Preview
Том , № 5 (2019)
Скачать выпуск PDF

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

6-13 1
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития словесного (речевого) творчества детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность данной проблемы в связи с особой ролью речи и творческой активности ребенка дошкольного возраста в развитии всех его психических процессов. Цель статьи заключается в научном определении феномена словесного творчества как одного из наиболее сложных видов творческой деятельности дошкольников, анализе основных положений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, связанных с развитием активной творческой личности ребенка, и описании различных подходов к реализации данных положений в вариативных программах дошкольного образования. Обобщены теоретические аспекты проблемы развития словесного (речевого) творчества дошкольников: обозначены механизмы творческой деятельности дошкольников, скорректировано определение данного понятия, перечислены разновидности словесного (речевого) творчества, обозначены этапы формирования словесного (речевого) творчества детей. Проанализированы задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, направленные на развитие творческого потенциала ребенка. Автором выявлена специфика содержания работы по развитию словесного (речевого) творчества на основании сопоставления ряда современных образовательных программ дошкольного образования (примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная программа дошкольного образования «Развитие», примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки», примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»). Обобщены основные методы и приемы развития словесного (речевого) творчества в данных образовательных программах. Анализ образовательных программ поможет педагогам дошкольной ступени образования учитывать особенности программы при ее реализации в образовательном процессе и обеспечивать успешное решение задач развития словесного (речевого) творчества детей.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

14-22 1
Аннотация
В статье анализируется специфика применения традиционных принципов дидактики в формировании метапредметного (метатехнического) знания в курсе информатики (средняя общеобразовательная школа, среднее профессиональное образование). Проведенный анализ философских и социальных аспектов развития и использования техники показывает, что базовой составляющей технической культуры человека, наряду с конкретным техническим знанием, становится метапредметное (метатехническое) знание как система обобщенных знаний о техносфере (ее структуре, содержании, закономерностях функционирования и развития). Отмечается, что результат школьного обучения необходимо связывать со становлением у обучаемых технической культуры, соответствующей современному уровню развития техносферы. Подходы к решению этой задачи связаны как с рядом учебных дисциплин (физика, технология, информатика и ИКТ, химия и др.), так и с совершенствованием методики применения в обучении классических принципов дидактики (научности и доступности, наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой). Формирование у учащихся метапредметного знания должно осуществляться в соответствии с этими принципами. Содержательным аспектом методики формирования метапредметного знания является обновленный вариант принципа систематичности и последовательности, ключевой идеей которого является обобщенный план изучения объекта компьютерной техники, включающий научно-технические, рецептурно-технические знания, компоненты системы взаимодействий «общество - техника - природа». Делается вывод о том, что подобные комплексные знания о техносфере и каждом объекте в ее составе обеспечивают более высокий уровень технической культуры учащихся, результатом формирования которой являются глубокое понимание роли науки и человека в развитии современной техносреды и осознание возможных последствий технической деятельности социума.
23-28 2
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и практико-ориентированные аспекты проблемы формировании у младших школьников ценностного отношения к учебной деятельности. Обзорно представлена методология аксиологического подхода, в рамках которой образование рассматривается в качестве терминальной и в то же время инструментальной ценности. Такое широкое определение роли образования обусловлено социокультурной обстановкой, в которой сегодня доминирует установка на «обучение через всю жизнь» (lifelong learning). Осознание необходимости постоянного обучения, положительное отношение к образованию необходимо начинать «с младых ногтей», то есть с уровня начального общего образования. С одной стороны, такой подход обозначен в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где насчитывается до тридцати обращений к ценностям и ценностному отношению. Однако, с другой стороны, у практикующего учителя нет конкретных рекомендаций, которые бы обозначили траекторию реализации данной работы в образовательном процессе. Часть ученых обращалась к данной проблематике (С. С. Акимова, А. Н. Антюшко, М. Н. Иванова, И. Д. Лельчицкий, Л. Ю. Савинова), но анализ их работ выявляет интерес скорее к диагностической стороне проблемы, нежели к существу процесса формирования ценностного отношения к учению у младших школьников. В статье представлен авторский подход к отбору диагностического инструментария по проблеме исследования, а также обоснована характеристика уровней отношения школьников к учебной деятельности. Кратко описана опытно-поисковая работа, в которой был реализован ряд мероприятий, акций, позволяющих наметить траекторию формирования у младших школьников ценностного отношения к обучению от эмоционального принятия значимости учения до осознания смысла учения как ведущего вида деятельности. Проведенная в процессе исследования диагностика подтвердила позитивную динамику показателей, свидетельствующих о закреплении ценностного отношения к учению у учащихся начальной школы.
