Preview
Том , № 11 (2018)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

6-11 1
Аннотация
Статья является частью исследования по изучению истории педагогики и детства XX в. на основе личных фондов уральских учителей. В публикации рассматривается опыт педагогов, чья профессиональная деятельность позволяет персонализировать региональную историю учительства. Предмет анализа - педагогический опыт учителей А. С. Зыряновой и В. А. Мельковой по организации краеведческой деятельности в период 1960-1980-х годов. Для историко-педагогического анализа использовался комплекс источников Красновишерского и Соликамского муниципальных архивов Пермского края: документы биографического характера, материалы трудовой и творческой деятельности, публикации в средствах массовой информации, письменные свидетельства детей. Опыт этих учителей представляет передовые для того периода идеи, получившие воплощение в образовательной практике. Их анализ осуществлялся на основе культурологических и аксиологических подходов с учетом критериев гуманистического характера воспитания, актуальности для современного образования, возможности интеграции элементов опыта прошлого в современную практику обучения и воспитания. Представлены основные аспекты новаторского опыта учителей по организации краеведческой деятельности, по взаимодействию школы с социальными институтами, охарактеризована просветительская роль уральской интеллигенции. Анализ ценного педагогического опыта позволил актуализировать значимые в педагогической практике идеи, показать возможности их использования в исследовательской и проектной деятельности по краеведению, в совершенствовании мастерства учителя.
12-18 3
Аннотация
В статье раскрывается неизученный в литературе вопрос об организации обучения в первой латинской школе Екатеринбурга, открытой по инициативе начальника казенных заводов Урала и Сибири В. Н. Татищева в 1735 г. На основе изучения ведомостей об успехах учеников, которые учителя подавали по третям года начальству, доношений учителей с требованием выдачи книг, бумаги, приобретения пособий, аттестатов, данных лучшим ученикам, аттестата, выданного учителю К. Кондратовичу при увольнении из школы в декабре 1741 г., содержания учебных книг характеризуется программа обучения и методы, использовавшиеся учителями. Устанавливается, что ученики делились на несколько классов, от двух до пяти, программа которых имела отличия. В школе работало трое учителей: немец Л. Сехтинг, обучавший детей иностранцев по их собственным пособиям, ссыльный А. Накрапаев, вводивший учеников в начала языка, и прибывший в Екатеринбург с Татищевым в качестве переводчика К. Кондратович. Основная заслуга в обучении большинства учащихся принадлежала Кондратовичу, получившему хорошее образование в Киево-Могилянской академии. Он составлял списки заказываемой литературы, готовил для издания на русском языке учебник латинского языка, активно привлекал дополнительно к школьным пособиям российские книги из собрания Канцелярии и иностранные издания из библиотеки Горного ведомства. Дети духовенства, составлявшие основную часть учащихся, некоторые сыновья заводских специалистов приобретали знания грамматики латинского языка - орфографии, этимологии, синтаксиса, просодии; учились переводить текст, составлять стихи, знакомились с риторикой, историей, поэзией. Наиболее способные учащиеся дошли до логики, физики, богословия. Школьники впервые познакомились с сочинениями классиков Древней Греции и Рима. В качестве методов обучения использовалось заучивание выписанных текстов, их перевод, разговор на латинском языке, выполнение специальных заданий, составление любительских стихов, толкование текстов, восприятие на слух книг, читаемых учителем.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

19-30 1
Аннотация
В статье обсуждается актуальная на сегодняшний день проблема низкой заинтересованности выпускников средних школ в выборе инженерно-технических профессий. Ее возникновение связывается с качеством политехнического обучения. Политехническая подготовка учащихся средней школы рассматривается как один из значимых социальных факторов, влияющих на обеспеченность общества квалифицированными инженерами и рабочими. Дается оценка сложившихся в средней школе традиций реализации принципа политехнизма. Анализ базируется на результатах социологического исследования. В ходе исследования выявлены отношение учителей и учащихся к изучению техники, особенности содержания политехнического обучения, методы и формы его организации. Полученные результаты, по мнению авторов, демонстрируют типичный для регионов России «стартовый» уровень, с которого начинается техническое образование молодежи и формирование ее профессиональных интересов. Утверждается, что практика политехнического обучения не обеспечивает в полной мере востребованный в обществе уровень технической культуры выпускников и не содействует их ориентации на технические профессии. Обсуждаются пути выхода из кризисной кадровой ситуации. Обосновывается необходимость изменения парадигмы политехнического обучения. К ее генеральным идеям отнесены освоение учащимися технического знания нового типа - знания о технической составляющей современной научной картины мира (совокупности фундаментальных идей, принципов, понятий о техносфере); формирование технической культуры учащихся и регламентация базового уровня ее развития; техносоциализация учащихся (обеспечение соответствия уровня их технической культуры современному этапу развития общества). Авторами раскрывается содержание понятия «техническая культура личности». Обосновывается важность формирования у учащихся технического знания (конкретного и обобщенного) как ее базовой составляющей. Вводится в научный оборот понятие «метатехническое знание». Это знание о техническом макрообъекте - техносфере: ее