Preview
Том , № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

6-17 2
Аннотация
В статье исследуется проблема финансирования сельских общеобразовательных школ и пунктов ликвидации неграмотности для взрослого населения на Урале в 1920-е гг., когда модернизационные процессы, происходившие в нашей стране, требовали значительного повышения общей грамотности населения, в первую очередь сельского. Необходимость ускоренных преобразований в экономике ограничивала возможности государства в финансировании других сфер, что заставляло идти на чрезвычайные меры, в том числе при выделении средств на народное просвещение в деревне. Авторами анализируется уровень грамотности крестьянского населения в различных районах Урала. Большое внимание уделено изучению изменений в отношении к грамотности детей и взрослых - крестьян. Анализируются результаты попыток государственной власти решить проблему финансирования образования детей и взрослых за счет привлечения средств сельского населения и организаций. Изучаются различные формы и способы привлечения негосударственных средств для решения проблемы. Финансирование общеобразовательных школ и школ грамоты для взрослых на селе в 1920-е гг. зависело от того, в каком состоянии находилось парцеллярное сельскохозяйственное производство в тот или иной период этого десятилетия. Ведущим было государственное финансирование образовательных учреждений, при этом после перехода к новой экономической политике использовались преимущественно средства местного бюджета, которых явно не хватало. В условиях рыночных отношений определенное значение имело выделение средств на образование сельскими земельными обществами, в первую очередь через систему самообложения крестьянских общин. Попытки материально стимулировать учителей для работы по обучению взрослого неграмотного и малограмотного населения за счет средств общественных организаций и личных пожертвований оказывались малоэффективными из-за проблемы комплектования контингента посещающих сельские школы грамоты для взрослых: по разным причинам большинство не владеющих грамотой взрослых крестьян уклонялось от обучения.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

18-23 1
Аннотация
В статье обосновываются предпосылки пристального внимания к изучению проблемы формирования коммуникативной компетентности в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории. Автором доказывается применимость в педагогическом контексте физического термина «траектория», предполагающего развертывание вариативных возможностей для обучающихся в процессе формирования коммуникативной компетентности. Особое внимание уделяется зависимости проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории от индивидуального стиля деятельности и общения обучающегося. В связи с этим предлагаются рекомендации по успешному включению обучающихся в коммуникативную среду, исходя из особенностей их индивидуального стиля деятельности. Автором статьи при этом значительное внимание уделяется использованию интерактивных методов и приемов, способствующих наиболее продуктивному включению обучающихся в коммуникативную деятельность посредством создания благоприятных условий для полноценной реализации их возможностей. Качество проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории наиболее высоко при сотрудничестве обучающихся друг с другом и с педагогами. Обучающиеся учатся навыкам эффективного взаимодействия, активного слушания, способности к обратной связи в процессе коммуникативной деятельности. Кроме того, автором выявлена значимость такого организационного педагогического ресурса, регулирующего успешное проектирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории, как сознательный поиск обучающимся индивидуального смысла в обучении через взаимодействие субъектов образовательного процесса, поиск смысла коммуникативной и коллективной творческой деятельности. В данном контексте смыслотворчество является неотъемлемым компонентом коммуникативной деятельности. По результатам исследования автором предложены некоторые варианты проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, способствующие формированию коммуникативной компетентности обучающегося.
