Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск
Том , № 2 (2019)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

5-9 9
Аннотация
В статье проанализирована реформа, проводимая британской властью в сфере валлийского образования. В ходе исследования на основе комплекса законодательного и актового материала, включающего в себя «Акт о валлийском среднем образовании» (1889 г.), «Закон об образовании» (1902 г.), «Отчеты комиссаров по расследованию состояния образования в Уэльсе» (1847 г.), были выделены и охарактеризованы причины и результаты проведения образовательной реформы. Автор приходит к выводу о том, что народные мятежи и беспорядки в Уэльсе в середине XIX в., такие как Чартистское движение и восстание «дочерей Ребекки», а также отчет об образовании, получивший название «Предательство Синих книг», способствовали началу открытой борьбы валлийцев на политической арене за право называться «цивилизованным» народом и за возможность стать частью англоговорящего британского мира. Для достижения поставленной цели было необходимо реформировать систему начального и среднего образования, а также создать условия для получения высшего образования. В результате этого процесса Уэльс покрылся сетью школ, был решен вопрос относительно финансирования и управления учебными заведениями, был основан Уэльский университет и другие научные центры национального значения, способствовавшие повышению уровня образованности местного населения. Стоит также отметить, что в результате реформы, во-первых, увеличилось количество валлийцев, получивших начальное и профессиональное образование, во-вторых, возрос уровень подготовки рабочих кадров; в-третьих, удалось увеличить численность носителей валлийского языка, в-четвертых, создать прочную основу для поддержания национального самосознания и культурной самобытности валлийского народа.

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

10-30 17
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тем, что современная система образования РФ переживает активное реформирование с целью повышения качества образования, профессиональной компетентности специалистов этой области и минимизации профессиональных дефицитов у них. Все это предполагает динамичные изменения не только на уровне структуры системы образования и образовательной деятельности, но на уровне серьезных изменений в плане подхода к профессиональной деятельности, ее осуществлению и реализации себя в ней. То есть речь идет о двух феноменах: саморазвитии и самореализации педагога, педагога-психолога, социального педагога и др. специалистов системы образования - которые необходимо всесторонне изучать, что является весьма актуальным для психолого-педагогической теории и практики, в том числе для разработки эффективных инструментов реализации реформ в образовании. Целями исследования стали: обзор литературы, посвященной проблеме теоретического осмысления сути научного содержания понятий «саморазвитие» и «самореализация» на основе сравнительного анализа, определение особенностей каждой категории, их границ, базовых характеристик и иерархической взаимосвязи в структуре личности, включенной в профессиональную деятельность, в частности в педагогическую, психолого-педагогическую. В статье уточняется с учетом различных теоретико-прикладных подходов в западной и отечественной психологии научное содержание категорий «саморазвитие» и «самореализация» в совокупности их существенных признаков. Осуществляется их развернутый сравнительный анализ с определением сходства, различий и взаимосвязи. Согласно структурной модели самореализации личности С. И. Кудинова - А. И. Крупнова (2008) выделяются ее формы: внешняя, внутренняя; виды: деятельностный, социальный, личностный. В преломлении саморазвития и самореализации к деятельности, уточняются содержания понятий «профессиональное саморазвитие» и «профессиональная самореализация», с выявлением их характеристик, этапов и параметров, а также специфики преломления в педагогической и психолого-педагогической деятельности. Уточняется содержание таких понятий, как «продуктивная профессиональная самореализация», «отрицательная профессиональная самореализация», «субъектность», «профессиональная самореализация учителя (педагога)», выделяются основные критерии продуктивной профессиональной самореализации, особенности самореализации личности педагога и педагога-психолога. В ходе работы была осуществлена операционализация изучаемых понятий, выявлены их наиболее важные характеристики для проведения дальнейшего исследования уровня развития профессиональной самореализации работников системы образования. Сравнительный анализ изучаемых категорий позволил нам прийти к выводам: 1) категории «саморазвитие» и «самореализация» - близкие, но неодинаковые научные понятия, каждое из которых имеет свое научное содержание, границы и существенные характеристики; 2) саморазвитие