структуре, содержании, закономерностях функционирования и развития. Дается описание составляющих метатехнического знания. Техника в данном контексте рассматривается не только как инструмент, но и как социальный феномен. Обобщенные технические знания с учетом их социального контекста определяются как стратегический регулятив жизнедеятельности человека в техносреде, который обеспечивает становление адекватных моделей технического поведения и деятельности личности. В рамках новой парадигмы политехнического обучения уточняется содержание принципа политехнизма. Новый подход к политехническому обучению апробирован авторами в пилотажном педагогическом эксперименте. Высказывается предположение, что подобная практика обучения будет содействовать решению проблемы формирования у молодежи современной технической культуры, развитию интереса к технике и последующему росту готовности к выбору инженерно-технических профессий. Теоретическую основу настоящего исследования составили работы П. Р. Атутова, Н. А. Бердяева, А. Т. Глазунова, А. В. Литвинцевой, А. И. Половинкина, Н. В. Попковой, С. В. Шухардина, М. Хайдеггера, Т. Имамичи и др. Предложенная в статье точка зрения на содержание политехнического обучения будет интересна учителям, методистам и специалистам в области социологии образования.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

31-37 12
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь потребностей и чувств человека. На глубинном уровне желания человека («Я хочу») представлены потребностями. Деление потребностей на витальные и социальные позволяет анализировать психологические доминанты и разделять их на связанные с удовлетворением естественных для организма каждого человека нужд (сон, жажда, питание, половое влечение, комфортный температурный режим) и состоящие в осуществлении необходимого постоянного выхода «за» пределы своей телесности к другому человеку. Для нас в обосновании событийной природы потребностей и чувств человека принципиально важен не только антропологический принцип Л. Фейербаха, приводящий к их онтологизации, но и преодоление деперсонализации их развития. Процессы самореализации, общения и смыслообразования рассматриваются как базовые социальные потребности сбывания индивидуальностей в цикличности со-бытия, порождающие социальные, надындивидуальные чувства (любви и ненависти, уважения и презрения, уверенности и вины, сострадания и равнодушия и т. д.) и сопровождаемые ими. Деятельностная цикличность со-бытия позволяет рассмотреть не только взаимосвязь витальных и социальных потребностей при их минимизации или максимизации, но и доминантность поддерживающих или разрушающих его целостность чувств. Предлагается в структуре целостности индивидуального бытия как со-бытия при опосредовании чувств отношением к другому рассматривать и различать, кроме переживания, еще и со-переживание. Доминантная фиксированность чувств на другом или на себе в событии позволяет выделять чувства позитивные и негативные. Эта классификация обладает значительным объяснительным потенциалом в истолковании их развития и деформаций. Носящий динамический характер переход от витальных потребностей к социальным сопровождается динамическим продвижением чувств от переживания к со-переживанию, а опосредованность витальных потребностей в их реализации социальными соответствует опосредованности чувств в виде переживаний чувствами в форме со-переживаний

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

38-47 5
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменившимися социально-экономическими условиями и социально-технологическим развитием экономики в России, что проявляется в существенном преображении мира профессий в условиях постиндустриального общества: одни профессии исчезают, другие трансформируются, третьи возникают. Наряду с устоявшимися понятиями «профессия», «специальность», в последние годы в профессиоведении утверждается новый термин «трансфессия» для обозначения вида трудовой активности, реализуемой на основе синтеза и конвергенции профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям. Профессиологической характеристикой трансфессий является транспрофессионализм - способность к выполнению широкого спектра специализированных видов деятельности. Выявление социально-гуманитарных технологий развития этой интегральной способности специалистов в системе непрерывного образования обусловило актуальность данного исследования. Цель статьи заключается в анализе и обобщении оснований, предпосылок транспрофессионализма как интегрального качества субъекта техномических профессий в динамично изменяющейся социально-профессиональной среде. Ведущими методами в исследовании данной проблемы являются теоретико-методологический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения и логического обобщения научной литературы, а также гипотетико-индуктивный и проектный методы. В статье констатируется, что в ходе развития постиндустриального общества понятие «профессия» утрачивает свое первоначальное значение как область общественного разделения труда, а конкурентоспособными и востребованными на рынке занятости населения становятся транспрофессионалы, способные к выполнению широкого спектра видов профессиональной деятельности. Материалы статьи могут представлять интерес для методологов, научных работников, педагогов и специалистов непрерывного профессионального образования.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

48-53 2
Аннотация