24-30 1
Аннотация
Данная статья посвящена использованию гибких методов для формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета. В статье приводится психолого-педагогическая характеристика обучающихся студенческого возраста, которая объясняет необходимость применения новых методов при организации самостоятельной работы и обосновывает предпочтение гибких методов. Приводится анализ достижений в области организации самостоятельной работы вообще, а также рассматриваются недостатки этих подходов. Авторы предлагают свою методику организации самостоятельной работы студентов, основанную на методе организации работы, применяемом в сферах информационных технологий и управления организацией. Гибкие методы - это совокупность приемов, позволяющих так организовать работу студентов, чтобы осуществлять непрерывный анализ ситуации и адаптировать работу с каждым конкретным студентом. В данной статье описывается использование метода «Скрам», который заключается в организации подобного рода итеративной работы. Апробация данного метода была проведена при организации самостоятельной работы студентов 1 курса Института иностранных языков Уральского государственного педагогического университета по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «Английский и немецкий языки»). Для получения более точного результата были организованы две группы студентов: экспериментальная и контрольная. По результатам эксперимента было выяснено, что применение метода «Скрам» обеспечивает формирование навыков и умений самостоятельной работы у всех студентов. Контрольная группа, где не был использован метод «Скрам», показала, что лишь треть студентов овладела навыками и умениями самостоятельной работы. В статье дано подробное описание процедуры организации работы с применением метода «Скрам», а также представлены результаты, полученные в ходе апробации примерной программы формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов с применением одного из гибких методов - «Скрама».

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

31-37 3
Аннотация
Статья посвящена проблемным вопросам обучения младших школьников русскому языку в контексте взаимосвязанного обучения языкам в билингвальной образовательной деятельности. Цель статьи заключается в научном обосновании того, что взаимосвязанное обучение языкам тесно связано со становлением осознанного отношения к языку и речи и способствует когнитивному развитию обучающихся. Одной из форм проявления осознанного и исследовательского отношения к языку и речи является метаязыковая, в том числе интерлингвальная, способность, которая выявляется у детей еще в дошкольном возрасте. Как выяснилось, у билингва метаязыковые способности проявляются с пониманием двуязычной коммуникации, осознанием собственной билингвальности. Мы полагаем, что метаязыковая деятельность у детей-билингвов активизируется на разных стадиях интеллектуального и языкового развития и сохраняется дольше, не исчезая к школьному обучению, трансформируясь в течение всей жизни. В статье дано теоретическое и методическое описание метаязыковой деятельности детей и школьников в онтогенезе по итогам аналитического обзора трудов российских и зарубежных ученых и проведения экспериментальных занятий в школах, приведены результаты анализа письменных работ обучающихся и обобщены данные педагогического опроса учителей, посвященного практике взаимосвязанного обучения родному и русскому языкам. Авторами определены основные принципы построения методической системы взаимосвязанного обучения родному (этническому) и русскому языкам, которые позволяют наметить пути организации эффективного билингвального обучения и формирования в дальнейшем сбалансированного билингвизма у детей. Вывод о том, что необходимо ставить формирование и развитие метаязыковых способностей у младших школьников как самостоятельную задачу на уроках русского языка, открывает перспективу дальнейших исследований.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

38-43 5
Аннотация
Рассматриваются информационные технологии, которые используются в процессе обучения, прежде всего технология стрим-обучения. Проанализирован зарубежный педагогический опыт применения технологии потокового вещания в сфере образования. Зарубежными исследователями подробно изучены вопросы применения стрим-медиа в образовании и их влияния на теорию и практику обучения. В частности, показаны способы использования имеющегося образовательного контента, а также изложены подходы к самостоятельному созданию медиа. Рассмотрены способы применения стрим-технологий в процессе обучения (выбор учебного видео преподавателем, которое просматривает вся группа обучающихся вместе на одном или нескольких экранах; применение видеоматериалов перед занятиями в качестве подготовки к обсуждению и выполнению аудиторных заданий; использование видео после учебного занятия для повторения учебного материала или для учеников, которые по какой-либо причине пропустили занятие; использование видео в качестве самостоятельного учебного материала. Видео может использоваться для свободной самостоятельной работы). Предложены собственные сценарии использования стрим-технологии при освоении дисциплин информационно-технологической направленности в сфере высшего образования (например: преподаватель записывает решение той или иной задачи с экрана своего компьютера, студенты просматривают видео и производят необходимые настройки на своих компьютерах, запоминая последовательность действий; студенты записывают видео работы с каким-либо веб-сервисом, после чего выкладывают его для своих однокурсников и преподавателя, которые могут использовать опыт коллеги для собственного изучения веб-сервиса; студентам может быть предложено групповое задание, например, по созданию веб-сайта, в котором необходимо решить несколько задач: от разработки дизайна до настройки сервера, веб-программирования и последующей отладки). Указано место стрим-технологии в контексте структурных элементов использования новых информационных технологий в процессе обучения. Приведены примеры использования рассматриваемой технологии при дистанционном обучении, а также при проведении групповых видеоконференций.
