Preview
Том , № 12 (2018)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

6-10 2
Аннотация
В статье исследуется государственная политика по отношению к развитию физической культуры среди широких масс населения, что нашло отражение в изменениях, происходивших в этот период в физкультурно-массовой работе как в городе, так и в деревне. Специфика этих процессов в исследуемый период на селе была связана с развернувшейся сплошной коллективизацией крестьянских хозяйств. Авторы ставят целью проследить изменения в государственной политике в данной сфере и результаты этих изменений на примере Уральского региона, поскольку существовавшая в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Уральская область объединяла районы, где проходила форсированная индустриализация и широкомасштабное колхозное строительство. В конце 1920-х годов на Урале начинают проводить окружные и районные спортивные соревнования. Организация этих соревнований была далеко не на самом высшем уровне, но уже тогда они привлекали внимание сельского населения, содействовали пропаганде физкультуры и спорта. В условиях новой экономической политики некоторые из руководителей физкультурного движения предлагали передать руководство физической культурой в СССР добровольному спортивному обществу, независимому от государственных и общественных организаций, прежде всего, в финансовом отношении. Однако переход к командно-административной системе был несовместим с какой-либо самостоятельностью физкультурных организаций. Физкультурно-массовая работа получала как финансовую, так и организационную поддержку со стороны государства. Однако с переходом к массовой коллективизации усилилось командно-административное вмешательство в жизнь жителей села, в том числе в сфере культуры и быта. Партийно-советский аппарат определял и регламентировал физкультурное движение, большевистским руководством делались попытки привлечь физкультурные коллективы к решению политических и производственных вопросов. Спортивные соревнования в значительной степени приобрели характер политических агитационно-пропагандистских кампаний. В условиях продовольственных затруднений и голода в начале 1930-х годов произошло уменьшение числа крестьян, вовлечённых в занятия физкультурой и спортом по сравнению с двадцатыми годами.
11-17 2
Аннотация
История Уральского государственного педагогического университета - это целая эпоха. Пересечение судеб и событий, множество маленьких сюжетов, вплетенных в историю страны. Меняются действующие лица, проходят годы, с каждым днем жизнь становится все динамичнее, а память о тех, кого запечатлела история, бережно хранится в музее. В 2020 г. Уральскому государственному педагогическому университету исполнится 90 лет.Статья посвящена роли музея в процессе сохранения исторической памяти университета. В статье рассмотрена история создания и развития музея Свердловского государственного педагогического института (СГПИ) - УрГПУ, охарактеризованы основные направления деятельности музея на современном этапе, направленные на сохранение исторической памяти: научно-исследовательская и методическая, экспозиционно-выставочная, экскурсионная, гражданско-патриотическая деятельность. Описаны ключевые проекты, реализованные сотрудниками музея в 2010-2017 гг.: «Другое детство: повседневная жизнь детей в условиях Великой Отечественной войны», «Одна на всех Победа: цикл интерактивных занятий для воспитанников детских домов», «Путь к Победе: исторический турнир в формате квеста», «На той войне незнаменитой: по следам советско-финляндской войны 1939-1940 гг.», «Искать и помнить: создание экспозиции по истории поискового движения Свердловской области» и др.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

18-22 1
Аннотация
Проблема доступности и качества среднего общего образования все более привлекает внимание специалистов, как с институциональных позиций, так и с точки зрения системного подхода. Это объясняется тем, что школа является основным звеном системы образования, напрямую влияя на социализацию, воспитание и развитие личности, от чего, в свою очередь, зависит качество человеческого капитала государства. На доступность среднего общего образования влияют как социокультурные характеристики, связанные с взаимодействием внутри института семьи, так и внешние факторы: социальный, экономический и культурный капитал семьи, во многом зависящий от тех условий, которые обеспечивает государство. Внешние факторы влияют на возможности воспроизводства статусного положения или создают условия для восходящей социальной мобильности учащегося. В России на возможность получения доступного и качественного образования существенно влияют также и территориальныебарьеры (уровни урбанизированности территории, структура экономики и т.д.). В результате, эгалитарность образования подменяется его селективностью. Причем селекция идет не по интеллектуальным или творческим способностям, а по достатку родителей и их статусности. Как следствие, наблюдается снижение социальных притязаний тех, у кого нет материальных или других возможностей приобрести образование в вузах с высоким конкурсом и высоким уровнем оплаты за внебюджетное обучение. В Российской Федерации исследования социологов, политологов, экономистов отмечают рост социального неравенства, становление сословности и, как следствие, нарастание социального напряжения и социально-психологической нестабильности. Выравнивание условий для получения доступного и качественного общего и профессионального образования является залогом стабильности и успешности российского общества.
