Preview
Том , № 7 (2019)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

6-12 3
Аннотация
В статье на основе данных из федеральных и региональных архивов анализируется государственная политика советско-партийных органов по образованию сети дошкольных учреждений на селе в период сплошной коллективизации на примере Урала. Авторы выявили особенности устройства и финансирования данных учреждений, провели качественную и количественную характеристику дошкольных учреждений, функционирующих в данный период. Доказывается, что складывание сети яслей и детских садов осуществляется в период сплошной коллективизации, а сами дошкольные учреждения становятся одним из базовых элементов крестьянской повседневности. Причем детские ясли изначально организуются непосредственно на полевых станах, в страдную пору, чтобы «высвободить свободные женские руки», а уже затем - при совхозах и при МТС. Особенно ситуация изменилась с конца 1930 г., когда местные органы здравоохранения в директивном порядке стали разрабатывать планы по расширению сети детских учреждений. В результате, только за 1930-1934 гг. число постоянных яслей увеличилось в Уральской области в 25 раз, а количество мест в них - в 28 раз. Однако создаваемые дошкольные учреждения зачастую не были обеспечены материальной базой. Несмотря на все усилия советских органов, привлечения к финансированию детучреждений колхозов и совхозов, материальные трудности, связанные с индустриализацией и коллективизацией, голодом первой половины 1930-х гг., предопределили острую и хроническую необеспеченность и слабое развитие сопровождающей ее инфраструктуры (специализированная мебель для детей, игрушки, медицинское обслуживание и т.д.).

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

13-21 2
Аннотация
В статье рассмотрена проблема недостаточной теоретической и научно-методологической обоснованности деятельности по развитию гражданственности у обучающихся высших учебных заведений. Для ее разрешения предложена образовательная интерпретация понятия «гражданственность». В рамках системно-деятельностного подхода аргументирована общеметодологическая иерархия образовательных целей профессиональной подготовки в вузе и разработана технологическая модель образовательных целей развития гражданственности обучаемых. Базовым является личностный компонент модели, отражающий лидерский потенциал обучающегося. Социальный компонент представлен умениями реализовывать свои гражданские права и обязанности, интегрированные в гражданские качества, которые структурированы по видам социальной деятельности. К гражданским качествам отнесены следующие: образовательная конкурентоспособность, образовательная мобильность, предприимчивость, трудолюбие, гуманизм, общая культура, толерантность, духовность, законопослушность, политическое самоопределение, патриотизм, общественная активность, информационная культура, экологичность, семейная гармоничность. При этом гражданственность рассматривается как готовность ответственно реализовывать права и выполнять обязанности гражданина страны в процессе социального и профессионального взаимодействия. В качестве основного подхода к развитию гражданственности обучающихся предложен образовательный подход, в рамках которого определены субъекты, которые должны создавать условия для развития студентами своей гражданственности и следующие основные формы образовательной активности обучающихся: индивидуальная активность студентов по развитию своих личностных качеств и овладению необходимыми социальными навыками; организация или участие в подготовке и проведении научно-исследовательских, организационно-воспитательных и социальных мероприятий и проектов; дидактическое взаимодействие в процессе освоения содержания дисциплин учебного плана. В статье представлен опыт реализации технологической модели в практике профессиональной подготовки государственных и муниципальных управленцев.
22-29 2
Аннотация
Анализ исследований последних лет, касающихся владения цифровыми навыками студентов, проведенный во многих странах, свидетельствует о том, что высокий уровень неформального использования цифровых устройств для проведения досуга не обязательно способствует развитию цифровой грамотности, необходимой для обучения. В практике российских исследований недостаточно данных, подтверждающих или опровергающих следующее утверждение: свободное обращение студентов с цифровыми устройствами и интернет-контентом в личной жизни способствует развитию их цифровой грамотности. В статье представлены результаты анкетирования по определению степени использования цифровых устройств и различных видов интернет-контента в повседневной жизни и учебной деятельности бакалаврами педагогического вуза; определены направления развития цифровой грамотности студентов. В качестве методологической основы исследования применены методы: анализ научной литературы; изучение и обобщение опыта предшествующих исследователей; проведение анкетирования бакалавров на первом и выпускном курсе; статистический анализ результатов анкетирования. Представленные результаты позволяют утверждать, что бакалавры владеют цифровыми технологиями Интернета, инструментальными знаниями для работы с цифровым контентом. Однако характер интернет-деятельности незначительно связан с тем опытом, на который они смогут опереться в дальнейшем в академической и профессиональной коммуникации. Формирование цифровой компетентности обусловлено взаимодействием множества социальных факторов и является сложным комплексом умений, знаний и навыков. Предложены направления для организации целенаправленного поиска и анализа информации в академических и профессиональных целях, позволяющие формировать ключевые умения цифровой компетентности: аналитические и стратегические умения.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

30-37 7
