Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_15

Полный текст:

Аннотация

Профессиональная идентичность студента – это положительное отношение к выбранной профессии, желание обучаться данной специальности, стремление к оптимальному выполнению учебной и впоследствии профессиональной деятельности. Сформированная профессиональная идентичность переживается как чувство гордости за свою профессию, понимание ее важности и нужности, удовлетворенность собой, результатами своего труда, перспективами своего роста, стремление к саморазвитию.
Педагогическими условиями формирования профессиональной идентичности студента являются: 1) создание профессионально-ориентированной среды обучения, 2) ориентация на психофизиологические и социально-психологические особенности юношей и девушек в процессе обучения, 3) психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.
Научная новизна исследования заключается в том, что: – выявлены структурные компоненты и особенности формирования профессиональной идентичности юношей и девушек; обоснована необходимость учитывать половые различия в процессе обучения профессии; – обосновано применение деятельностного, компетентностного и гендерного подходов к формированию профессиональной идентичности студентов колледжа; – обоснованы и разработаны педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов колледжа; – разработана модель формирования профессиональной идентичности студентов колледжа, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочнорезультативный компоненты, на основе которой реализованы названные педагогические условия в ходе опытно-поисковой работы.
Практическая значимость исследования определяется: – эффективностью разработанной модели, подтвержденной в ходе опытно-поисковой работы на базе Екатеринбургского автомобильно-дорожного колледжа в учебных группах студентов 1 курса.
Результаты опытно-поисковой работы приведены в данной статье; – возможностью применения данной модели в практике аналогичных образовательных организаций среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Об авторе

Е. Л. Барышникова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Барышникова Екатерина Леонидовна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Азбель, А. А. Способы диагностики статусов профессиональной идентичности у студентов / А. А. Азбель // Материалы научно-практической конференции «Психологическая подготовка педагога в России: история и современность» / под ред. Л. А. Регуш. – СПб., 2005. – С. 25-34.

2. Анищенко, С. А. Особенности профессиональной и гендерной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / Анищенко С. А. – Москва, 2006.

3. Барышникова, Е. Л. Формирование профессиональной идентичности в условиях гендерного подхода в педагогике / Е. Л. Барвшникова. – Текст : электронный // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т. 8, № 12-2. – С. 38-49. – URL: http://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 04.05.2018).

4. Барышникова, Е. Л. Формирование профессиональной идентичности студентов 1 курса колледжа / Е. Л. Барвшникова. – Текст : электронный // Russian Journal of Education and Psychology. – 2020. – Т. 11, № 5. – С. 19-34. – URL: http://rjep.ru (дата обращения: 24.08.2021).

5. Бутковская, С. А. Становление гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Бутковская С. А. – Хабаровск, 2007.

6. Гарбузова, Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов / Г. В. Гарбузова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – Т. 18, № 44.

7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. – М. ; СПб. ; Н. Новгород [и др.] : Питер, 2008. – 428 с.

8. Каменская, Е. Н. Гендерный подход в педагогике : дис. … д-ра пед. наук / Каменская Е. Н. – Ростов-на-Дону, 2006.

9. Кобазова, Ю. В. Гендерная социализация в процессе профессионального самоопределения старших школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Кобазова Ю. В. – Москва, 2009.

10. Кулагина, Н. В. Гендерные особенности профессиональной направленности современных старшеклассников / Н. В. Кулагина, Т. Н. Мадведева. – Текст : электронный // Социодинамика. – 2017. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-professionalnoy-napravlennosti-sovremennyhstarsheklassnikov (дата обращения: 24.06.2021).

11. Мищенко, Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Мищенко Т. В. – Ярославль, 2005. – 224 с.

12. Национальный доклад Российской Федерации в рамках Туринского процесса «О состоянии и перспективах развития профессионального образования в России». – URL: https://pandia.ru/text/78/209/93310.php (дата обращения: 28.06.2021). – Текст : электронный.

13. Поварёнков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда / Ю. П. Поварёнков. – Текст : электронный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2014. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-professionalnoy-identichnosti-subekta-truda (дата обращения: 04.05.2018).

14. Родыгина, У. С. Психологические особенности профессиональной идентичноcти студентов / У. С. Родыгина // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 4.

15. Чекалина, А. А. Гендерные особенности профессионального развития девушек и юношей / А. А. Чекалина // Среднее профессиональное образование. – Август, 2009.

16. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : монография / Л. Б. Шнейдер. – М. : МОСУ, 2001. – 272 с.


Рецензия

Для цитирования:


Барышникова Е.Л. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА. Педагогическое образование в России. 2021;(6):131-138. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_15

For citation:


Baryshnikova E.L. PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PROFESSIONAL IDENTITY OF COLLEGE STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):131-138. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_15

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)