Preview

О методике преподавания математики в гуманитарном ВУЗе для студентов с разным уровнем довузовской подготовки

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы преподавания математики в высшем учебном заведении для студентов гуманитарных направлений в условиях новых образовательных стандартов и сокращения часов, выделенных на изучение дисциплины. Приведены результаты внедрения в НГЛУ учебно-методического комплекса, основанного на сочетании контактной работы со студентами и дистанционных методов обучения на базе современной e-Learning системы. Целью проводимого исследования является эмпирическое подтверждение гипотезы о повышении качества освоения материала студентами при систематическом использовании инновационных форм обучения, основанных на применении дистанционных образовательных технологий и на индивидуальном подходе к каждому студенту. В частности, рассматривается пример создания учебно-методического комплекса с учетом разного уровня математической подготовки студентов-первокурсников с целью ее выравнивания и достижения требуемых результатов обучения. Приводится описание структуры разработанного авторами комплексного курса, сочетающего в себе разноуровневые обучающие модули, оценочно-контрольные и интерактивные элементы, описаны принципы работы с курсом, представлены итоги трехлетнего опыта преподавания дисциплины в НГЛУ. Анализируются показатели успеваемости студентов, развития их самостоятельной познавательной активности. Акцентируется внимание на изменении отношения и преодолении студентами-гуманитариями психологических барьеров по отношению к точным наукам, созданных за годы обучения в школе. Исследование результатов эксперимента проводилось по данным экзаменационных сессий, тестирования остаточных знаний студентов, входного и результирующего анкетирования. Анализ результатов позволяет говорить об очевидных положительных изменениях по всем рассматриваемым показателям: существенном улучшении успеваемости студентов по математике, преодолении трудностей в обучении, повышении уровня самостоятельной познавательной активности. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать о важности и необходимости использовать новые методики обучения при организации образовательного процесса в вузах, расширяя классическое понятие информационно-обучающей среды с помощью современных дистанционных технологий на базе e-Learning платформ.

Об авторах

В. А. Никольская
Нижегородский лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова
Россия


О. Я. Родькина
Нижегородский лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова
Россия


Список литературы

1. Газизова Н. Н., Никонова Г. А., Никонова Н. В. Учебно-методический комплект по математике для студентов технологического университета // Высшее образование в России. - 2018. - № 2. - С. 56-61.

2. Григорьев В. Ю. Подходы к определению роли информатизации в системе показателей качества высшего образования // Вестник РУДН. Серия : Информатизация образования. - 2017. - Т. 14. - № 4. - С. 418-429.

3. Загитова Л. Р. Практико-ориентированное математическое образование // Высшее образование в России. - 2016. - № 8-9 (204). - С. 123-127.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 22.03.2018).

5. Никольская В. А. Родькина О. Я. Информационные технологии как эффективный инструмент организации обучения студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Н.Новгород, 15 декабря 2015 г.). - Н. Новгород : Изд-во Нижегород. гос. пед. ун-та им. К. Минина, 2015. - С. 54-59.

6. Никольская В. А., Родькина О. Я. Дистанционные образовательные технологии как основной инструмент организации и контроля самостоятельной работы студентов вузов // Фундаментальная и прикладная наука: основные итоги 2015 : мат-лы ежегод. междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 16-17 декабря 2015 г.). - СПб. - NorthCharleston, SC, USA, 2015. - С. 156-167.

7. Никольская В. А., Родькина О. Я. Возможности и перспективы использования системы Moodle для организации и контроля самостоятельной работы студентов в процессе перехода к балльно-рейтинговой системе : мат-лы междунар. конф. «Обучение, тестирование, оценка». - Н. Новгород : НГЛУ, 2014. - С. 123-129.

8. Никольская В. А., Родькина О. Я. Дистанционное обучение как эффективный инструмент управления качеством подготовки студентов // Нижегородское образование. - 2017. - № 1. - С. 90-95.

9. Никольская В. А., Родькина О. Я. Использование дистанционных информационных технологий в НГЛУ им. Н. А. Добролюбова на примере подготовки студентов гуманитарных направлений // Успехи современной науки и образования. - 2017. - № 5. - Т. 2. - С. 19-24.

10. Никольская В. А., Родькина О. Я. Применение современных систем дистанционного обучения в образовательном процессе вузов для практической реализации новых требований стандартов последнего поколения ФГОС 3+ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2017. - № 28 (249). - Вып. 32. - С. 147-156.

11. Письмо Минобрнауки России «О методических рекомендациях» от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру. - Режим доступа: http://edu.garant.ru/relevant/docs/649911 (дата обращения: 23.03.2018).

12. Приказ № 997 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавриата) от 11.08.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/420301.pdf (дата обращения: 22.03.2018).

13. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/420301_B_3plus_ 05052017.pdf (дата обращения: 22.03.2018).

14. Распоряжение Министерства связи и массовых коммуникаций России «Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”» [Электронный ресурс] от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - Режим доступа: http://government.ru/docs/28653 (дата обращения: 23.03.2018).

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция развития математического образования в Российской Федерации» от 24 декабря 2013 г. № 2506-p. - г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.минобрнауки.рф./документы/3894 (дата обращения: 22.03.2018).

16. Розов Н. Х. Мысли о преподавании математики гуманитариям, возникшие при чтении одного учебного пособия // Математика в высшем образовании. - 2012. - № 10. - C. 57-66.

17. Успенский В. А. Математическое и гуманитарное: преодоление барьера. - М. : МЦНМО, 2012.


Для цитирования:


Никольская В.А., Родькина О.Я. О методике преподавания математики в гуманитарном ВУЗе для студентов с разным уровнем довузовской подготовки. Педагогическое образование в России. 2018;(4):91-99.

For citation:


Nikolskaya V.A., Rodkina O.Ya. The problems of teaching mathematics in a humanitarian university for students with different levels of pre-university training. Pedagogical Education in Russia. 2018;(4):91-99. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)