Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск
Том , № 3 (2019)
Скачать выпуск PDF

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

5-14 4
Аннотация
Для российского образования свойственна позитивная модернизация, но в то же время проявляются несоответствия результатов подготовки выпускников вузов и ссузов требованиям современной экономики. Это актуализируется экспертами особенно при оценке качества образования и признания квалификации выпускников. Система воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций всех отраслей экономики и форм собственности в стране должна адаптироваться к институциональным изменениям российской системы высшего и среднего профессионального образования, аналогично «умным сетям» модернизирующихся индустриальных энергетических систем. Законодательное требование к образованию как к единому целенаправленному процессу воспитания и обучения, являющемуся общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, ускоряет приход нового образования в новой инфраструктуре с изменившимся корпусом педагогических работников, соответствующих требованиям профессиональных стандартов. Для решения такой фундаментальной и сложной задачи нового образования возможен путь сегментирования изменений системы подготовки выпускников вузов и ссузов в соответствии с трансформацией экономики согласно изменениям технологических укладов и обеспечения качества проектирования и реализации образовательных программ на основе профессиональных стандартов. Становление национальной системы квалификации (НСК), включающей профессиональные стандарты, характеризуется преемственностью единых методологических оснований для системы профессионально образования и НСК. Понимание качества образования как меры достижения целей образования, в которых заинтересованы его заказчики, обусловливает участие данных стейкхолдеров в процедурах идентификации образовательных результатов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

15-20 5
Аннотация
В настоящей работе проанализирован состав обучающихся по основным профессиональным образовательным программам педагогической магистратуры Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета. Доказана необходимость представления данного анализа, которая выражается через, во-первых, государственную образовательную политику последних лет, которая направлена на увеличение числа обучающихся по программам магистратуры, во-вторых, через необходимость понимания, с каким уровнем подготовки приходят обучающиеся в магистратуру, поскольку различный уровень подготовки генерирует разнообразие профессионально-образовательных траекторий в системе многоуровневого высшего образования. Представлено процентное соотношение возрастных групп обучающихся, рассмотрен контингент обучающихся с точки зрения преемственности образовательных программ бакалавриата и магистратуры, а также проанализированы ответы респондентов на вопрос «Цель обучения в магистратуре». Обозначены проблемы, с которыми могут столкнуться обучающиеся при освоении образовательной программы магистратуры. Также предложены варианты решения обозначенных проблем, а именно: предоставить обучающимся широкие возможности самостоятельно изучать базовые основы профессиональной культуры и основные деятельностные компетенции; абитуриенты могут пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в соответствующей области; в основную профессиональную образовательную программу могут быть включены курсы по выбору, направленные на восполнение или углубление компетенций.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

21-27 8
Аннотация
В статье проанализированы причины невысоких результатов, показанных выпускниками школ при решении стереометрических задач на профильном едином государственном эк-замене по математике. Одной из основных причин неудач авторы считают низкий уровень пространственного мышления обучаемых. В подтверждение этого мнения проведено тестирование уровня пространственного мышления выпускников школ 2018 г. Дальнейший сравнительный анализ полученных данных с результатами исследования, выполненного в 2005 г. одним из авторов, продемонстрировал ухудшение значений всех его показателей. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на формирование пространственного мышления обучаемых при изучении школьного курса геометрии на примере раздела Перпендикулярность прямых и плоскостей. Обзор школьных учебников геометрии показал, что несоблюдение принципа варьирования существенных признаков создает предпосылки к тому, что ключевые понятия перпендикуляра, проекции, угла между прямой и плоскостью не будут сформированы в достаточной степени. А проведенный эксперимент со студентами первого курса направления подготовки «Педагогическое образование: профиль Математика и информатика» подтвердил это положение. Для решения выявленных проблем авторами предложена серия задач ЕГЭ и предваряющие ее упражнения по формированию ключевых понятий стереометрии: проекция прямой на плоскость, перпендикулярность прямой и плоскости, угол между прямой и плоскостью. В работе на примере применения про-граммы динамического моделирования Geogebra показано, как можно продемонстрировать геометрический образ рассматриваемых понятий при различных положениях плоскости изображения. При решении предложенной серии задач используется геометрический подход, при этом выделяются аспекты формирования пространственного мышления в той его части, которая связана с оперированием трехмерными образами: изменением его положения и структуры.
28-34 6
Аннотация
Статья посвящена проблемеповышения мотивациимладших школьников к изучению русского языка в контексте реализации культуроведческого подхода на уровне начального языкового образования. Обозначенная проблема рассматривается с учетом одного из важнейших факторов современности, имеющего как социальное, так и образовательное значение - изучение русского языка в условиях полиэтнического класса. Появление классов подобного типа требует конкретизации в определении задач обучения, выстраивании технологий, подборе методов, приемов и форм организации учебной деятельности. Опора на личностно ориентированный и культуроведческий подходы в образовательной деятельности позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы, сохраняя культурную уникальность представителя любой этнической группы, способствовать решению проблем освоения русского языка и его изучения. Интерес к русскому языку как мотив обучения играет первостепенную роль в процессе языкового образования детей-инофонов. В статье приведена тематика проектов и исследовательских работ обучающихся, в которой отражается следующая логика: от личностно значимого содержания к содержанию, отраженному в культуре народа, носителем которой является обучающийся, а затем к содержанию, связанному с общечеловеческими ценностями и их отражением в разных культурах. Рассматриваются различные формы организации обучающихся полиэтнического класса в проектно-исследовательской деятельности: индивидуальная, групповая, описываются трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в данной деятельности и пути их преодоления. Выявленные авторами статьи педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности будут способствовать решению проблемы повышения мотивации к изучению русского языка у младших школьников, обучающихся в полиэтническом классе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

