Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ПРАКТИК В СООБЩЕСТВЕ ГРАФФИТИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ ВАНДАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_07

Полный текст:

Аннотация

Граффити как вандальная практика является серьезным вызовом для российских городов. Проблема представленного исследования: какие ключевые особенности обучающих практик в сообществе граффити могут обнаруживать слабые места программ профилактики вандальной активности и способствовать формированию эффективных институциональных воспитательных механизмов в подростковой и молодежной среде? Цель работы – выявление особенностей обучения в сообществе граффити, обладающих потенциалом использования при построении эффективного воспитательного воздействия на подростков и молодежь для профилактики вандальных, в том числе граффити, активностей. В основе исследования лежит понимание коммуникативной природы граффити, а также представление о разнообразии и равнозначности возможных форм обучения. Методы исследования: качественное полуструктурированное интервью с представителями субкультуры граффити г. Самары (n=32) и г. Екатеринбурга (n=2) в 2017–2020 гг., включенное онлайннаблюдение, кейс-стади опыта программ профилактики граффити. Впервые установлены следующие особенности, определяющие новизну исследования: в сообществах граффити доминируют горизонтальная модель передачи опыта, зрелищность материалов, ориентация на адреналин и яркие переживания; важен авторитет обучающего; практикуются свободное обсуждение и критическая оценка, вовлеченность в процесс экспертизы. Игнорирование этих особенностей определило неудачи ряда программ профилактики. Рекомендовано начинать профилактику на базе школы уже с 10– 11 лет, формировать нужные ценности и внушать позитивные фигуры авторитетов; обучение должно проходить в парадигме отношений «учитель – ученику», но при соблюдении горизонтальной модели отношений между всеми субъектами учебного процесса; должна быть задействована не только интеллектуальная, но и эмоциональная составляющая, соревновательность; организовывать обсуждения и дискуссии; репрезентируя работу нелегальных уличных художников, связывать ее ценность с эстетической и интеллектуальной составляющими, минимизируя значимость неправомерного действия и знакомя с последствиями нарушения закона.

Об авторах

Ю. а Кузовенкова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Кузовенкова Юлия Александровна, кандидат культурологии, доцент, аналитик отдела развития научных исследований

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



И. А. Симонова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Симонова Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Волкова, Е. Н. Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде / Е. Н. Волкова, Е. А. Митицина // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8, № 3 (32). – С. 6.

2. Воробьева, И. В. Вандализм в городской среде: девиация или коммуникация : монография / И. В. Воробьева, К. В. Злоказов, О. В. Кружкова [и др.] ; Урал.гос. пед. ун-т ; под ред. И. В. Воробьевой, О. В. Кружковой. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 178 с.

3. Воробьева, И. В. Психология вандального поведения : монография / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2015. – 304 с.

4. Гурова, О. В. Несанкционированная графическая активность в школах: возможности профилактики / О. В. Гурова // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Пермь, 02 апреля 2020 года / составитель В. А. Овченков. – Пермь : Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. – С. 222-224.

5. Дашкова, Ю. М. Меры профилактики граффити как правонарушения / Ю. М. Дашкова // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей / ред.кол.: С. Д. Матюшкова, С. Г. Туболец, Н. Э. Шабанова ; под науч. ред. А. П. Орловой ; М-во образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова». – Витебск, 2016.

6. Злоказов, К. В. Криминологическая характеристика и направления профилактики вандального поведения / К. В. Злоказов // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 31 октября 2019 года / под общей редакцией А. С. Душкина, Н. Ф. Гейжан. – СанктПетербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. – С. 146-149.

7. Кузовенкова, Ю. А. Молодежные солидарности в граффити-туризме / Ю. А. Кузовенкова // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2019. – № 1. – С. 311-323.

8. Николаева, Ю. В. Исследование особенностей молодежного вандализма и выработка инструментария его профилактики / Ю. В. Николаева, В. В. Гребенников, А. В. Федякин, А. В. Ростокинский, В. С. Калиновская // Психология и право. – 2020. – Т. 10, № 3. – С. 224-234.

9. Ткачук, А. М. Граффити: меняем минус на плюс: формы работы с подростками по профилактике деструктивных граффити / А. М. Ткачук // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2016. – № 2. – С. 14-20.

10. Amir, S. Facebook’s social learning group for undergraduate engineering courses: A case study of emergency remote teaching amid large digital divide / S. Amir, M. S. Kamal, M. D. T. Shahria, L. Iftekhar // Proceedings of 2020 IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering, TALE. – 2020. – 9368316. – P. 235-242.

11. Correa, T. M. Urban inscriptions: A discipline in the horizon of citizenship / T. M. Correa // Street Art and Urban Creativity. – 2020. – No. 6 (1). – P. 13-15.

