Preview

Журнал «Педагогическое образование в России» ориентирован на специфику и проблематику отечественного образования и видит свою миссию в развитии педагогической науки и практики, направленных на приоритетное решение задач российской системы образования. Это невозможно в отрыве от текущих глобальных тенденций развития образования, основных направлений развития мировой педагогической и психологической науки. Именно поэтому политика редакции направлена на привлечение авторов, рассматривающих лучшие зарубежные практики в контексте их адаптации и применения в Российской Федерации.

«Педагогическое образование в России» – рецензируемый научно-методический журнал, публикующий результаты исследований по следующим научным направлениям:

Основная специальность: 13.00.00 Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.08).

Дополнительная специальность: 19.00.00 Психологические науки (19.00.01; 19.00.05; 19.00.07).

С 2010 года решением Президиума ВАК Министерства образования и науки РФ включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по указанным специальностям.

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-35570 от 04.03.2009

Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных изданий (International Standart Serial Numbering – ISSN) с присвоением международного стандартного номера ISSN 2079-8717 от 27.05.2010

Журнал включен в Объединенный каталог «Пресса России». Подписной индекс – 81954. Оформить подписку на печатный вариант журнала можно на сайте Подписного Агентства «Книга-Сервис»: https://www.akc.ru/itm/pedagogic_heskoe-obrazovanie-v-rossii/

В журнале печатаются статьи на русском языке.

Индексация: eLIBRARY, Академия Google.

Текущий выпуск

№ 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

8-14 5
Аннотация

Целью данного исследования является установление наиболее типичных системно значимых ошибок при составлении конкурсных проектов, препятствующих получению грантовой поддержки социально-ориентированными некоммерческими организациями, реализующими педагогические проекты совместно с образовательными учреждениями. Методологическая база работы выстроена на основе сочетания элементов кейс-стади, включенного наблюдения и экспертных интервью. Эмпирический фундамент исследования: был использован опыт обработки заявок в рамках грантового конкурса Мэра Москвы в 2020 г. Автор приходит к выводу, что чаще всего причиной отказа в удовлетворении заявок служат отсутствие логической взаимосвязи между целью и задачами проектов, неспособность потенциального грантополучателя доказать актуальность заявленной проблематики для конкретной территории, отсутствие как обоснования у части статей расходов, так и количественных показателей, отображающих степень достижения планируемых результатов.

15-22 9
Аннотация

В марте 2020 г. российская система образования внезапно оказалась в ситуации, когда нужно было не разрабатывать онлайн-курсы в дополнение к очному обучению, а реконструировать очную среду обучения и процессы полностью в онлайн-пространстве. Многие педагоги осознали, что мы не можем проводить занятия в онлайн-среде так же, как это происходило в реальных аудиториях. Данная статья посвящена выявлению принципов построения педагогического взаимодействия в условиях дистанционной формы обучения. Приводятся различные трактовки понятия «педагогическое взаимодействие». Делается вывод, что различные исследователи по-разному определяют сущность педагогического взаимодействия, но все они сходятся в том, что педагогическое взаимодействие представляет собой многогранное явление со сложной внутренней структурой, которая сочетает в себе воспитательную, дидактическую и социально-педагогическую сферы. Обобщаются принципы педагогического взаимодействия в традиционном, аудиторном формате. Описываются особенности построения педагогического взаимодействия с применением современных информационнокоммуникационных технологий и цифровых средств осуществления образовательного процесса. Анализируются особенности и принципы коммуникации в онлайн-среде в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение в марте 2020 г. На основе полученного опыта преподавания в онлайн-среде предлагаются принципы педагогического взаимодействия в дистанционном формате: ясность и последовательность, коммуникация с реальным общением посредством видеовстреч, мультимодальность – чередование различных видов деятельности с целью сокращения времени обучения перед экраном, геймификация, детальное планирование онлайн-занятий.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

23-34 5
Аннотация

В статье доказывается, что единство чувственно-эмпирического и концептуального познания, выражающееся в их взаимопроникновении друг в друга – важнейшее средство развития креативности педагогов и студентов. Под чувственным познанием в широком смысле слова понимается чувственное (сенситивное) познание в виде ощущений, восприятий и представлений и чувственно-эмоциональное. Противоположностью чувственного познания является рациональное познание, которое в мышлении отражает то, что дано в чувственном познании. Если чувственные образы вербализуются на обыденном уровне, то имеет место рациональное обыденное сознание, если на основе определенных теоретических представлений, то имеет место эмпирическое знание. Противоположностью чувственно-эмпирического познания является концептуальное познание в виде единства теоретического, нормативно-оценочного и проектного познания. В педагогической литературе термин «чувственно-эмпирическое познание» не используется. Вместо него употребляется термин «наглядность», который идентичен термину «чувственное познание». Но в педпроцессе в качестве наглядности используется и эмпирическое знание. Поэтому основанием наглядности является и последнее.