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в процессе совместной игровой деятельности с родителями. В работе представлена разработанная в рамках системно-деятельностного подхода и апробированная программа развития эмоционального интеллекта детей в период дошкольного детства, направленная на приобретение детьми опыта восприятия и дифференциации разнообразных эмоций, развитие и амплификацию способов регулирования своего внутреннего эмоционального состояния и его внешней экспрессивной стороны. Особенностью программы является использование для развития эмоционального интеллекта у детей совместной игровой деятельности с их родителями. При организации совместной игровой деятельности родителей и детей основными методами являются игровые ситуации, основанные на визуализации, подражании и воспроизведения демонстрированных эмоциональных состояний, эмоционально-экспрессивные игры, позволяющие учитывать эмоциональные состояния других и оказывать эмоциональную поддержку, и игры, позволяющие родителям отработать приемы «я-сообщения» и «активное слушание». Совместная игровая деятельность родителей и детей целенаправленно позволяет использовать механизмы подражания, запечатления и отождествления детей для усвоения примеров и образцов поведения значимых взрослых, что способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка. С целью подтверждения эффективности выбранных средств развития описаны результаты математико-статистической обработки диагностируемых данных. Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что с целью повышения качества дошкольного образования разработана и апробирована программа, отличающаяся от большинства существующих программ, развивающих отдельные компоненты эмоционального интеллекта, целостной структурой развития, которая предполагает комплексное, целенаправленное развитие всех компонентов эмоционального интеллекта, за счет систематического включения детей в различные ситуации совместной игровой деятельности с родителями. Данная программа может быть использована в образовательных учреждениях педагогами-психологами для развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

38-43 1
Аннотация
В статье рассматриваются возможности художественной деятельности в формировании навыков творческого взаимодействия на уроках изобразительного искусства у младших школьников. Доказывается, что именно искусство и вовлеченность младших школьников в творческих процесс способствуют решению одной из главных задач, сформулированных в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования - развитие и совершенствование коммуникативных навыков у обучающихся в начальной школе. В статье подчеркивается, что наиболее эффективными средствами в формировании таких навыков выступают коллективные виды художественно-творческой деятельности и, в частности, коллективное рисование. Организация такой деятельности должна базироваться на последовательной реализации определенных этапов, каждый из которых имеет свои собственные содержательные основания. Целью данной статьи является раскрытие пяти основных этапов организации педагогом процесса коллективного рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе. К ним относятся: целеполагание, предполагающее организацию предварительной работы детского коллектива над рисунком; планирование, предполагающее поиск путей по реализации выдвинутых идей; подготовку к рисованию, предполагающую подбор определенных материалов, выбранных детьми для создания коллективного творческого продукта; непосредственно сам процесс рисования, предполагающий творческую реализацию задуманного детьми продукта; анализ созданного художественного продукта, предполагающий его коллективную рефлексию. Содержание представленных этапов базируется на ряде общепедагогических принципов (природосообразности, равенства в творчестве и сотрудничестве, коллективности, культуросообразности, открытости и доступности в коллективной деятельности) и принципах художественного образования (взаимосвязи технического и образного, диалогичности художественного творчества, соответствия формы художественного продукта его содержанию).
44-50 3
Аннотация
Среди задач, поставленных перед системой дополнительного музыкального образования, выделяются те, которые декларируют необходимость развития не только определенных технических и художественных навыков и умений у обучающихся, но и формирования их личностных качеств. К одному из них относится эмоционально-волевая саморегуляция, развитие которой необходимо начинать с самого начала творческого пути юного музыканта. Достаточный уровень развития эмоционально-волевой саморегуляции является гарантом качественного исполнения музыкального произведения, устранения сценического волнения, осознанного осуществления анализа каждого концертного выступления. Целью данной статьи является представление комплекса музыкальных игр, способствующих развитию эмоционально-волевой саморегуляции младших школьников в процессе хоровых занятий в учреждении дополнительного музыкального образования. Содержание игр рассмотрено в связи с основными умениями юных музыкантов, свидетельствующими о развитости у них эмоцонально-волевой саморегуляции: осуществлять слуховой самоконтроль в процессе восприятия и исполнения музыки, управление эмоциональным состоянием в различных видах музыкально-творческой деятельности. Играми, способствующими развитию данного умения, стали: ролевая, игра-соревнование, музыкально-дидактическая игра, подвижная игра. В разработке данного комплекса были выделены такие принципы педагогики музыкального образования, как единство эмоционального и рационального в музыкальной деятельности, полихудожественности музыкального и художественного образования, интонационности музыкального искусства. Условием включения музыкальных игр в содержание хоровых занятий с младшими школьниками явилась хоровая театрализация, включающая такие виды деятельности, как вокальное исполнение, движение под музыку, выразительное чтение, рисунок.
