Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск
№ 6 (2021)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

8-12 16
Аннотация

Статья посвящена деятельности Ивана Ивановича Шарова на посту директора Свердловского государственного педагогического института в 1937–1939 гг. Материалы фондов Центра документации общественных организаций Свердловской области, доступ к которым авторы получили не так давно, позволили расширить научную оценку личности шестого директора уральского педвуза, а также открыть ранее неизвестные страницы его биографии.
Архивные документы показывают, что Иван Иванович стремился не вмешиваться в деятельность партийной организации института, сосредоточившись на решении административных проблем вуза. Благодаря предпринятым новым директором мерам, удалось повысить академическую успеваемость студентов и улучшить трудовую дисциплину среди преподавателей учебного заведения. Также усилия Шарова были направлены на увеличение зарплаты рядовых сотрудников СГПИ, пополнение научными изданиями библиотечного фонда, оснащение пединститута новыми лабораториями.
Делается вывод о том, что в условиях советской действительности успех карьеры будущего директора СГПИ во многом зависел от его социального происхождения и партийной принадлежности. Будучи академическим ученым-естествоиспытателем, И. И. Шаров стремился ограничить свое участие в решении политических вопросов, хотя в принципе оставался дисциплинированным коммунистом, строго выполнявшим установки партийного руководства.

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

13-23 16
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема применения в учебной деятельности компьютерных симуляций физического эксперимента. Актуальность исследования определяется необходимостью более глубокого анализа их дидактических и методологических функций. Основное внимание уделено обсуждению методологического аспекта использования данных симуляций в обучении. С этой целью авторы обращаются к анализу математического эксперимента как метода познания, реализуемого на компьютере. Обсуждается проблема определения термина «компьютерная симуляция научного эксперимента» с позиции природы данного феномена. Рассматриваются сложившиеся в философии подходы к ее решению. Согласно одному из подходов («behavior viewpoint») ведущей характеристикой компьютерных симуляций является продуцирование новых знаний. Это самостоятельный «гибридный» метод исследования, источник новых гипотез и теорий. На основе этого подхода уточнено методологическое и дидактическое назначение учебных компьютерных симуляций физического эксперимента. Дана характеристика их некоторых видов, показана связь с реальным экспериментом, выполняемым на физическом оборудовании.

24-32 13
Аннотация

В статье делается акцент на актуальных направлениях развития современного образования, среди которых отмечены такие процессы, как цифровизация, автоматизация, глобализация технологий, экологизация, трансформация социальных (в т. ч. образовательных) институтов, демографические изменения, формирование сетевых сообществ. Отмечается первостепенное значение развития и распространения электронных технологий, которые «запускают» все иные изменения глобального образования. На примере урока русского языка как иностранного по теме «Профессии» (А 1, элементарный уровень) продемонстрировано, каким образом может быть организовано обучение с применением электронных ресурсов на разных этапах – освоения нового лексико-грамматического материала и содержания «коммуникативной темы», закрепления этого материала, формирования навыка использования изученного в собственной речевой практике, контроля усвоения материала. Предлагаются некоторые конкретные сервисы, которые позволяют обеспечить такие необходимые сегодня в обучении параметры образования, как персонификация и индивидуализация обучения, геймификация учебного контента, автоматизация контроля знаний, умений и навыков. Подчеркивается, что методичное, регулярное применение указанных технологий в соответствии с определенным этапом урока и его задачей должно стать для обучающихся системным явлением, что позволит в дальнейшем сократить инструктивную часть урока и ускорить таким образом сам процесс обучения с применением цифровых технологий.

35-41 7
Аннотация

Визуальные тексты стали неотъемлемой частью современной культуры. Их природа и назначение очень разнообразны: от удовлетворения повседневно-бытовых потребностей до использования в образовании и обучении. Процесс декодирования и интерпретации визуальной информации обладает спецификой по сравнению с чтением вербальных текстов. Это не только восприятие и осмысление содержания текста, но и стяжение смыслов, ассоциаций, вызываемых зримым образом, опыта, к которому он апеллирует, для выстраивания целостного повествования в соответствии уже с принципами вербального текста.
Зачастую визуальный текст сопровождается дополнительной информацией, как, например, изображения в комиксах, что требует от человека определенных навыков его восприятия и интерпретации.
В образовании опыт репрезентации таких текстов приобретает особую значимость: от целесообразности их использования в процессе обучения до самостоятельного их создания обучающимися. Визуальный текст становится средством коммуникативного взаимодействия педагога и обучающегося.
Цель статьи состоит в том, чтобы выявить образовательный потенциал сложно организованного визуального текста как средства продуктивного общения педагога с подрастающим поколением в ходе изучения гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Авторы обращаются к анализу зарубежных и отечественных исследований в области комикса и природы его создания. Метод систематизации информации используется в качестве основного и необходим для обоснования целесообразности использования актуальных форм визуального текста в образовательном процессе.
В тексте авторы сосредоточивают свое внимание на структурно-содержательном потенциале комикса, который в западноевропейской традиции уже на протяжении нескольких десятилетий используется как средство обучения. В отечественной традиции комикс приобрел популярность особенно среди молодого поколения как форма и практика современного чтения. Педагог может использовать комикс в образовательном процессе для повышения мотивации к обучению, развития навыков восприятия, навыков репрезентации вербальной и невербальной информации, повышения мультимодальной грамотности, решения междисциплинарных задач и в качестве способа освоения мира.