35-40 8
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития языковой личности студентов в образовательном пространстве вуза.Целью исследования является освещение потенциала и роли специализированных курсов иностранного языка в формировании вторичной языковой личности, способной к рефлексии, и сложностей, которые могут возникать у студента в ситуации реального общения во всем разнообразии дискурсов. Представлены анализ предписательных документов, регламентирующих процесс обучения иностранным языкам в вузе (ФГОС), методы моделирования (обращаясь к ситуациям общения), а также аналитические методы, связанные, прежде всего, с обработкой результатов обучения и выполнения студентами поставленных перед ними задач. Авторы подчеркивают, что люди с развитым языковым потенциалом обладают достаточными языковыми, общекультурными и профессиональными компетенциями, а также способны участвовать в социокультурном дискурсе. Именно это является непременным условием успешной реализации полученных навыков в рамках языкового курса и выполнения коммуникативной задачи на уровне реальной ситуации общения, что авторы демонстрируют на примере курса «Практика устной и письменной речи», рассказывая о собственном опыте преподавания иностранного языка студентам третьего и четвертого курсов по специальности 45.03.01 Филология, чтобы продемонстрировать факторы, которые влияют на успешное развитие языковой личности студентов. Авторы делают вывод о том, что тексты, используемые на занятиях и выходящие за рамки собственно языковой тематики, повышают профессиональную компетентность студентов, улучшают их словарный запас и культуру речи, а также содействуют развитию их языковой компетентности, которую авторы понимают как метапредметную категорию, включающую в себя не только способность к общению на родном и иностранном языке, но и как способность осознавать и анализировать различные явления окружающей среды, что помогает сформировать уровень языковой и неязыковой рефлексии, сопоставимый с тем, которым обладает носитель языка. Авторы заключают, что овладение студентами профессиональными и общекультурными компетенциями, общее повышение грамотности поможет им быстрее и эффективнее достичь высокого уровня владения иностранным языком и, таким образом, стать развитой языковой личностью.
41-47 10
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы дирижерской подготовки обучающихся на профиле «Музыкальное образование» бакалавриата в педагогическом вузе. Анализируются возможности диагностики уровня дирижерских умений на начальном этапе обучения в педагогическом университете у будущих учителей музыки. Рассмотрена структура подготовки будущих учителей музыки к хормейстерской и дирижерской работе, раскрываются возможности применения практических навыков руководства хоровым исполнением. В статье представлена процедура диагностирования навыков практической работы с хором обучающихся для получения объективных данных об их развитии в течение начального этапа (первого семестра) профессиональной подготовки в хоре педагогического университета. Данная диагностика дает возможность педагогу проектировать дальнейшую профессиональную работу со студентами в хоровом коллективе. Диагностика позволяет выявить наиболее существенные недостатки практической работы с хором обучающихся и выбрать способы их устранения на занятиях. В статье раскрыты критерии диагностики, которые отражают два основных признака готовности к практической работе с хором: а) владение самого обучающегося навыками пения в хоровом коллективе (хоровой ансамбль, хоровой строй, тембральная манера звукообразования); б) владение обучающегося навыками управления хоровым коллективом (темпо-ритм, динамика, звуковедение, переданные в рабочем дирижерском жесте). Выделяются три уровня сформированности навыков готовности обучающихся к практической работе с хором - ознакомительный, пороговый, продвинутый. Приводятся результаты начальной и итоговой диагностики, полученные в процессе реализации диагностической процедуры у будущих учителей музыки на занятиях женского хора первого курса профиля «Музыкальное образование» института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета в течение первого семестра обучения. Представленная диагностика может быть использована педагогами, ведущими дисциплину «Хоровой класс» в различных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку учителей музыки в общеобразовательной школе.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

