Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМИКСА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_04

Полный текст:

Аннотация

Визуальные тексты стали неотъемлемой частью современной культуры. Их природа и назначение очень разнообразны: от удовлетворения повседневно-бытовых потребностей до использования в образовании и обучении. Процесс декодирования и интерпретации визуальной информации обладает спецификой по сравнению с чтением вербальных текстов. Это не только восприятие и осмысление содержания текста, но и стяжение смыслов, ассоциаций, вызываемых зримым образом, опыта, к которому он апеллирует, для выстраивания целостного повествования в соответствии уже с принципами вербального текста.
Зачастую визуальный текст сопровождается дополнительной информацией, как, например, изображения в комиксах, что требует от человека определенных навыков его восприятия и интерпретации.
В образовании опыт репрезентации таких текстов приобретает особую значимость: от целесообразности их использования в процессе обучения до самостоятельного их создания обучающимися. Визуальный текст становится средством коммуникативного взаимодействия педагога и обучающегося.
Цель статьи состоит в том, чтобы выявить образовательный потенциал сложно организованного визуального текста как средства продуктивного общения педагога с подрастающим поколением в ходе изучения гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Авторы обращаются к анализу зарубежных и отечественных исследований в области комикса и природы его создания. Метод систематизации информации используется в качестве основного и необходим для обоснования целесообразности использования актуальных форм визуального текста в образовательном процессе.
В тексте авторы сосредоточивают свое внимание на структурно-содержательном потенциале комикса, который в западноевропейской традиции уже на протяжении нескольких десятилетий используется как средство обучения. В отечественной традиции комикс приобрел популярность особенно среди молодого поколения как форма и практика современного чтения. Педагог может использовать комикс в образовательном процессе для повышения мотивации к обучению, развития навыков восприятия, навыков репрезентации вербальной и невербальной информации, повышения мультимодальной грамотности, решения междисциплинарных задач и в качестве способа освоения мира.

Об авторах

Н. А. Симбирцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Симбирцева Наталья Алексеевна, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии, социологии и культурологии

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Е. В. Корякина
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Корякина Евгения Владимировна, студент

620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Антанасиевич, И. Русский комикс, 1935–1945. Королевство Югославия / А. Антанасиевич ; пер. К. Друлович, А. Весич. – Нижний Новгород : Черная Сотня, 2017. – 428 с.

2. Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. – М. : Логос, 2003. – 280 с.

3. Времена Уилла Айснера: комикс и последовательное искусство. Из беседы Айснера с Харви Курцманом (лето 1981) / пер. М. Заславского. – URL: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2018/07/26/vremenauilla-ajsnera-komiks-i-posledovatelnoe-iskusstvo/ (дата обращения: 04.11.2021). – Текст : электронный.

4. История русского комикса: интервью Марии Евдокимовой с Мишей Заславским. – URL: https://www.comicsnews.org/articles/chronology/History_of_Russian%20Comics (дата обращения: 01.11.2021). – Текст : электронный.

5. Макклауд, С. Переосмысление комикса. Эволюция формы искусства / С. Макклауд ; пер. В. Кистяковский. – М. : Белое яблоко, 2018. – 252 с.

6. Макклауд, С. Понимание комикса. Невидимое искусство / С. Макклауд. – М. : Белое яблоко, 2016. – 224 с.

7. Мурзина, И. Я. Комиксы и трагическое в истории: парадоксы современной культуры / И. Я. Мурзина // Второй российский эстетический конгресс : тезисы докладов участников, Екатеринбург, 01–03 июля 2021 года / составители и научные редакторы Т. А. Круглова, А. Е. Радеев. – Екатеринбург : Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарный университет», 2021. – С. 367-368.

8. Цыркун, Н. А. Комикс и кинематограф: общий генетический код / Н. А. Цыркун // Артикульт. – 2013. – № 9 (1). – С. 4-10.

9. Bateman, J. A. Text and Image, A Critical Introduction to the Visual/Verbal Divide / J. A. Bateman. – New York : Routledge, 2014. – 292 p.

10. Brocka, B. Comic books: In case you haven’t noticed, they’ve changed / B. Brocka // Media and Methods. – 1979. – No. 15 (9). – P. 30-32.

11. Dorrell, L. Book worms without books? Students reading comic books in the school house / L. Dorrell, D. Curtis, K. Rampal // Journal of Popular Culture. – 1995. – No. 29. – P. 223-234.

12. Eisner, W. Official site / W. Eisner. – URL: http://www.willeisner.com/ (mode of access: 01.11.2021). – Text : electronic.

13. Groensteen, T. The System of Comics / T. Groensteen. – Jackson : University Press of Mississippi, 2009. – 188 p.

14. Gruenberg, S. The Comics as a Social Force / S. Gruenberg // Journal of Educational Sociology. – 1944. – No. 18. – P. 204-213.

15. Kakalios, J. Adding Pow! To your physics class with comic-book lessons / J. Kakalios // Curriculum Review. – 2002. – No. 10. – P. 14-15.

16. Koenke, K. The careful use of comic books / K. Koenke // Reading Teacher. – 1981. – No. 34. – P. 592-595.

17. McCloud, S. Official site / S. McCloud. – URL: http://scottmccloud.com/ (mode of access: 01.11.2021). – Text : electronic.

18. Sones, W. The comics and instructional method / W. Sones // Journal of Educational Sociology. – 1944. – No. 18. – P. 232-240.

19. Versaci, R. How comic books can change the way our students see literature: One teacher’s perspective / R. Versaci // English Journal. – 2001. – No. 91 (2). – P. 61-67.

20. Yang, G. History of Comics in Education / G. Yang. – URL: https://www.humblecomics.com/comicsedu/ history.html (mode of access: 01.11.2021). – Text : electronic.


Рецензия

Для цитирования:


Симбирцева Н.А., Корякина Е.В. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМИКСА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):35-41. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_04

For citation:


Simbirtseva N.A., Koryakina E.V. ARTISTIC UNIVERSALITY OF THE COMIC: EDUCATIONAL POTENTIAL. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):35-41. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_04

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)