42-52 10
Аннотация

Приводятся результаты исследования, посвященные определению стратегий преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста. В исследовании приняли участие 387 педагогов, работающих в школах г. Екатеринбурга, средний возраст – 57,8 лет. Методики исследования: биографическая анкета; тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой; новый опросник толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой; шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко; опросник «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана; методика качества жизни SF-36. Биографическая анкета использовалась для формирования выборки по типу стратегии преодоления кризиса утраты профессии – конструктивной или деструктивной. Данные биографической анкеты обрабатывались при помощи контент-анализа. Элементами в текстах психобиографий считались все характеризующие кризисы высказывания, относящиеся к способам преодоления кризисов. Сравнение выделенных групп по показателям психодиагностических методик осуществлялось при помощи t-критерия Уэлча. Установлено, что конструктивная стратегия преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста характеризуется построением целей, стремлением к развитию, позитивной оценкой профессии и достижений. Деструктивная стратегия связана с обесцениванием профессии, отсутствием или сужением профессиональных планов. Показано, что для педагогов с конструктивной стратегией характерны более высокие показатели жизнестойкости, толерантности к неопределенности, психологического благополучия, психического и физического здоровья, а также внутренней мотивации, по сравнению с педагогами с деструктивной стратегией.

53-57 13
Аннотация

Процессы цифровизации общего, профессионального и дополнительного образования, повсеместное использование гаджетов людьми разного возраста и разной культуры, повсеместная доступность ресурсов сети Интернет делают возможным и необходимым применение современных методов и технологий не только в процессе систематического обучения русскому языку как иностранному, но и в рамках геймификации страноведческой информации. Изучение русского языка в XXI веке может и должно быть интересным, доступным, технологичным. Особую актуальность эта задача приобретает в условиях пандемии и перехода к дистанционному или смешанному формату обучения.
Цель исследования: определить принципы и стратегии отбора лингвострановедческого материала для последующей разработки эффективных онлайн-игр, способствующих освоению лингвострановедения России и русского языка как родного, государственного и иностранного, что в конечном итоге будет способствовать консолидации соотечественников и всех, кто проявляет интерес к России и русскому языку.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью системной просветительской работы по повышению интереса к российской культуре, российской истории и русскому языку на основе создания доступной образовательной среды, которая формируется с учетом иноязычной и инокультурной пользовательской аудитории.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

58-68 6
Аннотация

Граффити как вандальная практика является серьезным вызовом для российских городов. Проблема представленного исследования: какие ключевые особенности обучающих практик в сообществе граффити могут обнаруживать слабые места программ профилактики вандальной активности и способствовать формированию эффективных институциональных воспитательных механизмов в подростковой и молодежной среде? Цель работы – выявление особенностей обучения в сообществе граффити, обладающих потенциалом использования при построении эффективного воспитательного воздействия на подростков и молодежь для профилактики вандальных, в том числе граффити, активностей. В основе исследования лежит понимание коммуникативной природы граффити, а также представление о разнообразии и равнозначности возможных форм обучения. Методы исследования: качественное полуструктурированное интервью с представителями субкультуры граффити г. Самары (n=32) и г. Екатеринбурга (n=2) в 2017–2020 гг., включенное онлайннаблюдение, кейс-стади опыта программ профилактики граффити. Впервые установлены следующие особенности, определяющие новизну исследования: в сообществах граффити доминируют горизонтальная модель передачи опыта, зрелищность материалов, ориентация на адреналин и яркие переживания; важен авторитет обучающего; практикуются свободное обсуждение и критическая оценка, вовлеченность в процесс экспертизы. Игнорирование этих особенностей определило неудачи ряда программ профилактики. Рекомендовано начинать профилактику на базе школы уже с 10– 11 лет, формировать нужные ценности и внушать позитивные фигуры авторитетов; обучение должно проходить в парадигме отношений «учитель – ученику», но при соблюдении горизонтальной модели отношений между всеми субъектами учебного процесса; должна быть задействована не только интеллектуальная, но и эмоциональная составляющая, соревновательность; организовывать обсуждения и дискуссии; репрезентируя работу нелегальных уличных художников, связывать ее ценность с эстетической и интеллектуальной составляющими, минимизируя значимость неправомерного действия и знакомя с последствиями нарушения закона.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