29-35 2
Аннотация
В статье дается характеристика структуре и содержанию художественно-эстетической среды школы. Художественно-эстетическая среда - понятие, находящееся в стадии формирования, результатом чего станет формулирование сложной многоуровневой дефиниции. В современных исследованиях изучаются типы данной среды, компоненты, элементы, возможности влияния на различные сферы деятельности человека. Цель данной статьи - раскрыть педагогический потенциал художественно-эстетической среды школы в развитии личности обучающегося. Рассматривается влияние эстетического оформления окружающей обстановки на формирование эмоционального комфорта и усиление у обучающихся мотивации к обучению и развитию. Анализируются возможности художественно-эстетической среды как образного ценностно-смыслового контекста, влияющего на нравственное становление личности. Подчеркивается важность эстетического общения как «поля» обмена личностными эмоциональными реакциями, результатами культурного выбора субъектов образовательного процесса. Уделяется внимание рассмотрению художественно-эстетической среды как особой творческой атмосферы, способствующей развитию эстетического сознания, воспитанию гуманистических идеалов личности, расширению культурного кругозора и улучшению ориентирования в культуре, освоению социального опыта. Методами исследования является анализ, обобщение материалов по проблеме влияния на личность особенностей среды ее образования и развития. Методология работы основана на психолого-педагогических и эстетических теориях, воплощающих средовой подход к развитию эстетического сознания, эмоциональной и нравственной сфер, творческой активности, культурной ориентации личности. В результате работы авторами выделены и теоретически обоснованы основные компоненты художественно-эстетической среды школы: предметно-пространственный (связанный с созданием чувственно-материального образа школы как Дома), ценностно-смысловой (раскрывающийся в эстетическом общении на основе произведений искусства - выразителей нравственных ценностей), эмоционально-психологический (выражающийся в эмоциональной атмосфере взаимодействия педагогов и учеников на основе увлеченности искусством, открытости, доверия, эмоциональной поддержки), творческий (связанный с открытиями личностно-смысловой ценности художественно-образной информации и выражением самосознания в творческой деятельности), - охарактеризовано их содержательное наполнение. Область применения результатов - теория и методика обучения и воспитания (общее образование). В качестве вывода можно указать на то, что аналитическое обобщение исследований по проблеме художественно-эстетической среды как образного ценностно-смыслового контекста развития личности привело к теоретическому обоснованию основных компонентов данной среды в образовательной организации и направлений реализации ее педагогического потенциала в развитии личности обучающегося.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

36-41 3
Аннотация
Проблема исследования. Современные социально-политические изменения в России и во всем мире ставят перед Вооруженными силами РФ новые задачи в образовании будущих военных специалистов. Значительная роль в обучении отводится языковым дисциплинам. На основе анализа основополагающих документов и собственного педагогического опыта автор статьи обосновывает инструменты формирования нового типа военного специалиста в образовательном пространстве военного вуза. Анализируются понятие «нестандартные занятия» и особенности проведения таких занятий в процессе обучения в военном вузе, способствующие развитию лингвистической компетенции будущих военных специалистов средствами иностранного языка. Цель работы - обосновать важность использования нестандартных методов изучения иностранного языка курсантами военного вуза, в частности ситуативного учебного метода, с целью продуктивного функционирования в иноязычной среде, приобретения социолингвистической компетенции и освоения культурного аспекта коммуникации. В статье подчеркнута важность использования нетрадиционных форм обучения иностранному языку в военных вузах. Как один из наиболее эффективных рассмотрен ситуативный метод обучения иностранному языку. Отмечена необходимость использования интерактивных форм обучения при изучении иностранных языков в военном вузе. Проанализировано использование аутентичного видео с целью формирования социолингвистической компетенции и ознакомления с культурой стран изучаемого языка.
