Preview
Том , № 10 (2018)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

6-15 6
Аннотация
В статье представлен положительный опыт развития школьного образования в советской республике Казахстан как актуальный в контексте развивающегося сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, государствами-соседями, идущего на современном этапе под лозунгом «Россия и Казахстан - стратегические партнеры». В быстро меняющихся исторических условиях знания и профессиональные навыки выступают как ключевые качества современной системы образования, а образованный народ как величайшая ценность государства. В связи с этим сделан краткий экскурс в историю вхождения казахских народов в состав Российской империи, показано состояние образования на территории Казахстана в начале XX века. С учетом роли образования в развитии личности, общества и государства, роли общеобразовательной школы как базовой структуры всей культуры, охарактеризованы основные принципы советского образовательного законодательства на примере советских Конституций и Закона СССР от 19.07.1973 г. Приведены исторические факты, характеризующие процесс развития образования в советском Казахстане как организованный и последовательный. Приведены статистические данные о грамотности населения, количественном росте школ, ученических контингентов, численности учителей в советском Казахстане, что, в сравнении с соответствующими показателями по СССР и РСФСР, убедительно свидетельствует не только о целенаправленной образовательной политике в советском государстве в целом, но и об особом внимании к развитию образования в советских республиках. Создание современной и эффективной системы образования в Республике Казахстан на современном этапе базируется на историческом опыте развития этой сферы, в том числе - опыте ценностно-критического отношения к языковой политике. В Послании к народу Президента Казахстана Н. А. Назарбаева «“Стратегия «Казахстан - 2050”: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что к русскому языку и кириллице должно относиться столь же бережно, как к казахскому языку.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

16-20 2
Аннотация
В статье рассматривается процесс индивидуализации человека в целостности со-бытия, которая позволяет рассматривать идентификацию индивидуальности «вне» и «внутри» себя. Предметное удвоение в реализации индивидуальностей порождает в со-бытии двойное кольцо движения предметного содержания и дает возможность в отношениях между ними проявить субъектность друг к другу. Процессы, направленные «внутрь» и «вне» индивидуальности, составляют единый процесс индивидуализации. Отношение к самому себе оказывается опосредованным предметным отношением другого ко мне, а отношение к другому опосредовано моим предметным отношением к самому себе. В циклах со-бытия происходит со-отношение различий смыслов, чувств, отношений, действий как минимум двух индивидуальностей. На основе различия и отличия своих смыслов, чувств, действий, отношений и ценностей происходит идентификация «своего содержания» и себя от «иного содержания» и другого в со-бытии как необходимый момент сохранения тождества самому себе. Порождение идентичности индивидуальности в отношениях с другим (другими индивидуальностями) в структуре со-бытия является универсальным механизмом преодоления естественных и социальных различий. В непрерывной бесконечности циклических процессов индивидуализации идентификация порождает необходимые дискретные моменты сохранения устойчивости и определенности индивидуальности. Надындивидуальная природа процессов индивидуализации человека порождает и надындивидуальные результаты его идентичности как индивидуализированной социальности. Онтологизация идентификации позволяет преодолеть и недостатки категориального осмысления идентичности при использовании абстрактных заменителей индивидуальности понятиями «субъект» и «Я». Без комплекса со-отношений внутри единого процесса индивидуализации не достигается относительное тождество (единство) индивидуальной идентичности «внутри» и «вне».