69-79 16
Аннотация

Основной проблемой данного исследования является кибербуллинг среди детей школьного возраста. Насколько это явление распространено в Свердловской области? Какие формы принимает кибербуллинг? Есть ли отличия между кибербуллингом внутри школьного коллектива, который является, по сути, переносом школьной травли в Интернет, и кибербуллингом вне школьного коллектива?
Целью данной работы является изучение проблем кибербуллинга внутри и вне школьных коллективов и сопоставление статистических данных по кибербуллингу внутри и вне школьных коллективов между собой.
Методология и методы исследования. Основной метод исследования – опрос в населенных пунктах Свердловской области, выполненный в форме анкетирования при поддержке Института развития образования Свердловской области в рамках научного проекта № 19-29-14176. Также применялся статистический метод – угловой коэффициент Фишера.
Основные результаты. Кибербуллинг в школе практически для всех ролей, кроме агрессора, представлен чаще, чем кибербуллинг вне школы. При этом половина форм кибербуллинга для жертвы встречаются чаще внутри школьного коллектива, для ролей преследователей (агрессор, подстрекатель, рядовой участник) – с равной частотой внутри и вне школьного коллектива. Большинство отдельных форм кибербуллинга респондентами, указавшими на роль свидетеля, чаще наблюдается вне школьного коллектива. Однако намеренное игнорирование в чатах и сообществах как форма травли в любой роли чаще встречается внутри школьного коллектива.
Научная новизна результатов. Показана текущая ситуация по кибербуллингу в Свердловской области. Также показаны отдельные формы кибербуллинга. Демонстрируются отличия проявлений форм кибербуллинга внутри и вне школьного коллектива.
Практическая и теоретическая значимость состоит в первую очередь в фиксации состояния дел относительно интернет-травли среди школьников как внутри школьных коллективов, так и вне их. Также результаты статьи могут быть использованы при разработке методичек (памяток) для учителей для выявления конкретных форм кибербуллинга.
Содержательные выводы. Результаты проведенного опроса показывают, что кибербуллинг внутри школьного коллектива встречается чаще, чем вне школьного коллектива. При этом доля агрессоров в кибербуллинге внутри школьного коллектива и вне его совпадает. По всей видимости, это связано с тем, что агрессор в данном опросе – тот, кто нападает сам, по своему желанию, а не по чьему-то предложению/приказу, и это зависит в первую очередь от характера, а не от взаимодействия с остальным коллективом. Отдельные формы, как правило, указывают на прямой перенос офлайн-методов травли в онлайн при наличии возможности (бойкот, игнорирование); формы, присущие по преимуществу онлайн-коммуникации, доминируют во внешкольной травле. Требуются обучение школьников навыкам безопасного поведения в сети Интернет, развитие безопасных интернет-сервисов и служб психологической и технической поддержки онлайн.

80-90 9
Аннотация

В работе по изучению жизнестойкости и индивидуально-психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), приняли участие 53 человека, из них 37 родителей, воспитывающих детей с ТНР, и 16 родителей, воспитывающих детей без особенностей. В исследовании использованы: тест жизнестойкости Мадди, опросник «Совладания со стрессом», диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ). В ходе работы была выявлена связь между жизнестойкостью родителей детей с ТНР и их индивидуальнопсихологическими особенностями. Такой компонент жизнестойкости, как «контроль», более выражен у родителей детей с ТНР. Выявлены положительные связи между уровнем жизнестойкости и рядом параметров стратегий совладания, аспектами индивидуальной саморегуляции и самоактуализации. Так, родители детей с ТНР способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что может проявляться в детальном планировании своей деятельности и, соответственно, способности достигать результатов относительно поставленных целей. Показатели спонтанности могут обеспечивать родителям детей с ТНР в условиях неожиданно меняющихся обстоятельств способность гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. Сравнительный анализ показал, что родители детей с ТНР имеют значимые различия по шкалам «Активный копинг», «Планирование совладаний», «Принятие» и «Автономность», то есть они в случае затруднительных условий способны активно и уверенно совладать с возникшими ситуациями с целью нивелировать или компенсировать их. Однако родители детей с ТНР в большей степени склонны к отказу от достижения цели, регуляции усилий, направленных на взаимодействие со стрессором, что может требовать психокоррекционной поддержки и вмешательства.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