представляет собой некий деятельностный контекст самореализации личности и - шире - ее самоосуществления; 3) саморазвитие и самореализация личности являются взаимодополняющими и взаимосвязанными процессами в структуре личности, но саморазвитие первично и направлено на саму личность, а самореализация - вторична и представляет личность во вне; 4) саморазвитие осуществляется в контексте самотрансценденции личности и представляет собой совокупность базовых и потенциальных качеств, обеспечивающих возможность ее поступательного развития, и тесно связано с такими чертами личности, как рефлексивность, открытость, самодетерминированность, убежденность в самоэффективности и др.; 5) самореализация - это всегда процесс, тот путь развития и преобразования личности, который она сама выбирает и осуществляет в том или ином виде профессиональной деятельности, в частности за счет таких черт личности, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность, организованность, способность к интеграции и консолидации в групповой деятельности; 6) профессиональная самореализация педагогических работников, с одной стороны, имеет сходные показатели, с другой - специфические отличия, обусловленные своеобразием направления деятельности, например, педагогической, психолого-педагогической; 7) проблемы профессионального саморазвития и самореализации учителя (педагога) более разработаны и обобщены в психологии (педагогической психологии), по сравнению с другими категориями педагогических работников, например педагога-психолога, что нуждается в дополнительном изучении, систематизации и обобщении.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

31-37 4
Аннотация
Статья посвящена презентации проекта «Лапта: Мобильные интерактивные игры с русским образовательным содержанием», выполненного Уральским государственным педагогическим университетом при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Проект «Лапта» является примером игровых интерактивных технологий, успешно сочетающим в себе национальные традиции и инновационный подход к образованию. Это мобильная игра с русским образовательным содержанием, позволяющая формировать речевую, языковую и коммуникативную компетенции. Мобильное обучение русскому языку как иностранному позволяет обучающимся развивать и совершенствовать языковые навыки и речевые умения, формировать социокультурную и межкультурную компетенции в любое время и в любом месте. Проект ориентирован на иностранных граждан, ранее не изучавших русский язык или владеющих русским языком в объеме, не достигающем элементарного уровня. Реализация в проекте принципов коммуникативно-деятельностного подхода предполагает в ходе игры развитие речи как средства общения в разных коммуникативных ситуациях. Игровой материал в проекте подобран таким образом, что игры помогают овладеть начальными фонетическими, грамматическими и лексическими представлениями о нормах русского языка, а также формируют элементарные умения по их использованию. Кроме того, в ходе игры обучающиеся знакомятся с реалиями русской жизни, получают возможность больше узнать о культуре России.
38-45 10
Аннотация
Современная педагогика искусства испытывает потребность в определении принципов музыкального образования, исходящих не из общедидактических закономерностей преподавания музыки как учебного предмета, подобного физике, химии и др., а самой природы музыки, способствующих рождению эмоций у слушателя, активизации процесса формирования ценностно-смысловых отношений, пониманию мира и собственной личности. Одной из причин этого положения дел в музыкальной педагогике является невнимание к постижению сущностных характеристик музыки и подмена адекватных ее природе принципов музыкального образования общедидактическими принципами. Статья посвящена концептуально-методологической рефлексии природы феномена музыкального искусства и его функций. Авторы проводят сравнительный анализ физической, теологической, психологической, феноменологической концепций природы музыки. В качестве приоритетной нами выделена феноменологическая концепция музыки как система понимания музыки, отражающая ее сущностные онтологические и антропологические характеристики. Показана глубинная связь феноменологической и герменевтической концепций музыки. Исходя из синергии феноменологических и герменевтических характеристик музыкального искусства, обоснованы универсальные экзистенциально-антропологические и герменевтические принципы современного музыкального образования. В силу большого многообразия принципов музыкального образования, предлагаемых в отечественной музыкально-педагогической литературе, акцентирована проблема классификации принципов музыкального образования и предложен один из подходов их классификации с точки зрения их универсальности: универсальные (метапринципы), общедидактические и частнодидактические принципы музыкального и художественного образования.
