Preview

Социальные практики технолого-экономического содержания: состояние и система взаимодействия

Полный текст:

Аннотация

Статья раскрывает основное содержание социальной практики технолого-экономического содержания. Социальные технолого-экономические практики являются инновационным направлением модернизации национальной системы технологического образования, они направлены на изменение социокультурной реальности современного российского общества, модели повседневного поведения, хозяйственной деятельности каждого человека. Методическая сторона организации социальных технолого-экономических практик основана на проектном и системно-деятельностном методах обучения, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Социальные технолого-экономические практики проводятся на базе учреждений, являющихся социальными партнерами школы, где обучающиеся получают консультации профессионалов по теме проекта. Социальные технолого-экономические практики фактически выступают как часть образовательного феномена - STEM-образования. Анализируется опыт организации социальной практики в МАОУ «Лицей № 110» г. Екатеринбурга для обучающихся предпрофильных 8-9 и профильных 10-х классов. Социальные практики технологического содержания традиционно проходят в НПО «Автоматика» им. Н. А. Семихатова: «Разработка микросхем», «Разработка тестов и тестирование интегральных микросхем» и работа с архивными материалами в музее НПОА. Во время практики работники предприятия проводят экскурсии по музею НПОА, обучающихся знакомят с космической техникой, принципом работы ракеты и деятельностью академика Н. А. Семихатова. Преподаватели социальных практик - это преподаватели, работающие в неформальных условиях, они часто являются волонтерами и/или выполняют эту деятельность поверх своей повседневной работы. Приоритеты социально-экономического развития устанавливают новые требования к выпускнику школы; он должен иметь возможность строить эффективную коммуникационную стратегию, готовиться к постоянному профессиональному саморазвитию.

Об авторах

В. А. Комолова
МАОУ «Гимназия № 155
Россия


О. А. Чикова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Лернер П. С. Учителю об инженерно-техническом проектировании // Школа и производство. - 1999. - № 2. - С. 21-24.

2. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь : Белый ветер, 2000. - 286 с.

3. Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / под ред. Н. А. Кривопаловой, Н. Н. Ушаковой ; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2009. - 76 с.

4. Никитина Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие // Актуальные задачи педагогики : мат-лы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Чита : Молодой ученый, 2011. - Т. 2. - С. 33-35.

5. Павлова М. Б., Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения. - Н. Новгород : Изд-во Нижегородского гуманитарного центра, 2000. - 286 с. - (Серия «Развитие детского творчества через технологические проекты»).

6. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников : пособие для учителя / под ред. И. А. Сасовой. - М. : Вентана-Граф, 2003. - 296 с.

7. Самородский П. С. Проектно-технологическая подготовка школьников (психология, педагогика и эргономика технического труда) : науч.-метод. издание. - М. : Вентана-Графф, 2005. - 300 с.

8. Симоненко В. Д. Примерная программа «Основы технологической культуры» (10-11 классы) // Школа и производство. - 1999. - № 2. - С. 10-14.

9. Сыч Т. В. Социальная практика обучающихся как способ накопления социального опыта // Образование Ямала. - 2018. - № 17.

10. Утямишева Т. Ю. Формирование социального опыта старших школьников : монография. - Оренбург : Университет, 2014. - 129 с.

11. Учебные, социальные, исследовательские практики в профильной школе : пособие для учителя. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. унт-та, 2009. - 53 с.

12. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик : учеб.-метод. пособие / под ред. С. В. Кривых. - СПб. : Экспресс, 2014. - 130 с.

13. Хамитов И. С. Проведение проверки сформированности элементов технологической культуры учащихся общеобразовательной школы // Наука и школа. - 2007. - № 1. - С. 51-52.

14. Хотунцев Ю. Л. Программа «Основы технологической культуры» // Школа и производство. - 2002. - № 7. - С. 9-12.

15. Чащина А. А. Социальное проектирование и социальная практика // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2006. - № 3/2. - С. 43-46.

16. Чемеков В. Н., Крылов Д. А. Stem - новый подход к инженерному образованию [Электронный ресурс] // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - № 5 (20). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stem-novyy-podhod-k-inzhenernomu-obrazovaniyu (дата обращения: 25.04.2018).

17. Amagir A., Groot W., Maassen van den Brink H., Wilschut A. A review of financial-literacy education programs for children and adolescents // Citizenship, Social and Economics Education. - 2018. - Vol. 17. - № 1. - P. 56-80.

18. Asarta C. J., Hill A. T. Meszaros B. T. The features and effectiveness of the Keys to financial success curriculum // International Review of Economics Education. - 2014. - Vol. 16. - P. 39-50.

19. Burns H. D., Lesseig K. Empathy in middle school engineering design process // Proceedings - Frontiers in Education Conference. - Indianapolis ; United States, 2017. - P. 1-44.

20. Burns H. D., Lesseig K., Staus N. Girls' interest in STEM // Proceedings - Frontiers in Education Conference, 6th Annual Frontiers in Education Conference. - United States : Bayfront Convention CenterErie, 2016.

21. Capobianco B. M., Yu J. H. Using the construct of care to frame engineering as a caring profession toward promoting young girls' participation // Journal of Women and Minorities in Science and Engineering. - 2014. - Vol. 20. - № 1. - P. 21-33.

22. Han J., Jo M., Hyun E., So H.-J. Examining young children’s perception toward augmented reality-infused dramatic play // Educational Technology Research and Development. - 2015. - Vol. 63. - № 3. - P. 455-474.

23. Henning M. B. Innovations in Economic Education: Promising Practices for Teachers and Students. - 2016. - 216 p.

24. Jagušt T., Kržić A. S., Nakić A., Grgić M., Bojic I. What (de)motivates one to volunteer in K-12 STEM-C outreach activities? // Proceedings - Frontiers in Education Conference. - Indianapolis ; United States, 2017.

25. Ozoqul G., Reisslein J., Reisslein M. R-12 Engineering Outreach: Design Decisions, Rationales, and Applications // International Journal of Designs for Learning. - 2016. - Vol. 7. - № 2. - P. 57-73.

26. Rasoal C., Danielsson H., Jungert T. Empathy among students in engineering programmes // European Journal of Engineering Education. - 2012. - Vol. 37. - № 5. - P. 427-435.

27. Reimers J. E., Farmer C. L., Klein-Gardner S. S. An Introduction to the Standards for Preparation and Professional Development for Teachers of Engineering // Journal of Pre-College Engineering Education Research (J-PEER). - 2015. - Vol. 5. - Iss. 1. - Article 5.

28. Shafranov-Kutsev G. F., Gulyaeva L. V. Research of competitive orientation among secondary school seniour students: Current trends and prospects for nurturing (Case study of Tyumen region) // Integration of Education. - 2017. - Vol. 21. - № 4. - P. 651-668.

29. Walther J., Miller S. E., Sochacka N. W. A Model of Empathy in Engineering as a Core Skill, Practice Orientation, and Professional Way of Being / Journal of Engineering Education. - 2017. - Vol. 106. - № 1. - P. 123-148.


Для цитирования:


Комолова В.А., Чикова О.А. Социальные практики технолого-экономического содержания: состояние и система взаимодействия. Педагогическое образование в России. 2018;(6):14-21.

For citation:


Komolova V.A., Chikova O.A. SOCIAL PRACTICAL TRAINING OF TECHNOLOGICAL AND ECONOMIC CONTENT: CONDITIONS AND SYSTEM OF COOPERATION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(6):14-21. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)