91-100 8
Аннотация

Статья посвящена проблемам преподавания русского языка как иностранного в школах России. Актуальность проблемы обусловлена такими внешними причинами, как рост миграции и наличие законодательных гарантий права на образование для всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Однако сложность выполнения законодательных гарантий в условиях общеобразовательной школы связана с тем, что деление на классы осуществляется вне зависимости от уровня владения русским языком, а только по возрастному принципу. Как следствие – в единый образовательной процесс на русском языке оказываются включены как носители языка, так и инофоны и билингвы, что снижает эффективность освоения языка всеми участниками процесса при идентичных требованиях для носителей и не носителей русского языка.
В статье представлены авторские разработки в области методики обучения РКИ школьников с неродным русским языком. Обеспечить эффективность дидактического материала, с точки зрения авторов, должна опора на родной язык обучающихся и основные каналы восприятия. Для подготовки дидактического материала авторами использованы многообразные методы: контент-анализ, сопоставительный метод, метод психолингвистического эксперимента (заполнение лакун, вероятностное прогнозирование и др.).
На примере изучения именных частей речи в школьном курсе грамматики авторы попытались показать, как учитель-словесник или учитель начальных классов могут организовать работу инофонов или билингвов при изучении грамматических тем, и в частности – категорий имени существительного. Приведены примеры дидактического материала, который может быть использован в процессе обучения, а также упражнений для формирования грамматических навыков. В целом авторы статьи приходят к выводам о том, что: опора на родной язык обучающегося и основные каналы восприятия оптимизирует процесс обучения; при изучении русского языка как неродного важна поддержка родителей учащегося и других учеников; необходима тщательная подготовка педагога к преподаванию в билингвальном классе и всесторонняя помощь учащимся. Что же касается собственно дидактических рекомендаций учителю при изучении грамматических тем, то авторы статьи считают, что: на начальном этапе обучения допустимы «хоровые» ответы с целью сохранения мотивации к изучению языка; важно внимательно корректировать ошибки, не игнорируя их; необходим контроль за реакцией соучеников на ошибки.

101-109 14
Аннотация

В статье представлена модель формирования экономической грамотности возрастной категории детей 4–6 классы посредством математики. В последнее время в педагогической литературе очень много внимания уделяется разработке и обоснованию эффективных форм формирования экономической грамотности, основой которых являются интерактивные игры, экономические задачи, кейс-задачи. Но при всем разнообразии педагогических средств, способствующих освоению специфичного экономического содержания, наблюдается недостаточность уровня экономической грамотности школьников основного уровня образования. Согласно проведенной исследовательской работе в школах г. Чусового Пермского края, менее 15% обучающихся 4–6 классов демонстрируют умение решать задачи с экономическим содержанием.
Основную проблему в недостаточном уровне сформированности экономической грамотности школьников 4–6 классов мы видим в отсутствии педагогической модели, содержащей полный комплекс взаимосвязанных компонентов, обусловливающих эффективное освоение предметных экономических знаний и умений.
А возможно ли создать и описать педагогическую модель формирования экономической грамотности школьников 4–6 классов посредством учебного школьного предмета «Математика»? Именно эта проблема и стала ключевой в нашем исследовании.
В рамках нашей работы освоение предметного материала математики и экономики проводилось посредством ситуативно-деятельностных занятий с включением задач на основе ситуации, являющихся авторской разработкой. Диагностирование школьников 4–6 классов проводилось посредством разработанного теста, основой которого выступало умение действовать и решать математические задачи с экономическим содержанием.
В статье представлены основные компоненты педагогической модели формирования экономической грамотности школьников (целевой, содержательный, результативный), приведены характеристики каждого из них и раскрыто содержание составляющих его блоков. В заключении сделан вывод об эффективности предлагаемой модели, расширяющей педагогические границы школьного образования, позволяющие формировать экономическую грамотность обучающихся 4–6 классов посредством математики.

110-116 7
Аннотация

Проблема активизации воспитательного воздействия на личность обучающегося на школьном уроке становится сегодня чрезвычайно актуальной. Авторами предлагаются различные способы ее решения на всех уровнях школьного образования, в различных предметных областях и их уроках. На уроках предметной области «Искусство», в которую входит и урок музыки, одним из таких способов может быть внедрение регионального художественного материала, позволяющего сформировать у школьников представления о жизненных ценностях, культурных и художественных традициях того региона, в котором они живут и воспитываются. Это определяет потребность в разработке путей внедрения регионального компонента в школьные уроки музыки. Цель статьи – представить методические основания создания учебного комплекса, обеспечивающего внедрение уральской музыкальной и художественной культуры в уроки музыки основной школы (5–7 классы). В статье представлены результаты диагностики, проводимой в 5–7-х классах общеобразовательных школ уральского региона с целью выявления представлений подростков о художественной и музыкальной культуре Урала. Результаты диагностики, а также анализ работ авторов относительно способов введения региональной художественной культуры в школьные уроки музыки позволили выделить следующие методические основания для разработки учебно-методического комплекса: соблюдение целостности урока музыки по программе, включенной в перечень программ ФГОС ООО, реализация полихудожественного подхода, использование методов педагогики музыкального образования, активное введение примеров уральской песенной культуры с учетом целей и задач, определенных концепцией урока программы ФГОС. Статья предназначена исследователям, изучающим возможность внедрения регионального компонента в школьный урок предметной области «Искусство», а также учителям музыки общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования.