23-28 1
Аннотация
Анализируется главный современный вызов всей цивилизации - глобальное потепление за счет роста парникового эффекта из-за нарастающих выбросов углекислого газа в атмосферу, и единственная серьезная инициатива, способная ответить на выброс и защитить планету, а именно, инициатива международных организаций «Зеленый квадрат безуглеродной энергетики». Основа инициативы - развитие атомной энергетики. Настоящей статьей авторы стремятся привлечь внимание педагогической общественности к необходимости глубокой и серьезной работы по обучению и информированию школьников и студентов в интересах развития атомной энергетики. Необходимо формирование у них радиационной грамотности для понимания того, что у современной цивилизации нет будущего без развития экологически чистой крупномасштабной энергетики, а такой в настоящее время может быть только атомная энергетика. Формирование радиационной грамотности необходимо закладывать в школах и вузах, а не ограничиваться информационно-разъяснительной работой с населением, она станет особо актуальной в течение ближайших двух-трех десятилетий, и поэтому заранее необходима работа с молодежью, которая в недалеком будущем станет определять пути развития страны. По инициативе Общественного совета Госкорпорации «Росатом» организован конкурс студенческих работ по тематике атомной энергетики, и победителям предоставлена возможность принять участие в научных конференциях, в том числе при поддержке Общественного совета. Представлены основные предложения работ студентов Екатеринбурга и Челябинска и их руководителей для дальнейшего развития инициативы «Зеленый квадрат». Сформулированы предложения по развитию инициативы «Зеленый квадрат», направленные на изменение отношения населения к развитию атомной энергетики.
29-33 1
Аннотация
В статье обращается внимание на политику Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере продвижения русского языка и культуры. Авторы отмечают, что следует добиваться более широкого включения России в международное образовательное пространство, всемерно способствовать экспорту российских образовательных услуг, расширению объемов подготовки иностранных граждан в российских образовательных учреждениях, повышению привлекательности получения образования в Российской Федерации в целом. Эту цель представляется возможным эффективно достичь через реализацию проектного подхода, который является одним из наиболее универсальных и оказывает формирующее воздействие на представителей подрастающего поколения, что позволяет с успехом применять его в сфере продвижения русского языка за рубежом среди молодежи. На примере проектов «О России по-русски», «Межкультурный диалог», «Польша и Россия: диалог поколений» показана модель международного сетевого сотрудничества по продвижению русского языка и культуры, а также развитию гражданской активности в сфере общественной дипломатии. Подобные проекты направлены на помощь в реализации основных задач Концепции внешней политики РФ по формированию отношений добрососедства с сопредельными государствами, развитию двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства.
34-41 4
Аннотация
В статье рассматривается проектная деятельность как механизм устойчивого развития педагогического вуза. Анализируя современные подходы к реализации образовательной политики, автор раскрывает опережающий характер педагогического образования. Опираясь на системный подход к проекту как к деятельности, направленной на реализацию специфических целей и решение конкретных задач, в статье в качестве основного результата деятельности педагогического вуза рассматривается подготовка педагогов нового типа, которые не только имеют глубокие предметные знания, но и владеют современными психолого-педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями. Раскрывается взаимосвязь между качеством образования и качеством жизни человека. В статье представлен опыт реализации проектной деятельности в Уральском государственном педагогическом университете. Приоритетные проекты вуза по всем основным направлениям деятельности раскрываются через призму обеспечения устойчивого развития университета. Представлены проекты, реализуемые в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; проекты, направленные на развитие социокультурной среды для самореализации обучающихся, социальное партнерство в образовательном пространстве региона, а также международные культурно-образовательные инициативы университета. В статье подробно раскрыта активность университета по созданию педагогического кластера Свердловской области. Целью этой деятельности является системное объединение образовательных организаций региона в единый педагогический кластер, обеспечивающий лидерство Свердловской области в сфере непрерывного педагогического образования. На достижение этой цели направлена деятельность УрГПУ как инновационной региональной площадки по теме: «Инновационная модель системы подготовки кадров в рамках регионального кластера педагогического образования». Задачей инновационной площадки является разработка модели развития профориентационной работы в педагогических классах на базе общеобразовательных школ; педагогической интернатуры; системы воспитательной работы в вузе, нацеленной на формирование граждански активной и социально-ответственной личности, что обеспечивает создание системы подготовки кадров, мотивированных на работу по профессии, в рамках регионального педагогического кластера.