12. Karampampas, P. Goth YouTubers and the informal mentoring of young goths: peer support and solidarity in the Greek goth scene / P. Karampampas // Journal of Youth Studies. – 2020. – No. 23 (8). – P. 989-1003.

13. Lachmann, R. Graffiti as Career and Ideology / R. Lachmann // American Journal of Sociology. – 1988. – Т. 94, No. 2. – P. 229-250.

14. Liñero, A. M. I want to learn to do that: subcultural heritage, identity, and learning graffiti in Pamplona / A. M. Liñero, E. Pérez-Izaguirre // International Journal of Heritage Studies. – 2021. – No. 27 (6). – P. 570-583.

15. Lischewski, J. What Influences Participation in Non-formal and Informal Modes of Continuous Vocational Education and Training? An Analysis of Individual and Institutional Influencing Factors / J. Lischewski, S. Seeber, E. Wuttke, T. Rosemann // Front. Psychol. – 2020. – 11:534485. – DOI: 10.3389/fpsyg.2020.534485.

16. Low, B. Dissensus, Street Art and School Change / B. Low, M. Proietti // International Journal of Art and Design Education. – 2021. – Vol. 40, No. 1. – P. 7-19.

17. Lyon, L. A. Arising of Informal Women’s Learn-to-code Communities / L. A. Lyon, C. Clayton // ACM Transactions on Computing Education. – 2021. – Vol. 21, Iss. 2. – P. 1-24.

18. Mangeya, H. Graffiti as a site for cultural literacies in Zimbabwean urban high schools / H. Mangeya // International Journal of Cultural Studies. – 2019. – Vol. 22 (3). – P. 334-348.

19. Orhan, M. The place and importance of informal education in the freshman year experience of architectural education / M. Orhan // Cypriot Journal of Educational Sciences. – 2020. – Vol. 15, No. 6. – P. 1707-1719.

20. Reid, K. University-trained volunteers use demonstration gardens as tools for effective and transformative community education / K. Reid, M. Gable // Acta Hortic. – 2020. – No. 1298. – P. 85-90. – DOI: 10.17660/ActaHortic.2020.1298.13.

21. Rodríguez-Triana, M. J. Social practices in teacher knowledge creation and innovation adoption: a largescale study in an online instructional design community for inquiry learning / M. J. Rodríguez-Triana, L. P. Prieto, T. Ley, T. de Jong, D. Gillet // International Journal of Computer-Supported Collaborative Learning. – 2020. – Vol. 15, No. 4. – P. 445-467.

22. Rose, J. Developing disaster risk reduction skills among informal construction workers in Nepal / J. Rose, K. Chmutina // Disasters. – 2021. – No. 45 (3). – P. 627-646.

23. Ryazanova, N. The architecture of the corporate training system in the system of non-formal environmental education for sustainable development in Russia / N. Ryazanova, N. Lobzhanidze, E. Subbotina // Actual Problems of Ecology and Environmental Management. – 2021. – Vol. 265, 07002. – doi.org/10.1051/e3sconf/202126507002.

24. Seo, H. Informal Technology Education for Women Transitioning from Incarceration / H. Seo, D. Altschwager, B.-Y. Choi, (...), B. Tihen, L. Yenugu // ACM Transactions on Computing Education. – 2021. – Vol. 21, No. 2. – P. 1-16. – doi.org/10.1145/3425711.

25. Sjöberg, D. Informal Workplace Learning in Swedish Police Education – A Teacher Perspective / D. Sjöberg, R. Holmgren // Vocations and Learning. – 2021. – No. 14 (2). – P. 265-284.

26. Temban, M. M. Exploring informal learning opportunities via youtube kids among children during COVID-19 / M. M. Temban, T. K. Hua, N. E. M. Said // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. – 2021. – No. 10 (3). – Р. 272-287.

27. Thorgersen, K. Whoa. Nu: (Re)constructing and learning Swedish hip-hop online / K. Thorgersen // Education Sciences. – 2020. – Vol. 10, No. 12. – P. 1-10.

28. Vrieler, T. Teaching and Learning Computing in a Maker Community: A Longitudinal Study / T. Vrieler // Annual Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education, ITiCSE. – 2021. – P. 668-669.


Рецензия

Для цитирования:


Кузовенкова Ю.а., Симонова И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ПРАКТИК В СООБЩЕСТВЕ ГРАФФИТИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ ВАНДАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):58-68. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_07

For citation:


Kuzovenkova Yu.А., Simonova I.A. STUDY OF TEACHING PRACTICES IN THE GRAFFITI COMMUNITY AS A BASIS FOR BUILDING YOUTH VANDALISM PREVENTION PROGRAMS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):58-68. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_07

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)