога). Выводы исследования. Пилотажное исследование позволило установить. Во-первых, наличие схожих закономерностей в содержании профессиональной самореализации воспитателей и педагогов- психологов ДОУ, но при этом установлены и особенности, характерные для каждой из данных профессий. Во-вторых, были выявлены психологические ресурсы, которые в первую очередь влияют на процесс профессиональной самореализации и уровень ее сформированности как у воспитателей, так и у психологов образования. Материалы статьи могут быть полезны для руководителей и методистов ДОУ: для повышения эффективности профессиональной самореализации специалистов ДОУ, совершенствования методического сопровождения педагогических работников в них, для улучшения качества предоставляемых образовательных услуг ДОУ в целом.
134-143 2
Аннотация
Антропологический подход, как один из возможных педагогических подходов, обычно используется для рассмотрения проблем воспитания с позиций обеспечения полноты знаний о воспитуемом. Однако в социокультурных реалиях сегодняшнего дня антропологический подход призван не столько обеспечить совокупность знаний о «человеке в себе», сколько раскрыть «человеческое измерение» самого воспитательного процесса, направляя его на целостное личностное развитие воспитанников. Нами было проведено исследование воспитательных возможностей антропологического подхода в решении актуальной проблемы предупреждения негативных зависимостей современных подростков. Анализ показывает, что реализация антропологического подхода раскрывается как развитие субъектности воспитанников, направленность на переход от преимущественно социально-ролевого способа их жизненной адаптации к индивидуализации на основе обогащения интеллектуальных, творческих, духовно-нравственных сил, преодоления отчуждения собственной сущности. В статье рассматривается процесс формирования и современное состояние педагогической антропологии в России и за рубежом, описывается исследование возможностей антропологического подхода для воспитания у подростков качеств жизнестойкости и целостности личности, выступающих фактором устойчивости к зависимостям. Теоретический анализ воспитательного потенциала антропологического подхода подкрепляется данными, полученными при многолетней реализации в Свердловской области социально-педагогического проекта «Будь здоров!», участниками которого стали подростки 13-16 лет. Исследование показало, что педагогическая поддержка и сопровождение в преодолении подростками внутренних и внешних препятствий, инициирование интеллектуальной и творческой активности, расширение кругозора, развитие навыков рефлексии, саморегуляции, осознанных поведенческих стратегий (копинг-стратегий), выступают условиями воспитания жизнестойкости и целостности их личностного развития, т. е. тех качеств, которые обеспечивают устойчивость к зависимостям. Кроме того, к условиям успешности реализации подобных социально-педагогических проектов следует отнести их многокомпонентность, содержательно предполагающую комплекс развивающих деятельностей, в которые вовлекаются подростки, а также необходимость взаимодействия педагогов, родителей и коллектива подростков в единой детско-взрослой со-бытийной общности (В. И. Слободчиков).
144-148 9
Аннотация
В статье исследуется проблема буллинга как вида деструктивного взаимодействия в школьной подростковой среде. Буллинг представляет собой острый социальный феномен, который отрицательно сказывается на всех вовлеченных в этот процесс личностях, на формировании их Я- концепции и самооценки, системе ценностей и стиле взаимодействия со сверстниками. По данным современных исследований, практически половина подростков сталкиваются с буллингом в общеобразовательном учреждении. Авторы исследуют теоретические аспекты феномена буллинга, его трансформацию, динамику и особенности, социальные и психологические истоки насильственных, агрессивных отношений в межличностных, внутригрупповых взаимодействиях. Была проведена диагностика риска возникновения буллинга в общеобразовательных учреждениях и предложены методики его профилактики в школьном коллективе. Исследование позволило систематизировать основные подходы к феномену буллинга в подростковой среде и показало, что в данных учреждениях нет острого риска возникновения буллинга, но отсутствуют ресурсы по его предотвращению. Полученные данные подтверждают положение о том, что классный коллектив является ведущим механизмом в профилактике буллинга. Именно потенциал классного коллектива определяет наличие и отсутствие буллинга в группе, а также возможность его предотвращения на ранних стадиях.
149-156 2
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию таких личностных факторов успешности обучения, как жизнестойкость, мотивация и самооценка. Исследование проведено на выборке 120 человек, из которых 60 девятиклассников и 60 одиннадцатиклассников. Методологической основой исследования выступил личностный подход в образовании, развиваемый отечественными исследователями. Для диагностики личностных факторов успешности обучения использовались российские и зарубежные (адаптированные) методики. Для выявления уровня успешности обучения применялся подсчет среднего балла академической успеваемости. В статье подробно описаны выявленные компоненты жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска, а также компоненты, уровни мотивации и уровни самооценки. Проведен сравнительный описательный и статистический анализ данных юношей и девушек девятых и одиннадцатых классов. Полученные результаты сопоставлены с данными подобных исследований, в частности сделан вывод о низком уровне познавательной активности старшеклассников, хотя выявлено, что девушки имеют более высокий уровень познавательной активности, чем юноши. Других различий в проявлении компонентов жизнестойкости, мотивации и самооценки как между учащимися девятых и одиннадцатых классов, так и между юношами и девушками не выявлено. Представлена корреляционная матрица между такими личностными факторами, как жизнестойкость, мотивация и самооценка и успешностью обучения. Значительное количество прямых корреляций доказывает выдвинутое в начале исследования предположение о том, что существует взаимосвязь таких личностных факторов, как мотивация, самооценка и жизнестойкость с успеваемостью у старшеклассников.