42-49 3
Аннотация
В статье обоснована потребность современного Российского государства в активизации работы по формированию российской гражданской идентичности, описываются необходимость и значимость целенаправленной деятельности федеральных и региональных органов власти, образовательных организаций по сохранению исторической памяти как значимого направления в патриотическом воспитании молодежи и формировании гражданской идентичности народа России, рассмотрены нормативные акты Российской Федерации и Свердловской области, формирующие законодательную основу для системы патриотического воспитания молодежи, сохранения духовно-нравственных ценностей и исторической памяти граждан России. Также в статье приведены примеры образовательных организаций и общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере патриотического воспитания и сохранения исторической памяти. В качестве эффективного инструмента, который используется в деле патриотического воспитания молодежи, развития коммеморативных практик, названа проектная технология, предусматривающая взаимодействие и социальное партнерство образовательных организаций, органов государственной власти, государственных учреждений и общественных объединений, сочетающая традиционные и инновационные элементы воспитательной работы, что оказывает формирующее воздействие на детей и молодежь, способствует увеличению количества и совершенствованию средств и способов сохранения исторической памяти как важного направления в воспитании молодых людей, для которых патриотизм становится естественным и осознанным качеством личности, вызывающим потребность действовать для пользы своей страны и ее народа.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

50-59 1
Аннотация
В статье подвергаются критике представления о саморазвитии личности в психологии. Доказывается, что: 1) саморазвитие личности нельзя рассматривать без диалектической взаимосвязи с самофункционированием. Самофункционирование личности - предпосылка ее саморазвития и его результата; 2) процесс саморазвития нельзя исследовать без таких его этапов, как возникновение нового, становление и переход становящегося в ставшее. Новое в жизнедеятельности личности вначале возникает в незрелой форме, затем проходит этап становления и утверждается, превращаясь в функционирующее, и после этого совершенствуется; 3) неправомерно рассматривать наряду с такими формами саморазвития личности, как самоутверждение и самосовершенствование также и такую его форму, как самоактуализация, которая фактически (неявно) отождествляется с самореализацией. Самоактуализация, на наш взгляд, означает перевод потребностей и возможностей саморазвития личности из потенциального состояния в актуальное посредством самопознания. Превращение же возможностей личности в действительность для удовлетворения ее потребностей выступает как самореализация; 4) нельзя согласиться и с отождествлением самореализации личности с продуктивной деятельностью. В реальной жизни людей, как правило, противоречиво сочетаются положительная и отрицательная самореализация. Более того, эти виды самореализации нередко переходят друг в друга. Самореализация - свободная деятельность личности, которая сама определяет те потребности, которые она хочет удовлетворить в жизни и сама определяет средства их удовлетворения; 5) одним из серьезных недостатков в разработке проблемы саморазвития личности в психологии является абстрактность, выражающаяся в рассмотрении ее вне тех видов деятельности, в которых она протекает. Посредством выделения эзотерических видов деятельности (самопознания, самообразования, самопознания, самооздоровления и самоуправления) и экзотерических (профессиональная деятельность, социально-политическая, семейная, бытовая, спортивная, эстетическая и др.) автором сделана попытка устранить указанный пробел. Каждый из эзотерических видов деятельности выступает как вид саморазвития личности. Саморазвитие личности в экзотерических видах деятельности зависит от уровня их развития и степени инновационности у них.
60-68 1
Аннотация
Статья посвящена проблеме установления направлений гражданского образования, способных в современных условиях обеспечить формирование гражданской субъектности для профилактики деструктивных явлений вандального типа в среде молодежных сообществ. Целью данного исследования являлось выявление проблемных элементов, стимулирующих вандальную активность в структуре гражданской субъектности представителей молодежных сообществ, для определения наиболее актуальных направлений и инструментов гражданского образования. Базовые методологические установки исследования: социальная топология, социальный конструктивизм, компетентностный подход. Метод сбора эмпирических данных: индивидуальное полустандартизированное интервью, количество респондентов - 17 человек (юноши и девушки в возрасте от 13 до 31 года, учащиеся и работающие). Все опрошенные являются активными участниками различных молодежных сообществ г. Екатеринбурга не менее чем на протяжении двух лет. Новизну обусловила установка на то, что соотношение уровня развития и содержания элементов гражданской субъектности является определяющим для ряда вандальных активностей субкультур. Установлено, что общий уровень развития гражданской субъектности у представителей субкультурных сообществ достаточно высокий, хоть и несимметричный, однако наиболее проблемным является состояние методологической компоненты. В этой связи актуальными направлениями гражданского образования можно считать повышение компетентности субкультурной молодежи в институциональных и внеинституциональных практиках гражданского участия, что позволит не только скорректировать деструктивные формы реализации ими субъектности при достижении локальных целей, но и корректно использовать гражданский потенциал таких людей. Целесообразно прибегать к современным укороченным дистанционным форматам (мастер-классы, лайфхак-видео и пр.), создавать мастерские решений для работы «на конкретную проблему», не привязываться строго к образовательным организациям и вести точечную работу с отдельными группами молодежи. Предложенный подход к определению направлений гражданского образования через анализ гражданской субъектности молодежи универсален с точки зрения контингента и типов деструктивных явлений.