Наглядность в образовательной деятельности обеспечивает: 1) понимание студентами значения абстрактного знания; 2) понимание ими личностного смысла научных знаний; 3) формирование умений использовать научные знания в качестве методов своей деятельности; 4) контроль педагогами и студентами степени усвоенности концептуальных знаний и умений их использовать; 5) и главное – развитие креативности педагогов и студентов. Если приобретаемое студентами знание этим требованиям соответствует, то оно является «живым знанием», если же не соответствует, то это – «мертвое знание». В научной деятельности педагогов и студентов развитие креативности обеспечивается прежде всего единством эмпирического и теоретического познания, а также единством чувственно-эмпирического, оценочного и проектного познания при оценивании в научной деятельности и разработках в ней рекомендации для практики.

В вузовской практике развитие креативности студентов обеспечивается путем диагностирования студентом «места» практики, разработки проекта процесса труда и осуществления его посредством самоуправления на основе проекта.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

35-44 5
Аннотация

Статья посвящена анализу опыта использования конкурсных мероприятий в качестве инструмента коммеморативных практик для патриотического воспитания детей и молодежи и формирования их гражданской идентичности. На примере контент-анализа эссе, представленных на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», показано, что постижение в конкурсной форме детьми и молодежью общечеловеческих ценностей и причин поступков людей способствует повышению эффективности сохранения исторической памяти и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Цель: исследовать и представить опыт использования творческих конкурсов как инструмента коммеморативных практик, позволяющего сохранить историческую память и формировать гражданскую идентичность на основе исторической эмпатии.

Методология строится на системном, контекстном и аксиологическом подходах; ведущий метод исследования – нарративный метод. Опираясь на содержательные элементы нарратива, авторы проводят контент-анализ эссе, представленных на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны». Контент-анализ проводился по оригинальной методике, являющейся объектом интеллектуальной собственности авторов, в основе которой лежат представления В. Лабова и Дж. Валецки о шестиэлементной структуре нарратива [29]. Каждому элементу структуры нарратива авторы поставили в соответствие отражающий цель исследования код: патриотизм, сохранение исторической памяти, профессиональная деятельность, гражданская идентичность, предназначение, субъективная оценка. Контент-анализ предполагал определение численных значений, составление корреляционной матрицы для частоты и актуальности каждого кода. Совокупная выборка составила 25 эссе. Таким образом, изучая нарративы (эссе, представленные на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны») – рефлексии будущих педагогов над действительностью, авторы решают задачу исследования социального производства исторической эмпатии и сохранения исторической памяти.

Основные результаты: в статье обоснована потребность современного общества в расширении и повышении эффективности работы по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне в контексте педагогической профессии как значимого направления в патриотическом воспитании и формировании гражданской идентичности молодежи, а также в профориентационной работе; представлен опыт использования технологии конкурсной и проектной деятельности как эффективного средства коммеморативных практик и формирования исторической эмпатии.

Новизна исследования заключается в использовании нарративного метода, оригинальной методике контент-анализа эссе, представленных на конкурс «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», позволяющей исследовать социальное производство исторической эмпатии и сохранения исторической памяти.

Практическая и теоретическая значимость результатов: в статье показана возможность эффективного использования привлекательных для детской и молодежной аудитории творческих проектных и конкурсных видов деятельности для патриотического воспитания детей и молодежи, а также продемонстрировано применение нарративного метода для оценки степени эффективности конкурса творческих работ как инструмента коммеморативных практик и патриотического воспитания детей и молодежи.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