44-49 3
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос понятийного содержания термина «учебная стратегия» применительно к изучению иноязычной лексики. Автором проводится анализ различных подходов к определению сущности данного понятия. Для успешного овладения иноязычной лексикой профессиональной сферы, преодоления лексических трудностей при работе с иноязычными дискурсивными материалами необходимо применение специальных учебных стратегий. В исследовании выявлены трудности объективного и субъективного характера, препятствующие овладению иноязычной лексикой профессиональной сферы. Применительно к данному исследованию автором определены четыре этапа работы с лексическим материалом, в рамках которых применяются соответствующие стратегии: этап ознакомления с лексическими единицами и их первоначального закрепления, этап понимания и смыслового анализа лексических единиц, этап ситуативной коммуникации, этап контроля и коррекции. Под стратегиями работы с лексикой иноязычного профессионально ориентированного дискурса понимается совокупность речевых действий в процессе обучения, направленных на преодоление лексических трудностей и достижение определенных учебных результатов на каждом этапе работы с лексическим материалом. Стратегии реализуются посредством определенных тактик. Тактики работы с лексикой трактуются как речевые действия, направленные на развитие определенных лексических умений для дальнейшей профессионально ориентированной коммуникации. Представленная типология стратегий работы с лексикой профессионально ориентированного дискурса, разработанная с учетом этапов процесса работы с лексическим материалом, трудностей овладения лексикой англоязычного дискурса сферы гражданской защиты, является оптимальной для построения методики обучения студентов неязыкового вуза стратегиям работы с лексикой рассматриваемого профессионально ориентированного дискурса. Автором намечаются перспективы работы в данном направлении.
50-54 1
Аннотация
В статье обосновывается необходимость обучения межкультурной коммуникации в учреждениях высшего образования. Общемировые тенденции, связанные со стиранием границ между государствами и более активным межнациональным взаимодействием, определяют вектор развития системы высшего образования. Также данные тенденции влияют на формирование современных систем здравоохранения. Растущие миграционные потоки ставят новые задачи перед специалистами медицинского профиля, такие как обеспечение доступной качественной медицинской помощи разным социально-культурным группам населения, применение принципов социальной справедливости при решении клинических проблем, обеспечение эффективной коммуникации между медицинским работником и пациентом в условиях культурного многообразия. Таким образом, современный медицинский вуз должен отвечать вызовам времени и подготовить специалистов в сфере здравоохранения к межкультурной коммуникации посредством развития у них межкультурной компетенции. В статье приведен опыт зарубежных исследователей по внедрению курсов обучения студентов межкультурной коммуникации. Данные курсы направлены на развитие у студентов культурной идентичности, межкультурной восприимчивости, осознания межкультурных различий и межкультурных коммуникативных навыков. Процесс обучения межкультурной коммуникации студентов медицинских специальностей включал создание и реализацию международных образовательных проектов, метод рассказывания, метод обучения через обслуживание, межкультурное взаимообучение и более традиционные методы, используемые при аудиторной и самостоятельной работе. Во всех описанных исследованиях отмечается положительное влияние обучения межкультурной коммуникации на развитие межкультурной компетенции студентов медицинских специальностей. Следовательно, перспективность данного направления в системе медицинского образования не вызывает сомнений, поскольку понимание межкультурных процессов в обществе специалистом сферы здравоохранения является залогом оказания качественной медицинской помощи.