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

69-75 5
Аннотация
На каждом этапе исторического развития России менялось представление о патриотизме и гражданственности. Оно находило свое отражение в нормативно-правовых документах, задававших ориентиры по организации патриотического или гражданского воспитания. Этот вопрос остается актуальным и сегодня: как законодатель определяет понятия «патриотизм», «гражданственность» и «гражданско-патриотическое воспитание», входит ли в число базовых направлений воспитания гражданско-патриотическое воспитание. С начала 2000-х гг. остро встал вопрос возрождения патриотизма и гражданственности, претерпевающих сильнейший упадок. Исторический опыт показывает, что важнейшим средством формирования патриотизма и гражданственности является институт образования, осуществляющий воспитание подрастающего поколения. В связи с этим на сегодняшний день существует ряд нормативных правовых документов на федеральном и региональном уровнях, определяющих основы патриотического и гражданского воспитания в России. Но законодатель не обозначает четких различий между гражданским, патриотическим и гражданско-патриотическим воспитанием, поскольку отсутствуют нормативно установленные определения понятий «гражданское воспитание» и «гражданско-патриотическое воспитание», которыми законодатель активно оперирует. Проблема понимания сущности этих понятий сегодня доросла до необходимости их четкого нормативного закрепления, поскольку действующее законодательство закрепляет гражданско-патриотическое воспитание одним из базовых направлений. Реализация государственной политики, направленной на создание правовых, социально-экономических, организационных и иных условий гражданско-патриотического воспитания, в полной мере невозможна без всесторонней, глубокой разработки понятийного аппарата проблемы. Принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, регламентирующего патриотическое воспитание, позволит устранить существующие пробелы и противоречия.
76-82 2
Аннотация
Статья посвящена проблеме совершенствования процедур государственной итоговой аттестации выпускников педагогических вузов в условиях реализации ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога. На текущий момент наблюдаются некоторые несоответствия между федеральными стандартами и существующими требованиями проведения ГИА, например, традиционно сложившиеся формы проведения Государственной итоговой аттестации выпускников педагогических вузов (защита ВКР и предметный экзамен) не позволяют произвести достаточно полную, объективную оценку результатов современной подготовки выпускников к профессионально-педагогической деятельности и возможности их участия в национальной системе учительского роста; к тому же введение национальной системы учительского роста изменило процедуру оценки уровня квалификации работающих учителей, которая до этого производилась на региональном уровне в различных центрах и организациях повышения квалификации учителей. Созданная новая модель государственной итоговой аттестации включает в себя профессиональный экзамен по оценке готовности будущих учителей к профессиональной деятельности. Предлагается в государственный профессиональный экзамен включить профессиональную и предметную компоненты оценивания готовности выпускников к профессионально-педагогической деятельности. Профессиональный компонент включает в себя материалы для оценки психолого-педагогических и методических компетенций. Для разработки его содержания должны быть использованы комплексы ЕФОМ и материалы, которые позволят оценить готовность выпускников в рамках требований ФГОС ВО. Эти материалы должны быть созданы преподавателями вуза в сотрудничестве с представителями работодателя. Предметный компонент предназначен для оценки предметных знаний, которыми должен владеть будущий учитель. К ним следует отнести не только те знания, наличие которых проверяют при проведении ЕГЭ. Обсуждается рассмотрение результатов государственного профессионального экзамена в педагогическом вузе в качестве первого квалификационного экзамена учителя.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

83-90 3
Аннотация
Статья содержит методические рекомендации для организации внеклассной работы в 7 классе по произведениям, созданным в жанре рождественской истории. В центре внимания два произведения: «Рождественское чудо мистера Туми» С. Войцеховски (в оригинале: S. Wojciechowski. “TheChristmasMiracleofJonathanToomey”) и пьеса Ж. Превера «Мсье и Некто» (в оригинале J. Prévert. “Guignol” (Гиньóль - «перчаточная» кукла традиционного французского ку-кольного театра, жанр пьесы для него и название маленького театра кукол)) в переводе М. Яснова. Выбор произведений обусловлен тем, что в них представлены две противоположные тенденции в развитии жанра рождественского рассказа: «высокая», серьезная и комическая, балаганная. Экскурс в историю жанра рождественской истории позволяет отметить, что в рождественском вертепе как особого рода представлении существовала, помимо сакральной (небесной) сферы, сфера профанная (земная), предусматривался и нижний мир - ад. В дальнейшем бытовании эти пространственные и аксиологические сферы могли обособляться, порождая разновидности рождественской истории. В книге Войцеховски мальчик возрождает душу взрослого, утратившего интерес к жизни после смерти жены и маленького ребенка. Сближение мистера Туми и мальчика произошло во время изготовления деревянных фигурок к Рождеству. В кукольном представлении Превера-Яснова царят абсурд и гротеск, нравственного возрождения героев не происходит, но это произведение «остраняет» привычные этические стереотипы. Представленный материал позволит расширить культурный кругозор учащихся, показать важность работы переводчика и иллюстратора.
