Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск
Том , № 4 (2019)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

6-14 4
Аннотация
В статье освещены вопросы социального статуса и реальных условий труда и быта учительства Урала в первой половине 1930-х гг. в условиях сплошной коллективизации. Особое место занимает проблема сравнения декларативного и фактического положения работников деревенской школы. Авторы приходят к выводу о том, что решить проблему социальной защищенности, улучшить материальное положение учительства лишь административно-командными методами в начале 1930-х гг. было невозможно. В условиях нехватки бюджетных средств государство пыталось переложить расходы по обеспечению материального положения учителей в сельской местности на колхозы, общественные организации, на органы потребкооперации в городах, обязывая их руководителей выделить средства, без учета существующих материальных возможностей. Конечно, положительное значение имело повышение заработной платы учителям, попытки создания премиальных фондов для учителей - эти меры стимулировали их работу. Однако кардинально улучшить их положение не удалось. Нет оснований утверждать о социальной защищенности сельского учителя на Урале в начале 1930-х гг., хотя меры по улучшению материально-правового положения учащих со стороны партийно-советского руководства принимались. В работе затрагиваются вопросы и материального положения городских учителей уральского края. Исследователи приходят к выводу о том, что типичными для всего уральского региона были задержки выплаты заработной платы и нехватка жилья. Прикрепление городских просвещенцев к специальным закрытым распределителям для снабжения продуктами питания, на первый взгляд, должно было облегчить их существование, однако в большинстве случаев воспользоваться этими «льготами» учащие не могли, так как цены на продукты питания в них были выше, чем в частной торговле.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

15-19 3
Аннотация
В статье затрагивается проблема реализации образовательной области «Речевое развитие» в условиях поликультурной среды в дошкольных образовательных организациях города Екатеринбурга. Автор описывает результаты наблюдения за ходом образовательной деятельности и режимных моментов в группах детских садов: вторая младшая (от 3 до 4 лет), средняя группа (от 4 до 5 лет), старшая группа (от 5 до 6 лет) и подготовительная группа (от 6 до 7 лет), в которых от 50% до 60 % детей являются представителями разных национальностей, не владеющими русским языком или владеющими весьма ограниченно. В ходе наблюдения отслеживался уровень владения и понимания русского языка детьми, представителей разных этнических групп, их вовлеченность в процесс образовательной деятельности и попытки выстраивать взаимодействие с педагогами и детьми как вербальными, так и невербальными средствами коммуникации. Исследование было ориентировано на три категории воспитанников дошкольных образовательных организаций: дети - носители русского языка, дети-билингвы и дети - носители другого языка, не владеющие русским языком. Описаны результаты взаимодействия с педагогами ДОО в рамках решения проблемы реализации образовательной области «Речевое развитие» в условиях поликультурной среды. Предложены основные принципы реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом этнической составляющей групп и дифференциации содержания образования при работе с лексикой, грамматическим строем речи, звуковой культурой речи, формированием умений связной речи. Кроме того, автором описаны результаты наблюдений за процессом интеграции образовательных областей: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» в образовательной деятельности ДОО.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

20-35 6
Аннотация
В статье доказывается, что основной познавательной деятельностью студентов в вузе является самопознавательная деятельность. Каждый отдельный индивид есть единство Я-универсального и Я-уникального. Все науки, изучающие человека, выстраивают не только научную картину мира, но одновременно создают образ человека вообще и тем самым - образ того универсального, что присуще каждому отдельному индивиду. Поэтому каждый отдельный студент, изучая науки о человеке в процессе образования и самообразования, тем самым строит образ своего Я-универсального, то есть открывает себя с точки зрения всеобщего, существующего в виде общих понятий о человеке. Эти понятия (например, совесть, долг, память и т.д.) выступают методами самопознания студентом своего Я-уникального, индивидуального. Самопознание последнего осуществляется в виде предметного, оценочного и проектного самопознания студента. Связь этих видов самопознания выступает как его технология. Доказывается также, что научное самопознание студента- это, с одной стороны, особый вид саморазвития студента, а с другой - самопознание является основным условием саморазвития во всех видах его деятельности. В статье раскрывается роль самопознания студента в его самообразовании, самовоспитании, самоуправлении, научной, учебно-практической и здоровьесозидающей деятельности. Роль самопознания в различных видах саморазвития студента выявляется посредством реализации его технологии, включающей следующие этапы: предметное самопознание, оценочное и проектное. Реализация этой технологии на каждом из этапов осуществляется посредством постановки вопросов