48-52 11
Аннотация
В последнее время все чаще и чаще встает вопрос об эффективности игровых технологий в учебной деятельности. Современные исследования показывают, что игра позволяет личности максимально реализовать свои способности, оказывая большое влияние на развитие самоуправляющих механизмов личности, подразумевая определенный уровень самодисциплины и познавательной активности, влияя на формирование положительной Я-концепции. Затрагивая также и эмоциональную сферу, игра в ненавязчивой форме приобщает участника процесса к общечеловеческим ценностям. В процессе игры развивается и действенно-практическая сфера личности, поскольку игра обучает взаимоотношениям в процессе деятельности, способствует развитию воли и активности. В числе позитивных качеств учебной игры отмечается также и то, что она является посредником между уже имеющимся личностным и приобретаемым опытом, что способствует формированию понятийно-теоретического аппарата изучаемой науки и прочных глубоких знаний. Учебная игровая технология реализует обучающую, развивающую и воспитывающую функции, социализируя личность. В процессе реализации игрового действа большое значение имеет его организация и диагностика, проводимая в ходе игры и по ее окончании, поскольку эффективность игр во многом зависит от степени ее организации. Владение этими знаниями и умениями мы относим к профессиональной педагогической компетентности преподавателя. В специальной литературе нет однозначного отношения к проблеме управления игрой. Мы полагаем, что игра, как свободная деятельность, не исключает управления. Таким образом, игровая технология, являясь наиболее синтетичной по своей природе, активизирует рациональную, интеллектуальную, эмоциональную сферы личности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