91-94 2
Аннотация
В статье обобщен личный опыт авторов, занимающихся подбором и созданием олимпиадных заданий по русскому языку для школьников, позволяющий сделать вывод о том, что выполнение олимпиадных заданий стимулирует научное мышление, демонстрирует лингвистическую эрудицию, развивает творческие способности обучающихся, то есть является продуктивной формой активизации и мотивации школьников к изучению определенного предмета, в данном случае - русского языка. Отбор лингвистических заданий позволяет не только проверить подготовленность учащихся к выполнению стандартных заданий, опирающихся на системные знания по предмету, очерченные школьной программой, но и определить интеллектуально-творческий потенциал обучающегося. Особое внимание уделяется таким параметрам, как способность к самостоятельному нестандартному мышлению, лингвистическая «догадка» и ее научное обоснование в рамках проблематики предложенных школьникам заданий. В статье акцентируется внимание на том, что участие школьников в олимпиадах различного ранга эффективно влияет на их подготовку по предмету. Кроме того, позволяет рационально подойти к отбору потенциальных абитуриентов вуза по конкретной специальности, дать учащимся рекомендации по выбору определенного вида профессиональной деятельности и др. В статье рассматривается использование конкретных олимпиадных лингвистических заданий, позволяющих проверить уровень подготовленности потенциальных абитуриентов к обучению в вузе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

95-99 2
Аннотация
В статье рассматривается возможность модернизации подготовки студентов медицинских вузов к использованию современных информационных технологий. Информационную компетенцию необходимо отнести к одной из ключевых профессиональных компетенций, способствующих развитию электронного и цифрового здравоохранения. Формирование информационной компетенции ограничено Федеральным государственным образовательным стандартом, а также Профессиональным стандартом. Однако квалификационные требования к компетенциям и трудовым навыкам будущего врача не конкретизируют вопросы его подготовки в области IT и не отражают функции медицинской информатики, которыми должен овладеть специалист. Отсутствие конкретизации в уровнях подготовки специалистов клинических направлений, несвоевременное внесение поправок в компетенции и их согласование с профессиональными трудовыми функциями резко отражаются на качестве подготовки, осуществляемой в медицинских вузах в области информационных технологий. Информационная компетенция студентов медицинских вузов включает общие функциональные компоненты медицинской информатики: информационную, когнитивную, коммуникативную, исследовательскую, диагностическую, проективно-корректировочную, прогностическую. Авторы, исходя из анализа содержания применяемых программ, проектов программ, форм и технологий по медицинской информатике, выделяют инвариантную часть учебного плана, которая способна обеспечить формирование информационной компетентности будущего врача. Уровень развития информационной компетентности непосредственно связан с возможностью использования современных технологий, форм, видов обучения, контроля результатов, которые напрямую зависят от образовательной среды вуза. Для формирования информационной компетенции необходимо создать целостную непрерывную систему многоэтапной профессиональной подготовки специалистов медицинского профиля в области информационных технологий различного уровня. Предложен один из методов реализации подготовки студентов медицинских вузов к использованию современных информационных технологий в условиях IT-вуза.
100-104 4
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме применения аутентичных материалов при обучении лексическому компоненту англоязычного дискурса сферы гражданской защиты в неязыковом вузе. Отмечается особая роль дискурсивноориентированного обучения, которое приобрело ак-туальность в последнее время в методической науке. Для успешного овладения иноязычной лексикой необходимо применение аутентичных материалов профессиональноориентированного дискурса. Дана характеристика дискурса сферы гражданской защиты как совокупность устных и письменных речевых произведений сотрудников спасательных служб, регламентируемых нормами должного речевого поведения и правилами службы в данных учреждениях. Автором предлагаются принципы отбора аутентичных текстов, аудио- и видеоматериалов для учебных целей. Отбираемые учебные материалы должны иметь четкую структуру, быть не слишком объемными, представлять социокультурную ценность. Рассматриваются основные особенности лексического компонента англоязычного дискурса сферы гражданской защиты, выражающиеся на лексическом и дискурсивном уровнях. Лексический уровень отличает наличие терминологии, общеупотребительной лексики, имеющей специальное значение, сокращений. Дискурсивный уровень характеризуется дискурсивными формулами, представляющими собой клишированные конструкции, неоднородные по своей синтаксической организации. Обучение лексике англоязычного дискурса сферы гражданской защиты необходимо проводить на основе применения фрагментов аутентичных текстов (отчетов о проведенных мероприятиях по защите населения от чрезвычайных ситуаций, приказов, должностных инструкций, инструкций по эксплуатации аварийно-спасательного оборудования и др.), аутентичных электронных текстов (СМС-оповещений), фрагментов аудио- и видеоматериалов (о работе служб спасения, о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях и др.). Намечаютсяперспективыработывданномнаправлении.