117-121 8
Аннотация

В современном мире учебная мотивация выступает одним из важнейших стимулов к образовательной деятельности. Учитывая то, что постоянно меняющееся образовательное пространство предъявляет все новые и новые требования к качеству образования, анализ существующих мировых практик в вопросе развития мотивации к учению является актуальным. На примере Китая в статье рассматривается общая образовательная система страны, цель получения образования, средства развития и оценки учебной мотивации обучающихся. Особое внимание уделено тестированию как эффективному средству воздействия на мотивацию и иным мотивационным стимулам, присущим анализируемой стране. Отмечено, что образование в Китае не представляется возможным без мотивации, мастерства и командной работы. В результате анализа отмечено, что обучающиеся в Китае часто сталкиваются с различными видами контроля в ходе образовательного процесса, что позволяет им на протяжении всего времени обучения оценивать собственные возможности и уровень учебного прогресса. Сегодня сформированная система оценивания и методы развития учебных достижений обучающихся Китая выступают результатом совмещения традиций нации, культурной, социальной и политической сферы жизни общества, а также международных образовательных тенденций. Отметим, что оставаться на высоких образовательных позициях Китаю позволяют направленность на высокий уровень мотивации всех участников образовательного процесса к получению новых навыков, умений и знаний, компетенций и учебных достижений, совершенствование используемых педагогических методик.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

122-130 8
Аннотация

Исследуется проблема объективного оценивания иноязычной профессиональной речевой компетенции (ИПРК) бакалавров-экономистов неязыкового вуза. Представлены основные причины, затрудняющие релевантное проведение процедуры оценивания уровня сформированности ИПРК в условиях реализации компетентностного подхода. Сделан вывод о том, что проблема объективного оценивания уровня сформированности ИПРК может быть решена на основе переосмысления совокупности частнометодических принципов оценивания третьего и четвертого рангов и обоснования соответствующей методической основы системы оценивания. Целью исследования является совершенствование методических основ системы оценивания уровня сформированности иноязычной профессиональной речевой компетенции бакалавров неязыкового вуза (направление подготовки «Экономика»). Методология исследования включает теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам отнесены анализ трудов в области методики обучения иностранным языкам, теории педагогических измерений; синтез положений в области системы оценивания учебных результатов. К эмпирическим методам оценивания отнесены: педагогический эксперимент по применению процессного подхода к оцениванию уровня сформированности ИПРК; обработка результатов оценивания методами непараметрической математической статистики; проведение анкетирования в экспериментальной группе.
Проанализированы труды современных ученых по принципам обучения и оценивания. Отмечаются отсутствие единой точки зрения на совокупность дидактических и методических принципов обучения и оценивания в методике обучения иностранному языку, вариативность перечня принципов в зависимости от конкретных образовательных условий. Представлены авторские частнометодические принципы оценивания ИПРК. Обосновано применение процессного подхода для реализации процедуры многокритериального внешнего оценивания и самооценивания уровня сформированности ИПРК в категориях процесса и результата. Научная новизна исследования заключается в том, что обосновано применение процессного подхода для реализации процедуры многокритериального внешнего оценивания и самооценивания уровня сформированности ИПРК в категориях процесса и результата порождения иноязычного профессионально-экономического дискурса. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие «оценивание ИПРК экономиста»; обоснованно сделан вывод о том, что принципы оценивания и методическая система оценивания взаимно обуславливают друг друга, при этом схема взаимного влияния принимает вид «принципы обучения» ↔ «методическая система»; показана необходимость оценивания уровня сформированности ИПРК не только как результата, но и процесса порождения профессионально-экономического дискурса. Практическая значимость исследования состоит в том, что процессный подход может быть положен в основу технологии оценивания уровня сформированности ИПРК обучающихся.

131-138 10
Аннотация

Профессиональная идентичность студента – это положительное отношение к выбранной профессии, желание обучаться данной специальности, стремление к оптимальному выполнению учебной и впоследствии профессиональной деятельности. Сформированная профессиональная идентичность переживается как чувство гордости за свою профессию, понимание ее важности и нужности, удовлетворенность собой, результатами своего труда, перспективами своего роста, стремление к саморазвитию.
Педагогическими условиями формирования профессиональной идентичности студента являются: 1) создание профессионально-ориентированной среды обучения, 2) ориентация на психофизиологические и социально-психологические особенности юношей и девушек в процессе обучения, 3) психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.
Научная новизна исследования заключается в том, что: – выявлены структурные компоненты и особенности формирования профессиональной идентичности юношей и девушек; обоснована необходимость учитывать половые различия в процессе обучения профессии; – обосновано применение деятельностного, компетентностного и гендерного подходов к формированию профессиональной идентичности студентов колледжа; – обоснованы и разработаны педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа; – разработана модель формирования профессиональной идентичности студентов колледжа, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочнорезультативный компоненты, на основе которой реализованы названные педагогические условия в ходе опытно-поисковой работы.
Практическая значимость исследования определяется: – эффективностью разработанной модели, подтвержденной в ходе опытно-поисковой работы на базе Екатеринбургского автомобильно-дорожного колледжа в учебных группах студентов 1 курса.
Результаты опытно-поисковой работы приведены в данной статье; – возможностью применения данной модели в практике аналогичных образовательных организаций среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