21-24 3
Аннотация
В статье рассматриваются взаимосвязи личностных особенностей супругов и параметров семейных отношений. Личностные особенности супругов характеризуют эмоционально-волевую сферу. Это ответственность, инициативность, решительность, выдержка, энергичность, настойчивость, самостоятельность, целеустремленность и внимательность. Параметры семейных отношений включают частоту наказаний, применяемых родителями к детям. В исследовании фиксировались двадцать видов наказаний, в том числе физических. Наказания делятся на конструктивные и деструктивные. Фиксировались показатели эмоционального стресса супругов, удовлетворенность семейной жизнью, показатели поведения ребенка, в том числе негативные эмоции и проблемы. Отдельно отмечались наказания, которые применялись к самим родителям в их детские годы. В исследовании обнаружены многочисленные корреляции между личностными особенностями супругов и параметрами семейных отношений. Выявлено, что супруги, у которых в большей степени развиты волевые качества личности, более удовлетворены различными сферами семейной жизни. Отмечено, что супруги с выраженными волевыми качествами не склонны к переживанию печали, подавленности, тревожности. Они более удовлетворены собой и чаще испытывают счастье и радость. Супруги с выраженными волевыми качествами обнаруживают тенденцию чаще приписывать своему партнеру по браку переживание эмоций радости. Супруги с выраженными волевыми качествами склонны чаще применять такие способы наказания как демонстрация ребенку своего огорчения и требование извинений, чем физические наказания. Выраженность волевых качеств родителей связана с некоторыми особенностями поведения ребенка. Дети таких родителей не склонны переживать подавленность, более активны, лучше контролируют себя.

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

25-29 1
Аннотация
Социокультурные перемены в современном обществе и изменение требований к личности выпускника общеобразовательной организации повышают важность правовой социализации личности и необходимость полной реализации социализирующей функции всеми институтами социализации. В статье рассматриваются определения понятий «социализация» и «правовая социализация» как отечественных, так и зарубежных авторов, выделяются ключевые характеристики данных понятий. На основании рассмотренных определений уточнено понятие правовой социализации, а также выделены ее компоненты: когнитивный, аксиологический, деятельностный. Отмечается, что в современной научной литературе нет единого подхода к пониманию возрастных границ этапов правовой социализации личности и критериев их выделения. Обосновывается значимость такого критерия определения возрастных границ правовой социализации, как правовой статус личности. Таким образом, переход от одного этапа социализации к другому связан с существенными изменениями в наборе прав и обязанностей личности. Особое внимание уделено первичной социализации личности, которая начинается с момента рождения и продолжается до наступления совершеннолетия. Начало правовой социализации с момента рождения объясняется возникновением правоспособности, на которой базируется правовой статус личности. Первичная правовая социализация оканчивается с наступлением совершеннолетия личности, что обусловлено тем, что именно с восемнадцатилетнего возраста гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности, приобретая дееспособность в полном объеме. В рамках первичной правовой социализации выделены три этапа: начальный, подростковый и юношеский. Обозначены возрастные границы каждого из этапов, выделение которых обусловлено значительными изменениями в правовом статусе личности.
30-34 4
Аннотация
В статье рассматриваются особенности реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях США. Автор обосновывает актуальность исследования процессами, происходящими в отечественном образовании, а именно поисками путей повышения его эффективности. В этой связи зарубежный опыт (в частности США) может быть полезен при определении содержания программ дошкольного образования. В статье рассматривается степень изученности темы исследования и сделан вывод о том, что в настоящее время наблюдается недостаток научных исследований, посвященных вопросам, которые освещены в статье. Автор рассматривает различные программы дошкольных учреждений на предмет возможного использования накопленного педагогического опыта в России. В статье проанализированы особенности программ детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях в США, определены особенности становления и развития содержания дошкольного образования. Также в статье изучается вопрос о возможности и направлениях использования педагогического опыта, накопленного в США, в практике отечественного дошкольного образования. В статье указывается, что дошкольное образование в США носит многовариантный характер. Родители дошкольников по своему усмотрению вправе выбирать ту программу, которая больше подходит их ребенку. Все программы в дошкольных учреждениях США имеют целью подготовить ребенка к обучению в школе. В практике дошкольного образования большое внимание уделяется общему развитию личности ребенка, что находит отражение в соответствующих программах. Автором указывается, что в программах дошкольного образования в качестве методов работы с детьми широко используются возможности игр, а также стимульный материал. Дошкольное образование носит инклюзивный характер, что может быть использовано в отечественных условиях.