105-109 4
Аннотация
Любой вид музыкального творчества, в том числе и эстрадное пение, требует от исполнителя осуществления самостоятельной работы по совершенствованию технических навыков, нахождению эффективных способов решения художественных задач, развитию исполнительских умений. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность являются обязательным условием как для признанных мастеров эстрады, так и для начинающих вокалистов. В статье рассматривается диагностика сформированности готовности начинающих эстрадных исполнителей к самостоятельной музыкальной деятельности. Обосновывается введение в диагностирование таких показателей, как сформированность умений воспринимать и оценивать певческие эталоны эстрадной музыки и умение осуществлять вокально-сенсорный самоконтроль. Методами замера сформированности готовности к самостоятельной деятельности выступают творческие задания. В связи с тем, что в вокальном эстрадном концертном номере соединяются: движение, мимика, хореография, театрализация, в эти задания помимо вокальной составляющей включаются разные виды творческой деятельности. В статье представлены такие задания, как самостоятельное разучивание вокального произве-дения, выбранного из предложенных педагогом, нахождение к этому произведению двигательных аналогов, соответствующих его художественному образу. Творческими заданиями являются исполнение произведения под фонограмму с помощью звукоусилительной аппаратуры на школьном концерте, оценка по видеозаписи своего выступления с позиции соответствия певческому эталону. В статье представлены уровни сформированности готовности начинающих эстрадных исполнителей к самостоятельной музыкальной деятельности, которые выявлены на начальном этапе их обучения: оптимальный, достаточный и минимальный. Представлены способы формирования готовности начинающих эстрадных исполнителей к самостоятельной музыкальной деятельности.
110-115 1
Аннотация
Обсуждается проблема развития профессионального самоопределения - фундаментальной способности будущего педагога, актуализируемой запросами общества к повышению качества образования. Показано, что в наши дни способность педагога к самоопределению становится значимым условием достижения новых требований, предъявляемых стандартом к проектированию образовательного процесса на ступени основного общего образования, усилению его развивающей направленности. Раскрыта сущность профессионального самоопределения как неоднородного, динамичного процесса, заключающегося в осознании человеком цели и смысла профессиональной деятельности, готовности и способности к ее самостоятельному выполнению на основе соотнесения своих знаний, желаний, возможностей, опыта и требований, предъявляемых к профессии. Анализируется связь самоопределения с процессами самопознания и самопонимания. Раскрыта роль педагогической практики в формировании у студентов базовых элементов, характеризующих процесс и результат его самоопределения в профессии. К ним отнесены когнитивная сложность образа профессиональной деятельности; понимание своей профессиональной принадлежности, опреде-ляемое процессами идентификации и персонификации; осмысление временной перспективы ос-воения профессии. Сформулированы ведущие мотивы профессионального самоопределения: по-требность в ценностном, рефлексивном отношении к осваиваемой профессии и осознание своего места в педагогической среде. Результатом проведенного исследования является типология студентов по признаку сформированности процессов самоопределения в профессии. Выделены следующие группы студентов: демонстрирующие признаки продуктивного профессионального самоопределения, с незаконченным самоопределением, разочаровавшиеся в профессии. Обоснованы некоторые условия развития профессионального самоопределения студентов в период педпрактики. Среди них - формирование метакогнитивных умений, позволяющих достраивать несформированные структуры образа профессии.
