Preview
Том , № 9 (2018)
Скачать выпуск PDF

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

6-12 2
Аннотация
В статье рассмотрено содержание наставничества как вида деятельности, представлены современные подходы к выделению типов наставников, их роли и функций в современных условиях. Основой для анализа послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, опыт крупных российских компаний в развитии системы наставничества для передачи опыта от действующих сотрудников к новым, а также наработки во взаимодействии педагогов с обучаемыми в вузовских, школьных и прочих образовательных организациях. В условиях необходимости качественного рывка отечественной системы экономических и производственных отношений показано, что роли наставника и наставляемого должны претерпеть значительные изменения. Одним из направлений определения векторов развития системы наставничества в будущем должен стать, по мнению авторов, такой элемент, как «лаборатория наставничества», которая позволит понять направления его трансформации с помощью использования специальных техник и практик. По авторскому мнению, сделать это можно в рамках новых институциональных структур в области наставничества: институтов, лабораторий, исследовательских центров и др. Одним из таких образований является Лаборатория наставничества, которая была сформирована в рамках соглашения между Фондом поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение», Уральским государственным экономическим университетом и Уральским государственным педагогическим университетом. Лаборатория наставничества организует проектирование развития кадрового потенциала территорий по следующим направлениям: выявление талантливых и мотивированных детей, обеспечение их дальнейшей мотивации к обучению и профессиональной ориентации; формирование совместно с предприятиями всех типов практических задач для детских и молодежных проектных групп; раннее профессиональное погружение на предприятия, разработка совместно с предприятиями и властью мер по удержанию и привлечению молодых людей и т. д.
13-24 4
Аннотация
Статья посвящена проблеме межкультурной коммуникативной компетенции. Целью статьи является отображение формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Для ее достижения был проведен анализ теоретических работ зарубежных и отечественных авторов по теме исследования. Процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции имеет свои особенности и состоит из четырех ступеней. Первая ступень характеризуется формированием компетентности и общекультурных компетенций, включающих умения и навыки. Вторая ступень помогает определить этническую идентичность и расширить границы иного образа мира. Имеется два уровня формирования образа мира. Первый уровень формируется благодаря родному языку, когда человек идентифицирует себя с нацией. Второй уровень связан с иностранным языком. Он формирует толерантное мышление, которое очень важно для коммуникации. Третья ступень связана с содержанием межкультурной коммуникативной компетенции и состоит из нескольких аспектов: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, социальной, стратегической, дискурсивной и личными качествами. Каждый аспект играет важную роль в формировании межкультурной коммуникативной компетенции. На четвертой ступени процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции завершается. Анализ теоретических исследований позволил рассматривать межкультурную коммуникативную компетенцию как многогранное понятие, включающее совокупность многих компетенций, вырабатывающее стратегию ведения диалога с представителями других культур в русле позитивного отношения к собеседнику и позволяющее создать положительный образ собеседника, умеющего сравнивать языки и культуры.
25-32 3
Аннотация
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты проблемы формирования гражданской идентичности, нравственно-патриотического отношения к своей Родине подрастающего поколения. Также в статье представлена актуальность проблемы формирования нравственно-патриотических качеств у студентов, выделены и обозначены основные ключевые понятия проблемы: так, «нравственность» определяется как личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. В начале статьи обозначено проблемное поле исследования, которое заключается в необходимости и целенаправленной работе по воспитанию патриотизма, нравственно-патриотических качеств у современной молодежи. Представлены различные точки зрения на определение нравственного воспитания, под которым подразумевается социальный и педагогический процесс взаимодействия воспитателя и студента, воспитательной системы и воспитуемого, направленный на самоопределение и самосовершенствование воспитуемого в соответствии с нравственными ценностями. Раскрываются структура нравственно-патриотического воспитания, которая состоит из гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения. Выделяются факторы нравственного воспитания: семья как система и семейные отношения; стихийные: включающие спонтанно возникающие отношения, окружающие личность студента; педагогически организованная, творческая эмоционально-ценностная деятельность: труд, творчество, воспитывающие ситуации, слово педагога, гуманистические отношения в коллективе. Представленный теоретический анализ определил содержание концепции нравственно-патриотического воспитания, а именно - культурно-центрической концепции, ориентированной на формирование и поддержку социокультурного и образовательного пространства. В статье представлена и описана программа и план исследования, включающий описание трех экспериментов, выборки, методик и результатов. Основные направления программы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов: совершенствование содержания культурно-досуговой работы, нравственного, эстетического и физического воспитания, системы патриотического воспитания.
33-37 4
Аннотация
Образовательная политика имеет ключевое значение в развитии любой страны и вместе с тем затрагивает интересы и оказывает влияние на большую часть современного социума. В связи с этим существующая система образования и процесс ее модернизации провоцируют непрекращающиеся споры и дискуссии всех слоев населения. В рамках данной статьи мы обратились к материалу американских масс-медийных публикаций, отражающих представления журналистов, преподавателей и широкой общественности о системе образования США, ее основных фигурах и процессу реформирования в 2012-2017 гг. Теоретическая часть статьи посвящена соотношению понятий «масс-медийный дискурс», «средства массовой информации» и «массовая коммуникация» и характерным признакам медиадискурса. В практической части статьи мы представили обзор наиболее дискуссионных сфер-мишеней при оценке реформы и образовательной политики в американских СМИ. Материал исследования - масс-медийные публикации (статьи, обращения, интервью и др.), посвященные реформе образования и ее основным деятелям. Проведенный дискурс-анализ позволил нам выделить следующие сферы-мишени оценки: снижение уровня образованности американцев, сокращение учительского состава, эффективность существующих образовательных программ и методов оценивания результатов, неодинаковый доступ к образовательным услугам людей, принадлежащих к разным социальным группам, недостаточное разнообразие в программах для одаренных детей, преступность и насилие в школе, вовлеченность родителей в воспитание и учебную деятельность детей. Материалы данного исследования могут быть полезными при сопоставлении проблем системы образования и образовательной политики в разных странах.