42-47 2
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы языковой подготовки специалистов неязыковых вузов по образовательной программе «Таможенное дело» в Уральском федеральном университете и формирования необходимых компетенций по владению вторым иностранным языком (французским) для осуществления профессиональной коммуникации. Рабочая программа модуля «Профессиональная языковая подготовка» предусматривает формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области использования французского языка по завершении освоения модуля. Автор статьи усматривает противоречие между планируемыми результатами обучения и невозможностью освоения второго иностранного языка в профессиональных целях в сроки, регламентированные программой. Поэтому для формирования необходимых компетенций была применена технология реверсивного обучения, соответствующая государственным требованиям и потребностям современного информационного общества. Реверсивное обучение предусматривает, что часть теоретического материала осваивается обучающимися самостоятельно в дистанционном режиме, аудиторное время посвящено формированию необходимых компетенций для изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей. Для формирования и развития компетенций, обозначенных в рабочей программе, в статье предложено разделение модуля на два блока: «Базовая языковая подготовка» и «Профессионально ориентированная языковая подготовка». «Базовая языковая подготовка» подразумевает формирование языковой, общекультурной и базовой компетенций с проведением занятий по первому типу реверсивного обучения. Блок «Профессионально ориентированная языковая подготовка» посвящен формированию общепрофессиональных, профессиональных компетенций из области применения второго иностранного языка по второму типу реверсивного обучения. Результатом освоения модуля служит формирование профессионально ориентированной иноязычной компетенции. Представляется модель профессионально ориентированной иноязычной компетенции, которая включает в себя иноязычную коммуникативную, межкультурную, социокультурную, информационно-технологическую и билингвальную субкомпетенции.
48-55 1
Аннотация
В условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг высшие учебные заведения стремятся стать научно-исследовательскими центрами, в которых, помимо традиционных функций образования и науки, осуществляется перенос знаний в практические области экономики и общества в целом, чем выполняются их запросы в условиях информатизации. Вузы реформируют процессы управления, диверсифицируют источники финансирования, занимаются предпринимательской деятельностью и применяют инновации в процессе образования. Ученые России и зарубежных стран сходятся во мнении, что предпринимательский университет - это центр научных исследований, деятельность которого включает практическое применение научных достижений в прикладных областях экономики, промышленности и общества. Данная деятельность в первую очередь ориентирована на создание реального инновационного продукта или услуги, которые могут обеспечить решение актуальных проблем. Современные условия требуют от выпускника не только профессиональных компетенций, но и так называемых soft skills. Данная статья демонстрирует, что формированию soft skills способствует развитие многокомпонентной иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции в процессе обучения иностранному языку в предпринимательском университете. Среди приоритетных методов обучения в предпринимательском университете рассматриваются междисциплинарные проекты, одной из форм которых является хакатон. Взаимодействие и сотрудничество студентов в ходе реализации подобных проектов способствует формированию и развитию различных компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции и soft skills, что повышает конкурентность современной профессиональной личности. Хакатон дает студентам возможность научиться взаимодействию в команде со специалистами из разных областей, находить нестандартные решения поставленных задач, задумываться о перспективах продвижения своих идей.