35-43 3
Аннотация
Анализируя проблему диагностики и измерения управленческих способностей педагогических кадров, авторы отмечают, что традиционная технология диагностики и оценки оказывается громоздкой, многоступенчатой, затратной по времени, а методы не всегда отличаются экологической валидностью. Кроме того, часто за рамками диагностики остаются вопросы благонадежности, такие, например, как склонность к девиантному и асоциальному поведению; склонность к криминальным деяниям различной мотивации и прогнозирование этой мотивации. Не менее остро стоят задачи выявления лиц с паразитическим стилем поведения, работников, обслуживающих интересы третьей стороны. Злободневной остается проблема коррумпированности и готовности к коррупционному поведению, а также проблема аддиктивных форм поведения или проблема «утечки» кадров и процессов командообразования. Откликаясь на обозначенную проблематику, авторы статьи представляют вниманию читателей краткие сведения о своей новой психодиагностической методике - системе «БУК-МИФ», разработанной в ходе специализированных исследований, построенной на принципе модульно-интегральной схемы. Каждый из восьми модулей системы способен решать самостоятельные диагностические задачи, которые последовательно раскрываются и объясняются в описании. Объединение модулей посредством интегрирующего математического моделирования привело к созданию принципиально новой психодиагностической системы. В статье раскрываются возможности системы, сведения о ее валидности и надежности, сфере применения, практико-ориентированных принципах построения системы, принципах обработки данных и получения результатов. Описывается очередность проводимых авторами исследований, раскрывающая этапы создания новой психодиагностической системы. Статья завершается краткой иллюстрацией части итогового протокола работы с системой «БУК».
44-53 5
Аннотация
Статья посвящена ретроспективе точек зрения на проблему социализации различных зарубежных ученых, представлены основные идеи концепций социализации. Обозначены механизмы социализации, теории психоанализа, социального действия и социальных систем, когнитивного развития, экологическая теория. Рассмотрено содержательное пространство понятия «социализация», приведены конкретные примеры воспитания социального поведения обучающихся с учетом опыта предыдущих поколений зарубежных стран. Зарубежные разработки теории социализации последних лет представляют процесс социализации как акт продуктивной переработки внешней и внутренней реальности. В последние годы социализация рассматривается не только как процесс включения индивида в систему общественных отношений посредством приобретения необходимых социально-типичных, социально-значимых черт (социальная адаптация), но и как процесс приобретения неповторимых, уникальных свойств личности (индивидуализация). Процесс социализации выражает взаимодействие личности и общества, результатом которого является согласование обоюдных требований и ожиданий. Представляется крайне важно проводить процесс социализации в соответствии с существующими социально-экономическими условиями. Некритическое копирование зарубежного опыта социализации может привести к отрицательным результатам, так как в России слабее и материально-экономическая, и правовая базы образовательной деятельности. Актуальность проблемы социализации молодежи в современном обществе определяется особенностями социального и духовно-нравственного развития государства, глобализацией всех процессов в мировом пространстве, с одной стороны, и индивидуализацией личности - с другой, девальвацией морально-нравственных идеалов в общественном сознании в течение длительного времени, утратой молодежи многих подлинных ценностных ориентаций, преобладание прагматических взглядов.