53-61 6
Аннотация
Современная семья, являясь зеркалом общественного устройства, характеризуется эгалитаризацией семейно-брачных отношений, изменением ролевой структуры, формальным характером лидерства мужчины, подменой отцовского авторитет материнским. Изучение феномена семейного самосознания мужчины позволяет выявить особенности осознания мужчиной себя в качестве члена семьи и субъекта семейных отношений. Целью исследования является изучение структуры и содержания семейного самосознания мужчины. Основополагающими для исследования являются идеи субъектно-деятельностного и личностноориентированного подходов; концептуальные положения о самосознании как о центральном образовании личности; ключевые положения в области исследования семьи и семейных отношений. В рамках названной методологической парадигмы семейное самосознание мужчины рассматривается в качестве субъективной психологической реальности, представляет проекцию самосознания мужчины на семейную сферу, позволяющую осознавать себя членом семьи, субъектом семейных отношений. Структура семейного самосознания мужчины представлена совокупностью когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, каждый из которых включает функционально-ролевые характеристики супружеских, детско-родительских и родственных отношений. Факторный анализ элементов, составляющих содержание каждого из компонентов, позволил выделить и описать общие особенности семейного самосознания мужчины. Материалы исследования могут быть использованы в индивидуальном и семейном консультировании с целью гармонизации семейных отношений.
62-67 3
Аннотация
Статья посвящена изучению сущности и структуры педагогической деятельности как психолого-педагогического феномена. Авторы поднимают проблему неоднозначного толкования сущности и структуры педагогической деятельности в психологии и педагогике, что препятствует формированию у будущих педагогов и педагогов-психологов целостного представления о данном феномене. В связи с этим основной целью исследования является изучение сущности и структуры педагогической деятельности на основе интеграции ее психологических и педагогических характеристик. Психологической основой педагогической деятельности является представление о ней как о деятельности, что позволяет опираться при ее изучении на общую структуру деятельности. Однако характеристика педагогической деятельности не может быть полной без учета ее специфических особенностей, рассматриваемых в педагогике - наличие субъектной позиции и педагога, и обучающихся, что определяет ее совместный характер. Психологический аспект педагогической деятельности раскрывает личностные особенности педагога и обучающихся, вопросы формирования их мотивации, основы становления конструктивного взаимодействия и совместной деятельности, а также механизмы развития рефлексии. Педагогический аспект позволяет осознать содержание педагогической деятельности, определить ее цели и задачи, выделить особенности ее реализации как совместной деятельности педагога и обучающихся, осуществить выбор средств и разнообразных способов деятельности для достижения намеченных результатов. Авторами уточнены компонентный состав и структура педагогической деятельности с учетом выявленных закономерностей и современных тенденций развития образования. Авторы приходят к заключению, что при изучении понятия «педагогическая деятельность» в ходе профессиональной подготовки педагогов и педагогов-психологов необходимо учитывать его междисциплинарный характер и рассматривать как психолого-педагогический феномен.
68-73 6
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы самооценки подростков, обладающих высоким или низким уровнем психологического благополучия, которая может способствовать выявлению эффективных позитивных копинг-механизмов для совладания школьником с различными повседневными и учебными проблемными ситуациями. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что школьники с высокими показателями психологического благополучия имеют значимые различия в некоторых аспектах самооценки по сравнению с их сверстниками, демонстрирующими низкий уровень психологического благополучия. В ходе исследования было выявлено, что подростки с низким психологическим благополучием чаще имеют тенденцию к занижению самооценки, которая существенно влияет на их счастье и удовлетворенность жизнью. Также можно установить, что уверенность в обладании достоинствами позволяет подростку оптимистично оценивать жизненные события, так как он считает, что если он является хорошим человеком, то окружающие его не могут воспринимать иначе. Подростки, более уверенные в своей способности влиять на поведение сверстников, более склонны рассматривать школу как социальный институт, способствующий формированию позитивной социально-психологической адаптации личности.Подростки с высокими показателями самоуверенности являются социально доминирующими, мотивированными на достижение социального статуса и лидерских позиций.В заключение авторы делают выводы, что высокая самооценка является важным предиктором психологического благополучия школьников. Также авторы пришли к заключению, что наиболее значимыми предикторами психологического благополучия являются такие аспекты общей самооценки, как авторитет у сверстников, умелые руки и уверенность в себе. Важным выводом является свидетельство того, что самооценка внешности и интеллекта не связана с повышением психологического благополучия.
74-79 3
Аннотация
Работа посвящена изучению следующих вопросов: что определяет саморазвитие личности студента в условиях перехода на новые (удаленные) формы образования; как соотносятся потребности в достижении результатов у студентов разных форм обучения; самооценка личности относительно образа желаемой работы; целеполагание в отношении карьеры. Целью исследования выступило описание представлений студентов разных форм обучения о карьерной самоэффективности. Для оценки карьерной самоэффективности и мотивации студентов были использованы методики определения уровня самоэффективности личности (Д. Маддукс и М. Шеер), методика определения направленности личности на достижение успеха или избегание неудач (А. А. Реан), шкала оценки потребности в достижении успеха (Ю. М. Орлов) и методика изучения мотивации профессиональной карьеры (Э. Шейн). Результаты исследования объясняются через обращение к субъектной активности, которая изначально выше у студентов очно-заочной формы. Авторы подчеркивают важность развития и поддержки потребности в саморазвитии и самопроектировании профессионального становления у студентов очной формы обучения, лишенных возможности соотнести свои представления, возможности и достижения в учебной деятельности с профессиональной деятельностью.
80-85 4
Аннотация
Cтатья посвящена вопросу специфики структуры общительности у девушек и юношей. Рассматриваются особенности регуляторно-динамических и продуктивно-смысловых составляющих общительности данных групп. Анализ структуры общительности юношей и девушек изучался с помощью методики, разработанной А. И. Крупновым, позволяющей рассмотреть данное качество личности многопланово, то есть в системе природно-динамических и инструментально-смысловых характеристик. В нашей работе мы решили рассмотреть различия структур, включающих в себя регуляторно-динамические и продуктивно-смысловые переменные общительности девушек и юношей - студентов Уральского государственного педагогического университета. Для выявления особенностей, гендерной специфичности психологической структуры общительности юношей и девушек была изучена факторная структура, количественные и качественные характеристики данного свойства личности, исходя из многомерно-функционального похода, позволяющего рассмотреть данное свойство личности во всей совокупности его компонентов, переменных и аспектов, его составляющих. Мера сплоченности отмеченных переменных: энергичности-аэнергичности, стеничности-астеничности, интернальности-экстернальности - регуляторно-динамического аспекта и социоцентричности-эгоцентричности, осмысленности-осведомленности, предметности-субьектности - мотивационно-смыслового аспекта общительности у юношей показывает хорошее представление и важность данного свойства, приемов, способов его проявления. У девушек интеркорреляционные связи переменных общительности уступают место за счет ограниченного арсенала приемов и средств коммуникативного поведения и слабой интернальной регуляции общительности. Девушки чаще, чем юноши, побуждаются социоцентрической направленностью, характерной решением различных общественных задач. В ходе общения они реализуют возможность установить приятельские, дружеские отношения с самыми различными людьми, решить не столько свои проблемы, сколько оказать содействие, помощь и поддержку другим людям.
86-96 4
Аннотация
Распространенность вандализма на рабочем месте может создать серьезные угрозы для образовательной организации, миссией которой является воспитание человека. Однако эффективно профилактировать подобное деструктивное поведение персонала бывает затруднительно, поскольку от руководителя требуются управленческие решения, основанные на понимании как природы самого организационного вандализма, так и факторов организации, приводящих к его возникновению. При этом проблема заключается в недостаточной теоретической и эмпирической разработанностиособенностей консультационного сопровождения управленческой деятельности при внедрении программы профилактики организационного вандализма в образовательной организации.Целью написания представленной статьи является характеристика феномена организационного вандализма и возможностей его профилактики в образовательной организации посредством инструментов управленческого консультирования. Описываются признаки организационного вандализма, а также причины, побуждающие персонал образовательной организации к деструктивным действиям с организационной собственностью. Выделяются направления профилактики организационного вандализма персонала, среди которых работа с материальной средой организации, просветительская работа с руководством и персоналом организации по вопросам организационного вандализма, организация защиты информации, работа с корпоративной культурой и организацией труда. С использованием метода моделирования разработан алгоритм управленческого консультирования по вопросам профилактики организационного вандализма, включающий пять этапов: первичную консультацию, выявление фактов организационного вандализма, консультационное сопровождение, завершение консультирования и постпроектное сопровождение.Последовательность действий консультанта по управлению представлена в форме модели принятия решения о проведении консультационной работы в зависимости от наличия проявлений организационного вандализма в образовательной организации, уровня осведомленности руководителя образовательной организации о сущности организационного вандализма и иных факторов, определяющих консультационный процесс.

