Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

КИБЕРБУЛЛИНГ ВНУТРИ И ВНЕ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_08

Полный текст:

Аннотация

Основной проблемой данного исследования является кибербуллинг среди детей школьного возраста. Насколько это явление распространено в Свердловской области? Какие формы принимает кибербуллинг? Есть ли отличия между кибербуллингом внутри школьного коллектива, который является, по сути, переносом школьной травли в Интернет, и кибербуллингом вне школьного коллектива?
Целью данной работы является изучение проблем кибербуллинга внутри и вне школьных коллективов и сопоставление статистических данных по кибербуллингу внутри и вне школьных коллективов между собой.
Методология и методы исследования. Основной метод исследования – опрос в населенных пунктах Свердловской области, выполненный в форме анкетирования при поддержке Института развития образования Свердловской области в рамках научного проекта № 19-29-14176. Также применялся статистический метод – угловой коэффициент Фишера.
Основные результаты. Кибербуллинг в школе практически для всех ролей, кроме агрессора, представлен чаще, чем кибербуллинг вне школы. При этом половина форм кибербуллинга для жертвы встречаются чаще внутри школьного коллектива, для ролей преследователей (агрессор, подстрекатель, рядовой участник) – с равной частотой внутри и вне школьного коллектива. Большинство отдельных форм кибербуллинга респондентами, указавшими на роль свидетеля, чаще наблюдается вне школьного коллектива. Однако намеренное игнорирование в чатах и сообществах как форма травли в любой роли чаще встречается внутри школьного коллектива.
Научная новизна результатов. Показана текущая ситуация по кибербуллингу в Свердловской области. Также показаны отдельные формы кибербуллинга. Демонстрируются отличия проявлений форм кибербуллинга внутри и вне школьного коллектива.
Практическая и теоретическая значимость состоит в первую очередь в фиксации состояния дел относительно интернет-травли среди школьников как внутри школьных коллективов, так и вне их. Также результаты статьи могут быть использованы при разработке методичек (памяток) для учителей для выявления конкретных форм кибербуллинга.
Содержательные выводы. Результаты проведенного опроса показывают, что кибербуллинг внутри школьного коллектива встречается чаще, чем вне школьного коллектива. При этом доля агрессоров в кибербуллинге внутри школьного коллектива и вне его совпадает. По всей видимости, это связано с тем, что агрессор в данном опросе – тот, кто нападает сам, по своему желанию, а не по чьему-то предложению/приказу, и это зависит в первую очередь от характера, а не от взаимодействия с остальным коллективом. Отдельные формы, как правило, указывают на прямой перенос офлайн-методов травли в онлайн при наличии возможности (бойкот, игнорирование); формы, присущие по преимуществу онлайн-коммуникации, доминируют во внешкольной травле. Требуются обучение школьников навыкам безопасного поведения в сети Интернет, развитие безопасных интернет-сервисов и служб психологической и технической поддержки онлайн.

Об авторах

В. Л. Назаров
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Назаров Владимир Лазаревич, доктор педагогических наук, доцент, профессор

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Н. В. Авербух
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Авербух Наталья Владимировна, старший преподаватель

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



А. В. Буйначёва
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Буйначёва Анна Владиславовна, заведующий лабораторией

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Список литературы

1. Бочавер, А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – № 3. – С. 177-191.

2. Бочкарева, Е. В. Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга / Е. В. Бочкарева, Д. А. Стренин // Всероссийский криминологический журнал. – 2021. – Т. 15. – № 1. – С. 91-97. – DOI: 10.17150/2500- 4255.2021.15(1).91-97.

3. Волкова, Е. Н. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга / Е. Н. Волкова, И. В. Волкова // Вестник Минского университета. – 2017. – № 3. – P. 11. – DOI:10.26795/2307-1281-2017-3-17.

4. Кнышова, Л. П. Кибербуллинг как социально-педагогическая проблема / Л. П. Кнышова, А. И. Артюхина, В. И. Чумаков // Образовательный вестник «Сознание 2020». – 2020. – Vol. 22, № 4. – С. 5-9. – DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-4-5-9.

5. Соболевская, О. В. Привычное зло. Как распространяется школьный кибербуллинг / О. В. Соболевская. – Текст : электронный // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2021. – URL: https://iq.hse.ru/news/310155222.html.