45-50 6
Аннотация

В условиях охватившей общество «антропологической катастрофы», которая характеризуется дегуманизацией человека, необходимым становится развитие гуманитарного мышления школьников, позволяющего преодолеть разрушительный прагматизм технико-экономического интереса к природе, культуре и человеку, конструировать гуманитарно-ориентированную картину мира как структуру, задающую смысл, содержание и способ действий человека. По нашему мнению, наилучшие возможности для развития гуманитарного мышления школьников возникают в контексте регионализации образования, когда ученик получает возможность найти образы, связывающие его с пространством, освоить формы взаимодействия с культурой, прожить позиции ее носителя, творца, цивилизованного потребителя, найти основания и смыслы для развития гуманитарного мышления. В статье рассматриваются результаты научного исследования, целью которого являлось определение, теоретическое обоснование и реализация психолого-педагогических условий развития гуманитарного мышления школьников в контексте регионализации образования. Необходимость данных условий была выявлена посредством анализа психолого-педагогической литературы. Достаточность была подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы. Доказано, что психолого-педагогическими условиями развития гуманитарного мышления школьников в контексте регионализации образования являются: культурологическая направленность содержания школьного образования; проблематизация содержания школьного образования; вовлечение обучающихся в гуманитарный диалог; создание событийной образовательной среды; обеспечение единства рационального и эмоционального воздействия на школьников в образовательном процессе. Результаты формирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод, что реализация выявленных, теоретически обоснованных и апробированных психолого-педагогических условий в практике школы в контексте регионализации образования оказало существенное влияние на развитие гуманитарного мышления испытуемых экспериментальной группы.

51-59 6
Аннотация

Развитие художественного интереса к произведениям, связанным с образами и сюжетами проявления патриотизма и гражданственности, – одно из актуальных направлений воспитательной работы в школе. Разработка диагностического инструментария необходима для мониторинга данного процесса, а также важна в качестве ориентира для современного учителя в оценивании творческих работ и исследовательских проектов на уроках искусства и внеурочной деятельности. Цель статьи – теоретически обосновать критерии, показатели, типы творческих заданий для
диагностики развития у обучающихся художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности. Теоретической основой исследования являются положения об интересе как форме проявления познавательной потребности, отличающейся высокой степенью осознанности, предметной направленности; исследования о художественном интересе как
определенной стадии развития художественного восприятия, методические разработки диагностики развития у обучающихся художественного интереса как ценностно-смыслового избирательного
отношения к художественным явлениям. Научная новизна состоит в уточнении структуры художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности и
определения на этой основе критериев и показателей развития данного процесса. Практическая
значимость исследования состоит в разработке и описании разных типов диагностических заданий
в соответствии с выделенными критериями. Авторами описаны следующие типы диагностических
заданий: по эмоционально-мотивационному критерию – задания, выявляющие способность
школьников эмоционально воспринимать произведения искусства и вербально выражать свои впечатления; по образно-содержательному критерию – задания на выявление у обучающихся фактологических знаний об исторических событиях и выдающихся деятелях, воплощенных в образах искусства, а также владение специальной терминологией в области разных видов искусства, представлений о средствах художественной выразительности; по деятельностно-рефлексивному критерию – задания со-творческого типа, связанные с интерпретацией содержания художественного
произведения, выражением своей позиции относительно его идеи, трактовкой образов его героев,
рассуждениями по поводу принятия или отвержения авторской позиции.

60-67 11
Аннотация

Необходимость развития коммуникативных умений современного школьника на высоком уровне обусловила поиск эффективного инструмента решения данной проблемы. Целью описываемого исследования является разработка методики обучения учащихся основной школы в рамках предмета «Русский язык», направленной на развитие коммуникативных умений обучающихся. Методологическую основу данного исследования составляют системно-деятельностный, компетентностный и личностно ориентированный подходы в обучении, положения о коммуникативнопрагматическом изучении языка. Были использованы следующие методы исследования: системный, типологический, метод включенного наблюдения. В качестве основного результата исследования предложена методика обучения учащихся основной школы речевым стратегиям и тактикам во внеурочной деятельности по предмету «Русский язык» в процессе выпуска школьной газеты. Элементами научной новизны результатов исследования являются принципы разработанной методики: развитие коммуникативных умений обучающихся осуществляется посредством обучения речевым стратегиям и тактикам; обучение происходит во время создания школьной газеты. Теоретическую значимость результатов исследования составляют предложенные принципы обучения речевым стратегиям и тактикам, методы развития коммуникативных умений школьников, виды коммуникативных ситуаций, значимые при написании текста в школьную газету. Практическую значимость результатов исследования составляет разработанный комплекс упражнений по обучению учащихся основной школы речевым стратегиям и тактикам. Содержательные выводы исследования: процесс обучения выстраивается с учетом коммуникативных потребностей обучающихся, обусловленных их возрастными особенностями; процесс обучения смоделирован на основе признаков речевой стратегии и включает формирование широкого ряда коммуникативных умений; процесс обучения воспроизводит работу редакции газеты; основным методом обучения является игровой. Данная методика обучения позволяет развить широкий ряд коммуникативных умений и коммуникативных УУД обучающихся.