в отношении отдельных видов саморазвития. В предметном самопознании общий вопрос формулируется так: «Каков я в отношении того или иного вида саморазвития (например, самообразования) и почему я такой?». В процессе оценочного самопознания студент решает вопрос о соотношении предметного знания о себе с разного рода нормативным знанием в виде требований к различным видам саморазвития студентов в вузе. На основе предметного и оценочного самопознания осуществляется проектное самопознание (самопроектирование), которое нацелено на решение выявленных в процессе самооценки проблем, посредством конструирования идеальной модели того или иного вида саморазвития студента. Фундаментальная ценность научного самопознания состоит в том, что только на его основе возможен правильный выбор личностью профессии, продуктивная учеба в вузе и подготовка к успешной профессиональной самореализации в будущем.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

36-42 3
Аннотация
Трудовая деятельность является важнейшим условием саморазвития, удовлетворенности жизнью и социализации человека. В данной статье представлены результаты исследований отношения к трудовой деятельности, полученные на российской и словацкой выборке, в которую вошли студенты вузов, люди, не достигшие пенсионного возраста (работающие и безработные), трудящиеся пенсионеры в возрасте 55-65 лет. Также в исследование были включены учащиеся общеобразовательных школ с целью выявления факторов, оказывающих влияние на формирование отношения к трудовой деятельности. Авторами использовались модифицированная анкета готовности работать (АГР) Т. Бугеловой (Búgelová, 2012), Анкета готовности работать для учащихся школ (АГР-Д) Т. Бугеловой (Búgelová , 2011), Анкета Work involvement scale (шкала профессионального участия) (WIS) авторов П. Варра (P. Warr), Дж. Кука (J. Cook) иТ. Уолла (Т. Wall), определяющая уровень психосоциальной потребности в трудовой деятельности. Авторами выявлены значительные различия в отношении к труду и готовности к трудовой деятельности у представителей разных возрастных категорий. Полученные данные указывают на понижающийся уровень готовности к труду и трудовой деятельности у учащихся школ и студентов вузов, высокий уровень потребности к продолжению трудовой деятельности у пенсионеров. Студенты с показателем готовности к трудовой деятельности выше среднего в меньшей степени, чем их сверстники с низким уровнем готовности к трудовой деятельности, зависимы от денежного вознаграждения за работу, что можно интерпретировать как более высокую направленность на содержание трудовой деятельности, а не ее экономическую составляющую. Также авторы приходят к выводу, что, несмотря на экономические, политические и экономические перемены, основой развития положительного отношения к трудовой деятельности остается семья, вовлеченность в социально активные виды деятельности, успешность учебной деятельности.
43-49 3
Аннотация
В статье авторы обобщают результаты серии исследований, проведенных с 2007 по 2016 годы в образовательных организациях Свердловской области. Данный опыт позволил не только получить картину ценностных ориентаций участников образовательной деятельности - школьников, родителей, учителей, студентов организаций среднего профессионального образования (далее СПО), но и прояснить собственные методологические и методические позиции. Авторы приходят к выводу, что исследование ценностных ориентаций подростков и молодежи не может быть реализовано только с применением количественных методов и представлять собой обобщение ответов на один или несколько вопросов анкеты. Распределение ответов по шкалам ценностей и опасений более оптимально сопровождать интерпретациями успеха, которые косвенно подтверждают или опровергают набор, определенный респондентами. В анкету был включен открытый вопрос о том, с какими словами у респондентов ассоциируется успех? Какие способы молодые люди считают приемлемыми для достижения успеха? Только совокупность методических процедур - опросов, групповых дискуссий, сравнительного анализа ответов различных поколений может привести к получению адекватного результата. Ценностные ориентации школьников, учителей и родителей за прошедшие девять лет продемонстрировали стабильность и устойчивость. В 2016 г. опрос студентов СПО показал, что их ответы во многом идентичны выбору школьников. И молодежь, и более старшее поколение часто отмечают, правда, с разной степенью активности, такие ценности, как семья и здоровье. Полученные данные в сопоставлении с результатами других исследователей позволяют сделать вывод о том, что в современной России уже сложилась ценностная система, где на первое место вышли ориентации частного, приватного характера.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

50-57 11
Аннотация