Статья посвящена проблеме поиска подходов к патриотическому воспитанию старших дошкольников. Каждый возрастной период имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при организации соответствующей работы. Так, для детей дошкольного возраста характерны конкретность мышления, преобладание непроизвольности психических процессов и т. д. Методики дошкольной педагогики позволяют учесть эти особенности дошкольников при работе с конкретными художественными произведениями (образовательные программы «От рождения до школы», «Детство», «Тропинки» и др.). Художественное восприятие в детском саду чаще используется в качестве определенного средства, инструмента, помогающего изучению конкретного произведения искусства. Однако ощущается недостаток методически выверенных рекомендаций, связанных с воспитательным процессом, затрагивающих такие важные направления, как нравственное, патриотическое воспитание, представления о морали, о добре и зле и т. п. Трудность заключается в том, что такое явление и понятие, как Родина, не связано с конкретными предметами, явлениями, привычными для окружения дошкольника. В связи с этим необходимо изменить подход к работе с художественным восприятием: идти не от общего к частному, т. е. дедуктивным путем, но, наоборот, от частного к общему. Для этого чрезвычайно важно найти «частный» образ, понятный для детей, с помощью которого можно формировать обобщенный образ Родины. Практическая работа в детских садах г. Екатеринбурга показала, что таковым может стать матрешка - исконно русская игрушка, являющаяся символом России, сочетающая в себе многомерность и единство. Различные матрешки - от самой маленькой до самой большой: Игрунья, Рассказчица, Хозяюшка и др. - знакомят детей с разнообразными сторонами русского, российского быта, культуры. В статье приведены элементы методической работы с образом матрешки, который помогает сформировать в художественном восприятии дошкольника образ Родины - страны, в которой он живет. Также уточнены педагогические условия, способствующие продуктивности работы патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях.
54-59 1
Аннотация
В статье представлена проблема формирования ценностного отношения к культуре ХМАО (Ханты-Мансийского автономного округа) - Югры у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема в настоящее время решается коллективом преподавателей Сургутского государственного педагогического университета и педагогами детских садов Сургута в рамках проекта при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Автор статьи (руководитель проекта) раскрывает теоретико-методологические основания процесса формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края, определяющие совокупность соответствующих методологических подходов. Теоретико-методологическая стратегия исследования представлена аксиологическим и социокультурным подходами, которые позволили определить сущность процесса этнокультурного воспитания в детском саду, специфику его основных компонентов (в частности, особенности содержательной части формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края). Деятельностный и интегративный подходы к формированию ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры у детей старшего дошкольного возраста составляют практико-ориентированную стратегию исследования. Автор определяет роль разных видов детской деятельности при разработке комплексного процесса этнокультурного воспитания в детском саду. Заявленный интегративный подход является эффективным при интеграции образовательных областей, а также различных средств, форм и методов формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края. В статье отмечено, что при реализации данных подходов целесообразно вводить в образовательный процесс дошкольной образовательной организации проблемные ситуации. При их решении дошкольники, самостоятельно получая знания этнокультурного характера, учатся ценить культурное наследие народов Севера. Изучение и применение данных подходов позволили участникам проекта разработать региональную парциальную программу, реализация которой позволит, по мнению авторов, повысить эффективность этнокультурного воспитания в дошкольных образовательных организациях ХМАО - Югры.
60-64 1
Аннотация
В статье раскрываются некоторые особенности речевого развития детей-мигрантов в условиях двуязычия. Дается сравнительный анализ различных точек зрения на определение двуязычия (В. А. Авронин, Р. А. Будагов, Ю. Ю. Дешериев, Ф. Филин). Приведена классическая точка зрения некоторых авторов (Я. Каменский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский) о влиянии двуязычия на развитие родного языка ребенка, а также на его общее интеллектуальное развитие. Исследователи, занимающиеся вопросами двуязычия, указывают возможность усвоения детьми двух или нескольких языков. Более подробно раскрыты фонетические ошибки детей дошкольного возраста и их причины. Дети дошкольного произносят лишь те звуки, которые слышат. В связи с этим возникают основные трудности и отклонения от произносительных норм, характерные для детей-мигрантов: 1) неразличение на слух звуков, отсутствующих в родном языке, смешение их с близкими в артикуляционно-акустическом отношении звуками русского и родного языка; 2) искаженное произношение звуков, сходных со звуками родного языка; 3) неразличение твердых и мягких согласных в различных позициях слова; 4) неправильное ударение; 5) редукция гласных в безударных слогах. Дается краткий обзор некоторых особенностей фонетико-фонологической системы русского языка, характеризуются соответствующие трудности для детей дошкольного возраста, типичные фонетические и фонологические ошибки и причины их появления. На базе анализа автор приходит к выводу, что при разработке системы работы по обучению правильному звукопроизношению нерусских детей необходимо учитывать лингвистические данные: фонологическую систему русского и родного языков, особенности реализации фонем в потоке речи в виде конкретных звуков, их дифференциальные и артикуляционные признаки, законы сочетаемости звуковых единиц, результаты исследований по сопоставительной фонетике и фонологии русского и родного языков.