139-148 9
Аннотация

В статье находит освещение актуальная проблема организации процесса изучения китайскими студентами российской методики музыкального образования школьников. В обучении русскому языку студентов музыкальных профилей основное внимание уделяется изучению музыкальной, а не музыкально-педагогической терминологии. Вопросы освоения китайскими студентами профиля «Музыкальное образование» методических дисциплин не находят освещения в научно-педагогических источниках. Целью статьи является освещение результатов решения двух задач: исследовательской (выделить и систематизировать трудности китайских студентов в изучении российской методики музыкального образования школьников) и проектировочной (создать учебное пособие для китайских студентов, содержащее адаптированную информацию о российской методике музыкального образования школьников). Проведенное исследование показало, что причинами трудностей китайских студентов в изучении российской методики музыкального образования школьников являются: 1) специфические особенности содержания методических дисциплин профиля «Музыкальное образование» и организации образовательного процесса; 2) специфические особенности русского языка, проявляющиеся в музыкально-педагогической терминологии, текстах музыкально-педагогических источников, речи лектора; 3) недостаточное знание китайскими студентами особенностей российской системы музыкального образования и историко-культурных реалий России. Данные трудности учтены авторами при создании учебного пособия для китайских студентов по дисциплине «Методические основы профессиональной деятельности в обучении музыке». Пособие содержит краткое изложение содержания лекционного материала по учебным темам дисциплины на доступном для китайских студентов русском языке. Текст размещен в таблице, дополнен переводом на китайский язык и разбит на смысловые единицы. Предложена последовательность работы с текстом: чтение одной из смысловых единиц текста на русском языке, обращение к ее китайскому переводу для уточнения смысла, чтение и воспроизведение вслух смысловой единицы на русском языке. Определены перспективы расширения содержания учебного пособия за счет включения в него заданий по методической интерпретации текстов о музыке, освоенных китайскими студентами в процессе изучения русского языка как иностранного

149-157 12
Аннотация

Актуальность поликультурного вектора в современном высшем образовании предполагает переосмысление предмета и целей обучения будущих юристов. В соответствии с этим триединую цель поликультурного обучения средствами английского языка распределим на соответствующие содержательные компоненты: – развивающая цель состоит в том, чтобы формировать у обучаемых ментальную модель реальности, глобальной целостности посредством приобщения к инокультурной картине мира. В становлении личности значительную роль играет социализация, которая проходит более комфортно и безболезненно через обучение. В нашем случае речь идет о поликультурном обучении иностранному языку. Любой вид усвоения сопровождается реорганизацией структуры личности индивида, эволюцией его потенциала, т. е. развитием; – познавательной целью выступает объяснить чужой, инокультурный образ жизни и присущие ему поведенческие модели, а также употреблять лингвистические и экстралингвистические (невербальные) средства в аутентичных ситуациях межкультурного общения. Формирование умений и навыков для осуществления различного рода межкультурных взаимодействий и успешной коммуникации выступает определяющим смыслом данного процесса; – воспитательная цель устанавливает создать условия для развивития до репрезентативного уровня качества уважительного отношения, эмпатии, бесконфликтности, гражданственности, гуманности и многокультурной идентичности, поликультурных мотивов и ценностей, необходимых для активной и продуктивной жизнедеятельности в открытом и полилингвальном обществе. Одной из ведущих задач поликультурного обучения, развития, воспитания в вузе является обеспечение условий для этнической самоидентификации; идентификации с принимающей нацией и отождествления с многоплановым миром с целью созидания поликультурной личности. Поликультурная личность – это гуманистичная, признающая общечеловеческие ценности и нормы цивилизованного бытия, чтящая свою свободную и сохраняющую свою культурную идентичность, стремящуюся к самопознанию, самоопределению и самосовершенствованию.

158-164 7
Аннотация

Важнейшим методическим аспектом обучения иностранцев русскому языку является совершенствование умения и навыков говорения. В нашем исследовании выбор методики обучения китайских студентов говорению на русском языке определяется целью реализации основных положений регионально-этнического подхода. Методические основы такого обучения определяются выделенными нами частно-методическими принципами: направленность на групповое сотрудничество в аудиторной и внеаудиторной работе в сочетании с реализацией индивидуальной траектории обучения студентов; коммуникативное «бездействие» («недеяние»); традиционные для обучения китайцев сочетание иноязычного чтения и письма и при этом дидактическая опора на словарь, а также перманентное повторение пройденного иноязычного материала. Эффективному включению китайских студентов в процесс говорения способствуют принципы активного познавательного вопроса и «море» упражнений. При обучении иноязычному говорению главным результатом решения коммуникативно-познавательной задачи является высказывание, адекватное содержанию и условиям коммуникативной ситуации.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

165-170 7
Аннотация

В статье представлен опыт обучения студентов преподавателями кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) по направлению «Педагогическое образование», профилю «Хореографическое образование». В работе рассматривается модель приближения практической подготовки студентов профиля «Хореографическое образование» к условиям будущей профессиональной деятельности выпускников на основе рассмотренных трудовых функций, соответствующих требованиям профессии. В данном контексте целью статьи является определение условий успешной подготовки студентов для реализации трудовых функций. Говорится о необходимости постоянного дополнения требований, которые предъявляются к подготовке педагогов-хореографов в свете реализации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Для практической организации этих условий предложены следующие компоненты: учет специфики предварительной подготовки контингента, использование практико-ориентированного подхода, отбор содержания учебных элементов и методов обучения в соответствии с принципами доступности и целесообразности, частичная индивидуализация обучения, равномерное распределение учебной нагрузки. В результате сравнения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» выявлено отсутствие моментов индивидуализации обучения в профессиональном стандарте и сделано предположение о том, что это может стать предметом дополнительных дискуссий в профессиональной педагогической среде.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