68-73 6
Аннотация

В современных условиях быстро меняющегося и развивающегося мира обществу необходимы специалисты, которые обладают системой знаний, осознают единство изучаемых объектов, готовы интегрировать их для решения проблем и задач. Одним из способов развития познавательных учебных действий и формирования целостной картины мира может служить интегративный подход, одной из форм реализации которого является применение интегрированных текстовых задач. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить примеры подобных заданий, однако в исследованиях отсутствует определение данного понятия. В настоящей статье выделены типы текстовых задач на основе принципа интеграции, а также дано определение понятия «интегрированная текстовая задача». Приведенные в статье примеры иллюстрируют отличия двух выделенных типов: задачи с межпредметными связями и интегрированные текстовые задачи. Их практическая реализация на уроках математики позволит развить познавательные универсальные учебные действия младших школьников.

74-82 8
Аннотация

Статья посвящена постановке актуальной методологической проблемы современной отечественной теории школьного учебника – пересмотру подходов к определению феномена учебника как ключевого компонента образовательной системы с позиций коренных социокультурных изменений начала XXI в., повлекших за собой трансформацию социального заказа и смену образовательной парадигмы со знаниецентрической на культуросообразную: изменений в картине мира, в мировоззренческих позициях, в границах информационной сферы, в характере межкультурных контактов и проч.

В границах сферы преподавания иностранных языков с позиций Липецкой методической школы, трактующей учебник как феномен сферы иноязычного образования, предлагается и обосновывается подход к учебнику не как к сумме вербальных и невербальных материалов, а как к единой знаковой системе. В статье учебник трактуется как текст, произведение культуры, зафиксированное в вербальных и невербальных языках, как целенаправленно созданный знаковый объект, в котором компоненты любого ряда – от шрифта до вербального текста – суть факты культуры, существующие во взаимосвязи и взаимозависимости, создающие модель культуры, репрезентирующей и ретранслирующей культуру страны изучаемого языка. Перечисляются условия, при которых отобранные автором и представленные в учебнике факты культуры могут быть восприняты и интерпретированы обучающимся как знаки иной культуры, имеющие для него смысл, а также условия, обеспечивающие включенность учебника в семиотическое пространство ученика как субъекта деятельности. Доказывается, что при данном подходе учебник может стать средством реализации главной цели образования – формирования человека духовного, носителя национальных ценностей, способного воспринять и сделать своими ценности и смыслы иных культур.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

83-89 7
Аннотация

Статья посвящена вопросу развития познавательной самостоятельности студентов магистратуры неязыкового вуза на практических занятиях по английскому языку в эпоху цифровизации и роли педагога в качестве тьютора в их обучении управлению своей самостоятельной учебной деятельностью. Авторы затрагивают аспект влияния информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) на культуру взаимоотношений преподаватель-студент и отмечают тенденцию к замещению в учебно-воспитательном процессе субъект-объектных отношений субъект-субъектными. Особое внимание в данной статье уделяется познавательной самостоятельности (ПС) как аутометодическому феномену со сложной структурой, включающему мотивационно-ориентационный, эмоционально-личностный, содержательно-операционный и контрольно-оценочный компоненты. На примере формирования индивидуального стиля чтения более подробно рассматривается реализация содержательно-операционного компонента ПС под руководством преподавателя на занятиях с постепенным переходом к закреплению знаний студентами самостоятельно на базе ЭОР УрФУ.