54-60 3
Аннотация
В данной статье поднимается проблема продуктивного старения, обосновывается самореализация личности взрослого как путь развития человеческой природы и художественная деятельность как способ развития человеческой природы, обладающий образовательными и оздоровительными ресурсами. Для раскрытия сущности процесса самореализации в образовании автор использует метод педагогического моделирования. Сначала моделируется один цикл самореализации личности взрослого в художественной деятельности, а затем предлагается к рассмотрению методико-технологическая разработка ресурсов одного из видов художественной деятельности - изобразительной. Теоретическими предпосылками для моделирования являются: теории самоактуализации А. Маслоу, К. Роджерса, теория мотивации А. Маслоу; техника «активного воображения», предложенная К. Г. Юнгом. Модель циклического процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности включает в себя следующие тезисы: о значении антропологического подхода при определении структуры человеческой природы; о начале движения по пути развития человеческой природы, которое начинается с того, что человек стремится прочувствовать взаимосвязь «тела-души»; об умеренном удовлетворении низших потребностей и обретении телесного и психологического здоровья, благодаря оздоровительному ресурсу художественной деятельности; об осознании взаимосвязи «разума-духа» и удовлетворении потребностей более высокого порядка, благодаря образовательным ресурсам художественной деятельности; о том, что удовлетворение высших потребностей имеет усиливающее значение для организма; о завершении движения по пути развития человеческой природы в позитивном ядре человеческого сознания, «Я», которое выступает подлинным целителем человеческой природы. В заключение представлены направления для дальнейшего исследования намеченной образовательной проблемы.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

61-66 5
Аннотация
Формирование образа Родины у подрастающего поколения является одной из актуальных проблем в процессе социального познания. Каждый возрастной период в этом процессе имеет собственную специфику (когнитивную, эмоциональную, поведенческую), которую необходимо учитывать при выстраивании соответствующей педагогической деятельности. Особое место в этом процессе занимает вербализация, которая в дошкольном периоде выполняет не только инструментальную, но и субстанциальную - формирующую, развивающую - роль. Сложность вербализации образа родины у детей дошкольного возраста заключается в том, что столь значимое для социального развития ребенка понятие, как Родина, оказывается не связанным с конкретными понятиями и явлениями в непосредственном окружении дошкольника. Следовательно, вербализация образа Родины должна осуществляться в специально организованной, методически продуманной знаково-символической деятельности. Знаками и символами, детализирующими, закрепляющими и одновременно расширяющими представления детей о стране, в которой они живут, могут стать: народные игрушки, соответствующие сказки и сказы, сюжеты об истории, быте, культуре россиян, встречи с интересными людьми из ближайшего к ребенку микросоциума, виртуальные путешествия в города России и т. д. Продуктивность такой работы напрямую связана с определенными рекомендациями: необходимость детализации изучаемого объекта или сюжета (декомпозиция и композиция; от конкретного к абстрактному); проявление эмпатии к субъекту и объекту постигаемого, ориентация на аккумулирующий эффект занятий, интеграция различных видов деятельности (игровая, коммуникативная, изобразительная двигательная), обогащение словаря дошкольников и др. В процессе такой тематической вербализации - акцентирующей, конструирующей, эмоционально и деятельностно насыщенной - формируется образ Родины, который связан с конкретными и понятными ребенку событиями, людьми, историями, достопримечательностями, что является основой формирования ценностного отношения к своей стране.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

67-75 4
Аннотация
В статье рассматривается актуальная для современной системы образования проблема формирования метапредметных результатов учащихся. Предлагается решать проблему при помощи универсального средства - учебного текста. Автор анализирует формулировку «учебного текста», обращает внимание на терминологическую путаницу и на практику определений понятия исследователями, исходящими из разных оснований. Чтобы формировать у учащихся метапредметные образовательные результаты, представляется важным создать единое представление об учебном тексте, которое будет характерно для школьных предметов различной научной направленности. Поэтому в результате проведенного анализа исследований по проблеме была предпринята попытка систематизировать подходы при определении «учебного текста». В результате чего разрабатывается следующая классификация: философский, личностный, структурный, деятельностный подходы. В основу метапредметного понимания учебного текста кладутся важные для него личностный и деятельностный подходы. В работе проводится сравнительный анализ общих функций ориентировки учебного текста (предметной, ценностной, инструментальной) и структуры метапредметности (умение организовывать деятельность, сама деятельность, приемы, используемые в деятельности). Исходя из сравнительных данных, мы делаем вывод о том, что учебный текст обладает метапредметными характеристиками. Также рассматривается метапредметный потенциал учебного текста, содержащийся в их типологическом, видовом и функциональном разнообразии. Упоминаются метахарактеристики учебного текста: культуроориентированность, диалогичность, интертекстуальность, межпредметность, полиинформативность, полифункциональность. Итогом проделанной работы становится определение учебного текста, сформулированное с позиций метапредметного подхода. Таким образом, на теоретическом уровне было доказано, что учебные тексты являются метапредметной категорией, обладают метапредметным компонентом содержания и способны формировать у учащихся метапредметные образовательные результаты. На практическом уровне были рассмотрены учебники для 5 класса по русскому языку и биологии с целью определения в них метапредметного компонента учебного текста. Определено, что в учебниках русского языка и биологии методический аппарат по формированию у учащихся метапредметных образовательных результатов при помощи учебных текстов представлен крайне слабо. Найденное противоречие между теоретическими запросами формирования у учащихся метапредметных образовательных результатов посредством учебных текстов и отсутствием практической возможности реализовать этот запрос требует разрешения в науке и практике современного образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

76-84 2
Аннотация
В статье затрагивается проблема формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда. Автор работы отмечает важность обеспечения безопасности труда в процессе выполнения трудовых обязанностей. Акцентируется внимание на необходимости формирования культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда. Отмечено, что для определения стратегии профессиональной подготовки специалистов по охране труда, а также обоснования теоретической и методологической базы исследования актуальным является изучение и уточнение принципов формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда. Целью статьи является обоснование сущности специфических принципов формирования культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда и установление их влияния на определение стратегии процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по охране труда. В работе применены следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация и систематизация научных работ, практический опыт. В статье приведен теоретический анализ взглядов ученых относительно дидактических принципов обучения. Дальнейшее развитие получило понятие «принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда». Определены специфические принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда: принцип учета интеграционных процессов образования в высшей школе; принцип создания продуктивной среды обучения; принцип тесной взаимосвязи обучения и воспитания культуры безопасности; принцип включения в инновационную деятельность; принцип самостоятельного определения индивидуальной образовательной траектории формирования культуры безопасности профессиональной деятельности; принцип системной организации процесса формирования культуры безопасности профессиональной деятельности; принцип пропаганды здорового образа жизни. Представлена обобщенная характеристика указанных принципов. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогических, психологических, технических наук. Предложенный подход будет интересен преподавателям высших учебных заведений в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности.
85-89 2
Аннотация
В статье раскрывается роль практики в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования; обосновывается актуальная потребность рынка труда в подготовке профессионально-мобильных специалистов; раскрываются определение понятий «профессиональная мобильность бакалавра» и «профессионально-мобильная практика». Дается анализ ФГОС ВО по организации и проведению практики студентов и раскрываются возможности практики в подготовке мобильных бакалавров. Для подготовки выпускников психолого-педагогического образования к рынку труда кратко представлена концепция профессионально-мобильной практики, включающая методологические подходы (системный, компетентностный, аксиологический и личностно-деятельностный), ключевые понятия (профессиональная мобильность бакалавра и профессионально-мобильная практика), принципы построения модели практики (детерминированность, преемственность и интегративность), структурно-функциональная модель практики и ее методическое обеспечение. В статье подробнее описаны виды и задачи профессионально-мобильной практики и элективные курсы, предваряющие практику. На первом курсе - ознакомительная практика, ориентирующая студентов на возможности их трудоустройства по окончании вуза на основе анализа профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». На втором курсе - психолого-педагогическая деятельность студентов на практике. В статье обоснована роль психолого-педагогических задач, позволяющая адаптировать студентов к бесконечному многообразию жизненных проблемных ситуаций детей; представлена кратко методика обучения студентов решению социально-педагогических задач на практике. На третьем курсе - социально-педагогическая деятельность студентов на практике, раскрывается роль проектов в развитии коммуникативных и исследовательских компетенций студентов, ориентирующая их на творческую самореализацию в будущей профессиональной деятельности; кратко представлена методика обучения студентов социально-педагогическим проектам. На четвертом курсе - преддипломная деятельность студентов, когда они на практике работают над выпускной квалификационной работой, показана взаимосвязь психолого-педагогических задач и социально-педагогических проектов с выпускной работой студентов. В заключении приводятся краткие результаты профессионально-мобильной практики и намечаются перспективы дальнейшей исследовательской работы.