171-177 9
Аннотация

В статье рассматривается процесс профилактики мобильной зависимости подростков, реализуемый классным руководителем. В ходе работы выявлены особенности подростков, склонных к мобильной зависимости: неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнения в способности вызвать уважение, высокий уровень ситуативной тревожности, низкий уровень коммуникативных умений и высокий уровень одиночества. Анализ психолого-педагогических источников позволил выделить признаки понятия «мобильная зависимость»: это нехимическая зависимость или расстройство поведения, проявляющееся в эмоциональном и физическом дискомфорте, связанном с постоянным использованием мобильного телефона с интернетом, в связи с боязнью живого общения или отсутствием в окружающей действительности положительных эмоций, пагубно влияющее на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека. В статье определено, что профилактика мобильной зависимости является задачей классного руководителя. При раскрытии сущности процесса профилактики обосновано, что она должна строиться на основе личностно-деятельностного подхода с учетом принципа субъектности подростка. В статье определены виды и направления профилактики, обосновано, что социально-педагогическое направление является наиболее эффективным в работе по воспитанию культуры информационной безопасности подростков, их родителей и педагогического коллектива школы.

178-184 14
Аннотация

Увеличение работ, посвященных исследованию феномена «вандализм», говорит о разрастании данного явления. Если ранее фокус его рассмотрения ограничивался сферой права, а сам вандализм позиционировался как объект изучения юриспруденции, то сейчас проблема вандализма стала актуальной и для психологических, педагогических, культурологических, социологических и многих других научных отраслей. Проблема вандализма не имеет четко выраженной национальности, в любом государстве данный феномен ассоциируется с несанкционированным разрушением, осквернением и иными видами порчи инфраструктуры окружающего человека пространства.
В настоящей статье утверждается, что свое начало вандализм берет со школьной скамьи, когда школьники разрисовывают учебники, парты, стены, отвинчивают болты у школьной мебели и выбивают ногами двери. Цель авторов статьи заключалась в сравнении форм вандального поведения и мер его профилактики в школах России и Германии.
Несмотря на принадлежность к разным культурным, аксиологическим и интеллектуальным традициям, российских и немецких школьников характеризует схожесть демонстрации вандализма и мотивов его возникновения. А педагогов и психологов двух стран объединяют предпринимаемые меры профилактики деструктивного поведения подростков.

185-194 10
Аннотация

Проблема социально-психологической адаптации студентов остро встала перед системой образования во время массового перехода на дистанционные формы обучения в связи с пандемией. Так как копинг-стратегии являются, с одной стороны, важным предиктором адаптации, а с другой – ее результатом, было принято решение исследовать социально-психологическую адаптацию первокурсников (2020/2021 уч. г.) и копинг-стратегии, которые они использовали во время зимней сессии. Результаты сравнивались с показателями студентов третьего курса, чьи адаптационные процессы должны были уже завершиться. В качестве эмпирических методов исследования были использованы методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман, «Тест экзаменационной тревожности» Р. Элперта и Р. Н. Хейбера. Результаты психодиагностики были сопоставлены со средним баллом сессии. В исследовании приняли участие 81 студент департамента психологии УрФУ 1-го (47 человек) и 3-го курсов (34 человека). У первокурсников были выявлены достоверно более высокие показатели экстернальности и тревожности, мешающей достижениям, чем у студентов 3-го курса. Самыми популярными копинг-стратегиями на обоих курсах оказались планирование решения проблемы, принятие ответственности и поиск социальной поддержки. Было обнаружено, что среди первокурсников копинг-стратегии имеют более разнообразные связи с параметрами адаптации, а также средний балл по сессии связан с копинг-стратегиями «положительная переоценка» и «самоконтроль», тогда как у студентов 3-го курса успеваемость оказалась связана только с параметрами адаптации. Делается вывод о том, что копинг-механизмы имеют большое значение для адаптации студентов на первом курсе, а успеваемость не является признаком хорошей социально-психологической адаптации студентов.