90-95 6
Аннотация

Интернационализацию образования в университетах Российской Федерации невозможно представить без развитой системы интеграции иностранных студентов в образовательное пространство университета. Медицинское образование остается одним из наиболее популярных направлений высшего образования среди иностранных граждан и лиц без гражданства. В статье представлено исследование, основанное на опросе иностранных и русскоязычных студентов Уральского государственного медицинского университета о восприятии учебного процесса при интеграции иностранных студентов в российский медицинский университет. Для проведения исследования была разработана анкета с вопросами, ответы на которые оценивались по шкале Ликерта. В исследовании приняли участие иностранные обучающиеся второго курса и их одногруппники (всего 46 студентов). Среди иностранных студентов были опрошены граждане Египта, Марокко, Иордании, Палестины, Судана и Китая. Средний возраст опрошенных студентов был 20 лет. Также, несмотря на достаточно высокий средний балл в аттестатах иностранных студентов (средний балл 85 из 100), их успеваемость в университете была ниже, чем у русскоговорящих студентов. В процессе исследования были выявлены проблемы, с которыми столкнулась каждая из опрошенных групп, также была установлена связь между выявленными проблемами. Результаты исследования показали, что наиболее существенным препятствием на пути интеграции иностранного студента в российский медицинский университет является языковой барьер, при этом в обеих группах студентов было отмечено дружеское отношение друг к другу, отсутствие конфликтов и комфортная обстановка в группе в процессе обучения.

96-103 6
Аннотация

Проблему исследования автор видит в поиске способов совершенствования процесса развития экотехнической культуры студента. В статье рассмотрены признаки понятия «экотехническая культура» как содержательные ориентиры педагогического содействия развитию экотехнической культуры студента. Автором статьи методами сравнительного анализа научной литературы определены социально-исторические, практические и теоретические предпосылки, рассматривающие понятие экотехнической культуры как элемента общей культуры человека, методом системного анализа выявлены состав, структура и функции экотехнической культуры, определены критерии, показатели и уровни развития экотехнической культуры студента. Синтезировано понятие «экотехнической культуры человека», выявлены и описаны его системные признаки, уровневые характеристики, обоснована организационная и содержательная связь выявленных характеристик понятия и мер педагогического содействия развития экотехнической культуры студента. Результаты системного анализа терминологического аппарата позволили предложить содержательные междисциплинарные средства развития экотехнической культуры студента как ориентиры в усилении значимости педагогических средств. Рекомендации в организации образовательного процесса и выборе содержания образования, направленные на развитие экотехнической культуры человека, могут послужить практическими образцами для педагогов-практиков. Педагогическое содействие развитию интегративного свойства студента – экотехнической культуры – может быть реализовано через интегративный, междисциплинарный характер содержания образовательного процесса, многообразие видов учебнопедагогического взаимодействия: учебной, воспитательной, исследовательской работы.

104-109 9
Аннотация

В статье рассматриваются методы дебютной подготовки спортсменов в виде спорта шахматы, их совершенствование и повышение эффективности в процессе развития вида спорта. Изучается специфика дебютной подготовки в современных условиях, характеризующихся сложившимся преимуществом компьютерных программ над спортсменами в силе игры, массовым доступом спортсменов к большим объемам специализированной информации и возможностью использования компьютеров в подготовке, что позволяет рассматривать «компьютер» как фактор, непосредственно влияющий на изменение условий деятельности и подготовки спортсменов.

Прием игры в дебютной стадии партии – «игра с опорой на дебютные новинки» – рассматривается в качестве наиболее яркого примера влияния компьютерных технологий на дебютную подготовку. Авторы рассматривают прием игры на основе описания в специализированной литературе, уточняют область его применения, специфику, дают определение.

Рассматривается в историческом аспекте зависимость в спорте высших достижений между применением в дебютной подготовке достижений компьютерных технологий и повышением эффективности игры, тенденция к широкому применению дебютных новинок как основополагающего принципа разыгрывания дебютной стадии партии. Проводится обзор индивидуального, группового и кластерного методов дебютной подготовки, использование систем «человек – компьютер», «человек – нейронная сеть – компьютер».

110-117 9
Аннотация

В статье представлены инновационные подходы к включению воспитательной составляющей в деятельность вуза (на примере ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина», г. Бийск, Алтайский край). Также описывается необходимость создания коллаборации вузов и школ, которая направлена на трансляцию инновационных воспитательных практик педагогическому сообществу на различных уровнях в различных формах. Предлагаются направления подготовки будущего педагога к проектированию и реализации воспитательной деятельности в рамках реализации общего проекта «Архитектоника воспитательного пространства»: подготовка педагога как организатора воспитательной деятельности в учебном процессе, во внеучебной деятельности и в работе классного руководителя; изучение и проектирование новых воспитательных практик; трансляция передового опыта и инновационных воспитательных практик педагогическому сообществу и образовательным организациям; проектирование значимых для общества объектов и видов деятельности.