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

38-43 2
Аннотация
Процесс реформирования и модернизации системы современного российского образования предъявляет к педагогам все новые требования, одним из которых является постоянное развитие своих возможностей и способностей. Развитие кадрового потенциала персонала образовательного учреждения нуждается в грамотной организации и управлении этим процессом. Данная статья посвящена проблеме управления кадровым потенциалом персонала дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Актуальность данной проблемы обусловлена требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию как со стороны государства, ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога, так и со стороны родителей (законных представителей) обучающихся по общеобразовательным программам ДО. На данном этапе проблема заключается в качестве кадрового состава ДОУ. У педагогов отсутствует желание и мотивация развития своих умений и способностей. В связи с чем возникает необходимость организации и управления развитием кадрового потенциала персонала ДОУ. В качестве основного инструмента управления кадровым потенциалом персонала ДОУ авторы рассматривают методическую работу с педагогами дошкольного образования, направленную на развитие и повышение их профессиональной компетенции. Авторами были выделены когнитивный (получение новых знаний), деятельностный (разносторонняя деятельность в ходе учебного процесса) и ценностный (определение шкалы профессиональных ценностей) компоненты в профессиональной компетенции педагогов и разработан комплекс мероприятий, который прошел апробацию в ДОУ № 495 г. Екатеринбурга Свердловской области. Апробация мероприятий по организации методической работы с педагогами способствовала внедрению в образовательный процесс современных технологий, а также повышению уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