116-122 2
Аннотация
Актуальность темы статьи обусловлена увеличением контингента китайских студентов, поступивших в вузы Российской Федерации на обучение. Незнание русского языка, культурных и национальных особенностей России вызывают у китайских студентов затруднения в обучении, что негативно влияет на успешность достижения положительных результатов. Это вызывает необходимость поиска средств, способствующих эффективному освоению китайскими студентами русского языка, культурных и национальных традиций россиян. Таковым является певческая деятельность, реализуемая в коллективной форме вокально-хорового ансамбля. Цель настоящей статьи - раскрыть методику обучения китайских студентов русскому языку в процессе вокально-хорового ансамблевого музицирования. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение, анализ практической деятельности педагогов по обучению китайских студентов, проектирование методики. В опоре на идеи зарубежных и отечественных авторов определены основания методики освоения китайскими студентами, обучающимися на профиле «Музыкальное образование» в педагогическом вузе русского языка: активное включение студентов в процесс вокальной деятельности, использование коллективных форм обучения: ансамблевого вокально-хорового исполнительства, внедрение методов обучения, актуальных для музыкального и языкового образования; выделены методы, актуальные для музыкального и языкового образования: повтор, контраст, пластическое интони-рование, подхватывание; определены организационные основы занятия ансамблевым вокально-хоровым исполнительством: артикуляционная и вокально-артикуляционная разминка, знакомство с новым песенным материалом и его разучивание с аккомпанементом и a`capella, итоговое исполнение песни на русском языке с аккомпанементом. Итогами работы стала разработанная методика обучения китайских студентов профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе русскому языку в процессе ансамблевого вокально-хорового исполнительства, реализуемая на дисциплине «Вокально-хоровой ансамбль». Методика может быть использована преподавателями, работающими с китайскими студентами, обучающимися на профиле «Музыкальное образование» с целью более глубокого освоения ими русского языка, развития их музыкальной культуры, освоения музыкальных и культурных традиций России. Представленная методика может быть задействована педагогами целостно или фрагментарно, с включением только отдельных методов и видов художественно-музыкальной деятельности, в процессе музыкальной и языковой подготовки китайских студентов, обучающихся по профилю «Музыкальноеобразование».

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

123-132 2
Аннотация
В рамках существующей компетентностной парадигмы высшего образования при реализации основных профессиональных образовательных программ существует определенная сложность в организации государственной итоговой аттестации (ГИА). В силу сложившихся традиций и профессиональной направленности образовательной программы содержание ГИА домини-рующим образом связано с курсами дисциплин профессионально-предметного цикла, тогда как образовательный стандарт в качестве, по сути, единственных нормативных требований к результатам обучения выдвигает сформированность у выпускника общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций. Профильный образовательный стандарт не предлагает путей решения этого серьезного противоречия, оставляя его исследование на творческое усмотрение образовательных организаций. В рамках поиска решения указанного противоречия нами выделен подход, суть которого заключается в следующем: в содержании каждой конкретной компетенции выбирается элемент в одной из составляющих компетенцию образовательной категории (в нашем случае - знание, умение, владение), который и интегрируется с заданием (задачей) предметного содержания в ГИА. При подготовке обучающихся к ГИА используется фонд оценочных средств (ФОС), содержащий весь диапазон элементов всех компетенций. Для иллюстрации реализации подхода в статье представлены фрагменты материалов аттестации бакалавров педагогического образования, получающих подготовку по направлению «44.03.01 - Педагогическое образование. Профиль: Математика». Эти материалы разработаны в рамках предлагаемого подхода, исходя из утвержденной для ГИА матрицы компетенций (24 компетенции всех трех типов: ОПК, ОК и ПК) и содержат покомпетентностные проверочные задания, составившие фонд интегрированных оценочных средств, ориентированный на подготовку к итоговой аттестации в концепции компетентностной парадигмы высшего образования. При этом задания, предложенные студентам, компонуются в виде проверочного комплекта. В предлагаемом подходе при подготовке к ГИА выделяется целесообразность проведения собеседования со студентами для обсуждения результатов и содержания заданий тестирования в формате открытой профессиональной дискуссии после проверки каждой работы и ее итоговой оценки. В статье нами также представлены результаты апробации подхода на группах бакалавров выпускного и предвыпускного курсов.
132-138 1
Аннотация
В рамках данной статьи предложены концептуальные решения, учет и практическое применение которых возможны при разработке сетевых образовательных ресурсов, способствующих формированию лингвокультурной компетенции иностранных студентов в процессе изучения русского языка и культуры России. Описаны базовые элементы сетевого образовательного ресурса. Рассмотрены технико-технологический и методологический подходы проектирования сетевого образовательного ресурса, который направлен на формирование лингвокультурной компетенции. Приведена классификация образовательных технологий, которые могут наиболее активно использоваться при построении сетевых образовательных ресурсов с целью повышения лингвокультурной компетенции иностранных студентов (технология дистанционного обучения, геоинформационная технология, технология организации видеоконференций, технология стрим-обучения). Использование каждой технологии обусловлено стремлением взаимодействовать с пользователем-обучающимся в разных формах, способствуя комфортному освоению учебного материала и повышая эффективность самого обучения на родном и иностранном языках. Показана типология веб-ресурсов, используемых в сфере образования (веб-сайты дистанционного образования, веб-сайты учебных заведений, веб-сайты для проведения научных исследований, веб-сайты информационно-справочного характера, веб-сайты соревновательных интернет-проектов и образовательные веб-сервисы). Органический синтез разнообразных технологических достижений и функциональных возможностей различных веб-ресурсов позволил создать авторам статьи образовательной площадку - веб-ресурс «О России по-русски». Данный веб-сайт рассматривается как один из шагов в развитии дистанционных технологий обучения русскому языку как иностранному в Уральском государственном педагогическом университете. Веб-ресурс «О России по-русски» выполняет функцию интегратора образовательных задач по изучению русского языка, информационных обзоров о культуре России, научно-методического обеспечения для изучающих язык, а также является площадкой обмена информацией между пользователями веб-ресурса.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