51-57 6
Аннотация
В статье освещается проблема развития музыкального мышления, обусловленная потребностями практики и приоритетными направлениями государственной образовательной политики. Цель статьи: охарактеризовать комплекс методов обучения, обеспечивающих единство восприятия музыки, мышления и воображения. Методология исследования: теоретические положения культурно-исторической психологии о значении деятельности в развитии высших психических функций; основные положения музыкознания и психологии музыкальной деятельности об отражении в сознании музыкального образа; положения интонационного и полихудожественного подхода в педагогике музыкального образования, а также соотвествующие им методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение педагогического опыта, сравнение, обобщение. Рассмотрено содержание музыкального мышления с позиций музыковедческого и педагогического подходов; выявлен комплекс методов обучения, обеспечивающих единство восприятия музыки, мышления и воображения: на подготовительном этапе (методы активизации познавательного интереса, беседы, диалога); на действенно-практическом этапе (методы эмпатии, рефлексии, беседы, диалога, наблюдения за музыкой); на итоговом этапе (анализ, размышление о музыке, пластическое моделирование); на рефлексивном этапе (сравнение, аналогия, методы воображения и создания художественного контекста). Разработана методика обучения по дисциплине «Слушание музыки», обеспечивающая единство восприятия музыки, мышления и воображения, для учащихся младшего школьного возраста детских школ искусств. Методика включает этапы: 1) подготовительный, мотивирующий учащихся на восприятие музыки; 2) действенно-практический, связанный с процессом «погружения-переживания» музыки; 3) итоговый, заключающийся в осмысление средств музыкальной выразительности и авторского замысла в целом; 4) рефлексивный, выявляющий личностную значимость (смысл) произведения. Практическая значимость реализована в разработке комплекса методов, обеспечивающих единство восприятия музыки, мышления и воображения; полученные данные могут быть использованы в художественном образовании, в курсе музыкальной психологии для студентов средних и высших учебных заведений.
58-66 10
Аннотация
В статье обосновывается необходимость поиска ответа на вопрос: как организовать проектную деятельность обучающихся так, чтобы она действительно была направлена на достижение не только предметных результатов образования, но и метапредметных, выраженных в виде универсальных учебных действий? В статье рассматриваются возможности проектной деятельности по включению обучающихся в систему социальных связей для реализации образовательных целей. Указаны коммуникативные системы, социальное взаимодействие в которых целесообразно задействовать при осуществлении школьниками работы над проектом: ученик - ученик, ученик - родитель, ученик - руководитель, ученик - учитель, ученик - другие субъекты. Отмечается, что специально организованный процесс социальной коммуникации в ходе проектной деятельности будет способствовать развитию у обучающихся всех групп универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), что соответствует выполнению современных требований к результатам образования. В рамках предлагаемой статьи рассматриваются возможности формирования коммуникативных универсальных действий школьников. Представлена структура проектной деятельности школьников. Для каждого этапа проектной деятельности указаны приемы, позволяющие развивать у школьников коммуникативные универсальные учебные действия. Указанные приемы рассмотрены в качестве примеров, иллюстрирующих возможность и целесообразность активного использования возможностей социальной коммуникации при организации проектной деятельности школьников для достижения ими необходимых образовательных результатов, и не являются единственно возможными. Использование представленных приемов развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий позволяет организовать процесс проектной деятельности таким образом, чтобы школьники имели возможность приобретать опыт социальной коммуникации при взаимодействии с различными субъектами.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

67-75 1
Аннотация
В статье обоснована необходимость внедрения электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения, поскольку они создают принципиально новые педагогические инструменты организации и управления профессиональным образованием. В статье предложены способы решения проблемы - определения методики разработки и применения электронных учебно-методических комплексов в системе среднего профессионального образования. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению сущности информатизации профессионального образования; понятий цифровых образовательных ресурсов и электронного учебно-методического комплекса; методики и этапов проектирования электронного учебно-методического комплекса в системе среднего профессионального образования. На основе проведенного анализа условий образовательного процесса ГБПОУ города Москвы «Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26» предложены электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» и методические рекомендации по его проектированию и применению. К основным компонентам, входящим в электронный учебно-методический комплекс, авторы относят рабочую программу дисциплины; календарно-тематический план; обучающий блок, включающий в себя курс лекций; методические рекомендации по выполнению практических заданий; методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы; методические рекомендации по выполнению проектной работы (в рамках дисциплины профессионального модуля); блок контроля и оценки знаний (фонд оценочных средств); список источников литературы и справочный материал. Необходимо уделить должное внимание структуре электронного учебно-методического комплекса и методике обучения посредством его. Представленные рекомендации помогут преподавателям в создании учебных моделей, эскизов и сценариев учебно-методических комплексов, являющихся основой для последующей компьютерной разработки мультимедиа компонентов.