55-60 2
Аннотация
Настоящее исследование представляет опыт обучения будущих лингвистов-переводчиков постредактированию машинного перевода на материале англо-русского перевода. Данный эксперимент был осуществлен при участии студентов 3 года обучения кафедры иностранных языков и перевода УрФУ в рамках курса «Новые информационные технологии в лингвистике». Основная цель данного курса - познакомить будущих специалистов с электронным инструментарием переводчика, который существенно облегчает поиск необходимой информации для решения конкретных переводческих задач. Одной из базовых переводческих технологий на сегодняшний день, помимо электронных словарей, является возможность предварительного машинного перевода текста. Переводчик может выбрать ту или иную систему автоматического перевода, с которой будет работать в дальнейшем. Соответственно прежде всего необходимо определиться с наиболее подходящей для работы системой машинного перевода. В частности, нами рассматривалось качество и адекватность компьютерного перевода, некоторые типичные ошибки и искажения, а также относительная скорость и эффективность самого процесса постредактирования. За основу взят перевод специализированных текстов разной направленности такими системами, как «Google Translate», «Яндекс Переводчик» и «Promt». В исследовании использовался метод анкетирования. В статье приведены комментарии и отзывы самих студентов о работе в той или иной системе машинного перевода, сделаны выводы об адекватности результатов такого перевода, а также о важности постредактирования и использования электронных словарей.
61-67 1
Аннотация
В работе ставится и обсуждается проблема подготовки будущих учителей физики к постановке и проведению современного учебного физического эксперимента. Показано, что развитие инструментальной базы натурного эксперимента за счет компьютерных средств и внедрения информационных технологий, включение компьютерного моделирования (вычислительного эксперимента) в систему учебного физического эксперимента приводят к необходимости специального изучения дидактических аспектов комплексного использования натурного и вычислительного эксперимента. Дается определение натурно-вычислительного эксперимента как метода обучения физике, основанного на интеграции лабораторного эксперимента и компьютерного моделирования и позволяющего получать новые учебные результаты. Выявлены и обоснованы три основные формы сочетания натурного и вычислительного эксперимента: параллельное выполнение, последовательное выполнение и совмещенный (комплексный) натурно-вычислительный эксперимент. Утверждается, что различные аспекты подготовки будущих учителей физики к использованию как натурного, так и вычислительного эксперимента достаточно полно выражаются категорией «готовность». Обсуждаются компонентный состав готовности и уровни сформированности отдельных компонентов. Представлена структурно-функциональная модель процесса формирования готовности будущих учителей физики к использованию натурно-вычислительного эксперимента. Сформулированы принципы, которые регулируют как конструирование содержания обучения, так и организацию учебного процесса. Подчеркивается, что при отборе содержания обучения особую роль играет принцип обеспечения разнообразия сочетания натурного и вычислительного эксперимента. Он устанавливает необходимость включения в систему подготовки лабораторных работ, реализующих все базовые формы сочетания. Организацию лабораторного практикума следует осуществлять в соответствии с регулятивным принципом восхождения от натурного и вычислительного к интегрированному натурно-вычислительному эксперименту. Делается вывод о целесообразности и возможности разработки методики специальной подготовки будущих учителей физики к проведению натурно-вычислительных экспериментов.
68-76 1
Аннотация
Статья посвящена дидактическому представлению монокультурной и межкультурной информации в системе преподавания русского языка как иностранного. Расширение контактов между Россией и Китаем имеет следствием появление ряда китайско-российских изданий на русском языке, совместных публикаций, переводов текстов с китайского языка на русский. Этот материал включает большое число текстов историко-политической тематики, которые, на наш взгляд, недостаточно используются в методике преподавания РКИ (русского языка как иностранного), однако имеют потенциальные возможности для эффективной дидактической обработки. Политический и исторический тексты являются неотъемлемыми составляющими фонда знаний о прошлом и настоящем двух сопредельных стран, об их политике и экономике. Материал монокультурных текстов соотносится с пятью видами его дидактического представления, связанными с информационной, трансформационной, стилистической, редукционной и лексико-грамматической обработкой текстов. Для каждого направления в статье приводятся задания, способствующие формированию как коммуникативной, так и историко-политической компетенции обучающихся в рамках одной культуры. Материал поликультурных текстов способствует, в свою очередь, формированию межкультурной компетенции. Отталкиваясь от типологии упражнений, разработанной А. Л. Бердичевским, И. А. Гиниатуллиным, И. П. Лысаковой и Е. И. Пассовым, автор статьи предлагает вариативную систему заданий, направленных на формирование умений и навыков, связанных с межкультурным чтением, пониманием, сравнением и применением нового межкультурного знания. Одновременно на материале этих заданий формируются умения и навыки, соотносимые с различными видами речевой деятельности. В целом монокультурные и поликультурные политические тексты, используемые в учебном процессе, помогают установлению диалога между двумя сопредельными странами, взаимопониманию между народами и государствами.