56-61 2
Аннотация
В данной статье рассматривается переводческая деятельность в процессе двуязычного обучения, также описываются основные программы и модели такого билингвального образования (такие как переходное двуязычное образование, иммерсионная модель, иностранный как второй язык) и дидактические средства перевода (последовательный перевод, переключение кода, визуальная поддержка и другие), основанные на сравнении родного языка и второго, иностранного, поиске языковых эквивалентов и их применении, при этом приводятся достоинства и недостатки (побочные эффекты) двуязычного образования. В статье также дается обоснование и описание роли перевода в процессе изучения иностранного языка исходя из дидактико-методических аспектов и видов мыслительной деятельности. Исходя из того, что ученые по-разному определяют параметры двуязычия, а объективным критерием способности человека к билингвизму является коммуникативная компетентность, которая выражается в уместных высказываниях, презентации основных коммуникативных навыков, отражающих культурные знания, каноны, традиции и нормы, и приемов вербальной и невербальной коммуникации, характерных для носителей языка, способность к двуязычному обучению у всех разная, соответственно перевод, или переводческая деятельность, имеет большее или меньшее значение в рамках билингвального класса. Автор, делая данный вывод, подчеркивает, что перевод должен быть только приемом или неосознанным актом в процессе переключения с одного языка на другой на таком занятии, а не являться целью или конечным результатом.
62-68 1
Аннотация
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью внедрения инновационных педагогических технологий в процесс обучения иностранному языку будущих специалистов индустрии гостеприимства. Целью данного исследование является оценка эффективности компьютерной бизнес-симуляции «Virtual Hotel» в преподавании дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации». Методом данного исследования, наряду с общенаучными, является моделирование образовательного процесса, ориентированного на формирование лингвистических, социокультурных и профессиональных компетенций в ходе обучения иностранному языку будущих специалистов индустрии гостеприимства. Нами была разработана модульная структура обучения профессиональному иностранному языку на основе бизнес-симуляции «Virtel», включающая 7 общих и 13 дополнительных модулей для персонала служб приема и размещения, общественного питания и номерного фонда. Основными модулями являются разговор на общие темы и формы приветствия; ответы на вопросы в вежливой форме; предоставление, переспрос и уточнение информации; общая этика вежливости и деловой этикет; разрешение конфликтных ситуаций; владение общей финансовой грамотностью. Более того, в моделируемых профессиональных контекстах необходимо научить студентов профессионально маркированным стратегиям уверенной и эффективной коммуникации, необходимым для персонала служб общественного питания, номерного фонда, приема и размещения и т. д. Данная статья демонстрирует, как компьютерная бизнес-симуляция может служить инструментом принятия и оформления эффективных решений как операционного, так и управленческого уровня средствами иностранного языка. Важным выводом этого исследования является то, что бизнес-симуляция «Virtel» позволяет студентам применить функциональные знания в ходе иноязычной профессиональной подготовки.
69-75 2
Аннотация
Статья посвящена преимуществам обучения короткому рассказу на занятиях по иностранному языку. Рассматривается ряд способов интерпретации критического мышления различными зарубежными исследователями со времен Сократа до настоящего времени. Кроме того, статья раскрывает эффективность стратегий критического мышления в обучении и английской литературе, и представлению коротких рассказов. Студенты в процессе коммуникативной деятельности приобретают навыки эффективного взаимодействия, активного слушания, осуществления обратной связи. В данном контексте выражение критической творческой мысли на основе прочитанной или прослушанной информации является неотъемлемым компонентом коммуникативной деятельности обучающихся. Авторами статьи существенное внимание уделяется применению интерактивных методов и технологий, способствующих наиболее продуктивному включению обучающихся в коммуникативную деятельность посредством создания благоприятной атмосферы для полноценной реализации их интеллектуальных способностей, а также развития у них навыков критического мышления. Более того, такая форма моделирования общения на иностранном языке играет неоценимую роль в процессе активизации творческой познавательной инициативы обучающихся в сфере их будущей профессиональной деятельности, способствует развитию у них межкультурной компетенции, а также формирует положительное отношение и мотивацию к дальнейшему изучению и освоению различных аспектов иностранного языка. По результатам исследования авторами предлагается определенный набор стратегий критического мышления для более активного и эффективного применения их при обучении иностранным языкам в учреждениях системы высшего образования.