44-51 7
Аннотация
В статье обосновывается необходимость исследования такого состояния педагога, как его эмоционально-личностное благополучие. Под эмоционально-личностным благополучием авторы статьи понимают актуальное целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека. Эмоционально-личностное благополучие предлагается изучать при помощи авторской методики СЭЛБ («Самооценка эмоционально-личностного благополучия»). В качестве психологических предикторов эмоционально-личностного благополучия / неблагополучия в данной статье анализируются адаптационные возможности, профессиональное выгорание и атрибутивный стиль. Рассмотрение в качестве предикторов эмоционально-личностного благополучия педагогов социально-демографических характеристик, таких как пол, возраст и образование, показало, что женщины-педагоги достоверно выше, по сравнению с представителями этой профессии мужского пола, оценивают свое эмоционально-личностное благополучие. Выявлена тенденция к снижению эмоционально-личностного благополучия педагогов с возрастом. Эмоционально-личностное благополучие молодыми педагогами (до 30 лет) оценивается более позитивно по сравнению с респондентами более старших возрастных групп. Еще одним социально-демографическим предиктором эмоционально-личностного благополучия является образование: более высоко его параметры оценивают педагоги с незаконченным высшим и высшим образованием. Установлена взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия педагогов с их адаптационными возможностями. Выявленные взаимосвязи параметров профессионального выгорания педагогов с показателями методики СЭЛБ свидетельствуют о том, что оно является значимым предиктором эмоционально-личностного неблагополучия. Взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия с оптимистическим или пессимистическим стилем атрибуции требует дополнительного исследования.
52-61 4
Аннотация
Цель работы - исследование роли детско-родительских отношений - психологической сепарации от матери и переживания принятия/отвержения в формировании отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость. Актуальность исследования обусловлена ростом негативной тенденции снижения ценности материнства. Методы. 1. Авторская методика «Незавершенные предложения» для выявления типов отношения к материнской позиции. 2. Методика Р. Ронера (The Parental Acceptance-Rejection Questionnaire) (Rohner, 2003) (адаптация Г. В. Бурменской). 3. Опросник психологической сепарации Psychological Separation Inventory (PSI, Hoffman, 1984) (адаптация В. П. Дзукаевой, Т. Ю. Садовниковой). Выборка : 230 студенток г. Москвы и г. Курска, в возрасте от 17 до 23 лет (M = 19,5). Результаты. Полученные результаты позволили выделить пять типов отношения к родительской позиции матери: 1) приоритет и принятие материнской роли; 2) положительное отношение к материнству и отложенное родительство; 3) материнство как долженствование; 4) амбивалентное отношение к материнству и отложенное родительство; 5) отвержение материнства и материнской роли. Сравнительный анализ особенностей психологической сепарации девушек от матери в контексте модели сепарации от родителей Дж. Хоффмана выявил значимые различия по всем показателям психологической сепарации (стиль сепарации, когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты сепарации) у девушек с различным типом отношения к материнству. Проанализирована связь уровня сепарации в условиях принятия/отвержения матерью с типом отношения к родительской позиции матери. Выводы. 1. Выявлены существенные различия в уровне и стиле психологической сепарации у девушек с различным типом отношения к материнству. Высокий уровень и конфликтный стиль сепарации сочетается с отвергающим отношением, низкий уровень и гармоничный стиль сепарации - с безусловно принимающим отношением к материнской роли. 2. Обнаружена связь между уровнем и стилем сепарации и характером эмоциональных отношений с матерью. 3. Характер детско-родительских отношений (сепарация и принятие/отвержение) обусловливают тип отношения к материнской роли на этапе вхождения во взрослость.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

62-67 3
Аннотация
В данной статье авторы анализируют содержание образовательной программы «Начальная школа XXI века», предмет «Русский язык» с учетом соответствия программы ФГОС НОО. Анализ программы осуществляется с учетом ее структуры: описываются целевой, содержательный, организационный разделы программы, внимание акцентируется на различиях в постановке целей обучения русскому языку в анализируемой программе и ФГОС НОО, на доминировании в программе знаниевых компонентов при постановке цели освоения содержания предмета «Русский язык». На материале предмета «Русский язык» описываются принципы построения программы: природосообразности, преемственности и перспективности, интеграции теоретических сведений с деятельностью, коммуникативности, интеграции обучения, развития и воспитания, при этом авторы статьи уделяют особое внимание принципам природосообразности и коммуникативности, отмечая особенности в трактовке данных принципов в программе «Начальная школа XXI века». С точки зрения авторов статьи, спорной является не только трактовка принципов изложения учебного материала, предложенная в программе, но и само представление материала для освоения предмета «Русский язык». Отмечается обособление текста от единиц системы языка, неоправданно широкая формулировка изучаемых тем, некорректность некоторых формулировок в названии тем. Авторы статьи подчеркивают отсутствие организационного раздела в программе «Начальная школа XXI века», «рамочный» характер программы, что, с одной стороны, дает возможность свободы в процессе планирования педагогом освоения содержания программы, с другой стороны, делает процесс планирования достаточно сложным. Авторы выделяют проблемные зоны в освоении содержания предмета «Русский язык» в рамках программы «Начальная школа XXI века», подчеркнув при этом системный характер недочетов, и указывают на необходимость дальнейшей разработки содержательной части программ в соответствии с требованиями ФГОС.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 

