Preview

РЕАЛИЗАЦИЯ СЕМЕЙНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Полный текст:

Аннотация

В статье представлена краткая характеристика новых перспективных направлений психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, возникших в течение последнего десятилетия, акцентируется внимание на реализации семейно-центрированного подхода в работе с детьми раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии и их родителями. Реализация семейно-центрированного подхода рассматривается в практическом плане на основе экспериментального исследования, проходившего на базе дошкольных отделений образовательных организаций г. Москвы, в котором принимали участие дети раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их матери. Параллельно с изучением коммуникативных умений детей было проведено исследование психолого-педагогической компетентности родителей и их мотивационной готовности продуктивно помочь своему ребенку с отклонениями в развитии в адаптации к окружающему миру. Диагностика представлена в варианте анкетирования и тестирования, в результате которого был выявлен разновариативный уровень психолого-педагогической компетентности матерей в вопросах онтогенеза и дизонтогенеза развития детей первых лет жизни и дошкольного возраста, уточнен запрос родителей в отношении проблем развития их детей, определен уровень беспокойства матерей по поводу проблем развития их детей. На основе результатов диагностики были выделены четыре группы родителей с учетом уровня психолого-педагогической компетентности и отношения к проблемам своего ребенка. В статье представлены основные направления и содержание консультативной работы с родителями, охарактеризованы основные аспекты проведенного с ними специального обучения, проанализированы полученные результаты. Изменение системы личностных ценностей родителей, их отношения к проблемам своего ребенка и активное включение в коррекционно-развивающий процесс является залогом успешного процесса абилитации и социализации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Об авторе

Л. Б. Астахова
Московский городской педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Григоренко Н. Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 26-38.

2. Григоренко Н. Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней помощи) // Специальное образование. - 2011. - № 1. - С. 34-41.

3. Григоренко Н. Ю. Логопедическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 26-38.

4. Григоренко Н. Ю. Оказание логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии в условиях инклюзии на основе реализации междисциплинарного подхода // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии : мат-лы IX Междунар. теорет.-методолог. семинара (Москва, 16 марта 2017 года). - М. : МГПУ, 2017. - С. 193-200.

5. Григоренко Н. Ю. Основные направления и содержание логопедической помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии на базе дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты : междунар. сб. науч. тр. / под ред. С. М. Валявко. - М. : Спутник+, 2011. - С. 62-70.

6. Григоренко Н. Ю., Астахова Л. Б. Технологии стимуляции развития речевой и двигательной сфер у детей первых лет жизни в условиях новых форм дошкольных образовательных учреждений // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи науч. редакторы И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. - Екатеринбург : УрГПУ, 2013. - С. 66-75.

7. Исенина Е. И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств материи // Журнал практического психолога. Тематический выпуск : Перинатальная психология и психология родительства. - 2003. - № 4 -5. - С. 49-63.

8. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие. - М. : Просвещение, 2008. - 239 с.

9. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. - 1961. - № 3. - 117 с.

10. Ляксо Е. Е. Речевое развитие ребенка в диаде «мать-ребенок» на ранних этапах онтогенеза : автореф. дис. … докт. биол. наук. - СПб., 2004. - 32 с.

11. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики (Обсуждаем проблему) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - C. 3-9.

12. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации : монография. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 208 с.

13. Разенкова Ю. А. Система ранней комплексной помощи: поиск основных векторов развития. - М. : Карапуз, 2011. - 144 с.

14. Тюрина Н. Ш. Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста : автореф. … канд. пед. наук. - М., 2008. - 22 с.

15. Югова О. В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи : автореф. дис.. канд. пед. наук. - М. : Моск. гор. пед. ун-т, 2012. - 24 c.


Для цитирования:


Астахова Л.Б. РЕАЛИЗАЦИЯ СЕМЕЙНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ. Педагогическое образование в России. 2018;(4):113-119.

For citation:


Astakhova L.B. IMPLEMENTATION OF FAMILY-CENTERED CARE APPROACH IN SPEECH THERAPY SUPPORT FOR toddlers, PRESCHOOLers AND THEIR PARENTS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(4):113-119. (In Russ.)

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)