76-83 3
Аннотация
В данном исследовании представлен метод междисциплинарных проектов на иностранном языке, как один из эффективных методов обучения не только иностранному языку, но и научно-исследовательской работе, межкультурному взаимодействию, использованию информационно-коммуникационных технологий и профессиональной коммуникации. В статье дано определение иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции, которая является многокомпонентной и представляет совокупность иноязычной коммуникативной, межкультурной, технологической, научно-исследовательской компетенций и компетенции в области направления подготовки. На основе анализа научной литературы авторы дают определение междисциплинарного проекта на иностранном языке, который является поэтапным выполнением учебно-познавательных действий студентами в различных областях знаний, которые позволяют решить конкретную проблему в области направления подготовки. В результате самостоятельных познавательных действий с использованием аутентичных источников студенты создают продукт исследования на иностранном языке в мультимедийном исполнении. В статье подробно описаны все этапы методики реализации междисциплинарных проектов на иностранном языке от определения темы, актуальности и задач проекта с руководителем образовательной программы по направлению профессиональной подготовки до подготовки итогового отчета и мультимедийной презентации на иностранном языке с преподавателем иностранного языка. Авторы статьи подчеркивают, что междисциплинарность проекта заключается не только в использовании иностранного языка и информационно-коммуникационных технологий для получения нового знания в профессиональной сфере, но и в постоянном взаимодействии руководителя образовательной программы и преподавателя иностранного языка, которые контролируют различные этапы выполнения проекта в зависимости от предметных приоритетов определенного этапа междисциплинарного проекта. Поэтапная методика реализации междисциплинарного проекта на иностранном языке может быть применена для междисциплинарных проектов по различным дисциплинам.
84-91 1
Аннотация
Современная методика обучения иностранному языку подчиняется требованиям современного вуза. Уральский федеральный университет делает ставку на проектное обучение, а именно на междисциплинарные проекты, в том числе и на иностранном языке. В данной проектной деятельности, с одной стороны, иностранный язык является инструментом получения нового знания в профессиональной сфере, с другой стороны - средством демонстрации полученных результатов исследовательской работы. Научные тексты имеют определенную структуру, речевые и грамматические обороты, которые, как правило, незнакомы студентам. Для эффективной работы студентов с научными текстами авторы статьи предлагают четкий алгоритм действия, который основан на компетентностном, личностно-деятельностном, коммуникативном, проблемном, контекстном и системном подходах. Авторы статьи дают анализ общих методических принципов обучения чтению на иностранном языке (функциональности, структурности, учета родного языка при овладении иностранным языком, программирования речевой деятельности) и частных методических принципов обучения чтению научных текстов при выполнении междисциплинарных проектов на иностранном языке (обучения на речевых образцах, взаимодействия основных видов речевой деятельности и аппроксимации учебной деятельности). Авторы статьи подчеркивают необходимость анализа научных текстов с точки зрения надежности и описывают пошаговый алгоритм оценки источников научных статей. В данном исследовании дано описание основных этапов реализации междисциплинарного проекта на иностранном языке студентами Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета. Методика работы с научными текстами основана на положениях ориентировочно-референтного, поисково-референтного и обобщающе-референтного чтения. Предлагаемая авторами методика согласуется с целями междисциплинарного проекта и этапами его выполнения. Практика применения методики обучения чтению научных текстов демонстрирует эффективные результаты обучения.
92-96 3
Аннотация
В статье рассматривается возможность подготовки лингвистов-переводчиков к межкультурному самообразованию. Целью исследования является определение содержания подготовки будущих лингвистов-переводчиков к самообразованию в области межкультурной коммуникации. В работе проанализирован терминологический аппарат, определены термины «межкультурная коммуникация», «межкультурная компетенция» и «самостоятельная работа». В статье приведена также деятельностная классификация межкультурного самообразования, определенная формулой «межкультурные различия + когнитивно-продуктивные действия с ними». Раскрыта роль самостоятельной работы для процесса обучения. Результатом проведенного исследования является определение круга умений, необходимых для формирования готовности к межкультурному самообразованию, и их классификация. Согласно полученным выводам, процесс подготовки будущих лингвистов к межкультурному самообразованию должен быть направлен на формирование двух групп умений: метакогнитивных умений самостоятельной учебной деятельности в области межкультурной коммуникации и предметно-межкультурных умений.Первая группа включает в себя умения ориентации и мотивации своих познавательных действий, умения организации и планирования, умения реализации СР, умения самоконтроля и самокоррекции и рефлексивные и диагностические умения. Ко второй группе умений отнесены умения поиска, извлечения, накопления и систематизации теоретической и практической информации о иноязычной культуре; умения сопоставительного межкультурного анализа и выявления межкультурных различий, их логической и ценностной интерпретации, включая интеграцию в уже имеющиеся знания и оценки; умения практического коммуникативного и прикладного внеречевого и теоретического применения результатов интерпретации межкультурных различий в профессиональной и личной коммуникации.Полученные результаты могут быть использованы в процессе обучения лингвистов-переводчиков в рамках курса «Межкультурная коммуникация».