В статье рассматриваются особенности реализации природосообразного обучения иностранному языку дошкольников в контексте ФГОС ДО. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку поиск ценностных ориентаций направлен в русло природосообразности: понимания неразрывности естественных начал жизни, образования и воспитания человека. Обучение иностранному языку должно проходить природосообразно, то есть как родному: «снизу-вверх». Необходимо создать условия, способствующие целостному восприятию информации, генетически присущему каждому человеку, и деятельности, обеспечивающей интеграцию межполушарных систем. Статья обосновывает методологическую базу природа-деятельностного подхода при обучении иностранному языку. Раскрываются общедидактические (сотворчества, технологичности, адаптации, энергетики, одушевленности, общения с природой) и частнометодические (взаимосвязи обучения всем аспектам природа-деятельностной компетенции, генетически детерминированного способа познания, учета родного языка, ценностно-коммуникативной направленности, дифференциально-интегрированного обучения), принципы обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в природа-деятельностном контексте. На основе ФГОС ДО и примерной образовательной программы «Детский сад-дом радости» Н. М. Крыловой разработан курс дополнительного образования по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста «CreativeEnglish» и учебно-методический комплекс, организующий три уровня иноязычного учебно-игрового пространства. Развитие иноязычных устно-речевых умений дошкольника рассматривается в контексте развития природа-деятельностной компетенции. Применение учебно-методического комплекса является преимущественным в природосообразном процессе обучения иностранному языку старших дошкольников. Данный курс обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования в русле природа-деятельностного подхода, который представлен как целостный процесс передачи, усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной и природосозидательной деятельности, способствующий активизации целостного мышления в процессе иноязычного образования. Интегрированные и метапредметные занятия способствуют поддержанию устойчивого интереса к иностранному языку и мотивируют к обучению на последующих образовательных ступенях.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

58-63 9
Аннотация
Приобретение прочных языковых навыков в процессе учебной деятельности и выбор эффективных методов для освоения учебного материала является одной из актуальных проблем изучения языка в начальной школе. Целью данного исследования является проблема успешной интеграции лексических игр в обучение иностранному языку в младших классах средней школы. В школе изучение иностранного языка начинается со второго класса. На начальном этапе закладывается база для дальнейшего изучения иностранного языка. В период обучения во 2-4 классах учитель должен сделать все, чтобы сформировать эту базу. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, которая реализуется в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Успешность изучения иностранного языка зависит от правильного и адекватного выбора учителем приемов игровой деятельности в ходе урока. Педагог должен учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности младших школьников. Отечественные методисты с целью совершенствования учебного процесса при обучении языку рекомендуют использовать и лингвистические ролевые и игры с лингвокультурным и лингвострановедческим компонентом. В данной статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку в начальной школе с применением лингвистических игр. Особое место уделяется лексическим играм. В статье рассматривается уместность включения игры на различных этапах содержания урока, а также отмечаются трудности у младших школьников, возникающие в ходе обучения. В качестве примера в статье дается технологическая карта урока английского языка в 3-м классе средней школы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

64-69 5
Аннотация
Данная публикация посвящена технологии структурирования иноязычного гипертекста, приведены принципы лингвистической обработки научных текстов гуманитарной тематики с целью перевода, описана методика работы с корпусом текстов, применяемая на практических занятиях по дисциплине «Перевод научных текстов гуманитарной тематики», позволяющая определить возможную тематику выпускной квалификационной работы магистрантов. В работе представлена когнитивная модель перевода, прокомментированы сами понятия«гипертекст» и «гипертекст как технология обработки текстового корпуса». Проанализирован терминологический аппарат, используемый в лингвистике и переводоведении в контексте интерредактирования гипертекстового формата, проектирования корпуса текстов и разработки лексикографической базы данных. Приведена методическая концепция магистерской дисциплины, основанная на изучении и обработке материалов цифровых образовательных ресурсов посредством электронных систем переводчика, а также на анализе, комментировании, реферировании и обобщении результатов научных исследований с использованием современных отечественных и зарубежных методик и методологий. Рассмотрена методика переводческого чтения научных текстов гуманитарной тематики, приведены основные характеристики корпуса спецтекстов. Приводится описание системы контрольно-измерительных материалов, основанной на организационно-деятельностном подходе, способствующем овладению функциональными приемами обработки гипертекста и текстового корпуса. Представленная дисциплина является логическим продолжением освоения лингвистами и переводчиками информационных технологий, а предлагаемая методика формирует профессиональные навыки, необходимые для эффективной и корректной переводческой деятельности в области перевода спецтекстов с применением технологии интрерредактирования в процессе чтения оригинала, и является одним из способов актуализации знаний о выборе стратегии, видах и способах перевода научных текстов.