65-72 3
Аннотация
В статье рассматривается фольклорное наследие Индии. Сказка как одно из средств эстетического воспитания детей сравнивается с русскими народными сказками. Автор выделяет группы сказок и интерпретирует их с позиций эстетического содержания, национальных особенностей, жанровых характеристик. Выявление национальных особенностей помогает раскрыть особую атмосферу индийского фольклора. Большое значение придается анализу конкретных сказок с позиций нравственно-эстетического воспитания детей. Наследие Индии отражено в манускриптах, которые сохранены с древних времен. Таким примером является Панчатантра - санскритский памятник культуры и фольклора. Автор подробно описывает этот источник, приводит примеры волшебных, бытовых сказок, сказок о природных явлениях и животных. Сравнивая бенгальские сказки с русскими народными сказками, автор обосновывает значимость фольклора для воспитания детей в любой стране. Нередко сюжеты индийских и русских сказок точно повторяются (например, индийская сказка «Грошовый слуга» и русская сказка «Сивка-Бурка»). Однако поведение, поступки героев сказок разных народов зависят от национальных отличительных черт. В сказках с похожим сюжетом обычно введены национальные герои и существа. В индийских сказочных сюжетах часто героями являются индийские боги (Кали, Лакшми), брахманы, дервиши. Если в славянском сказочном эпосе распространены духи различных мест («домовые»), то в индийских сказках главными становятся образы духов, демонов, обладателей сиддхи (чудесных способностей): Дхумавати (Баба-яга), Дхумра-асура. Главное, что объединяет сказки разных народов - нравственно-эстетическая направленность; простота, ясность «сказочного языка»; победа добра над злом.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

72-79 1
Аннотация
Статья носит полемический характер. На примере предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» рассматриваются проблемы формирования содержания школьных дисциплин. Авторами показано, что получившая широкое распространение практика привлечения вузовских и академических специалистов как к разработке содержания школьного образования, так и к процессу обучения школьников имеет положительные моменты, особенно в контексте профилизации обучения старшеклассников. Однако если вузовский преподаватель или представитель академических структур работает со школьниками, то само по себе это еще не гарантирует повышения эффективности обучения. Нередко в таком случае преподавание строится на основе вузовских технологий и за счет увеличения когнитивной нагрузки на учащихся, поскольку содержание предметов в общеобразовательной школе и содержание соответствующих им областей современной науки далеко не одно и то же. Ученые-исследователи склонны в содержании образования выдвигать на передний план свой предмет исследования, новейшие достижения науки. Но если главная задача науки состоит в изучении окружающего мира и в обеспечении выживания цивилизации, то главная задача школьного образования иная. Это трансляция подрастающему поколению социального опыта в виде знаний, умений и наглядно-чувственных представлений в целях его воспитания и развития. И если академический ученый или вузовский преподаватель берет на себя функцию и ответственность преподавателя общеобразовательной школы, то предварительно он должен всерьез овладеть методикой формирования содержания дисциплины и технологиями обучения, соответствующими возрастным и психологическим возможностям учащихся, чтобы грамотно их применять.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

80-86 2
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме в сфере образования - анализу степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством образования. Выделены компоненты качества образования. Представлены данные анкетирования родителей и студентов трех образовательных организаций среднего профессионально образования города Шадринска Курганской области. Студенты колледжа и родители являются не только заказчиками и потребителями образовательных услуг, но и субъектами образовательного процесса. Они предъявляют свои требования к качеству образовательного процесса и оценивают образовательные услуги. Это выражается в степени удовлетворенности качеством образования. Исследование посвящено изучению удовлетворенности родителей и студентов образовательными услугами. Рассмотрены такие аспекты, как материально-техническая база (состояние аудиторий, наличие компьютерных классов, спортивное оборудование, условия работы в читальных залах, наличие технических средств обучения, электронных ресурсов образовательной организации), организация питания, медицинское обслуживание, социальное обеспечение; качество организации учебной работы образовательной организации; деятельность преподавателей образовательной организации (владение предметом, культура речи и преподавания, владение техническими средствами, используемыми в образовательном процессе); качество и критерии оценивания студентов; качество работы студенческого самоуправления, организация досуговых, спортивных мероприятий, участие в общественных мероприятиях и др. Проведено сравнение ответов родителей и студентов. Выделены области, требующие улучшения в образовательном процессе. Сделаны выводы относительно требований к повышению качества образования. Намечены новые аспекты для дальнейшего эмпирического изучения проблемы удовлетворенности качеством образовательных услуг образовательных организаций среднего профессионального образования. Повышение качества образования возможно при условии учета требований всех субъектов рынка образовательных услуг (студенты, родители, работодатели).
