Preview

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Полный текст:

Аннотация

Дошкольному образованию в Китайской Народной Республике уделяют достаточно серьезное внимание, так как основы, заложенные в дошкольном детстве, могут и должны стать условием прогрессивного развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Современная система дошкольного образования Китая сегодня имеет законодательную базу, различные виды дошкольных упреждений, регламент деятельности в детских садах, систему подготовки кадров для дошкольной ступени, научно-методическую базу и т.д. Однако перечисленные достижения стали результатом непростого пути становления и развития дошкольного образования на территории Китая. Изучение истории и соответствующих документов позволило выделить пять этапов в становлении системы дошкольного образования: 1903-1948 гг. - пропедевтический; 1949-1965 гг. - репродуктивный; 1966-1976 гг. - автономный; 1977-2000 гг. - интегративно-накопительный; с 2001 г. по настоящее время - интегративно-продуктивный. Основанием для выделения этапов послужили следующие показатели: историко-политические условия развития Китая; нормативные документы, регламентирующие деятельность системы образования в целом и детских садов в частности; программно-методическое обеспечение; подготовка профессиональных кадров. Очевидно, что на первом, пропедевтическом этапе, вышеназванные показатели или отсутствуют, или существуют в качестве эпизода, исключения. Второй этап характеризуется максимальной опорой на опыт развития дошкольного образования в Советском Союзе, в связи с этим и название данного этапа - репродуктивный. Следующий этап, совпавший с китайской Культурной революцией, согласно философскому закону «отрицания отрицания», практически нивелировал все достижения этой области, достигнутые на предыдущем этапе. Однако с изменением политического климата в Китае после 1977 г. в дошкольном образовании наметились серьезные изменения, связанные с творческим заимствованием опыта работы зарубежных стран в области дошкольной педагогики. И наконец, в XXI в. в Китае стала явственно формироваться своя система дошкольного образования, усвоившая лучшие достижения прошлого и настоящего, но не потерявшая своей национальной индивидуальности и специфики.

Об авторах

Цин Хэ
Цзилиньский институт иностранных языков «Хуацяо»
Россия


Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. С. Белоусова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Белоусова С. С. Современное дошкольное образование в Китайской Народной Республике // Новый подход в развитии инноваций в России : сборник мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 27 января 2018 г.). - Иркутск : Научное партнерство «Апекс», 2018. - С. 36-38.

2. История Китая : учеб. для вузов / Л. С. Васильев, З. Г. Лапина, А. В. Меликсетов, А. А. Писарев ; отв. ред. А. В. Меликсетова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - С. 751.

3. Коротаева Е. В., Цин Хэ, Белоусова С. К вопросам патриотического воспитания детей в детских садах России и Китая // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 170-174.

4. Мэн Сяоюань. О дошкольном образовании в Китае // Педагогическое образование: традиции и инновации : мат-лы Всерос. студ. форума, посвященного 200-летию педагогического образования в Поволжье (Казань, 3-5 октября 2012 г.) / науч. ред. Л. Р. Фарутдинова. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2012. - С. 34-35.

5. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия, 1993. - Т. I. - С. 555.

6. Семенова С. С. Образование в Китае: история и современность [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-kitae-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 25.04.2017).

7. Хасай Мао Цзэдун Цитаты и Афоризмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.stihi.ru/2015/06/09/4193 (дата обращения: 07.04.2018).

8. Цзун Ч. Ц. Дошкольное образование в Китае: Опыт развития образовательной системы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 - 1. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18235 (дата обращения: 19.04.2017).

9. Чжан Лисин. Особенности организации дошкольного образования в КНР // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 95-104.

10. Чжан Лисин. Очерк истории дошкольного образования в Китае [Электронный ресурс] // Преподаватель ХХI век. - 2010. - № 4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-istorii-doshkolnogo-obrazovaniya-v-kitae (дата обращения: 16.05.2017).

11. 王里 中国学前教育历史 北京师范大学出 版社 1990. Ван Ли. История дошкольного образования в Китае. - Пекин : Изд-во Пекинского педагогического университета, 1990. - С. 348.

12. 国家中长期教育改革和发展规划纲要2010-2020年)Государственный среднесрочный и долгосрочный план реформ и развития образования [принят в 2010 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.china.org.cn (дата обращения: 25.04.2017).

13. 幼儿园教育指导纲要(试行)Директивная программа по дошкольному образованию (экспериментальный вариант) [принята в 2001 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.moe.gov.cn// publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_309/200412/1506.html (дата обращения: 16.03.2018).


Для цитирования:


Цин Хэ ., Коротаева Е.В., Белоусова С.С. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(4):55-61.

For citation:


Qing He ., Korotayeva E.V., Belousova S.S. PRESCHOOL EDUCATION IN CHINA: STAGES OF DEVELOPMENT. Pedagogical Education in Russia. 2018;(4):55-61. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)