46-55 21
Аннотация
Статья посвящена систематизации игровых интерактивных технологий, используемых при профессиональноориентированном обучении русскому языку как иностранному курсантов военно-инженерного вуза. Целью исследования является систематизация и категоризация игровых технологий, используемых на уроках РКИ и направленных на развитие языковой, коммуникативной, лингвокультурной и профессиональной компетенций студентов военно-инженерного профиля. В качестве основных методов исследования используются метод таксономического структурирования и собственно игровой метод; игровые интерактивные технологии при таком подходе выступают объектом изучения, а их учебно-прагматический потенциал - предметом исследования. В статье применительно к игровой деятельности разграничиваются понятия игрового метода, игровых технологий и методики обучения с применением игровых технологий. Отмечаются содержательные особенности понятий игровые и интерактивные технологии, в результате чего принимается решение о целесообразности использования термина игровые интерактивные технологии. Предлагается типология игр, основанная на специфике формируемых компетенций (типология включает игры лингвистические и коммуникативные, игры с лингвокультурным и лингвострановедческим компонентом, а также игры, направленные на развитие профессиональной креативности). Типы игр, актуальные при профессиональноориентированном обучении русскому языку как иностранному, раскрываются на конкретных примерах с привлечением специфического языкового материала. В исследовании подчеркивается значение игровых интерактивных технологий, обладающих высоким мотивационным потенциалом, в достижении эффективных результатов профессиональноориентированного обучения русскому языку как иностранному.
56-60 28
Аннотация
В статье представлен обзор результатов реализации проекта «Лапта: Мобильные интерактивные игры с русским образовательным содержанием», выполненного Уральским государственным педагогическим университетом при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Поиск и разработка новых решений и подходов к обучению русскому языку обусловлены, с одной стороны, социальными, психологическими, возрастными интересами и потребностями обучающихся, с другой стороны - спецификой использования информационно-телекоммуникационных технологий в условиях современного мира. Интерактивные мобильные игры, используемые в обучении русскому языку как иностранному позволяют организовать процесс обучения и контроля таким образом, что обучающиеся в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать языковые навыки, речевые умения, формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования русского языка как средства общения в социально-бытовой сфере. Мобильное обучение строится на использовании мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т.п.) и доступно всем желающим познакомиться с русским языком, независимо от их возраста. Представление проекта «Лапта» проходило на научных международных конференциях в России и Словакии. В рамках проекта были разработаны 15 интерактивных игр с русским образовательным содержанием, проведены курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка как иностранного. Основная цель мероприятий - повышение мотивации иностранных граждан к изучению русского языка как в родной, так и неродной языковой среде, в том числе с использованием мобильных интерактивных игр.
61-65 7
Аннотация
Статья посвящена исследованию понятия «межкультурная коммуникативная компетенция» при обучении иностранным языкам. В статье не только подчеркнута важность коммуникативного и межкультурного подходов в языковом обучении, но и представлено исследование обучения языку и культуре в Китае, выделены культурные аспекты в языковом обучении. Приведены примеры, показывающие различия в русской и китайской культурах. В статье аргументировано доказано, что процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции у русских студентов-лингвистов уже на начальном этапе обучения китайскому языку как иностранному становится более эффективным, если с самого начала в процессе обучения всем языковым аспектам китайского языка знакомить студентов с традициями, обычаями и культурой китайского народа. Таким образом, при обучении китайскому языку как иностранному языку у студентов формируется практико-ориентированная иноязычная компетенция в действии. На основе коммуникативных упражнений, направленных на познание культуры китайского народа, формируется также межкультурная компетенция. В статье, с точки зрения русских и китайских ученых, рассматриваются основополагающие понятия компетентностного подхода: «компетенция», «коммуникативная компетенция», «коммуникативная иноязычная компетенция» и «межкультурная коммуникативная компетенция», а также «межкультурная коммуникация» и дается их сравнительно-сопоставительный анализ. Исследование понятия «межкультурная коммуникативная компетенция» основано на сравнительно-сопоставительном анализе особенностей коммуникации, принятых в России и Китае, а также на сравнении дефиниций, данных этому понятию русскими и китайскими учеными. Результаты исследования, приведенные в данной статье, могут быть использованы преподавателями при обучении китайскому языку как иностранному.
