Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ ТРУДНОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_16

Полный текст:

Аннотация

В статье находит освещение актуальная проблема организации процесса изучения китайскими студентами российской методики музыкального образования школьников. В обучении русскому языку студентов музыкальных профилей основное внимание уделяется изучению музыкальной, а не музыкально-педагогической терминологии. Вопросы освоения китайскими студентами профиля «Музыкальное образование» методических дисциплин не находят освещения в научно-педагогических источниках. Целью статьи является освещение результатов решения двух задач: исследовательской (выделить и систематизировать трудности китайских студентов в изучении российской методики музыкального образования школьников) и проектировочной (создать учебное пособие для китайских студентов, содержащее адаптированную информацию о российской методике музыкального образования школьников). Проведенное исследование показало, что причинами трудностей китайских студентов в изучении российской методики музыкального образования школьников являются: 1) специфические особенности содержания методических дисциплин профиля «Музыкальное образование» и организации образовательного процесса; 2) специфические особенности русского языка, проявляющиеся в музыкально-педагогической терминологии, текстах музыкально-педагогических источников, речи лектора; 3) недостаточное знание китайскими студентами особенностей российской системы музыкального образования и историко-культурных реалий России. Данные трудности учтены авторами при создании учебного пособия для китайских студентов по дисциплине «Методические основы профессиональной деятельности в обучении музыке». Пособие содержит краткое изложение содержания лекционного материала по учебным темам дисциплины на доступном для китайских студентов русском языке. Текст размещен в таблице, дополнен переводом на китайский язык и разбит на смысловые единицы. Предложена последовательность работы с текстом: чтение одной из смысловых единиц текста на русском языке, обращение к ее китайскому переводу для уточнения смысла, чтение и воспроизведение вслух смысловой единицы на русском языке. Определены перспективы расширения содержания учебного пособия за счет включения в него заданий по методической интерпретации текстов о музыке, освоенных китайскими студентами в процессе изучения русского языка как иностранного

Об авторах

Л. В. Матвеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Матвеева Лада Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, Институт искусств, дизайна и технологии

620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9



Ян Бо
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Ян Бо, аспирант кафедры музыкального образования, Институт искусств, дизайна и технологии

620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9



А. Н. Тюриков
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Тюриков Александр Николаевич, магистрант кафедры музыкального образования, Институт искусств, дизайна и технологии

620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9



Список литературы

1. Антонова, Ю. А. О некоторых тонкостях преподавания РКИ китайским студентам / Ю. А. Антонова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 12. – С. 13-16.

2. Арефьев, А. Л. Китайские студенты в России / Л. А. Арефьев // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 54-66.

3. Березикова, Т. И. Вузовское учебное пособие как средство управления познавательной деятельностью студентов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Березикова Т. И.  Томск, 2003. – 22 с.

4. Буланбаева, Ж. А. Некоторые фонетические и лексические трудности при обучении китайских студентов / Ж. А. Буланбаева // Наука и современность. – 2015. – № 3 (5). – С. 30-33.

5. Ван, Вэньцзяо. «Музыкальный калейдоскоп» в обучении китайских студентов-русистов / Вэньцзяо Ван // Наука и школа. – 2018. – № 1. – С. 40-47.

6. Ван, Вэньцзяо. Особенности русской музыкальной терминологии в аспекте методики РКИ / Вэньцзяо Ван. – Текст : электронный // Проблемы современного образования. – 2019. – № 1. – С. 194- 198. – URL: http://www.pmedu.ru/images/2019-1/21.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

7. Ван, Гохун. О некоторых особенностях системы обучения китайских студентов русскому языку как иностранному / Гохун Ван // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 12. – С. 24-28.

8. Ван, С. Личностные адаптационные ресурсы китайских студентов-первокурсников / С. Ван, Е. И. Петанова // Вестник СПбГУ. Серия. 16. Психология. Педагогика. – 2016. – Вып. 3. – С. 75-85.