90-95 3
Аннотация
В современном образовательном процессе часто используются электронные образовательные платформы, в том числе и для обучения иностранному языку. Практика использования электронной образовательной платформы MyGrammarLab доказывает, что даже готовые аутентичные курсы иностранного языка позволяют реализовывать методику обучения иностранному языку по индивидуальной траектории. MyGrammarLab предназначена для тренировки грамматических навыков студентов, изучающих английский язык. Платформа содержит разноуровневые курсы, которые состоят из диагностических, аудио и видео, тренировочных и контрольных материалов. Различные настройки платформы обеспечивают гибкое управление курсом, несмотря на неизменяемый контент. Статистика активности студентов внутри курса: количество посещений и попыток выполнения заданий, затраченное время, количество выполненных заданий позволяют преподавателю координировать работу каждого студента, выстраивая индивидуальную траекторию обучения, повышая эффективность обучения. Авторы статьи проводят анализ соотношения затраченного времени и уровня успеваемости студентов, количества попыток выполнить задание и итоговой оценки. Возможности статистики легли в основу формирования методики работы с MyGrammarLab и дополнительными материалами, которые загружаются в среду для повышения качества обучения студентов с низким рейтингом. Практическое применение методики показало повышение мотивированности студентов при выполнении как встроенных заданий, так и дополнительно загруженных преподавателями, управление которыми обеспечивается посредством функции обмена сообщениями. Авторы приводят статистику результатов до и после применения методики, которые показывают качественное повышение результатов обучения.
96-101 3
Аннотация
В данной статье рассматривается биологическое и химическое образование в Уральском государственном педагогическом университете в рамках географо-биологического факультета в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом с учетом обозначенных в нем общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых каждому специалисту в сфере его трудовой деятельности. Подготовка педагогических кадров при компетентностном подходе в двухступенчатой системе высшего образования (бакалавриат и магистратура по направлению «Педагогическое образование») готовит студентов к педагогической, проектной, научно-исследовательской и культурно-просветительской работе. Формирование профессиональной значимости будущих преподавателей биологии и химии включает значительную и многоплановую интеграцию основ биологических и химических знаний, создание разнообразных межпредметных связей, соединение теоретического и практического материала, изучение общенаучных методов и их активное использование в конкретных ситуациях. Большое значение в этом плане имеет исследовательская деятельность, способствующая освоению соответствующих умений и развитию самостоятельности, инициативности, целеустремленности, настойчивости, способности к самоорганизации и самоконтролю. Способность к исследовательской деятельности и готовность ее осуществлять выступает базовой, ключевой компетентностью студентов, поскольку обладает признаками обобщенности, междисциплинарности, интегративности, надпредметности. Работа со школьниками, интересующимися биологией и химией, носит наиболее успешный характер при ее организации вузовскими преподавателями и, таким образом, может явиться начальным этапом в подготовке будущих учителей биологии и химии. Считаем, что особенностью организации исследовательской работы со старшеклассниками является активное привлечение бакалавров, магистров и аспирантов.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

102-106 6
Аннотация
В данной статье рассматривается процесс формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии. Целью настоящей работы является разработка модели формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии и ее научное обоснование. Автор рассматривает готовность будущих педагогов к профессиональному самообразованию на основе веб-квест технологии как интегральное динамическое свойство личности, систему качеств личности, социальных установок, мотивации, необходимых для реализации перспективных направлений, обеспечивающих эффективность деятельности будущего педагога с использованием веб-квест технологии. Отмечено, что главной целью профессионального самообразования должно стать развитие и совершенствование таких профессиональных знаний и умений, которые необходимы для работы будущих педагогов. В исследовании используются такие научные методы, как анализ педагогической литературы, документов, публикаций по проблеме исследования, обобщение, сравнение и др. В статье даются определения понятий «веб-квест» и «модель». Предлагается разработанная модель формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии, основные компоненты представленной модели и их описание. Автор выделяет мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативно-аналитический компоненты модели. Под моделированием процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии автор понимает приведение данного процесса в определенную структуру, которая способна обеспечить достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этого процесса. Делается вывод о научном обосновании модели формирования готовности к профессиональному самообразованию будущих педагогов на основе веб-квест технологии.