76-82 3
Аннотация
В статье рассматривается проблема подготовки деловых кадров. В настоящее время продолжает действовать тенденция положительного развития китайско-российских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, в том числе и в торгово-экономической сфере. Это делает актуальными исследования, посвященные подготовке деловых кадров в условиях новой экономики. B cфepe нayки, дeлoпpoизвoдcтвa и зaкoнoтвopчecтвa, в cpeдcтвax мaccoвoй инфopмaции и в пoлитикe язык иcпoльзyeтcя пo-paзнoмy. Зa кaждoй из пepeчиcлeнныx cфep oбщecтвeннoй жизни зaкpeплeн cвoй пoдтип pyccкoгo литepaтypнoгo языкa, имeющий pяд oтличитeльныx чepт нa вcex языкoвыx ypoвняx: лeкcичecкoм, мopфoлoгичecкoм, cинтaкcичecкoм и тeкcтoвoм. Столкнувшись с современной ситуацией китайско-российского сотрудничества в сфере экономики и торговли, которая требует от участников данного процесса, помимо типичных для традиционного ежедневного общения фраз, широко использовать термины определенной сферы: торговли, экономики, науки и т. п., в первую очередь преподаватели должны освоить профессиональную терминологию, например по темам «Машинное обучение», «Углубленное изучение» и т. д. В данной статье рассматриваются меры для улучшения подготовки кадров бизнес-сферы с точки зрения обновления курсов и учебных материалов, практического узкопрофессионального опыта преподавателей языка, содержания обучения, методов и средств обучения, системы проверки, базы для практического применения полученных навыков. Надеемся, что данное исследование поможет специалистам оптимизировать методику преподавания делового русского языка в целях более эффективного овладения студентами данным предметом, что, в свою очередь, будет способствовать решению проблем подготовки квалифицированных деловых кадров.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

83-89 2
Аннотация
Раннее развитие ребенка для современного родителя становится нормой жизни, не следующий которой взрослый может столкнуться с осуждением и порицанием со стороны ближайшего окружения. Происходит закономерный рост ожиданий, опасений и уровня тревоги относительно правильности воспитательной стратегии, оценки себя как родителя. В этой связи особую актуальность приобретает изучение факторов, способствующих стремлению родителей фасилитировать развитие детей. Целью исследования является сравнительное изучение психологических особенностей родителей, ориентированных на раннее развитие детей, и родителей, не разделяющих идей раннего развития детей. Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучный системный подход, теория отношений В. Н. Мясищева и культурно-историческая теория развития ребенка, концепции системного подхода в исследовании семьи и семейных отношений и субъектного становления родителя. В результате исследования установлены особенности родителей, ориентированных на раннее развитие, которые затрагивают личность родителя, детско-родительское взаимодействие, воспитательные стратегии, связаны с психопатологической симптоматикой, отражающей уровень психологического дистресса. При отсутствии значимых различий по уровню выраженности симптоматики невротического регистра и особенностей смысложизненных ориентаций у названных категорий родителей зафиксированы существенные различия в стилевых особенностях воспитания ребенка. При этом наиболее существенные трудности в воспитании испытывают родители, не ориентированные на раннее развитие.
90-96 4
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования связи мотивации обучения с личностной и ситуативной тревожностью у студентов. В последние годы стала особенно актуальной проблема мотивации к обучению у студентов высшей школы. Разрыв между содержанием обучения и востребованностью определенных профессиональных умений, обучение по одному направлению с последующей профессиональной деятельностью в другой сфере, высокая конкуренция при устройстве на работу одновременно влияют и на психологическое состояние студентов, вызывая психологическую неустойчивость, повышенную тревожность. В исследовании использованы методики психологической диагностики ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина), Шкала тревожности студента (модификация Г. Ш. Габдреевой опросника Ж. Тейлоп), методика, предназначенная для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой). Эмпирическое исследование было проведено на базе УрГПУ. В исследовании приняли участие 100 студентов различных направлений обучения (79 девушек и 21 юноша). Предположение о связи тревожности и мотивации к обучению у студентов подтвердилось результатами корреляционного анализа Спирмена. Выявленные отрицательные связи свидетельствуют о том, что чем более ситуация вызывает тревогу, тем менее студент открыт к общению и готов к творческой самореализации в этой ситуации. Положительные связи свидетельствуют о том, что чем более студент озабочен своим социальным положением в учебной группе и в обществе, тем более он тревожен и склонен к избеганию неудач в учебе.