68-73 1
Аннотация
В статье рассматривается специфика использования матричного подхода в проектировании компетентностного развития студента, обучающегося по направлению подготовки «Управление персоналом организации». Э. Ф. Зеер определил компетенции как обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Изменение функции оценивания состоит в переходе от просто контроля обучения к оцениванию компетентностного развития студента. Результаты оценки должны быть определены количественно или по уровням соответствующими оценочными средствами, которые будут фиксировать достижения заявленных результатов компетентностного развития студента. Результат профессионального образования представляется как ожидаемые и измеряемые реальные достижения студентов, выраженные через компетенции, отражающие способности выпускника, приобретенные им после освоения образовательной программы 38.03.03, и степень его конкурентноспособности на рынке труда. Матрица компетенций позволит отразить связь учебного плана, образовательных технологий и основных уровней владений студента с формированием соответствующих компетенций. Матрица компетенций формируется из универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, влияющих на развитие студента. Матричный подход компетентностного развития студента дает возможность открытости в сфере профессионального образования и мобильности на рынке труда за счет прозрачности компетенций. Матричный подход упрощает процедуру оценки сформированности компетенций и более наглядно представляет уровень компетентностного развития студента или выпускника по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом организации». Использование матричного подхода повышает эффективность процесса обучения, рационализирует труд педагога и делает результаты компетентностного развития доступными для ознакомления студентам и другим заинтересованным лицам.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

74-79 2
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к организации профессионального становления педагога в соответствии с актуальной установкой развития отечественной системы образования «обучение через всю жизнь» (lifelong learning), сменившей тезис «образование на всю жизнь». К таковым относятся краткосрочное повышение квалификации, программа профессиональной переподготовки, а также проектирование педагогом маршрута своего профессионального саморазвития. Часто в процессе реализации последнего варианта педагог сталкивается с недостатком соответствующей информации, несформированностью необходимых умений для продуктивного профессионального развития. Поэтому мы говорим о сопровождении педагога в процессе освоения маршрута профессионального развития и самосовершенствования. Сопровождение здесь рассматривается в качестве особого взаимодействия субъектов образовательной деятельности, которое является условием профессионального развития педагога, фактором повышения качества его педагогической деятельности, импульса для дальнейшего профессионального развития. Продуманно выстроенное организованное сопровождение профессионального развития педагога должно, с одной стороны, учитывать социальные ориентиры модернизации системы образования, а с другой - потребности и мотивы самого субъекта обучения, ведущие к совершенствованию не только сугубо профессиональных умений и знаний, но и осознанию педагогом своего места в окружающем социуме, перспектив в проектировании и построении профессиональной карьеры. Поэтому очень важно, чтобы процесс сопровождения профессионального развития педагогом сопровождался изменением позиций сопровождаемого и сопровождающего. А именно: должна снижаться доля активности сопровождающего с одновременным увеличением активности сопровождаемого. Должна возрастать доля активности сопровождаемого, только тогда можно говорить об эффективности программы сопровождения педагога. Такой вариант сопровождения способствует изменению личностной позиции педагога одновременно с формированием его профессиональной компетентности, что значимо как для индивидуальной программы самосовершенствования, так и для обновления образовательной практики в целом.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

