Preview

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

Внедрение новых образовательных стандартов в школе привело к необходимости пересмотреть содержание и процесс подготовки учителя в связи с изменившимися требованиями к результатам учебного процесса и, как следствие, новыми требуемыми компетенциями педагога, в том числе компетенции организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. В статье рассматривается содержание и процесс подготовки будущего учителя физики при обучении в магистратуре к проектированию и организации учебно-исследовательской деятельности. Содержание подготовки по каждому компоненту профессиональной компетентности соотнесено с перечнем дисциплин, в которых реализуется подготовка в магистратуре. Процесс подготовки будущих учителей строится на соблюдении принципа, предложенного В. В. Краевским, предполагающего последовательный переход от теоретического моделирования к проектированию деятельности, конструированию учебного процесса с последующей реализацией на практике. Системообразующую роль играет дисциплина «Организация исследовательской деятельности учащихся», при изучении которой будущие учителя осваивают алгоритм проектирования учебно-исследовательской деятельности при обучении физике как на уроке, так и во внеурочных формах организации занятий. По итогам изучения дисциплины студенты должны защитить проект по организации учебно-исследовательской деятельности на трех уровнях: в системе уроков; во внеурочных коллективных занятиях; при руководстве индивидуальным исследовательским проектом. Развитие умений организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучаемых происходит у будущих учителей в процессе педагогической практики, когда разработанные проекты воплощаются при проведении уроков, внеурочных занятий и руководстве ученическими индивидуальными исследованиями. Экспертная оценка готовности будущих учителей к проектированию учебно-исследовательской деятельности (по результатам выполнения заданий, моделирующих профессиональную деятельность и выполненных проектов), организации и сопровождению учебно-исследовательской деятельности (по результатам проведенных на практике уроков, внеурочных занятий и защиты индивидуальных исследовательских проектов обучаемых) показывает эффективность предложенной системы и выполнение требований ФГОС.

Об авторах

О. В. Лебедева
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия


И. В. Гребенев
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия


Список литературы

1. Васильева И. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство реализации компетентностного подхода при обучении физике в основной школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2008. - 27 с.

2. Высотская С. И., Краевский В. В. Дидактические основания конструирования процесса обучения // Новые исследования в педагогических науках. - 1986. - № 1 (47). - С. 36-40.

3. Дубицкая Л. В. Методическая система подготовки учителя к реализации педагогической интеграции в естественнонаучном образовании учащихся средней школы : автореф. дис. … д-ра пед. наук / МПГУ. - М., 2016. - 42 с.

4. Лебедева О. В., Гребенев И. В. Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе // Педагогика. - 2013. - № 8. - С. 52-58.

5. Лебедева О. В., Гребенев И. В. Профессиональная подготовка учителя к реализации исследовательского обучения в школе // Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 51-58.

6. Лебедева О. В., Марков К. А. Исследовательское обучение физике как фактор интеграции в системе «школа - вуз» // Нижегородское образование. - 2014. - № 2. - С. 43-49.

7. Одинцова Н. И. Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений теоретическим методам получения физических знаний : дис. … д-ра пед. наук / МПГУ. - М., 2002. - 414 с.

8. Середенко П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам : автореф. дис. … д-ра пед. наук / МПГУ. - М., 2008. - 37 с.

9. Сычкова Н. В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета : автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2002. - 43 с.

10. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 02.05.2018).

11. Sadaghiani H. R. Physics By Inquiry: Addressing Student Learning and Attitude // Physics Education Research Conference. Part of the PER Conference series (Edmonton, Canada: July 23-24, 2008). - 2008. - Vol. 1064. - P. 191-194. - DOI: 10.1063/1.3021251.

12. Voet M., De Wever B. History teachers' conceptions of inquiry-based learning, beliefs about the nature of history, and their relation to the classroom context // Teaching and Teacher Education. - 2016. - Vol. 55. - P. 57-67. - DOI: 10.1016./ j. tate.2015.12/008.

13. Weaver M. G., Samoshin A. V., Lewis R. B., Gainer M. J. Developing students' critical thinking, problem solving, and analysis skills in an inquiry-based synthetic organic laboratory course // Journ. of Chemical Education. - 2016. - Vol. 93. - № 5. - P. 847-851. - DOI: 10.1021/acs.jchemed.5b00678.

14. Wenning C. J. Experimental inquiry in introductory physics courses [Electronic resource] // Phys. Tchr. Educ. Online / Illinois State University Physics Dept. - 2011. - № 6 (2), Summer. - Mode of access: http://www2.phy.ilstu.edu/~wenning/jpteo/issues/jpteo6(2)sum11a.pdf.


Для цитирования:


Лебедева О.В., Гребенев И.В. ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Педагогическое образование в России. 2018;(5):98-104.

For citation:


Lebedeva O.V., Grebenev I.V. TRAINING PHYSICS TEACHERS TO ORGANIZE AND CARRY OUT RESEARCH WORK. Pedagogical Education in Russia. 2018;(5):98-104. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)