РЕЦЕНЗИИ 

157-162 2
Аннотация
В статье представлен обзор Международного научно-педагогического форума «Образ России в глобальном образовательном пространстве: язык, история, культура», который был проведен с 23 по 26 мая 2019 года в Уральском государственном педагогическом университете (Россия, Екатеринбург) и Цзилиньском университете международных исследований (Китай, Чанчунь). Деятельность участников Форума осуществлялась на разных площадках: в рамках Научной площадки была проведена Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом», посвященная 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина; Научно-педагогическая площадка предполагала работу отдельных педагогических секций «Теория и практика преподавания русского языка в Китае» (на базе Цзилиньского университета международных исследований, Китай, Чанчунь) и «Социокультурная адаптация детей-мигрантов в условиях инклюзивного образования» (на базе Уральского государственного педагогического университета); Дискуссионная площадка включала работу круглых столов «Образ России в глобальном образовательном пространстве: мифы и реальность» и «Образ родной страны в учебниках национального языка для иностранцев»; в рамках Образовательной площадки были проведены курсы повышения квалификации «Теория и методика обучения русскому языку и литературе в России и за рубежом». В конференции приняли участие более ста человек в очной и заочной формах из 12 стран мира и 22 городов России. Участники Форума, вузовские преподаватели и школьные учителя русского и других языков, а также литературы и иных филологических дисциплин из разных университетов и образовательных центров мира, в рамках научных докладов, выступлений на круглых столах и мастер-классов обобщали опыт преподавания литературы и иностранных языков, в т. ч. русского языка как иностранного, в России и за рубежом; рассматривали связи традиций отечественной словесности и филологического образования и тенденции современного развития языков и культур; обсуждали актуальные вопросы лингводидактики, методики преподавания языков и литературы в условиях поликультурного и полилингвального образования; дискутировали о перспективах совершенствования стратегий филологического образования в глобальном образовательном пространстве
163-167 2
Аннотация
Рецензия на учебно-методическое пособие «Обучение иноязычному аудированию: аудитивный практикум по французскому языку», авторы Е. М. Колесова и Н. Н. Сергеева, изданное в Уральском государственном педагогическом университете в 2019 году. Критический анализ методического обоснования и предлагаемого комплекса заданий, направленных на развитие навыков аудирования на французском языке как иностранном у студентов гуманитарных специальностей. Представлен анализ объективных и субъективных трудностей при обучении аудированию на иностранном языке, в том числе специфических трудностей аудирования на французском языке. Отмечается соответствие рецензируемого пособия требованиям российских образовательных стандартов и международных требований к уровням владения французским языком как иностранным, что облегчает возможность академической мобильности студентов в рамках Болонской декларации. Достоинства рецензируемого пособия: использование современного аутентичного языкового материала из передач французского радио (новости, интервью, репортажи, информационные передачи), разработка оригинального комплекса упражнений на развитие разных видов аудирования, а также на развитие навыков говорения и письма, поэтапный и последовательный механизм формирования необходимых навыков и умений. Представленные аудиотексты содержат большое количество лингвострановедческой информации, предполагают самостоятельную работу со словарно-справочной литературой, представляют широкие возможности для обсуждения и формулирования собственного мнения в устной (монологическая и диалогическая речь) и письменной форме (эссе, сочинение, деловое письмо). Рецензируемое пособие может быть успешно использовано на занятиях со студентами филологических и гуманитарных специальностей, изучающих французский язык как первый и второй иностранный. Использование учебно-методического пособия способствует формированию активной жизненной позиции и критического взгляда на современные события в экономической, социальной, культурной и политической жизни.


ISSN 2079-8717 (Print)