80-85 6
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы математической тревожности как неосознаваемой тенденции стрессовой реакции при изучении математики, которая может мешать манипулированию числами и решать математические задачи в различных повседневных и учебных ситуациях. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что креативные школьники будут проявлять некоторые особенности проявления математической тревожности. В ходе исследования было выявлено, что стремление отказываться от шаблонов восприятия и использовать оригинальные способы решения проблемной ситуации способствуют существенному снижению стремления избегать ситуаций, требующих счетных операций и использования комбинаторного мышления. Также можно установить взаимосвязь между уверенностью школьника в своих творческих способностях и отсутствием негативных переживаний, связанных с необходимостью усвоения математических закономерностей. Креативы чаще склонны описывать причины своих неудач недостатками усилий или отрицательной мотивацией. Математические неудачи не приводят к понижению математической эффективности. Для креативов важны лишь свои собственные реакции на проблемы и неприятности в жизни. Они считают, что если задание выполнено недостаточно хорошо, то в дальнейшем можно исправить ситуацию и повысить свои достижения. Любые ошибки рассматриваются как возможность для личностного роста. В заключении авторы делают вывод: креативные школьники имеют значимые различия по показателям математической тревожности. Авторы пришли к заключению, что отсутствие значимых различий по социальной ценности математики школьников с высоким уровнем креативной идентичности с показателями нонкреативных одноклассников можно объяснить тем, что преподаватели математики недостаточно часто связывают математические знания с повседневной жизнью школьников. Нонкреативные школьники нередко боятся показаться недостаточно умными и поэтому стараются всячески подчеркнуть значимость своих интеллектуальных достижений.
86-91 3
Аннотация
Статья посвящена исследованию самооценки и стрессоустойчивости подростков в контексте их связи с представлениями респондентов об отношении к ним родителей. Актуальность данной темы связана с тем, что в подростковом возрасте происходит формирование индивидуально-личностных особенностей, и ключевую роль в этом процессе играет восприятие подростком родительского отношения к нему. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: опросник «Подростки о родителях» (ADOR) Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромициной, рисуночный тест «Человек под дождем» Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Кудзилова, методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что существует связь между самооценкой, стрессоустойчивостью подростков и их представлениями о родительском отношении: чем выше подростки оценивают уровень позитивного родительского интереса и степень принятия их родителями, тем выше уровень их самооценки и стрессоустойчивости. Гипотеза подтвердилась частично: было установлено наличие связей между самооценкой подростков и их представлениями о родительском отношении, но не подтвердилось предположение о связи между стрессоустойчивостью подростков и их представлениями о родительском отношении. Согласно результатам исследования, самооценка подростков в большей степени связана с их представлениями об отношении к ним матерей и в меньшей степени - отцов. Гипотеза о том, что имеются различия в показателях самооценки, стрессоустойчивости и в представлениях о родительском отношении у подростков 13-14 лет (семиклассников) и 16-17 лет (десятиклассников), также подтвердилась частично: различия установлены по ряду шкал самооценки, притязаний и представлений о родительском отношении, но не установлены по стрессоустойчивости. В исследовании нашла свое подтверждение гипотеза о том, что у подростков с достаточной стрессоустойчивостью самооценка выше, чем у подростков с недостаточной стрессоустойчивостью.
92-100 2
Аннотация
Актуальность предложенной темы обусловлена потребностью в разработке новых, нетрадиционных средств повышения успешности служебной (учебной) деятельности обучающихся вузов деотологического типа, используя методы психической саморегуляции в соответствии со спецификой профессиональной подготовки. Основной задачей становится формирование профессионально значимых качеств, необходимых для успешной деятельности, поэтому в течение всего периода обучения в вузе необходимо обучать курсантов навыкам эмоционально-волевой саморегуляции. Авторы проводят сравнительный анализ изменений эмоционального состояния курсантов в ходе различных форм психологического сопровождения служебной (учебной) деятельности. Ведущими методами в научном исследовании становятся анализ и обобщение отечественных и зарубежных источников, рассматривающих проблему как целенаправленный и организованный процесс по формированию навыков эмоционально-волевой саморегуляции. В экспериментальном исследовании использованы методики: «Методика диагностики самооценки уровня тревожности» Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина (ОЛСТ), «Методика исследования индивидуально-психологических особенностей волевой сферы личности» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Майнуйлова, Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ). В качестве результата исследования авторы представляют комплекс занятий по формированию эмоционально-волевой саморегуляции у курсантов с использованием технических средств, доказывающий эффективное воздействие на эмоциональное состояние курсантов. Научная новизна и практическая значимость исследуемой темы заключаются в разработке и апробации системы занятий с использованием технических средств в процессе психологического сопровождения обучающихся (курсантов) служебной (учебной) деятельности образовательных организаций деонтологического типа, а также в развитии навыков саморегуляции в служебной (учебной) деятельности и разработке рекомендаций по совершенствованию системы профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.
101-107 3
Аннотация
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи психологического одиночества и значимых личностных качеств, влияющих на процесс и результаты адаптации. Рассмотрены теоретические аспекты психологического одиночества и адаптации. Опираясь на методологию феноменологического подхода к изучению одиночества, авторы видят одну из ключевых причин актуализации проблемы одиночества в усложнившихся процессах адаптации. Адаптация низкого уровня или дезадаптация приводят к отчуждению от социальной среды, других людей, к самоотчуждению, субъективному ощущению одиночества. Представлены результаты эмпирического исследования проблемы. Обозначены основные виды одиночества, с которыми чаще сталкиваются первокурсники - отчуждающее и диссоциированное одиночество. Виды одиночества рассматриваются в связи с разбалансированностью процессов идентификации и обособления. Проведено и описано исследование взаимосвязи показателей одиночества и адаптивности у студентов-первокурсников. В результате корреляционного анализа зафиксированы значимые отрицательные корреляции шкалы общего одиночества с адаптивностью, эмоциональным комфортом, принятием себя, принятием других, интернальностью, доминированием. Авторы приходят к выводу о том, что личностные качества, осложняющие адаптивность, выступают важным фактором, порождающим риски интенсивного переживания одиночества. В свою очередь, психологическое одиночество во многом мешает реализации адаптационного потенциала личности. Помимо корреляционного анализа описан анализ различий. По уровню субъективного переживания одиночества выделены подгруппы психологически одиноких и неодиноких студентов. Выявлены достоверные различия по большинству основных характеристик адаптивности между психологически одинокими и неодинокими студентами. Это означает, что низкие показатели адаптивности выступают важным фактором формирования психологического одиночества