Авторы представляют инновационные проекты, обеспечивающие создание уникального образовательного и воспитательного пространства университета и способствующие созданию индивидуальных образовательных сред для каждой школы (на примере Бийского образовательного округа). В статье описываются основные цели и задачи таких проектов, как «Мир без границ», «Цифровые гуманитарии: взгляд из XXI века», «Классный руководитель 4.0: перезагрузка», «Университет Шукшина: талант и успех», «Центр по изучению и сохранению кумандинского языка и культуры», «Вместе к успеху», «Современные родители ПРОродитель», «Форсайт – дело молодых», «Мобильные волонтеры», «Цифровые волонтеры», «Волонтеры Победы», «Медиа волонтеры», «Городская среда», «Школа – акселератор развития села» и др.

118-131 7
Аннотация

В статье автором раскрываются и анализируются результаты педагогического эксперимента, проводимого в целях проверки результативности разработанной системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию. Исследования феномена полисубъектного управленческого взаимодействия в системе организационно-управленческих отношений военных специалистов при осуществлении ими своей профессиональной деятельности сформулировали проблему исследования – насколько результативна система подготовки к полисубъектному управленческому взаимодействию при интеграции ее в систему военного образования военных вузов?

Задача исследования – осуществить проверку результативности педагогической системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию, разработанной на основе системного, личностно-деятельностного и партисипативного методологических подходов, и определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эту результативность. Решение данной задачи осуществлялось через проведение педагогического эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, сопровождающиеся нулевым, двумя промежуточными и итоговым контрольными срезами. Основным показателем результативности разработанной системы являлось изменение в распределении курсантов в учебных группах по уровню сформированности специальной компетенции.

По результатам педагогического эксперимента самый большой и статистически значимый прирост по сравнению с другими группами проявился в экспериментальной группе, в которой реализовывались все три педагогических условия (квазипрофессиональная образовательная среда, педагогическое стимулирование субъектов, кейс-технологическое обеспечение).

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методологической базы для решения проблемы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию, представляющей собой совокупность системного, личностно-деятельностного и партисипативного подходов, использование которых позволило исследовать важные с точки зрения науки педагогические явления и процессы как системные объекты, обладающие целостностью и рядом специфических свойств, а также разработать содержательное и методико-технологическое наполнение педагогической системы и выбрать необходимые и достаточные условия ее эффективного функционирования.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании необходимости использования выделенных критериев и доказательстве их результативности.

Практическая значимость исследования заключается в подтверждении результативности системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию и в возможности использования полученных результатов в дальнейших исследованиях в области подготовки к организационно-управленческой деятельности.

По итогам анализа полученных результатов автором делается положительное заключение по вопросам результативности реализуемой педагогической системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию и обоснованности применяемых организационно-педагогических условий.

132-143 6
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, тенденциями, существующими в современном образовании, с другой стороны – вынужденной ситуацией дистанционного образования из-за пандемии.

Развитие информационных и коммуникационных технологий, определение содержания и направления современной политики в сфере образования, налаживание каналов обратной связи со студентами – все это инструменты повышения эффективности современного высшего образования. На данном этапе существует актуальная необходимость трансформации вузов с частичным переходом в онлайн-среду.

Современные коммуникации, с одной стороны, дают новые возможности взаимодействия для преподавателей и студентов, с другой стороны – сталкиваются с формализмом и неготовностью (технической, моральной и т. д.) полноценного применения.

Цель нашего исследования: проанализировать современное состояние и потенциал онлайн-коммуникации преподавателей и студентов в системе высшего образования.

В статье рассматриваются особенности применения новых коммуникационных технологий в деятельности преподавателей вуза при взаимодействии со студентами. Исследуются возможности современных инструментов коммуникации для организации эффективного взаимодействия и функционирования учебного процесса в кризисных ситуациях. Рассматриваются проблемы и возможности использования онлайн-образования в кризисных ситуациях. Анализируется готовность преподавателей взаимодействовать со студентами посредством современных коммуникационных технологий, исследуется процесс выработки необходимых компетенций. С помощью опросных методов выявляется удовлетворенность студентов и преподавателей онлайн-взаимодействием и дистанционным образованием в целом.