6. Bastiaensens, S. “Were You Cyberbullied? Let Me Help You.” Studying Adolescents’ Online Peer Support of Cyberbullying Victims Using Thematic Analysis of Online Support Group Fora / S. Bastiaensens, K. van Cleemput, H. Vandebosch, K. Poels, A. DeSmet, I. De Bourdeaudhuij // Narratives in Research and Interventions on Cyberbullying among Young People / ed. by H. Vandebosch, L. Green. – Springer, Cham, 2019. – doi.org/10.1007/978-3-030-04960-7_7.

7. Bastiaensens, S. Cyberbullying on social network sites. An experimental study into bystanders’ behavioural intentions to help the victim or reinforce the bully / S. Bastiaensens, H. Vandebosch, K. Poels, , K. van Cleemput, A. DeSmet, I. De Bourdeaudhuij // Computers in Human Behavior. – 2014. – Vol. 31. – P. 259-271. – DOI: 10.1016/j.chb.2013.10.036.

8. Hidayati, E. The Anticipation of Schools Bullying / E. Hidayati, C. T. Cahyani, D. A. Rahayu, M. F. Mubin, T. Nurhidayati // South East Asia Nursing Research. – 2020. – Vol. 2, No. 4. – P. 25-31. – DOI: 10.26714/seanr.2.4.2020.25-31.

9. Kalender, M. K. Cyberbullying awareness in secondary and high schools / M. K. Kalender, H. K. Keser // World Journal on Educational Technology Current Issues. – 2018. – No. 10 (4). – P. 25-36.

10. Marzano, G. Cyberbulling and Real Reality. Society. Integration. Education / G. Marzano, V. Lubkina // Proceedings of the International Scientifical Conference. May 2013. Vol. II. Rezekne, 2013. – P. 412-422. – DOI: 10.17770/sie2013vol2.598.

11. Mureșan, L. M. Bullying and Cyberbullying Proximal and Specific Differences in Middle Schools in Romania / L. M. Mureșan // European Proceedings of conference: Education, Reflection, Development. Seventh Edition. – 2020. – P. 536-544. – DOI: 10.15405/epsbs.2020.06.53.

12. Obermaier, M. Bystanding or standing by? How the number of bystanders affects the intention to intervene in cyberbullying / M. Obermaier, N. Fawzi, T. Koch // New Media & Society. – 2016. – No. 18 (8). – P. 1491- 1507. – DOI: 10.1177/1461444814563519.

13. Schneider, S. K. Cyberbullying, School Bullying, and Psychological Distress: A Regional Census of High School Students / S. K. Schneider, L. O’Donnell, A. Stueve, R. W. S. Coulter // American Journal of Public Health. – 2012. – Vol. 102, no. 1. – P. 171-177. – doi.org/10.2105/AJPH.2011.300308.

14. Topcu, Ç. Cyber Bullying @ Schools: What do Turkish Adolescents Think? / Ç. Topcu, A. Yıldırım, Ö. Erdur-Baker // J. Adv Counselling. – 2013. – No. 35. – P. 139-151. – DOI: 10.1007/s10447-012-9173-5.

15. Tzani-Pepelasi, C. Comparing factors related to school-bullying and cyber-bullying / C. Tzani-Pepelasi, M. Ioannou, J. Synnott, S.-A. Ashton // Crime Psychology Review. – 2018. – No. 4. P. 11-25. – DOI: 10.1080/23744006.2018.1474029.

16. Wang, S. Effects of victimization experience, gender, and empathic distress on bystanders’ intervening behavior in cyberbullying / S. Wang, K. J. Kim // The Social Science Journal. Routledge. – 2021. – P. 1-10. – DOI: 10.1080/03623319.2020.1861826.

17. Yokotani, K. Aftereffect of Adolescences’ Experience of Cyber Bullying on Their Mental Health: A retrospective survey / K. Yokotani, N. Ban, J. Ayukawa, N. Itakura, K. Hasegawa // International Journal of Brief Therapy and Family Science. – 2014. – Vol. 4, no. 2. – P. 45-56.


Рецензия

Для цитирования:


Назаров В.Л., Авербух Н.В., Буйначёва А.В. КИБЕРБУЛЛИНГ ВНУТРИ И ВНЕ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА. Педагогическое образование в России. 2021;(6):69-79. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_08

For citation:


Nazarov V.L., Averbukh N.V., Buinacheva A.V. CYBERBULLYING INSIDE AND OUTSIDE THE SCHOOL COLLECTIVES. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):69-79. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_08

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)