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

108-112 2
Аннотация
В данной статье рассмотрены понятия «реабилитация» и «абилитация» лиц с ограниченными возможностями здоровья, «адаптивная физическая культура». Представлена оценка востребованности у целевых групп площадок для абилитации и реабилитации инвалидов, занятий адаптивной физической культурой, подготовки и выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в муниципальных образованиях Свердловской области. Определено соответствие материально-технической базы, существующей в муниципальных образованиях Свердловской области, требованиям по организации физкультурно-оздоровительной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с назологическими группами. Выявлено соответствие кадрового обеспечения, существующего в муниципальных образовательных учреждениях Свердловской области, требованиям по организации физкультурно-спортивной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Показано что достижение данных целевых значений находится в прямой корреляции с определением условий для организации в муниципальных образованиях Свердловской области площадок для абилитации инвалидов, занятий адаптивной физической культурой, подготовки и выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) лицами с ограниченными возможностями здоровья. На основе проведенного исследования авторы выделяют два основных направления деятельности для решения поставленных задач: развитие материально-технической базы, в частности, адаптация существующих физкультурно-спортивных сооружений для занятий физической культурой и адаптивной физической культурой инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и повышение уровня компетенции работников в сфере физической культуры и спорта.
113-120 4
Аннотация
В статье кратко представлена в историческом аспекте динамика отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии. Авторы стремились сопоставить и охарактеризовать основные виды обучения людей с особыми образовательными потребностями в современных условиях отечественного образования. Проведена систематизация разных подходов к исследованию сущностных характеристик обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Выявлены основные тенденции развития инклюзивного образования в России. Установлены наиболее распространенные проблемы внедрения интегрированного обучения в образовательную организацию. Авторы приходят к выводу, что проблема отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии была актуальна на всех этапах функционирования отечественной системы образования. Развитие инклюзивного образования в России должно реализовываться постепенно и основываться на планировании и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности. Недопустимым является формальный подход в данном вопросе, выражающийся в закрытии специальных (коррекционных) учреждений и фактически безальтернативном переводе детей с особыми образовательными потребностями в образовательные организации общего типа. Необходимо в образовательной организации создать необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и построить образовательное пространство так, чтобы оно соответствовало различным потребностям всех обучающихся.
121-130 3
Аннотация
В статье описываются результаты исследования жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Выбор лиц с тяжелыми нарушениями речи обусловлен, прежде всего, высокой представленностью этой категории детей и подростков в популяции и возможностью успешной социализации и интеграции их в общество. Всего в работе приняли участие 46 подростков (34 юноши и 11 девушек), обучающихся в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. В исследовании использованы: модифицированный тест жизнестойкости Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); личностный опросник Г. Айзенка (EPI); методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Л. И. Вассермана). Такие психологические корреляты жизнестойкости, как самооценка и притязания, экстраверсия - нейротизм, способы совладающего поведения применяются для уточнения специфики проявления жизнестойкости у испытуемых. Выявлено, что при низком уровне жизнестойкости подростков с ТНР, редко проявляется такой способ совладающего поведения, как «Дистанцирование». У подростков с ТНР, имеющих высокий уровень жизнестойкости обнаружен фактор, объединяющий жизнестойкость, «Вовлеченность» и шкалу «Признание» уровня самооценки, что, возможно, указывает на способность подростков с ТНР легче сверстников справляться с трудностями. В общей выборке респондентов найдена отрицательная связь между жизнестойкостью и стратегией «Избегание». В целом, подростки с ТНР по усредненным показателям жизнестойкости, контроля и принятия риска демонстрируют результаты, соответствующие нормативным показателям, однако определена необходимость обучать подростков с ТНР преодолевать, правильно относиться к получаемому опыту, накапливать уверенность в своих силах и осваивать адаптивные способы совладающего поведения.