70-78 5
Аннотация
В статье речь идет об инновационном решении проблемы непрерывности в высшем профессиональном образовании при обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку, а именно - организации майноров с лингвопрофессиональной направленностью. Анализируя результаты проведенного среди студентов магистратуры УрФУ анкетирования, авторы выявили, что большинство из них испытывают затруднения при возобновлении курса иностранного языка на ступени обучения в магистратуре после двухлетнего перерыва и признают необходимость дополнительного обучения иностранному языку на третьем и четвертом курсах бакалавриата для восполнения пробела, который возникает по окончании изучения дисциплины «Иностранный язык» на втором курсе. В связи с этим авторы провели исследование индивидуальных образовательных траекторий, выбираемых студентами нелингвистических направлений подготовки по окончании обязательного курса обучения иностранному языку в рамках программы УрФУ: программы дополнительного образования, обучение в лигвистических центрах, занятия с частным преподавателем, самостоятельная работа с применением передовых онлайн-технологий. Авторами особо подчеркивается важность методической организации самостоятельной работы студентов в ситуации сокращающегося количества часов, предусмотренных учебным планом вуза на дисциплину «Иностранный язык». Авторы считают, что в целях повышения эффективности высшего образования с первых лет обучения в вузе необходимо правильно мотивировать и ориентировать студентов на самостоятельную деятельность. С целью обеспечения высокого уровня владения профессиональными иноязычными компетенциями и обретения выпускниками УрФУ высокой конкурентоспособности на рынке труда в условиях современного постиндустриального общества авторы предлагают наиболее актуальное решение проблемы непрерывности и преемственности обучения иностранному языку - лингвистические майноры.
79-84 13
Аннотация
Формирование межкультурной компетенции во время обучения в вузе становится необходимым условием становления специалиста, в том числе в сфере здравоохранения. В связи с этим существует потребность в создании модели формирования межкультурной компетенции студентов медицинского вуза. Проведен компонентный анализ существующей модели межкультурной компетенции с целью определения подходящей структуры модели для студентов-медиков. В своем исследовании мы также предложили определение межкультурной компетенции. Межкультурная компетенция специалиста в сфере здравоохранения - это его или ее способность и готовность взаимодействовать с пациентом, а также оказывать качественную, равную, медицинскую помощь представителям различных культур, с учетом их традиций, поведения, национальных, этнических, религиозных, психологических особенностей, при этом проявляя уважение к ценностным установкам, социальному статусу, личностным характеристикам с целью достижения позитивных исходов лечения. Мы создали модель межкультурной компетенции специалиста сферы здравоохранения, которая включает в себя следующие компоненты: межкультурные знания, умения и навыки; качества личности, модели поведения или способы деятельности; мотивы, установки, нравственные идеи, необходимые для межкультурного взаимодействия. Все указанные выше компоненты не формируются отдельно, их развитие происходит в процессе обучения студента в медицинском вузе, последующего постдипломного образования, наряду с развитием и совершенствованием других культурных и профессиональных компетенций. Предложенная нами модель учитывает особенности профессиональной деятельности специалиста в сфере здравоохранения.
85-89 3
Аннотация
В статье рассматривается проблема методики преподавания русских предлогов в процессе обучения русскому языку как иностранному студентов китайских вузов. Приведен обзор литературы как русских, так и китайских лингвистов, занимающихся вопросами, связанными с предлогами. Основываясь на теории прототипов и теории метафоры пространства, авторы показывают важность изучения многозначной семантики предлогов. Из-за высокой частотности употребления предлогов в русском языке у иностранных студентов возникают трудности в разграничении их значений, поэтому предложенная трехступенчатая методика изучения русских предлогов способствует лучшему запоминанию и правильному употреблению их в речи. Основная задача статьи состоит в том, чтобы определить наиболее продуктивные методики изучения русских предлогов на уроках русского языка как иностранного. В статье показано, что семантика предлога выявляется в процессе его сочетания с различными лексемами. Поскольку сочетающиеся с предлогом слова могут влиять на их значение, то необходимо исследовать семантику предложно-падежной конструкции в целом.