9. Гусевская, Н. Ю. Роль образования в развитии российско-китайских отношений: история и современность / Н. Ю. Гусевская, И. Н. Мамкина // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 423. – С. 77-83.

10. Ерёмина, С. А. Уроки чтения на русском языке со студентами-иностранцами, обучающимися по специальности «Музыкальное и художественное образование» / С. А. Ерёмина, Ян Бо // Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом : сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / главные редакторы Е. В. Дзюба, С. А. Ерёмина ; Уральский государственный педагогический университет. – 2019. – С. 117-123.

11. Кашина, Н. И. Освоение китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства / Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева, Л. В. Добровольская, О. А. Овсянникова // Язык и культура. – 2019. – № 45. – С. 220-234.

12. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

13. Ли, Минь. Формирование языковой компетенции китайских студентов при изучении русского языка: типовые ошибки в монологической и диалогической речи и пути их преодоления : автореф. дис. … канд. пед. наук / Минь Ли. – Екатеринбург, 2011. – 23 с.

14. Максимов, Н. Р. Актуальные проблемы адаптации китайских студентов к обучению в российских университетах / Н. Р. Максимов, С. В. Панина, Цзян Хуа, Гу Цзяньчжэн // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2017. – № 1 (05). – С. 26-37.

15. Матвеева, Л. В. Освоение методических дисциплин обучающимися профиля «Музыкальное образование» из Китайской Народной Республики / Л. В. Матвеева, Бо Ян, Л. А. Беляева // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 6. – С. 130-139.

16. Мезенцева, С. В. Проблемы учебно-методического обеспечения музыкально-теоретических дисциплин для иностранных студентов в российском вузе / С. В. Мезенцева. – Текст : электронный // Педагогика искусства. – 2017.  № 4. – С. 115-120. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mezenceva_115-120.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

17. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. – М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.

18. Письмо Минобразования Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 27-55-0570/12 «Об определении терминов “учебник” и “учебное пособие”». – URL: https://verslib.org/23-09-2002 (дата обращения: 16.10.2021). – Текст : электронный.

19. Пэн, Иньлай. Освоение методики музыкально ориентированной полихудожественной деятельности студентами из Китайской Народной Республики: проблема содержания учебного процесса / Иньлай Пэн // Научное мнение. – 2020. – № 6. – С. 126-132.

20. Тагильцева, Н. Г. Освоение китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства / Н. Г. Тагильцева, Н. И. Кашина // Язык и культура : сборник статей XXIX Международной научной конференции / ответственный редактор С. К. Гураль. – 2019. – С. 229-234.

21. Учебные пособия // Большая советская энциклопедия. Третье издание. Т. 27 / гл. ред. А. М. Прохоров. – М. : Советская энциклопедия, 1977. – С. 156.

22. Фахрутдинова, М. Т. Фонетические трудности в изучении русского языка китайцами / М. Т. Фахрутдинова // Наука сегодня: теория и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Вологда, 30 августа 2017 г. – Вологда : Маркер, 2017. – С. 77-78.

23. Филимонова, Н. Ю. Китайские студенты в вузах России / Н. Ю. Филимонова, Е. С. Романюк. // Высшее образование в России. – 2014. – № 8-9. – С. 76-81.

24. Янченко, В. Д. Опыт обучения китайских студентов-русистов музыкальной терминологии / В. Д. Янченко, Ван Вэньцзяо // Наука и школа. – 2017. – № 3. – С. 110-112.


Рецензия

Для цитирования:


Матвеева Л.В., Бо Я., Тюриков А.Н. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ ТРУДНОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):139-148. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_16

For citation:


Matveeva L.V., Bo Y., Tyurikov A.N. TRAINING APPLIANCES IN OVERCOME BY CHINESE STUDENTS DIFFICULTIES OF LEARNING OF RUSSION METHODIC OF THE MUSICAL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):139-148. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_16

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)