131-137 5
Аннотация
В инклюзивном образовании специалисты создают условия для реализации программ, соответствующих образовательным потребностям детей дошкольного возраста с условно нормативным уровнем развития и ограниченными возможностями здоровья. Раздел «Игра» на этапе дошкольного детства реализуется в работе со всеми категориями детей. Важное содержание данного раздела отведено сюжетно-ролевым играм. В данной статье говорится о наличии двух устойчивых тенденциий в игровом поведении людей на современном этапе, о факторах, имеющих отрицательное влияние на развитие игры. Автор статьи считает, что для развития сюжетно-ролевой игры как деятельности важны классические подходы к руководству игрой в дошкольной педагогике и специальные подходы из специальной дошкольной педагогики. Особенно актуальным становится повышение уровня игровой компетенции педагогов и родителей на современном этапе, так как на смену сюжетно-ролевой игре пришли современные компьютерные и видеоигры. Для реализации данного раздела специалистам важно знать особенности психического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, онтогенез сюжетно-ролевой игры, специфику развития сюжетно-ролевой игры при различных нарушениях развития и реализовывать индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данное содержание может быть усвоено обучающимися при введении в учебные планы специальных практических дисциплин в вузовский компонент, способствующих формированию игровой компетенции будущих педагогов инклюзивного дошкольного образования. В статье проведен анализ диссертационных исследований, научных статей относительно вопроса развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников инклюзивной группы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

138-143 1
Аннотация
В статье рассматривается алгоритм выбора темы и обоснования содержания творческих проектов учащихся, обучающихся в центрах творчества молодежи системы дополнительного образования. Показано, что процесс выбора темы и обоснования содержания творческих проектов представляет собой многофакторную оптимизационную задачу, предусматривающую в ходе выполнения учащимися творческого проекта достижение ряда социально-дидактических, учебно-познавательных и психолого-мотивационных целей, в условиях реально существующих ограничений по ресурсам времени выполнения проекта, информационно-методического и материально-технического обеспечения. При этом в качестве оценки творческой деятельности учащихся по выполнению проектов выступают сформированность творческих способностей учащихся в практической деятельности, новизна спроектированного / разработанного объекта, практическая и общественно значимая полезность и ценность спроектированного объекта, проявленный интерес учащегося к данному виду профессиональной деятельности, сформированная компетенция аргументации и презентации результатов своей проектной деятельности. Показано, что при выборе темы и обосновании содержания творческого проекта необходим анализ ресурсных возможностей и ограничений: по времени, информационно-методических, материально-технических, поскольку отсутствие или дефицит этих ресурсных возможностей порождает риски срыва проектной деятельности и психологического стресса у обучаемого. Показано, что в процессе выполнения творческого проекта взаимосвязи учащегося и педагога должны быть паритетными, взаимодополняющими на всех этапах выполнения творческого проекта, при этом предпочтение должно быть отдано обучаемому в виде предоставления свободы в выборе проекта, сроков выполнения, способов изготовления узлов и деталей, так как руководство должно быть мягким, ненавязчивым. В статье также описаны процедуры экспертной оценки по избранной теме творческого проекта.

