Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_22

Полный текст:

Аннотация

Проблема социально-психологической адаптации студентов остро встала перед системой образования во время массового перехода на дистанционные формы обучения в связи с пандемией. Так как копинг-стратегии являются, с одной стороны, важным предиктором адаптации, а с другой – ее результатом, было принято решение исследовать социально-психологическую адаптацию первокурсников (2020/2021 уч. г.) и копинг-стратегии, которые они использовали во время зимней сессии. Результаты сравнивались с показателями студентов третьего курса, чьи адаптационные процессы должны были уже завершиться. В качестве эмпирических методов исследования были использованы методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман, «Тест экзаменационной тревожности» Р. Элперта и Р. Н. Хейбера. Результаты психодиагностики были сопоставлены со средним баллом сессии. В исследовании приняли участие 81 студент департамента психологии УрФУ 1-го (47 человек) и 3-го курсов (34 человека). У первокурсников были выявлены достоверно более высокие показатели экстернальности и тревожности, мешающей достижениям, чем у студентов 3-го курса. Самыми популярными копинг-стратегиями на обоих курсах оказались планирование решения проблемы, принятие ответственности и поиск социальной поддержки. Было обнаружено, что среди первокурсников копинг-стратегии имеют более разнообразные связи с параметрами адаптации, а также средний балл по сессии связан с копинг-стратегиями «положительная переоценка» и «самоконтроль», тогда как у студентов 3-го курса успеваемость оказалась связана только с параметрами адаптации. Делается вывод о том, что копинг-механизмы имеют большое значение для адаптации студентов на первом курсе, а успеваемость не является признаком хорошей социально-психологической адаптации студентов.

Об авторах

Л. И. Забара
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Забара Людмила Ивановна, кандидат философских наук, доцент, директор научно-образовательного центра экспертиз, продвижения русского языка и культуры

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Ю. В. Лебедева
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Лебедева Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования

620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



Н. А. Шабанова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Шабанова Наталья Александровна, магистрант департамента психологии

620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



Список литературы

1. Андреева, Д. А. О понятии адаптации. Исследования адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д. А. Андреева // Человек и общество. – Ленинград, 1973. – С. 62-69. – (Учен. зап. / ЛГУ ; вып. XIII).

2. Васильева, С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения / С. В. Васильева // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

3. Виноградова, А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А. А. Виноградова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 3 (51). – С. 37-48.

4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 336 с.

5. Дубовицкая, Т. Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе / Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова. – Текст : электронный // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – URL: https://psyjournals.ru/files/27814/psyedu_ru_2010_2_Dubovitskaya_Krilova.pdf.

6. Красильников, И. А. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов / И. А. Красильников, В. В. Константинов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11, № 4 (4). – С. 932-938.

7. Кучина, З. Б. Совладание с экзаменационным стрессом у студентов вуза (на примере интернетэкзамена) / З. Б. Кучина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2009. – Т. 15, № 4. – С. 225-232.

8. Малкина-Пых, И. Г. Стратегии поведения при стрессе / И. Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. –№ 12. – С. 15-25.

9. Малышев, И. В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копингповеденческих стратегий учащихся и студентов / И. В. Малышев // Известия Саратовского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – Т. 12, № 3. – С. 48-59.

10. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. НартоваБочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18, № 5. – С. 20-30.

11. Никифоров, В. И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения : учеб.-метод. пособие / В. И. Никифоров, А. И. Сурыгин. – Санкт-Петербург : Изд-во Политех. ун-та, 2009. – 141 с.

12. Пейсахов, Н. М. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Н. М. Пейсахов. – Казань, 1997. – 346 с.

13. Трошихин, В. В. Профессиональная и социальная адаптация студентов: концептуальная модель и жизненная стратегия : монография / В. В. Трошихин, И. А. Коденко. – Белгород : Изд-во Белгородского ун-та кооперации, экономики и права, 2014. – 200 с.

14. Шмакова, Н. А. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и копинг-стратегии у менеджеров / Н. А. Шмакова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2013. – № 16 (676). – С. 193-202.

15. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю. В. Щербатых. – Москва : Эксмо, 2002. – 213 с.

16. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции : учеб. пособие / Ю. В. Щербатых. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 256 с.

17. Щербатых, Ю. В. Экзамен и здоровье / Ю. В. Щербатых // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 111-115.

18. Amirkhan, J. H. Seeking person-related predictors of coping: Exploratory analyses / J. H. Amirkhan // European Journal of Personality. – 1994. – No. 8 (1). – P. 13-30.


Рецензия

Для цитирования:


Забара Л.И., Лебедева Ю.В., Шабанова Н.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):185-194. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_22

For citation:


Zabara L.I., Lebedeva J.V., Shabanova N.A. SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO THE UNIVERSITY FOR STUDENTS OF THE DEPARTMTNT OF PSYCHOLOGY. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):185-194. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_22

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)