Preview

ПОНЯТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «взаимодействие» в таких науках, как философия, психология, социология, педагогика. В качестве рабочего предлагается использовать определение из «Словаря нового педагогического мышления»: «Взаимодействие - это особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств или состояний; оно ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию». В специальной литературе используются такие синонимы: взаимосвязь, воздействие, совместная деятельность или действия и др. Рассматриваются виды взаимодействия: межличностное, социальное, педагогическое, информационное, психологическое, коммуникационное, а также виды взаимодействия образовательных организаций: информационное, административное, социальное, организационное, обеспечивающее, развивающее. Под управлением взаимодействием организаций вслед за Д. Ю. Корнеевым понимается «процесс, направленный на обеспечение участников проекта требуемой и реальной информацией, отображаемой не только в стандартизированном виде, но и допускающей ее последующий анализ и использование». Анализируются понятия «сетевая организация», «сетевое и несетевое взаимодействие». Сетевая организация - это тип организации, структура которой представляет собой свободную, гибкую, горизонтально организованную сеть принципиально равноправных, разных по выполняемым ролям и функциям, независимых партнеров. «Сетевое взаимодействие - система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» (М. Ю. Швецов, Л. Д. Алдар). Несетевое взаимодействие - это любое происходящее между образовательными учреждениями (ОУ) взаимодействие (конференции, педагогические совещания и другие совместные мероприятия); всякое взаимодействие между ОУ с использованием Интернета; взаимодействие, в котором ОУ информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности). Уточняется определение современного управления взаимодействием - это регулирование особых форм связей «между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате чего происходит изменение их исходных качеств или состояний, что ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию».

Об авторах

А. А. Симонова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


М. Ю. Дворникова
Уральский государственный педагогический университет; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения городского округа «Заречный» «Детский сад комбинированного вида “Детство”», структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида “Золотая рыбка”»
Россия


Список литературы

1. Аветисян Г. В. Соотношение управления и взаимодействия // Вестник университета. - 2017. - № 5. - С. 5-9.

2. Бежовец В. Э.Управление взаимодействием в организации: коммуникативные стратегии и универсальная модель развития коммуникативных навыков // Вестник института экономики и управления НОВГУ. - 2015. - №3 (19). - С. 12-18.

3. Бирюкова Е. Л.Роль структурного подхода в управлении образовательными организациями // Вестник Тогирро. - 2013. - №3 (27). - С. 11-12.

4. Бугрова Н. С.Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. … канд. пед. наук. - Омск, 2009.

5. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие. - М. : АПКиППРО, 2007.

6. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П.Стратегическое управление: учеб. - М. : Омега-Л, 2004. - 472 с.

7. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н.Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 11-17.

8. Жуковицкая Н. Н.Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2008. - С. 205-209.

9. Киуру Е. А.Теоретические основы управления социальным партнерством // Управление современным дошкольным образовательным учреждением. - Вологда: Центр ВИРО, 2004. - С. 23-27.

10. Корнеев Д. Ю. Решение задач управления взаимодействиями в проектах создания морских нефтегазовых сооружений с использованием информационной системы Integraph SPO Project Execution // Автоматизация и IT в нефтегазовой отрасли. - 2014. - № 2. - С. 24-28.

11. Коротаева Е. В.Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве: научная школа Е. В. Коротаевой // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 2 - С. 195-199.

12. Коротаева Е. В.Педагогические взаимодействия и технологии / Урал. гос. пед. ун-т. - М. : Academia, 2007. - 256 с. -(Монографические исследования: педагогика).

13. Коротаева Е. В.Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции // Педагогическое образование. - 2007. - №1. - С. 73-83.

14. Лобок А. М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название? // Журнал руководителя управления образованием. - 2014. - № 7.

15. Швецов М. Ю., Алдар Л. Д.Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. - 2012. - С. 33-38.

16. Энциклопедии & словари [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: enc-dic.com.


Для цитирования:


Симонова А.А., Дворникова М.Ю. ПОНЯТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Педагогическое образование в России. 2018;(5):35-40.

For citation:


Simonova A.A., Dvornikova M.Yu. THE CONCEPT OF NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(5):35-40. (In Russ.)

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)