РЕЦЕНЗИИ 

144-151 4
Аннотация
В 2018 г. педагогическое сообщество, зарубежное и российское, отмечало 130-летний юбилей великого педагога Антона Семеновича Макаренко. На значимость его наследия указывает тот факт, что решением ЮНЕСКО его имя было внесено в число четырех педагогов, чье наследие определило ход педагогический мысли XX века. Его книги переведены на разные языки мира, их продолжают публиковать и изучать. Это в свою очередь свидетельствует об актуальности идей А. С. Макаренко для решения проблем современного образования. В связи с юбилеем по всей России прошли различные научные и практические мероприятия: конференции, форумы, круглые столы, педагогические чтения, дискуссионные площадки, мастер-классы, конкурсы и т.п. Участники данных мероприятий делились своими открытиями в области истории педагогики и образования, обменивались опытом использования наследия А. С. Макаренко в обучении и воспитании, организации урочной и внеурочной деятельности, социально-педагогическом сопровождении детей и молодежи, испытывающих трудности в социализации. Одним из последних в череде юбилейных мероприятий стала конференция «Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования», которая прошла в Москве на базе Института стратегии и развития образования Российской академии образования 18-19 июня 2018 года. Цель конференции состояла в реализации потенциала воспитательной системы А. С. Макаренко в интересах формирования позитивной социальной активности, гражданственности и патриотизма подрастающих поколений граждан Российской Федерации. В ней приняли участие ученые и педагоги-практики из зарубежных стран (Белоруссия, Болгария, Германия, Италия, Казахстан, Норвегия, Франция), а также различных регионов России. Анализу результатов этой конференции и посвящена данная статья.
151-155 3
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на учебно-методическое пособие доцента кафедры романских языков УрГПУ М. В. Плотниковой «Грамматика французского языка: согласование глагольных форм». Освоение этой грамматической темы представляет значительную сложность и требует внимательной и детальной проработки. Важность предупреждения типичных ошибок на согласование глагольных форм в устной и письменной речи преподавателей, переводчиков, а также всех желающих изучать французский язык на продвинутом уровне и сдать международный экзамен по французскому языку. Подчеркивается необходимость самостоятельной учебной деятельности студентов для успешного формирования навыка согласования глагольных форм. Критический анализ теоретических положений и тренировочных упражнений, предлагаемых в рецензируемом пособии. М. В. Плотникова рассматривает случаи согласования глагольных форм (настоящее время изъявительного наклонения, причастие прошедшего времени) в роде и числе с подлежащим и прямым дополнением. Взаимосвязь лексического и грамматического значений глагольных форм при согласовании. Особое внимание уделяется согласованию четырех типов местоименных глаголов, инфинитивных конструкций, употреблению вспомогательных глаголов. Развитие синтетического и аналитического мышления при изучении грамматических явлений как важный компонент методической подготовки будущих учителей. Достоинства: краткость, четкость, лаконичность, полнота изложения, современный языковой материал. Недостатки: недостаточно разработанная серия упражнений. Рекомендации для последующих изданий рецензируемого пособия: привлечь электронные образовательные ресурсы, разработать серию тестовых заданий с ключами для самопроверки и т.д. Рецензируемое пособие рекомендовано для освоения дисциплины «Иностранный язык (французский)» для студентов УрГПУ, других вузов и лингвистических школ.


ISSN 2079-8717 (Print)