Preview

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений родителей, чьи дети обучаются в средних образовательных учреждениях, о коммуникативной культуре учителя. Выборку составили 40 человек, из них 9 мужчин и 31 женщина, в возрасте от 32 до 55 лет, со среднеспециальным и высшим образованием. В работе использована исследовательская методика, направленная на изучение представлений испытуемых об уровнях коммуникативной культуры учителя, состоящая из 10 сложных педагогических ситуаций и способов поведения учителя в каждой из них. Родителям было необходимо соотнести предложенные способы поведения с уровнями коммуникативной культуры учителя. В результате был проведен анализ представлений родителей об уровнях коммуникативной культуры учителя, а именно коммуникативной безграмотности, коммуникативной грамотности, коммуникативной компетентности и коммуникативной креативности. Выявлено, что крайние уровни коммуникативной культуры учителя (коммуникативная безграмотность и коммуникативная креативность) дифференцируются в сознании родителей достаточно отчетливо, в то время как промежуточные вызывают трудности. Установлено, что наибольшие сложности вызвал у родителей уровень коммуникативной грамотности: к нему было отнесено наименьшее число способов поведения учителя. Сравнительный анализ полученных данных с результатами исследования представлений родителей о типах коммуникативного поведения учителя показал, что наблюдается взаимосвязь между уровнями коммуникативной культуры учителя и типами коммуникативного поведения учителя (конструктивным, деструктивным и амбивалентным), а именно уровень коммуникативной безграмотности связывается в сознании родителей с деструктивным типом коммуникативного поведения, в то время как уровень коммуникативной креативности соотносится скорее с конструктивным типом коммуникативного поведения учителя.

Об авторах

А. М. Вильгельм
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


А. В. Вильгельм
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Т. М. Садкина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Акмаева Е. А. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому взаимодействию с родителями : дис. … канд. пед. наук. - Самара, 2008. - 238 с.

2. Алферова Г. В. Формирование у студентов педвуза готовности к профессиональному общению с родителями : дис. … канд. пед. наук. - Астрахань, 1996. - 178 с.

3. Вильгельм А. М. Содержание и динамика представлений учителей о коммуникативной культуре : дис. … канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2013. - 189 с.

4. Вильгельм А. М. Экспертная оценка коммуникативной культуры педагога // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 4 (81). - С. 74-81.

5. Вильгельм А. М., Вильгельм А. В. Исследование представлений учащихся о коммуникативной культуре учителя // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 23. - № 1 (159). - С. 93-101.

6. Вильгельм А. М., Вильгельм А. В. Представления родителей о типах коммуникативного поведения учителя // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 168. - № 23 (4). - С. 119-127.

7. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005.- № 4. - С. 23-29.

8. Клименских М. В., Ершова И. А. Педагогические конфликты в школе : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 76 с.

9. Логинова И. А. Особенности социальных представлений о целях школьного образования в различных социальных группах : дис. … канд. психол. наук. - Самара, 2005. - 203 с.

10. Маркова А. К. Психология труда учителя : кн. для учителя. - М. : Просвещение,1993. - 192 с.

11. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы. - М. : Дело, 1994. - 216 с.

12. Мостовая С. Э. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе : дис. … канд. пед. наук. - Калининград, 2010. - 309 с.

13. Севастьянова Л. Н. Влияние восприятия ребенка учителем и родителем на оценку их взаимодействия : дис. … канд. пед. наук. - Волгоград, 1997. - 155 с.

14. Слепко Ю. Н. Оценка эффективности деятельности учителя различными участниками педагогического процесса : дис. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2006. - 204 с.

15. Соболь Н. В. Коммуникативная культура будущего специалиста: понятие, структура, особенности формирования // Педагогический журнал Башкортастана. - 2011. - № 1 (32). - С. 84-91.


Для цитирования:


Вильгельм А.М., Вильгельм А.В., Садкина Т.М. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(5):41-47.

For citation:


Vilgelm A.M., Vilgelm A.V., Sadkina T.M. PARENTS’ CONCEPTION OF CUMMUNICATIVE LEVEL OF A TEACHER. Pedagogical Education in Russia. 2018;(5):41-47. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)