Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_24

Полный текст:

Аннотация

В своей статье авторы, ориентируясь на многочисленные исследования последних лет, предпринятых в различных дисциплинах социально-гуманитарного цикла (педагогике, психологии и социологии), продолжают подчеркивать актуальность и остросоциальный характер феномена школьного буллинга. Уже достаточно широко изученное социальное явление на Западе сегодня приобретает новые черты и особую специфику проявления в современном российском образовательном пространстве. Эти процессы прежде всего связаны с институциональными и системными трансформациями в самом образовании. Кроме того, они происходят на основе воздействия на него агрессивной медиасреды, широкого внедрения цифровых технологий и, как следствие, влияния разного рода информационных угроз и рисков, сопровождающихся высоким уровнем социальной напряженности последних нескольких лет. В связи с этим становится важным вновь актуализировать вопрос о возможностях современного изучения буллинга в российских школах с точки зрения оптимальных и доступных исследовательских методов, технологий и методических практик, учитывающих данные процессы.
Авторы в статье рассматривают общие и особенные черты отечественных и зарубежных научных традиций, сложившиеся при выборе исследователями методов эмпирического изучения школьного буллинга. Проведя обзор ряда описанных в научной литературе методик психолого-педагогической направленности, авторы формулируют предположения по совершенствованию самого набора методик посредством установления междисциплинарных связей, обсуждают процессы экспериментального комбинирования различных стратегий в изучении школьного буллинга в современном образовательном пространстве (количественная и качественная исследовательские стратегии), а также прогнозируют возможные варианты сочетания методов сбора первичной социальной информации для повышения ее надежности и достоверности в сенситивном предметном поле.

Об авторах

А. С. Лавров
Уральский государственный педагогический университет
Россия

студент Института общественных наук

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Е. В. Шалагина
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Шалагина Елена Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и культурологии

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Гребенникова, О. А. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников / О. А. Гребенникова // Концепт . – 2017. – № S9. – С. 16.

2. Петросянц, В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В. Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – Вып. 6 (108). – С. 151-154.

3. «Пока мы говорим, что ненависть обусловлена инстинктами, человек не перестанет ненавидеть». – URL: https://ioe.hse.ru/news/214755543.html (дата обращения: 25.10.2021). – Текст : электронный.

4. Реан, А. А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социоэкономических факторов / А. А. Реан // Мир психологии. – 2019. – Т. 97, № 1. – С. 165-177.

5. «Российские школьники: политические, сексуальные и карьерные предпочтения». – URL: http://m-p-a.ru/myi-schitaem-2.html (дата обращения: 20.10.2021). – Текст : электронный.

6. Сафронова, М. В. Буллинг в образовательной среде – мифы и реальность / М. В. Сафронова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 3 (46). – С. 182.

7. Собкин, В. С. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) / В. С. Собкин // Социальная психология и общество. – 2014. – Т. 5, № 2. – С. 71-86.

8. Татарова, Г. Г. Методологическая травма социолога. К вопросу об интеграции знания / Г. Г. Татарова // Социологические исследования. – 2006. – № 9. – С. 3-11.

9. Толстова, Ю. Н. Качественная и количественная стратегии: эмпирическое исследование как измерение в широком смысле / Ю. Н. Толстова // Социологические исследования. – 2000. – № 10. – С. 101-109.

10. Хван, А. А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте психологического здоровья / А. А. Хван // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2015. – № 2 (38). – С. 182-189.

11. ЮНЕСКО: травлю в школах можно изжить. – URL: https://news.un.org/ru/story/2019/01/1347462 (дата обращения: 02.11.2021). – Текст : электронный.

12. DeCamp, W. From bullied to deviant: The victim – offender overlap among bullying victims / W. DeCamp // Youth violence juvenile justice. – 2015. – Vol. 13, No. 1. – P. 7-8.

13. Olweus, D. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys / D. Olweus. – Hemisphere, 1978.

14. Olweus, D. Bully/victim problems among schoolchildren: Basic facts and effects of a school based intervention program / D. Olweus // The development and treatment of childhood aggression. – 1991. – Vol. 17. – Р. 411–448.

15. Violence in Schools. The Responce in Europe / ed. by P. K. Smith. – London : Routledge Falmer, 2003.


Рецензия

Для цитирования:


Лавров А.С., Шалагина Е.В. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):204-210. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_24

For citation:


Lavrov A.S., Shalagina E.V. FEATURES OF THE STUDY OF SCHOOL BULLYING IN FOREIGN AND DOMESTIC SCIENTIFIC TRADITIONS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):204-210. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_24

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)