87-93 2
Аннотация
В статье рассматриваются начальные этапы создания оценочных материалов для измерения уровня сформированности компетенций обучающихся по образовательным программам высшего образования (уровень специалитета). Необходимость их разработки обосновывается стремлением к совершенствованию качества обучения, повышению готовности выпускников к практической деятельности. Аргументируется участие представителей работодателя в оценивании компетенций обучающихся. Обсуждаются методические проблемы создания оценочных материалов: длительность обучения; гетерогенность содержания учебных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции; конкуренция с академическими показателями и критериями оценивания. Преодоление затруднений обеспечивается изучением представлений работодателя о показателях и критериях оценки компетентности будущих специалистов. Представляется процедура и результаты такого исследования. Сбор мнений осуществляется путем специально разработанной анкеты. Структура анкеты соответствует трем основным задачам построения оценочных материалов: определение типовых трудовых действий (функций), показателей, свидетельствующих о способности обучающихся выполнять трудовые функции, выявление критериев, позволяющих оценивать эти показатели. Обработка мнений работодателей производится методами контент-анализа, статистической оценки согласованности суждений (расчета коэффициентов вариации и конкордации). Результаты изучения мнений привели к выводу о том, что деятельность выпускника оценивается работодателем по шести направлениям (видам трудовых функций). Их оценка проводится по показателям: а) знаний (объема представлений и их актуальности); б) умений (правильности действий и их детальности). Делается вывод о том, что обобщение и анализ мнений представителей работодателя позволяет выявить типовые области профессиональной деятельности, а также дополнить академические показатели оценивания компетентности профессионально обоснованными.
94-102 3
Аннотация
Одним из социально актуальных и государственно важных аспектов подготовки будущих специалистов является формирование у них антикоррупционной устойчивости личности. В процессе обучения в вузе такому формированию способствует создание условий для становления роли и позиции студента как субъекта познавательной и будущей профессиональной деятельности через развитие внутреннего кросс-культурного контекста. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теории становления личной культуры субъекта познания, его внутреннего кросс-культурного контекста, в связи с направлением подготовки и личностными особенностями выявить обусловленность антикоррупционной устойчивости личности будущего специалиста ролью субъекта познания. Поставленная цель достигалась посредством опроса 53 студентов гуманитарного профиля обучения вузов г. Екатеринбурга. В качестве эмпирических показателей личной культуры были выбраны суверенность психологического пространства, напряженность психологических защит, характеристики совладающего поведения и психологического благополучия, а также развитость волевых качеств личности. Для выявления уровня антикоррупционной устойчивости личности студентов разных направлений подготовки был применен анализ соответствий по критерию χ2 Пирсона. Было показано, что бóльшая часть студентов всех изучаемых направлений подготовки обладает высоким и средним уровнем антикоррупционной устойчивости личности. С помощью корреляционного анализа по r-критерию Спирмена было установлено, что у разных направлений подготовки в формировании общего показателя антикоррупционной устойчивости личности наиболее значимыми являются разные ее компоненты. Также показано, что имеются специфические связи антикоррупционной устойчивости личности студентов разных направлений подготовки с показателями личной культуры, что выявило уровень сформированности их внутреннего кросс-культурного контекста и позволило сделать вывод об особенностях их позиции в роли субъекта деятельности относительно антикоррупционного поведения. В целом в исследовании определено, что специфика будущей профессиональной деятельности оказывает влияние на становление субъектной позиции студента.