66-75 8
Аннотация
В статье представлен анализ методики преподавания классического танца как системообразующего знания в процессе обучения студентов хореографических направлений вузов культуры. Главная задача высшего образования в области хореографии - формирование целостной модели выпускника в единстве исполнительских и педагогических качеств. При этом в условиях внедрения стандартов для педагогов основной задачей подготовки становится вопрос «Как научить учить танцу?», что выдвигает задачи научного осмысления методики преподавания как важного условия формирования педагогической компетентности будущих выпускников. Основная методологическая установка исследования - представление современной практики хореографического образования и обучения классическому танцу как системы, в которой все элементы обусловлены и подчинены исполнительским и педагогическим задачам. Системный подход расширяет поле исследования, объединяя научно-методические разработки ведущих педагогов-практиков для создания методики преподавания классического танца в высшей школе как отдельной предметной области, а также представления интегрированного результата обучения, состоящего из освоения теоретического знания, практических навыков исполнения движений и владения методикой их преподавания. Нелинейность и многовекторность развития современного профессионального образования обусловило применение междисциплинарного подхода, объединяющего различные отрасли знания, и методов: количественно-качественного анализа, сравнительного анализа, структурно-функциональный метод, реализацию принципов единства исторического и логического методов исследования. Предложенное понятие методики преподавания классического танца заключает в себе широкий спектр компетенций и является относительно новым объектом исследования как области педагогического знания в системе подготовки студентов-хореографов вузов культуры. Анализ изученных материалов, образовательных программ, учебных планов, учебников, методических пособий, результатов зачетов и экзаменов позволили представить структурное основание методики преподавания классического танца, модель которой может быть использована педагогами для обучения студентов средних и высших заведений дополнительного и профессионального образования.
76-80 4
Аннотация
В статье раскрывается актуальность профессиональной подготовки специалистов юридического профиля к работе с несовершеннолетними, необходимость которой определяется тем, что юристы не могут профессионально решать проблемы этой категории граждан без учета их социально-психологических и педагогических особенностей. При этом подчеркивается, что организация такой подготовки должна осуществляться с учетом новых тенденций содержательного обновления форм и методов профилактической и реабилитационной работы с подростками девиантного поведения, обусловленных появлением новых видов девиаций, связанных с развитием компьютерных технологий и Интернета, имеющего для сегодняшних подростков важнейшее значение. Всемирная сеть, позволяющая бесконтрольно включаться в «азартные» игры, такие как троллинг, астротурфинг, кибербуллинг, наряду с другими факторами формирует агрессию несовершеннолетних. Анонимность интернет-посещений, отсутствие реального, живого контакта способствуют формированию ощущения безнаказанности и полной свободы действий. Говоря о влиянии Интернета на социализацию и формирование личности подростков, отметим, что эта тема пока является малоизученной ввиду своей новизны. Все это обусловливает появление новых направлений в исследовании проблем девиантности несовершеннолетних и разработке психологических, социально-педагогических и юридических мер по их эффективному решению. В качестве мер, способствующих этому, предлагается совершенствование федерального и регионального законодательств, ведомственных правовых актов, регламентирующих административно-правовой статус милиции общественной безопасности в государственной системе профилактики и борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, а также постоянное совершенствование и укрепление взаимных связей служб и подразделений милиции общественной безопасности с остальными субъектами этой системы.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

81-84 31
Аннотация
На современном этапе наблюдается реформирование политики государства в области семьи, материнства, отцовства и детства. В этой связи остро встает проблема определения феномена «семья» как психолого-педагогического феномена. Феномен «семья» является сложным образованием. Для понимания его сущности важно рассмотреть основные тенденции его развития. В статье они описаны в контексте различных отечественных и зарубежных парадигм: философских, историко-этнографических, социологических, демографических, которые существенно расширяют предметное поле психолого-педагогических исследований семьи. Это позволило обеспечить целостность восприятия изучаемого феномена и изучить его содержательную наполненность. Особый интерес для авторов представляют зарубежные концепции: психоаналитическая, бихевиоральная и гуманистическая. В отечественных исследованиях рассмотрение феномена «семья» разворачивается в контексте двух ключевых подходов. В них изучаемый феномен рассматривается с позиции представленности в социуме и с позиции реализации воспитательных функций. В представленной работе авторы систематизируют существующие тенденции развития феномена «семья», чем обогащают психолого-педагогическую отрасль научного знания. Материалы статьи могут быть использованы в курсах лекций по психологии семьи, психологии семейного воспитания и организации работы с замещающей семьей. Проведенное исследование позволило авторам статьи зафиксировать динамичность изучаемого феномена и необходимость его рассмотрения с учетом социокультурных особенностей.
