Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ШКОЛЬНЫЙ ВАНДАЛИЗМ: АНАЛИЗ ОПЫТА РОССИИ И ГЕРМАНИИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_21

Полный текст:

Аннотация

Увеличение работ, посвященных исследованию феномена «вандализм», говорит о разрастании данного явления. Если ранее фокус его рассмотрения ограничивался сферой права, а сам вандализм позиционировался как объект изучения юриспруденции, то сейчас проблема вандализма стала актуальной и для психологических, педагогических, культурологических, социологических и многих других научных отраслей. Проблема вандализма не имеет четко выраженной национальности, в любом государстве данный феномен ассоциируется с несанкционированным разрушением, осквернением и иными видами порчи инфраструктуры окружающего человека пространства.
В настоящей статье утверждается, что свое начало вандализм берет со школьной скамьи, когда школьники разрисовывают учебники, парты, стены, отвинчивают болты у школьной мебели и выбивают ногами двери. Цель авторов статьи заключалась в сравнении форм вандального поведения и мер его профилактики в школах России и Германии.
Несмотря на принадлежность к разным культурным, аксиологическим и интеллектуальным традициям, российских и немецких школьников характеризует схожесть демонстрации вандализма и мотивов его возникновения. А педагогов и психологов двух стран объединяют предпринимаемые меры профилактики деструктивного поведения подростков.

Об авторах

И. В. Девятовская
Уральский государственной педагогический университет
Россия

Девятовская Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, аналитик лаборатории перспективных социосредовых исследований

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



О. А. Блинова
Уральский государственной педагогический университет
Россия

Блинова Олеся Александровна, кандидат философских наук, доцент

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Волобоев, А. Н. Профилактика девиантного поведения подростков, склонных к созданию неформальных графических изображений и надписей : автореф. дис. … канд. пед. наук / Волобоев А. Н. – Киров, 2009. – 23 с.

2. Воробьева, И. В. Вандализм подростков в образовательной среде мегаполиса и малого города / И. В. Воробьева // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 1. – С. 70-75.

3. Воробьева, И. В. Модель профилактики и предупреждения вандального поведения при деформациях и деструкциях ценностной сферы молодежи / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова // Образование и наука. – 2015. – № 3 (122). – С. 71-86.

4. Воробьева, И. В. Психология вандального поведения : монография / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова ; УрГПУ. – Екатеринбург : [б. и.], 2015. – 292 с.

5. Гурова, О. В. Содержательный и и функциональный аспекты школьного графического вандализма / О. В. Гурова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2014. – № 9. – С. 204-213.

6. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэн / Социология сегодня. – Москва : Прогресс, 1965. – С. 519-550.

7. Кружкова, О. В. Роль факторов «темной триады» в мотивационной готовности к вандальному поведению студентов / О. В. Кружкова, М. С. Кривощекова // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. – № 3 (28). – С. 33-38. – DOI: 10.21777/2500-2112-2019-3-33-38.

8. Литвинов, А. В. Детское лицо вандализма / А. В. Литвинов // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 204-212.

9. Blume, R. Graffiti in Schulen. Linguistische Aspekte informeller schriftlicher Schüleräußerungen / R. Blume // Zeitschrift für Germanistische Linguistik. – 1980. – No. 8 (2). – S. 170-196.

10. Böhme, J. Schule als pädagogischer Machtraum: Typologie schulischer Raumentwürfe / J. Böhme, I. Herrmann. – Wiesbaden : Springer, 2011. – 178 s.

11. Herrmann, I. Vandalismus an Schulen. Bedeutungsstrukturen maskierender Raumpraktiken / I. Herrmann. – VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2014. – 266 s. – DOI: 10.1007/978-3-531-19488-2.

12. Hirtenlehner, H. Vandalismus und Sachbeschädigungsdelinquenz von Kindern und Jugendlichen / H. Hinterlehner, H. Leitgöb, K. Stiebellehner, A. Birklbauer, J. Bacher // ZJJ. – 2019. – № 2. – S. 120-132.

13. Hoegg, G. Vandalismus in der Schule. Verstehen und eindämmen / G. Hoegg. – Weinheim Basel : Beltz, 2017. – 152 s.

14. Kube, E. Vandalismus. Erkenntnisstand und Bekämpfungsansätze / E. Kube, L. Schuster. – Wiesbaden : Bundeskriminalamt, 1985. – 121 s.

15. Kaiser, G. Kriminologie: ein Lehrbuch / G. Kaiser. – Heidelberg : Müller, 1996. – 1256 s.

16. Täter von Vandalismus. – Text : electronic // Polizeiliche Kriminalprävention der Länder und des Bundes. – URL: https://www.polizei-beratung.de/themen-und-tipps/jugendkriminalitaet/taeter-von-vandalismus/ (mode of access: 25.11.2021).

17. Schwindt, H. D. Kriminologie. Eine practischorientiere Einführung mit Beispielen / H. D. Schwindt. – Heidelberg, 2004. – 703 s.

18. Strafgesetzbuch (StGB) Bundesrepublik Deutschland In der Fassung der Bekanntmachung vom 13.11.1998 (BGBl. I S. 3322) Stand: 01.09.2020 aufgrund Gesetzes vom 15.11.2019 (BGBl. I S. 1604). – Text : electronic // Strafgesetzbuch (StGB) Bundesrepublik Deutschland. – URL: https://dejure.org/gesetze/StGB (mode of access: 22.09.2021).

19. Vandalismus verhindern – So wehren Sie sich gegen Sachbeschädigung. – Text : electronic // 180 Grad Sicherheit. – URL: https://www.180-grad.de/vandalismus-verhindern// (mode of access: 25.11.2021).

20. Vandalismusschäden in Schulen. – Text : electronic // Juramagazin : site. – URL: Vandalismusschäden in Schulen (mode of access: 22.11.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Девятовская И.В., Блинова О.А. ШКОЛЬНЫЙ ВАНДАЛИЗМ: АНАЛИЗ ОПЫТА РОССИИ И ГЕРМАНИИ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):178-184. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_21

For citation:


Deviatovskaia I.V., Blinova O.A. SCHOOL VANDALISM: ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND GERMANY. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):178-184. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_21

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)