103-107 1
Аннотация
В статье исследуется проблема формирования жизнестойкости будущих педагогов дошкольного образования в ее взаимосвязи с профессиональной идентичностью. Рассмотрены феномен жизнестойкости как ресурса личности, позволяющего действовать в многообразных сложных жизненных и профессиональных ситуациях, и профессиональной идентичности как одной из сторон самосознания. Представлены сущность жизнестойкости личности как системы убеждений или установок, описана ее трехкомпонентная структура, включающая вовлеченность, контроль и принятие риска как аттитюды жизнестойкости. Авторами выдвинуто предположение о том, что жизнестойкость и профессиональная идентичность будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций являются взаимосвязанными, что на формирование профессиональной идентичности положительное влияние оказывает жизнестойкость личности. С целью оценки влияния жизнестойкости личности на динамику развития профессиональной идентичности у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций было проведено опытно-экспериментальное исследование. Авторами представлен сравнительный анализ уровней развития жизнестойкости и профессиональной идентичности у студентов очной и заочной форм обучения, определены имеющиеся между ними различия. Кроме того, сделан вывод о том, что профессиональная идентичность в полной мере формируется только на достаточно высоком уровне профессионального развития. При помощи методов математической статистики выявлена и произведена оценка степени взаимосвязанности показателей жизнестойкости и профессиональной идентичности, свидетельствующая о наличии заметной связи между ними и статистически значимой зависимости. Результаты исследования дают возможность подтвердить предположение о том, что выраженный уровень жизнестойкости оказывает положительное влияние на формирование профессиональной идентичности будущих воспитателей.
108-115 4
Аннотация
Данная статья характеризует систему иноязычного лингвистического образования для неязыковых направлений подготовки студентов Института радиоэлектроники и информационных технологий в Уральском федеральном университете. Авторы статьи предлагают опыт использования информационно-коммуникационных технологий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на различных ступенях образования, которые включают бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. В статье авторы дают определение данной компетенции. Для каждой ступени образования предусмотрено формирование различных компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции, отвечающих требованиям учебных программ. При освоении дисциплины «Иностранный язык» на 1-2 курсе бакалавриата используются различные средства обучения, которые направлены на формирование иноязычной коммуникативной и технологической компетенции. Для формирования и развития иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции на 3-4 курсе бакалавриата применяются описанные в статье аутентичные учебные материалы и междисциплинарные проекты. В магистратуре и аспирантуре средства обучения направлены на развитие иноязычной коммуникативной научно-исследовательской компетенции. Процесс формирования иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции предусматривает различные средства обучения иностранному языку для организации аудиторной, самостоятельной и внеаудиторной работы студентов на различных ступенях образования в вузе. В статье представлено подробное описание структуры организации работы студентов на различных ступенях образования на основании УМК (учебно-методических комплексов), содержание которых способствует формированию и развитию каждого компонента иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции. Авторы дают практические рекомендации по организации процесса обучения иностранному языку с использованием УМК и с активным использованием информационно-коммуникационных технологий для организации аудиторной, самостоятельной и внеучебной работы студентов, магистрантов и аспирантов.
116-123 1
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью в изучении перспектив развития дуальной системы образования ФРГ в условиях глобализации для определения возможностей ее заимствования образовательными системами других стран. Цель работы состоит в исследовании перспектив развития дуальной системы образования ФРГ на основе анализа современных англо- и немецкоязычных источников и экспертных оценок. В основу методологии исследования положен сравнительный анализ иноязычных научных текстов, включенное наблюдение автора как участника Конгресса по профессиональному образованию 2018 г. в г. Берлине, проводимого Федеральным институтом профессионального образования ФРГ, а также экспертный опрос с использованием открытых и закрытых вопросов, дополненный методом контент-анализа материалов. Исследование обобщает опыт реализации дуальной системы образования ФРГ и систематизирует перспективы его развития в условиях глобализации в области совершенствования законодательных и экономических механизмов, перехода к раннему профориентированию, коррекции организационно-методического обеспечения, ориентации на новые профессии и компетенции. Материалы статьи могут быть полезны в плане практического применения для системы профессионального образования ФРГ при формировании механизмов реагирования на глобализационные изменения, а также могут быть использованы применительно к системам профессионального образования других стран, стремящихся заимствовать опыт дуального образования ФРГ, для понимания условий эффективного функционирования аналогичной образовательной модели.
124-131 3
Аннотация
В статье раскрываются результаты эмпирической проверки обобщающего предположения о связи степени социальной включенности личности руководителя с уровнем проявлений у него профессионально важных качеств. Автор анализирует научное отражение феномена социальной включенности личности и предлагает в работе собственное определение этого психологического явления. Анализируются сложившиеся противоречия в области оценки руководящих кадров между наличием необходимых профессиональных качеств и низкой эффективностью руководства. Это позволяет автору выдвинуть три гипотезы, результаты проверки и доказательства которых последовательно излагаются в статье. Подробно описываются характеристики выборки, на которой проводилось исследование, психометрические показатели используемого диагностического инструментария, раскрывается ход исследования. Автор эмпирически выделяет и описывает структуру социальной включенности личности, ее компоненты - интенциональный, статумный, когнитивный, диспозиционный. Раскрывается сущностное содержание каждого из компонентов. Используя статистические методы факторного, регрессионного и дисперсионного анализа, автор показывает, что количественно-качественная представленность компонентов структуры социальной включенности в индивидуальности руководителя раскрывает характер его позиционирования в культуре. Опираясь на методы математического моделирования и статистического анализа, автор отмечает, что выделенные им компоненты могут выступать и как новые критерии для оценки выраженности профессионально важных психологических качеств руководителя, и как верифицируемые критерии для оценки уровня его социальной включенности. Предлагается удобный и простой интеграл определения уровня социальной включенности для индивидуальных случаев. Представленные автором материалы эмпирических исследований открывают возможность для разработки систем комплексной оценки психологических профессиональных качеств представителей любой отрасли с учетом влияния фактора социальной включенности на основе математического моделирования.
