Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА УТРАТЫ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГАМИ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_05

Полный текст:

Аннотация

Приводятся результаты исследования, посвященные определению стратегий преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста. В исследовании приняли участие 387 педагогов, работающих в школах г. Екатеринбурга, средний возраст – 57,8 лет. Методики исследования: биографическая анкета; тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой; новый опросник толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой; шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко; опросник «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана; методика качества жизни SF-36. Биографическая анкета использовалась для формирования выборки по типу стратегии преодоления кризиса утраты профессии – конструктивной или деструктивной. Данные биографической анкеты обрабатывались при помощи контент-анализа. Элементами в текстах психобиографий считались все характеризующие кризисы высказывания, относящиеся к способам преодоления кризисов. Сравнение выделенных групп по показателям психодиагностических методик осуществлялось при помощи t-критерия Уэлча. Установлено, что конструктивная стратегия преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста характеризуется построением целей, стремлением к развитию, позитивной оценкой профессии и достижений. Деструктивная стратегия связана с обесцениванием профессии, отсутствием или сужением профессиональных планов. Показано, что для педагогов с конструктивной стратегией характерны более высокие показатели жизнестойкости, толерантности к неопределенности, психологического благополучия, психического и физического здоровья, а также внутренней мотивации, по сравнению с педагогами с деструктивной стратегией.

Об авторах

Э. Э. Сыманюк
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Сыманюк Эльвира Эвальдовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии

620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



Г. И. Борисов
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Борисов Георгий Игоревич, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии

620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



А. А. Печеркина
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Печеркина Анна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования

620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



В. В. Савельев
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Савельев Владимир Вадимович, старший преподаватель кафедры управления персоналом и психологии

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Список литературы

1. Антоновский, А. В. Механизмы психологической защиты и стратегии совладания у педагогов средних школ: «цена» и «стоимость» психической адаптации / А. В. Антоновский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. – № 1. – C. 89-98.

2. Зеер, Э. Ф. Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в жизнедеятельности людей в возрасте поздней зрелости / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Т. Д. Буковей // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 4. – C. 152-161.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – Москва : Издательство «Юрайт», 2021. 234 с.

4. Малышко, С. В. Педагогические трудности современного учителя и стратегии их преодоления / С. В. Малышко // Наука. Инновации. Технологии. – 2008. – № 6. – C. 175-180.

5. Сыманюк, Э. Э. Профессиональные кризисы педагогов : практико-ориентированная монография / Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург : Издательство УрГПУ, 2006. – 254 с.

6. Чеснокова, Г. С. Нарастание профессиональных трудностей как фактор проявления кризиса развития учителя / Г. С. Чеснокова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 4. – C. 82-85.

7. Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис / Э. Г. Эриксон. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.

8. Aulén, A. M. Teacher coping profiles in relation to teacher well-being: A mixed method approach / A. M. Aulén et al. // Teaching and Teacher Education. – 2021. – Vol. 102. – P. 103323.

9. Baloğlu, M., Balgalmiş E. A multivariate investigation of coping strategies among school administrators / M. Baloğlu, E. Balgalmiş // Hacettepe Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi. – 2014. – Vol. 29, Is. 29-1. – P. 35-46.

10. Chen, Y. Age differences in stress and coping: Problem-focused strategies mediate the relationship between age and positive affect / Y. Chen et al. // The International Journal of Aging and Human Development. – 2018. – Vol. 86, Is. 4. – P. 347-363.

11. Datan, N. Life-span developmental psychology: Normative life crises / N. Datan, L. H. Ginsberg. – Elsevier, 2013. – 332 p.

12. Halloran, D. F. The retirement identity crisis – and how to beat it / D. F. Halloran // Personnel Journal. – 1985. – Vol. 6, № 5. – P. 38-40.

13. Meléndez, J. C. Personality and coping. What traits predict adaptive strategies? / J. C. Meléndez, E. Satorres, I. Delhom // Anales de Psicología. – 2020. – Vol. 36, Is. 1. – P. 39.

14. Murayama, Y. Chronic stressors, stress coping and depressive tendencies among older adults / Y. Murayama et al. // Geriatrics & gerontology international. – 2020. – Vol. 20, Is. 4. – P. 297-303.

15. Sargent, L. D. et al. Metaphors for retirement: Unshackled from schedules / L. D. Sargent et al. // Journal of Vocational Behavior. – 2011. – Vol. 79, No. 2. – P. 315-324.


Рецензия

Для цитирования:


Сыманюк Э.Э., Борисов Г.И., Печеркина А.А., Савельев В.В. СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА УТРАТЫ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГАМИ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА. Педагогическое образование в России. 2021;(6):42-52. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_05

For citation:


Symanyuk E.E., Borisov G.I., Pecherkina A.A., Saveliev V.V. STRATEGIES FOR COPING THE LOSS OF PROFESSION OF LATE AGE TEACHERS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):42-52. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_05

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)