Preview

ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ВОЕННОМ ВУЗЕ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье поставлена проблема необходимости формирования профессиональных компетенций при изучении русского языка как иностранного у курсантов военно-инженерного училища. Освещаются теоретические и научно-методические отечественные работы, в которых акцентировано внимание на профессионально ориентированном обучении. Вместе с тем подчеркивается, что все исследования объединяет общая черта: рассматриваемый вопрос обучения профессиональному общению анализируется в экстралингвистическом аспекте, что, безусловно, востребовано с учетом данного конкретного контингента. Актуальность рассматриваемой проблемы, таким образом, связана с отсутствием адекватных запросам военного вуза учебных материалов, соответствующих военно-инженерному профилю и способствующих формированию не только лингвокультурной компетенции, но в первую очередь собственно языковой и коммуникативной компетенций профессиональной направленности. Отмечаются основные образовательные особенности содержания обучения иностранных военнослужащих инженерных специальностей при изучении русского языка, определяется специфический характер трудностей, с которыми сталкиваются преподаватель и учащиеся в ходе учебной деятельности. Указанные положения иллюстрируются примером учебных материалов с методическим комментарием. Подчеркиваются принципы отбора учебных материалов при профессионально ориентированном обучении русскому языку как иностранному; отмечается целесообразность учета специфики предоставляемых материалов, требований, запросов вуза и социального заказа, а также четкого формулирования задач и выбора средств реализации на каждом этапе языковой и профессиональной подготовки иностранных военнослужащих инженерного профиля в процессе изучения ими русского языка.

Об авторах

А. Э. Массалова
Уральский государственный педагогический университет; Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени Маршала инженерных войск А. И. Прошлякова
Россия


Е. В. Дзюба
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Авдеева И. Б. Лингводидактическая концепция обучения профессиональной коммуникации иностранных учащихся инженерного профиля : дис. … д-ра пед. наук. - М., 2006. - 339 с.

2. Авдеева И. Б., Васильева Т. В., Орлова Т. К. Русский язык для иностранных учащихся инженерного профиля // Рабочая тетрадь 1-4. Вып. 1-4 ; Рабочая тетрадь. 2-4. Вып. 1-4. - СПб. : Златоуст, 2014.

3. Бадриева Л. С., Вишнякова Т. А., Сдобнова Ю. А. Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев технических вузов. - М. : Высшая школа, 1972. - 376 с.

4. Балыхина Т. М., Василишина Т. И., Леонова Э. Н., Пугачев И. А. Русский язык. Основной курс: практическая грамматика для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей. - СПб. : Златоуст, 2011. - 417 с.

5. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2007. - 185 c.

6. Булков А. А. Повышение эффективности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах военно-воздушных сил России : дис. … канд. пед. наук. - М., 2007. - 351 с.

7. Васильева Т. В. Лингводидактическая концепция обучения русскому языку студентов-нефилологов первого курса со слабой языковой и предметной подготовкой в вузах инженерного профиля : дис. … канд. пед. наук. - М., 2000. - 233 с.

8. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение / Н. П. Андрюшина [и др.]. - М. - СПб. : Златоуст, 1999. - 36 с.

9. Гусева Л. Г. Дидактическое обеспечение профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных военнослужащих на этапе довузовской подготовки : дис. … канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 179 c.

10. Добровольская В. В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения // МИРС. - 2002. - № 4. - С. 27-30.

11. Дубинская E. К., Орлова Т. И. Русский язык будущему инженеру. Основной курс. - М., 1998.

12. Жуковская Е. Е., Золотова Г. А., Леонова Э. Н., Мотина Е. И. Учебник для студентов естественных и технических специальностей. 1-2 курсы. Практическая грамматика. - М. : Русский язык, 1984. - 336 с.

13. Зарицкий В. Н., Харкевич Л. А. Общая тактика : учеб. пособие. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2007. - 184 с.

14. Костерина Э. В. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения иностранных военнослужащих русскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 10 (40). - Ч. III. - С. 103-106.

15. Массалова А. Э. Особенности развития учебной мотивации на уроках русского языка как иностранного для военнослужащих инженерных специальностей // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 12. - С. 110-114.

16. Рябкова С. Л. Проблема формирования учебной мотивации у иностранных слушателей при обучении физике в системе предвузовской подготовки : дис.. канд. пед. наук. - Киров, 2003. - 234 c.

17. Стефанская A. B. Обучение профессиональному общению на русском языке иностранных инженеров в условиях их производственной деятельности : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 1999. - 277 с.

18. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. - 2-е изд. - СПб. : Златоуст, 2008. -128 с.

19. Шведова Л. П. Формирование коммуникативной компетенции в продуктивной письменной речи у студентов-иностранцев с учетом реальных ситуаций общения: подготовит. фак. : дис. … канд. пед. наук. - М., 1993. - 244 с.


Для цитирования:


Массалова А.Э., Дзюба Е.В. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ВОЕННОМ ВУЗЕ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(5):92-97.

For citation:


Massalova A.E., Dziuba E.V. FEATURES AND CONTENT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER MILITARY SCHOOL OF ENGINEERING PROFILE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(5):92-97. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)