195-203 6
Аннотация

В статье рассматриваются представления узбекской городской молодежи относительно допустимости вандализма. Отмечается, что вандализм является экономически неблагоприятным и социально-деструктивным явлением, обсуждается необходимость противодействия вандальному поведению. Предполагается, что вандализм выступает формой адаптации жителей к городскому пространству и выражается в его конструктивном и деструктивном преобразовании. Предметом исследования выступают социально-культурные представления молодежи относительно допустимости вандализма. Предполагая, что они влияют на отношение к вандализму и регулируют вандальное поведение, авторы изучают особенности представлений российской и узбекской молодежи.
Эмпирическое исследование нацелено на изучение субъективной ценности социально-культурных объектов городской среды и атрибуции причин вандальных действий. Выборка исследования включает 186 человек, из них узбеков – 97 человек (ср. возраст = 21,2 года, SD = 1,4 года), русских — 99 человек (ср. возраст = 21,9 года, SD = 1,7 года). Все являются студентами вузов г. Санкт-Петербурга, г. Екатеринбурга. Группы сбалансированы по полу, возрасту и социокультурному уровню.
Методами исследования выступают: анкета, изучающая восприятие городских объектов, подвергшихся вандализму (памятник, стена дома, автомобиль), а также собирающая мнения относительно причин вандальных действий. Статистическая обработка проводится методами дескриптивной статистики, эффект различий оценивался с помощью χ2 Пирсона.
Результаты показывают, что в сравнении с русской молодежью узбекской свойственен более высокий уровень отрицания вандализма по отношению ко всем объектам городской среды, вне зависимости от их ценности. Объяснение этому дается через существование системы мер предупреждения вандализма по отношению к объектам культурного наследия в Республике Узбекистан. Различий в отношении к вандализму объектов общего пользования в выборках не установлено, что свидетельствует о допустимости бытового вандализма, подчеркивает возможность профилактического воздействия на представления молодежи о вандализме. Итогом исследования стало уточнение представлений о регуляции вандального поведения узбекской молодежи, целесообразности разработки механизмов общественного влияния и контроля для снижения вандальной пораженности российских городов.

204-210 9
Аннотация

В своей статье авторы, ориентируясь на многочисленные исследования последних лет, предпринятых в различных дисциплинах социально-гуманитарного цикла (педагогике, психологии и социологии), продолжают подчеркивать актуальность и остросоциальный характер феномена школьного буллинга. Уже достаточно широко изученное социальное явление на Западе сегодня приобретает новые черты и особую специфику проявления в современном российском образовательном пространстве. Эти процессы прежде всего связаны с институциональными и системными трансформациями в самом образовании. Кроме того, они происходят на основе воздействия на него агрессивной медиасреды, широкого внедрения цифровых технологий и, как следствие, влияния разного рода информационных угроз и рисков, сопровождающихся высоким уровнем социальной напряженности последних нескольких лет. В связи с этим становится важным вновь актуализировать вопрос о возможностях современного изучения буллинга в российских школах с точки зрения оптимальных и доступных исследовательских методов, технологий и методических практик, учитывающих данные процессы.
Авторы в статье рассматривают общие и особенные черты отечественных и зарубежных научных традиций, сложившиеся при выборе исследователями методов эмпирического изучения школьного буллинга. Проведя обзор ряда описанных в научной литературе методик психолого-педагогической направленности, авторы формулируют предположения по совершенствованию самого набора методик посредством установления междисциплинарных связей, обсуждают процессы экспериментального комбинирования различных стратегий в изучении школьного буллинга в современном образовательном пространстве (количественная и качественная исследовательские стратегии), а также прогнозируют возможные варианты сочетания методов сбора первичной социальной информации для повышения ее надежности и достоверности в сенситивном предметном поле.

РЕЦЕНЗИИ 

211-215 7
Аннотация

В представленной рецензии дана оценка научно-методическому пособию «Социополис как инклюзивная модель организации жизнеустройства людей с инвалидностью» (научный редактор Ю. Н. Галагузова. Екатеринбург, 2021. 284 с.). В научно-методическом пособии представлена концепция организации жизнеустройства людей с инвалидностью в рамках инклюзивной модели «Социополис» как альтернативы жизни людей в психоневрологических интернатах; даны методические рекомендации администрации и специалистам по организации жизнеустройства людей с инвалидностью в сфере трудозанятости, сопровождаемого проживания и социокультурной адаптации. Пособие составлено с учетом норм отечественного и зарубежного законодательства, практики работы АНО «Благое дело» и дает представление о феномене жизнеустройства как стационарозамещающей технологии социального обслуживания, в которой выделяется не только компонент организации быта человека с инвалидностью, но и его сопровождение и социокультурная адаптация в различных сферах жизнедеятельности.
Автор рецензии отмечает как актуальность и своевременность выхода научно-методического пособия в связи с изменением подходов к осмыслению инвалидности и построения инклюзивного общества, так и его востребованность у ученых, практиков и студентов, осваивающих направления подготовки «Психология и социальная педагогика», «Социальная работа» в аспекте осмысления феноменов «инклюзии» и «жизнеустройства» людей с инвалидностью. В целом необходимо констатировать факт, что подготовленное научно-методическое пособие определило конструктивный путь перехода от клинической к социокультурной парадигме деятельности в практике отечественной социальной педагогики и заложило хорошую основу для консолидации и оптимизации работы негосударственных и государственных учреждений социальной защиты по обеспечению на научной основе достойных условий жизни для людей с инвалидностью.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)