Preview

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ У УЧЕНИКОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

Полный текст:

Аннотация

В статье описывается методика формирования умения решать физические задачи у учащихся национальных школ Республики Тыва (РТ). Одной из актуальных в методике преподавания физики проблем является обучение учащихся решению физических задач. Это объясняется не только сложностью данного вида деятельности для учащихся, но и некоторыми недостатками методики формирования у учащихся умения решать физические задачи. Методика решения учебных задач по физике является хорошо развитой областью дидактики, но традиционная методика нуждается в адаптации к современным требованиям к выпускникам школ и расстановке соответствующих акцентов в образовательном процессе, таких как учет региональных, этнопсихологических особенностей обучающихся. Озвученная выше проблема особо остро стоит в национальных школах, потому что у детей национальных школ республики существует еще одна актуальная проблема - языковой барьер. Авторская методика основана на алгоритмическом методе с использованием билингвального подхода и теории планомерно поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. При разработке методики учитывались национально-региональные, этно-психологические особенности учащихся тувинских школ, и обучение осуществлялось с опорой на родной язык. В статье анализируется обоснованность использования данной методики в учебном процессе национальных школ. Эффективность описанной методики формирования умений решения физических задач у тувинских учащихся подтверждена в дидактическом эксперименте, проведенном в национальной гимназии № 9 г. Кызыла Республики Тыва. Для статистической обработки результатов эксперимента были применены критерии: Q Розенбаума, U Манна - Уитни, Т Вилкоксона, Медианный критерий m, φ*- угловое преобразование Фишера.

Об авторе

Ш. С. Чооду
Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского
Россия


Список литературы

1. Будук-оол Л. К. Этнопсихофизиологичексие особенности студентов тувинской и русской национальностей // Вестник ОГУ. - 2009. - № 1. - С. 91-95.

2. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 160 с.

3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М. : Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.

4. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / под ред. Н. И. Чуприковой. - М. : Институт прикладной психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 416 с.

5. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении / под общ. ред. и со вступ. статьей Б. В. Гнеденко и Б. В. Бирюкова. - М. : Просвещение, 1966. - 524 с.

6. Ланкина М. П., Эйсмонт Н. Г., Дубенский Ю. П. Активизация умственной деятельности учащихся: моделирование обучения физике : монография. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. - 148 с.

7. Ларченкова Л. А. Методическая система обучения решению физических задач в средней школе : монография. - СПб. : Изд-воРГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 156 с.

8. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике : науч.-метод. пособ. для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. раб., занимающихся вопросами методики пед. исследований. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 200 с.

9. Назын-оол М. В. Этнокультурные особенности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста : дис. … канд. психол. наук. - М., 2005. - 215 с.

10. Саая Х. М. Методика осуществления преемственности в обучении физике при переходе с родного на русский язык в национальных школах Тувинской АССР. : дис.. канд. пед. наук. - М., 1985. - 146 с.

11. Слепцова Р. Р. Методика обучения физике в 7-9 классах национальной школы (На примере школы Республики Саха, Якутия) : дис.. канд. пед. наук. - М., 2003. - 190 c.

12. Смирнова З. М. Билингвальный подход к преподаванию физики // Физика в школе. - 2010. - № 2. - С. 8-12.

13. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование умений и навыков учащихся на уроках физики. - М. : Просвещение, 1988. - 112 с.

14. Чооду Ш. С.-М. Модель формирования умения решать физические задачи у учащихся национальных школ Республики Тыва // Педагогическое бразование в России. - 2016. - № 9. - С. 104-110.

15. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич ; Акад. наук СССР, Отд-ние лит. и яз., комис. по истории филол. наук. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - 427 с.


Для цитирования:


Чооду Ш.С. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ У УЧЕНИКОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ. Педагогическое образование в России. 2018;(4):62-69.

For citation:


Choodu S.S. METHOD OF FORMation of ABILITY TO SOLVE PHYSICAL PROBLEMS AMONG PUPILS OF THE NATIONAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF TYVA. Pedagogical Education in Russia. 2018;(4):62-69. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)