Preview

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ

Полный текст:

Аннотация

Обращается внимание на проблему рефлексии и на недостаточность инструментария ее диагностики в практической психологии. В рамках теоретического анализа выделяются различные виды рефлексии. Обсуждается значимость системной рефлексии как мишени работы в период студенчества. Подчеркивается, что переход более низких уровней рефлексии в системный уровень является возрастной и профессиональной задачей студентов социономических профессий. В фокусе эмпирического исследования находится проблема взаимосвязи уровня рефлексивности и использования вербальных маркеров в эссе студентов. Для верификации полученных данных использовался статистический анализ и метод сравнения двух выборок. Доказано наличие четырех видов маркеров рефлексии: телесные, эмоциональные, когнитивные и я-факторные. Проведенное исследование позволило сделать вывод о наличии взаимосвязи между уровнем рефлексии и встречаемостью лингвистических маркеров. Установлены специфические для студентов-медиков и студентов-психологов виды лингвистических маркеров и их взаимосвязь с рефлективностью. Подтвердились представленные в литературе данные об активизации негативных рефлексивных процессах в рамках арт-терапевтических занятий. В целом, корреляции между частотой встречаемости групп лингвистических маркеров и склонностью студентов к интроспекции и квазирефлексии сходны. Отсутствие системной рефлексии маркируют оценочность, обращение к прошлому опыту, принуждение, обсуждение возможности и отсылка к различным внешним факторам. Делается вывод, что системная рефлексия является свойством личности, требующим специальных условий развития. Для студентов определенного направления подготовки характерны сходные особенности встречаемости слов-маркеров рефлексии. Полученные результаты определяют пути развития рефлексии и рефлексивности в зависимости от содержания будущей профессиональной деятельности.

Об авторах

Е. С. Легостаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


О. С. Чаликова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Е. С. Булаева
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Голубева Н. М. Рефлексия как адаптивный ресурс личности // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 14. - C. 145-147.

2. Гудовских Д. В., Молошников И. А., Рыбка Р. Б. Анализ эмотивности текстов на основе психолингвистических маркеров с определением морфологических свойств // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2015. - № 3. - C. 92-97.

3. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 3 (20).

4. Жигулин А. А., Плаксина Н. И., Рябышева Е. Н. Феномен рефлексии как психологическая проблема // Территория науки. - 2015. - № 2.

5. Иванова Е. С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и активного словаря эмоций : дис. … канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2007. - 154 с.

6. Иванова Е. С. Половозрастные особенности словаря эмоций студентов // Известия Уральского государственного университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. - 2007. - Т. 50. - № 21. - С. 262-273.

7. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

8. Каяшева О. И. Личностная рефлексия как условие самопонимания студентов вуза // Вестник университета. - 2015. - № 12.

9. Коротовских Т. В. К проблеме становления социально-психологической зрелости в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - № 2. - С. 176.

10. Леонтьев Д. А., Аверина А. Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2011. - № 2 (16). - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.05.2018).

11. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - № 4.

12. Пермякова М. Е. Экспрессивная терапия в работе психолога : учеб. пособие / М. Е. Пермякова, О. С. Чаликова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 120 с.

13. Прохоров А. О., Чернов А. В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. - 2014. - Т. 7. - № 2. - С. 82-93.

14. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. - 2001. - № 4.

15. Смоляр А. И., Князькова О. Н. Развитие у студентов способности к рефлексии в аспекте культуры самоорганизации личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 4. - С. 228-232.

16. Шадриков В. Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 4.

17. Шатова Н. Д. Связь терминов «рефлекс» и «рефлексия» для психолого-педагогических исследований: лексический и логический аспекты // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 15. - № 1. - C. 111-118.


Для цитирования:


Легостаева Е.С., Чаликова О.С., Булаева Е.С. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ. Педагогическое образование в России. 2018;(6):28-34.

For citation:


Legostayeva E.S., Chalikova O.S., Bulayeva E.S. PSYCHOLINGUISTIC MARKERS OF STUDENTS’ Reflexion. Pedagogical Education in Russia. 2018;(6):28-34. (In Russ.)

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)