139-147 2
Аннотация
Трансформации, происходящие в обществе, неизбежно сказываются на функционировании современной российской семьи - изменяется ее ролевая структура, происходит эгалитаризация семейно-брачных отношений, вследствие чего лидерство мужчины приобретает формальный характер, авторитет отца подменяется материнским [6]. В связи с этим особый интерес приобретает исследование феномена семейного самосознания мужчины, позволяющего выявить особенности осознания мужчиной себя в качестве члена семьи и субъекта семейных от-ношений.Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическая верифика-ция типологии семейного самосознания мужчин. Основополагающими для исследования являются идеи субъектно-деятельностного (А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн) и личностно-ориентированного (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. В. Петровский, К. Роджерс, А. Маслоу) подходов; концептуальные положения о самосознании как о центральном образовании личности (Б. С. Братусь, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, В. В. Столин, Е. В. Шорохова); ключевые положения в области исследования семьи и семейных отношений (Ю. Е. Алешина, А. Я. Варга, Н. Н. Васягина, О. А. Карабанова, В. Сатир, В. А. Сысенко, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер). В рамках названной методологической парадигмы семейное самосознание мужчины рассматривается нами как субъективная психологическая реальность, представляет проекцию его самосознания на семейную сферу, позволяющую осознавать себя членом семьи, субъектом семейных отношений. Структура семейного самосознания мужчины представлена совокупностью когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, каждый из которых включает функционально-ролевые характеристики супружеских, детско-родительских и родственных отношений. Структурно-содержательный анализ комбинации элементов семейного самосознания позволил эмпирически верифицировать типологию семейного самосознания мужчин и описать типы мужчин («глава семьи», «неуверенный», «зависимый»), отражающие особенности восприятия и осознания мужчиной себя в семье, специфику отношения к себе как члену семьи, особенности реализации семейных ролей, функций и взаимодействия с членами семьи. Материалы исследования могут быть использованы в индивидуальном и семейном консультировании с целью гармонизации семейных отношений.
147-154 2
Аннотация
В статье дан анализ смежных понятий: коммуникативная стратегия», «коммуникативная тактика», «коммуникативный опыт», которые являются относительно новыми для различных прикладных исследований. Единицей анализа коммуникативных стратегий в данной работе стало диалогическое взаимодействие коммуникаторов в рамках ролевой игры. Статья содержит результаты пилотажного исследования, в рамках которого проанализировано использование трех коммуникативных стратегий наблюдаемых в игровом взаимодействии и отличающихся по уровню открытости, симметрии и способу производимой коммуникаций: презентации, манипуляции, конвенции. Авторами предложена собственная дихотомическая классификация коммуникативных стратегий на основании локус контроля, креативности, эмоциональности, правдивости, действенности. Выделены категории участников по критериям результативность-удовлетворенность. Предпринята попытка соотнести категории участников с выбранными ими коммуникативными стратегиями. В целом, авторами не выявлена какая-то одна коммуникативная стратегия, явно обеспечивающая эффективность коммуникации. Полученные данные являются основанием для разработки новых сценариев игр и более детального исследования их связи с коммуникативными стратегиями и другими показателями эффективности профессиональной деятельности.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

155-160 5
Аннотация
В статье раскрываются понятие и роль психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования. Актуальность этой проблемы обозначается с момента введения федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, появления поправок в Законе «Об образовании», поскольку возросла потребность в специальной психолого-педагогической поддержке всех участников образовательного процесса, в том числе и в дошкольных общеобразовательных организациях. Необходимость в сопровождении ребенка, родителей и педагогов появилась и в результате увеличивающейся тенденции количества детей, которым необходимы иные условия для развития, воспитания и формирования предпосылок к обучению. Все чаще в дошкольном учреждении встречаются дети со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), «ребенок-инвалид», ребенок «группы риска или с особыми образовательными потребностями». Последняя категория детей, хоть и не относится к статусу «ребенок с ОВЗ», но она имеет один из критериев включения данных детей в инклюзивную практику, предоставления им специальных условий. Ограничения возможностей здоровья могут быть как постоянными, так и временными. Исходя из этого мы будем рассматривать ребенка «включенного в инклюзивную практику» как ребенка, которому необходимо создание специальных образовательных условий. В статье представлено научное исследование, в котором сделана попытка выявить проблемы современных образовательных организаций по осуществлению профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Предлагается разработка программы по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательных отношений в условиях инклюзивного образования, описаны результаты реализации данной программы.


ISSN 2079-8717 (Print)