97-104 3
Аннотация
Коррупция - это злоупотребление должностным лицом своих должностных полномочий с целью получения личной материальной либо нематериальной выгоды. Она препятствует экономическому развитию общества, снижает доверие граждан к органам государственной власти, их легитимность и как следствие - приводит к снижению авторитета России на международной арене. Произошли очень серьезные изменения в мировоззрении современного российского общества, которые повлекли за собой и переоценку иерархии и даже горизонтов ценностей молодежи. Среди представителей старшего поколения и молодежи очень широко распространилось заведомо ложное убеждение о том, что коррупция распространилась в современной России, а Советский Союз был полностью свободен от этого зла. Антагонистические противоречия в отношении коррупции мешают профилактики этой угрозе обществу, государству и каждому гражданину нашей страны. Проблему борьбы с коррупцией в российском обществе необходимо рассматривать на основе исследования природы ее формирования и распространения. Это социальное явление, характеризующее взаимоотношения между людьми в определенном историческом контексте. Теория валюации и метода самоконфронтации Губерта Й. М. Херманса - это метод поиска и обнаружения важных событий в биографии, описание которых составляет нарратив, отношение к которому придает смысл всей судьбе человека. Эти события вносят значимые смыслы человека в формировании антикоррупционного поведения, которые находятся в контексте культурно-исторической теории развития психики и личности, разрабатанной Л. С. Выготским, А. Р. Лурией и А. Н. Леонтьевым, рассматривавщими социальную среду и общение между людьми не просто как процесс развития личности, а как казуальную природу возникновения социальных новообразований, к которым относятся и ценности.
105-110 1
Аннотация
В работе обсуждается проблема подготовки будущих учителей физики к постановке и проведению современного учебного физического эксперимента. Утверждается, что главным условием успешного формирования соответствующей готовности является направленность учебного процесса на развитие всех ее структурных компонентов. Для решения этой проблемы по результатам проведенного исследования предлагается соответствующая методика обучения, которая в образовательном процессе реализуется в виде отдельного курса «Натурно-вычислительный эксперимент». Содержание курса представлено двумя блоками: теоретическим и практическим. Теоретический блок включает изучение и обсуждение вопросов, необходимых для проведения лабораторно-практических занятий. Приводятся названия и содержание тем теоретического блока. Практическая часть преследует цель - дать студентам практические навыки проведения натурно-вычислительного эксперимента, а также получить опыт работы с различными программными средствами для компьютерного моделирования физических процессов и явлений. Предлагается освоение практической части проводить в пять этапов, каждый из которых имеет свою цель и решает определенные задачи. На первом этапе занятия организуются по схеме параллельного выполнения натурного и вычислительного экспериментов. На втором - по схеме последовательного выполнения. Третий этап призван сформировать элементы готовности к проведению комплексного (совмещенного) натурно-вычислительного эксперимента. Цель четвертого этапа - совершенствование навыков использования вычислительного эксперимента для изучения сложных физических объектов. Пятый этап призван обобщить результаты и выработать методические рекомендации по их использованию в будущей профессиональной деятельности учителя физики. Для каждого этапа практической части представлены комплексы лабораторных работ и учебно-исследовательских проектов. Формулируются цель и задачи дисциплины «Натурно-вычислительный эксперимент». Обсуждается диагностический аппарат оценки степени подготовленности студентов к использованию натурно-вычислительных экспериментов.