90-95 5
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам развития иноязычной аудитивной компетенции студентов неязыкового вуза на примере Северо-восточного федерального университета в Республике Саха (Якутия). Обучение иноязычной аудитивной компетенции студентов неязыкового вуза как в разговорном, так и в профессиональноориентированном контексте является одним из основополагающих факторов системы подготовки специалистов в неязыковом вузе в целях эффективного иноязычного коммуникативного взаимодействия. Цель статьи заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей методики развития иноязычной аудитивной компетенции студентов технического вуза, реализация которой обеспечивает результативность развития аудитивной компетенции. Для решения даннойпроблемы автор предлагает применение таких методов обучения, как проектный, аудио-визуальный, презентации PowerPoint, объединенные по тематическомупризнаку, аудирование профессиональноорентированных видеозаписей, упражнения, направленные на развитие аудитивных навыков, также использование творческих заданий в виде криптограммы, анаграммы, головоломок и кроссвордов для закрепления словарного запаса. Применение аудиовизуального метода автор объясняет исходя из гендерных и национальных особенностей студентов из числа коренных народов Якутии, так как учебный материал лучше осваивается с опорой на визуальный ряд. Студенты синтересом выполняют упражнения, направленные на иноязычное восприятие,сегментирование речевого потока. В результате обучения у студентов пополняется лексический запас по изучаемому профилю подготовки, заметна разница в умении дифференцировать отдельные звуки, слова, смысловые синтагмы, отмечается готовность к восприятию иноязычной речи и формируется способность к пониманию детального, общего, смыслового содержания аудируемого сообщения в соответствии с целями обучения.
96-106 5
Аннотация
В статье рассматривается сущность и виды алгоритмических умений, направленных на результативную самостоятельную работу будущими педагогами профессионального обучения по профилю «Информатика и вычислительная техника». Их формирование позволяет им подготавливать специалистов к работе в информационном обществе. Автор придерживается идеи, что алгоритмические умения представляют собой совокупность умений, интегрированных из общеучебных, профильных и профессионально-педагогических умений самостоятельной работы будущих педагогов. Из этого следует логика исследования. Определяются группы умений, которые формируются и реализуются в самостоятельной работе будущими педагогами профессионального обучения. Анализируется возможность представления алгоритмических умений как готовности осуществлять результативно алгоритмическую деятельность. В отличие от общепринятого определения алгоритмических умений как способа реализации алгоритмической деятельности. Рассматриваются смежные алгоритмические понятия «алгоритмическое мышление», «алгоритмические способности«, «алгоритмическая культура» и «алгоритмическая компетенция». Делается вывод о наличии в них общего основообразующего компонента - алгоритмические умения. Предполагается, что процесс формирования алгоритмических умений зависит от условий: уровни алгоритмических умений должны формироваться в соответствии с базовыми познавательными уровнями самостоятельной работы: репродуктивным, поисковым, творческим; процесс формирования алгоритмических умений зависит от алгоритмической сложности осваиваемых знаний и умений, свернутости алгоритмических предписаний к решению задачи, интенсивности педагогического контроля. В этом случае алгоритмическая деятельность обучающихся будет соответствовать общей структуре самостоятельной работы. Это позволяет в качестве основного алгоритмического умения самостоятельной работы рассматривать рефлексивный самоконтроль. В результате была сформулирована сущность исследуемого понятия и выделены следующие виды алгоритмических умений: организационные, познавательно-аналитические, конструктивно-логические, рефлексивно-оценочные.
107-111 10
Аннотация
В китайской и русской культурах существуют специфические пространственные языковые ориентиры и правила использования пространства в межличном общении. В межкультурной коммуникации расхождение пространственных языковых векторов может привести к конфликту языков и культур. Способом избежать непонимания при языковом переводе может послужить исследование пространственных метафор в русском и китайском языках. Целью данного исследования является выявление спектра пространственных моделей членения мира на примере языковых метафор в китайском и русском языках. Авторы исследования на материале русского и китайского языков рассмотрели пространственные метафоры, отражающие как общие, так и культурно-специфические особенности мировосприятия представителей двух лингвокультур. В результате анализа были выявлены продуктивные типы пространственной ориентации: верх - вниз, правое - левое, инклюзивное - эксклюзивное. Материал двух неблизкородственных языков выявил следующие совпадения, связанные с пространственной ориентацией понятий. Это «верх» - «низ», «левое» - «правое». Эти совпадения объясняются сходной ассоциативной направленностью образного мышления носителей двух языков. И в китайском, и в русском языках понятия «больше», «радость», «высокий социальный статус», «сознание» ориентированы вверх, а им противоположные понятия «меньше», «низкий социальный статус», «грусть», «бессознательное состояние» ориентированы вниз. В то же время для вербализации человеком окружающей действительности характерно национально-культурное своеобразие, обусловленное рядом экстра- и интралингвистических причин. Универсальная модель «правое - левое» в обеих национальных картинах мира реализуется в разных понятийных векторах.Анализ подобных этнолингвистических различий помогает выявить характерную для каждого языка уникальную картину мира, прояснить природу межкультурных несоответствий и трудностей в межкультурной коммуникации.