132-137 4
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена ростом популярности русского языка как предмета изучения в Китае, что связано с укреплением экономических и культурных связей между Китаем и Россией. С целью усовершенствования методик обучения русскому языку в Китае сравниваются методы обучения на начальном уровне русскому языку как иностранному китайских студентов в Китае и России. Специфика сложившейся ситуации состоит в том, что в Китае, как правило, русский язык начинают изучать уже в университете, не имея об этом языке даже начальных представлений. И в Китае, и в России обучение русскому языку как иностранному базируется на курсе интенсивного чтения. Характеризуются популярные китайские пособия по русскому языку, особенности обучения по ним в Китае. Выделяются факторы эффективности преподавания этого учебного курса в России: 1) наличие языковой среды, возможность погружения в нее, практической отработки полученных знаний; 2) собственно методические причины: ориентированность на устную речь, формирование коммуникативных компетенций, не столь заметное, как в Китае, акцентирование внимания на контроле усвоения грамматических правил; 3) интенсивность обучения: преподаватель меньше говорит в режиме монолога, от студента требуется активно участвовать в диалоге с преподавателем. Выдвигаются предложения для совершенствования обучения русскому языку в Китае: акцентирование внимания на практике и формировании коммуникативных компетенций, ведение всего занятия на русском языке, общение студентов на русском языке во внеаудиторное время, использование интернет-ресурсов (изучение актуальных новостей на русском языке).
138-143 3
Аннотация
Служба российских пожарных всегда приравнивалась к военной службе, так как они находятся в постоянной боевой готовности к борьбе с огнем, несут караульную службу. В статье говорится о важности и необходимости воинских ритуалов и традиций для сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Эстетические традиции пожарных включают обычаи и моральные правила, которые складывались на протяжении многих веков. Традиции, церемонии и ритуалы МЧС России необходимы для того, чтобы отразить профессиональную деятельность пожарных и спасателей, а также повысить престиж несения службы в Государственной противопожарной службе. Многие из ритуалов, традиций пожарной охраны закреплены в уставах, приказах, инструкциях. Эстетические ритуалы побуждают к благородным нравственным чувствам, желанию соответствовать своему призванию, воспитывают у служащих чувство прекрасного в службе и быту. В этом особую роль играет символика, так как ритуальное действие носит символический и эстетический характер. Одной из самых важнейших традиций является церемония вручения знамени - символа чести. В системе МЧС установилась традиция - будущие пожарные дают торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость. Важнейшим событием в жизни каждого курсанта становится день выпуска молодых специалистов из образовательного учреждения. Это праздничное действие всегда проходит на площади города. Эстетические традиции направлены на формирование высоких профессиональных, гражданских, морально-психологических и эстетических качеств у будущих огнеборцев, знакомят их с богатым опытом пожарной охраны.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

144-151 1
Аннотация
В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» к реализации полихудожественного подхода в обучении и воспитании детей. Раскрывается сущность полихудожественного подхода на этапе его зарождения и в современном понимании как целостной стратегии взаимодействия искусств в образовании школьников. Характеризуются особенности организации процесса подготовки будущих педагогов к реализации полихудожественного подхода в двух структурных подразделениях Уральского государственного педагогического университета - Институте музыкального и художественного образования и Институте педагогики и психологии детства. Выявляются типовые ошибки и недостатки реализации будущими учителями полихудожественного подхода в процессе подготовки в педагогическом вузе. Обосновывается необходимость усиления внимания к развитию у бакалавров аналитических умений в процессе их подготовки к реализации полихудожественного подхода. Аналитические умения педагога рассматриваются в контексте требований ФГОС направления «Педагогическое образование» бакалавриата различных профилей. Подробно раскрывается содержание заданий, нацеленных на развитие у будущих педагогов образовательной области «Искусство» аналитических умений в контексте их подготовки к реализации полихудожественного подхода. Приводятся примеры алгоритмов выполнения данных заданий, отражающих последовательность действий обучающихся при выявлении особенностей реализации полихудожественного подхода в практике музыкального или художественного образования. Характеризуются требования к проекту педагогического процесса с использованием элементов полихудожественного подхода, самостоятельно разрабатываемому обучающимися. Анализируются позитивные результаты выполнения ими данных заданий, выявляются недостатки, типичные ошибки в разработке проекта и способы их устранения.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

152-156 2
