Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_09

Полный текст:

Аннотация

В работе по изучению жизнестойкости и индивидуально-психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), приняли участие 53 человека, из них 37 родителей, воспитывающих детей с ТНР, и 16 родителей, воспитывающих детей без особенностей. В исследовании использованы: тест жизнестойкости Мадди, опросник «Совладания со стрессом», диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ). В ходе работы была выявлена связь между жизнестойкостью родителей детей с ТНР и их индивидуальнопсихологическими особенностями. Такой компонент жизнестойкости, как «контроль», более выражен у родителей детей с ТНР. Выявлены положительные связи между уровнем жизнестойкости и рядом параметров стратегий совладания, аспектами индивидуальной саморегуляции и самоактуализации. Так, родители детей с ТНР способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что может проявляться в детальном планировании своей деятельности и, соответственно, способности достигать результатов относительно поставленных целей. Показатели спонтанности могут обеспечивать родителям детей с ТНР в условиях неожиданно меняющихся обстоятельств способность гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. Сравнительный анализ показал, что родители детей с ТНР имеют значимые различия по шкалам «Активный копинг», «Планирование совладаний», «Принятие» и «Автономность», то есть они в случае затруднительных условий способны активно и уверенно совладать с возникшими ситуациями с целью нивелировать или компенсировать их. Однако родители детей с ТНР в большей степени склонны к отказу от достижения цели, регуляции усилий, направленных на взаимодействие со стрессором, что может требовать психокоррекционной поддержки и вмешательства.

Об авторах

Л. В. Токарская
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Токарская Людмила Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент

620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



Т. Р. Тенкачева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Тенкачева Татьяна Рашитовна, кандидат педагогических наук, доцент

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



В. В. Лаптева
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

студент

620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности: методологические проблемы психологии / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Наука, 1973. – 287 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.

3. Галасюк, И. Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции / И. Н. Галасюк. – Текст : электронный // Russian Journal of Education and Psychology. – 2015. – № 9 (53). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelstvo-osobogo-rebenka-spetsifika-smyslov-i-zrelostroditelskoy-pozitsii (дата обращения: 22.02.2020).

4. Горьковая, И. А. Качество жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Горьковая, А. В. Микляева // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 4.

5. Иванова, Е. В. Жизнестойкость в контексте проблемы родительства / Е. В. Иванова // Человек и образование. – 2015. – № 4 (45). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-v-konteksteproblemy- roditelstva (дата обращения: 28.01.2020).

6. Крамар, Е. С. Жизнестойкость в контексте жизненного пути личности родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) / Е. С. Крамар // ПНиО. – 2016. – № 4 (22). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-v-kontekste-zhiznennogo-puti-lichnosti-roditeley-detey-srasstroystvom-autisticheskogo-spektra-ras (дата обращения: 24.02.2020).

7. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 240 с.

8. Леонтьев, Д. А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, А. А. Лебедева // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 80-94.

9. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. – М. : Смысл, 2006. – 65 с.

10. Мадди, С. Р. Теории личности: сравнительный анализ : пер. с англ. / С. Р. Мадди. – СПб., 2002. – 567 с.

11. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – С. 67-69.

12. Нестерова, А. А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра / А. А. Нестерова, Н. А. Ковалевская // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2015. – № 3. – С. 38-46.

13. Нестерова, А. А. Стигматизация и предрассудки в отношении родителей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра / А. А. Нестерова, В. В. Хитрюк. – Текст : электронный // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2018. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stigmatizatsiya-i-predrassudki-v-otnoshenii-roditeley-vospityvayuschih-rebenka-s-rasstroystvamiautisticheskogo-spektra (дата обращения: 28.01.2020).

14. Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 82-118.

15. Сорокин, В. М. Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка / В. М. Сорокин. – Текст : электронный // Вестник СПбГУ. Серия12. Социология. – 2008. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-reaktsiy-roditeley-na-fakt-rozhdeniyabolnogo-rebenka (дата обращения: 24.02.2020).

16. Токарская, Л. В. Исследование жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л. В. Токарская, Т. Р. Тенкачева, Н. А. Томилова // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 4. – С. 163-172.

17. Токарская, Л. В. Исследование жизнестойкости подростков с нарушениями зрения / Л. В. Токарская, А. В. Решетникова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2019. – Т. 25, № 3 (189). – С. 213-222.

18. Токарская, Л. В. Сравнительный анализ жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи и подростков с нормативным речевым развитием / Л. В. Токарская, Д. И. Григорьева // Известия Уральского федерального университета. 1 серия. – 2017. – № 4. – С. 89-95.

19. Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности : монография / А. Н. Фоминова. – М. : МПГУ, 2012. – 152 с.

20. Хорошева, Е. В. Индивидуальные ресурсы родителей нетипичного ребенка / Е. В. Хорошева. – Текст : электронный // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – 2011. – URL: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44065_full.shtml (дата обращения: 10.10.2019).

21. Хорошева, Е. В. Личностные ресурсы родителя ребенка, посещающего инклюзивную группу ДОУ / Е. В. Хорошева // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 106-113.

22. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Речь, 2005. – 477 с.

23. Шипицына, Л. М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л. М. Шипицына. – СанктПетербург : Речь, 2009. – 201 с.

24. Katz, I. Stigma: A social psychological analysis / I. Katz. – Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum Associates. – 1981. – P. 152. – URL: https://www.questia.com/library/78437910/stigma-a-social-psychological-analysis (mode of access: 24.01.2020). – Text : electronic.

25. Major, B. New perspectives on stigma and psychological well-being / B. Major // Stigma and group inequality: Social psychological perspectives. – 2006. – P. 193-210.


Рецензия

Для цитирования:


Токарская Л.В., Тенкачева Т.Р., Лаптева В.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):80-90. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_09

For citation:


Tokarskaya L.V., Tenkacheva T.R., Lapteva V.V. RESEARCH ON THE RESILIENCE OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH SEVERE SPEECH IMPAIRMENTS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):80-90. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_09

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)