Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВАНДАЛИЗМЕ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_23

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются представления узбекской городской молодежи относительно допустимости вандализма. Отмечается, что вандализм является экономически неблагоприятным и социально-деструктивным явлением, обсуждается необходимость противодействия вандальному поведению. Предполагается, что вандализм выступает формой адаптации жителей к городскому пространству и выражается в его конструктивном и деструктивном преобразовании. Предметом исследования выступают социально-культурные представления молодежи относительно допустимости вандализма. Предполагая, что они влияют на отношение к вандализму и регулируют вандальное поведение, авторы изучают особенности представлений российской и узбекской молодежи.
Эмпирическое исследование нацелено на изучение субъективной ценности социально-культурных объектов городской среды и атрибуции причин вандальных действий. Выборка исследования включает 186 человек, из них узбеков – 97 человек (ср. возраст = 21,2 года, SD = 1,4 года), русских — 99 человек (ср. возраст = 21,9 года, SD = 1,7 года). Все являются студентами вузов г. Санкт-Петербурга, г. Екатеринбурга. Группы сбалансированы по полу, возрасту и социокультурному уровню.
Методами исследования выступают: анкета, изучающая восприятие городских объектов, подвергшихся вандализму (памятник, стена дома, автомобиль), а также собирающая мнения относительно причин вандальных действий. Статистическая обработка проводится методами дескриптивной статистики, эффект различий оценивался с помощью χ2 Пирсона.
Результаты показывают, что в сравнении с русской молодежью узбекской свойственен более высокий уровень отрицания вандализма по отношению ко всем объектам городской среды, вне зависимости от их ценности. Объяснение этому дается через существование системы мер предупреждения вандализма по отношению к объектам культурного наследия в Республике Узбекистан. Различий в отношении к вандализму объектов общего пользования в выборках не установлено, что свидетельствует о допустимости бытового вандализма, подчеркивает возможность профилактического воздействия на представления молодежи о вандализме. Итогом исследования стало уточнение представлений о регуляции вандального поведения узбекской молодежи, целесообразности разработки механизмов общественного влияния и контроля для снижения вандальной пораженности российских городов.

Об авторах

К. В. Злоказов
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Злоказов Кирилл Витальевич, кандидат психологических наук, докторант

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Р. Ю. Порозов
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Порозов Роман Юрьевич, кандидат культурологии, доцент

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Воробьева, И. В. Вандализм в городской среде: девиация или коммуникация : монография / И. В. Воробьева, К. В. Злоказов, О. В. Кружкова, А. Г. Оболенская, Р. Ю. Порозов, Д. В. Руденкин, И. А. Симонова ; УрГПУ. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 200 с.

2. Воробьева, И. В. Субъектогенез и границы субъектности и их роль в формировании вандального поведения/ И. В. Воробьева // Конфликтогенность современности / УрГПУ. – Екатеринбург : [б. и.], 2014. – С. 102-118.

3. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. – Москва : Изд-во МГУ, 1984. – С. 41.

4. Гурова, О. В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема / О. В. Гурова // Образование и наука. – 2018. – № 10. – С. 76-94.

5. Злоказов, К. В. Закономерности восприятия вандальных действий молодежью, проживающей в городах и поселках / К. В. Злоказов // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / под ред. А. Асмолова. – Москва : Изд. дом ЯСК, 2018. – С. 71-73.

6. Злоказов, К. В. Криминологическая характеристика и направления профилактики вандального поведения / К. В. Злоказов // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики». – СанктПетербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2019. – С. 146-149.

7. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. – 189 с.

8. Кружкова, О. В. Функции вандализма в молодежном поведении: от личности к обществу / О. В. Кружкова, И. В. Воробьева, Р. Ю. Порозов, Б. Зарбова // Образование и наука. – 2018. – № 20 (10). – С. 95-120.

9. Панов, В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии : монография / В. И. Панов. – Москва : Наука, 2004. – 411 с.

10. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Наука, 1997. – 189 c.

11. Руденкин, Д. В. Молодежный вандализм в среде мегаполиса: границы нормы и девиации / Д. В. Руденкин, И. В. Воробьева, О. В. Кружкова, М. С. Кривощекова // Образование и наука. – 2018. – № 20 (2). – С. 125-146.

12. Ташланов, Т. Проблемы мировоззренческого воспитания молодежи в регионах традиционного распространения ислама (на материалах республик Средней Азии) : 09.00.06 : автореф. дис. … д-ра филос. наук / Ташланов Т. – Ташкент, 1992. – 44 с.

13. Ceccato, V. Assessing the geography of vandalism: Evidence from a Swedish city / V. Ceccato, R. Haining // Urban Studies. – 2005. – № 4 (29). – P.1637-1656.

14. Cohen, S. Destruction of property: motives and meanings / S. Cohen // Vandalism / ed. by C. Ward. – London : The Architectural Press, 1973. – P. 23-53.

15. Long, M. Introduction / M. Long, R. H. Burke // Vandalism and Anti-Social Behaviour. Critical Criminological Perspectives. – London : Palgrave Macmillan, 2015.

16. Maerz, S. F. Ma’naviyat in Uzbekistan: an ideological extrication from its Soviet past? / S. F. Maerz // Journal of Political Ideologies. – 2018. – No. 23:2. – P. 205-222. – DOI: 10.1080/13569317.2018.1419448.


Рецензия

Для цитирования:


Злоказов К.В., Порозов Р.Ю. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВАНДАЛИЗМЕ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):195-203. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_23

For citation:


Zlokazov K.V., Porozov R.Yu. VANDALISM PERCEPTIONS OF URBAN YOUTH IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: A COMPARATIVE ANALYSIS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):195-203. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_23

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)