77-83 2
Аннотация
В статье рассматриваются особенности учета показателей биологического возраста в организации образовательного процесса по физическому воспитанию среди студентов вуза. Для практики физического воспитания определение биологического возраста по двигательному критерию является основополагающим элементом. Поэтому авторы исследования обращают внимание на карту «Проверь себя» (Ю. Н. Вавилов), которая оптимальна для выявления показателей биологического возраста. Цель исследования - поиск и анализ эффективных методов снижения показателей биологического возраста студентов вуза на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности в образовательном процессе в рамках курса физического воспитания. В работе использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование физической подготовленности, изучение продуктов деятельности студентов, методы математической статистики. В качестве респондентов выступили первокурсники двух факультетов, двигательная деятельность которых была направлена на снижение показателей биологического возраста. Респондентов предварительно ознакомили с особенностями работы с картой «Проверь себя»: расчетом общего уровня физической кондиции (ОУФК), составлением диаграммы и определением биологического возраста (БВ). Наряду с этим была предложена специально разработанная программа снижения показателей биологического возраста, а также предоставлена возможность выбора одного из альтернативных планов работы в этом направлении. Анализ результатов двигательной деятельности был ориентирован на установление среднегрупповой динамики исследуемого показателя, который продемонстрировал снижение. Познавательная деятельность в рамках курса была ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для работы с картой «Проверь себя». Было установлено, что процесс физического воспитания, основанный на снижении показателей биологического возраста, позволяет улучшить не только двигательную активность, но и познавательную деятельность студентов вуза.
84-92 1
Аннотация
По результатам анализа методологических и педагогических исследований в статье выделяются проблемы методики проведения аудиторных и внеаудиторных занятий по иностранному языку у владеющих им на базовом уровне студентов неязыковых вузов. В современных условиях на первый план выходит проблема сокращения часов аудиторных занятий и увеличения числа студентов в академических группах. Авторы статьи предлагают некоторые элементы решения этой проблемы за счет развития творческой деятельности студентов с использованием интерактивных методов обучения иностранным языкам, а именно: чтения и перевода тематических текстов; аудирования; ролевых игр; тематических диалогов; проектов; Сase-Study; Portfolio; Self-Presentation. Цель статьи заключается в поиске способов интенсификации процесса обучения, оптимизации работы студентов и преподавателей, организации самостоятельной работы и быстрого усвоения учебного материала. Изложенные результаты были получены в ходе экспериментальной работы, проведенной в различных академических группах студентов базового уровня изучения иностранного языка в четырех вузах Свердловской области и Санкт-Петербурга. Все студенты обучаются на технических направлениях и проходят курс обучения иностранному языку с элементами электронного обучения с целью более качественного усвоения знаний на платформе системы дистанционного образования ( lms.spbgut.ru ). Соответственно изначально студенты находятся в равных условиях и имеют примерно одинаковые базовые навыки владения иностранным языком (базовый курс среднего образования). Авторы указывают пути дальнейшего совершенствования методик преподавания учебного материала по курсам иностранного языка в вузе на современном высокотехнологичном уровне. Особенностью предложенных элементов методики является организация работы в академической группе студентов и решение проблем нехватки времени для работы в аудитории и самостоятельно. Также мы предлагаем использование электронных ресурсов для повышения качества обучения. Предложенные общие принципы помогут организовать учебный процесс практически по любой учебной дисциплине.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