112-116 29
Аннотация
Китай и Россия с давних времен с учетом своих уникальных природных условий, образа жизни и особой роли, которую они играли в социально-исторических процессах, создавали оригинальные модели культурной жизни. Привычки и обычаи людей в каком-либо регионе или этнической группе в определенной степени отражают привычки и образ мышления всей нации. В моделях культурной жизни Китая и России существуют различия и сходства. Сравнительный анализ дает возможность сопоставления культурной специфики двух народов. В данной статье рассматриваются сходства и различия Китая и России (с древних времен до настоящего времени) в религиозной культуре, культуре питания, цифровой культуре, культуре проведения праздников. Сравнительный анализ является и средством формирования толерантности в межнациональном и межкультурном взаимодействии, способствует кооперативному плодотворному сотрудничеству двух соседних государств. Китай и Россия играют важную роль в мировой истории и культуре. Несмотря на различия между языками, культурными обычаями и культурной жизнью в целом, можно считать, что между двумя странами и между двумя цивилизациями формируется культурная идентичность, которая является стратегическим ресурсом для совместного развития двух стран.
117-125 5
Аннотация
В статье предпринята попытка описать концептуальное содержание лингвоментального феномена место в русской языковой картине мира. Методология исследования базируется на концепции С. Г. Воркачева, В. И. Карасика и многих других исследователей (представителей современного направления - лингвоконцептологии), которые разделяют мнение о наличии в содержательной структуре концепта важнейших составляющих - «значимостной», образной, ценностной. Ключевым методом исследования является метод концептуального анализа, вспомогательными методами выступают метод лексикографического анализа, метод вербально-ассоциативного эксперимента, контекстуальный метод с привлечением технологии сбора материала посредством работы с Национальным корпусом русского языка. Используемый комплекс методов определяет материал исследования: толковые словари русского языка (исторические и современные), ассоциативный словарь, анкетные данные вербально-ассоциативного эксперимента, данные Национального корпуса русского языка. Исследование значительной частью предпринято лингвистами-носителями китайского языка с целью получить опыт глубокого анализа концептуальной семантики единиц русского языка, что в дальнейшем позволит разработать наиболее эффективные методы преподавания лексики на уроках русского языка как иностранного в китайской аудитории.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

126-132 13
Аннотация
На сегодняшний день с различными изменениями в образовании, подходами к обучению, не учитывая индивидуальных особенностей детей, трудности в обучении испытывает почти каждый третий школьник. Если раньше считали, что ребенок «трудный» из-за неблагоприятной домашней среды, из-за неправильных подходов в воспитании и обучении, то в настоящее время и дети из хороших, благополучных семей также испытывают трудности. В данной статье рассматривается понятие «синдром дефицита внимания», который характеризуется невнимательностью, двигательной чрезмерной активностью и импульсивностью. Обосновывается, насколько важно обратить внимание специалистов на детей с этим синдромом, провести психодиагностику, выявить проблемы и разработать программу коррекции нарушений психических функций отделов головного мозга. Статья описывает результаты психодиагностики детей младшего школьного возраста. Целью диагностики является выявление проблем в таких психических процессах, как внимание, мышление и умение срисовывать по образцу «система глаз-рука». Для проведения исследования был использован комплекс психодиагностических методик Л. А. Ясюковой. Для выявления скорости и точности внимания была применена методика «Тулуз-Пьерон»; для выявления уровня сформированности структурного и линейного мышления была взята методика «матрицы Дж. Равена»; для выявления уровня сформированности моторики и срисовки была использована методика «Л. Бендер - гештальт-тест». В результате проведенного исследования были выявлены проблемы в психических процессах, выявлен тип СДВ и ММД, на основе этих результатов учащимся была предложена коррекционная программа, которая помогла изменить состояние детей, дала возможность научить контролировать свои действия. Также для родителей были разработаны рекомендации, в которых обоснованы правила и взаимодействия с детьми, имеющими СДВ.