107-113 4
Аннотация
Современный образовательный процесс высшей школы требует быстрого и качественного усвоения студентами научных знаний, воспитания нравственной, этической, ответственной личности, способной реализовать эти знания в будущей профессии. В связи с этим актуальным становится вопрос оценки качества освоения знаний студентами. В статье на примере учебной дисциплины «Основы спортивной тренировки» по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» раскрывается содержание методов оценки результативности освоения студентами знаниями по учебной дисциплине. Основной целью данной статьи является освещение ряда положений о формировании фонда оценочных средств по учебной дисциплине в системе высшего образования, наиболее важной стороной которого является умение преподавателя осуществлять разработку практического материала, позволяющего оценить степень освоения обучающимися содержания дисциплины и соответствия требованиям к профессиональной подготовке бакалавра. Автором статьи проанализированы документы, регламентирующие процедуру разработки фонда оценочных средств, выявлены методы, необходимые для эффективного построения содержания дисциплины. Приводятся примеры практического построения и использования в учебном процессе студентов Сахалинского государственного университета методов оценивания результатов освоения знаний по учебной дисциплине, созданных с использованием фонда оценочных средств, раскрывающих и учитывающих специфику учебной дисциплины. Раскрывая содержание дисциплины, по которой ведется обучение будущих бакалавров в сфере физической культуры и спорта, автор приходит к выводу о том, что образовательный процесс с использованием фонда оценочных средств способствует всестороннему погружению обучающихся в теоретический и практический материалы дисциплины.

РЕЦЕНЗИИ 

114-116 7
Аннотация
В статье приводится анализ монографии «Эмоционально-волевая регуляция в контексте безопасности социального взаимодействия». Дана оценка теоретическому обоснованию основных положений концепции эмоционально-волевой регуляции М. В. Чумакова - определению феномена эмоционально-волевой регуляции и его отличительных признаков, роли эмоций в процессе волевой регуляции. Отмечено исследование влияния эмоционально-волевой регуляции у родителей на эмоционально-волевую регуляцию у детей, которое опосредуется системой семейного социального взаимодействия. Дана оценка обширному эмпирическому материалу, полученному на большой выборке студентов различных факультетов, курсов и университетов. Анализ содержания монографии позволил по-новому взглянуть на безопасность социального взаимодействия, учитывая важность различных проявлений эмоционально-волевой сферы человека наряду с такими факторами, как удовлетворенность учебой и взаимоотношениями, частота суицидальных мыслей и намерений. Рассматривая главы, посвященные психофизиологии посттравматического стресса, следует отметить добротный анализ эмпирических данных об эмоционально-волевых процессах и личностных особенностях больных, находящихся в стационаре хирургического отделения, и посттравматическом стрессе пожилых людей. В статье отмечено, что анализ проблем, затронутых в монографии, рассматривается на различных уровнях анализа - общепсихологическом, социально-психологическом и психофизиологическом. Кроме того, намечены некоторые пути повышения безопасности личности и социального взаимодействия в новом контексте.


ISSN 2079-8717 (Print)