93-99 3
Аннотация
Феномен саморазрушающего поведения (СРП) в психологической науке изучен недостаточно. Однако данная проблема стоит довольно остро и требует тщательного рассмотрения. С СРП ежедневно сталкиваются подростки, их родители и педагоги. Для создания эффективной модели профилактики СРП у обучающихся необходимо детальное изучение особенностей этого явления, выявление связей и степени обусловленности различными факторами. В данной статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей СРП обучающихся в зависимости от пола, возраста и типа образовательного учреждения. Анализ результатов осуществлялся на основе математико-статистической обработки данных с использованием статистического пакета «IBM SPSS Statistics 10.0». В результате исследования были выявлены особенности саморазрушающего поведения обучающихся в зависимости от пола, возраста и типа образовательного учреждения. В исследовании приняли участие 130 подростков, обучающихся в различных типах образовательных учреждений Свердловской области. Было установлено, что возраст 13-14 лет является критическим: в данном возрасте у большинства подростков наблюдаются склонности к нарушению норм и правил, склонности к агрессии и насилию, склонности к противоправному поведению, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденция использовать унижение партнера как средство стабилизации самооценки. Анализ показал, что различные типы и виды СРП более распространены среди подростков женского пола. Полученные результаты свидетельствуют о том, что распространенность СРП среди образовательных учреждений, расположенных в мегаполисе, больше, чем в областных школах. Возможно, это происходит по причине большей доступности информации, которая может быть воспринята неадекватно возрасту, для подростков из городов. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки комплексной профилактической программы СРП в условиях образовательного учреждения.
100-104 2
Аннотация
В системе образования актуальна проблема развития и внедрения профессиональных образовательных программ обучения педагогов-психологов. В данной статье рассматривается проблема формирования и развития коммуникативной компетенции психолога в сфере среднего образования, а также проводится контент-анализ проективных методик по определению уровня осведомленности школьников старших классов о деятельности психолога. Акцент делается на особенностях коммуникативной компетентности психологов, рассматриваемой как главная, ключевая компетентность, которой должен обладать психолог. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предъявляют высокие требования к профессиональным компетенциям современного психолога, что особенно важно для учреждений, ведущих образовательную деятельность. В стандарте четко прописаны требования к трудовым функциям, образованию и опыту работы психолога. Стандартом определяются такие направления, как непосредственное консультирование обучающихся, педагогов и родителей по возникающим психологическим проблемам и другим профессиональным вопросам; просветительская работа в области современных психологических исследований; информирование о различных видах психологической помощи. При этом реалии современного образовательного процесса характеризуются противоречиями. Главное противоречие заключается в том, что на практике деятельность психолога по большей части сводится к ведению различной документации, написанию планов и отчетов, составлению протоколов, журналов и т. п. и в меньшей степени включает непосредственное взаимодействие психолога и участников образовательного процесса, т. е. выполнение его основных трудовых функций. Современная система образования основана на компетентностном подходе, что поставило задачу формирования, развития и идентификации профессиональных компетенций психолога в образовании. Профессиональная деятельность психолога в средней школе должна быть сосредоточена на учениках, создании психолого-педагогических условий для их развития в школьной окружающей среде, а также на решении социальных и психологических проблем.