111-116 2
Аннотация
Учебное пособие предназначено для китайских студентов, начинающих изучать русский язык в родной или неродной языковой среде, и рассчитано на первый год обучения. Концептуальные основы учебного пособия можно условно дифференцировать на общие и частные положения. К общим концептуальным принципам можно отнести опору на рационально-логический стиль овладения языком, сформировавшийся в период предыдущего обучения; опору на конфуцианские и даосистские этические принципы, в основе которых лежат аналогии, традиции и ритуалы; ориентацию не только на продуктивные, но и на рецептивные виды речевой деятельности; использование методики латерального профилирования, позволяющей определить китайских обучающихся как правополушарных визуалов; опору на принцип наглядности; использование стратегии бикультурализма при отборе и дидактической интерпретации текстового материала. В свою очередь, к частным концептуальным положениям можно отнести: ситуативную подачу материала; множественное использование визуального семиотического ряда; единообразие построения уроков; обязательный перевод русской лексики на китайский язык; принцип аналогии - опору на грамматические образцы; перманентность формирования грамматических и коммуникативных навыков; принцип сочетания нового и повторяемого (наложение новых ситуаций и лексики на перманентно повторяемую грамматико-синтаксическую основу русского языка). Важнейшими частными принципами являются: принцип инвариантности урока в сочетании с возможностью вариативных реализаций при подаче лексико-грамматического материала и принцип непрерывной встраиваемости культурологических сведений в текстовый материал. Обязательной является реализация стратегии бикультурализма, которая предполагает использование двунаправленного, ориентированного на китайские и российские реалии настоящего и прошлого дидактического материала. В целом предлагаемая нами концепция учебного пособия для китайских студентов способствует формированию их языковой компетенции, прагматикона и культурологического тезауруса, а также уменьшению фактов деструкции дискурса и повышения эффективности общения между гражданами России и Китая.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

117-124 5
Аннотация
В статье раскрывается проблема овладения обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью, поскольку выпускники педагогических вузов в реализации профессиональной деятельности обучают и воспитывают будущее поколение, учат их взаимодействию с социумом, вступают в профессионально значимую педагогическую среду. Целью написания данной статьи является раскрытие некоторых условий по овладению обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью. Методологической основой исследования, отражающего организацию овладения обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью, выступают: положения теории познания, личностно ориентированный подход, системный подход, системно-деятельностный подход, компетентностный подход. Методами исследования являются: анализ отечественных и зарубежных исследований, раскрывающие коммуникативную компетентность как овладение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, анализ нормативно-правовой и законодательной документации, определяющей требования к обучению коммуникации в сфере высшего профессионального образования. Результатами данного исследования являются возможность обеспечения коммуникативного взаимодействия студентов и педагога в учебном процессе в процессе использования приемов проблематизации и диалогизации, а также при прохождении обучающимися педагогических вузов учебной и производственной практики. Выделены направления в процессе формирования коммуникативной компетенности выпускников педагогических вузов - будущих учителей начальных классов и педагогов ДОУ. Авторы статьи свидетельствуют о необходимости реализации в организации образовательного процесса студентов-бакалавром следующих условий: помочь студентам осмыслить их речевую практику; учить ориентироваться в различных речевых ситуациях; совершенствовать умение свободно пользоваться устной диалогической речью, создавать монологические высказывания; совершенствовать умение воспринимать слышимую речь в различных ситуациях и формах общения. Авторы приходят к выводу, что формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов дошкольного и начального образования должно осуществляться под влиянием всех компонентов учебного-воспитательного процесса как единого целого (аудиторные, внеаудиторные формы работы, а также возможности практики).
125-132 1
Аннотация
Современное инженерное образование предполагает наличие профессионально ориентированного компонента при обучении студентов. При этом возникает необходимость изменения содержания учебных дисциплин базового цикла, в том числе и математики. Введение профессионально значимого материала в курс математики позволяет реализовать междисциплинарная интеграция. Возможности интеграции математики и дисциплин профессионального цикла представлены в отечественных и зарубежных исследованиях. Обучение математике будущих инженеров на основе междициплинарной интеграции способствует более полному пониманию изучаемых процессов и явлений, встречающихся в профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности инженера-технолога предполагает не только знание основных процессов и оборудования химико-технологической системы, но и наличие способности проводить анализ и оценку полученной информации о состоянии всей системы и отдельных ее элементов. Для осуществления подготовки студентов технических вузов к анализу и оценке химико-технологического процесса при обучении математике разработана методика на основе интеграции элементов дисциплин профессионального цикла и дисциплины «Математика». Выделены компоненты подготовки к анализу и оценке (мотивационно-целевой, гносеологический, праксиологический и аксиологический), выбран способ подготовки - метод математического моделировании и средство подготовки - кейс-технология, определены уровни сформированности способности к анализу и оценке химико-технологического процесса. Каждый кейс содержит различные информационно-компетнтностные задачи, которые классифицированы по видам математических моделей, используемых для описания изучаемого процесса или явления. Данные задачи позволяют осуществлять связь между выделенными разделами математики и профессионально ориентированными дисциплинами. Приведен пример задачи о теплообменнике, которая направлена на анализ, создание, преобразование и оценку математической модели теплового процесса в теплообменнике, которая представляет дифференциальное уравнение. Проведенный педагогический эксперимент подтверждает эффективность разработанной методики.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

133-140 4
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы функционирования когнитивной сферы младших школьников, которые обучаются посредством гаджетов. В настоящее время педагоги и родители испытывают трудности при формировании понятийного мышления младших школьников, воспитывающихся в цифровую эпоху. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что младшие школьники, которые обучаются посредством гаджетов, должны иметь некоторые особенности структуры интеллекта. Для проверки гипотезы исследования и изучение особенностей структуры интеллекта у младших школьников, которые обучаются посредством гаджетов, использовали эксплораторный факторный анализ. В качестве психодиагностического инструментария авторы использовали методику «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой. В результате исследования выяснилось, что структура интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов, отличается от структуры интеллекта тех, кто обучается с помощью традиционных учебных пособий. В структуре интеллекта детей, обучаемых посредством гаджетов, преобладают такие компоненты, как пространственное мышление, интуитивно-логическое мышление, понимание формул и построение схем и непроизвольное внимание. В структуре интеллекта детей, обучаемых посредством традиционных дидактических средств, выявлены такие подструктуры, как вербально-логическое мышление, способность к категориальному анализу, быстрое понимание смысла и когнитивный контроль. Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке рекомендаций для педагогов и психологов по формированию траектории индивидуального развития интеллекта младшего школьника. Авторы также проанализировали достаточное количество теоретических источников, посвященных проблеме обучения детей посредством гаджетов.