РЕЦЕНЗИИ 

97-103 4
Аннотация
Авторы рассматривают формирование и сохранение исторической памяти как совокупность представлений о событиях прошлого, значимых для большинства представителей определенной общности людей и имеющих огромное воспитательное значение. С развитием технологий чтение у молодежи уходит на второй план, поэтому необходим перманентный поиск эффективных инструментов в деле патриотического воспитания молодежи и развития новых коммеморативных практик. Такими дополнительными инструментами сегодня становятся всевозможные виды игровой, проектной и конкурсной деятельности. Творческие конкурсы дают возможность постижения общечеловеческих ценностей и причин поступков людей, поэтому они являются эффективным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. На примере реализации молодежного проекта «живаяистория-россии.рф» и проведения конкурса «Юные герои Отечества» на основе книги А. Ю. Бондаренко показывается расширение количества и совершенствование средств и способов сохранения исторической памяти как важного направления в воспитании молодых людей, для которых патриотизм становится естественным и осознанным качеством личности, вызывающим потребность действовать для пользы своей страны и ее народа. Проблема исследования: какие инновационные способы можно использовать для сохранения исторической памяти? Цель: исследовать и представить опыт использования творческих конкурсов как инструмента сохранения исторической памяти. Методологической основой исследования являются методы теоретического обобщения, системного анализа, анализа и синтеза, сравнения и описания, систематизации, аналогии, абстрагирования и другие, которые были использованы для обработки и представления информации. Основные результаты: в статье обоснована потребность современной России в активизации работы по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне как значимого направления в патриотическом воспитании молодежи и формировании гражданской идентичности многонационального российского народа и представлен опыт использования творческих конкурсов как эффективного средства сохранения исторической памяти. Новизна исследования заключается в проведенном анализе конкурса «Юные герои Отечества» на основе книги А. Ю. Бондаренко и представлении его как инновационного, эффективного коммеморативного средства. Практическая и теоретическая значимость результатов: авторы показали возможность эффективно использовать привлекательные для детей и молодежи игровые, творческие, проектные и конкурсные формы деятельности для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.


ISSN 2079-8717 (Print)