97-102 2
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления мультфильмов, предпочитаемых младшими школьниками, и установления их соответствия данной возрастной категории с точки зрения родителей. В состав выборки вошли 111 детей в возрасте 7-10 лет и 20 родителей. При опросе детей была использована анкета, разработанная М. А. Муртазиной и Л. В. Оконечниковой. Полученные данные сопоставлены с результатами подобного исследования, проведенного два года назад, описаны различия в предпочтениях мультипликационного контента у детей 7-8 и 9-10 лет. Подтверждено предположение о том, что у детей младшего школьного возраста наибольшей популярностью пользуются мультфильмы, не предназначенные для данной возрастной группы. С помощью методов экспертных оценок и фокус-группы проведена экспертная оценка родителями наиболее популярного в младшем школьном возрасте мультфильма «Гравити Фолз», согласно результатам которой данный мультфильм эксперты не рекомендуют к просмотру детям 7-10 лет. Описаны различия и совпадения в экспертных оценках у родителей, относящихся к разным возрастным группам (27-35 лет и 36-43 года). Выявлены различия между оценками экспертов из двух возрастных групп по трем критериям: общее настроение при просмотре мультфильма, усвоение опыта (моделей поведения) и эстетическая составляющая мультфильма. Отсутствуют различия между оценками экспертов, относящихся к разным возрастным группам, также по трем критериям: главная мысль мультфильма, степень его речевой агрессивности, рекомендация к просмотру мультфильма. Получены значимые корреляции между возрастом родителей и двумя критериями оценки ими мультфильма: «степень ответственности героя за свои действия» и «воспитательная функция». Родители-эксперты более зрелого возраста полагают, что действия героев данного мультфильма безответственны и остаются безнаказанными, они негативно оценивают воспитательную функцию данного мультфильма, в отличие от более молодых родителей.
103-107 1
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, находящиеся на стыке психологии развития и психологи религии. Приводятся и анализируются теории стадий религиозного развития личности. Показаны теоретические истоки стадиальных теорий онтогенеза религиозности. Характеризуется генетическая эпистемология как методологическая основа выделения стадий. Рассматривается теория Л. Колберга как непосредственный предшественник и аналог стадиальных теорий религиозности личности. В статье раскрыто содержание и проведен критический анализ стадиальной теории развития веры Дж. Фаулера, дается содержание и осуществляется критический анализ стадиальной теории развития религиозного суждения Ф. Озера. Отмечается недостаточное эмпирическое подтверждение высших стадий развития религиозности. Приводятся современные варианты выделения стадий в религиозном развитии. Описаны стадии развития представлений ребенка о молитве в соотнесении с примерными возрастными периодами. Раскрыты некоторые современные подходы к религиозному развитию личности в онтогенезе, не связанные с выделением структурных стадий. Рассматривается теория прикрепления и ее объяснительный потенциал применительно к религиозному развитию. Показано, что исследования религиозности личности в современной психологии развития все больше касаются периода раннего детства и что в этом возрасте формируются существенные базовые предпосылки религиозности. Анализируются исследования, посвященные механизмам и отдельным линиям развития религиозности. В статье излагаются научные факты и не отдается предпочтение каким-либо религиозным доктринам. Обоснованы необходимость тесного взаимодействия психологии развития и психологии религии и включение раздела психологии религиозного развития личности в программу курса психологии развития.
