Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ОТБОР МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ВЕДЕНИЮ НАУЧНОЙ ДИСКУССИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена научной дискуссии при обучении магистрантов. Особое внимание уделяется ее прагматическому потенциалу. Рассматривается проблема актуальности обучения студентов умению вести дискуссию на научную тему. Научная дискуссия изучается как форма международной научно-профессиональной деятельности и как результат обучения магистрантов иностранному языку. Определены способы подготовки магистрантов к ведению международной деятельности посредством обучения научной дискуссии. Выделяются цели обучения магистрантов иностранному языку, учитывающие их профессиональные интересы и современные требования к выпускникам магистратуры. Обучение в магистратуре предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в деловых и научных сферах с учетом особенностей приобретаемой профессии. Обосновывается необходимость обучения научной дискуссии при формировании коммуникативных навыков и умений. В статье делается акцент на том, что одной из актуальных задач обучения является развитие у магистрантов умения приводить аргументы, выражать собственную точку зрения, выражать согласие, несогласие, проводить анализ методической литературы на иностранном языке, выступать на международных конференциях. Анализируются структура, виды научной дискуссии и роль в обучении иностранному языку. Рассматривается методический материал, необходимый для формирования навыков и умений ведения научной дискуссии. Излагаются грамматические особенности стиля научной дискуссии. Выделены критерии отбора тем и предложен текстовый материал для обучения. Описывается введение научных лексических единиц в виде семантических полей. Проанализирован вопрос отбора лексики. Предлагается обобщенный план подготовки магистров к ведению научной дискуссии. Демонстрируется применение научной дискуссии в монологической и диалогической речи.

Об авторах

Л. Е. Зеленина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. М. Колесова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Аликаев Р. С. Язык науки в парадигме современной лингвистики. - Нальчик : Эль-Фа, 1999. - 317 с.

2. Анипкина Л. Н. Дискуссия как интерактивная форма обучения РКИ // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2014. - № 4. - С. 5-11.

3. Буженинов А. Э. Термины-метафоры в анатомической терминологии французского языка // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 10. - С. 124-129.

4. Виноградова О. С. Целесообразность использования проблемных методов в обучении иностранному языку на продвинутом этапе в специализированном вузе // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков : сб. материалов науч.-практ. конф. вузов Москвы. - М., 2002. - С. 52-64.

5. Волошина Н. В. Дебаты как речевой жанр в профессиональной деятельности учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Волошина Наталья Васильевна. - М., 2006. - 16 с.

6. Глазов А. Г. Научная дискуссия и функции преподавателя иностранных языков в ее организации и проведении // Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков : сб. статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 15 апр. 2015 г.). - Н. Новгород : Минин. ун-т, 2015. - С. 129-133.

7. Глазов А. Г. Организация научной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе // Профессиональная подготовка учителя иностранных языков в новых образовательных условиях : науч.-практ. конф. (Н. Новгород, 10 дек. 2014 г.). - Н. Новгород, 2015. - С. 29-34.

8. Горшкова Е. Е., Дубовик В. А. Коммуникативные основы дистанционного обучения иностранным языкам // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики : материалы ежегод. междунар. конф. (Екатеринбург, 5 февр. 2016 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - Ч. 3. - C. 28-37.

9. Гузикова В. В. Лингвистическая компетенция в рамках концепции терминологических фразеологизмов // Оптимизация процесса преподавания иностранных языков в неязыковом вузе : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2010. - С. 239-245.

10. Клобукова Л. П. Научная дискуссия как акт коммуникации (лингвометодический аспект) // Язык, сознание, коммуникация : сб. статей / под ред. В. В. Красных, А. И. Изотова. - М. : Филология, 1998. - Вып. 3. - С. 5-19.

11. Макарова Е. Л. Роль средств метакоммуникации в речевом аргументировании на иностранном языке // Вариативность в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. - М. : МГЛУ, 1996. - С. 76-83.

12. Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика. - 2010. - № 1. - С. 25-35.

13. Орешина Е. Е. Методика обучения обсуждению проблемы в форме дебатов : дис. канд. … пед. наук : 13.00.02 / Орешина Екатерина Евгеньевна. - Тамбов, 2008. - 187 с.

14. Походзей Г. В. Повышение уровня культурной гордости и самоуважения студентов с помощью использования соответствующих аутентичных материалов местного значения // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 10. - С. 79-83.

15. Сергеева Н. Н., Суетина А. И. Дискурс: дидактическая основа формирования стилистически обусловленных умений иноязычной речи // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 10. - С. 88-92.


Рецензия

Для цитирования:


Зеленина Л.Е., Колесова Е.М. ОТБОР МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ВЕДЕНИЮ НАУЧНОЙ ДИСКУССИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ. Педагогическое образование в России. 2018;(5):87-91.

For citation:


Zelenina L.E., Kolesova E.M. SELECTION OF TEACHING MATERIALS IN TRAINING MASTER STUDENTS TO CONDUCT A SCIENTIFIC DISCUSSION IN A FOREIGN LANGUAGE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(5):87-91. (In Russ.)

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)