133-140 4
Аннотация
В статье анализируются результаты сравнительного исследования связей жизнестойкости с копинг-стратегиями и самооценкой у юношей и девушек 14-16 лет. Выборка состояла из 141 человека (из них 90 человек - девушки, 51 человек - юноши). В качестве диагностического инструментария использовались Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); Опросник «Способы совладающего поведения» (копинг-тест) Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Л. И. Вассермана); Методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан). Гипотезой исследования стало предположение о том, что существуют специфические особенности в связях жизнестойкости с самооценкой и копинг-стратегиями у юношей и девушек. Выявлены как общие, так и специфические для юношей и девушек связи между исследуемыми переменными. Вне зависимости от пола у респондентов преобладают отрицательные связи между компонентами жизнестойкости и копинг-стратегиями, следовательно, большинство используемых подростками стратегий не поддерживают их жизнестойкость. Небольшое количество положительных корреляций указывает на то, что респонденты еще не владеют навыками эффективного применения всего комплекса копинг-стратегий. Все корреляции компонентов жизнестойкости со шкалами самооценки и притязаний и у девушек, и у юношей положительные. Из четырех компонентов жизнестойкости наименьшее количество корреляций со шкалами самооценки и притязаний показал компонент «принятие риска», что свидетельствует о недостаточно развитом умении респондентов осмысливать полученный опыт и учитывать его в дальнейшем. Выявлены специфические особенности в связях жизнестойкости с самооценкой и копинг-стратегиями, характерные для данной выборки: у девушек шире спектр используемых стратегий и больше количество прямых корреляций между компонентами жизнестойкости и копинг-стратегиями, чем у юношей, что позволяет сделать вывод о более гибком поведении девушек в трудных ситуациях. Для девушек самооценка в большей степени является ресурсом жизнестойкости, что подтверждается наличием у них большего, чем у юношей, количества прямых корреляций жизнестойкости со шкалами самооценки и притязаний.
141-148 51
Аннотация
В статье приводятся данные исследования взаимосвязи психологических ресурсов и саморазвития личности в зрелом возрасте и влияние этих ресурсов на саморазвитие. Психологические ресурсы являются системной характеристикой личности, позволяющей преодолевать сложные жизненные ситуации, которые актуализируются и проявляются в процессах саморазвития. В исследовании приняло участие 86 работающих взрослых человек, представителей различных специальностей. К участию приглашались люди зрелого возраста, которые хотели принять участие в исследовании. Средний возраст представителей всей выборки составил 37 лет. Данные описательной статистики дали нам понимание того, что средние значения результатов исследования всей выборки по методикам говорит, что у респондентов достаточно хороший уровень самоактуализации, жизнестойкости, но несколько снижена экзистенциальная исполненность и потребность в саморазвитии в целом. Предположение о взаимосвязи психологических ресурсов и саморазвития личности в зрелом возрасте подтвердилось результатами корреляционного анализа К. Пирсона. Предположение о влиянии показателей психологических ресурсов на саморазвитие личности в зрелом возрасте подтвердилось результатами однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Полученные результаты подтвердили факт взаимосвязи между показателями саморазвития и показателями психологических ресурсов личности, что, в свою очередь, дает нам основание рассматривать потребность в самоактуализации, экзистенциальную исполненность и жизнестойкость как ресурсы личности, способствующие эффективному саморазвитию, а наличие влияния показателей психологических ресурсов на саморазвитие личности в зрелом возрасте указывает на то, что психологические ресурсы способствуют активности личности в осуществлении саморазвития.
