Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИМУЛЯЦИИ УЧЕБНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_02

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема применения в учебной деятельности компьютерных симуляций физического эксперимента. Актуальность исследования определяется необходимостью более глубокого анализа их дидактических и методологических функций. Основное внимание уделено обсуждению методологического аспекта использования данных симуляций в обучении. С этой целью авторы обращаются к анализу математического эксперимента как метода познания, реализуемого на компьютере. Обсуждается проблема определения термина «компьютерная симуляция научного эксперимента» с позиции природы данного феномена. Рассматриваются сложившиеся в философии подходы к ее решению. Согласно одному из подходов («behavior viewpoint») ведущей характеристикой компьютерных симуляций является продуцирование новых знаний. Это самостоятельный «гибридный» метод исследования, источник новых гипотез и теорий. На основе этого подхода уточнено методологическое и дидактическое назначение учебных компьютерных симуляций физического эксперимента. Дана характеристика их некоторых видов, показана связь с реальным экспериментом, выполняемым на физическом оборудовании.

Об авторах

Д. А. Антонова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Антонова Дарья Андреевна, преподаватель кафедры английского языка и межкультурных коммуникаций

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15



Е. В. Оспенникова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Оспенникова Елена Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной информатики, информационных систем и технологий

614990, г. Пермь, ул. Пушкина, 42



Список литературы

1. Антонова, Д. А. Составляющие процесса цифровизации предметного знания: разработка цифровых ресурсов по истории физики / Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2021. – Вып. 17. – С. 5-22.

2. Баяндин, Д. В. Динамические интерактивные модели для поддержки познавательной деятельности учащихся / Д. В. Баяндин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2009. – № 5. – С. 30-44.

3. Баяндин, Д. В. Структура процесса познания в физике и классификация учебных интерактивных компьютерных моделей / Д. В. Баяндин // Вестник Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2006. – № 2. – С. 35-46.

4. Оспенников, Н. А. Школьный физический эксперимент в условиях развития компьютерных технологий обучения / Н. А. Оспенников // Вестник Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2006. – № 2. – С. 47-76.

5. Оспенникова, Е. В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе : метод. пособие / Е. В. Оспенникова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 655 с.

6. Теория и техника теплофизического эксперимента : учеб. пособие для вузов / Ю. Ф. Гортышов, Ф. Н. Дресвянников, Н. С. Идиатуллин [и др.] ; под ред. В. К. Щукина. – М. : Энергоатомиздат, 1985. – 360 с.

7. Физический энциклопедический словарь. Т. 3. – М. : Советская энциклопедия, 1963.

8. Хамдамов, Т. В. Компьютерный поворот в философии XXI в. (размышления над книгой Йоханнеса Ленхарда «Сюрпризы вычислений. Философия компьютерных симуляций») / Т. В. Хамдамов // Вопросы философии. – 2021. – № 5. – С. 36-46.

9. Хамдамов, Т. В. Определение термина компьютерных симуляций научных экспериментов через анализ природы феномена / Т. В. Хамдамов // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2019. – № 1 (3). – С. 167-183.

10. Duran, J. M. Computer simulations in science and engineering: Concepts – Practices – Perspectives / J. M. Duran. – Cham : Springer, 2018. – 209 p.

11. Duran, J. M. What is a Simulation Model? / J. M. Duran. – Text : electronic // Minds & Machines. – 2020. – № 30. – P. 301-323. – URL: https://doi.org/10.1007/s11023-020-09520-z (mode of access: 15.10.2021).

12. Humphreys, P. W. (1990). Computer simulations / P. W. Humphreys. – Text : electronic // PSA. – 1990. – № 2. – P. 497-506. – URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/s11023-020-09520-z#ref-CR34 (mode of access: 15.10.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Антонова Д.А., Оспенникова Е.В. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИМУЛЯЦИИ УЧЕБНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ. Педагогическое образование в России. 2021;(6):13-23. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_02

For citation:


Аntonova D.A., Ospennikova E.V. COMPUTER SIMULATION OF EDUCATIONAL PHYSICAL EXPERIMENT: METHODOLOGICAL AND DIDACTICAL ASPECTS OF APPLICATION IN TEACHING. Pedagogical Education in Russia. 2021;(6):13-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_02

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)