В выводах обозначаются проблемные и перспективные аспекты современных онлайн-коммуникаций, их влияние на повышение эффективности дистанционного образования, прогнозируются возможные варианты дальнейшего использования.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

144-149 6
Аннотация

В статье представлено научно-теоретическое обоснование современной технологии диагностики актуального уровня коммуникативного развития детей раннего возраста. Данная диагностическая методика разрабатывалась и апробировалась на базе дошкольных образовательных организаций г. Москвы и Московской области в течение 15 лет. В рамках методики представлен инновационный подход к определению коммуникативных возможностей, которые только формируются у малышей 2–3-го года жизни. При этом исследуется весь спектр компонентов процесса общения, а не только речеязыковые средства, имеющиеся у ребенка. Теоретико-методологическим базисом данной методики стали основные положения культурно-исторической теории формирования психики и развития личности Л. С. Выготского. В статье рассматриваются данные положения в преломлении к упомянутой выше диагностической методике, определяется суть каждого положения в соотношении с проблемной ситуацией познавательно-коммуникативного развития детей раннего возраста. Автор статьи при этом опирается не только на первоисточники – работы Л. С. Выготского, но и на анализ положений, проведенный другими специалистами психологического профиля, с учетом современных тенденций нашего общества (представленный в работах А. В. Петровского, В. М. Розина, В. В. Рубцова и др.). Таким образом, базовыми положениями, обосновывающими методику определения уровня коммуникативного развития у детей раннего возраста с нормальным и аномальным развитием, являются: рассмотрение социальной среды не как фактора, а как источника; определение системы знаков-символов как средств организации поведения и мышления формирующегося индивида; интериоризация и эстериоризация высших психических функций в ходе их становления; введение понятия «зона ближайшего развития» и соотношение его с дефиницией «зона актуального развития» с целью определения приоритетов обучения или развития; определение диалогичности как основной характеристики сознания; положение о психическом развитии как ступенчатом, «скачкообразном» процессе; представление кризисов развития в процессе формирования нового способа жизни. В статье с опорой на данные теоретические положения определяются основные блоки диагностической методики и обосновывается выбор основных направлений исследования в их рамках. В завершении статьи автор подчеркивает особую актуальность классических положений культурно-исторической теории Л. С. Выготского для современных исследований в области специальной педагогики.

150-160 9
Аннотация

Политическая активность молодежи в настоящее время характеризуется не только ростом, но и расширением инструментов политического взаимодействия за счет ее перераспределения из исключительно реального пространства в виртуальное. Политические практики, используемые в интернет-среде, как правило, не институализированы и определяются как маргинальные. В статье проанализированы основные маргинальные политические практики молодежи, описаны их содержание и инструментальный вектор реализации. На основании эмпирического исследования ценностных оснований сформирован ценностный портрет представителей современной российской молодежи, использующих отдельные маргинальные политические практики с учетом их просоциального и асоциального инструментального вектора реализации. Эмпирическую базу исследования составили результаты опроса 420 респондентов от 18 до 30 лет с помощью авторской анкеты, заполняемой в онлайн-режиме в Google-формах. Анализ результатов исследования показал, что для ценностного портрета молодежи характерен сдвиг от традиционных к секулярно-рациональным ценностям. Одобрение маргинальной политической практики не всегда означает ее перенос респондентом на собственный опыт и использование для реализации политической активности. Молодые люди, включающие в свою цифровую активность только просоциальные политические практики, отличаются выраженной самостоятельностью и стремлением к свободе в определении своего поведения, доминированием и патернализмом. Напротив, выбор только асоциальных политических практик характерен для тех, кто признает приоритет интересов социума на личностью и склонен отрицать значимость естественных природных законов.

