Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ, НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ЭКОНОМИКА»)

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_14

Полный текст:

Аннотация

Исследуется проблема объективного оценивания иноязычной профессиональной речевой компетенции (ИПРК) бакалавров-экономистов неязыкового вуза. Представлены основные причины, затрудняющие релевантное проведение процедуры оценивания уровня сформированности ИПРК в условиях реализации компетентностного подхода. Сделан вывод о том, что проблема объективного оценивания уровня сформированности ИПРК может быть решена на основе переосмысления совокупности частнометодических принципов оценивания третьего и четвертого рангов и обоснования соответствующей методической основы системы оценивания. Целью исследования является совершенствование методических основ системы оценивания уровня сформированности иноязычной профессиональной речевой компетенции бакалавров неязыкового вуза (направление подготовки «Экономика»). Методология исследования включает теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам отнесены анализ трудов в области методики обучения иностранным языкам, теории педагогических измерений; синтез положений в области системы оценивания учебных результатов. К эмпирическим методам оценивания отнесены: педагогический эксперимент по применению процессного подхода к оцениванию уровня сформированности ИПРК; обработка результатов оценивания методами непараметрической математической статистики; проведение анкетирования в экспериментальной группе.
Проанализированы труды современных ученых по принципам обучения и оценивания. Отмечаются отсутствие единой точки зрения на совокупность дидактических и методических принципов обучения и оценивания в методике обучения иностранному языку, вариативность перечня принципов в зависимости от конкретных образовательных условий. Представлены авторские частнометодические принципы оценивания ИПРК. Обосновано применение процессного подхода для реализации процедуры многокритериального внешнего оценивания и самооценивания уровня сформированности ИПРК в категориях процесса и результата. Научная новизна исследования заключается в том, что обосновано применение процессного подхода для реализации процедуры многокритериального внешнего оценивания и самооценивания уровня сформированности ИПРК в категориях процесса и результата порождения иноязычного профессионально-экономического дискурса. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие «оценивание ИПРК экономиста»; обоснованно сделан вывод о том, что принципы оценивания и методическая система оценивания взаимно обуславливают друг друга, при этом схема взаимного влияния принимает вид «принципы обучения» ↔ «методическая система»; показана необходимость оценивания уровня сформированности ИПРК не только как результата, но и процесса порождения профессионально-экономического дискурса. Практическая значимость исследования состоит в том, что процессный подход может быть положен в основу технологии оценивания уровня сформированности ИПРК обучающихся.

Об авторе

А. О. Андрух
Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет; Московский политехнический университет
Россия

Андрух Алина Олеговна, соискатель кафедры французского языка и лингводидактики, Институт иностранных языков; старший преподаватель кафедры иностранных языков

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4

107023, г. Москва, ул. Б. Семеновская, 38



Список литературы

1. Андрух, А. О. Принципы контроля и оценивания иноязычной коммуникативной компетенции / А. О. Андрух // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 24, № 179. – С. 51-57.

2. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности / И. А. Бредихина. – Екатеринбург : Урал. ун-т, 2018. – 104 с.

3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие / Н. Д Гальскова, Н. И. Гез. – М. : Академия, 2006. – 336 с.

4. Гальскова, Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам : учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. – М. : КНОРУС, 2018. – 390 с.

5. ГОСТ Р 52614.2-2006 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования.

6. Дзедзик, В. А. Создание и аудит систем менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO: 9001 / В. А. Дзедзик, А. Езрахович. – Волгоград : ПринТерра-Дизайн, 2017. – 300 с.

7. Иванченко, А. И. Практическая методика обучения иностранным языкам / А. И. Иванченко. – СПб. : КАРО, 2016. 256 с.

8. Колкова, М. К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / М. К. Колкова. – СПб. : КАРО, 2006. – 224 с.

9. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. – М. : Интеллект-Центр, 2006. – 424 с.

10. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М. : Русский язык, 1989. – 276 c.

11. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2009. – 528 с.

12. Поляков, О. Г. Контроль в обучении иностранным языкам / О. Г. Поляков // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск : Титул, 2010. – С. 279-295.

13. Поровский, А. Г. Процессный подход к подготовке будущих учителей изобразительного искусства в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Поровский А. Г. – Великий Новгород, 2010. – 183 с.

14. Сороковых, Г. В. Критериальный инструментарий для оценивания иноязычной речевой компетенции будущих экономистов / Г. В. Сороковых, А. О. Андрух // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2020. – № 4(48). – С. 64-74.

15. Проскурина, Г. А. Обучение студентов неязыкового вуза аргументированным иноязычным устным высказываниям: немецкий язык : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Проскурина Г. А. – Иркутск, 2013. – 220 с.

16. Щукин, А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке : учебное пособие / А. Н. Щукин. – М. : Икар, 2017. – 454 с.


Рецензия

Для цитирования:


Андрух А.О. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ, НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ЭКОНОМИКА»). Педагогическое образование в России. 2021;(6):122-130. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_14

For citation:


Andrukh A.O. THE PROCESS APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR ASSESSING THE LEVEL OF FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE PROFESSIONAL SPEECH COMPETENCE OF STUDENTS (NON-LINGUISTIC UNIVERSITY, THE DIRECTION OF TRAINING “ECONOMICS”). Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):122-130. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_14

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)