108-116 4
Аннотация
Авторы статьи рассмотрели аспекты феномена жизнестойкости в гуманистической философии и психологии с точки зрения экзистенциальной потребности человека и интегративной способности личности; обобщили трактовки понятия, компоненты способности жизнестойкости и социально значимые свойства личности, связанные с ее саморазвитием и обретением жизненного смысла в ситуациях совладания с проблемами и стрессами, в психодиагностике с помощью анализа полученных результатов специального теста; предложили на основе данных опроса обучающихся вуза матрицу оптимальных развивающихся свойств обучающихся в конструкте жизнестойкости как личностного ресурса. Представлены философские и психолого-педагогические основания модели ценностно-позитивной стратегии жизнестойкого поведения личности в непрерывном процессе самосовершенствования, в русле идей общенаучных экзистенциального и аксиологического подходов; предложена теоретическая модель позитивной стратегии жизнестойкости и ее механизм конструирования «собственного» способа бытия в качестве фасилитативного педагогического средства развития способности противостояния субъекта жизненным трудностям и стрессам, в оказании положительного влияния на активность обучающихся вуза в учебной и профессиональной деятельности, для применения данной матрицы свойств и модели стратегии жизнестойкости в профессиональном образовании в курсе «Безопасность жизнедеятельности».

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

117-123 7
Аннотация
Современное российское общество и государство делают родителя полноценным субъектом образования и воспитания ребенка. Однако обязанности, связанные с реализацией данного права, требуют от родителей достаточно высокого уровня развития психолого-педагогической компетентности, и это представляет трудность для многих родителей. Проблема усугубляется в семьях, воспитывающих детей с генетическими заболеваниями. В статье проводится теоретический анализ понятия «психолого-педагогическая компетентность родителей», которая понимается авторами как индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности, основанное на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и приобретенном практическом педагогическом опыте деятельности, проявляющихся в единстве с личностными качествами. Авторами эмпирически выявляется уровень и особенности психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка с генетическим заболеванием. Доказано, что порядка 70% родителей, воспитывающих ребенка с генетическим заболеванием, имеют недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности. Они имеют нарушения в психосоматической сфере, испытывают частые смены настроения, проявляют гиперопеку по отношению к ребенку и нуждаются в психологической помощи. В статье представлены результаты формирующей работы с родителями, воспитывающими ребенка с генетическим заболеванием, в ходе которой авторам удалось добиться положительной динамики развития психолого-педагогической компетентности. Результаты исследования, описанного в данной статье, могут быть использованы специалистами, осуществляющими поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, для организации просветительской, развивающей и консультативной работы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

124-129 2
Аннотация
Одной из задач современного образования является приобщение к различным видам классического искусства, в том числе и к оперному творчеству. Реализуя эту задачу, педагоги используют различные подходы, одним из которых является интегративный подход. В статье рассматривается один из принципов приобщения к оперному творчеству младших школьников в условиях работы детских школ искусств - интеграции. В опоре на позиции различных авторов были выделены виды интеграции в приобщении младших школьников к оперному творчеству в процессе музыкального образования, которые были реализованы в детской школе искусств № 1 г. Березовского Свердловской области. К этим видам относятся интеграции разных видов художественной деятельности (слушание музыки, пение, театрализация, движение); дисциплин, изучаемых в детской школе искусств («Хоровой класс» и «Слушание музыки»); реального и виртуального исполнительства (исполнение-видеоряд); форм приобщения к оперному творчеству (урок-игра, урок-сказка, урок-экскурсия); учебной и внеучебной деятельности. Методы исследования: анализ музыковедческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение материала. Методами приобщения к оперному творчеству послужили наглядно-слуховые, беседа, творческие задания, репродуктивный. Предложенные способы реализации принципа интеграции могут быть использованы в обучении младших школьников в детской школе искусств с целью приобщения к оперному творчеству.


ISSN 2079-8717 (Print)