85-90 6
Аннотация
В статье обсуждается вопрос безопасности личности и деятельности педагога. По утверждению автора, реализовывать безопасную педагогическую деятельность педагог может только в том случае, если он обладает психологическим здоровьем. Психологическое здоровье может поддерживаться в безопасной образовательной среде, а может нарушаться в небезопасной среде образовательного учреждения. Одним из важных компонентов психологического здоровья педагога является защитное и совладающее поведение. На его функционирование оказывают влияние различные факторы, в том числе внешние, такие как условия труда, характер деятельности, защищенность от угроз и др. Целью работы является изучение внешних факторов защитного и совладающего поведения педагогов в образовательной среде. В исследовании участвовали педагоги (n=50, средний возраст - 29 лет) шести учебных заведений среднего и высшего профессионального образования г. Екатеринбурга. По результатам анкетирования педагогов по вопросу психологической безопасности образовательной среды, можно сказать, что преподаватели в большей степени имеют позитивное отношение к образовательной среде, достаточно удовлетворены взаимоотношениями с другими педагогами и учащимися, чувствуют себя защищенно и безопасно в образовательной среде. Исходя из полученных результатов корреляционного анализа, можно сделать вывод, что факторами, влияющими на срабатывание защитных и в большей степени совладающих стратегий, в данной выборке педагогов являются: возможности профессионального совершенствования и саморазвития, эмоциональная удовлетворенность образовательной средой, безопасность среды, межличностные отношения в образовательной среде.
91-97 7
Аннотация
В статье описывается симптоматика и формы трудоголии как аддиктивной формы поведения у педагогических работников средней и высшей школы. Рассматриваются причины устойчивости аддиктивных паттернов поведения, личностных и социальных деформаций трудоголика. Анализ выделенных автором психологических симптомокомплексов женщин и мужчин трудоголиков показывает, какие психологические аспекты развития аддиктивной индивидуальности являются максимально напряженными и проблемными, какие являются относительно нейтральными, а какие - вполне позитивно развитыми, чтобы способствовать (или препятствовать) продуктивной социальной включенности. Используя эти аспекты, можно варьировать стратегию и тактику психотерапии с учетом индивидуальных особенностей аддикта. Полученные симптомокомплексы позволяют составлять своеобразную «дорожную карту» психокоррекции или психотерапии. Качественные различия между мужчинами и женщинами определяются преимущественно в области контроля за поведением (регуляторный компонент); степени социальной включенности (интенциональный компонент); переносимости культурного давления (суффициарный компонент); соблюдения социальных норм и границ поведения (когнитивный компонент).