141-147 1
Аннотация
Современные социально-политические и экономические условия создают городскую среду, характеризующуюся высокой профессиональной динамичностью, политической нестабильностью и непредсказуемым будущим. Данный фактор порождает не всегда осознаваемую неуверенность молодежи в желаемом будущем и в неоправданной надежде на случайный возможный успех. При этом желаемое будущее, как правило, связывается с трудовой занятостью, которая обеспечила бы человеку достойную жизнь. Конечно, представление о достойной жизни меняется со временем. Но в самом общем смысле это престижная (элитная) профессия, материальная обеспеченность, чувство собственной значимости и комфорта. Для развития городской среды безусловно важно наличие не только высокой динамики профессиональной деятельности, но и наличие стратегии профессионального развития у молодежи, прогнозируемое профессиональное развитие и прогнозирование профессиональной деятельности. Авторы статьи, анализируя специальную литературу по методологии психолого-педагогического прогнозирования, основываясь на целевой ориентации прогнозирования профессионального становления, выделяют следующие принципы исследования проектирования профессионального будущего человека: логико-эволюционный, системно-динамический, проектный (проектно-ориентированный) и личностный подходы. Авторы статьи рассматривают проблему профессионального становления в ракурсе транспективы. В зависимости от изменения социально-экономических условий профессионального развития, смены ведущей деятельности авторы определяют и характеризуют несколько стадий становления, которые соотносятся с возрастными особенностями человека: стадия аморфной оптации, стадия профессиональной подготовки, стадия профессиональной адаптации, стадия первичной профессионализации, второй уровень профессионализации, акмепрофессионализм.
148-153 4
Аннотация
Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, обусловлена необходимостью инструментального обеспечения выявления, развития, диагностики и сопровождения одаренной молодежи, обучающейся в вузе, в различных областях творческой деятельности, на разных образовательных ступенях и этапах личностного развития. Цель исследования - обобщить опыт создания и использования образовательного интернет-ресурса Аrt-edu72.ru, разработанного на кафедре искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета. Методологической основой исследования являются: теоретические положения о художественно-творческой деятельности как целостном комплексе взаимосвязанных элементов и их отношений (А. А. Мелик-Пашаев, Н. Г. Тагильцева), концепция одаренности (Д. Б. Богоявленская, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, методы психолого-педагогической диагностики. Научная новизна состоит в том, что авторами предлагается исследовать признаки одаренности студентов в области художественно-эстетической деятельности, используя при этом возможности интернет-ресурса Аrt-edu72.ru в ходе комплексного анализа работ студентов, экспертного оценивания, опроса, осуществления психометрической экспертизы доминантного типа мышления и уровня IQ студентов. Авторы делают вывод о том, что данный интернет-ресурс позволяет не только повысить эффективность диагностики одаренных за счет своевременного выявления, дифференциации и точечной индивидуализированной работы с одаренной личностью, но и объединить, синхронизировать работу экспертов, осуществить анализ результатов.