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы взаимосвязи самоотношения личности и агрессии. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что высокоагрессивные студенты должны иметь некоторые особенности структуры самоотношения. Для проверки гипотезы исследования и изучения особенностей структуры самоотношения у высокоагрессивных студентов использовался эксплораторный факторный анализ. Посредством варимакс-вращения были выявлены три фактора, которые авторы определили как комплекс полноценности, искренность самопрезентации и самодостаточность. Комплекс полноценности - это фактор, состоящий из таких структурных элементов, как самопринятие, самоуверенность и саморуководство. Таким образом, высокоагрессивные студенты отличаются безусловно положительным отношением к себе. Они хорошо контролируют свои действия, предпочитая не слушать других и делать всё по-своему. Искренность самопрезентации проявляется в том, что высокоагрессивные студенты открыты внешней среде и не имеют внутреннего конфликта, конфликта с самим собой, так как их открытость не приводит к осознанию проблем в качестве критической ситуации. Они не стесняются проявлять агрессию, так как считают, что это нормальный способ разрешения проблем. Самодостаточность высокоагрессивных студентов выражается в установке, согласно которой они якобы не могут быть неправы. Такое поведение можно объяснить механизмом формирования «зеркального я» по Чарльзу Кули, т. е. позитивного самовосприятия как результата положительного подкрепления агрессивных действий извне. Агрессивные студенты обладают высоким уровнем ощущения самоэффективности и поэтому уверены в себе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

157-163 3
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме музыкального образования, связанной с поиском путей оптимизации процесса обучения школьников игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах в условиях детской музыкальной школы. В процессе обучения игре на музыкальном инструменте у школьников возникают трудности, причины которых связаны с неумением организовать свою учебную деятельность, мотивировать себя на выполнение учебных заданий, сосредоточиваться и контролировать их выполнение. В этой связи авторы статьи считают целесообразным в первый год обучения сосредоточить внимание на формировании у школьников регулятивных универсальных учебных действий применительно к новым условиям и задачам учебной музыкальной деятельности. Вопросы формирования универсальных учебных действий у обучающихся детской музыкальной школы в теории и практике музыкального образования разработаны недостаточно, поскольку такая задача не была отражена в Федеральных государственных требованиях (в отличие от общеобразовательной школы, где формирование у школьников универсальных учебных действий закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах). Сложившаяся ситуация противоречит реализации идеи целостного развития личности ребенка в едином образовательном пространстве. В статье в опоре на базовую концепцию универсальных учебных действий и результаты исследований в смежных областях знания раскрывается содержание регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с задачами, решающимися на различных этапах первого года обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах. Формирование регулятивных универсальных учебных действий рассматривается как результативный способ преодоления трудностей, возникающих у школьников в процессе освоения технических приемов игры на струнно-щипковых музыкальных инструментах и подготовки к первым концертным выступлениям. Приводятся результаты опроса педагогов детских музыкальных школ, подтверждающие результативность предложенных идей и разработанных методических материалов в обучении школьников игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах.

РЕЦЕНЗИИ 

164-167 1
Аннотация
Рецензия на монографию Г. Г. Гореловой, Г. В. Мануйлова, Е. Л. Солдатовой «Личность в социальном управлении» (Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2018. - 180 с.). Раскрываются особенности методологии, на которой базируется монография, - антропоцентрированного подхода, отличающегося постановкой человека в центр при формировании различных планов и проектов в условиях социального управления. Системообразующим понятием выбирается категория личности, которую авторы рассматривают в современном прочтении, делая акцент на ее смысловых и мотивационно-потребностных характеристиках. Подчеркивается, что особенностью монографии, определяющей ее новизну и теоретическую значимость, является двухплановая представленность личности: как объекта, требующего проникновения в его глубинную сущность для установления контактов, и как субъекта, посредством своей личности вступающего в контакт с «человеческим фактором» и оказывающего на него побудительное воздействие. Отмечено, что теоретические выводы подтверждаются эмпирическими исследованиями, проведенными авторами в различных образовательных и организационных системах. Выделяются разработанные условия и технологии личностно ориентированного социального управления. Делается вывод, что рецензируемая монография представляет исследовательский и практический интерес для магистрантов, аспирантов, научных работников, педагогов и специалистов, имеющих отношение к сфере социального управления.


ISSN 2079-8717 (Print)