149-157 3
Аннотация
Авторы статьи исследуют вопрос: может ли «нестандартность» фрустрационных реакций людей с инвалидностью препятствовать сотрудничеству с коллегами и являться вероятностной помехой для их интеграции на рынке труда в условиях «барьерной среды», когда наличие физических ограничений может быть компенсировано необходимой действенной помощью окружающих? Своей целью авторы ставят выявление значимых сходств и различий между фрустрационными реакциями у лиц с инвалидностью и фрустрационными реакциями, рассматриваемыми в качестве социальной нормы для взрослой группы испытуемых. В статье исползуются следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, эмпирическое исследование, в котором приняли участие 43 человека трудоспособного возраста с установленным статусом «инвалид» (тестирование с использованием фрустрационного теста С. Розенцвейга), качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования. В заключение авторы приходят к выводу, что современный рынок труда предъявляет к работникам общие требования, связанные с необходимостью эффективно адаптироваться к изменениям социально-экономической среды, непрерывно развиваться и наращивать свои личностные и профессиональные компетенции совместно с ресурсами организации, в тесном сотрудничестве и партнерстве с коллегами. Наличие у людей с инвалидностью физических ограничений определяет объективную потребность в тесном взаимодействии с окружающими. Однако «нестандартность» эмоциональных и поведенческих реакций в ситуации фрустрации, выявленная в экспериментальной группе и проявляющаяся в эмоциональном «уходе в себя», отказе от взаимодействия и преимущественном поиске индивидуальных способов преодоления возникающих препятствий, может явиться фактором, затрудняющим интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда. Развитию потребности во взаимодействии с другими людьми и формированию навыков сотрудничества способствует деятельность в инклюзивной среде.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

158-162 3
Аннотация
В статье рассмотрена проблема популяризации комплекса ГТО среди взрослого населения. Согласно плану внедрения ВФСК ГТО, с 2018 г. нормативы Комплекса должны выполняться массово, всеми категориями населения, однако возникает вопрос, почему же процент вовлеченного взрослого населения остается крайне низким? Целью данного исследования является выявление основных причин недостаточного участия взрослых в выполнении норм ГТО. На основании анализа современных публикаций, статистических материалов и нормативных документов нами выделено несколько причин недостаточного участия взрослых в выполнении нормативов. К числу основных проблем относятся: отсутствие единой системы стимулирования, отсутствие доступных и комфортных условий для подготовки к выполнению норм ГТО, недостаточная популяризация Комплекса средствами массовой информации, а также отсутствие личной убежденности в необходимости выполнения нормативов. Единая система поощрения взрослого населения в настоящий момент находится на стадии разработки, все вопросы, связанные с этим, решает непосредственно работодатель. Спортивные сооружения, необходимые для подготовки к выполнению нормативов, имеются далеко не во всех районах, кроме того, большая часть из них не рассчитана на подготовку к выполнению норм ГТО. Агитация работающего населения к выполнению норм ГТО в трудовых коллективах либо не осуществляется вовсе, либо слабо организована. Недостаточно изучены проблемы мотивации взрослого населения, связанные с вовлечением в физкультурную деятельность. Новизна результатов исследования заключается в обосновании комплексного подхода к решению данной проблемы, включающего в себя не только создание внешних благоприятных условий и повышенный интерес на государственном уровне, но и формирование внутренней мотивации к выполнению норм ГТО. Именно это будет способствовать развитию социально значимых мотивов, связанных с самореализацией личностного потенциала, стремлением к общественному признанию, самовыражению и выражению гражданской позиции.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

163-172 7
Аннотация
Данная статья продолжает серию публикаций, описывающих результаты изучения специфики проявления жизнестойкости у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Исследование проводилось в двух группах испытуемых, включающих 22 подростка с НОДА в возрасте от 12 до 18 лет и 22 подростка того же возраста и пола, не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата. Были использованы методики: модифицированный тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой);опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98» (ССП-98); русскоязычная версия опросника совладания со стрессом СОРЕ К. Карвера, М. Шейера, Дж. Вейнтрауба, составленного на основе теоретических представлений R. Lazarusи собственной теоретической модели авторов опросника;пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (Великолепная пятерка) Р. МакКрае и П. Коста. В работе выявлены достоверные различия между выборками подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и без таких нарушений, по критерию «жизнестойкость» (который достоверно выше у подростков с НОДА), а также по двум из трех компонентов жизнестойкости: вовлеченность и контроль. Общий уровень саморегуляции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среднем выше, чем у подростков без НОДА, а регуляторно-личностные свойства - ниже. Обнаружено, что подростки в обеих группах выбирают разное количество активно используемых копинг-стратегий. У подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявлена прямая зависимость между уровнем жизнестойкости и возрастом. В обеих группах подростков обнаружена зависимость между уровнем жизнестойкости и всех ее компонентов и такой личностной черты, как эмоциональная устойчивость. Полученные данные могут быть использованы при проектировании и внедрении программ психокоррекционной работы, а также при реализации программ профессиональной ориентации в образовательных организациях. Результаты исследования могут быть интересны родителям, воспитывающим детей и подростков, в том числе, не имеющих ограниченных возможностей здоровья.


ISSN 2079-8717 (Print)