154-160 3
Аннотация
Социально-психологическая адаптация студентов - одно из основных направлений работы вуза, которое является очень разноплановым. Опираясь на анализ исследований, проведенных в последние годы, авторы предполагают, что есть интегральный показатель, который может спрогнозировать успешность либо неуспешность адаптивного процесса студентов. В качестве такого интегрального показателя выступает эмоциональный интеллект. В статье представлены результаты исследования, проведенного на выборке 116 студентов первого курса в возрасте от 17 до 19 лет, обучающихся по разным гуманитарным направлениям. С этой целью использованы: опросник «ЭмИн» Д. В. Люсина, «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения» В. А. Лабунской, «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. По итогам исследования подробно описаны уровни проявления эмоционального интеллекта и данные измерения эмоционального интеллекта по шкалам (ЭмИн» Д. В. Люсина). Выявлено, что большинство студентов оценивают свой уровень эмоционального интеллекта как высокий и средний. Описаны уровни способности к интерпретации невербального поведения (методика В. А. Лабунской). Сделан вывод о том, что студенты достаточно хорошо определяют и интерпретируют невербальное поведение. Подробно проанализирована способность к интерпретации невербального поведения студентов-первокурсников при решении каждой задачи. Результаты опросника, направленного на рефлексию своего эмоционального интеллекта (ЭмИн» Д. В. Люсина), соотнесены с уровнями развития способности к интерпретации невербального поведения (методика В. А. Лабунской). Описаны уровни социально-психологической адаптации студентов-первокурсников (методика К. Роджерса и Р. Даймонда), выявлено, что по всем шкалам показатели выше нормативных, кроме шкал: «доминантность», «ведомость», «эскапизм». Полученные результаты сопоставлены с другими аналогичными современными исследованиями и интерпретированы возрастными особенностями студентов, а также спецификой ситуации обучения на первом курсе. С помощью коэффициента Спирмена установлена связь почти по всем параметрам между уровнями развития социально-психологической адаптации и уровнями развития эмоционального интеллекта.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

161-166 2
Аннотация
Дополнительное образование как повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в области культуры и художественного образования претерпевает значительные изменения, которые являются следствием введения новых правовых, образовательных и трудовых стандартов. Целью данной статьи является представление современных вызовов и условий, актуальных для реализации дополнительного образования специалистов сферы культуры и искусства, а также художественного образования. Региональные стратегические ориентиры на материально-техническое поддержание учреждений культуры и игнорирование вопросов воспроизводства кадров, крайняя неподготовленность введения профессиональных стандартов в деятельность учреждений культуры, неготовность или нежелание представителей работодателей влиять на содержание дополнительного художественного образования в связи с изменившимися требованиями к квалификации специалистов и т.д. - все эти внешние по отношению к дополнительному художественному образованию вызовы тормозят его реализацию. Для устранения названных проблем и насущных вызовов необходимы одновременные шаги всех учреждений и субъектов, включенных в процесс переподготовки и повышения квалификации: четкая формулировка положений в нормативных документах, которая возможна в опоре на утвержденный и принятый Федеральный закон «О культуре»; разработка вузами, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере художественного образования, новых образовательных программ, обусловленных интересом молодежи к новым профессиям, таким как арт-оценщик; science-художник; личный тьютор по эстетическому развитию и т.д.; объединение усилий субъектами рынка труда сферы культуры и художественного образования для реализации новой системы и порядка повышения квалификации и переподготовки специалистов в области художественного образования.
167-172 2
Аннотация
Статья посвящена анализу опыта работы учреждений культуры г. Екатеринбурга по созданию культурной инклюзии. Авторы доказывают, что наряду с вопросами, связанными с образованием людей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо создавать условия для абилитации и реабилитации детей с особенностями развития средствами культуры и искусства. Под культурной инклюзией авторы вслед за А. А. Шевлягиным понимают такое «включение индивида в социально-культурную среду, которое учитывает его физические и когнитивные особенности, отвечает потребностям в культурной самоидентификации и мировосприятию и обеспечивает уважительное отношение к представителям разных культурных групп, формируя среди них равноправие». Для этого необходимо учреждениям культуры создавать доступные условия для посещения путем преодоления со стороны сотрудников учреждения культуры психологических барьеров, необходимо разрабатывать и адаптировать программы для людей с особенностями развития и здоровья. Немаловажную роль в создании инклюзивного пространства имеет и развитие различных каналов связи для информирования потенциальных посетителей о существующих возможностях учреждения культуры. С 2015 г. у муниципальной сферы культуры Екатеринбурга начала складываться единая, осознанная и основанная на системном подходе концепция доступности учреждений и их услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья всех возрастов. Все направления работы были объединены в общий проект, получивший емкое и многозначное название «Культура для всех». Авторы статьи подробно описывают возможности и особенности учреждений культуры г. Екатеринбурга в создании инклюзивного пространства. В заключение авторы приходят к выводу, что культурная инклюзия может быть достигнута только посредством совместного комплексного взаимодействия всех заинтересованных учреждений и организаций.


ISSN 2079-8717 (Print)