105-112 2
Аннотация
В статье обсуждается проблема безопасности защитного и совладающего поведения, которое обеспечивает психологическую безопасность образовательной среды и ее субъектов. Поднимается вопрос недостатка практических инструментов по формированию и оптимизации безопасного защитного и совладающего поведения. Целью работы является разработка и апробация программы социально-психологического тренинга по оптимизации защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде. На основании ранее проведенных исследований (число участников - 338), по результатам которых выделены четыре безопасных/небезопасных типа поведения: альтруистичное, виктимное, невротичное, адаптивное - и построена модель безопасного и небезопасного защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде, разработана программа социально-психологического тренинга. Программа тренинга реализуется в несколько этапов: подготовительный этап - проведение первичной диагностики защитного и совладающего поведения; основной этап - реализация тренинга; заключительный этап - выходная диагностика; посттренинговое сопровождение в форме индивидуальных консультаций. После тренинга проводится оценка эффективности программы в соответствии с выделенными критериями эффективности. Программа тренинга апробирована на группе магистрантов первого года обучения Института психологии УрГПУ (10 человек, г. Екатеринбург). Разработанная программа показала свою эффективность: участники стали чувствовать себя более защищенно в образовательной среде, расширили репертуар стратегий совладания с трудными ситуациями, повысилась сплоченность в группе, а также улучшился ее психологический климат. Программу тренинга можно использовать для повышения психологической безопасности студентов и преподавателей, для формирования безопасной образовательной среды средних и высших профессиональных учебных заведений, для повышения сплоченности групп нового набора, как элемент адаптационных мероприятий для первокурсников.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

113-117 2
Аннотация
Сегрегация (изоляция) детей с различными отклонениями в развитии была достаточно распространенным явлением в течение долгого времени, что было определено государственным заказом и подтверждено в целом неплохими и достаточно стабильными результатами обучения детей в данных учреждениях. На сегодняшний день перспективная научная мысль провозглашает интегрированное образование как один из путей оптимального стратегического направления в плане обучения и воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья и детей, не имеющих таких отклонений, в условиях создания дополнительных специализированных образовательных возможностей социально-средового назначения. Проблема такого образования неоднократно обсуждалась и продолжает обсуждаться в кругу компетентных лиц. Принимая данное направление в качестве обладающего позитивным потенциалом, исходят из того, что мировая практика показывает: дети, которые с раннего возраста научились доброжелательному взаимодействию и социальному сотрудничеству на основе толерантности, не считают лиц с отклонениями какими-либо неполноценными или стоящими на ступень ниже по определенному признаку. В статье актуализируется проблема управленческой деятельности в образовательной организации в рамках инклюзивного образования. Автор рассматривает основные принципы управления через формирование инклюзивной образовательной среды, в которой реализуются особые требования к ее открытости, заключающейся в способности системы и образовательной организации изменяться соответственно запросам внешних обстоятельств. Именно такое выполнение управленческих функций сможет обеспечить успешность социальной адаптации и коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. При регулировании на основании этих принципов управление образовательной организацией в условиях инклюзивного образования позиционируется как одна из альтернативных форм регулирования интеграционных вопросов внутри государственной системы образования. Современная российская система инклюзивного образования требует качественно нового психолого-педагогического сопровождения и разработки интегративных подходов к лицам с особыми образовательными потребностями. В ее основе заложена необходимость определения и учета системы показаний для осуществления инклюзии в общеобразовательных учреждениях, что в контексте управленческой деятельности, помимо организации деятельности административного и преподавательского корпуса, включает также разработку форм и содержания специализированной поддержки лиц рассматриваемой категории, а также разработку и реализацию вариативных индивидуальных программ обучения, воспитания и развития.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

118-124 1
Аннотация
В данной статье рассматривается теоретическая модель педагогической системы формирования готовности преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий в системе дополнительного образования. Показана актуальность, теоретическая значимость и практическая ценность рассматриваемой теоретической модели. Актуальность разработки теоретической модели обусловлена тем, что она является для разработчиков и педагогов системы дополнительного образования алгоритмом и навигатором в последовательности выполнения действий и процедур в организации учебного процесса. Описаны теоретико-методологические основания и условия, с учетом которых была разработана теоретическая модель педагогической системы формирования готовности преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий в системе дополнительного образования. Предложены необходимые и достаточные условия формирования готовности преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий. В работе дано авторское определение понятия «готовности» преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий в системе дополнительного образования как интегративного феномена, состоящего из семи функциональных компонентов. Дано описание структуры теоретической модели формирования готовности преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных педагогических технологий в системе дополнительного образования, состоящей из одиннадцати функционально-содержательных блоков, каждый из которых имеет свое локальное предназначение, цели и ценности. Приведены данные о практической реализации предложенной теоретической модели. Представлены рекомендации по использованию теоретической модели в системе повышения квалификации преподавателей.


ISSN 2079-8717 (Print)