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

98-103 5
Аннотация
Даже незначительные нарушения слуха ограничивают восприятие ребенком окружающих звуков. При наличии выраженной патологии слуха в раннем возрасте нарушается восприятие звуков, в том числе и речевых. Это приводит к возникновению различных трудностей: в социальной адаптации, речевой коммуникации и межличностном взаимодействии. В среднем со сниженным слухом рождается примерно 2-3 малыша из 1000. В последние несколько десятилетий произошли кардинальные изменения как в методах выявления и диагностики нарушений слуха, так и в средствах оказания помощи глухим и слабослышащим детям. В Российской Федерации начиная с 2008 г. внедрен всеобщий аудиологический скрининг новорожденных, что позволило значимо снизить возраст выявления патологии слуха. В настоящее время помощь детям раннего возраста с нарушениями слуха строится на основе четких принципов, лучших практик и научных исследований. Современные исследования показали, что при выраженном снижении слуха наиболее эффективными являются программы помощи, начатые до возраста шести месяцев. Подходы к составлению и реализации современных программ помощи базируются на принципах семейно-центрированности, междисциплинарности, функциональном подходе, на ежедневных домашних рутинах. В данной статье рассмотрены основные технологические этапы и принципы ранней помощи, организационные основы реализации ранней помощи для семей с детьми раннего возраста с нарушенным слухом. Эффективность такого рода программ подтверждается многочисленными международными исследованиями и полностью согласуется с опытом работы в Санкт-Петербургском Институте раннего вмешательства.
104-109 9
Аннотация
В данной статье подробно рассматривается период первых лет жизни, включающий младенческий и ранний возраст, с одной стороны, как наиболее сенситивный период в становлении различных линий развития (социального, познавательного, коммуникативного и двигательного развития); с другой стороны, этот период является наиболее уязвимым при воздействии на организм ребенка различных неблагоприятных факторов биологического и социально-психологического характера, при этом высокий уровень пластичности центральной нервной системы обеспечивает значительные компенсаторные возможности организма малыша и позволяет благодаря организованной на ранних этапах коррекционно-развивающей работе преодолеть или максимально сгладить имеющиеся отклонения в развитии. Задержка в формировании коммуникативных умений отмечается практически у всех детей с различными отклонениями в развитии, что обусловливает актуальность ранней логопедической помощи детям первых лет жизни и их семьям в стимуляции развития невербальных и вербальных средств общения. В статье представлены современные теоретико-методологические подходы к организации и реализации логопедического воздействия с детьми младенческого и раннего возраста. К таким подходам относятся комплексный, коммуникативный, деятельностный, функциональный и семейно-центрированный. В статье раскрывается суть каждого из вышеперечисленных подходов, их основные аспекты, особенности осуществления логопедической работы по формированию коммуникативных умений у детей первых лет жизни на их основе. Данное направление ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, реализующееся с учетом таких подходов, предполагает подключение к процессу формирования коммуникативной сферы малышей команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, учет ведущей формы общения и ведущей деятельности детей в младенческом и раннем возрасте, развитие в первую очередь тех коммуникативных умений, которые необходимы для удовлетворения насущных нужд и потребностей ребенка, активное включение в коррекционно-развивающий процесс родителей и их тесное взаимодействие с педагогами и специалистами.
110-115 21
Аннотация
Статья посвящена развитию ранней помощи в Российской Федерации с учетом положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г., а также плана по ее реализации. Выделены основные направления формирования единой системы ранней помощи, по которым осуществляются научные разработки ведущих научных учреждениий страны: теоретические аспекты ранней помощи, формирование правовых основ организации ранней помощи, методы раннего выявленияотклонений в развитии детей первых лет жизни, создание системы ранней помощи в сфере образования, оценка качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи. Представлен анализ современного этапа развития ранней помощи с учетом региональных особенностей по информации субъектов Российской Федерации по состоянию на октябрь 2017 г., май и ноябрь 2018 г. На основе результата анализа проектов региональных государственных программ по формированию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2021 гг., выявлены основные приоритетные направления создания единой системы ранней помощи. Также дан анализ предложений субъектов Российской Федерации по совершенствованию нормативной базы в области ранней помощи детям и их семьям. Результаты анализа информации о развитии ранней помощи в субъектах Российской Федерации позволили выявить высокую востребованность услуг ранней помощи, а также активную работу практически всех регионов по формированию системы ранней помощи детям и их семьям.


ISSN 2079-8717 (Print)