Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПРОФИЛАКТИКА МОБИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_20

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается процесс профилактики мобильной зависимости подростков, реализуемый классным руководителем. В ходе работы выявлены особенности подростков, склонных к мобильной зависимости: неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнения в способности вызвать уважение, высокий уровень ситуативной тревожности, низкий уровень коммуникативных умений и высокий уровень одиночества. Анализ психолого-педагогических источников позволил выделить признаки понятия «мобильная зависимость»: это нехимическая зависимость или расстройство поведения, проявляющееся в эмоциональном и физическом дискомфорте, связанном с постоянным использованием мобильного телефона с интернетом, в связи с боязнью живого общения или отсутствием в окружающей действительности положительных эмоций, пагубно влияющее на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека. В статье определено, что профилактика мобильной зависимости является задачей классного руководителя. При раскрытии сущности процесса профилактики обосновано, что она должна строиться на основе личностно-деятельностного подхода с учетом принципа субъектности подростка. В статье определены виды и направления профилактики, обосновано, что социально-педагогическое направление является наиболее эффективным в работе по воспитанию культуры информационной безопасности подростков, их родителей и педагогического коллектива школы.

Об авторах

Ю. Н. Галагузова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Галагузова Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической компаративистики

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Н. Н. Лабарешных
МБОУ «Бутовская СОШ №1»
Россия

Лабарешных Наталья Николаевна, заместитель директора

142720, Московская область, Ленинский городской округ, р. п. Дрожжино, Новое шоссе, 15



Список литературы

1. Алексеев, А. Г. Гаджеты: польза или вред для современного школьника? / А. Г. Алексеев // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2016. – № 1.

2. Бережковская, Е. Мобильная зависимость / Е. Бережковская // Школьный психолог. – 2006. – № 5. – С. 2-7.

3. Городецкая, И. М. Мобильная зависимость как форма зависимого поведения современных студентов / И. М. Городецкая, И. Р. Исламгулов // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – № 24. – С. 328-330.

4. Гуреева, А. Ю. Интернет-зависимость: современное состояние проблемы / А. Ю. Гуреева, С. В. Сизов // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т. 5, № 2. – С. 127.

5. Елисеева, Е. Ю. Изучение зависимости от интернета и мобильных устройств у школьников, гендерные и возрастные особенности / Е. Ю. Елисеева, А. И. Карева // Смоленский медицинский альманах. – 2019. – № 4. – С. 131-133.

6. Ефимов, В. Н. Особенности обучения информатике подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа / В. Н. Ефимов // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – С. 56-60.

7. Издательский словарь-справочник / А. Э. Мильчин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : ОЛМАПресс, 2006.

8. Информатизация общества: социологический анализ : коллективная монография / А. Ю. Нагорнова, Ю. Г. Левагин, М. Р. Арпентьева, Е. Н. Приступа, Н. В. Сиврикова, Е. А. Столбова, И. И. Подойницына, И. В. Бубякин, Г. И. Бубякина. – Ульяновск : [б. и.], 2016.

9. Климов, Е. А. Основы психологии : учебное пособие / Е. А. Климов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Культура и спорт : ЮНИТИ, 2000. – 220 с.

10. Михайлова, Н. Мобильный телефон в школе / Н. Михайлова // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 1. – С. 40-45.

11. Москвина, Е. В. Технология активизации позитивной коммуникации в семье несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом / Е. В. Москвина // Технологии развития сензитивности и коммуникации подростков с девиантным поведением : сборник научных трудов / отв. ред. Е. В. Москвина. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – С. 22-31.

12. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях». – URL: http://base.garant.ru/74173067/. – Текст : электронный.

13. Социально-педагогическая деятельность в образовательных организациях : учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Галагузова, Е. Н. Бородина, Ю. А. Верхотурова [и др.] ; под науч. ред. Ю. Н. Галагузовой ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2017.

14. Шалагинова, К. С. Опыт работы с подростками, склонными к проявлению мобильной зависимости / К. С. Шалагина // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : сборник научных статей. – Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. – С. 415-419.

15. Яковлева, Е. В. Информационная образовательная среда школы как фактор достижения нового качества образования / Е. В. Яковлева // Евразийское научное объединение. – 2019. – № 1-6. – С. 362-364.


Рецензия

Для цитирования:


Галагузова Ю.Н., Лабарешных Н.Н. ПРОФИЛАКТИКА МОБИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):171-177. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_20

For citation:


Galaguzova Yu.N., Labareshnykh N.N. PREVENTION OF MOBILE ADDICTION OF ADOLESCENTS IN THE ACTIVITIES OF THE CLASSROOM TEACHER. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):171-177. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_20

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)