Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4–6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_11

Полный текст:

Аннотация

В статье представлена модель формирования экономической грамотности возрастной категории детей 4–6 классы посредством математики. В последнее время в педагогической литературе очень много внимания уделяется разработке и обоснованию эффективных форм формирования экономической грамотности, основой которых являются интерактивные игры, экономические задачи, кейс-задачи. Но при всем разнообразии педагогических средств, способствующих освоению специфичного экономического содержания, наблюдается недостаточность уровня экономической грамотности школьников основного уровня образования. Согласно проведенной исследовательской работе в школах г. Чусового Пермского края, менее 15% обучающихся 4–6 классов демонстрируют умение решать задачи с экономическим содержанием.
Основную проблему в недостаточном уровне сформированности экономической грамотности школьников 4–6 классов мы видим в отсутствии педагогической модели, содержащей полный комплекс взаимосвязанных компонентов, обусловливающих эффективное освоение предметных экономических знаний и умений.
А возможно ли создать и описать педагогическую модель формирования экономической грамотности школьников 4–6 классов посредством учебного школьного предмета «Математика»? Именно эта проблема и стала ключевой в нашем исследовании.
В рамках нашей работы освоение предметного материала математики и экономики проводилось посредством ситуативно-деятельностных занятий с включением задач на основе ситуации, являющихся авторской разработкой. Диагностирование школьников 4–6 классов проводилось посредством разработанного теста, основой которого выступало умение действовать и решать математические задачи с экономическим содержанием.
В статье представлены основные компоненты педагогической модели формирования экономической грамотности школьников (целевой, содержательный, результативный), приведены характеристики каждого из них и раскрыто содержание составляющих его блоков. В заключении сделан вывод об эффективности предлагаемой модели, расширяющей педагогические границы школьного образования, позволяющие формировать экономическую грамотность обучающихся 4–6 классов посредством математики.

Об авторе

О. Н. Новикова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Новикова Ольга Николаевна, аспирант 4 курса кафедры высшей математики и методики обучения математике

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24



Список литературы

1. Горчинская, А. А. Занятия по экономике на сюжетно-ситуативной основе / А. А. Горчинская // Начальная школа. – 2007. – № 10. – С. 58-61.

2. Горчинская, А. А. Сюжетно-ситуативные занятия по экономике в начальной школе / А. А. Горчинская // Начальная школа плюс: до и после. – 2007. – № 11. – С. 69-71.

3. Гловелли, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс / Г. Д ловелли, Ю. А. Корлюгова. – М. : Вита-Пресс, 2014. – 128 с.

4. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников/ Е. Н. Землянская. – М. : Издательство «Юрайт», 2015. – 507 с.

5. Новиков, А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новикова. – М. : Синтег, 2007. – 668 с.

6. Новикова, О. Н. Инструментарий формирования экономической грамотности младших школьников посредством занятий на основе ситуации / О. Н. Новикова, Е. Г. Плотникова, М. А. Худякова // KANT. – 2019. – № 4 (33). – С. 303-306.

7. Новикова, О. Н. Формирование экономической грамотности младших школьников посредством занятий на основе ситуации / О. Н. Новикова, Е. Г. Плотникова, М. А. Худякова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 6 (139). – С. 85-91.

8. Новикова, О. Н. Экономическая грамотность школьников, ее структура и средства формирования / О. Н. Новикова, Е. Г. Плотникова, М. А. Худякова // Научно-практическое издание Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2020. – №4-5 (89-90). – С. 72-81.

9. Петерсон, Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Л. Г. Петерсон. – М. : АПК и ППРО ; УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 448 с.

10. Плотникова, Е. Г. Математические методы в решении экономических задач : учебное пособие/ Е. Г. Плотникова, В. В. Логинова. – Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. – 218 с.

11. Подболотова, М. И. Финансовая грамотность как компетентность выпускника общеобразовательной школы: структура и содержание / М. И. Подболтова, Н. В. Демина // Академический вестник. – 2014. – №1. – С. 10-16.

12. Стойлова, Л. П. Основы начального курса математики : учебное пособие / Л. П. Стойлова, А. М. Пышкало. – М. : Просвещение, 1988. – 320 с.

13. Ellet, W. The case study handbook / W. Ellet ; Harvard Business School Press. – Boston, Massachusetts, 2007. – 658 p.

14. PISA. – URL: https://fioco.ru/pisa (mode of access: 11.10.2021). – Text : electronic.

15. Remenyi, D. Case Study Research / D. Remenyi // Academic Conferences and Publishing International Limited, Reading, RG4 9SJ. – United Kingdom, 2013.


Рецензия

Для цитирования:


Новикова О.Н. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4–6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):101-109. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_11

For citation:


Novikova O.N. A MODEL FOR THE FORMATION OF ECONOMIC LITERACY OF STUDENTS IN GRADES 4–6 IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):101-109. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_11

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)