161-167 5
Аннотация

Сегодня Россия и Белоруссия – это страны, выстраивающие отношения сотрудничества во всех сферах: политике, экономике, культуре и науке. Особый интерес в научной сфере вызывает проблема материнства, так как особая роль матери признана психолого-педагогическим сообществом этих стран. Материнство, как подчеркивают авторы статьи, рассматривается научным сообществом как: 1) биопсихический, генетически заложенный механизм взаимодействия матери и ребенка; 2) продукт культурного развития, на содержание которого оказывают влияние модели материнства, семьи, общественные нормы и ценности, доминирующие в данную эпоху; 3) социальный заказ, определяющий самосознание и чувства женщины-матери как биологической и социальной единицы; 4) сложный психосоциальный феномен, которым обусловлено усвоение женщиной роли матери. Однако особое внимание уделено психологическому контексту материнства, в котором ценностное отношение женщины к материнству – часть личностной сферы женщины. Целью исследования является выявление актуального состояния ценностного отношения к материнству у женщин России и Белоруссии. В качестве основных методов исследования использовались опрос, тестирование и описательная статистика как метод визуализации количественных результатов исследования. В работе представлено описание терминальных ценностей и жизненных сфер матерей России и Белоруссии, дана характеристика их ценностной направленности. Описанные результаты подтверждают выдвинутую авторами статьи гипотезу о наличии значимых различий в ценностном отношении матерей России и Белоруссии. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением матерей в России и Белоруссии.

168-175 7
Аннотация

Современная социокультурная ситуация задает требование к развитию системы образования, в которой процесс самоорганизации обучающихся рассматривается как важная и очевидная составляющая развивающегося человека. При этом у педагогов вуза возникает вопрос: каковы умения реального целеполагания и самоорганизации, а также навыки планирования и самоконтроля у студентов-первокурсников? Как эти умения и навыки можно активизировать в учебном процессе? Целью работы является изучение особенностей самоорганизации у студентов первокурсников.

Задачи: 1) выявление особенностей самоорганизации у студентов юношей и девушек на основе структурно-функциональной модели самоорганизации; 2) описание сопряженности между категориями самоорганизации и стилями познавательной деятельности студентов; 3) разработка конструктора задач для активации процессов самоорганизации с целью формирования общекультурной компетенции – способности к самообразованию и самоорганизации в соответствии с ФГОС высшего образования.

Методологическим основанием работы выступают: 1) положения отечественной психологии о системной организации психики (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов); 2) положения о единстве сознания и деятельности, развитии психики в деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); компетентностный подход в образовании И. А. Зимняя, В. И. Байденко, А. В. Хуторской).

Научная новизна работы: 1. Выявлены основные трудности у студентов-девушек, которые связаны со сниженным уровнем функционирования первого – проблемно-целевого (гностического) – и четвертого – рефлексивно-оценочного – компонентов самоорганизации деятельности. 2. Установлен доминирующий тип деятельности «теоретик»» у студентов-девушек, соответствующий конвергентному стилю обучения, при повышении которого прогнозируется закономерное увеличение переменных самоорганизации: «коррекция», «самоконтроль», «планирование». 3. Описаны основные трудности у студентов-юношей, которые связаны со сниженным уровнем функционирования второго – программно-целевого – и третьего – операционально-технологического – компонентов самоорганизации деятельности. 4. Установлен «рефлексирующий тип деятельности» у студентов-юношей (дивергентный стиль познания), при повышении которого прогнозируется закономерное увеличение переменных самоорганизации: «целеполагание», «коррекция», «критерии оценки качества», «самоконтроль», «анализ противоречий». 5. Разработан и представлен конструктор задач для активации процессов самоорганизации студентов-первокурсников юношей и девушек для формирования общекультурной компетенции – способности к самообразованию и самоорганизации в соответствии с ФГОС высшего образования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

176-184 6
Аннотация

Статья посвящена языковой подготовке волонтеров для работы на международных мероприятиях, требованиям к волонтерам, а также современным цифровым технологиям, которые внесли существенные изменения в процесс обучения иностранным языкам. Иностранный язык является средством межкультурной и международной коммуникации, что позволяет студентам участвовать в международных проектах внутри города и страны. Автор анализирует понятие «волюнтаризм» как деятельность по своей природе просоциальную в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Для обучения волонтеров необходимо использовать цифровые технологии, что позволяет сделать занятия более интерактивными. Г. Н. Хомедова и Д. В. Седова выяснили, что часто студенты неязыковых специальностей объясняют отсутствие мотивации к изучению иностранного языка отсутствием целесообразности его изучения. Часто они не видят возможности его применения в жизни и дальнейшей работе. Поэтому, некоторые исследователи считают создание развивающей образовательной среды одним из важнейших направлений педагогической деятельности. Таким образом, студенты смогут реализовать свои возможности и потребности в изучении иностранного языка благодаря формированию личностного смысла иноязычных знаний.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.